Биография. Поющие сердца Отрывок, характеризующий Поющие сердца

Ко дню рождения экс-солиста ВИА Поющие сердца, Голубые гитары и Акварели Игоря Офицерова. Игорь Офицеров родился 7 февраля 1949 года. Звезда советской эстрады 70-80 х годов, солист легендарных ВИА: «Поющие сердца», «Голубые гитары», «Акварели». Лауреат международной премии «Пилар». Исполнитель всеми любимых песен: «Листья закружат», «Кто тебе сказал», «Облака в реке», «Мы найдём слова», «Обманщица» и многих других, Заслуженный артист России - Игорь Офицеров! «Поёт сердцем» - такое впечатление вызывает искреннее выступление Игоря Офицерова, солиста ВИА «Поющие сердца». Поэтому всегда ему удаётся вот так мягко, лирично и проникновенно исполнять произведения своего репертуара. Молодых ребят в 1971 году объединил опытный музыкант и композитор Виктор Векштейн, который точно и грамотно соединил многие стили и направления. Результатом плодотворного труда стало звание лауреатов артистов эстрады. Сначала Всероссийского, а потом и Всесоюзного конкурса артистов эстрады. «Поющие сердца», где солистом был Игорь Офицеров, человек с потрясающим голосом, активно сотрудничают с композиторами: М.Фрадкиным, Н.Богословским, В.Добрыниным, О. Фельцманом, М. Минковым, А. Днепровым, Б. Савельевым и многими другими, а также поэтами песенниками: Л. Дербенёвым, М. Пляцковским, М. Шабровым, И. Кахановским, М. Рябининым, В. Харитоновым. «Поющие сердца» участвовали в съемках кинофильмов «Мы – Архимеды » и «SOS над тайгой» а также одной из серий самого знаменитого телесериала 70-х «Следствие ведут знатоки». Постоянно принимали участие во многих культовых телевизионных программах тех лет: «Кабачок 13 стульев», «Не в шутку, а всерьез», «Песня года» и других. Записали более 20 грампластинок «Поющие сердца» неоднократно представляли Советское исскуство более чем в 50 странах Европы, Америки, Азии и даже Африки. Песни советских композиторов и собственные песни участников ансамбля «Поющие сердца» полюбились молодежи. «Вот какая беда», «Но ты опять проходишь стороной», «Листья закружат», «Облака в реке», «Кто тебе сказал», « Ты мне больше не звони», и многие другие работы ансамбля вошли в золотой фонд молодежной песни и стали настоящими хитами. В 1979 году солист ансамбля Игорь Офицеров был приглашён руководителем И. Грановым в ВИА «Голубые гитары» на главную роль Серого волка в мюзикл «Красная шапочка, Серый волк и Голубые гитары». Игорь Офицеров и с ВИА «Голубые гитары» неоднократно выезжал за рубеж, где с огромным успехом исполнял русские народные песни, романсы и песни патриотического содержания. В начале 90-х годов происходит вынужденный распад коллектива. Музыканты первого звездного состава «Поющих сердец» занимаются каждый своим делом: студийной работой, сольной карьерой, продюсированием молодых исполнителей. Казалось, что «Поющие сердца» прекратили свое существование навсегда. Однако в 2000 году по инициативе бывших участников ансамбля Игоря Офицерова и Виктора Дорохина, музыканты «Поющих сердец» собрались вновь. Но разойдясь в творческих взглядах с участником коллектива Виктором Харакетзяном, Игорь уходит из коллектива и выступает сольно, как легендарный вокалист, собрав вокруг себя музыкантов единомышленников. В начале 90-х годов происходит вынужденный распад коллектива. Музыканты первого звездного состава «Поющих сердец» занимаются каждый своим делом: студийной работой, сольной карьерой, продюсированием молодых исполнителей. Казалось, что «Поющие сердца» прекратили свое существование навсегда. Однако в 2000 году по инициативе бывших участников ансамбля Игоря Офицерова и Виктора Дорохина, музыканты «Поющих сердец» собрались вновь. Но разойдясь в творческих взглядах с участником коллектива Виктором Харакетзяном, Игорь уходит из коллектива и выступает сольно, как легендарный вокалист, собрав вокруг себя музыкантов единомышленников. Концерты Игоря Офицерова происходят при полных залах и с неизменным успехом. «Поёт сердцем» – такое впечатление вызывает искреннее выступление этого потрясающего, не стареющего исполнителя. “О чем поют сердца сегодня?”- наверное про то единственное и неповторимое. В музыке Офицерова – ностальгия, молодость, современность, немного грусти и всегда любовь. Поэтому когда на концертах Игоря Офицерова зрители начинают петь вместе с ним, никто не удивляется.

Вокально-инструментальный ансамбль «Поющие сердца» был образован в 1971 году в городе Москве. Художественным руководителем и создателем коллектива являлся известный музыкант и композитор Виктор Яковлевич Векштейн.

ВИА «Поющие сердца» был популярен в Советском Союзе в 1970-1980 годах. В 1973 году ВИА стал лауреатом Всероссийского, а в 1974 году - Всесоюзного конкурсов артистов эстрады.

Из нескольких его участников была сформирована в 1984 году популярная джаз-рок группа "Эрмитаж", (Виталий Барышников, Виктор Харакидзян, Александр Ольцман), а в 1985 году популярная рок-группа Ария .

Музыканты

В настоящее время ансамбль «Поющие сердца» продолжает работать в «Москонцерте». В его составе работают музыканты: руководитель Виктор Харакидзян (бас-гитара, вокал), Вячеслав Кондаков (гитара, вокал), Андрей Грегер (клавишные инструменты, вокал), Владимир Куклин (вокал, гитара, саксофон), Дмитрий Дъячков (клавишные), Владимир Панкин (ударные). В 2007 году лауреат конкурса «Национальное достояние».

В составе ансамбля в разное время работали:

  • Игорь Иванов (гитара, вокал) (ex-«Лейся, песня», ex-«Надежда»)
  • Жмакова Антонина (вокал)
  • Агутин Николай (вокал) (экс-«Голубые гитары», экс-«Весёлые ребята »)
  • Могилевский Анатолий (вокал) (экс-«Самоцветы», экс-«Пламя»)
  • Индроков Слава (гитара, вокал)
  • Харакидзян Виктор (бас-гитара, вокал)
  • Барышников Виталий (фортепиано, клавишные)
  • Ольцман Александр (гитара, вокал)
  • Шнайдерман Владимир (клавишные)
  • Дорохин Виктор (барабаны)
  • Шеманков Виталий (саксофон)
  • Избойников Владимир (труба)
  • Офицеров Игорь (вокал)
  • Дубинин Виталий (вокал) (экс-«Волшебные сумерки», экс-«Альфа», «Ария»)
  • Жучкевич Николай (вокал)
  • Шеманкова Наталия (вокал)
  • Кипелов Валерий (вокал) (экс-«Ария », «Кипелов »)
  • Расторгуев Николай (вокал) («Любэ »)
  • Аветисов Георгий (Юрий) (клавишные)
  • Галактионов Анатолий (гитара, вокал)
  • Галактионов Георгий (бас-гитара, вокал)
  • Носков Николай (вокал) (экс-«Парк Горького »)
  • Покровский Кирилл (клавишные) (экс-«Ария», «Мастер»)
  • Грановский Александр (бас-гитара) (экс-«Ария», «Мастер»)
  • Холстинин Владимир (гитара) («Ария»)
  • Большаков Андрей (гитара) (экс-«Ария», экс-«Мастер»)
  • Милославский Алексей (гитара)
  • Сергей Шалаев (клавишные, вокал)
  • Крупышев Николай (саксофон)
  • Тартаковский Анатолий (ударные)
  • Васин Анатолий (труба)
  • Ахметгареев Вадим (тромбон)
  • Бабаков Павел (вокал)
  • Славин Григорий (вокал, клавишные)
  • Жарков Геннадий (труба)
  • Кашкин Игорь (вокал, гитара, ударные)
  • Иванников Игорь (вокал)
  • Красиловский Феликс (вокал)
  • Неволин Александр (вокал)

Напишите отзыв о статье "Поющие сердца"

Примечания

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Поющие сердца

– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
ВИА "Поющие сердца" как-то выпадал из общего ряда ансамблей, созданных в начале 70-х. В первый период своего существования у него был только один всесоюзный хит "Листья закружат". Потом долгое время ничего подобного не получалось. Хотя, как и многие известные ВИА того времени, он без труда собирал Дворцы спорта и другие престижные концертные площадки по несколько раз в день. Наличие большой духовой группы тоже не добавляло популярности, поскольку молодежь считала это признаком отсталости в музыкальной моде и жаловала больше гитарные коллективы. А у "Поющих сердец" на сцене народу всегда было много, но при этом имелось только 2 гитариста.
Со стороны казалось, что у ансамбля нет своего узнаваемого звука, отсутствуют яркие музыканты и вокалисты, голоса которых узнавались бы на пластинках.
Только с приходом Игоря Иванова в 1976 году этот пробел был, вроде бы, ликвидирован. Позже у ансамбля появилась новая солистка Антонина Жмакова, и через какое-то время она стала доминировать в программе. Это еще больше снизило интерес к коллективу. Он по-прежнему был хорошо известен и популярен, но настоящих поклонников у него было немного.
Как и многие другие ВИА в середине 80-х он тихо пропал без вести, а его руководитель Виктор Векштейн создал "Арию", потом еще несколько групп, которые в основном занимались аккомпанементом Антонине Жмаковой, переориентировавшуюся на более тяжелую музыку.
Примерно таким было мое мнение об этом ВИА до недавнего времени. Роясь в своих старых бумагах, я нашел дневник, который вел в середине 70-х, и там с удивлением прочитал свои впечатления о двух концертах "Поющих сердец" в 1974 и 1977 годах. Оказывается, тогда я был в полном восторге от их выступлений. А когда я встретился с Виктором Харакидзяном, и он рассказал мне историю жизни этой группы, то тут я понял, что фактически об этом ансамбле не знал ничего.
Работая над этим материалом, я открыл для себя и композитора Виктора Векштейна. Оказывается, он писал очень яркие и современные песни, хорошо вписывавшиеся в стиль и самого ансамбля и Антонины Жмаковой. И очень жаль, что большая их часть так и не была записана. Хотя нечто подобное можно было предполагать и раньше. Ведь на первом "гиганте" именно песня Векштейна "Где найти любовь" выделялась среди всех остальных.
Общаться с Виктором Харакидзяном было легко и приятно. Кроме того, у него сохранились старые концертные записи ансамбля, которые в этом материале будут представлены.

Все началось в армии.

Я родился в городе Армавир Краснодарского края. С детства начал заниматься музыкой. Мне подарили скрипку, и я пробовал на ней играть. Потом я это скрипку бросил и стал изучать другие инструменты: саксофон,кларнет, трубу.
У нас в ДК железнодорожников были разные инструменты, которые я все перепробовал, но получалось не очень.

Лет в 10-12 я вдруг влюбился в баян. Вроде стало получаться и в один прекрасный день, не сказав никому, пошел поступать в музыкальную школу в г. Армавире. Меня приняли. Там надо было учиться 5 лет, но я закончил ее за 4 года. Сдал экзамены и поехал поступать в Москву в музыкально-педагогическое училище им.Гнесиных.
Когда я приехал поступать, то привез с собой свой баян. И буквально за 3 дня до экзаменов у меня его украли. Слез было-море, поскольку я с ним просто сроднился. На экзамене надо было играть 6 произведений. Когда подошла моя очередь, я рассказал о краже баяна и показал подтверждение этому из милиции. Один из преподавателей меня успокоил, мне дали баян, выделили комнату, чтобы я мог позаниматься где-то час-полтора. Потом я вышел и сыграл. Когда увидел себя в списках принятых, то рад был безмерно. Это был 1963 год. Так я стал на путь профессионального музыканта.
Жили мы в общежитии училища около ВДНХ. Проучившись год, меня забрали в армию на три года.
Первый год я был в учебке, где меня обучили по специальности "механик-водитель ПТС" (плавающий транспортер средний). После чего отправили служить в Польшу на оставшиеся 2 года.
Надо сказать, что тогда я уже умел шить на швейной машинке и меня позже определили в хозвзвод, где было много свободного времени, и я смог заниматься музыкой. Это был 1965 год-год расцвета популярности "Битлз".
На одном вечере в нашей части выступила польская бит-группа: три гитары и барабан. Ничего подобного я раньше никогда не слышал. Гитары были включены в усилители и это произвело на меня такое сильное впечатление, что я познакомился с их руководителем Рышардом. Он пообещал научить меня играть на гитаре.
К тому времени я создал при Доме офицеров оркестр. Одного футболиста обучил игре на барабанах, сам играл на аккордеоне, фортепиано или баяне. Еще были акустическая гитара и контрабас. Мы играли на танцах наши советские песенки. Это позволяло мне часто ходить в увольнение в город.
Мы с Рышардом стали встречаться, а учился он в радиотехническом институте и сам уже делал усилители и гитары. Именно он научил меня играть на гитаре. Сначала у меня была обычная гитара, перестроенная из семиструнной. Потом он мне подарил гитару и бас-гитару. Обе у меня сохранились до сих пор.

На моей гитаре было 4 звукоснимателя и 6 ручек. Регулировалась она в любой комбинации. Это было по тем временам (1966 год)- нечто. Позже он мне сделал фуз (сейчас дисторшен называется)-это была коробка с переключателем, который имел 7 положений. И квакушку. Это все у меня было в армии.
На этой базе я создал там свою бит-группу. Были тогда такие модные ансамбли "Шедоуз", потом "Манкиз". Я выучил многие их произведения, и мы их играли на танцах в части. Еще Рышард мне подарил проигрыватель для пластинок на 45 оборотов и набор пластинок.
Однажды он мне сказал, что в Зеленой Гуре живет скрипичных дел мастер, очень известный в Польше, который помимо скрипок ещё делает гитары. Ришард предложил съездить к нему и купить мне гитару. Так мы и сделали, сели на его мотоцикл и приехали в Зеленую Гуру. Мастер показал нам огромную коллекцию скрипок и гитар. И я себе там выбрал гитару. Это была полуакустическая гитара, и звучала она так, что передать невозможно. Но когда мы просверлили там отверстия для потенциометров, звукоснимателей и переключателей, то этот шикарный акустический звук пропал. Но в электрическом виде звучала она просто классно. Я на ней в "Поющих сердцах" успел поиграть.

Поскольку я был руководителем оркестра, игравшего на танцах в Доме офицеров, то все молодые офицеры меня знали и это позволяло мне даже ходить в город без увольнительной. Если меня останавливал патруль, то было так:
-Товарищ солдат, подойдите.
-А, это не солдат. Это Харакидзян! Пусть идет.
После армии в 1967 году я вернулся в Москву и восстановился в музучилище, но учиться было тяжело по финансовым причинам. Я перевелся на заочное отделение и вернулся в Армавир.
Там я собрал свою бит-группу, которую назвал "Черные гитары". Репертуар был почти целиком западный. Мы играли на разных мероприятиях и на танцах. В итоге стали очень популярны. В группе я играл на гитаре. Я и в "Поющие сердца" пришел гитаристом, и только там волею обстоятельств стал бас-гитаристом.

Бит-группа "Черные гитары" в Армавире.
Виктор Харакидзян справа.


В какой-то момент, вероятно летом 1969 года, нам предложили работу в Адыгейской филармонии. Там был цирковой коллектив из десяти лилипутов, нас с ним объединили в общей программе "Цирк + эстрада", и мы поехали на гастроли. Одно отделение- они, а мы им аккомпанировали, а во втором отделении выступали уже мы. Концертов было много и с непривычки было тяжело.
Однажды мы выступали в Грозном. В это время туда приехал по личным делам Муслим Магомаев. Руководство республики уговорило его выступить с концертами в Грозном. У него не было сопровождающих музыкантов и тогда было принято такое решение: первое отделение, где он будет выступать с классическим репертуаром, с ним будет работать местный симфонический оркестр,а во втором, где Магомаев будет петь эстрадные песни, аккомпанировать ему будет наш ансамбль.
В итоге мы немного порепетировали с Муслимом и дальше отработали два концерта.

Готовясь к этому концерту я нашел в городе фотографа и договорился с ним, что он поснимает это мероприятие. Но то ли он переволновался, то ли не умел снимать с рук. В итоге его снимки оказались очень плохого качества. Этот оказался самым "лучшим".
После Грозного мы еще како-то время гастролировали, а потом вернулись в Армавир.
К тому времени я решил уехать в Ставрополь и поступить там в музыкальное училище на дирижерско-хоровой факультет. В итоге так и сделал. В "гнесинке" я учился заочно, а в Ставрополе стал учиться очно. Кроме того я устроился в оркестр ресторана "Ставрополь".

Примерно в ноябре 1969 года в Ставрополь на гастроли приехал Вадим Мулерман. Руководителем его ансамбля был Виктор Векштейн. Жили они в гостинице, при которой был наш ресторан. Там мы и познакомились с Векштейном. Он сказал мне:
-Я создаю вокально-инструментальный ансамбль. Хотите в нем работать?
Я согласился. Он уехал и пообещал прислать мне вызов.
И вскоре вызов такой пришел.

"Золотые 70-е..." или "Шлягеры 80-х..." Вновь поют "Самоцветы", "Орэра", "Лейся, песня", "Синяя птица", "Песняры", "Земляне", "Ялла"... Вот и до Иркутска докатилась эта волна.

В давние времена и "Сябры", и "Поющие сердца", и "Оризонт" выступали в разных концертных залах и на стадионах Иркутской области. Но с тех пор прошло много лет. И что же? Ностальгия по ушедшим временам, когда "как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!", вновь собирает зрителей. На нынешних концертах пели песни советских композиторов, чьи имена вошли в золотой фонд нашей эстрады: Тухманова, Шаинского, Добрынина, Фельцмана, Олега Иванова... "Вживую" играли и пели музыканты, что для сегодняшнего дня редкость (обычно певец едет на гастроли с фонограммой "минус один", где уже записана музыка). Звучали гитары, клавишные, скрипка, саксофон, вовсю старался ударник. Зрители с удовольствием пели вместе с артистами свои любимые песни.

Нынешний руководитель ансамбля "Поющие сердца" Виктор Харакидзян, бас-гитарист, в группе с самого первого дня. Точкой отсчета своей истории "Поющие сердца" считают 1970 год. Тогда они встретились, начали делать первые шаги. А спустя два года пришла известность. Вот что рассказал В. Харакидзян:

Виктор Векштейн, создатель и руководитель ансамбля "Поющие сердца" (царствие ему небесное, он трагически погиб в 1989 году), собирал дарования повсюду. Работая в ту пору с ансамблем известного певца Вадима Мулермана, он ездил по стране с гастролями и заодно искал хороших музыкантов с целью создания ВИА. Меня нашли в Ставрополе, Славу Индрокова - в Нальчике. Перечислять другие города нет смысла, многие ребята уходили из ансамбля. В 1972 году вышла пластинка, на которой была записана песня "Листья закружат". Мы на нее ставку не делали и даже не думали, что она станет популярной. Помню, приезжаем после какой-то гастрольной поездки в Куйбышев. Там нам впервые дали теплый автобус "ЛИАЗ", шикарные номера в гостинице. Подъезжаем к ДК Ленина, где должен быть наш концерт, видим огромные очереди! Оказалось, наша пластинка только что появилась в городе. Пришла известность. А в 1973 году мы стали лауреатами Всероссийского конкурса артистов эстрады, в 1974 - уже Всесоюзного. В моей коллекции есть все песни, которые исполняли "Поющие сердца" - на "катушках", на кассетах. Иногда я даже получал выговор от Векштейна: зачем ты пишешь концерты? Я всюду таскал магнитофон, не ленился. Подсоединял к пульту, просил инженера записывать. По прошествии многих лет оказалось, что все-таки я был прав, собирая эти песни. Почему нам сегодня легко их возрождать? Мы вытаскиваем их с такой "полки", из таких "сундуков"!.. Вы услышите на концерте несколько таких песен, которые заслуживают внимания, уважения. Например, "Возьми свои слова обратно", "Облака в реке", "Ты мне больше не звони"... Свои выступления мы начинаем с песни Векштейна "Но ты опять проходишь стороною...", это дань памяти ему.

- О новых своих песнях что скажете?

А они не нужны! Не знаю, чем это объяснить. Хотя их полно! У нас в репертуаре полторы тысячи песен... Иногда нас приглашают отработать концерт на чьем-то юбилее. Просят спеть шлягеры. Мы поем, после чего нас оставляют, и до двух-трех ночи мы можем еще продолжать радовать народ. Благодаря нашему репертуару мы побывали в прошлом году в Англии, в Лондоне. Пять дней были в Париже. Там проходила конференция, а мы развлекали в свободное время ее участников. Нас сразу же попросили выдать 12 наших шлягеров, а потом, мол, пойте, что хотите. У нас в коллективе все пишут песни. Но спрос все равно на "старенькое". Как говорится, старый друг лучше новых двух. Мы пропустили старые шлягеры, что называется, через призму сегодняшнего дня (потребности ведь теперь у публики другие): более четкие ритмы, современное звучание клавишных, бас-гитары, а структуру песни постарались оставить, чтобы это было узнаваемо, близко сердцу слушателя, который пришел послушать именно эту песню.

- После смерти Векштейна ансамбль распался?

Нет, немного не так. В 1983 году у Векштейна появилось желание обновить коллектив, набрать молодых, списать "стариков", что, собственно, и произошло. Последним из старого состава ушел я. А Володя Куклин (сидит рядом. - Прим. авт.) - уже из более позднего состава. Он успел поработать в ансамбле "Поющие сердца", который потом превратился в "Арию" (она образовалась "под крылом" Векштейна). Позже "Ария" стала группой "Мастер". А Векштейн опять набрал команду (где был Кипелов), которая и по нынешний день называется "Арией", она очень популярна, собирает стадионы. Надо отдать должное Векштейну, он всегда приглашал только достойных музыкантов, "сливки". В "Поющих сердцах" всегда была мощная "медная" группа, клавишные, ударные. Если музыкант был настоящим профессионалом, он брал его хоть из Ростова, несмотря на сложности с пропиской (в "Москонцерте" можно было работать только с московской пропиской), помогал устраиваться. Я, когда приехал в Москву, первое время жил у него дома.

- Где сейчас Антонина Жмакова, жена Векштейна, певшая у вас?

Жива-здорова. Мы иногда общаемся. Она была на презентации нашего диска. Антонина преподает в музыкальном училище, у нее ведь высшее театральное образование. Иногда поет (романсы, в основном).

- А когда вы возродились?

В 2000 году. Из старого состава собрались я, Индроков, Куклин, стали искать "крепких" музыкантов (пошли по стопам Векштейна), пригласили Андрея Грегера, благодаря ему в аранжировках ощущается свежая струя. В то время, когда мы не работали, я всегда говорил музыкантам, которые уже ни на что не надеялись: "Ребята, не волнуйтесь, придет время профессионалов". Ну вот оно и пришло. Народ потянулся к старым песням.

- И как нынче с концертами?

Хорошо! Спрос на нас вдруг появился в прошлом году. В конце декабря три дня выступали в Кремлевском Дворце съездов. Пели перед Путиным. Из ВИА были мы и "Поющие гитары". Людмила Путина давала обеды, нас пригласили. И к Волошину на обеды в представительском доме Управления делами Президента приглашали. Это "пафосные" концерты. А в "России" был концерт "Ах, анекдот, анекдот..." (его должно показать телевидение), мы там спели и рассказали анекдот. В марте с ансамблем "Орэра" собираемся поехать в Америку. У "Орэры" были концерты, посвященные их 40-летию, в Москве, в "Новой опере". Мы все три дня пели у них. Мощные были концерты! Многие известные артисты приходили поздравлять юбиляров, выступали "Самоцветы" с Юрием Маликовым, Нани Брегвадзе, Сосо Павлиашвили...В 2001 году мы побывали на международном фестивале, он шел три дня в Ханты-Мансийске. Пели Басков, Долина, Сергей Захаров. Приезжала Ванесса Мэй. В Москве нас приглашают на лучшие площадки. Побывали недавно в Находке, во Владивостоке. И в Оренбургской области...

- Раньше вы пели под фонограмму?

Никогда!

- А сейчас?

Сейчас используем "минусовую" фонограмму на концертах. Очень нам хочется делать все "вживую". В вашем городе есть такая возможность. А в других - нет. Так что мы готовы к любой работе. Когда есть рояль, и его используем. У нас есть несколько классических произведений. В позапрошлом году правительство Москвы проводило конференцию. После нее был трехдневный круиз на корабле по Москве-реке, по Волге. Мы там тоже работали. В первый вечер - выступление ВИА "Поющие сердца". Во второй - этот же состав, но вечер посвящен гитаре. Пели песни только под гитару. Третий посвятили роялю. И до трех ночи работали, и до шести утра. А последний вечер назвали "От "Битлз" до сегодняшних дней". Мы исполнили несколько песен из репертуара "Битлз", а потом спели все, что нас просили. Там была француженка, после этого-то нас и пригласили в Париж.

- Из сегодняшних групп вам кто нравится?

Очень нравятся "Песняры". Мы работали и с мулявинским коллективом, и со вторым, где Валера Дейнеко. В марте в Кремлевском Дворце съездов состоится концерт памяти Владимира Мулявина - будем выступать. Нравится "Премьер-министр". Я удивлен пафосом и шумихой вокруг "Тату", которые на Западе заявили о России, даже гордость какую-то испытываешь. Может быть, Россия и начнет завоевывать мировые подмостки...

- А чем занимались музыканты, когда "Поющие сердца" перестали существовать?

Почти все продолжали заниматься музыкой. Я, например, ушел в цирк. Была такая цирковая программа "Россия на льду". Год мы работали в Латинской Америке. Увидел экзотические страны, о которых и мечтать не мог! Мексика, Никарагуа, Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика... Я не первый раз был в Латинской Америке. Впервые "Поющие сердца" ездили туда в 1977 году, тогда мы три месяца работали в двенадцати странах. Но с цирковым оркестром (я играл там на бас-гитаре) увидел такую экзотику! Побывал на всех пирамидах - и ацтеков, и майя. Купался в озере Никарагуа, в котором вода... представляете? - сладкая! А в Сальвадоре - в теплом озере, в чреве действующего вулкана. Потом были Израиль и Греция, острова Керкира, Пакси и Антипакси, где я, кстати, вспоминал Байкал, в котором видна монета, брошенная в озеро (и там, в морской воде, также просматривается дно).

- Книгу не думали написать?

Мне это предлагали, и не раз. Очень много воспоминаний о "Поющих сердцах". Мы объездили в свое время более пятидесяти стран. На Кубе пели, на островах Тринидад и Тобаго, в двенадцати странах Африки... Естественно, не обходилось без приключений. Есть что рассказать. Но писать книгу... Мне кажется, что еще время не пришло, что мы будем жить вечно, не уйдем в мир иной... (Смеется).

(Кстати, во время знакомства Виктор сразу же предложил не величать его по отчеству, сказал, что "несмотря на седину и возраст, мы чувствуем себя молодыми. Ну и что, что нам "полтинник"? Мы молоды душой!").

Свою музыкальную карьеру Виктор Яковлевич начинал еще в первой половине 60-х годов, когда выступал с самодеятельными бит-группами. Позднее он работал с Иосифом Кобзоном, Майей Кристалинской, Вадимом Мулерманом и другими звездами эстрады 60-х годов.

В организованный им ВИА "Поющие сердца" " (первые несколько месяцев ансамбль назывался «Поющие континенты») вошли как музыканты с самодеятельной сцены, так и выпускники музыкальных училищ и профессиональные музыканты, в разное время игравшие в джаз-оркестрах О. Лундстрема и А. Кролла, в эстрадно-симфоническом оркестре Ю. Силантьева:

Виктор Дорохин, Николай Жучкевич, Владимир Избойников, Вячеслав Индроков, Игорь Офицеров, Александр Ольцман, Виктор Харакидзян, Виталий Шеманков, Владимир Шнейдерман, Наталья Шеманкова.

Виктор Векштейн, создатель и руководитель ансамбля "Поющие сердца" собирал дарования повсюду. Работая в ту пору с ансамблем известного певца Вадима Мулермана, он ездил по стране с гастролями и заодно искал хороших музыкантов с целью создания ВИА. Меня нашли в Ставрополе, Славу Индрокова -- в Нальчике.

Надо отдать должное Векштейну, он всегда приглашал только достойных музыкантов, "сливки". В "Поющих сердцах" всегда была мощная "медная" группа, клавишные, ударные. Если музыкант был настоящим профессионалом, он брал его хоть из Ростова, несмотря на сложности с пропиской (в "Москонцерте" можно было работать только с московской пропиской), помогал устраиваться. Я, когда приехал в Москву, первое время жил у него дома.

Виктор Харакидзян. 2003 год.

С момента становления"Поющие сердца" ориентировались на сложные формы поп-музыки - брасс-рок - мелодичную музыку с мощной подложкой духовых инструментов. Вся творческая биография ансамбля говорит о том, что это один из интереснейших, нестандартных представителей жанра ВИА. Дважды "Поющие сердца" становились лауреатами конкурсов артистов эстрады. Участвовали в съемках кинофильмов "Мы - Архимеды" и "SOS над тайгой", а также одной из серий самого знаменитого телесериала 70-х "Следствие ведут знатоки". Постоянно принимали участие во многих культовых телевизионных программах тех лет: "Кабачок 13 стульев", "Не в шутку, а всерьез", "Песня года" и других. Записали более 20 грампластинок.

Виктор, среди множества музыкальных направлений, какое избрал Ваш коллектив?

Лучшие дня

На этот вопрос отвечает само название нашего ВИА. «Поющие сердца» - это лирика, голос души. Все, чему радуется, о чем переживает человеческое сердце, ложится в основу музыки и слов песен нашего репертуара.

Из интервью Виктора Векштейна газете «Комсомолец Кузбаса» 27.12.80 г.

"Поющие сердца" объездили с гастролями почти всю нашу страну, побывали более чем в 50 странах Европы, Америки, Азии и даже Африки, откуда они и привезли свои уникальные барабаны. Творчество коллектива всегда привлекало своим профессионализмом, бережным отношением к песне и разнообразием репертуара, состоявшего из песен советских композиторов и собственных песен участников ансамбля. Песни ВИА "Поющие сердца" полюбились молодежи. "Вот какая беда" (Б.Савельев - И.Кохановский), "Но ты проходишь стороной" (В.Векштейн - И.Кохановский), "Оглянись во гневе" (А.Богословский) и многие другие работы ансамбля вошли в золотой фонд молодежной песни.

В 1976 году солисткой "Поющих сердец" становится выпускница отделения музыкальной комедии Государственного института театрального искусства им.Луначарского Антонина Жмакова.

До прихода в ансамбль Жмакова работала в Ленинградском театре музыкальной комедии, где она блестяще сыграла в спектаклях "Моя прекрасная леди", "Воскресенье в Риме", "Верка и алые паруса"; а затем в Московском театре им.Вл.Маяковского -Василиса в спектакле "Мария", Катька в "Детях Ванюшина" и другие роли. В 1972 году на Международной конкурсе эстрадной песни в Токио Антонине Жмаковой за исполнение песни А.Новикова "Звездам навстречу" были присуждены специальный приз и золотая медаль. С тех пор молодая певица с успехом выступала во многих городах нашей родины и за рубежом: в Болгарии, Индии, в Африке, принимала участие в гал-концерте на олимпиаде в Мюнхене. В 1974 году Антонина Жмакова в сопровождении инструментального ансамбля "Мелодия" п/у Г.Гараняна записала пластинку, в которую вошли песни советских композиторов. Практически сразу после прихода в "Поющие сердца" Жмакова становится основной солисткой ансамбля и поистине "лицом коллектива". Всем сразу же запомнились и полюбились такие ее песни как "Ты мне больше не звони" (В.Векштейн - И.Кохановский), "Прощальный тост" (М.Маллери, Ж.Ренар - р.т.И.Кохановский) и многие другие.

С приходом в коллектив певицы Антонины Жмаковой в лирическую окраску наших песен влилась драматическая нота.

Виктор Векштейн. 1980 год.

В 1976 году в ансамбль пришел популярный певец Игорь Иванов, известный к тому времени по работе в вокально-инструментальных ансамблях "Лейся, песня" и "Надежда", где он исполнил немало хитов общенационального масштаба, а также по работе с Давидом Тухмановым над альбомом "По волне моей памяти" (песня "Из вагантов"). Наиболее значимые работы Игоря в "Поющих сердцах" - известные песни "Облака в реке" (А.Днепров - И.Кохановский), "Белая бумага" (О.Фельцман - Н.Олев) и другие.

В эти годы репертуар ансамбля претерпел значительные изменения. Широкие инструментальные возможности музыкантов и великолепные вокальные данные солистов позволяли им исполнять, как на русском языке, так и на языке оригинала, множество песен зарубежных исполнителей и композиторов. Благодаря именно "Поющим серцам" вторую жизнь в СССР получили такие известные зарубежные хиты как: "Ты всегда другая" и "Королева танца" (Б.Андерссон, С.Андерсон, Б.Улвеус - русский текст И.Кохановского), "Вечером вдвоем" (О.Кастийо, на испанском языке), "Танцует маленькая леди" (В.Бедду и Рокэн, на английском языке). Прекрасные песни для ансамбля писал и его руководитель Виктор Векштейн.

Вокально-инструментальный ансамбль "Поющие сердца" стал очень популярным как в Советском Союзе, так и за рубежом. У ансамбля появлялись все новые и новые хиты, такие как "Обманщица" (В.Добрынин - М.Пляцковский), "Только я не верю" (В.Добрынин - М.Шабров) и другие. Безусловно, этот успех стал возможен благодаря мастерству и коллективному творчеству всех участников ансамбля, а не только его руководителя и солистов.

Следуя выбранному направлению, мы стараемся не раствориться в бурной лавине ансамблей и групп, хотим, чтобы нас узнавали, и радуемся, когда этого добиваемся.

Мы давно и крепко дружим с лирическими композиторами старшего поколения Оскаром Фельцманом и Марком Фрадкиным, охотно работаем с молодыми Вячеславом Добрыниным и Борисом Рычковым. Для нас всегда праздник – песни Александры Пахмутовой. Содружество с этими композиторами помогает не сбиваться с избранного нами пути… Выбирая новую песню для репертуара, всегда ревностно относимся к словам, считая их не менее важным, чем музыка, составляющим песни. Больше доверяем глубоким серьезным поэтам.

Виктор Векштейн. 1980 год.

Виктор Яковлевич Векштейн являлся достойным представителем уникальной и крайне немногочисленной социальной группы - руководителей ВИА. Эти люди в Советском Союзе являлись своеобразным эквивалентом деятелей зарубежного шоу-бизнеса. Правда, в отличие от Запада, где стать подобным персонажем было невозможно без вполне определенных пробивных способностей и своеобразного таланта, в нашем тогда еще социалистическом отечестве важны были такие качества, как знание общей поитической конъюктуры и умение ориентироваться в коридорах власти. Виктор Яковлевич в этом вопросе был настоящим профессионалом, имевшим многолетний опыт работы в Москонцерте, что давало ему неограниченные возможности. Все, кто близко знал Виктора Яковлевича, отмечали, что этот человек обладал потрясающим чутьем во всем, что касается шоу-бизнеса. У музыкантов Векштейна всегда была самая современная аппаратура, самые коммерческие маршруты гастролей и еще многое-многое самое-самое. А для того, чтобы живьем услышать песни "Поющих сердец", народ скупал билеты и заполнял стадионы.

Виктор Векштейн мог бы достаточно комфортно чувствовать себя, со всех точек зрения. Однако - и это было главным его отличием от коллег - он заботился не только о сегодняшнем дне ансамбля, но и об актуальной для завтрашнего дня музыке, то есть был сторонником музыкального прогресса.

К 1980 году подрасло новое поколение слушателей, которому музыка 70-х была мало интересна. Молодежь хотела слушать совсем иное. И Виктор Яковлевич одним их первых на советской профессиональной сцене почувствовал, что на подходе новое время, которое настоятельно потребует совершенно иных музыкальных форм, и здесь очень важно не опоздать. Он решил рискнуть и радикально реформировать свой успешный ансамбль. В начале 80-х Векштейн распускает всех прежних участников ансамбля и собирает группу молодых московских музыкантов, в т.ч. приглашает в свой коллектив молодого вокалиста Николая Носкова из группы "Москва", в то время только записавшей новый диск Давида Тухманова "НЛО". "Поющие сердца" начинают играть более агрессивную, но актуально звучавшую в то время музыку "хард-энд-хэви". Векштейн прекрасно понимал, что его ансамблю, как передовому коллективу московской сцены, уделяется пристальное внимание со стороны руководства и худсоветов; и может так случиться, что коллектив серьезно пострадает за смелые эксперименты, вплоть до его расформирования. Поэтому Виктор Яковлевич старался в то непростое время прокладывать гастрольные маршруты вдали от столиц.

В начале 1985 года "Поющие сердца" покидает Николай Носков, и на его место Векштейн приглашает певца Валерия Кипелова, до этого пять лет проработавшего в ВИА "Лейся песня". В тот момент "Лейся, песня" практически прекратила существование, не сумев пройти прослушивания комиссии Министерства культуры, и Кипелов принял приглашение.

Постепенно становится ясно, что сценический образ коллектива не соответствует лирическому названию ансамбля. В 1985 году Виктор Векштейн и музыканты ансамбля принимают решение о необходимости переименования коллектива. Придумано и новое название - "Ария", а к ноябрю готов и новый альбом "Мания величия". Магнитоальбом быстро разошелся по стране, сделав группе неплохую рекламу в среде молодых поклонников тяжелой музыки. И хотя ансамбль по-прежнему назывался "Поющие сердца", на кассете уже значилось "Ария". Первое сценическое представление новой программы произошло 5 февраля 1986 года во Дворце культуры Московского авиационного института. А 12 сентября того же года специальная комиссия Министерства культуры официально утвердила название "Ария". Векштейн оставался ее руководителем, а также входил в совет Московского рок-клуба, организованного профессиональными музыкантами в 1984 году.

В 1989 году Виктор Яковлевич Векштейн трагически погиб при неясных обстоятельствах. Созданная им группа "Ария" пошла своим путем. Музыканты первого звездного состава "Поющих сердец" занимались каждый своим делом: студийной работой, сольной карьерой, продюсированием молодых исполнителей. Казалось, что "Поющие сердца" прекратили свое существование навсегда. Однако в 2000 году по инициативе бывших участников ансамбля Виктора Дорохина (ныне известного продюсера и композитора) и Игоря Офицерова, музыканты "Поющих сердец" собрались вновь.

В настоящее время активно работают два состава ансамбля "Поющие сердца":

Вячеслав Индроков, Виктор Харакидзян, Владимир Куклин, Андрей Грегер.

Александр Ольцман с сыном Александром и Игорь Офицеров с дочкой Настей.

Творческая судьба популярного ансамбля продолжается. Пожелаем ему успехов у понимающих, преданных слушателей, чьи сердца всегда будут созвучны "Поющих сердцам" своих кумиров.