Биография Мусоргского. Некоторые факты. Могучая кучка русских композиторов: Мусоргский Мусорской композитор

  1. Интересные факты:

У ченик Милия Балакирева , член «Могучей кучки» , Модест Мусоргский всегда интересовался фольклором и народной музыкой. Первая же опера композитора «Борис Годунов» шла в театре с аншлагами, билеты на нее раскупали заранее, а отрывки люди пели даже на улицах. Пьесы, романсы и музыкальные драмы Мусоргского с народными мотивами критики называли «самобытными русскими произведениями».

«Сын старинной русской семьи»: детство и учеба будущего композитора

Пианист Антон Герке. Изображение: mussorgsky.ru

Усадьба Мусоргских в Псковской губернии. Фотография: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский (справа) с братом Филаретом Мусоргским. 1858. Фотография: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в родовом имении в селе Карево Псковской губернии. Его отец Петр Мусоргский был потомком древнего княжеского рода, который происходил от Рюрика , мать Юлия Чирикова - дворянкой, дочерью губернского секретаря. Она давала будущему композитору первые уроки музыки, учила его играть на фортепиано. Мусоргский был активным ребенком и часто сбегал с занятий к няне - слушать русские сказки.

Сын старинной русской семьи. Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано.

Модест Мусоргский, автобиография

Уже в семь лет Мусоргский мог сыграть некоторые произведения Ференца Листа, выступал на домашних концертах. Теперь с ним занималась профессиональная пианистка.

В 1849 году, когда Мусоргскому исполнилось 10 лет, отец повез будущего композитора и его старшего брата Филарета в Петербург - он хотел, чтобы дети получили образование в столице. Мусоргский поступил в старейшую петербургскую школу Петришуле, где основными предметами были иностранные языки. Он не оставил занятий музыкой и брал уроки у пианиста Антона Герке, выступал с номерами на домашних концертах петербургской знати.

В 1852 году будущий композитор поступил в юнкерскую школу, где готовили кадровых военных. Учился он прилежно, интересовался искусством и философией, переводил на русский произведения швейцарского писателя Иоганна Лафатера. Филарет Мусоргский вспоминал: «Учился он в школе очень хорошо, был постоянно в первом десятке учеников; с товарищами был очень близок, был ими вообще любим» .

В это время Модест Мусоргский впервые сочинил собственное музыкальное произведение - пьесу для фортепиано «Porte-enseigne polka». Работу он посвятил своим одноклассникам по юнкерской школе. Антон Герке одобрил произведение и напечатал его отдельным изданием под названием «Подпрапорщик».

«Соединить военную службу с искусством - дело мудреное»

Модест Мусоргский. 1865. Фотография: mussorgsky.ru

Александр Михайлов. Могучая кучка. Балакиревский кружок (фрагмент). 1950. Частное собрание

Модест Мусоргский - офицер лейб-гвардии Преображенского полка. 1856. Фотография: mussorgsky.ru

В 1856 году Мусоргский закончил юнкерскую школу и поступил на службу в Преображенском полку. Здесь он организовал кружок любителей музыки, в который входили Николай Оболенский и Григорий Демидов. Они вместе посещали театры, слушали оперы и обсуждали теорию музыки. Для Оболенского Мусоргский написал фортепианную пьесу.

В конце 1850-х композитор познакомился с музыкантами Александром Бородиным и Александром Даргомыжским , с которыми потом дружил много лет. Они пригласили Мусоргского в кружок Милия Балакирева, а тот стал учителем и наставником начинающих музыкантов. Вскоре к ним присоединились Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи . Вместе с художественным критиком Владимиром Стасовым они организовали музыкальное содружество, которое получило название «Могучая кучка».

В это же время Мусоргский покинул армию. Он писал: «Соединить военную службу с искусством - дело мудреное» . Композитор много учился под руководством Балакирева, однако почти не сочинял крупных произведений. Цезарь Кюи по этому поводу писал: «Вероятно, Модест по-прежнему полдня думает об том, что он будет делать завтра, а остальную половину об том, что он делал вчера» .

С 1858 года Мусоргский работал над своей первой оперой «Эдип в Афинах», но так и не закончил ее. Он пытался найти свой собственный стиль, много экспериментировал, брался за разные жанры. Композитор создал несколько романсов, пьес, переложений Бетховена. Они не стали популярными. Милий Балакирев полагал, что композитор ленится, а его произведения не оригинальны. Мусоргский не обижался на критику и писал в письме к наставнику: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты» .

В 1861 году Мусоргский создал небольшое инструментальное произведение под названием «Интермеццо». Его вдохновило наблюдение за крестьянами в деревне Псковской губернии: «Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая «шагающая вверх и вниз» мелодия а-ля Бах: веселые, смеющиеся бабенки представились мне в виде мелодии, из которой я потом сделал среднюю часть» .

«Самобытные русские произведения»: песни, пьесы и «Детский цикл»

Обложка вокального цикла «Детская» Модеста Мусоргского в издании Василия Бесселя, с иллюстрациями Ильи Репина. 1872. Изображение: mussorgsky.ru

Матвей Шишков. Площадь перед соборами в Москве (эскиз к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов»). 1870. Изображение: mussorgsky.ru

Титульный лист клавира оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» с дарственной надписью А.Я. и О.А. Петровым. 1874. Изображение: mussorgsky.ru

В 1863 году Мусоргский вернулся в Петербург. Он начал работать над оперой «Саламбо» по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера, написал «народные картинки» - песни «Светик Савишна» и «Калистрат» - и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе». Его композитор создал под впечатлением от повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и драмы Георгия Менгдена «Ведьма».

Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной, а как «Савишна» вылившееся на родных полях и вскормленное русским хлебом.

Модест Мусоргский

Параллельно Мусоргский работал над вокальным циклом «Детская», в который вошли семь пьес. После публикации он стал популярен в России и за рубежом. Произведения одобрил Ференц Лист и даже прислал Мусоргскому подарок. Композитор вспоминал: «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею» .

Отрывки из неоконченной «Саламбо» композитор использовал в «Борисе Годунове». Эта опера стала его первым крупным завершенным произведением. Либретто для нее он создал на основе одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории государства Российского» Николая Карамзина . Первую редакцию Мусоргский закончил в 1869 году. Он передал оперу в Дирекцию Императорских театров, однако в постановке композитору отказали: «Был у директора театров; он сказал, что в этом году они ничего не могут ставить нового, а впрочем, меня могут позвать в половине августа или в начале сентября попугать их «Борисом» . Однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Вскоре билеты на «Бориса Годунова» раскупали заранее, песни из него распевали на улицах, но при этом пресса публиковала отрицательные рецензии.

Это было великое торжество Мусоргского. Старики, индиференты, рутинисты и поклонники пошлой оперной музыки дулись и сердились (это тоже торжество!); педанты консерватории и критики протестовали с пеной у рта. <...> Но зато молодое поколение ликовало и сразу подняло Мусоргского на щитах.

Владимир Стасов, библиографический очерк о Модесте Мусоргском

Раскритиковали «Бориса Годунова» и друзья Мусоргского, члены «Могучей кучки». Отрицательный отзыв на оперу в газете «Санкт-Петербургские ведомости» написал композитор Цезарь Кюи: «В нем [либретто «Бориса Годунова»] нет сюжета, нет развития характеров, обусловленного ходом событий, нет цельного драматического интереса. Это ряд сцен, имеющих, правда, некоторое прикосновение к известному факту, но ряд сцен расшитых, разрозненных, ничем органически не связанных» .

Однако Мусоргский не оставил творчества. В том же 1874 году композитор закончил цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», в который среди прочих вошли «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках (Баба-яга)» и другие. Произведение Мусоргский посвятил своему умершему другу - архитектору Виктору Гартману. Под впечатлением от сочинения Ференца Листа «Пляска смерти» композитор написал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» на стихи поэта Арсения Голенищева-Кутузова. В него вошли четыре пьесы, каждую из которых Мусоргский посвятил своим друзьям.

«Народная музыкальная драма» Модеста Мусоргского

Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов. Фотография: mussorgsky.ru

Автограф Модеста Мусоргского. Записи народных мелодий для оперы «Сорочинская ярмарка». 1876. Изображение: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский. 1876. Фотография: mussorgsky.ru

Идея создать еще одно масштабное произведение, посвященное российской истории XVII века, появилась у Модеста Мусоргского во время работы над оперой «Борис Годунов». Однако к написанию «Хованщины» композитор приступил только в середине 1870-х. В работе над новой оперой ему помогал Владимир Стасов. Он изучал исторические летописи в библиотеках, собирал факты для либретто. Композитор писал Стасову: «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться «Хованщина»; не будет смешно, если я скажу: «посвящаю Вам себя самого и жизнь свою за этот период» .

Опера отнимала у Мусоргского много времени. В эти годы у него начались проблемы с деньгами и здоровьем, ухудшились отношения с членами «Могучей кучки». В 1875 году он писал в письме Стасову: «Могучая кучка выродилась в бездушных изменников» . Регулярные встречи композиторов объединения прекратились. Мусоргский в это время подружился с певцом Осипом Петровым. Тот предложил композитору написать оперу по повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка». Мусоргский согласился, а роль крестьянина Солопия Черевика пообещал отдать Петрову. Над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной» он работал до конца жизни. В письмах друзьям он сообщал, что хочет изобразить в них подлинный русский характер, изучить его неизвестные черты.

В человеческих массах, как в отдельном человеке, есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты никем не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали. Вот задача-то! Восторг и присно восторг!

Модест Мусоргский, из письма к Владимиру Стасову

Работа над операми шла очень медленно. Мусоргский по несколько раз переписывал уже готовые сцены: «До такой степени я становлюсь строгим к себе - уморительно» . Он переделывал и вступление к «Хованщине» под названием «Рассвет на Москве-реке». В нем считывается прием композитора: он часто использовал и перерабатывал народные песни и мотивы, а иногда вставлял их части в свои произведения. Из-за этого сочинения Мусоргского стали называть «народными музыкальными драмами» .

Последние годы жизни и болезнь композитора

Афиша концерта Дарьи Леоновой и Модеста Мусоргского. Тамбов. 14 октября 1879. Изображение: mussorgsky.ru

Модест Мусоргский (справа) и морской офицер Павел Наумов. 1880. Мемориальный музей-усадьба М.П. Мусоргского, Наумово, Куньинский район, Псковская область

Афиша постановки оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» в Русской частной опере. Москва. 12 ноября 1897. Изображение: mussorgsky.ru

С 1876 года оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в Мариинском театре начали исполнять в урезанном виде. Цензура вырезала финальную сцену, в которой народ исполнял хор «Слава тебе, царевичу!» для Лжедмитрия I. Композитор по этому поводу писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе» .

Из-за нехватки денег Мусоргский подрабатывал аккомпаниатором на концертах. В феврале 1878 года умер его близкий друг - певец Осип Петров. Композитор писал: «Я утратил опору моей горькой жизни» . Из-за этого он остановил работу над операми, почти не писал других произведений, а вскоре серьезно заболел. Чтобы поправить здоровье, в следующем, 1879 году он отправился в концертное турне по югу России вместе с оперной певицей Дарьей Леоновой. Природа Крыма и Украины вдохновила композитора, он начал писать новые произведения - пьесы «Гурзуф у Аю-Дага» и «Близ Южного берега Крыма». Здесь же Мусоргский вернулся к работе над «Сорочинской ярмаркой», а на концерте в Полтаве впервые выступил с отрывками из этой оперы перед публикой.

«Сорочинская» вызывала там [в Полтаве] и везде вызывала в Украине полнейшую симпатию; украинцы и украинки признали характер музыки «Сорочинской» вполне народным, да и сам я убедился в этом, проверив себя в украинских землях.

В 1880 году Мусоргский вернулся в Петербург, где вскоре его уволили с официального места работы - ревизионной комиссии Государственного контроля. Из-за этого композитору пришлось существовать на пожертвования друзей, которые ежемесячно собирали ему небольшую сумму, и давать частные уроки. Однако денег Мусоргскому все равно не хватало, и в феврале 1881 года его выселили из квартиры за неуплату. В это же время ухудшилось здоровье композитора. На одном из концертов он упал в обморок. Владимир Стасов, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков поместили композитора в Николаевский военный госпиталь. Здесь Мусоргский вернулся к написанию «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки», но закончить оперы не успел. Он умер 28 марта 1881 года. Похоронили композитора на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

Михаила Глинки Людмила Шестакова, когда узнала, что он собирается писать оперу по этому произведению.

2. Модест Мусоргский был близким другом художника Ильи Репина . Еще в начале 1870-х их познакомил Владимир Стасов. О том, что в 1881 году композитор попал в больницу, Репин узнал из газет. Он приехал в Петербург из Москвы в начале марта и за четыре дня создал портрет Мусоргского. Стасов позднее писал: «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Ведь Мусоргский - один из самых крупных русских музыкантов» .

3. Оперный певец Федор Шаляпин любил музыку Мусоргского. Он изучил биографию композитора и все его произведения, исполнял главные роли в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Шаляпин вспоминал: «Сильно поражен был я, когда познакомился с биографией Мусоргского. Мне даже, помню, жутко стало. Обладать столь прекрасным, таким оригинальным талантом, жить в бедности и умереть в какой-то грязной больнице от алкоголизма!»

4. Модест Мусоргский никогда не был женат, однако многие свои произведения посвящал Надежде Опочининой, сестре певцов Владимира и Александра Опочининых. Для нее композитор написал романсы «Но если бы с тобою я встретиться могла…» и «Ночь», пьесы «Страстный экспромт» и «Шалунья».

5. Мусоргский хорошо пел и часто выступал на домашних концертах своих друзей. Филолог Сергей Федякин так описывал один из таких вечеров: «У Кюи аккомпанировать сели Балакирев и сам хозяин дома. <...> Вокальные партии - все до единой - Мусоргский взял на себя. Его мягкий баритон преображался, то и дело меняя свою окраску. Потом Мусоргский, переодеваясь и жестикулируя, переходил на фальцет» .

6. В кругу друзей Модеста Мусоргского называли Мусорянином или Модинькой . Некоторые письма композитор подписывал прозвищем Мусорга . Оно произошло от слова «мусургос», которое с греческого переводится как «певец, музыкант».

Первые уроки игры на фортепиано ему дала мать.

В 1858 году Модест Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке.

«Известно, что Мусоргский внимательно прислушивался к крестьянской речи, ходил с этой целью на базар, выезжал в деревню, изучая народные речевые интонации. В письме к Ц. Кюи от 15 августа 1868 г. он замечает: «Наблюдал за бабами и мужиками, извлек аппетитные экземпляры. Один мужик - сколок Антония в шекспировском Цезаре... Всё сие мне пригодится, а бабьи экземпляры - просто клад. У меня всегда так: я вот запримечу кой-каких народов, а потом при случае и тисну».

Махлина С., Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник в двух книгах. Книга вторая, СПб, «Композитор», 2003 г., с. 105.

Немалую роль в его творчестве сыграла его дружба с В.В. Стасовым и рядом русских композиторов.

М.П. Мусоргский писал ему: «Человек - животное общественное и не может быть иным; в человеческих массах, как в отдельном человеке, сеть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты никем нетронутые; подмечать и изучать их всем нутром, изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали, вот задача-то! Восторг и присно восторг!» (Письмо к В.В. Стасову 3 сентября 1872 г.)».

Лапшин И.И., Модест Петрович Мусоргский, в Альманахе: Звучащие смыслы, СПб, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 282.

С середины 1870-х годов композитор спивался…

М.П. Мусоргский не обнаруживает особенной силы веры в российский прогресс, он писал в 1875 году И.Е. Репину : «Ушли вперёд. Врёшь, там же. Бумага, книга ушли, а мы там же. Пока народ не может проверить воочию, что из него стряпают, пока не захочет сам, чтобы то или то с ним состряпалось - там же. Всякие благодетели горазды прославиться, документами закрепить препрославление, а народ стонет, а чтобы не стонать, лихо упивается и пуще стонет, - там же».

Лапшин И.И., Модест Петрович Мусоргский, в Альманахе: Звучащие смыслы, СПб, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 313.

Сейчас надгробие М.П. Мусоргского находится в Некрополе мастеров искусств в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, а могила осталась на прежнем месте – на так называемом Тихвинском кладбище указанной лавры.

После смерти композитора его друг Н.А. Римский-Корсаков привёл в порядок и издал все произведения М.П. Мусоргского, но внёс правку даже в законченные произведения, включая оперу «Борис Годунов» (по одноимённой драме А.С. Пушкина). В предисловии к клавиру этой оперы он пояснил, что хотел исправить «плохую фактуру» и «плохую оркестровку» авторской версии Н.П. Мусоргского.

«Большое моё огорчение в жизни, что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Моё горе. Это все равно, что опоздать на судьбоносный поезд. Приходишь на станцию, а поезд на глазах у тебя уходит - навсегда!
Но к памяти Мусоргского относились в этой компании с любовью. Уже давно понимали, что Мусоргский - гений. Недаром Римский-Корсаков с чисто религиозным усердием работал над «Борисом Годуновым», величайшим наследием Мусоргского. Многие теперь наседают на Римского-Корсакова за то, что он - де «исказил Мусоргского». Я не музыкант, но по скромному моему разумению, этот упрек считаю глубоко несправедливым. Уж один тот материальный труд, который Римский-Корсаков вложил и эту работу, удивителен и незабываем. Без этой работы мир, вероятно, и по сию пору едва ли узнал бы «Бориса Годунова». Мусоргский был скромен: о том, что Европа может заинтересоваться его музыкой, он и не думал. Музыкой он был одержим. Он писал потому, что не мог не писать. Писал всегда, всюду. В петербургском кабачке в «Малый ярославец», что на Морской, один в отдельном кабинете пьёт водку и пишет музыку.
На салфетках, на счетах, на засаленных бумажках... «Тряпичник» был великий. Всё подбирал, что была музыка. Тряпичник понимающий. Окурок, и тот у него с ароматом. Ну, и столько написал в «Борисе Годунове», что, играй мы его, как он написан Мусоргским, начинали бы к 4 часа дня и кончали бы в 3 часа ночи. Римский-Корсаков понял и сократил. Но всё ценное взял и сохранил. Ну, да. Есть погрешности.
Римский-Корсаков был чистый классик, диссонансов не любил, не чувствовал. Нет, вернее, чувствовал болезненно. Параллельная квинта или параллельная октава уже причиняли ему неприятность. Помню его в Париже после «Саломеи» Рихарда Штрауса. Ведь заболел человек от музыки Штрауса! Встретил я его после спектакля в кафе де ля Пэ - буквально захворал. Говорил он немного в нос: «Ведь это мерзость. Ведь это отвратительно. Тело болит от такой музыки!». Естественно, что он и в Мусоргском кое на что поморщился. Кроме того, Римский-Корсаков был петербуржцем и не все московское принимал.
А Мусоргский был по духу московским насквозь. Конечно, петербуржцы тоже глубоко понимали и до корней чувствовали народную Россию, но в москвичах было, пожалуй, больше бытовой почвенности, «чернозёмномности». Они, так сказать, носили ещё косоворотки... Вообще наши музыкальные классики в глубине души, при всем их преклонении перед Мусоргским, все несколько отталкивались от его слишком густого для них «реализма»».

Шаляпин Ф.И., Литературное наследство. Письма Шаляпина и Письма об отце, М., «Искусство», 1960 г., с. 291-292.

Композитор Георгий Свиридов : «Самый великий наш композитор - конечно же Мусоргский. Совершенно новый для всего мирового музыкального искусства язык, обогащённый мощным религиозным чувством, да ещё в ту эпоху, когда оно уже начало выветриваться из мировой жизни, да и из русской тоже. И вдруг - «Хованщина»! Это же не просто опера, это молитва, это разговор с Богом. Так могли мыслить и чувствовать разве что только Достоевский и Толстой.
Великие ученики и последователи Мусоргского - Римский-Корсаков в «Сказании о граде Китеже» и Рахманинов во «Всенощной» и «Литургии» продолжили религиозное, православное понимание мироустройства. Но первым в России его выразил Мусоргский. Его сочинения - это настоящее религиозное искусство, но на оперной сцене . Его речитативы не сравнить с речитативами Верди. У Верди речитативы непевучие, механические. У Мусоргского же речитатив - это голос священнослужителя, произносящего божественные, великие по своему значению слова, которые две тысячи лет произносятся в христианских храмах.
В этих словах есть и простота, и детскость, и глубина удивительная. Ведь Христос сказал: «Будьте как дети». И недаром же у Мусоргского есть гениальное сочинение о детях - «Детская». Душа ребёнка - чистая, простая, вопрошающая, живет в этой музыке. А способностью проникнуть в душу человеческую Мусоргский ближе всего к Достоевскому .
Он не признавал оперной европейской музыкальной условности в изображении человека. Его оперные люди по сравнению с людьми Вагнера, Верди, Гуно - совершенно живые, стихийные, загадочные, бесконечные, как у Достоевского. А у западных композиторов их герои - это как бы герои Дюма, в лучшем случае Шиллера или Вальтера Скотта. Нет, у него не романтизм, не приукрашивание мира, не упрощение его, а стихийное выражение жизни со всей её сложностью и бесконечностью. Словом, русское её ощущение.
Потом это назвали музыкальным реализмом. Но простейший быт, при всей своей тяге к реализму, он в музыку не впускал.
Потому и не получилась его попытка с речитативом к гоголевской «Женитьбе». Слишком содержание её ничтожно, ничтожно настолько, что Гоголь сам поражался этой ничтожности, пошлости жизни, обыденности. Мусоргский же - композитор трагических страстей, на которых стоит и зиждется жизнь. Он единственный настоящий композитор-трагик. Его «Борис Годунов» куда ближе к древнегреческим античным трагедиям с их хорами, нежели к легкому и изящному европейскому оперному искусству. «Борис Годунов», «Хованщина» - это музыка крушения царств, это музыкальное пророчество грядущих революций. И одновременно это апология русского православия. Звон колокольный гудит в его операх! Звон великой трагедии, потому что народ, теряющий веру, - гибнет. А сохранивший или возродивший её - доживет до торжества христианства.
Вот что такое Модест Петрович Мусоргский. Потомок Рюриковичей. Умер в богадельне.
Его травили либералы - Тургенев, Салтыков-Щедрин.
Один лишь журнал «Гражданин» (реакционнейший!) поместил некролог со словами: «Умер великий композитор...» Но насколько был силён в идеях - настолько был слаб в оркестровке, она у него на уровне XVIII века».

Станислав Куняев, «Да сгинет тьма!» / в Сб.: Георгий Свиридов в воспоминаниях современников, М., «Молодая гвардия», 2006 г., с. 249-251.

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Произведения Мусоргского – «Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Семинарист», «Козел», «Пирушка», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Блоха», «Калистрат», «По грибы», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Ночь на Лысой горе», «Интермеццо».

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы .

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

Выдающийся русский композитор, участник «Могучей кучки».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в сельце Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в ) в семье отставного коллежского секретаря П. А. Мусоргского, представителя старинного дворянского рода.

Детские годы будущего композитора прошли в родительском имении - сельце . В 1845 году он начал заниматься музыкой под руководством матери.

В 1849-1852 годах М. П. Мусоргский учился в немецкой Петропавловской школе в , в 1852-1856 годах - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно он брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 году было издано первое произведение композитора - полька для фортепиано «Подпрапорщик».

По окончании учебы в 1856 году М. П. Мусоргский был зачислен на службу в Лейб-гвардии Преображенский полк. В 1856-1857 годах он познакомился с композиторами А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым и критиком В. В. Стасовым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. М. П. Мусоргский начал серьезно заниматься композицией под руководством М.А. Балакирева, вошел в кружок «Могучая кучка». Решив посвятить себя музыке, в 1858 году он оставил военную службу.

Разорение семьи, вызванное отменой крепостного права в 1861 году, заставило М. П. Мусоргского поступить на гражданскую службу. В 1863-1867 годах он был чиновником Главного инженерного управления, с 1869 по 1880 годы служил в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ и в Государственном контроле.

В конце 1850 - начале 1860-х годов М. П. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-1866 годах он работал над оперой «Саламбо» (по Г. Флоберу), оставшейся неоконченной. В середине 1860-х годов композитор обратился к актуальной, социально заостренной тематике: им были созданы песни и романсы на слова , Т. Г. Шевченко, и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявилось его умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера М. П. Мусоргского «Женитьба» (по , 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Работы 1850-1860-х годов подготовили М. П. Мусоргского к созданию одного из главных его произведений - оперы «Борис Годунов» (по ). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в санкт-петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями.

В 1870-х годах М. П. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца XVII века «Хованщина» (либретто М. П. Мусоргского, начата в 1872) и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по , 1874-1880). Одновременно композитором были созданы вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877), сюита для фортепиано «Картинки с выставки» (1874).

В последние годы жизни М. П. Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Он умер 16 (28) марта 1881 года в Николаевском солдатском госпитале в и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Неоконченная М. П. Мусоргским опера «Хованщина» была завершена после его смерти , над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. В 1896 году была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В 1959 году Д. Д. Шостаковичем были подготовлены новая редакция и оркестровка «Бориса Годунова» и «Хованщины». Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит советскому композитору В. Я. Шебалину (1930).

М. П. Мусоргскому удалось создать глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Его творчество оказало большое влияние на многих отечественных и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и других.

Биография

Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских . До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году , переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле . Через несколько лет, не закончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков , которую закончил в 1856 году . Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку , потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Модест Мусоргский - офицер Преображенского полка

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её (один хор был исполнен в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., а также издан посмертно в числе других произведений композитора). Следующие большие замыслы - оперы по роману Флобера «Сала́мбо » (другое название - «Ливиец») и на сюжет «Женитьбы» Гоголя - также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.

Следующий крупный замысел - оперу «Борис Годунов » по трагедии А. С. Пушкина - Мусоргский довёл до конца. Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в г. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября г. «Борис Годунов» снова увидел свет - в редакции Н. А. Римского-Корсакова , который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Фирма Бессель и К° в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в г. В наше время возродился интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки » Гоголя . «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. Первую сценическую редакцию «Хованщины» (в том числе инструментовку) в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. В том же году фирма Бессель и К° издала её партитуру и клавир. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова , силами любительского Музыкально-драматического кружка. В 1958 году Д. Д. Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции.

Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка (где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы - оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак. Ныне эту оперу ставят в редакции В. Я. Шебалина .

Последние годы

В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» - тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее . Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре , руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями (Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова и др.):

На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались.

И. Е. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского

Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке» , усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.

Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки . Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры . В 1935-1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого Некрополя мастеров искусств (арх. Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс) площадь перед лаврой была существенно расширена и соответственно линия Тихвинского кладбища была перенесена. При этом на новое место советская власть переместила только надгробия, могилы же закатали асфальтом, в том числе и могилу Мусоргского. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка .

Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. А. Римского-Корсакова, реже - в авторской редакции.

Яркий колорит, порой даже изобразительность фортепианного цикла «Картинки с выставки» вдохновили нескольких композиторов на создание оркестровых версий; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит М. Равелю .

Произведения Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения композиторов. Специфическая мелодика, которая рассматривалась композитором как выразительное расширение человеческой речи, и новаторская гармония , предвосхитила многие черты гармонии XX века. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского сильно повлияла на творчество Л. Яначека , И. Ф. Стравинского , Д. Д. Шостаковича, А. Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О. Мессиана и многих других.

Список сочинений

Память

Памятник на могиле Мусоргского (Петербург, Александро-Невская лавра)

Улицы, названные в честь Мусоргского

Памятники

Другие объекты

  • Уральская государственная консерватория в Екатеринбурге с 1939 г.
  • Михайловский театр в Санкт-Петербурге
  • Музыкальное училище в Санкт-Петербурге.
  • Малая планета 1059 Mussorgskia.
  • В честь Мусоргского назван кратер на Меркурии .

Астраханское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского.

Примечания

Астраханский музыкальный колледж

Литература

  • Мусоргский М. П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков при участии В. Д. Комаровой-Стасовой. Москва-Ленинград, 1932 (все письма, известные к этой дате, с подробными комментариями, хронограф жизни Мусоргского, адресованные ему письма)