Биография каюма насыри

Выдающийся ученый, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри (Габделкаюм Габделнасырович Насыров) в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития.

Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри всю свою жизнь отдал делу распространения среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он шел впереди представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка.

Родился Каюм Насыри 14(2) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. Семья Насыровых отличалась от других тем, что ее глава Габделнасыр был человеком образованным, что в те времена в деревнях считалось редким явлением. Отец будущего ученого хорошо владел пером, знал русский, персидский и арабский языки. Он написал несколько книг. Габделнасыр привил детям любовь к труду, любовь к книгам. Детство ученого и писателя прошло в родной деревне.

В 1841 году Каюма привезли в Казань и поместили в медресе, которое он окончил в 1855 году. По окончании медресе ему предложили стать преподавателем татарского языка в Казанском духовном училище. Работа в русском учебном заведении позволила ему хорошо изучить русский язык. Желая пополнить свои знания, Каюм Насыри поступает вольнослушателем в Казанский университет. Несмотря на то, что он работал преподавателем в духовной семинарии, жил Каюм Насыри весьма скромно. В семинарии Насыри преподавал 15 лет, до 1871 года.

Уйдя из духовной семинарии, Каюм Насыри посвящает себя делу обучения русской грамоте татарских детей. Он организует школу для татарских детей, которая просуществовала до 1876 года. В том же году Насыри, ввиду разногласия с инспектором нерусских школ В. В. Радловым, оставляет школу и полностью посвящает себя литературной и научно-педагогической деятельности. В эти годы Насыри написал свои лучшие произведения.

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась в конце 50-х годов. Первым печатным его трудом был учебник "Синтаксис", вышедший в свет в 1860 году. Затем выходят его книги по различным отраслям знаний, а также литературные произведения. В 1871 году он начал издавать настольный ежедневный календарь, мечтал об издании татарской ежедневной газеты. Он даже нашел название газете - "Утренняя звезда", но царское правительство не дало разрешения на издание газеты. И хотя царские власти притесняли татар, Каюм Насыри надежды развития своей нации связывал с русским народом. Он постоянно ратовал за сближение этих двух народов. Он чутко и ревниво оберегал честь и достоинство страны, татарского и русского народов. Насыри считал, что успеха в своих трудах он добился в первую очередь благодаря русской культуре и сближению с ней.

Страстный поборник просвещения, Каюм Насыри стремился всю жизнь построить школу в родной деревне. По словам старожилов, К. Насыри построил школу. Здание ее не сохранилось до наших дней. Но светлый образ ученого остался в сердцах не только односельчан, но и всех, кому дорого прошлое наших народов, богатое наследие писателя и ученого.

Выдающийся ученый, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри (Габделкаюм Габделнасырович Насыров) в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития.

Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри всю свою жизнь отдал делу распространения среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он шел впереди представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка.

Родился Каюм Насыри 14(2) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. Семья Насыровых отличалась от других тем, что ее глава Габделнасыр был человеком образованным, что в те времена в деревнях считалось редким явлением. Отец будущего ученого хорошо владел пером, знал русский, персидский и арабский языки. Он написал несколько книг. Габделнасыр привил детям любовь к труду, любовь к книгам. Детство ученого и писателя прошло в родной деревне.

В 1841 году Каюма привезли в Казань и поместили в медресе, которое он окончил в 1855 году. По окончании медресе ему предложили стать преподавателем татарского языка в Казанском духовном училище. Работа в русском учебном заведении позволила ему хорошо изучить русский язык. Желая пополнить свои знания, Каюм Насыри поступает вольнослушателем в Казанский университет. Несмотря на то, что он работал преподавателем в духовной семинарии, жил Каюм Насыри весьма скромно. В семинарии Насыри преподавал 15 лет, до 1871 года.

Уйдя из духовной семинарии, Каюм Насыри посвящает себя делу обучения русской грамоте татарских детей. Он организует школу для татарских детей, которая просуществовала до 1876 года. В том же году Насыри, ввиду разногласия с инспектором нерусских школ В. В. Радловым, оставляет школу и полностью посвящает себя литературной и научно-педагогической деятельности. В эти годы Насыри написал свои лучшие произведения.

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась в конце 50-х годов. Первым печатным его трудом был учебник "Синтаксис", вышедший в свет в 1860 году. Затем выходят его книги по различным отраслям знаний, а также литературные произведения. В 1871 году он начал издавать настольный ежедневный календарь, мечтал об издании татарской ежедневной газеты. Он даже нашел название газете - "Утренняя звезда", но царское правительство не дало разрешения на издание газеты. И хотя царские власти притесняли татар, Каюм Насыри надежды развития своей нации связывал с русским народом. Он постоянно ратовал за сближение этих двух народов. Он чутко и ревниво оберегал честь и достоинство страны, татарского и русского народов. Насыри считал, что успеха в своих трудах он добился в первую очередь благодаря русской культуре и сближению с ней.

Страстный поборник просвещения, Каюм Насыри стремился всю жизнь построить школу в родной деревне. По словам старожилов, К. Насыри построил школу. Здание ее не сохранилось до наших дней. Но светлый образ ученого остался в сердцах не только односельчан, но и всех, кому дорого прошлое наших народов, богатое наследие писателя и ученого.

каюм насыри
14 февраля 1825({{padleft:1825|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:14|2|0}})

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри, 2 февраля 1825 - 20 августа 1902) - татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.

  • 1 Краткая биография
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки

Краткая биография

Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение. одном из своих исторических трудов он приводит свою родословную до седьмого поколения и описывает занятия своих предков.

Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. 1841 году 16-летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 года.

В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. совершенстве зная родной язык, он втайне начал изучать и русский. Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности, Каюм Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других шакирдов и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.

«Каюм Насыри - первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» - В. В. Григорьев

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей - своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.

Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри была важным этапом в развитии татарской культуры XIX века. Труды Каюма Насыри, хоть и отличавшиеся некоторой отрывочностью и несистематичностью суждений, были подготовительной ступенью возникновения и развития татарской литературной критики в начале XIX столетия, когда возник и начал крепнуть критический реализм в татарской литературе.

Примечания

Литература

  • Источником материала для этой статьи является книга рус. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 и её татарский вариант тат. Q.Nasıri. Qazan, Tatarstan kitap nərşiyatı, 1977 (К. Насыйри. Казан, Татарстан китап нəшрияты, 1977.)

Библиография

  • Ш. Рамазанов. Каюм Насыри - основатель татарского литературного языка. - Казань, 1945.
  • Абдуллин И. А., Закиев М. З. Каюм Насыйри - основоположник национального литературного языка // Советская тюркология. 1975. № 3. - С. 52-67.
  • Садыкова Л. Р. Каюм Насыйри - основоположник татарского литературного языка/Л. Р. Садыкова//Лингвистические исследования: Сборник научно-методических работ/ Под.общ. ред. Н. В. Габдреевой, Г. Ф. Зиннатуллиной. - Казань: изд-во гос.техн. ун-та, 2008 - 231 с. - С.65-70.

Ссылки

  • Могила Каюма Насыри
  • Kayum Nasyri (1825-1902) (англ.)

каюм насыри

Каюм Насыри Информацию О

Каюм Насыри.

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри , 2 февраля 1825 - 20 августа 1902) - татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.

Краткая биография

Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение. В одном из своих исторических трудов он приводит свою родословную до седьмого поколения и описывает занятия своих предков.

Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году 16-летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 года.

В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. В совершенстве зная родной язык, он втайне начал изучать и русский. Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности, Каюм Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других шакирдов и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.

«Каюм Насыри - первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» - В. В. Григорьев

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей - своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.

Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри была важным этапом в развитии татарской культуры XIX века. Труды Каюма Насыри, хоть и отличавшиеся некоторой отрывочностью и несистематичностью суждений, были подготовительной ступенью возникновения и развития татарской литературной критики в начале XIX столетия, когда возник и начал крепнуть критический реализм в татарской литературе.

Примечания Литература
  • Источником материала для этой статьи является книга рус. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 и её татарский вариант тат. Q.Nasıri. Qazan, Tatarstan kitap nərşiyatı, 1977 (К. Насыйри. Казан, Татарстан китап нəшрияты, 1977.)
Библиография
  • Ш. Рамазанов. Каюм Насыри - основатель татарского литературного языка. - Казань, 1945.
  • Абдуллин И. А., Закиев М. З. Каюм Насыйри - основоположник национального литературного языка // Советская тюркология. 1975. № 3. - С. 52-67.
  • Садыкова Л. Р. Каюм Насыйри - основоположник татарского литературного языка/Л. Р. Садыкова//Лингвистические исследования: Сборник научно-методических работ/ Под.общ. ред. Н. В. Габдреевой, Г. Ф. Зиннатуллиной. - Казань: изд-во гос.техн. ун-та, 2008 - 231 с. - С.65-70.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Каждый ученый-просветитель оставляет свой след в истории философии. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

Каюм Насыри . Жизнь и творчество

Габделькаюм Габденнасырович Насыров - Каюм Насыри - родился 2 (14) февраля 1825 гола в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской Губернии (ныне с. Малые Ширданы Зеленодольского района Республики Татарстан). Отец и дед его были образованными людьми.

Детские годы Каюма Насыри прошли в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году Каюма Насыри привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он и учился до 1855 года.

В 1855 году Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. Таким образом, педагогическую деятельность Каюм Насыри начал в русском учебном заведении. В последующие годы он стал преподавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Всю свою жизнь Каюм Насыри посвятил литературной и научной деятельности.

Каюм Насыри рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, например, карту восточного полушария в календаре за 1878 год, карту сел Казанской губернии в календаре за 1881 год и т.д. Почерк К. Насыри был изумительно красив. Все свои произведения он переписывал собственноручно, как первоклассный каллиграф. Каждое произведение он сшивал очень аккуратно.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени. Он очень любил музыку. Современники указывают, что он умел играть на нескольких инструментах, например, на кубызе и курае.

Каюм Насыри любил и знал природу. В своей книге "Феваки Иелж?л?са фил?д?бият» («Плоды для собеседников по литературе») он говорит: «Мудрецы утверждают, что вид зеленой травы, журчащей речки, красивого милого личика дает отдых зрению, заостряет ум; они уверяют, что три вещи - зеленая мурава, прекрасная возлюбленная и журчащий ручеек - уничтожают печаль».

Он очень любил общаться с народом. Когда он приезжал в родную деревню, тотчас, не заходя еще в дом, останавливался у группы мальчишек, собравшихся по случаю его приезда, заставлял их петь, плясать и щедро наделял их за это подарками. Особенно любил он беседовать со стариками, собирая материалы по истории и фольклору.

Вообще Каюм Насыри был богато одаренным, всесторонне развитым человеком своего времени.

Богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри перешло как бесценный дар к молодому поколению, обогащая его демократическими традициями, духовными ценностями великой русской культуры. Вышедшие в начале XX века на арену литературной деятельности татарские писатели начинают свою работу с изучения трудов Каюма Насыри. Поэты М. Гафури и Г. Тукай, основатель татарского театра Г. Камал в автобиографических очерках вспоминают, что они с самых юных лет с увлечением читали произведения Каюма Насыри.

Перечень трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями :

1. «Хисаплык» («Учебник по арифметике»). Первое издание, в объеме 52страниц, вышло в 1873 году. Второе, дополненное издание, в объеме 86 страниц вышло в 1897 году. Сам Каюм Насыри так рекомендует его: «Полезная книга для детей по этой науке, изданная на нашем родном языке в России».

2. «Татарча-русча л?гать» («Татарско-русский словарь») 12 страниц. Издан в 1875 году.

3. «Кырык бакча» («Сорок садов»). Рассказы, новеллы, басни и анекдоты. 85 страниц. Первое издание вышло в 1880 году. Всего издано 2 раза.

4. «Абугалисина» («Авиценна»). Фантастическая повесть из жизни и деятельности известного восточного ученого, философа и поэта Авиценны. 116 страниц, первое издание выпущено в 1881 году. Всего издавалась 7 раз.

5. «Шэжарэ» («Родословная»). О поколении Насыровых. Родословная дана в виде разветвленного дерева. Издана в 1880 году.

6. Календари. Издавались с 1871 по 1897 год. В течение 1886, 1887, 1895 гг. календарь не издавался. Всего 1228 страниц.

Кроме того, имеется очень богатый рукописный фонд К. Насыри, хранящийся в различных научных учреждениях Казани. Среди этих рукописей, составляющих около 90 папок или свертков, хранятся как основные рукописные экземпляры напечатанных произведений, так и нигде не изданные до сих пор 15названий оригинальных и 5 переводных произведений. Содержание этих последних показывает, что универсальный ученый и писатель касался самых разнообразных тем. еще не известных широким массам читателей;

Труды Каюма Насыри, изданные на русском языке

1. А.К. Насыров - «Поверия и обряды казанских татар». «Записки Императорского Русского Географического Общества». VI том. Петербург, 1880 год.

2. А.К. Насыров - «Образцы народной литературы казанских татар» (загадки, пословицы, песни). «Известия Общества археологии, истории этнографии при Императорском Казанском университете», XIII том, выпуск

3. «Кабуснама» в переводе О.С. Лебедевой, 1886 год.

Научно-исследовательская и литературная деятельность Каюма Насыри

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась еще при крепостном строе и развивалась в период усиленного развития капитализма в России. Первое свое произведение «Мэжмэгылэхбар» («Сборник вестей») он написал в 1859 году. Первым печатным его трудом была книга-учебник «Неху китабы» («Синтаксис»), вышедшая в свет в 1860 году. В том же году он издал брошюру «Буш вакыт» («На досуге») о явлениях природы, предназначенную для детей-школьников и лиц, занимающихся самообразованием. Это было первое научно-популярное сочинение, написанное на татарском языке. С него началось и создание татарской детской литературы.

Развивая эту деятельность дальше, он составляет ряд учебников и руководств по различным отраслям теоретических и прикладных знаний. Так, по математике он написал учебники «Хисаблык» (арифметика, 1873), «Гильме п?нд?с?» (геометрия, 1895), по географии - «Истилахате джаграфия» (терминология географии, 1890), 1, И и III части «Джаграфияи кабир» (большая география, 1894 - 1899).По естественным наукам он написал книгу «Буш вакыт» (I860), по земледелию - «Гильме зирагат» (1892), по ботанике - «Г?лзар в? ч?манзар ягъни?л?нлек в? ч?ч?клек» (1894), где дает довольно подробные сведения о травах и цветах.

Являясь горячим поборником дружбы русского и татарского народов, Каюм Насыри одним из первых ознакомил татарский народ на родном языке с русской историей. Его книга «З?б?д?те мин т?варихе рус» («Краткая история России», 1890 г.) является первым трудом в этой области, вышедшим на татарском языке.

В каждой науке Каюм Насыри обращает внимание на практическую сторону, он объясняет, чему служит

Значительны заслуги К. Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

С 1871 года К. Насыри начал издавать настольный ежегодный календарь, мечтал и об издании татарской ежедневной газеты. Но царское правительство не разрешило издание газеты. В календаре, выходившем систематически в течение 24 лет, наряду с чисто календарным, помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области татарского языкознания. Здесь уместно привести высказывание Г. Ибрагимова о нем: «В резком переходе от арабского к татарскому Насыри у нас должен считаться явным революционером. Поскольку он работал для народа, для низших его слоев, он первым стал употреблять слова «татарский язык» и в течение 50 лет работал в этой отрасли.

Сказки, пословицы, песни народа он собирал с какой-то особой любовью, как драгоценные сокровища», К. Насыри первым выступает с мыслью, что должен существовать понятный народным массам татарский литературный язык, составляет и издает грамматику татарского языка.

Значительны заслуги К. Насыри в истории развития татарской художественной литературы. Он сам создавал художественные произведения, переводил на татарский язык художественные произведения других народов, вел большую работу как литературовед, собиратель фольклора, занимался литературной критикой.

Каюм Насыри ставил задачу создания и распространения художественных произведений, написанных на доступном широким народным массам языке. Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком, арабском, персидском языках, и переводил их на татарский. насыри ученый литератор просветитель

В 1872 году Каюм Насыри заканчивает переработку знаменитой «Повести об Абу-али-сине» Прототипом героя этой повести, воплотившей в себе богатую фантазию народа и переведенной почти на все языки мира, является известный ученый Ибн-Сина (Авиценна) - философ, юрист и медик, живший в конце X - начале XI столетий (980-1037) в Средней Азии.

До последних дней своей жизни Каюм Насыри не прекращал работы в области художественного творчества.

Каюм Насыри обратил особое внимание на собирание исторического материала в виде народных сказаний. Однако он не умаляет значения.

Изучая историю татарского народа, Каюм Насыри подходит и к вопросу о предках современных казанских татар. Он утверждает, что прадедами казанских татар являются булгары. Каюм Насыри весьма плодотворно работал и в области педагогики. Сохранилось много высказываний его об этой науке. Занимаясь, долгие годы педагогической деятельностью, он не остался просто учителем-практиком, а был педагогом-мыслителем. Каюм Насыри критикует педантизм в учебно-воспитательной работе и призывает к упорядочению ее.

Труды Каюма Насыри в свое время были опубликованы в печати и на русском языке. Будучи членом научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, он имел благоприятную возможность для распространения своих научных трудов. Ученые университета оказывали ему систематическую деловую помощь своими методическими указаниями, а также помогали опубликовывать труды. Его многогранная литературная деятельность, неустанная просветительская работа, направленная на удовлетворение культурных потребностей народа, изо дня в день привлекала все больше и больше читателей.

Вклад К. Насыри в математическое образование татарского народа

Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.

По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.

В 1873 году из-под его пера выходит «Арифметика», а в 1895 году - «Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального математического образования среди татар.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту. Весь материал в учебнике расположен в таком порядке: о числах (однозначном, двухзначном, трехзначном и т.д.); разряды и классы чисел (включая квадриллионы); действия над целыми числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); о действиях над именованными числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); общие задачи на вычисление. В «Хисаплык» вместо арабских терминов, употреблявшихся ранее в арифметике, он впервые вводит татарские; «сан» - число (а. «гадэт), «Джию» - сложение (а. «джамгы»), «аеру» - вычитание (а. «тарх»), «сугу» - умножение (а. «зарыб», «Булю» - деление (а. «таксим»), также понятия «кимутаси сан» (уменьшаемое), «алынган сан» (вычитаемое), «калдык» (остаток), «сугылмыш сан» (множимое), «суккыч» (множитель), «сан чыгышы» (произведение), «буленасы сан» (делимое), «бульгуч сан» (делитель), «пай» (частное), «ульчау саны» (именованное число), «ульчау саннарын ваклау» (раздробление) и др.

Следует отметить, что из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях (слова: сан, жыю, аеру, б?лю и т.д.).

Учебник арифметики, как и другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых того времени. По поводу учебника арифметики проф. Н.Ф. Катанов писал следующее: «Хисаплык (числительница, или арифметика) - это татарская книга, изложенная не по старинному арабскому, а по новому европейскому способу, при том хорошим общепонятным языком, принадлежит известному казанскому ученому Абдул-Каюм Насырову и в количестве 1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

Заключение

Каюма Насыри справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.

Оценивая литературную и научно-просветительскую деятельность Каюма Насыри, следует отметить, что опубликованные Каюмом Насыри народные сказки, пословицы и поговорки, загадки со специфическим оборотом речи могут служить в руках современного педагога прекрасным средством для воспитания своих питомцев. Для современной молодежи чрезвычайно актуальна его «Книга о воспитании», составленная автором на двух языках: татарском и русском.

Каюм Насыри оставил замечательное наследство в виде печатных научных трудов для нас - молодого поколения.

Список использованной литературы

1. Библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными изданиями на татарском и русском языках. Составитель М.Х. Гайнуллин

2. Доклады учащихся школ г. Казани, присланные на I юношеские чтения им. Каюма Насыри

3. Журнал «Мэгариф», №9, 2002

4. Материалы музея Каюма Насыри г. Казани

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мировоззрение Галимжана Ибрагимова и значение его творчества в развитии татарской литературы. Художественные произведения, критические работы и статьи, публицистика, труды по истории и филологии, а также письма выдающегося писателя и революционера.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Краткие биографические сведения о жизни Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов XX века. Образование Бориса Леонидовича, начало его творчества и первые публикации. Награждение Б.Л. Пастернака Нобелевской премией в области литературы.

    презентация , добавлен 14.03.2011

    Биография Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969), его деятельность в области детской литературы. "Дневники" Чуковского как новое отражение русской мемуарной прозы. Описание театрализованного литературно-художественного быта Петербурга начала ХХ века.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2010

    Роль переводной литературы в детском чтении. Биография и творчество Л. Кэрролла, преподавательская деятельность в Оксфорде, труды в сфере математики. Увлечение фотографией, дружба с Алисой Лиддел – прототипом главной героини его книги. Сведения о Милне.

    реферат , добавлен 21.11.2013

    Константин Бальмонт - поэт-символист, переводчик, эссеист, представитель русской поэзии Серебряного века. Биография; личная жизнь; литературный дебют и восхождение к славе; эволюция мировоззрения. Творчество в эмиграции; переводческая деятельность.

    презентация , добавлен 20.02.2013

    От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2002

    Зинаида Николаевна Гиппиус - крупнейший представитель литературы "серебряного века". Изучение детских годов, образования и положения в обществе поэтессы. Описания семейной жизни. Отражение политических пристрастий на литературном творчестве З. Гиппиус.

    презентация , добавлен 15.12.2014

    Александр Блок - русский поэт Серебряного века; биография: детство, семья и родственники, истоки творчества; университетские годы. Блок и революция; знакомство с символистами, увлечение театром, публикации; служба в действующей армии; крушение идеалов.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Биография, жизнь и творчество детского писателя Льва Кассиля. Книги Кассиля для детей, принесшие ему читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века - повести "Кондуит", "Швамбрания", "Вратарь Республики".

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Свобода творчества, государственная поддержка, культурная безграмотность населения как основные факторы развития культуры в 90-е гг. Элитаризация искусства, проведение кинофестивалей, кризис литераторов, поиски морали и человека в творчестве новой эпохи.