Биография иошпе аллы яковлевны. Дуэт преодоления. Алла Иошпе и Стахан Рахимов: «Нас потому и не забыли, что мы всю жизнь поем вместе» Tашкентцы Искусство Песни земли обетованной

Эстрадному дуэту Стахана Рахимова и Аллы Иошпе в нынешнем году исполнилось 55. Все эти годы партнеры вместе — и в жизни, и на сцене. Во второй половине 70-х из всеобщих любимцев они перешли в разряд врагов народа. Как дуэту удалось сохранить себя в годы забвения и с триумфом вернуться на большую сцену? В чем кроется секрет семейного долголетия?

Страницы биографии Стахана Рахимова

Уникальность дуэта в том, что оба его участника пришли на сцену из самодеятельности. Стахан и Алла - одногодки, на момент знакомства, которое состоялось на одном из конкурсов в 1961 году, уже имели семьи.

В декабре 2017 года Стахан отпраздновал 80-летие. Уроженец Узбекистана, Стахан Рахимов является сыном блистательной певицы, начинавшей свою карьеру в Андижане, - Шаходат Рахимовой. Она переехала в Ташкент, где получила шикарную квартиру в центре столицы, что позволило появиться слухам о ее романе с Усманом Юсуповым, секретарем ЦК республики. Предположительно, именно он является отцом будущего прославленного исполнителя. Сам Стахан данную информацию не подтверждает, но и не опровергает.

Его детство прошло в различных кружках дворца пионеров, где он занимался танцами, вокалом и даже боксом. Но музыка победила, хотя поступил юноша в МЭИ и четыре года отработал в одном из конструкторских бюро.

Семейный и творческий союз

Стахан Рахимов, биографии которого посвящена статья, женился в Москве на русской девушке по имени Наташа. У пары появилась дочь Лола, но брак продлился недолго. Семью юноша перевез в Ташкент, сам же продолжил обучение в Москве. В 1961 году он встретил Аллу Иошпе.

Это произошло на конкурсе, где оба пели: девушка завершала первое концертное отделение, а Стахан - второе. Алла настолько покорила молодого человека, что тот загадал: если она дождется его выступления - значит быть им вместе. Так и произошло.

Для этого Алле пришлось уйти из семьи. Ее первым мужем был молодой человек, с которым она познакомилась еще в 15-летнем возрасте. Кстати, он был родным братом Аллана Чумака. У пары была общая дочь Татьяна, которую сегодня все считают дочерью Стахана Рахимова, потому что она жила и воспитывалась в их семье. Сложился у влюбленных и творческий союз.

С 1963 года Алла Иошпе и Стахан Рахимов стали выступать вместе. У них оказалось единое восприятие музыки, уникальное слияние голосов и такое взаимопонимание, что даже дыхание они брали одновременно.

Алла Иошпе и Стахан Рахимов: все песни

Перечислить все песни дуэта просто невозможно, их более тысячи. Алла, будучи солисткой, начинала с бардовских композиций, Стахан - с успехом пел "Арабское танго". Но лишь вместе они обрели популярность, войдя в пятерку лучших артистов Советского Союза. Им стали писать песни самые уважаемые композиторы страны.

Первым среди них стал Э. Колмановский. Его композицию "Товарищ мой придет" Стахан Рахимов до сих пор не может слушать без слез. А на "Алеше", как сказал когда-то Д. Медведев, выросла вся страна. Среди лучших песен можно также назвать "Журавленок", "Прости меня", "Бабушкино танго".

А. Эшпай всегда жалел, что не стал первооткрывателем замечательного дуэта, но он написал для них "Родное сердце", "100 дождей пройдет, 100 снегов" и другие.

Длительное сотрудничество получилось у дуэта с М. Фрадкиным. Они даже хотели выпустить отдельную пластинку с любимыми композициями - "Придет и к вам любовь", "Ласковая песня". Но не успели.

Особое место в их творчестве занимал О. Фельцман. "Седые юбилеи", "Тумбочка", "Осенние колокола" - трогательные композиции, написанные на стихи. Ю. Гарина.

Последнее время дуэт активно сотрудничал с А. Морозовым, записав 14 песен. Среди лучших - "Молитва", "Неприметная красота".

Сами артисты считают песней, которая привела их к успеху, " Ночку луговую". Ее написал Г. Дехтярев. Дуэт популяризирует узбекскую и еврейскую культуру, так как Стахан - узбек, а Алла - еврейка. Автором многих композиций является сама А. Иошпе: "Лехаим, господа!", "Ро-ша-шана" и других.

Пора забвения

Почему в конце 70-х канул в небытие дуэт Аллы Иошпе и Стахана Рахимова? Биография знаменитостей, опубликованная в СМИ, дает ответ на этот вопрос. С детства певица страдала болезнью ног. В ее жизни даже был период, когда вставала речь об ампутации. В 1979 году случился кризис. Проведенные до этого в стране операции не помогали, поэтому супруги попросили разрешение на выезд в Израиль.

Им не просто отказали - началась настоящая травля. Стахан Рахимов вынужден был положить на стол партбилет. Дуэт не только не выпускали на телевидение и запретили выступать, но и размагнитили имеющиеся записи. Почти десять лет любимцы отечественной эстрады чувствовали себя почти под домашним арестом. Регулярно их вызывали на Лубянку.

Стахан делал все возможное, чтобы содержать семью. Самым страшным казалось отчисление дочери из университета, но случилась настоящая беда. Не выдержала давления мама певца и от переживаний скончалась.

Новое восхождение

Артисты не могут не выступать, поэтому супруги стали ежемесячно приглашать гостей в свою квартиру, собирая по 60-70 человек. Они назвали эти мероприятия театром "Музыка в отказе". Зрители несли подарки, а такие же, как они, отказники, с удовольствием принимали участие в концертах. Среди них были В. Фельцман, Н. Щаранский, С. Крамаров.

В конце 80-х дуэт обратился в ряд газет, рассказав правду о своей судьбе и желании работать на сцене, ибо милиция слишком интересовалась встречами по месту жительства. После этого артистам разрешили гастроли в глубинке и наконец-то выпустили в США. Сегодня многих интересует, почему те не покинули страну, когда такая возможность появилась. Тем более что гастроли за океаном прошли успешно. Ответ лежит на поверхности - Стахан Рахимов и его супруга никогда не помышляли об эмиграции.

В заключение

В 2000-е началась новая полоса в истории дуэта. Пятидесятилетие их творческой деятельности отмечалось в Театре эстрады, где не было ни одного свободного места. В 2002-м обоих удостоили звания Народных артистов России. Ежегодно дуэт приглашает своих коллег на Хануку, предлагая творческую программу под названием "Иошпе и Рахимов приглашают". Они по-прежнему собирают залы, оба отметив в прошлом году свое 80-летие. И, что не менее ценно, показали стране пример, как можно достойно прожить одну жизнь на двоих, если людей объединяет любовь.

Стахан Мамаджанович Рахимов - советский и российский эстрадный певец, Народный артист РФ.

Стахан Рахимов родился в 1937 году в Андижане, УзССР, узбек. Его мать, в будущем известная певица, народная артистка Узбекской ССР Шаходат Рахимова происходила из богатой семьи. Однако, когда пришло время выходить замуж, она сбежала в театр, о котором мечтала всю жизнь. Никто не помнит, что стало с почти выплаченным калымом, но разразившийся тогда скандал, кажется, навеки сохранился в местных эпических сказаниях.

Первые публичные выступления Стахана Рахимова начались в три года. Няня заметила, что мальчик всё время что-то напевает: то материнские узбекские мелодии, то нянькины русские, то какие-то свои. И стала брать его с собой в магазины, на рынок, в парикмахерскую. Ребёнок «выступал», получал награды и первые заслуженные аплодисменты. А в пять лет Стахан «вышел» на настоящую сцену. Его мать была тогда солисткой Ташкентского музыкального театра драмы, где играла все заглавные роли. Мальчик в полном смысле слова рос за кулисами, а когда в одном из спектаклей героиню «убивали», он с воплем «мама!» бросился на сцену. Успех его в этот вечер был огромным. Когда Шаходат послали в Москву, в консерваторию, на повышение квалификации, она взяла Стахана с собой. Здесь он окончил школу и стал студентом Московского энергетического института.

В 1960 году, участвуя в финале конкурса вузовской самодеятельности он встретил свою любовь - Аллу Йошпе. У обоих на тот момент уже были семьи, и все же оба, потрясенные голосом другого, почти сразу поняли: «Мы не можем не петь вместе. Мы не можем не жить вместе. Это исключено»

С 1963 года дуэт вышел на профессиональную эстрадную сцену, где им неизменно способствовал успех. Они стали знаменитыми, с гастролями объездили почти всю огромную советскую страну и полмира в придачу. А потом вдруг исчезли...

В 1970-х гг. внезапно ухудшилось здоровье Аллы Яковлевны, сделанные операции не помогали... Им взялись помочь за границей, но в Министерстве здравоохранения им отказали.

И тогда в 1979 году они решились подать документы на выезд в Израиль.
Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания: «Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать...» Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть.

И вскоре по Москве распространились слухи: Йошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны.

Сейчас Аллу Йошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья.

В 2002 году А. Я. Йошпе и С. М. Рахимов стали народными артистами России.

Советская и российская эстрадная певица

Заслуженная артистка Росси (1995) Народная артистка России (2002) Алла Йошпе родилась в 1937 году на Украине в еврейской семье. В возрасте 10 лет она тяжело заболела - поранила ногу, начался сепсис. Ампутации удалось избежать, но проблемы с ногой остались на всю жизнь. Она мечтала стать артисткой, но окончила философский факультет МГУ, и даже защитила кандидатскую диссертацию на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга». Обучение она совмещала с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре Университета

В 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы произошла судьбоносная встреча. Заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. За кулисами все безумно нервничали. Не волновался только один человек - симпатичный узбек. Это был Стахан Рахимов. На том конкурсе они разделили первую премию, он проводил её домой. Так начался их роман. На тот момент они оба уже имели свои семьи, но любовь оказалась сильнее. На свадьбу друзья подарили им крошечный самовар со словами: «Разделить, разрубить можно всё, даже подушку. А этот самоварчик при всём желании разделить невозможно. Так будьте навеки вместе!» Они пели вместе, их популярность росла… Но беда подкатилась как снежный ком. В конце 1970-х годов стало ухудшаться здоровье Аллы Яковлевны. Сделанные операции не помогали. Обещали помочь в зарубежной клинике, но в Министерстве здравоохранения им отказали. И тогда в 1979 году Алла Йошпе и Стахан Рахимов решили подать документы на выезд в Израиль. Реакция властей последовала незамедилительно: Аллу и Стахана не только не выпустили из страны, но объявили их врагами Родины и запретили выступать на сцене. Все их записи на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Рахимов и Йошпе провели практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. В один из дней Алла и Стахан написали сто писем во все столичные издания: Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать... Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: «Ребята, мы с вами, держитесь!» А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть

И вскоре по Москве распространились слухи: Йошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок

И только в конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны

Сейчас Аллу Йошпе и Стахана Рахимова можно увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья

В 2002 году А. Я. Йошпе и С. М. Рахимов стали народными артистами России.

алла бузикова 2016-09-07 08:03:48

Я заворожена этими прекрасными певцами у которых голоса льются как бальзам на душу и рада за них что смогли перенести травлю властей.


[Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]

Тогда не было не только Интернета, но и свободной прессы, поэтому когда что-то случалось неординарное в советской стране, то в лучшем случае об этом можно было узнать из передач вражеских радиостанций. Поэтому внезапное исчезновение из эфира очень популярного дуэта Аллы Иошпе и Стахана Рахимова породило множество невероятных слухов. С другой стороны, не медалями же награждать артистов, желающих эмигрировать на историческую родину.

Ранние годы

Родилась знаменитая певица 13 июня 1937 года в еврейской семье на Украине. Ей было десять лет, когда она увидела, как по кукурузному полю бегают соседские дети. Алла Иошпе выбежала босиком и, играя, поранила ножку. От занозы в кровеносные сосуды попала инфекция, начался сепсис. Отечественные лекарства не помогали, а импортные достать было невозможно. Родители продали все, что можно, чтобы обеспечить лечение. Ничего не помогало, маленькая Алла буквально горела и умирала от заражения. Врачи хотели ампутировать ногу, но мама не дала согласия. А потом случилось чудо, ребенок пошел на поправку.

В школу первое время ее водила мама, она еще плохо ходила и практически висела на ней. Так они и ковыляли вдвоем. Со страшным диагнозом, при котором многие не встают с постели, она успевала хорошо учиться, петь и играть на гитаре. В школе ей как будто становилось лучше. Она часто вспоминает: худенькая, бледная девочка лежит на диване и мечтает танцевать фокстрот вместе с гостями - подругами сестры. Но боль в ноге ей не давала покоя ни днем, ни ночью.

Первые выступления

В их школе учились только девочки, в восьмом классе к ним пригласили мальчиков из соседней школы. Для маленькой Аллы Иошпе это было волнующее событие, она встала пораньше, надела зеленое пальто с меховой опушкой сестры Фаины, в котором считала себя неотразимой. И ушла гулять по городу, домой не возвращалась - отберут пальто. Зашла в парикмахерскую, где в первый раз сделала маникюр, ведь сегодня у нее первое выступление.

Она не зря так готовилась, концерт действительно стал в биографии Аллы Иошпе судьбоносным. Тогда, в пятнадцать лет девочка-подросток познакомилась со своим будущим мужем - Владимиром. Через восемь лет они поженились.

И мама, и бабушка всегда говорили, что на сцене она преображается - буквально на глазах хорошеет. И позже, смеясь, вспоминали: лежит прямо-таки умирает, вся зеленая, замерзшая, практически ничего не ест. А только выйдет выступать, так моментально будто бы выздоравливает. Глаза сияют и светятся, словно прожекторы.

Получение специальности

Как ни мечтала о сцене Алла, учиться пошла на психологический факультет МГУ, позже даже защитила кандидатскую диссертацию. Поступать ей пришлось фактически дважды, она набрала на вступительных экзаменах 19 баллов при проходном 18. Но в списках поступивших ее не оказалось. Алла Иошпе пошла на прием к ректору, который просто сказал, что она не прошла по конкурсу, и предложил сдать экзамены на филологический факультет. Без всякой подготовки молодая девушка опять получила только одну четверку - по русскому устному. Ей предложили забрать документы, но она отказалась, и университету пришлось выделить дополнительное место. Как позже писала ее однокурсница, блестящей Иошпе пришлось туго, подвело и происхождение, и национальность.

В студенческие годы она много выступала с агитбригадами, стала солисткой университетского эстрадно-симфонического ансамбля.

Встреча с судьбой

В 1960 году она прошла в финал студенческого конкурса художественной самодеятельности Москвы, заключительный концерт проходил в Колонном зале Дома Союзов. Она выступала в первом отделении концерта в белом скромном платьице. Его ей сшила мама из занавески, поскольку в доме не нашлось другой подходящей материи.

На этой сцене Аллу Иошпе впервые увидел Стахан Рахимов, как он вспоминает: худенькая, как тростинка, девушка, когда пела, тянулась к небу, вытягиваясь, как струнка, вверх. И он понял, что они чувствуют музыку одинаково. Познакомились они еще до выхода на сцену. Девушка подошла и сделала ему замечание. Стахан был, наверное, единственным, кто не нервничал, он просто сидел и дымил. Алла посчитала, что это вредит голосовым связкам вокалистов.

По воспоминания мужа певицы, она заканчивала первое отделение, а он - второе, как певцы, разделившие первую премию. Стахан почему-то загадал, если Алла дождется его выступления, то у них все будет хорошо. После выступления он увидел девушку, спрятал свое обручальное кольцо в карман, и они пошли вместе домой. Шли долго, пешком от Колонного зала до Малой Бронной и говорили, говорили...

Дебют дуэта

Алла Иошпе пригласила нового друга на юбилейный концерт своего оркестра, в кафе "Молодежное", которое находилось на улице Горького (ныне Тверская). Они взяли такси и поехали сначала пообщаться - пили шампанское, которое Стахан взял в долг, оставив в кафе свои часы в залог.

Потом начался концерт, она спела свои популярные песни: "Царевну-Несмеяну", "Купите фиалки", а потом почему-то решила спеть "Песню о Тбилиси". Молодой узбекский певец только что вернулся с гастролей в этом городе и знал ее, только на грузинском языке. Что-то его дернуло, как он сам вспоминает, ко второму куплету он подошел к ней и стал подпевать вторым голосом. Это стало первым совместным выступлением в биографии Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. Зрители притихли и даже перестали танцевать, впечатленные исполнением. Потом артисты спели еще несколько песен по просьбе слушателей. Им не нужны были репетиции, они просто чувствовали друг друга.

Лучшие годы дуэта

Вскоре состоялись первые сольные концерты и гастроли по городам Советского Союза. Дебютной стала поездка по Сибири, где их очень хорошо принимали зрители. После этого они стали популярны, как считает сама певица Алла Иошпе, потому что ниша была не занята, жанр был не очень востребован. А когда их услышали, то полюбили.

Они много выступали, по радио постоянно звучали песни дуэта, правда, по телевидению их показывали достаточно редко. Концерты давали только в тех городах, в которые хотели поехать. Они сами планировали программу гастролей. Со своими песнями Стахан Рахимов и Алла Иошпе объездили полмира. Даже совершили гастрольный тур по Австралии, где пели для местных жителей, причем на разных языках: русском, английском, греческом.

Первый звонок

По стране они ездили с программой "Песни народов мира", в которой звучали песни французские, немецкие, итальянские и даже африканские. После проката в Омске состоялся концерт в московских "Лужниках". Перед выступлением Алла Иошпе спросила директора Росконцерта Борю Брунова: «Можно спеть "Хаву нагилу"?» Тот послушал и разрешил. Однако за исполнение этой еврейской песни им отменили все концерты и гастроли за нарушение трудовой дисциплины. Потому что в это время началась Семидневная война.

Вскоре дуэту запретили петь песни Аллы Иошпе, обязав исполнять только произведения членов Союза композиторов. В том числе им не понравилась ее песня "Лошадь", в которой есть слова: "Тише едешь, дальше будешь..." Чиновники посчитали, что эти слова намекают на эмиграцию в Израиль.

Неудавшиеся сионисты

В 70-х годах Аллу опять начала сильно беспокоить поврежденная в детстве нога. Сделанные в Советском Союзе операции практически не помогали. Они стали искать возможность лечения за границей. Оказалось, что в Израиле ей могут помочь. Когда они обратились с просьбой в советские официальные инстанции разрешить выехать на лечение, то везде получили отказ. В 1979 году они подали документы на выезд в Израиль, им отказали, как и многим другим будущим репатриантам. Алла Иошпе говорит, что не знает, почему не выпустили, в органах просто сказали, что они важны для страны.

Запрет на профессию

Власти отреагировали очень жестко: им не только не дали выехать из советской страны, но и подвергли репрессиям. Конечно, были уже не 30-е годы. Но им отменили все гастроли, перестали приглашать на радио и телевидение. Записи песен и выступлений были уничтожены. Стахана постоянно вызывали на собеседование в КГБ, предлагали отказаться от еврейки, как и Аллу от него. Дочь Татьяну исключили из комсомола и университета.

Иногда им звонили незнакомые люди из телефонов-автоматов, говорили слова поддержки. Алла выражала свою боль и горечь в стихах и книге, которую начала писать. Творчество в биографии Аллы Иошпе осталось, хотя следующее десятилетие дуэт на сцену не выпускали. Стахан старался прокормить семью. Они упорно продолжали каждые полгода подавать документы на выезд.

Супруги распродали почти все свое имущество, сначала антиквариат, а потом и мебель. Спали на книжных полках, потому что больше ничего не осталось. Поскольку дуэт внезапно исчез с эфиров, то по стране стали ходить самые дикие слухи, в том числе о том, что они бедствуют в Израиле, а Стахан торгует там домашним пловом.

Домашние концерты

Многие отказались от такого опасного знакомства, но друзья продолжали заходить в гости, приносили еду: салаты, фрукты, конфеты, тортики и другие продукты. И, конечно, импровизированные посиделки заканчивались домашними концертами. Постепенно сформировался семейный театр "Музыка в отказе". Один раз в месяц к ним приходили человек 60-70, хотя супруги и не просили, но все гости приносили что-нибудь. Семейный дуэт пел, а под окнами дежурили милиционеры.

Часто к ним заглядывали на "огонек" известный пианист Владимир Фельцман, альтист Леша Дьячков с женой Фирой, профессор Александр Лернер. Иногда выступал и популярный комедийный актер Савелий Крамаров, которого тоже долго не выпускали из страны.

Супруги начали писать письма в газеты: если не даете уехать, дайте хотя бы возможность заработать на жизнь. Они отправили свои послания в около 100 изданий. И это сработало, им позволили петь в глубинке. Постепенно люди стали узнавать об этом, залы были переполнены. В репертуаре появились песни Аллы Иошпе: "Скрипка", "Дороги артистов", "Осенняя пора", "Танго", "И снова танго", поскольку "врагам народа" никто не давал свои произведения.

Песни земли обетованной

С перестройкой появилось больше возможностей, они не сломались, смогли начать все заново. Им надо было снова завоевывать аудиторию, снова много ездить. По настоянию Стахана появились еврейские песни Аллы Иошпе, постепенно дуэт обновил репертуар. Первые зарубежные гастроли после десятилетия забвения были в Америке. Их тепло приняли эмигранты из Советского Союза, в общей сложности артисты провели в США почти три года.

В 2002 году певцам некогда знаменитого дуэта было присвоено звание "Народных артистов России". Каждый год в декабре они организуют концерт в Москве, посвященный еврейскому празднику Ханука. Алла Иошпе написала четыре книги, в которых собраны ее стихи и рассказы.

Два мужа певицы

Первый раз Алла вышла замуж за парня, которого знала еще со школы. Молодая семья жила у родителей мужа, в небольшом многокомнатном доме. В одной из них жил Роберт, старший брат с женой, в другой - Аллан Чумак, будущий знаменитый на всю страну экстрасенс, а в третьей - Алла с Владимиром. Муж поддерживал все ее начинания, был хорошим семьянином. Скоро у супружеской пары родилась дочка Татьяна, которая стала врачом. Ее сын, внук Костя, живет в Лондоне.

Со Стаханом они поселились на Васильевском острове, к моменту знакомства оба были уже не свободны. Дети Стахана Рахимова и Аллы Иошпе жили со вторыми половинками начинающих артистов. Как вспоминала позже певица, там зародилась их любовь и пришло осознание: они должны быть вместе навсегда. Алла поехала домой, но как сказать об этом мужу? Владимир сильно страдал, когда Алла сказала ему, что ее сердце принадлежит другому мужчине. Она уехала, забрав с собой дочку Танечку. Иошпе до сих пор благодарна ему за все.

У Рахимова, который тоже учился в московском вузе, жена Наташа с дочкой Лолой жили у его мамы в Ташкенте. Лола и Татьяна - это единственные дети в биографии Аллы Иошпе.

✿ღ✿Узбек и еврейка. Судьба дуэта Аллы Иошпе и Стахана Рахимова✿ღ✿

Алла ИОШПЕ и Стахан РАХИМОВ: "Мы выжили, потому что остались вместе"


В конце 70-х из народных любимцев они превратились во врагов народа. Популярнейший дуэт, Алла Иошпе и Стахан Рахимов, песни которых - "Алеша", "Соловьи" и "До свидания, мальчики" - знала наизусть вся страна, в одночасье потеряли все. Знаменитую пару лишили званий, из продажи были изъяты и уничтожены все их пластинки и кассеты, Стахана исключили из партии, их дочь, студентку-отличницу Таню, выгнали из университета с формулировкой "не соответствующая высокому званию советской студентки"...

Да бросьте вы ее, эту предательницу, эту сионистку! - уговаривал Рахимова представитель "органов". - Из-за какой-то жидовки портите себе жизнь. Пусть она катится к чертовой матери, но вы-то...

Тогда на увещевания молодого сотрудника КГБ Стахан Рахимов ответил фразой, ставшей впоследствии их девизом по жизни:

Даже если Иошпе поставить на один конец земного шара, а Рахимова - на другой и развернуть их спиной друг к другу, они все равно возьмут дыхание в одном месте... Мы не можем не петь вместе. Мы не можем не жить вместе. Это исключено.

В этом году исполняется 40 лет, как Алла Иошпе и Стахан Рахимов живут и поют вместе.

Узбек и еврейка - они, если честно...

Алла увидела его случайно. В выходной день под звуки вечно бубнящего телевизора она наводила порядок в своей квартире. Алла уже направлялась в другую комнату, как вдруг какая-то неведомая сила приковала ее взгляд к экрану. С полузакрытыми глазами то ли пел, то ли молился худенький нерусский мальчик. "Боже, как он поет!" - прошептала Алла.

"Боже, как она поет!" - теперь уже настал черед удивляться Стахану. Он сидел в зрительном зале, когда на сцену поднялась Алла. Худенькая, как ему показалось, страшненькая, конопатенькая. Прихрамывающая на одну ногу. "Конец концерта, - усмехнулся про себя Стахан, - зачем она вышла?.." И тут девушка начала петь. Стахан был шокирован. Он достал из кармана ручку, нашел в программке имя неизвестной певицы - Алла Иошпе - и обвел его кружочком.

Через какое-то время они встретились. В Колонном зале проходил заключительный конкурс студенческой самодеятельности. Фаворитов, по общему мнению, было двое: солистка оркестра МГУ Алла Иошпе и восходящая звезда МЭИ Стахан Рахимов. Они в итоге и поделили первое место.

Алла его не узнала. "Вот сразу видно, что вы не певец! - возмутилась она, когда Стахан присел к ней за столик и небрежно закурил. - Курите, а это вредит связкам". Стахан молча погасил сигарету и пошел на сцену...

Стахан: "Еще до концерта я сказал себе: если она останется меня слушать - все будет. И когда она осталась, я незаметно снял обручальное кольцо и положил его в карман".

Алла: "Когда услышала, как он поет, я не выдержала, подошла к нему и сказала: "Стахан, какой же вы молодец!" А потом он пошел провожать меня домой и рассказывал сказки на узбекском языке. "Боракан-йогакан" - я слушала эту странную вязь речи, светили звезды... Это было так красиво. Я немного устала, он тактично посадил меня на лавочку у Никитских ворот, и мы разговаривали, разговаривали... Но я еще ни о чем не думала: любовь - не любовь. Даже и представить себе не могла, что заведу роман на стороне, уйду от мужа... Через неделю Стахан привел меня в свою компанию. Он делал плов, завернул вот так (показывает. - Авт.) рукава рубашки. Смуглый, красивый, худой, скуластый, зараза... Как он разделывал это мясо! Тогда я подумала: "Иошпе, тебе нужно спасаться бегством". Но он меня уже не отпустил..."

В семьях Стахана и Аллы известие об их браке восприняли в штыки. Родители Аллы возмущались: ты замужем, у тебя такой прекрасный муж, он тебя так любит! А этот - узбек. Из другой семьи, из другой республики. Ты что, не знаешь, они многоженцы, они коварные... Алла умоляла родителей: "Но мы не можем, мы так поем вместе!.."

Мама Стахана поначалу тоже казалась непреклонной. Говорила: "Москвичка. Они же все испорченные, избалованные. У нас тут что, мало узбечек своих?" - "Мама, - пытался возразить Стахан, - конечно, Алла москвичка, но она не русская, она еврейка..." Как ни странно, эта фраза подействовала. Женщина вдруг на минутку задумалась, тяжело вздохнула. "Ну что ж, - говорит, - все-таки своя". "В смысле, нацменка", - поясняет Стахан.

Алла: "Мой первый муж наше расставание перенес очень тяжело. Он вез меня на очередную репетицию, когда я сказала: "Не получится у нас, прости меня ради бога". Он отпустил руль, машина чуть не скатилась в кювет, одним колесом повиснув над оврагом. "Я тебя прошу, одумайся, - сказал он мне. - Ты потом об этом всю жизнь будешь жалеть. Это не твой человек. Я знаю, я чувствую. Пускай пройдет полгода, год, но давай не будем расставаться. Я никогда не напомню тебе о том, что было..." Он был для меня настоящим рыцарем: оберегал, заботился. Интеллигентнейший, добрейший, деликатнейший человек, любящий меня несказанно. Наверное, я его любила... Конечно, я его любила. Но у нас была разная жизнь: он - инженер, я - певица. А люди сцены - они же ненормальные, и терпеть эту ненормальность может только такой же ненормальный человек".

Жена Стахана тоже переживала?

Страдала, страдала девочка. Никогда не забуду: она приехала в Москву, вызвала его по телефону вниз... Мне так ее было жалко!

Стахан: "Наташа была студенткой, очень хорошая девочка: мягкая, добрая. А мама меня всегда учила, что человек должен быть не столько красивый, сколько теплый. Наташа как раз была такой - с изюминкой. Но ничего не поделаешь - музыка.".

"Стахан мне сказал: "Не пойдем к Рознеру, мне не понравилось, как он на тебя посмотрел"

В начале 70-х говорили о великолепной пятерке советской эстрады. На самом деле их было шестеро: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и они - Алла Иошпе и Стахан Рахимов. Ни один кремлевский концерт, ни один новогодний "Огонек" не обходился без песен интернационального дуэта. "Алеша", "Соловьи", "До свидания, мальчики", "Ночка луговая" - с этими шлягерами Иошпе и Рахимов стали звездами первой величины в Советском Союзе и объездили весь мир.

Их называли "эстрада во фраке". Мягкая, лиричная манера исполнения. Негромкие, чистые, приятные голоса, неподдельная искренность. Зрители их боготворили. А вот коллеги - недолюбливали. Многие из знаменитых артистов за спиной у Аллы и Стахана перешептывались: "Чего в них особенного - как была самодеятельность, так и осталась. У них напрочь отсутствует эстрадная подача".

Алла: "Мы же на сцене очень статичны, почти не двигаемся. Помню, как-то раз были в Юрмале, выступали на концерте Раймонда Паулса. Перед нами вышел один латвийский дуэт. Неплохо пели, даже хорошо. Но все время обнимались, показывали, как они друг друга любят. А нам всего этого не надо. Зал ловил каждый наш нюанс: как я на него посмотрю, как он меня возьмет за руку, как я на него обопрусь... Этим же очень много сказано, правда? Не зря говорят, что самый громкий крик - это шепот. Про нас говорили: когда они поют на сцене, возникает ощущение, что зрительный зал им только мешает".

Стахан: "А недолюбливали нас в основном те артисты, которым в свое время мы, студенты, перекрыли кислород своими "леваками". У нас была слаженная команда, которая называлась "семь плюс семь": мы с Аллой, пятеро наших музыкантов и семь "разговорников": Марик Розовский, Алик Аксельрод, Семен Фарада, Александр Филиппенко и другие. Все студенты-аспиранты - ни одного профессионала. И мы "левачили" - все левые, коммерческие концерты в Москве были наши. В Мосэстраде народные артисты шептались по углам: "Откуда взялись эти аспиранты?!" Нас "кадрили" знаменитые коллективы: Московский мюзик-холл, оркестры Лундстрема, Рознера..."

Кстати, - перебивает мужа Алла, - однажды мы все-таки пришли к Эдди Рознеру домой. Уже договорились о репертуаре, но только вышли, Стахан мне сказал: "Не пойдем, мне не понравилось, как он на тебя посмотрел". И со многими известными композиторами выходила точно такая же история - Стахан снова говорил: нет.

Со стороны могло показаться, что Алла и Стахан - эдакие баловни судьбы: молодые, талантливые, обласканные властями. На самом деле их путь к эстрадному Олимпу был усеян не только розами, но и шипами. Первый раз "по шапке" они получили за то, что во время Семидневной войны исполнили в Лужниках "вражескую" "Хаву Нагилу". Тогда, с формулировкой "за нарушение трудовой дисциплины", Аллу и Стахана не пустили на гастроли в Германию.

Дальше - больше. На концерте памяти Марка Бернеса сугубо патриотическую песню "С чего начинается Родина" Иошпе и Рахимов позволили себе исполнить в виде диалога, а в концовке еще и оставили вопрос открытым. Это уже была настоящая крамола. "Сосунки, они задают вопрос, они ставят под сомнение: с чего начинается Родина?!" - не могла скрыть возмущения "советская общественность" в лице чиновников из Министерства культуры.

Во время другого концерта Стахан на какое-то мгновение забыл слова одной из песен. Наступила неловкая пауза. Но певец не растерялся: подошел к рампе и попросил подсказки у зрительного зала. На следующий день кто-то распустил по Москве слух, что Рахимов вышел на сцену пьяным.

Но все это были цветочки - трагедия в их жизни случилась позже.

10 лет под домашним арестом

Как-то раз Иошпе и Рахимова пригласили в Министерство культуры. Тогдашний министр Демичев начал деловито: "Тут к нам поступило письмо, подписанное сотнями зрителей. Пишут: "Неужели наше великое государство не может помочь в лечении талантливой артистке Алле Иошпе?" Чем могу помочь?" "Нужна операция за границей", - ответил Стахан. "Почему за границей?! - возмутился Демичев. - Оперируйтесь здесь. У нас нет таких денег, чтобы оплачивать ваше лечение за границей".

Почти всю жизнь Алла Иошпе борется с постоянными болями в ноге. В 11 лет у нее обнаружили заражение крови. С того света девочку вытащить удалось, но проблемы со здоровьем остались. Восхищенные зрители и не догадывались, с какой чудовищной болью приходилось бороться певице. Отработав месяц, следующие два Иошпе обычно проводила в постели.

Алла: "В детстве мне мама говорила: "Ты не такая, как все. Что-то тебе не дано. Но что-то тебе дано намного больше, чем другим". Нет, я никогда не чувствовала себя ущемленной. Наоборот, меня всегда окружала масса мальчишек, которые ухаживали за мной, даже ревновали друг к другу. Я была хорошенькой девочкой, чего там говорить. И ребятам хотелось меня беречь, защищать. Все-таки слабенькая, хромаю. Например, в десятом классе у меня было сразу семь мальчиков. Чудных. Так трогательно: они приносили мне марки, книжки, цветочки, пирожки. Мама спрашивала: "Ты в кого-нибудь из них влюблена?" Отвечала: "По-моему, во всех".

Стахан: "Тогда, в конце 70-х, Аллу еще можно было вылечить. Мы нашли три клиники: в Израиле, в Нью-Йорке и в Париже. После отказа Министерства культуры мы сказали, что можем и сами оплатить лечение, готовы продать все, что есть... Ответ был тот же: не положено".

Алла: "То есть мы для них - никто. А ведь мы зарабатывали для государства большие деньги. Весь мир объездили с концертами, получали суточные по десять долларов в день, а в Госконцерт собственными ручками привозили тысячи. И были хорошими. А когда нам самим понадобилась помощь..."

И тогда Стахан решился, как посчитали многие, на безумство: подал документы на выезд на постоянное место жительства в Израиль. Реакция властей последовала незамедлительно: запретить. "Вы слишком много сделали для советского государства, чтобы вами рисковать, - сказали им на Лубянке. - Может случиться все что угодно". Как раз тогда страну потрясло известие об убийстве одного из наших музыкантов, который решил не возвращаться из Японии. "Вы нам угрожаете?" - глядя в глаза сотруднику КГБ, спросила Алла.

Уже на следующий день вчерашних любимцев объявили отщепенцами и предателями. Артистов лишили званий, уничтожили все их записи, запретили выступать с концертами. 1-й секретарь компартии Узбекистана Рашидов, когда ему доложили о ситуации, чуть не задохнулся от собственного гнева: "Рахимов?! Да он у меня скорее на Дальний Восток поедет, чем на Ближний!"

Ежедневно Алла и Стахан получали письма с угрозами, их дочка Таня вздрагивала от каждого телефонного звонка после того, как однажды услышала в трубке от незнакомца: "Приехал из Ташкента человек - убить твоего отца". Им поджигали двери, почтовый ящик, разбивали машину... И постоянно вызывали на Лубянку, где Алле предлагали отказаться от Стахана, Стахану - от Аллы, а их дочери Тане - от обоих родителей. "Пусть они едут, - говорили, - оставайся, мы же воспитываем детей-сирот".

Алла: "Для телевидения и прессы мы как будто умерли - ни одного упоминания. И лишь лекторы общества "Знание", вещавшие на различных предприятиях о международном положении, поминали нас "добрым" словом. Говорили, что некогда популярные певцы Алла Иошпе и Стахан Рахимов эмигрировали в Израиль. Что ведут там нищенский образ жизни. Что Стахан там варит плов и продает. Что просимся обратно, но Советский Союз не хочет принимать предателей".

Почти десять лет Иошпе и Рахимову не давали работать. Деньги, накопленные за долгие годы выступлений, таяли буквально на глазах. Супругам пришлось продать автомобиль. А через некоторое время стены их квартиры украшали лишь книжные полки - вся остальная мебель, а также посуда и антиквариат со временем осели в ближайшей комиссионке.

В один из дней Алла и Стахан написали ровно сто писем во все столичные издания: "Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать..." Часто из телефонов-автоматов им звонили какие-то незнакомые люди, говорили: "Ребята, мы с вами, держитесь". А знакомые - приходили в гости, приносили еду: торты, конфеты, салаты. Конечно, просили спеть. И вскоре по Москве распространились слухи: Иошпе и Рахимов устраивают домашние концерты. Действительно, каждую субботу в их доме стали собираться люди: актер Савелий Крамаров, музыкант Александр Брусиловский, пианист Владимир Фельцман, знаменитый академик Александр Лернер, нынешний министр труда Израиля Натан Щаранский - все те, кому в разное время было отказано в выезде. Свой "домашний театр" они назвали "Музыка в отказе". Его эмблемой стала картина одного запрещенного художника: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

"Здравствуйте, Алла Борисовна..."

При Горбачеве Иошпе и Рахимова уже не могли запрещать. Но и разрешать вовсе не спешили.

Стахан: "Нам дали какой-то жуткий оркестрик, разрешили гастролировать. Только без афиш. Приезжаем в один город - в зале лишь несколько человек в штатском. В другой - та же самая история. И вот для этой кучки гебешников мы пели. После серии таких "концертов" нас с Аллой вызвали в Министерство культуры, сказали: "Вот видите, люди не хотят вас слушать, родина вас не принимает".

Алла: "А чтобы отнять у нас право на сольные концерты, на Мосэстраде устроили переаттестацию всех артистов. Марк Новицкий, один из членов худсовета, подошел к нам и сказал: "Ребята, я вас так уважаю, я не могу в этом участвовать". И вышел из зала".

А они, державшись за руки, пели: "С любимыми не расставайтесь". В зале плакали. Даже кто-то из комиссии стал хлопать, но вовремя одернул себя...

Окончательно их "простили" только в 89-м. Да и то когда на заседание парткома, где решался вопрос: снимать или не снимать со Стахана Рахимова формулировку "враг родины", пришел Иосиф Кобзон. Певец, к слову которого привыкли прислушиваться на самом верху, сказал: "Отстаньте уже от них". И от них отстали.

Они и сегодня собирают полные залы. Причем не только в России. Америка, Израиль, Австралия, Германия - в этих странах Аллу и Стахана уже давно называют "народными артистами русской эмиграции". А два года назад Иошпе и Рахимову присвоили звания народных артистов России.

Алла: "Мы недавно были в Америке. Сидим в номере, вдруг раздается звонок: "Вы не читали эту беспардонную статью?" - "Нет, какую?" - "Сейчас мы вам привезем". Привезли, читаем - интервью с Аллой Пугачевой. Вроде все деликатно, никого не опуская, никого не обзывая. И вдруг натыкаемся на последнюю фразу. Вопрос журналиста: а почему вы то с одним, то с другим: то Филипп, то Галкин? Алла отвечает: ну как же, актерская судьба такая: если бы я все время была с одним, нас забыли бы точно так же, как Иошпе и Рахимова.

Так вот, уважаемая Алла Борисовна. Спасибо за то, что вы нас не забыли, упомянули всуе. Но вы забыли, что нас уничтожила советская машина. Поэтому, моя дорогая, мы сегодня не в обойме. А не потому, что я не бросила мужа или он меня. С вашей стороны подобное утверждение выглядит, мягко говоря, беспардонно. А если быть точнее - невежливо и неумно".

Их не забыли. И сегодня, когда Иошпе и Рахимов выходят на сцену, зал встает. Потому что они выжили. Потому что остались вместе. Потому что не предали друг друга. Не изменили своему стилю. Они не в обойме. Они - в сердцах людей.
17.02.2004

Дмитрий МЕЛЬМАН

Источник - Московский Комсомолец
Постоянный адрес статьи -