Биография и достижения жана жоржа новера. Биография Бер Жан Жорж

Жан-Жорж Нове́рр (фр. Jean-Georges Noverre ; 29 апреля 1727, Париж, Франция - 19 октября 1810, Сен-Жермен-ан-Ле, там же) - французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как международный день танца.

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV - было это, в 1742 году или в 1743 году. После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur ).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон, где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика, дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les Fêtes chinoises »). Затем судьба вновь забросила его в Лион, где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets ») - он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action - действенный балет ; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все ещё, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…» . Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима - до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.

Эта большая теоретическая работа впоследствии выдержала множество переизданий и была переведена на европейские языки: английский, немецкий, испанский, а затем и на другие. Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803-1804 гг. под названием «Письма о танце» - книга стала известна и издана в России благодаря его ученику Шарлю Ле Пику, приглашенному в Петербург в 1787 в качестве первого танцора, а затем и хореографа. С тех пор в России было несколько изданий на русском языке, книга переиздается вплоть до настоящего времени. Известный русско-французский балетный деятель Б. Кохно через много лет сказал о Новерре и Ле Пике: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику».

В 1760 году Новерр приглашается в Штутгарт, где провел семь лет и где его учеником стал впоследствии выдающий танцор и хореограф, будущий пропагандист творчества и идей Новерра Шарль Ле Пик. В Штутгарте герцог Карла II Вюртембергского, большой знаток и любитель театра, создал для служителей искусств свободную творческую обстановку, что привлекло много талантливых людей: музыкантов, артистов, художников. 11 февраля 1763 года ко дню рождения герцога Новерр поставил балет на музыку Ж.Родольфа, тоже жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея», где воплотил свои основные балетные реформы. Отказавшись от несуразных больших париков и закрывавших лицо масок, Новерр впервые ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле среди основных исполнителей были заняты: Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис (Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль Ле Пик (Ээн), Мари-Мадлен Гимар (Креуза). Эта постановка стала революционной в хореографии и имела такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. К нему устремились ученики и почитатели, желавшие с ним работать. К 1764 году Новерр руководил труппой из пятнадцати солистов и кордебалета из двадцати трех мужчин и двадцать одной женщины.

Через семь лет Наверр переехал в Вену, оказавшись под протекцией будущей королевы Марии-Антуанетты, назначившей его королевским балетмейстером. Там, получив огромную свободу в постановках, он смог реализовать свои многочисленные идеи по реформаторству в балете, сочинив и поставив множество балетных представлений. Он сам впервые ввел пантомиму в своем балете «Медея и Ясон» («фр. Medеe et Jason ») на музыку Ж.-Ж. Родольфа в 1763 году. Затем он поставил большую пантомимическую постановку в несколько актов на сюжет «Семирамиды» Вольтера. Он привлек к сотрудничеству разных композиторов, в том числе Глюка, с которым создал несколько балетных композиций.

В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.

С 1778 года - член Французской королевской академии танцев.

В 1776-1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять. В 1781 году Новерр написал свои разработки по строительству нового зала Парижской Опера «Комментарий по строительству зала» («фр. Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Opéra »). Борьба с труппой, не желающей признавать новые веяния в балете, отнимала много сил и времени; занятый работой, Новерр покинул пост в Парижской Опере (эту должность занял его ученик и сподвижник Жан Доберваль) и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн».

Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх.), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Ле. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить - 19 октября 1810 году он скончался.

С 1982 года регулярно отмечается всемирный день танца. Этот праздник ежегодно отмечается 29 апреля, в день рождения известного французского балетмейстера — Жана Жоржа Новера. Его достижения для балета, как самостоятельного вида искусства трудно переоценить. Жана Жоржа Новера по праву называют «отцом современного балета». Именно он наделил танцевальные движения смысловой нагрузкой и дополнил их пантомимой, для более полной передачи задумки постановщика.

Первые шаги Новера в балетном искусстве

Будущий балетмейстер родился 29 апреля 1727 году в небольшом поселении неподалеку Парижа. Танцы интересовали его уже с ранних лет. Родители не стали препятствовать его увлечению и отдали Жана Жоржа обучаться основам балета к известному учителю — Дюпре. Успехам молодого человека мог позавидовать любой. Его ожидало большое будущее и участие в лучших постановках. Казалось, что двери в Парижскую оперу открыты для талантливого танцовщика. Но на самом деле его не спешили брать в состав танцоров оперы. Две попытки танцевать на сцене Парижской оперы оказались для Новера неудачными. Но подобные неудачи не сломили танцора. Он танцевал в Берлине и Страсбурге, Лионе и Лондоне. И именно в Лондоне Новер познакомился со знаменитым английским актером Дэвидом Гариком, который на то время возглавлял театр «Друри-Лейн».

Знаковая встреча для Жана Жоржа Новера

Деятельность Новера во Франции

После своего возвращения во Франции в 1757 году Новер стал руководителем балетной труппы в лионском театре. В эти годы Лион по праву считался центром хореографии и танца во Франции. Именно тут ставились смелые эксперименты в танцах и рушились все стереотипы. Парижская опера была еще не готова к изменениям в постановках балета. А вот в провинции это можно было сделать легко. Именно в Лионе и появились «действенные балеты», в которых Новер отказался от масок и пышных, но неудобных, костюмов, а также симметричности линий танцоров. В 1760 году в свет вышла книга Жана Жоржа Новера, в которой рассказывалось о балете, как о новом виде искусства, в котором не будет клоунады и ярмочных танцев, а будет возвышенность чувств и благородство. Эта книга завоевала популярность у единомышленников Новера, которые давно устали от действующих норм и стандартов в классическом балете. Для того чтобы доказать Европе, что балет это не просто передвигание ногами, Новер переехал в Штутгарт, где проработал около семи лет. Там он обрел большое количество последователей, которые разделяли его точку зрения и хотели учится. После ученики Новера разъезжались по разным городам Европы и там доносили зрителям основы «нового» балета. На протяжении 18 лет Новер с успехом ставил танцевальные постановки на всех больших сценах Европы: Вене, Милане, Неаполе и Лиссабоне. Учиться у него хотели тысячи балетмейстеров и танцоров. Но слава Новера не давала покоя многим людям, которые не хотели смериться с новым направлением в балете. Против балетмейстера плелись интриги и через какое-то время он сдался. Он согласился уйти на обещание его пожизненного содержания. Наследием Жана Жоржа Новера стал не один десяток постановок, в которых участвовали только лучшие актеры, книга, которая считается основой современного классического балета, а также сотни учеников по всему миру, которые передают свои знания следующим поколениям танцоров.


НОВЕ"Р Жан Жорж

НОВЕР (Noverre), Жан Жорж (29. IV. 1727 - 19. X. 1810) - франц. балетмейстер, реформатор и теоретик хореографич. иск-ва. Один из основоположников балетного т-ра. Учился у танцовщика О. Дюпре. Начал выступать на сцене в 1743. Первая пост. - "Китайский балет" (1754) в т-ре "Опера комик" (Париж). В 1755 Н. ездил на гастроли в Лондон по приглашению актёра Д. Гаррика, воззрения к-рого оказали значит. влияние на дальнейшее творчество Н. По возвращении во Францию Н. ставит ряд балетов в Лионе и Марселе (1758 - 60), затем в Штутгарте (1760 - 67), Вене и Милане (1767 - 74). В эти годы Н. осуществляет свои преобразования, создаёт все лучшие пост. и приобретает славу выдающегося новатора. Н. в течение многих лет был лишён возможности работать в Париже, т. к. направление его иск-ва было чуждо придворным кругам. Лишь в 1775 он получил приглашение в Парижскую Оперу, где работал до 1780. В последующие годы ставил балеты в Англии и др. странах, занимался литературно-теоретич. деятельностью.

Идейной основой преобразований, совершённых Н. в хореографич. иск-ве, была эстетика франц. просветителей. Утверждая идейность и демократич. направленность балета, его воспитательное воздействие, Н. боролся за глубокую связь хореографич. иск-ва с лит-рой, призывал к созданию балетов на темы совр. жизни, обращался к сюжетам, заимствованным из истории и мифологии. Взамен лишённого драматургич. цельности пышного оперно-балетного представления Н. создал балет-пьесу, в к-ром содержание музыки раскрывалось в драматич. пластически- выразительных образах. Тем самым он превратил балетный спектакль в самостоятельный вид сценич. иск-ва. Для творчества Н. характерна разработка жанра героич. "трагич. балета" с сильно развитой сюжетной пантомимой ("Медея и Язон", "Амур и Психея", "Бельтон и Эльза" и др.).


Сцена из балета в пост. Ж. Ж. Новера "Горации и Куриации"

Н. оказал большое влияние на развитие европ. балета конца 18 и нач. 19 вв. В принципах Н. его учениками и последователями Ж. Добервалем, Ш. Ле Пиком, Ш. Дидло и др. были пост. балеты: "Тщетная предосторожность" (сохранившийся до наст. времени), "Дезертир", "Зефир и Флора", "Жизель", "Эсмеральда" и др. Рус. балетный т-р (по признанию самого Н.) наиболее успешно освоил его преобразования; в пост. М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского, М. М. Фокина новаторские идеи Н. получили дальнейшее развитие. Свои эстетические взгляды Н. изложил в обширном труде "Письма о танце и балетах" (1760), уже при его жизни неоднократно издававшемся на разл. яз. (наиболее полное рус. изд. 1803 - 04; в наст. время переиздаются на польском, чеш., венг. и рус. языках).


Сцена из балета в пост. Ж. Ж. Новера "Медея и Язон"

Соч.: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, t. 1 - 4, St.-Petersbourg, 1803 - 1804; Lettres sur les arts imitateurs en general et sur la danse en particulier, t. 1 - 2, P., 1807; в рус. пер. - Письма о танце, вступ. ст. и примеч. И. И. Соллертинского, Л., 1927.

Лит.: Соллертинский И. И ., Жизнь и творчество Новерра, в кн.: Классики хореографии, Л.-М., 1937; Lуnham D ., The father of modern ballet, L., 1950; Tugal P ., Jean George Noverre. Der groβe Reformator des Ballets, В., 1959. Г. Том.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 4/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 1152 стб. с илл., 76 л. илл.

НОВЕРР, ЖАН ЖОРЖ (Noverre, Jean-George) (1727–1810), французский артист, балетмейстер, теоретик балета. Родился в Париже 29 апреля 1727. Ученик Луи Дюпре, Новерр дебютировал в качестве танцовщика в 1743 и работал в разных театрах Франции, в 1755–1757 – в Лондоне. Уже в эти годы Новерр пришел к мысли о создании танцевального спектакля, независимого от оперы (в состав которой балет ранее входил). Ратовал за приобщение балета к серьезной тематике, создание спектакля с развивающимся действием и действенными характеристиками. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима (подчас отанцованная), реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи. Свои идеи Новерр высказал впервые в труде Письма о танце и балетах , изданном в 1760 в Лионе и Штутгарте. (Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803–1804.)

Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. Многие его балеты имели премьеры в Штутгарте (с 1762), где музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, и в Вене (в 1767–1776), где его сотрудниками были композиторы К.В.Глюк , Й.Старцер (Штарцер), Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне.

Наиболее значительные постановки Новерра – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Большинство этих спектаклей повествовали о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новерр проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу. В отдельных постановках заметно также тяготение к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо идеям права человека на естественное чувство и близость природе (Белтон и Элиза , композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов).

В последние годы жизни Новерр занимался преимущественно интеллектуальным трудом, однако последователи артиста ставили его балеты по всей Европе (в том числе в России).

Реформы Новерра как создателя действенного балета (ballet d"action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета, а некоторые его идеи не потеряли значения и в наши дни: главные из них – требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц. Новерра называют «отцом современного балета». День его рождения, 29 апреля, объявлен международным днем танца.

29 апреля 1727 - 19 октября 1810

великий французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ

Биография

Среди его педагогов были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.

Первое выступление состоялось в Фонтенбло при дворе французского короля Людовика XV - было это, в 1742 году или в 1743 году. После удачного дебюта Новерр сразу получил приглашение в Берлин от принца Генриха Прусского. По возвращении в Париж он был принят в балетную труппу при театре Опера-Комик, а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр (фр. Marguerite-Louise Sauveur).

В 1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной раз закрылся (это было связано с финансовыми осложнениями, которые этот театр неоднократно переживал), Новерр отправился по театрам городов Европы и до 1752 года выступал в Страсбурге и Лионе , а затем уехал в Лондон , где провел два года в труппе британского актёра Дэвида Гарика , дружбу с которым он сохранит на всю жизнь и которого будет называть «Шекспиром в танце». Работая там, Новерр пришел к мысли о создании отдельного большого танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой балет танец ранее входил в виде бессодержательного балетного фрагмента; он продумывал серьёзную танцевальную тематику и разрабатывал танцевальную драматургию, приходя к мысли о создании балетного законченного представления с развивающимся действием и характерами персонажей. В 1754 году он вернулся Париж, в опять открывшийся Опера-Комик и в тот же год создал свой первый большой балетный спектакль «Китайские праздники» («фр. Les F?tes chinoises»). Затем судьба вновь забросила его в Лион , где он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил несколько балетных спектаклей и опубликовал свой главный теоретический труд «Записки о танце и балете» («фр. Lettres sur la danse et les ballets») - он осмыслил весь предыдущий балетный опыт и охватил все аспекты современного ему танца; он разрабатывал теоретические задачи пантомимы, обогащая современный ему балет новыми элементами, дающими возможность вести самостоятельный сюжет; он ввел новый балетный термин pas d’action - действенный балет; требуя отмены театральных масок у танцоров, он тем самым способствовал большей выразительности танца и понимая его у зрителя; он уходил от балета как вычурного танца самого по себе, жившего в других видах театрального искусства, вызвав резкую критику приверженцев старых танцевальных устоев. Он писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы. … Композиторы, в большинстве своем, все ещё, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Они сочиняют паспье, потому что их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево, мюзетты, потому что некогда их изящно и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н Демулен, тамбурины, потому что в этом жанре блистала м-ль Камарго, наконец, чаконы и пассакайли, потому что они были излюбленным жанром знаменитого Дюпре, наилучшим образом соответствуя его склонности, амплуа и благородной фигуре. Но всех этих превосходных артистов ныне уже нет в театре…». Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима - до него, вплоть до середины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках, порой пантомима даже заменяла оперные арии, но никогда до Новерра не несла основной своей собственной смысловой нагрузки. У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль.