Биография евгения петрова. Краткая биография евгения петрова

Если долго взывать к бездне, то бездна откликнется.

В постпсихологии Куринского - Реверберирование конкретных (контрольных) событий и выяснение по правилу: раз отзывается - значит на это настроено.

Иллюстрацией к подобному может служить выдуманная или невыдуманная, но мистическая история, которую на разнообразных сайтах и форумах, в блогах и просто заметках к биографии как только не прожевали. А именно.

Жил да был когда-то замечательный русский, и в первую очередь советский, писатель Евгений Петров. Фамилия Петров чисто литературная, на самом деле он Евгений Петрович Катаев, родной брат не менее культового советского писателя Валентина Катаева.

Евгений Петров один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» и все, кто родом из ХХ века, его, безусловно, знают, как единого и неделимого Ильфа и Петрова. Хотя Петров и сам по себе талантлив и самостоятельных произведений у него очень много.

Биография его феерична. Но в последнее время (не знаю как в прошлом веке) из одного в одно перепечатывается мистическая история, якобы произошедшая с ним и оборвавшаяся вместе с его жизнью. Вот эта история.

Рассказывают, писатель имел странное и редкое хобби: всю жизнь коллекционировал конверты... от своих же писем! Он отправлял письмо в какую-нибудь страну, но все, кроме названия государства, выдумывал - город, улицу, номер дома, имя адресата. Поэтому через месяц-полтора конверт возвращался к Петрову, но уже украшенный разноцветными иностранными штемпелями, с указанием «Адресат неверен».
Но в апреле 1939 года писатель отправил письмо в Новую Зеландию, придумав город под названием «Хайдбердвилл», улицу «Райтбич», дом «7» и адресата «Мерилла Оджина Уэйзли». В самом письме Петров написал по-английски: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».
Эта история гласит, что к августу он неожиданно получил не свой конверт, как повелось, а настоящий ответ, в обратном адресе значилось: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли». И - синий штемпель «Новая Зеландия, почта Хайдбердвилл».
Содержание письма повергло Петрова в ужас: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России». Никогда не ездившего в Новую Зеландию Петрова совершенно сразило, что на фотографии он увидел крепкого сложения мужчину, который обнимал... его самого, Петрова! На обратной стороне снимка было написано: «9 октября 1938 года»...
...Поразительно, но именно в указанный на фото день писатель попал в больницу в бессознательном состоянии, с тяжелейшим воспалением легких. Тогда в течение нескольких дней врачи боролись за его жизнь, полагая, что шансов выжить у него почти нет. Петров написал еще одно письмо в Новую Зеландию, но ответа уже не дождался: началась Вторая мировая война. Писатель с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Коллеги его не узнавали - он стал замкнутым, задумчивым, а шутить вообще перестал...
Во время начавшейся войны Евгений Петров работал фронтовым журналистом и погиб при перелете в Москву из фронтового Севастополя 2 июля 1942 года. Самолет, в котором он летел, уткнулся в небольшую, в общем-то, гору и разбился, сбитый немецким истребителем. Из летчиков и пассажиров самолета выжили все, погиб только Петров. Это случилось у села Маньково в Ростовской области.

...Но удивительная история дописала последние штрихи: говорят, что в день получения известия об исчезновении самолета на московский адрес Петрова поступило письмо от Мерилла Уэйзли. Уэйзли восхищался мужеством советских людей и выражал беспокойство за жизнь самого Евгения. В частности, он писал: «Я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай по возможности меньше»...

Я много прочитала его жизнеописаний и биографий. Петров при жизни был вообще любителем мистификаций, об этом много написано.

Что касается этой истории, которая так манит к себе своей загадошностью, то в её отношении заронились большие сомнения после прочтения воспоминаний внучки Петрова, Екатерины Катаевой, в которой ни слова о мистической истории, хотя память о Катаеве-Петрове и любовь к нему бережно хранима его близкими. Ну и отсутствие всяких следов этих конвертов со всех концов света, в том числе этих двух писем и якобы фото с незнакомцем из Новой Зеландии вносит большие сомнения в правдивость легенды.

Да и в его родной Одессе в эту историю не слишком верят, судя по комментарию Одесситки к вот этой вот записи на некоем сайте Профиль.

По сюжету этой легенды был даже снят короткометражный художественный фильм, выпущенный в 2012 году русским режиссером с говорящей фамилией Алексей Нужный и с Кевином Спейси в главной роли, в Голливуде, нехило так. При этом Кевин приезжал в Россию в 2012 году и пел дифирамбы и фильму, и истории, и режиссеру. Лично мне, однако, этот фильм не понравился. Штампы и выдумки неприкрытые, особенно с ГБшниками в конце повествования, слишком всё упрощенно и дубово. Ощущение что вот-вот выглянет из-за забора медведь с самоваром вотки.)

Однако! Мистика в жизни есть! И она, в том числе подобного рода, живет и дышит буквально вот тут, за плечами. Остерегайтесь взывать к бездне, если не готовы напрямую заглянуть в неё. Особенно в это время года, когда любители толпами обращаются к мистике разных марок, сортов, настойки, разлива и времени выдержки.)


У писателя Евгения Петрова (настоящая фамилия – Катаев) было странное хобби: он отправлял письма в разные страны мира по несуществующим адресам, а потом ждал их возвращения обратно. Однажды такое невинное развлечение закончилось весьма печально: он получил ответ от вымышленного адресата, что стало дурным предзнаменованием трагических событий в его жизни.



В апреле 1939 г. Петров послал письмо в Новую Зеландию на имя Мерила Оджина Уэзли, по вымышленному адресу: город Хайдбердвилл, улица Райтбич, дом 7. Он написал: «Дорогой Мерил! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».



Он ждал, что письмо вернется, так же, как и все предыдущие, с множеством штемпелей и печатью: «Адресат не найден». Но на этот раз письмо долгое время не возвращалось. Писатель о нем уже и забыл, как вдруг через два месяца на его адрес пришел ответ от… Мерила Уэзли. Неизвестный писал: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России».





Евгений Петров никогда не был в Новой Зеландии и не знал никого, кто мог бы написать такие строки. К письму прилагалась фотография, на которой он сам стоял рядом с незнакомым мужчиной, а на обратной стороне фото была указана дата 9 октября 1938 г. Петрову стало не по себе: в этот день он попал в больницу с воспалением легких и был без сознания. Он написал ответ, но тут началась Вторая Мировая война, и второго письма он так и не дождался.



Во время войны Евгений Петров работал военным корреспондентом. В 1942 г. он летел из Севастополя в Москву, и в Ростовской области самолет разбился. Писатель погиб, хотя другие пассажиры выжили. В тот же день на его адрес пришло письмо из Новой Зеландии, в котором Мерил Уэзли писал: «Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее – летай по возможности меньше».





Конечно, история звучит невероятно и неправдоподобно. Впрочем, как многие загадочные факты из жизни писателя, склонного к мистификациям. Например, вызывает вопросы возможность отправлять письма в разные страны мира в 1930-х гг. из СССР. Еще большие сомнения вызывает отсутствие документальных подтверждений этих событий, ведь должны были сохраниться все эти конверты и письма. Что это – литературная байка, умело разыгранная мистификация или чей-то розыгрыш? Источником информации стала радиопрограмма «Би-Би-Си», которая в свою очередь ссылалась на газету «Гардиан» военного времени. А эта история легла в основу сюжета короткометражного фильма режиссера Алексея Нужного «Конверт», с Кевином Спейси в главной роли. В начале фильма указывается: «Основано на реальных событиях», хотя действие почему-то перенесено в 1985 г. Евге́ний Петро́в (псевдоним Евге́ния Петро́вича Ката́ева , 1903—1942) — русский советский писатель, соавтор .

Брат писателя Валентина Катаева. Отец кинооператора Петра Катаева и композитора Ильи Катаева. Жена — Валентина Леонтьевна Грюнзайд, из обрусевших немцев.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории. В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учёбы его одноклассником был , написавший впоследствии приключенческую повесть « », прототипом главного героя которой — Володи Патрикеева — стал Евгений Петров .

Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты — расстрела — на заключение в лагере.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста, освобождённого к тому времени по амнистии, А. Козачинского.

Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. Жена Валентина Катаева вспоминала:

Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», — говорил Валя и вешал трубку.

В 1927 году совместной работой над романом « » началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).

Роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман « » (1931);
новеллы « » (1928);
фантастическая повесть « » (экранизирована)
новеллы « » (1929);
документальная повесть « » (1937).

В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда». В 1935—1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

В 1938 году Петров уговорил своего друга А. Козачинского написать повесть «Зелёный фургон».В 1939 году вступил в ВКП(б).

Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939—1942 годы Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом.

Евге́ний Петро́в погиб 2 июля 1942 года — самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолета установлен памятник.

«Каждый из нас считает себя обязанным другому...»

Поедлимся наблюдением: этот человек открывается для нас преимущественно в тандемах. Всякий читатель знает знаменитую пару соавторов, звучащую как целое, неразрывно: Илья Ильф и Евгений Петров. Этот писательский дуэт остался в отечественной литературе, прежде всего, как создатель невероятно популярных, остроумных, сатирично-гротескных, авантюрных афористичных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». В миниатюре «Двойная биография» Илья Ильф и Евгений Петров в 1929 году писали: «Составить автобиографию автора «Двенадцати стульев» довольно затруднительно...

Гораздо меньше людей, даже читающих, знают о другой паре - Евгений Петров и Валентин Катаев. Дело в том, что знаменитый Петров, будучи младшим братом уже известного в ту пору автора, Валентина Катаева, взял себе псевдоним по собственному отчеству, справедливо предположив, что двух Катаевых «Боливар родной словесности» не выдержит, возникнет путаница.

Евгений Петрович Катаев родился 13 декабря 1903 года. Разумеется, в Одессе. Именно этот город подарил читателям плеяду так называемой «юго-западной» писательской школы. Это литераторы мирового уровня - Валентин Катаев, Исаак Бабель, Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Евгений Петров, Илья Ильф, Семен Кирсанов, Вера Инбер. Термин «юго-запад» в литературном смысле ввел в одноименной статье 1933 года известный литературовед, критик, писатель, журналист, сценарист и теоретик кино В. Шкловский. Однако так же назывался первый поэтический сборник Э. Багрицкого, вышедший в 1928 году.


Евгений Петрович Катаев, он же Евгений Петров

Литературоведы дискутируют до сих пор, школа это или, может, ряд независимых дарований, однако факты неумолимы: многие из вышеупомянутых сочинителей, переехав в Москву и работая в редакции газеты «Гудок» (где, кстати, трудился и киевлянин Михаил Булгаков), стали известными советскими писателями.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице, и Евгений к 1920 году закончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учебы его одноклассником был Александр Козачинский, по отцу дворянин, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - начальника уездного отделения милиции Одессы Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Следует сказать об этой, третьей, паре, в которой убедительно представлен Евгений Петров. О ней знают лишь некоторые любители отечественного приключенческого жанра. Эта история романтически феерична, драматична, с криминальным сюжетом, даже с кровной клятвой братства, которую дали друг другу Женя и Саша в школьные годы. И в самом деле, их дружески-братские узы сохранились в течение всей жизни, хотя и были подвергнуты серьезным испытаниям.


Корреспондент Украинского телеграфного агентства Евгений Петров

Дело в том, что судьба сводила двух друзей и причудливым образом: Александр Козачинский, человек авантюрного склада и огромного обаяния, с 19 лет, бросив сыскную работу в большевистском уголовном розыске, возглавил банду налетчиков, действовавшую в Одессе и окрестностях. По иронии судьбы в 1922 году арестовал его именно Евгений Катаев, тогда сотрудник одесского уголовного розыска. Козачинский после погони с перестрелкой спрятался на чердаке одного из домов, где и был обнаружен однокашником. Впоследствии Евгений добился пересмотра уголовного дела и замены Козачинскому исключительной меры наказания, расстрела - заключением в лагере. Более того, осенью 1925 года Козачинский был амнистирован. У выхода из тюрьмы его встречали мать и верный друг, Евгений Катаев...

Обозреватель издания «Совершенно секретно» Вадим Лебедев завершает свой очерк «Зеленый фургон» удивляющими нас фактами, подчеркивающими необъяснимость, сверхъестественность связи, существовавшей между этими людьми: «1941 год разлучил их. Петров уходит на фронт военным корреспондентом. Козачинского по состоянию здоровья отправляют в эвакуацию в Сибирь. Осенью 1942 года, получив известие о гибели друга, Козачинский слег, и через несколько месяцев, 9 января 1943 года, в газете «Советская Сибирь» появился скромный некролог: «Умер советский писатель Александр Козачинский».

То есть за годы, прошедшие после выхода Козачинского из тюрьмы, он успел стать «советским писателем». Чему тоже, кстати, способствовал Евгений Петров. В 1926 году он устроил Козачинского в качестве журналиста все в ту же редакцию газеты «Гудок». А в 1938 году Петров уговорил своего друга, с которым они когда-то зачитывались Майн Ридом, написать приключенческую повесть «Зеленый фургон» (в 1983 году интересно экранизированную, некоторые отзвуки биографии Александра Козачинского видны также в образе главаря банды в киноленте Никиты Михалкова 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих»). Но теперь и мы понимаем, что стоит за последними строками «Зеленого фургона»: «Каждый из нас считает себя обязанным другому: я - за то, что он не выстрелил в меня когда-то из манлихера, а он - за то, что я его вовремя посадил».


Александр Козачинский

В биографии Петрова отметим его работу корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а также службу в течение трех лет инспектором одесского уголовного розыска. Иронично, в известном нам стиле, эта страница жизни отражена в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год): «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины».

Справочники сообщают, что в 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». Существенное влияние на Евгения оказал его старший брат Валентин Катаев (1897-1986). Жена Катаева вспоминала: «Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку».

В 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» (1928 год) началось творческое содружество двух одесситов - Евгения Петрова и Ильи Ильфа. Впоследствии в соавторстве с Ильей Ильфом им были написаны роман «Золотой теленок» (1931 год), новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и др.


Илья Ильф и Евгений Петров

Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались. Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 года.

Ильф с Петровым, живя в Одессе, посещали литературный кружок «Коллектив поэтов», в котором начинали Катаев, Олеша, Багрицкий, однако познакомились уже в московском «Гудке», где под сатиру отводилась вся 4-я полоса газеты. В повести «Алмазный мой венец» Валентин Катаев писал: «В Москву приехал мой младший братец, служивший в Одесском угрозыске, и устроился в Бутырку надзирателем. Я ужаснулся, заставил его писать. Вскоре он стал прилично зарабатывать фельетонами. Я предложил ему и другу (Ильфу. - Авт.) сюжет о поиске бриллиантов, спрятанных в обивке стульев. Мои соавторы не только отлично разработали сюжет, но изобрели новый персонаж - Остапа Бендера».

Ильф и Петров писали увлеченно, после завершения рабочего дня в редакции, возвращались домой в два часа ночи. В 1928 году роман «Двенадцать стульев» вышел в свет - сначала в журнале, а потом отдельной книгой. И сразу стал необычайно популярен. История о похождениях обаятельного авантюриста и мошенника Остапа Бендера и его спутника, бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, захватывала блестящими диалогами, яркими персонажами, тонкой сатирой на советскую действительность и обывательщину. Смех был оружием авторов против пошлости, глупости и идиотического пафоса.



Илья Ильф и Евгений Петров

Книга быстро разошлась на цитаты: «Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице», «Дуся, я человек, измученный нарзаном», «Знойная женщина, мечта поэта», «Торг здесь неуместен», «Утром деньги - вечером стулья», «Кому и кобыла невеста», «Быстро только кошки родятся», «Гигант мысли, отец русской демократии» и многие, многие другие. Незабываем и словарь Эллочки-людоедки с ее вошедшими в нашу жизнь словечками-междометиями и иными репликами - «мрак!», «жуть!», «толстый и красивый», «парниша», «хамите», «у вас вся спина белая!», «не учите меня жить!», «хо-хо». В сущности, можно без натяжек утверждать, что вся книга о Бендере состоит из бессмертных афоризмов, постоянно цитируемых читателями и кинозрителями.

Прототипом великого комбинатора Остапа Бендера стал одесский знакомый писателей - Осип Шор, авантюрист с особым чувством юмора и замечательный рассказчик, эпизоды похождений которого включены в книгу (женитьба на мадам Грицацуевой, приезд в провинцию под видом знаменитого художника).

Одесса присутствовала в «Двенадцати стульях» в характере и юморе Бендера, а в следующей книге «Золотой теленок» (занятно пародируется в названии известное словосочетание «золотой телец») она становится местом действия, узнаваема в портовом городе Черноморске, куда приезжают Остап с Паниковским и Балагановым на «Антилопе Гну». И снова множество ушедших в народ цитат: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!», «Блюдечко с голубой каемочкой», «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!», «Грузите апельсины бочками», «Раздача слонов», «Не делайте из еды культа», «Командовать парадом буду я».


Памятник Эллочке-людоедке на улице Петровского в Харькове. Прототип - актриса Елена Шанина, исполнившая роль Эллочки в фильме Марка Захарова

Евгений Петров заметил о главном герое своего плутовского романа: «Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо. Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: «Ключ от квартиры, где деньги лежат». Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу».

Ильф и Петров оказались на пике популярности: их фельетоны успешно печатались в газете «Правда», издавались сборники их новелл, а после поездки по США в 1932-1935 годах выходит повесть «Одноэтажная Америка» (1937 год). «Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые», - шутили соавторы.

Как и предсказывал Валентин Катаев, два романа Ильфа и Петрова стали классикой юмора и сатиры, переведены на многие мировые языки. Еще популярнее они стали после культовых экранизаций с любимыми советскими актерами: «Золотого теленка» с Сергеем Юрским, Зиновием Гердтом и Леонидом Куравлевым, «Двенадцати стульев» с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. В Одессе есть памятник Стулу, памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (в Городском саду). Памятник Ильфу и Петрову открыт в Саду скульптур Литературного музея.



Памятник Илье Ильфу и Евгению Петрову в Одессе

Именами писателей названа одна из улиц Одессы. Есть памятники Кисе, Осе и Эллочке-людоедке в Харькове, возле кафе «Рио». А памятник отцу Федору, выбегавшему в Харькове за кипятком, установлен на перроне Южного вокзала Харькова. «Харьков - город шумный, центр Украинской республики. После провинции кажется, будто за границу попал», - писал о. Федор своей супруге.

В 1937 году от туберкулеза скончался Илья Ильф. Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек друга, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939-1942 годах работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в недалеком будущем, в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

У писателя Евгения Петрова выросли два замечательных сына. Нам известен кинооператор Петр Катаев (1930-1986), снимавший главные фильмы Татьяны Лиозновой. Это хорошо известные нам «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал». А с композитором Ильей Катаевым (1939-2009) мы знакомы по песне «Стою на полустаночке» из советского телесериала «День за днем». Илья Катаев - автор музыки к фильмам Сергея Герасимова «У озера» и «Любить человека».


Памятник Остапу Бендеру в Харькове. Открыт 22 августа 2005 года на улице Петровского. Скульптор Эдуард Гурбанов. Прототип - актер Сергей Юрский

Не оставим без внимания и мистическую страницу жизни неординарного человека Евгения Петрова, которая, по существующей легенде, завершает его земную судьбу.

Рассказывают, писатель имел странное и редкое хобби: всю жизнь коллекционировал конверты... от своих же писем! Он отправлял письмо в какую-нибудь страну, но все, кроме названия государства, выдумывал - город, улицу, номер дома, имя адресата. Поэтому через месяц-полтора конверт возвращался к Петрову, но уже украшенный разноцветными иностранными штемпелями, с указанием «Адресат неверен».

Но в апреле 1939 года писатель отправил письмо в Новую Зеландию, придумав город под названием «Хайдбердвилл», улицу «Райтбич», дом «7» и адресата «Мерилла Оджина Уэйзли». В самом письме Петров написал по-английски: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».


Памятник отцу Федору на первой платформе Южного железнодорожного вокзала в Харькове. 2001 год. Надпись на граните: «Первая столица Украины - отцу Федору»

Эта история гласит, что к августу он неожиданно получил не свой конверт, как повелось, а настоящий ответ, в обратном адресе значилось: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли». И - синий штемпель «Новая Зеландия, почта Хайдбердвилл».

Содержание письма повергло Петрова в ужас: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России». Никогда не ездившего в Новую Зеландию Петрова совершенно сразило, что на фотографии он увидел крепкого сложения мужчину, который обнимал... его самого, Петрова! На обратной стороне снимка было написано: «9 октября 1938 года»...

Поразительно, но именно в указанный на фото день писатель попал в больницу в бессознательном состоянии, с тяжелейшим воспалением легких. Тогда в течение нескольких дней врачи боролись за его жизнь, полагая, что шансов выжить у него почти нет. Петров написал еще одно письмо в Новую Зеландию, но ответа уже не дождался: началась Вторая мировая война. Писатель с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Коллеги его не узнавали - он стал замкнутым, задумчивым, а шутить вообще перестал...


Евгений Петров на лидере «Ташкент» прорвался в осажденный Севастополь. Слева направо - Евгений Петров и командир «Ташкента» Василий. Ерошенко

Вот документальная правда: 2 июля 1942 года самолет, на котором фронтовой журналист Евгений Петров возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково...

Но удивительная история дописала последние штрихи: говорят, что в день получения известия об исчезновении самолета на московский адрес Петрова поступило письмо от Мерилла Уэйзли. Уэйзли восхищался мужеством советских людей и выражал беспокойство за жизнь самого Евгения. В частности, он писал: «Я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться в самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай по возможности меньше»...

На месте падения самолета был установлен памятник...

Ангелина ДЕМЬЯНОК, «Одна Родина»

Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева). Родился 30 ноября (13 декабря) 1902 года в Одессе - погиб 2 июля 1942 года в Ростовской области. Русский советский писатель, журналист, сценарист. Соавтор Ильи Ильфа. Главный редактор журнала «Огонёк» c 1938 года.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился 30 ноября (13 декабря) 1902 года в Одессе в семье учителя истории. Младший брат писателя Валентина Катаева.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, где его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Впоследствии Козачинский написал приключенческую повесть «Зелёный фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Некоторое время Евгений Петров работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в «Двойной автобиографии» Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому «высшей меры социальной защиты» (расстрела) заключением в лагере. Эта история позднее легла в основу уже упоминавшейся повести Козачинского «Зелёный фургон», по которой в 1959 и 1983 годах были сняты одноимённые фильмы.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец».

В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста освобождённого к тому времени по амнистии А. Козачинского.

Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. Жена Валентина Катаева вспоминала: "Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили... «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку".

В 1927 году совместной работой над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и (который также работал в газете «Гудок»). Впоследствии в соавторстве с Ильёй Ильфом были написаны романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931), фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована), новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928) и «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929), повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932-1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда» и «Литературная газета» и журнала «Крокодил».

В 1935-1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

В 1938 году уговорил своего друга А. Козачинского написать повесть «Зелёный фургон».

Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф».

В 1939-1942 годы Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 года - самолёт, на котором он возвращался в Москву из Новороссийска, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково.

На месте падения самолёта установлен памятник.

Евгений Петров был женат на Валентине Леонтьевне Грюнзайд, из обрусевших немцев.

Сыновья - кинооператор Пётр Катаев и композитор Илья Катаев.

Библиография Евгения Петрова:

Радости Мегаса, 1926
Без доклада, 1927
На войне, 1942
Фронтовой дневник, 1942
Воздушный извозчик. Киносценарии, 1943
Остров мира. Пьеса, 1947
Неоконченный роман «Путешествие в страну ком­мунизма».

Киносценарии Евгения Петрова:

Сценарий звукового кинофильма (совместно с Ильёй Ильфом), 1933, поставлен не был
Цирк (совместно с Ильёй Ильфом и Валентином Катаевым, в титрах не указаны), поставлен в 1936 году Г. Александровым
Музыкальная история (совместно с Георгием Мунблитом), поставлен в 1940 году А. Ивановским и Г. Раппапортом
Антон Иванович сердится (совместно с Георгием Мунблитом), поставлен в 1941 году А. Ивановским
Воздушный извозчик, поставлен в 1943 году Г. Раппапортом.