Биография александра розенбаума. Неизвестный розенбаум

Его отец Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы, а мать Софья - акушером-гинекологом. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын — Владимир Розенбаум.

С пятилетнего возраста Александр стал заниматься музыкой. Сначала он учился в школе 209, а последние классы проучился в школе с углубленным изучением французского языка. Также он окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки, где его учителями стали Лариса Иоффе и Мария Глушенко.

Азам игры на гитаре его обучил сосед его бабушки, известный гитарист Михаил Минин. Также Розембаум с малых лет участвовал в самодеятельности. После школы он также окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки.

Музыкального опыта будущий артист набирался, играя для своих друзей и в дворовых компаниях. Помимо музыки, Александр занимался фигурным катанием, а с 12 лет был записан в секцию бокса "Трудовые резервы".

С 1968 по 1974 год Розембаум учился в Первом медицинском институте. Получив диплом врача-терапевта общего профиля по специализации анестезиологии и реаниматологии, он устроился работать в скорую помощь. В свободное от дежурств время, он занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Во время учебы он начал писать песни, которые использовались для капустников, студенческих спектаклей, ВИА и рок-групп.

В 1980 году он решил посвятить себя музыкальной карьере. Поначалу он играл в группа: "Адмиралтейство", "Аргонавты", ВИА "Шестеро молодых", "Пульс" (под псевдонимом Аяров) и "А. Я. Розенбаум". Сольную деятельность он начал в 1983 году, также он стал руководителем театра-студии "Творческая мастерская Александра Розенбаума".

Его первые песни были посвящены любви, войне и родном городу - это "Дым любви", "Подоконник", "Теплый ветер лета", "Звездопад", "Дай мне минуту", "Песня о Ленинграде". Со временем Розембаум стал исполнять песни в жанре шансон. Всего на счета автора и исполнителя 31 музыкальный альбом.


Личная жизнь

У них есть дочь Анн 1976 года рождения а и внуки Дэвид и Александр.

Интересные факты

Совладелец сети пивных "Толстый Фраер" города Санкт-Петербурга

О нем сняты фильмы "Мужчины не плачут" (2010) и "Мой удивительный сон…" (2011)

У Александра Розенбаума насчитывается более 13 гитар

Играет не в обычном (испанском) гитарном строе, а в OPEN G (открытый Соль-мажор) - это строй семиструнной гитары на шестиструнной без использования 5 струны

Предпочитает гитары марки Ovation, модельный ряд Custom Balladeer 1755 (черный лак, перламутровые колки, механизмы - хром)

Свою песню "Лаки" посвятил своему умершему бультерьеру

В 2000 году ему присвоено звание полковника медицинской службы запаса

Обладатель первого в России паспорта нового образца с номером 13. Номер присвоен по его просьбе, как счастливый для него


Дискография

1981 - Домашний концерт

1982 - Памяти Аркадия Северного

1983 - Посвящение посвящающим

1982 - Новые песни (совместно с Братьями Жемчужными)

1984 - Концерт в Воркуте

1986 - Эпитафия

1986 - Мои дворы

1987 - Нарисуйте мне дом

1987 - Дорога длиною в жизнь

1987 - Концерт на ЛОМО

1987 - Нью-Йоркский концерт

1988 - Казачьи песни

1988 - Анафема

1993 - Гоп-стоп

1994 - Ностальгия

1994 - Горячая десятка

1994 - Вялотекущая шизофрения

1995 - Розовый жемчуг (совместно с Братьями Жемчужными)

1996 - На плантациях любви

1996 - Концерт в день рождения

1997 - Возвращение на Арго

1999 - Транссибирская магистраль

Биография Розенбаума Александра полна интересных событий и крутых поворотов. Сегодня этого певца знают далеко за пределами стран СНГ. Однако мало кому известно, что если бы его судьба сложилась иначе, вместо музыканта мир мог бы получить отличного спортсмена или талантливого врача.

Дальний дом

Семья гениального артиста очень тесно связана с докторским делом. Его мама и папа - Софья и Яков - коренные ленинградцы, вместе учились в медицинском институте. Еще не получив дипломы, они поженились. А 13 сентября 1951 года в маленькой новой семье родился первенец. Мальчика назвали Саша. В 1952-м молодые родители успешно сдали экзамены, а через год, по советской программе, отправились работать на восток Казахстана. Там провел свое раннее детство Александр Розенбаум. Биография его тесно связана с городком Зыряновском, который стал его новым домом. В этом населенном пункте проживали люди, которых власть ранее отправила в ссылку. Его мама работала акушером-гинекологом, отец по специальности был урологом, но параллельно исполнял обязанности главного врача.

В маленьком городке жители сумели открыть музыкальную школу, где начал осваивать прекрасное искусство маленький Саша. Родители считали, что такое образование является необходимым для сына. Сам певец говорит, что он на сцене с 5 лет.

В 1956 году в семье родился второй сын, которого назвали Владимир.

Проработав 6 лет в Казахстане, родители с детьми вернулись в Ленинград. Поскольку мама и папа постоянно были заняты, мальчика воспитывала бабушка. Она работала корректором, поэтому малыш очень рано научился читать и писать. С малых лет он помогал женщине проверять статьи, поэтому и во взрослой жизни практически не делал грамматических ошибок.

Детство во дворе

Именно бабушка очень сильно повлияла на его судьбу, как заявляет Александр Розенбаум. Биография и творческий путь известного ныне певца сложились бы по-другому без этой женщины. Именно она первой заметила, что у ребенка есть дар к музыке. Поэтому малыш с пяти лет посещал курсы скрипки, а позже фортепиано. Однако такие занятия интересовали его мало.

Мальчику гораздо больше нравилась жизнь во дворе. Молодая семья обосновалась на Невском проспекте. На всех они делили маленькую комнатку в коммуналке.

Особенно бурные события происходили на улице. Саша был обычным разбойником: в 13 лет начал курить дешевые сигареты, а еще через некоторое время распивал с друзьями портвейн. Нередко участвовал в драках. Хотя в целом, как вспоминает мужчина, он был довольно спокойным и послушным ребенком.

Родители, заметив вспыльчивый характер сына, решили обуздать его, отдав в спортивную секцию на фигурное катание. Однако уже в 12 лет Саша перешел на бокс. Там его тренером был Григорий Кусикъянц, из-под руководства которого выходили талантливые спортсмены. Биография Розенбаума могла бы быть не связана с музыкой. Ведь юноша делал значительные успехи в боксе, и такие уроки ему очень нравились.

Занятия не прошли даром, парень стал кандидатом в мастера спорта. У него могло быть хорошее будущее как у бойца. Но творческая сторона души победила. Следует отметить, что и родители были против такой карьеры для сына. Сегодня мужчина заявляет, что бокс помог ему уверенно держаться на сцене, ведь она очень похожа на ринг.

Судьбоносные шаги

В 13 лет подросток услышал игру одного джазового пианиста. Музыка настолько заворожила парня, что тот сразу захотел повторить удивительные ноты. Впоследствии он познакомился с Михаилом Мининым. Известный гитарист был соседом его бабушки. Когда мужчина узнал, что парня интересует музыка, то научил его играть на инструменте. Так биография Розенбаума уже в который раз пересеклась с нотами. Артист показал ему азы, дальше Саша самостоятельно и настойчиво учился игре на гитаре.

В 16 лет Александр начал сочинять стихи. Сначала из-под его пера выходили неотесанные строки, а затем столбики, которые хорошо рифмовались и имели глубокий смысл. Темами для сочинений молодого поэта были родной город, симпатия, патриотические мотивы. Это были первые шаги к собственным песням.

Когда после школы встал вопрос о том, куда дальше идти учиться, юноша долго не думал. Как и его родственники, он поступил в медицинский институт. Очень большое влияние имел выбор профессии на его жизнь, как говорил сам Александр Розенбаум. Личная жизнь начала зарождаться за партой, тогда же он начал развиваться как музыкант.

На он часто развлекал публику своей игрой на гитаре. Также исполнял красивые песни. Одну из его работ тайно переслали в Киев на конкурс авторских композиций. Тогда парень получил приз зрительских симпатий. Это событие произошло на первом курсе.

Две любви

Способствовала развитию музыкального таланта. В университете много молодых людей создавали группы. В одном из коллективов, а именно «Аргонавты», выступал и Саша. Тогда он впервые заявил о себе как автор песен, вокалист и гитарист. Его произведения были очень популярны среди молодежи.

Розенбаум Александр Яковлевич очень хорошо учился в институте. Однако по недоразумению парня отчислили. Как оказалось, Саша однажды не поехал на сбор картошки. Администрации это не понравилось, и юношу без сожалений выгнали из университета.

В армию его не взяли из-за проблем со зрением. В течение следующего, свободного от учебы, года он работает фельдшером, ухаживает за больными. Александр видит человеческую боль, поэтому без колебаний решает вернуться к врачебному делу.

В 1974 году парень успешно сдает все экзамены и получает специальность терапевта. Даже сегодня, через много лет после получения диплома, артист ежегодно дает концерты в родной альма-матер.

Затем год проходит службу на корабле. По возвращении устраивается в скорую помощь.

Еще во время студенческих лет женился Розенбаум. Биография, личная жизнь и даже имя его первой спутницы неизвестны. С женой Саша прожил 9 месяцев, после чего пара рассталась.

Однако период траура был коротким. Уже через год, в 1975-м, мужчина снова женился. На этот раз избранницей стала однокурсница Елена Савшинская, которая до сих пор находится рядом с музыкантом.

Поэт, который лечит души

Долгое время Александр работал в скорой помощи. Ежедневно ему приходилось сталкиваться с жизнью и смертью. Конечно, 5 долгих лет работы врачом не прошли зря. Тяжелый труд влиял на душу поэта. Из-под струн вылетали жалостливые, глубокие песни. Параллельно с работой Саша оканчивает вечернее джазовое училище.

В это время биография Розенбаума круто меняется. Музыка перестала быть для него только хобби, стала одной из главных вещей в жизни. Тогда Саша оказался перед нелегким выбором: сцена или медицина. Он склонился в сторону первого.

Музыкант писал обо всем, что его вдохновляло. Многие считают, что первыми песнями певца были блатные композиции. Однако на самом деле он начал свою творческую деятельность с романтических работ. Мелодии были нежные и простые. Александр много размышлял о любви, отечестве и родном городе. Сердечные чувства вылились такими мотивами, как «Дым любви», «Тёплый ветер лета», «Подоконник».

Беспокоила Розенбаума и беда войны. Его отец воевал в Великую Отечественную. Ленинград еще помнил тяжелые времена блокады. Все это вдохновляло его поэтическую душу. Так появились композиции «Красная стена», «На Дороге Жизни», «А может, не было войны?».

Протест в музыке

Сначала будущая звезда российской эстрады выступал подпольно. Однако постоянные проверки, налеты и гонения утомили его, и он решил работать на законном уровне. Окончательно бросил медицину талантливый врач Розенбаум в 1980 году. Он устроился в Ленконцерт и начал гастролировать с группой «Пульс». Однако никому не известный, хотя и отличный музыкант, поначалу был неинтересен публике. Несколько лет он выступал без афиш и за минимальную зарплату. Но публика полюбила артиста за искренность и проникновенность.

Часто у музыканта были проблемы с советской властью. Не все его песни выражали тот патриотизм, который был нужен руководящей верхушке. Так, например, композиции из «Казачьего цикла», «Бабий яр» и «Вальс 37 года» подверглись значительной критике со стороны партии. Музыканту даже советовали ради его же собственной безопасности завершить концертную деятельность. Но Александр не собирался сдаваться и продолжал доносить до публики правду в форме песни.

Несмотря на преследования и угрозы, все больше и больше приобретал популярность певец Розенбаум. Биография артиста меняется после 1983 года. Тогда он начинает выступать как солист в разных коллективах. Дата 14 октября считается началом его сольной карьеры.

Особенно проницательными были его песни об Афганистане. Розенбаум неоднократно был в этой стране с концертами и даже участвовал в боевых действиях. Следует отметить, что Александра очень долго не выпускали на войну. Однако побывать там ему помог Иосиф Кобзон. Трижды приезжал на поле битв певец. Самой популярной композицией из этого цикла стал «Черный тюльпан».

Артист на зоне

Розенбаума считают уникальным На такие произведения его вдохновили «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Очень долго этого певца считали сторонником бандитов и заключенных. И действительно, Александр не скрывает, что имеет связи с не очень законопослушными людьми. Однако артист объясняет, что каждая персона ему интересна, независимо от прошлого. Все достойны уважения - уверен Александр Розенбаум. Жизнь часто бывает несправедливой, поэтому ко всем особам одинаково хорошо относится звезда.

Певец также неоднократно делился тем, что среди его хороших знакомых есть воры в законе. Очень часто артист дает концерты в тюрьмах. Его менеджеры заявляют, что нет ни одного исправительного учреждения, где бы не побывал музыкант. Сам Александр уверен, что песней можно повлиять на душу.

Особенно хорошо он относится к малолетним преступникам. Даже финансово и морально помогает одной из детских колоний. Розенбаум говорит, что там сидят юноши, которые просто оступились в жизни. Он надеется, что его доброе слово, которое он несет через песню, сможет помочь им разобраться с прошлым и устроить светлое будущее.

Непредвиденная остановка

Не один этап истории пережил Розенбаум Александр Яковлевич. Биография этого человека связана со многими сложными периодами. Не остался поэт в стороне и от событий 90-х годов. В это время выходит песня «Что-то здесь не так», которая выражает его отношение к ситуации на родной земле. Не менее популярными стали работы «Воры в законе», «Посмертная записка» и «Стрелка».

В конце 80-х годов частично прекратилась концертная деятельность артиста. Первая причина - экономический кризис, вторая - частые запои мужчины. Александр чувствовал себя ненужным и бездарным. Свое горе он топил в стакане. Из-за вредной привычки отменяются даже те выступления, которые уже были запланированы. Так продолжалось до 1992 года.

Все изменилось после рокового концерта в Австралии. Перебрав лишнего, музыкант потерял сознание. Тогда его сердце на мгновение остановилось. Жизнь певцу спас человек, работавший в отеле, где остановилась группа. Он оказал первую медицинскую помощь и вызвал врача. Тогда чуть не умер Александр Розенбаум. Биография, личная жизнь, творчество - все пролетело перед глазами.

После этого события артист решил завязать со спиртными напитками. В интервью он неоднократно заявлял, что русскому человеку очень тяжело остановиться на трех стопках водки. А потом практически невозможно полностью бросить пить. Однако при помощи врачей-профессионалов и психологов мужчина раз и навсегда отказался от алкоголя.

Общественный деятель

В 1993 году вышел диск «Гоп-стоп», который аудитория очень полюбила. Затем были выпущены «Ностальгия» и «Горячая десятка».

Назвать себя звездой певец не может. Также он считает, что не каждый артист стоит такого титула. Очень долго его творчество не признавали. Но уже в 1996 году публика отметила песни премией «Золотой граммофон». Впоследствии за красивые композиции его удостоили награды «Шансон года».

В июле 2001 г. певцу дали звание народного артиста. Награду вручал сам президент, который положительно оценил творчество Александра.

В 2003 году стал членом партии «Единая Россия» и был избран депутатом в Думу Розенбаум. Биография (семья, кстати, поддерживала его во всех начинаниях) отныне приобрела новые краски. Александр Яковлевич смог помогать людям на государственном уровне. Он в большей степени заботился о культурных вопросах и делах. Однако в 2005 году артист покинул новую должность.

Занимается и другой общественной работой музыкант. Певец восстанавливает архитектурные памятники и помогает молодым талантам организовывать концерты.

Светлая харизма

Александр публикует собственные книги, где собраны его лучшие стихи и песни. Сейчас он продолжает выступать с группой «Старая армия». Следует сказать, что его коллектив никогда не выступает под фонограмму.

До сих пор многие композиции пишет Александр Розенбаум. Дискография уже официально насчитывает 32 сборника. Пробовал свои силы и в кино артист. Обычно он играет в эпизодичных ролях самого себя.

Во время одного из интервью его спросили о том, помнит ли он, как это - работать врачом. Артист ответил, что основы такой работы забыть невозможно. После этого ему пришлось подтверждать свои слова. Машина, в которой ехала звезда, внезапно остановилась. Оказалось, что неподалеку произошла авария, в которой пострадал пешеход. Розенбаум, узнав, что врачи еще не прибыли, отправился на помощь. Он осмотрел пострадавшую, привел ее в чувство и сделал перевязки, после чего вместе с ней дождался скорую.

Его дочь Анна успешно вышла замуж за гражданина Израиля. В их семье родились дети. Сейчас у Александра четыре внука. Вместе с зятем артист ведет бизнес. Они занимаются сетью пивных «Толстый Фраер».

Музыкант не дает интервью часто, и вообще, считает себя простым, скромным человеком. Продолжает гастролировать Александр Розенбаум. Фото артиста вполне могут передать его харизму и светлую энергию!

Биография

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Закончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане.

Хотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку (в частности, на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). В течение своей карьеры наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985-1990 годах как певец «афганской» (а также Ленинградской) темы. После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает определённым сценическим обаянием, притягательностью, обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру авторской (бардовской) песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Семья

  • Отец - Яков Шмарьевич Розенбаум (р. 1919 или 23.12.1923) - врач-уролог, был главным врачом городской больницы.
  • Мать - Софья Семеновна Миляева (1929-2009) - акушер-гинеколог.
  • Младший брат - Владимир Розенбаум (1956 - июль 2005) работал врачом «скорой», умер, потому что не прижилась почка после пересадки.
  • Первый брак длился всего 9 месяцев.
  • Вторая жена - Елена Викторовна Савшинская - врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова (брак с 1975) года.
  • Тёща - Эра Георгиевна Савшинская (1927 - 21.12.2006, умерла от рака).
  • Дочь - Анна Савшинская (родилась 20 октября 1976 года) - филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля - Тиберио Чаки - спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру, занимается сетью пивных «Толстый Фраер».
  • Внук - Дэвид Чаки-Розенбаум родился в 1999 году, живут в Санкт-Петербурге.
  • Внук - Александр Ники Чаки-Розенбаум родился в марте 2005 года.

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

А.Розенбаум выпустил 31 сольный альбом на виниле и CD (не считая многочисленных сборников и переизданий). В скобках указана дата записи, а не издания.

  1. 1981 год - «Домашний концерт»
  2. 1982 год - «Памяти Аркадия Северного апрель 1982 года Ленинград»
  3. 1983 год - «Посвящение посвящающим»
  4. 1983 год - «Новые песни»
  5. 1984 год - «Концерт в Воркуте»
  6. 1986 год - «Эпитафия» (издан на виниле)
  7. 1986 год - «Мои дворы» (издан на виниле)
  8. 1987 год - «Нарисуйте мне дом» (издан на виниле)
  9. 1987 год - «Дорога длиною в жизнь» (издан на виниле)
  10. 1987 год - «Концерт на ЛОМО»
  11. 1987 год - «Нью-Йоркский концерт»
  12. 1988 год - «Казачьи песни» (издан на виниле)
  13. 1988 год - «Анафема» (издан на виниле)
  14. 1993 год - «Гоп-стоп»
  15. 1994 год - «Ностальгия»
  16. 1994 год - «Горячая десятка»
  17. 1994 год - «Александр Розенбаум и «Братья Жемчужные» 11 лет спустя 1994 год»
  18. 1994 год - «Вялотекущая шизофрения»
  19. 1995 год - «Розовый жемчуг»
  20. 1996 год - «На плантациях любви»
  21. 1996 год - «Концерт в день рождения»
  22. 1997 год - «Возвращение на АРГО»
  23. 1997 год - «Июльская жара»
  24. 1999 год - «Транссибирская магистраль»
  25. 2001 год - «Настоящий солдат»
  26. 2001 год - «Старая гитара»
  27. 2003 год - «Странная жизнь»
  28. 2005 год - «Я вижу свет»
  29. 2007 год - «Попутчики»
  30. 2009 год - «Мечта блатного поэта»
  31. 2010 год - «Рубашка нараспашку»
  32. 2011 год - «Берега чистого братства» (совместно с Григорием Лепсом)

В 1995 году студия звукозаписи "Мелодия" выпустила на CD альбом «Былое и диски» том 1, том 2, том 3, включавший записи виниловых альбомов 1986 - 1988 годов: «Эпитафия», «Мои дворы», «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Казачьи песни», «Анафема»

Актёрские работы

  • 1987 год - Два часа с бардами
  • 1991 год - Афганский излом - камео
  • 1991 год - Побег на край света
  • 1991 год - Бессонница
  • 1992 год - Чтобы выжить - Джафар (дубляж Виктор Проскурин)
  • 2005 год - Не хлебом единым - Ростислав Петрович
  • 2008 год - Сайд-степ

Фильмы о персоне

  • 2010 год - Мужчины не плачут (концерт-исповедь)

Государственные награды

  • Орден Почёта (7 сентября 2011 года).
  • Народный артист Российской Федерации (2001 год).
  • Заслуженный артист Российской Федерации (1996 год).
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту».
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР».
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР».
  • Медаль «Защитнику Отчизны» (Украина).

Иные награды

  • 2001 - Почётный диплом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
  • 2007 - Премия ФСБ России в номинации «Музыкальное искусство» за цикл военно-патриотических песен.

Книги

  • Я люблю возвращаться в свой город…
  • Синяя птица мечты: Строфа дрожит, шатается и рвется. Стихотворения.
  • Синяя птица мечты: Из-под пальцев улетел аккорд. Стихотворения.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть I.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть 2.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть 3.
  • Бультерьер.
  • Белая птица удачи. Стихи и песни. , 5-04-004366-X
  • «Время жить и помнить. Время петь». Песни для голоса в сопровождении гитары.
  • Подарок на день рождения.
  • Дорога длиною в жизнь. Авторский сборник. Издательство Эксмо. Серия - Золотая серия поэзии. 336 с., тираж 4000 экз., 2011 г.
  • Затяжной прыжок. Авторский сборник. Издательство Союзтеатр. 1990 г., 142 с. тираж 300000 экз.
  • Александр Розенбаум. Стихи о любви. Авторский сборник. Издательство Эксмо. Серия: Стихи о любви. 2009 г., 340 с., тираж 4000 экз.
  • Размышление на прогулке. Авторский сборник. Издательство Эксмо. 2009 г., 432 с., тираж 3000 экз.
  • Летать - так летать! Авторский сборник. Издательство Эксмо. 2009 г., 520 с., Тираж 3000 экз.
  • Александр Розенбаум на своих концертах всегда поёт вживую.
  • У Александра Розенбаума насчитывается более 13 гитар. Он играет не в обычном (испанском) гитарном строе, а в OPEN G (открытый Соль-мажор) - это строй семиструнной гитары на шестиструнной без использования 5 струны.
  • Предпочитает гитары марки Ovation, модельный ряд Custum Balladeer 1755 - чёрный лак, перламутровые колки, механизмы - хром, хотя в коллекции есть и Adamas, и Taylor, и Martin и Gibson и Takamine и много других, не менее интересных инструментов.
  • В последнее время среди российских любителей домашних животных всё большую популярность приобретает песня Александра Розенбаума «Лаки», которую артист посвятил своему бультерьеру, ушедшему на Мост Радуги.
  • Приказом Министерства Обороны РФ от 11 октября 2000 г. А. Я. Розенбауму присвоено звание полковника медицинской службы запаса.

Биография Александра Розенбаума

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье медиков. Его родители, Яков Шмарьевич Розенбаум и Софья Семеновна Миляева, были на тот момент студентами 1-го Мединститута, который окончили в 1952-м. После Розенбаумы переехали в казахский Зыряновск. Отец Александра, получивший профессию врача-уролога, возглавил местную горбольницу, а мать работала там акушером-гинекологом. Здесь же у Александра появился младший брат Владимир, ставший впоследствии врачом скорой помощи.

В Зырянске юный Саша начал заниматься музыкой: в пятилетнем возрасте он стал учеником музыкальной школы по классам фортепиано и скрипки. Затем Александр пошел учиться в обычную школу.

Александр Розенбаум: «Я рос нормальным парнем. Как большинство мальчишек, конечно, доставлял хлопот близким: вовремя не поел, разбил стекло, заигрался допоздна с другом, не позвонив родителям. Они от переживаний сходили с ума, и по возвращении я получал по заднице. Папа укладывал меня через колено и вполсилы, чтобы не осталось ссадин и синяков, порол фронтовым ремнем».

Сосед, известный гитарист Михаил Минин , научил Александра играть на гитаре. В детстве Саша не только увлекался музыкой, но еще ходил в секцию фигурного катания, а в возрасте 12 лет стал активно заниматься боксом. Окончив школу, он решил пойти по стопам родителей и поступил в медицинский институт. К этому времени семья уже перебралась в Ленинград, где Саша и учился на медика. Сразу после окончания института он устроился работать врачом в больницу, а потом - на станцию скорой помощи. Интересно, что младший брат Александра - Владимир - тоже медик по образованию. Он долгое время работал врачом на станции скорой помощи.

Александр Розенбаум о работе медиком и учебе: «Поступить после школы в мед для меня было так же естественно, как для сына кадрового офицера оказаться в военном училище. У меня же мама с папой - врачи. Продолжение династии в таких семьях - нормальное явление. В разные годы я, правда, мечтал быть и геологом, и профессиональным охотником, хотел быть поближе к природе и животным, но, когда пришло время определяться с профессией, совершенно осознанно отнес документы в медицинский. Да и у родителей мое будущее не вызывало вопросов. Я родился в семье студентов выпускного курса первого меда и в буквальном смысле вырос в больнице. В доме все разговоры были только о медицине, все друзья родителей были врачи… Ну, какую профессию я еще мог выбрать?»

Музыкальная карьера Александра Розенбаума

Во время работы медиком на скорой помощи Александр умудрялся заниматься в вечернем джазовом училище, кроме этого, он стал усиленно писать песни. Спустя несколько лет Розенбаум ушел из медицины - на эстраду. Сначала он выступал в составе различных групп: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс», затем стал петь сольно и вскоре дослужился до руководителя театральной студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума». Вскоре на концерты барда стала приходить публика, и Розенбаум превратился в популярного певца и исполнителя авторских песен. В свое время его даже называли вторым Высоцким , но он был категорически против каких-либо сравнений.

Александр Розенбаум: «В обкоме партии, а может, даже в ЦК считали: Розенбаума быть не должно. Ни в газетах, ни в анонсах концертов. То есть выступать было можно, а писать на афишах фамилию считалось неприличным. Вторым Высоцким я тоже становиться не собирался. У нас все разное! Музыка, поэзия, голоса! Он - москвич, я - питерский. Да и бардом себя не считаю. Эти люди в большинстве своем приходят к песне от поэзии, с музыкой у них дела обстоят неважно. Я же пришел к песне от музыки, стал писать стихи, и сегодня, смею надеяться, меня можно назвать поэтом. Хорошим или плохим - другой вопрос. Начинал же я как вокалист, исполняя чужие произведения. Перепел весь репертуар «Битлз», огромное количество советских песен. Но сегодня никто из серьезных музыкантов не скажет вам, к какому жанру я принадлежу. Этого не знаю даже я сам. У меня есть джаз («Вальс-бостон»), рок-баллады, рок-н-ролл, романсы, исполняемые на рояле «симфонизмы»… И есть «Гоп-стоп» - песня, которую называют блатной или уличной. Так что, скорее всего, мой жанр - «Розенбаум». И я хочу, чтобы меня называли просто артистом».

В конце 80-х годов ХХ века Александр, записавший за это десятилетие такие альбомы, как «Домашний концерт» (1981), «Памяти Аркадия Северного» (1982), «Посвящение посвящающим» и «Новые песни», «Концерт в Воркуте» (1984), «Эпитафия» и «Мои дворы» (1986), «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Концерт на ЛОМО» и «Нью-Йоркский концерт» (все - 1987), «Казачьи песни» и «Анафема» (1988), написал одну из самых своих знаменитых песен - «Вальс-бостон», которая характеризуется сложной гармонией и интересной мелодией.

Александр Розенбаум: «Я ведь пришел на сцену в 30 лет с дипломом мединститута, доктором скорой помощи. А по сути - советским служащим в хорошем смысле этого слова. То есть, как выходил я на смену с восьми утра до восьми вечера, так до сих пор и выхожу трудиться. Только теперь на сцену. Я не умею ходить по трупам, не умею интриговать. Для меня дикость - закулисные скандалы о том, кто будет закрывать концерт, кто сколько песен будет петь… Я искренне не понимаю 22-летнюю девочку, которая нанимает себе отряд телохранителей, боясь, вероятно, что фанаты будут срывать с нее наряды. Да не тот менталитет у наших людей! Нет у них этого в генах! Узнают тебя- хорошо, нет - ничего страшного. Но зачем тебе шесть мужиков-то с пистолетами? Кому ты нужна?.. Невдомек мне, зачем нужны 18 полотенец в гримерке и коньяк по первому требованию. Насмотрелись иностранных фильмов, начитались о западных звездах?.. Не хочу обидеть коллег, стремящихся сделать наш шоу-бизнес цивилизованным, но для меня он во многом пока смешон и противен».

В девяностые годы Розенбаум записал еще ряд альбомов, полюбившихся его поклонникам, - «Гоп-стоп», «Ностальгия», «Горячая десятка», «Вялотекущая шизофрения», «Розовый жемчуг», «На плантациях любви», «Возвращение на Арго», «Транссибирская магистраль» и другие. В 1996 году музыкант впервые в карьере был удостоен премии «Золотой граммофон», которую ему принесла песня «Ау». Тогда же певцу присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Начиная с 2003-го Розенбаум, не прекращающий выпускать альбомы и активно продолжающий свою гастрольную и концертную деятельность, принимает участие в премии «Шансон года». Этой награды удостоились его синглы «Казачья» и «Глухари» (2003), «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон» (2004), «Ночной звонок» (2005), «Облака» в дуэте с Любовью Успенской , «Я вижу свет» и «Старый конь» (2006), «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» в дуэте с Любовью Успенской (2007), «Попутчик» и «Береженого бог бережет» (2009), «Мечта блатного поэта» и «Зойка» (2010), «Рубашку нараспашку» и «Кореша» (2011), «Это было хорошее время» и «Одноклассники» (2012), «Воля» и «Золотая клетка» (2013), «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд» (2014), «Королева» (2016), «Вальс на лебяжьей канавке» и «Очередь за хлебом» (2017), «Вечерняя застольная» и «Мы уезжаем» (2018).

Александра Розенбаума зачастую приглашают на различные телевизионные передачи. Так, он не раз становился гостем медиаспектакля «Вечерний Ургант », выступал в программах «Суперстар » (2010), где ему довелось впервые за всю карьеру изменить свой привычный сценический костюм и переодеваться к каждому номеру, экспериментируя и примеряя на себя разные образы: с казачьей саблей, в солдатской шинели, в костюме шофера или, к примеру, лихого разбойника, «Угадай мелодию », «ДОстояние РЕспублики », «Наедине со всеми » и др. В 2014 году Розенбаум вошел в основной состав судейской команды музыкального шоу «Три аккорда », где появился во втором сезоне (2017), а затем и в третьем (2018).

Кинокарьера Александра Розенбаума

В 1985 году Александр Розенбаум появился в эпизодической роли в музыкальной картине «Начни сначала » с Андреем Макаревичем . Затем снимался в ряде документальных картин, включая фильм о Грушинском фестивале «Два часа с бардами » (1987) и ленту «Чем больше людей с гитарами » (1989). В 1991 году на экраны с участием Александра вышла драма режиссера Владимира Бортко «Афганский излом », где снялись Микеле Плачидо , Татьяна Догилева , Михаил Жигалов , Филипп Янковский , Алексей Серебряков , Нина Русланова и другие актеры. Тогда же Розенбаум исполнил одну из ключевых партий в фантастико-приключенческой истории «Побег на край света » с Екатериной Стриженовой .

В 1990-е артист также появился в боевике «Чтобы выжить » (1992), где сыграл эмиссара бывшей «партийной мафии» по кличке Джафар, и снялся в музыкальном фильме по своим песням «Вальс-бостон» (1997). В 2005 году зрители увидели музыканта в образе «большого» военного начальника Ростислава Петровича в драматической ленте Станислава Говорухина «Не хлебом единым » со Светланой Ходченковой и Михаилом Елисеевым . В 2008 году Розенбаум снялся в мелодраме режиссера Марины Мигуновой с Верой Глаголевой «Сайд-степ » (2008), где ему выпало воплотить образ бывшего профессионального боксера. После композитора задействовали в проектах «Лучшее лето нашей жизни » (2011), «Возмутитель спокойствия » (2016) и др.

Личная жизнь Александра Розенбаума

Будучи студентом, Александр в первый раз женился, но его брак продлился недолго - всего девять месяцев. Через год он повторно вступил в брак. Его избранницей стала однокурсница Елена Савшинская . По профессии она - врач-рентгенолог, которая, в отличие от мужа, продолжила медицинскую карьеру. 20 октября 1976 года у пары родилась дочь Анна, впоследствии получившая профессию филолога и переводчика. В 1999 году певец стал дедушкой - его дочь родила сына, нареченного Дэвидом Чаки-Розенбаумом. В 2005 году у артиста родился второй внук - Ники Чаки-Розенбаум, а в феврале 2014 года Анна подарила отцу-артисту еще двух внуков - Дэниэля Чаки-Розенбаума и Энтони Чаки-Розенбаума.

В 2003 году Александр Розенбаум побыл депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Причем, как сам артист отметил, у него не возникало стремления войти в политический бомонд.

Александр Розенбаум: «Не скрою, приятно быть знакомым с президентом, но, поверьте, Владимир Владимирович Путин интересует меня больше не как глава государства, а как мой ровесник, с которым мы росли в одно и то же время, в одном и том же районе, на соседних улицах. Пусть не обижается на меня Борис Николаевич Ельцин, но я не стремился с ним познакомиться, когда он был президентом. Мы с ним из разных времен. Я и с Борисом Всеволодовичем Громовым дружу не как с губернатором Московской области, а как с моим близким товарищем, братом, однополчанином, если хотите. И буду дружить, на какой бы должности он ни был».

Певец является совладельцем сети пивных «Толстый Фраер».

Дискография Александра Розенбаума

  • «Домашний концерт» (1981)
    «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Посвящение посвящающим» (1983)
    «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Концерт в Воркуте» (1984)
    «Эпитафия» (1986)
    «Мои дворы» (1986)
    «Нарисуйте мне дом» (1987)
    «Дорога длиною в жизнь» (1987)
    «Концерт на ЛОМО» (1987)
    «Нью-Йоркский концерт» (1987)
    «Казачьи песни» (1988)
    «Анафема» (1988)
    «Гоп-стоп» (1993)
    «Ностальгия» (1994)
    «Горячая десятка» (1994)
    «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
    «Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «На плантациях любви» (март-май 1996)
    «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
    «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
    «Июльская жара» (ноябрь 1997)
    «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
    «Настоящий солдат» (апрель 2001)
    «Старая гитара» (2001)
    «Странная жизнь» (2003)
    «Я вижу свет» (июль-август 2005)
    «Попутчики» (2007)
    «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
    «Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
    «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
    «Метафизика» (запись 2014–2015)

Фильмография Александра Розенбаума

  • Актер
  • Возмутитель спокойствия (ТВ, 2016)
  • Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (2011, документальный)
  • Тридцать лет одиночества. Ян Арлазоров (2009, документальный)
  • Сайд-степ (2007)… Георгий Шахов
  • Не хлебом единым (2005)… Ростислав Петрович, большой военный начальник
  • Вальс-бостон (1997)
  • Постой, паровоз (1994, документальный)
  • Жил-был артист… (1992, документальный)
  • Чтобы выжить (1992)… Джафар
  • Побег на край света (1991)
  • Чем больше людей с гитарами (1989, документальный)
  • Два часа с бардами (1988, документальный)
  • Начни сначала (1985)
  • Вокал
  • Другой майор Соколов (сериал, 2014)
  • Шеф-2 (сериал, 2013)
  • Ночные ласточки (сериал, 2012)
  • Морской узел (2002)
  • Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
  • За все заплачено (1988)
  • Друг (1987)

Популярному российскому исполнителю, поэту, композитору и аранжировщику собственных песен Александру Яковлевичу Розенбауму исполняется 60 лет. Человек со стержнем, настоящий мужчина и талантливый артист, однажды выбравший свой образ и ни разу за всю карьеру не изменивший ему. На сцене это дерзкий, может быть, иногда даже жесткий лирик с гитарой. Он работает в различных жанрах – начиная с шансона, бардовской песни, джаза, рок-музыки, и заканчивая романсами. У него много песен на цыганские темы, темы казачества, песни военной тематики, связанные с Великой Отечественной войной, войной в Афганистане. Много философской лирики. Есть слова и мелодии с близкими ему еврейскими мотивами.

Розенбаум – не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум – композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и музыкальным сопровождением. Розенбаум – профессиональный артист эстрады, и этим все сказано. Каждый из почитателей творчества Александра Яковлевича находит в его репертуаре свои песни, но есть среди них и те, которые, бесспорно, не оставляют равнодушными никого, стали народными: «Вальс-бостон», «Нарисуйте мне дом», «Казачья», «Есаул», «Утиная охота», «Вещая судьба», «Заходите к нам “на огонек”», «Налетела грусть», «Бабий Яр», «Черный тюльпан» и многие другие.

Началом сольной деятельности А. Розенбаума можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова. В моей коллекции музыки имеются первые записи Розенбаума, которые сделаны порой подпольно на частных квартирах, на кухнях, в маленьких клубах, где проводились концерты без афиш или с короткими объявлениями, написанными почитателями его таланта. Кассеты с песнями певца тиражировались любителями, звучали с окон домов и автомашин, несмотря на »табу» официальных властей. Но это всё в прошлом. Сейчас Александр Яковлевич Розенбаум – Народный артист России. Сочиняет, поёт, гастролирует. Мне довелось его слушать в Ленинграде, Минске и совсем недавно в Миннеаполисе. Блестящее зрелище! Неизгладимое впечатление! Александр Розенбаум выглядит со сцены жестким, неприступным мужчиной, который имеет свое мнение на каждый вопрос. Можно относиться по разному к талантливому автору и исполнителю: кому-то Розенбаум нравится, кому-то не нравится, но, слушая его, трудно остаться равнодушным, ибо он искренен и злободневен. Розенбаума знают и слушают многие. Стиль и манера исполнения поэта – барда интересны. Не менее итересно, мне представляется, будет любознательным читателям газеты прочитать высказывания А.Розенбаума о своей национальной принадлежности, о евреях и Израиле, о конфликте на Ближнем Востоке. Завидую тому, кто прочтёт это впервые.

*****

Ненавижу тех, кто берет псевдонимы и кричит, например: «Я русский!» – будучи, допустим, евреем. Другое дело, что я говорю: «Я - российский еврей…» Что скажет народ, возьми я, например, фамилию Розов, Яковлев или Александров? Выкрестов не любят нигде. Если бы я родился в Грузии, я бы писал «Сулико» - и был бы грузинским евреем, а родившись в Молдавии, писал бы для ансамбля «Жок» - и был бы молдавским евреем. Но я - абсолютно российский человек еврейской национальности. Я не целовал землю в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион, не на ней я родился, - но у Стены плача сердце вздрогнуло… И все же я пошел бы защищать Израиль, эту страну моих далеких предков…Звезду Давида ношу на груди. Это связано с тем, что я - еврей. Это не кич, а дань уважения народу и символ принадлежности к моим родителям. Не понимаю, когда евреи надевают на себя кресты, а русские - звезду Давида или полумесяц… Религия входит в тебя либо с молоком матери, либо к ней можно идти долгие-долгие годы, и совершенно не обязательно, чтобы еврей стал иудаистом, совершенно не обязательно, чтобы христиа¬нин стал православным… Я знаю в Иерусалиме целую деревню русских людей, которые двести лет исповедуют иудаизм. Я, например, к этому еще не пришел, но я, абсолютно чистый иудей, склоняюсь к христианству: тянет. Иудаизм для меня - совершенно чуждая религия, а христианство мне ближе: я вырос на этой земле, я впитал ее в себя. Но я никогда не говорю, что я - русский. Ненавижу, когда грузин или татарин говорит: «Я вырос на русской земле и считаю себя русским». Не надо себя считать. Ты - еврей, ты - татарин, ты - грузин…На концертах я не устаю повторять о том, что песня «Долгая дорога лета», посвященная евреям, жертвам гитлеровского геноцида, - предупреждение всем тем, у кого еще осталась в голове какая-то националистическая мысль. Пусть помнят, что в мире, устроенном на основе таких мыслей, они сами могут оказаться в этой колонне, идущей из гетто на расстрел, если кому-то не понравится их национальное происхождение…

Еврейскую музыку я начал писать совсем недавно, потому что только недавно начал слушать ее. Те мои песенки как бы из еврейского быта - лишь стилизации, подлинно еврейского там не так уж и много. Хотя и их люблю, считаю своей удачей. Даром что написал их в двадцать один год, мальчишкой. Бог, что ли, водил тогда моей рукой? Или ангел стоял за спиной?.. Но я с моим музучилищным образованием только теперь стал понимать, что «Семь сорок» или «Хава нагила» - не еврейская музыка. Настоящая же еврейская музыка - это сложно: это синагогальная, канторальная музыка. Чтобы ее сочинять, надо сначала многому научиться…

На моей памяти не было такой оголтелой кампании против какой-то отдельно взятой национально¬сти, как это было во времена «дела врачей». Тогда мой папа вынужден был уехать со своим красным дипломом в Восточно-Казахстанскую область. На себе я никогда не ощущал открытого антисемитизма как государственной политики. Да, прижимали меня, афишу с моей фамилией не печатали… Но сегодняшнее положение иначе как кампанией не назовешь - от плакатов с призывами: «Выключить тель-авидение» до гнусных высказываний депутата Макашова про «хороших евреев» и «плохих жидов». Это, увы, слишком характерно не только для генералитета, но и является позорным атавизмом российского сознания в целом…Я не прошу, чтобы меня, еврея, любили - как, впрочем, нормальный русский не просит, чтобы любили его. Он - русский, и все тут. Но я хочу, чтобы государство на деле защищало в равной сте¬пени права всех наций. А так мне хочется спросить, чем москаль Макашов лучше жида Розенбаума? И вообще, кто он - хороший русский или плохой москаль? И кому в Киеве он доверит это определить? Я не призываю сажать Макашова в тюрьму, но Государственная Дума, парламент страны, должна была резко отреагировать… Беда не в отдельно взятом Макашове (больные люди есть везде), беда в том, что сегодня наш социум тяжело болен и нуждается в скорой неотложной помощи. Это я как врач говорю… Надо хотя бы знать, что такое сионизм, который долгое время преподносили у нас как фашизм. А это лишь стремление объединить евреев в одно государство. И что же в этом плохого? А кричать о жидомасонстве, что, дескать, евреи пьют кровь русских младенцев, так об этом может кричать только ублюдок. Причем свои ублюдки есть и у евреев, и у татар, и у якутов - у всех… Я ненавижу Ленина и Дзержинского, так же как Троцкого и Свердлова. И мне стыдно, что последние - евреи. Но они и им подобные - еще не весь народ. А сколько евреев помогало «белому движению» из-за границы? А многие ли знают, что полштаба батьки Махно было еврейским?.. Вот по¬чему подводить все эти дела к национальному знаменателю - глупо, если не сказать больше. И жаль, что к нелюдям, которые играют на этом, прислушивается так много людей.

В современной России нет ограничений свободы передвижения. Евреи, делающие свой выбор в пользу Израиля, могут свободно этот выбор реализовать. Другие, не желающие обрубать корни, привязывающие их к родному дому, к стране, в которой они росли и формировались, тоже не ограничены в возможности жить полноценной еврейской жизнью. Так что на истории российского еврейства рано ставить крест – вы уж простите мне это не совсем еврейское выражение. Еще Вяземский сказал, что главные беды России – дураки и дороги. И если от второй напасти есть надежда избавиться, то от первой – вряд ли. Антисемитизм существовал и существует, как в России, так и во всех остальных странах. Беда не в пустых головах, забивающих вакуум мысли юдофобской ахинеей. Они были и будут всегда, и мы, евреи, научились жить рядом с ними в любой стране. Беда наступает тогда, когда эти пустые головы начинает забривать, то есть рекрутировать, власть. Нынешняя российская власть этим путем, слава Богу, не идет. Я не верю, что она им пойдет в обозримом будущем…

Я знаком с историей сионизма и горжусь тем, что это великое чудо и свершение библейских пророчеств – восстановление Государства Израиль после двух тысяч лет изгнания – было осуществлено в решающей степени благодаря вкладу российских евреев. Владимир Жаботинский (которого я ценю еще и как выдающегося поэта), Бен-Гурион, Менахем Бегин, в конце концов Ариэль Шарон, который блистательно побеждал в прежних войнах Израиля, – все они имеют российские корни. И русские евреи еще сыграют великую роль в истории Израиля. Сегодня самый яркий лидер “русской” общины – Ивет Либерман, по духу и по делу – настоящий продолжатель дела Жаботинского, Бегина, да и “раннего” Шарона. С таким лидером, я думаю, “русская” община пробьет “стеклянный потолок”, который, как я знаю, ограничивает продвижение талантливых русских евреев в израильскую элиту, и сможет опять сделать Израиль сильным, независимым и передовым. Я с огромным интересом прочел его недавно вышедшую на русском книгу “Ничего, кроме правды”. У Либермана стратегическое мышление, железная логика и верность принципам. Как сказал о нем Александр Бовин, “Либерман – это единственный израильский политик, с которым я бы пошел в разведку”.

Я с уважением отношусь к исламу, люблю суфийскую поэзию, однако на этом историческом этапе радикальный ислам несовместим с гражданским равноправием немусульман. Поэтому, боюсь, разделение по разные стороны границ Израиля исламского и неисламского населения – единственный путь. Но враги Израиля должны помнить, что будет с теми, кто придет к ним с мечом… Железную стену Жаботинского, в качестве которой сейчас строится разделительный забор, ведь можно передвинуть и подальше на восток. Как поется у меня в одной песне: “Все вернется!”.. Я люблю и уважаю любую публику. В Израиле живет огромное количество моих бывших соотечественников, и выступать перед ним – всегда большое удовольствие. И сам Израиль, конечно, имеет для меня более весомое значение, чем любая зарубежная страна. Это естественно, поскольку я – еврей. Если б я был российским армянином, для меня бы особым городом был замечательный город Ереван. Я абсолютно российский человек, но так как Иерусалим – столица еврейского государства, то, естественно, она в особенности, а другие города Израиля – в целом, рождают у меня особые чувства. (Из новогоднего интервью “МИГа”, проведенного по телефону между Тель-Авивом и Москвой, декабрь 2005 г. – А.З.)

Вообще-то об антисемитизме я знал, но на себе его не ощущал - ни в школе, ни во дворе. А в детстве я был абсолютно дворовым, там у нас нравы были простые. А если и были какие-то единичные случаи, если я слышал в свой адрес «жидовская морда», то в морду же и бил. Дрался, кстати, я неплохо, все-таки уже был кандидат в мастера спорта по боксу…А потом вдруг еврей Розенбаум стал еще и казаком, причем казаком из Кубанской первой сотни. Меня туда не партия и правительство назначило, меня туда, в свои ряды, приняли простые люди. Чем и горжусь. А если мои песни - про казаков или про евреев - рождают отклик у эстонской или русской, у таджикской или американской публики, то потому, что я никогда не был выкрестом, не отказывался от своей еврейской крови. Самое страшное в жизни - это предательство. И еще зависть. Но они взаимосвязаны. Я не предавал ни своей национальности, ни своей Родины. Примечательно, что как раз эмигранты меня и не очень жалуют - хоть в Штатах, хоть в Израиле… Хотя те же мои соплеменники, по-моему, должны мне памятник поставить - за то, что меня казахи любят. Потому что и благодаря мне они дышат чуть свободнее, чем могли бы без розенбаумовских песен. И казах, и русский, и литовец, и украинец видят, что я - нормальный еврей. Такой же, как он - нормальный казах, нормальный русский, литовец, украинец… То есть человек. (Из книги ”Бультерьер”, 2000г.- A.З.)

В стране, которая полвека назад победила фашизм, это самое явление набирает обороты. Ещё? Народ привык к халяве, привык искать врагов, виновников своих бед – буржуев, американцев,татар, монголов, жидов. У меня есть такое четверостишие:
Опять во всём винят жидо-масонов. О Господи, какая ерунда!
Сто человек надули миллионы? Так что же за народ вы, господа?!

Я это говорил давно, но полушёпотом. Чтобы не дразнить дураков, ведь я еврей. Мне лично не часто приходилось сталкиваться с бытовым расизмом, но я его чувствую. К шовинистам я отношусь, как доктор, ведь это больные люди. Прогноз поэтому для России неутешительный, генная характеристика народа достаточно тяжёлая. На это оказало влияние множество факторов. По моему мнению, даже русские народные сказки – гибельны по своей сути. Везде халява – то щуку волшебную вытащит, то золотую рыбку – всё, что угодно, только бы не работать. Самый положительный герой – Илья Муромец, тридцать три года валялся на печи, ни хера не делал, даже в спортзал не сходил ни разу, а бухнул водички какой-то и легко пошёл, всем ”плохим” накостылял…И прекрасно себя чувствует – шара и халява, снова и везде.

Нет, песен на идиш я не знаю, у меня их нет. Я всегда говорю, что я - еврей ленинградский. Это сейчас у нас есть синагоги, есть прекрасная молодежь, которая, наконец-то, получила возможность изучать свою национальную культуру и язык. В мое время ничего этого не было, не мне вам рассказывать. У нас не было ничего. Еще в пределах бывшей черты оседлости, то есть на территории нынешних Украины, Беларуси, Болгарии, стран Прибалтики, у потомков проживавших там евреев хоть что-то оставалось в головах. А в Ленинграде так совсем ничего уже не осталось. У меня только одна бабушка - только одна! - еще что-то помнила и хранила, поскольку приехала в Санкт-Петербург с Украины совсем юной девушкой. А вот другая моя бабушка, уроженка Питера, так та была уже полностью отрезана от еврейской культуры и традиций. И это плохо. Это как с неграми Севера и Юга: то есть южные еще что-то о своих предках и истории знают, а северные - уже нет. Так что можете считать, что я - негр Севера. Счастливы те современные, молодые музыканты, которые могут творить на национальном языке, в рамках своей национальной культуры. (Из ыступления на творческом вечере в Московсом еврейском общественном центре 03.03.2004 – А.З.)

Торговаться можно со всеми. Хотя Беслан - особый случай. Там были не люди и даже не нелюди, а инопланетяне. Я не шучу! Нелюди - это комендантша Бухенвальда и садистка Эльза Кох, делавшая абажуры из человеческой кожи, Чикатило, Джек-потрошитель, Геббельс или шеф гестапо Гейдрих, расстреливавший евреев. Это крайняя степень омерзительности людей, но все-таки людей. А то, что творят так называемые террористы, взрывая автобусы, дискотеки, рынки, самолеты и - как крайний эпизод - школу в Беслане, за гранью даже той жути. Бомбы в баскетбольной сетке над головами обреченных ребятишек устанавливали пришельцы, “чужие”, для которых человек - лишь некая белковая субстанция. Мы же не задумываемся, убивая комара, что он, может, летит из школы домой к маме, правда? Мы для террористов - те же комары или муравьи под ногами. Они не понимают, что мы живем и дышим, что у нас есть дети, что есть “мирные комары” и “военные”. Они мочат всех! Это враждебная цивилизация - всем нам, землянам… Мировая война объявлена не американцам, русским или евреям. Инопланетянин может вселиться в любого, невзирая на религию и расу. Но все-таки адрес терроризма конкретный: “они” выбрали крайнее ортодоксальное крыло ислама. “Им” сейчас так удобно! Мусульмане в том не виноваты, но от этого не легче! И не надо стесняться: я лично не собираюсь бороться с татарином, индонезийцем, арабом или ингушом. Но с безумными исламистами-фанатиками - да. И первыми за них должны взяться сами мусульмане у себя дома. Придушить гада в зародыше! Все эти “точки” начались еще с мюнхенской Олимпиады и взрывов в Израиле. Вот когда началась бойня! Но никто в мире даже не дернулся, в том числе и в Союзе, хотя кроме еврейских на танцах там погибли 28 русских детей. Нас сейчас клюнул жареный петух, вот мы и задумались. А израильтяне так живут уже 30 лет. Привыкать придется! (”Аргументы и факты”, 04.11.2004 – А.З.)

Я никогда не комплексовал по поводу своей национальности. Может, потому, что жил в больших питерских дворах, в которых вместе росли дети разных национальностей и вероисповеданий. На татарский праздник мы все ели перемяч – треугольные пирожки с мясом, на русскую Пасху всем двором трескали мацу… Ой, простите, куличи. Мацу, конечно, ели на еврейскую Пасху, и вовсе не по религиозным соображениям. Это просто очень вкусная лепешка. На православную Пасху к чаю подавали очень вкусный кулич и творожную пасху. Но однажды (мне тогда было лет 12–13) мы с отцом были в кинотеатре. На экране появились горы трупов погибших в концлагерях евреев. Сзади раздался голос: “Так им и надо!” После сеанса отец схватил того мужика за грудки, отвел в милицию, но мужика, конечно, быстро отпустили… В конце 70-х многие евреи стали уезжать в Израиль. Мы тоже собирались, месяца два или три я даже учил язык. Потом процесс забуксовал, а в 80-м я ушел на сцену. Позже мне предлагали уехать музыкантом, но сейчас я счастлив, что этого не случилось. У меня нет желания переселиться в местечко и жить теплой еврейской семьей. И все-таки я хочу, чтобы мои дети, внуки и правнуки знали наряду с русской культурой еврейскую – музыку, язык. (Из интернет – сайта ”Лица”, 3.12.2004 – А.З.)

История отношений российского казачества с еврейством знала черные страницы. Но это – дело прошлое. Что было, то быльем поросло. Для меня главное, что на протяжении всей русской истории, и тем более все 70 лет советской власти, казачество было символом свободолюбия. Не случайно большевистский тоталитаризм видел в казаках одного из главных врагов и жестоко расправлялся с ними. Так что в последние десятилетия исторические судьбы еврейства и казачества во многом совпали. Кстати, в последние годы существования СССР, когда стала возрождаться еврейская община и ее организации, именно казаки охраняли ее от новоявленных погромщиков – первые съезды и мероприятия еврейской общины…