Беседы ко дню космонавтики доу. «День космонавтики». Комплексное занятие по развитию речи для старшей группы

Тема космоса всегда интересна детям. Поэтому 12 апреля в день космонавтики воспитатели проводят праздники, конкурсы, познавательные занятия на тему: Космонавтика.

Мы предлагаем Вам провести для дошкольников познавательное занятие в форме тематической беседы.

Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Человек поднялся в небо»

Цель : расширять и углублять знания дошкольников о космосе.

Задачи:

— познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;

— расширить кругозор детей и развить их воображение;

— воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

Оборудование: картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.

Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах.

Воспитатель . Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?

Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру. Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день — двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской. Землей-планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней...

Динамическая пауза «Космонавты»

Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.

Чтоб космонавтом, дети, стать.

Нужно с самых малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель,

Выполнять физкультзарядку.

Встанем прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится дидактическая игра «Подбери рифму».

Среди поля голубого —

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это... (солнце).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

— Спать ложитесь, поздно! —

Потому что мать — луна,

А дочурки... (звезды).

Буква А, буква А —

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

«А» похожа на... (ракету).

Воспитатель . Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность... Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось.

Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».

Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: Как вы считаете, ребята, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами?

Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети рассматривают фотографии Ю. Гагарина в альбомах, посвященных освоению космического пространства.

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал: «Поехали!»,

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землей.

Видео. "Знаете каким он парнем был"

Беседа на тему: "День космонавтики"

Провела воспитатель: Тягушева Т.Н.

Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.
2. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

Цели:

1. Обогащать музыкальное впечатление детей. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Продолжать закреплять умение отгадывать кроссворд, разбивать слова на звуки.
3. Продолжать развивать интерес детей художественной и познавательной литературе. Развивать творческую фантазию.

Материалы:
1. Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов, виды ракет, спутников, звёздное небо, схема планет).
2. Запись песен о космонавтах («Я- Земля» В. Мурадели, Е. Долматов.)
3. Бумажные ракеты по количеству детей.
4. Макет с космонавтом и инопланетянами.

Часть 1.
Для положительного настроя детей на тему «Космос» провести игру «Ракеты».
На столе разложены бумажные «ракеты» на одну- две меньше чем детей.
Дети ходят по кругу, на слова «опоздавшим места нет» берут «ракеты».
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет.
Игру повторить 2-3 раза, каждый раз убирать 1-2 «ракеты». Предложить детям посчитать сколько детей и сколько «ракет», на всех ли хватает «ракет», если нет то насколько меньше их.
Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, а знаете вы какой скоро будет знаменательный день?
Дети: 12 апреля «День космонавтики»
Воспитатель: показывает портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает: Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине.
Дети: Ю.А.Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся высоко – высоко над землёй на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют лётчиками – космонавтами.
Воспитатель: Читает рассказ «Первый в космосе» В. Бороздин.
Воспитатель: Быть космонавтом не только почётно, но и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, находчивым и самое главное всесторонне образованным.
Воспитатель показывает на иллюстрацию с ракетой и рассказывает: « Космический корабль оснащён очень сложной аппаратурой, и её всю космонавт должен отлично знать, чтобы уметь на ней работать, а в случае поломки – срочно починить. Космонавты летают в космос для проведения научно- исследовательских работ; исследуют климат Земли, другие планеты, изучают, как ведут себя растения в невесомости, и проводят много других полезных исследований. Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации.
Вопросы к детям:
1) Назовите первую женщину космонавта (Валентина Терешкова)
2) Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос (Алексей Леонов)
3) Помните ли вы какие животные первыми полетели в космос? (собаки: Лайка, а затем Белка и Стрелка)
Воспитатель: О космонавтах сложено много стихов и песен.
Включает запись песни «Я – Земля» муз. В. Мурадели, слова Е. Долматова.
Задает вопросы по тексту песни.
Воспитатель предлагает детям отгадать кроссворд, задаёт загадки.

1.Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный
И необычайный,
В нём живут Вселенные,
Звёзды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть планеты. (космос)

2. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы обгоняя ветер
Несёмся на (ракете)

3. Жёлтая тарелка
На небе висит,
Жёлтая тарелка
Всем тепло дарит. (солнце)

4. Ледяной летит объект,
Хвост его полоска света,
А зовут объект – (комета)

5. Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт (луна)
Часть 2.
Физкультминутка: « Передай хлопок»
Дети встают в круг. Первый ребёнок делает хлопок перед собой, потом хлопает о ладонь соседа и так по кругу.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает звёздную карту.
Задаёт вопросы.
Найдите созвездие Большой Медведицы. Сколько звёзд в этом созвездии? (семь)
Какая самая яркая звезда в Северном полушарии? (полярная)
Сколько планет в солнечной системе? (семь)
Какие вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,
Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: А какие есть ещё звёзды и созвездия мы узнаем из стихотворения В П Лепилова «Космическая сказка»?

Читает стихотворение.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Вносит макет с «космонавтом» и «инопланетянами»,
С детьми рассматривают.
Представьте, что вы космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас встретили инопланетяне. Они не знают земного языка и вы должны жестами показать, что вы с планеты Земля, прилетели с миром.
Дети импровизируют.
После игры воспитатель подводит итог, что нового и интересного узнали дети.
Итог:
1.Задачи и цели данной образовательной деятельности были практически все выполнены.
2. Все заданные образовательные области были реализованы.
3.Удетей был интерес к данной теме, они активно отвечали на вопросы.
4.У детей был эмоциональный –положительный настрой при прослушивании песни и при участии в игре.

Литература: 1. Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия/ В.И. Цветков. Ил. Н. Красновой. - М.: ЭКСМО 2005.

Тема: Этот загадочный космос.

Цель : познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают... но только во сне.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Тема: «День космонавтики в детском саду»

Цели: Познакомить детей с историей возникневения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Закрепить зания о геометрических фигурах. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. Развивать пространственное вображение, мелкую и общую моторику. Воспитывать любознательность.

Тема: «День космонавтики в детском саду»

Цели: Познакомить детей с историей возникневения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Закрепить зания о геометрических фигурах. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. Развивать пространственное вображение, мелкую и общую моторику. Воспитывать любознательность.

Тема: «День космонавтики в детском саду»

Цели: Познакомить детей с историей возникневения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Закрепить зания о геометрических фигурах. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. Развивать пространственное вображение, мелкую и общую моторику. Воспитывать любознательность.

Тема: «День космонавтики в детском саду»

Цели: Познакомить детей с историей возникневения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Закрепить зания о геометрических фигурах. Совершенствовать изобразительные умения и навыки. Развивать пространственное вображение, мелкую и общую моторику. Воспитывать любознательность.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "День Космонавтики".»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе

Тема: «День космонавтики в детском саду»

Цели:

Познакомить детей с историей возникневения праздника День космонавтики.

Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.

Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.

Закрепить зания о геометрических фигурах.

Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Развивать пространственное вображение, мелкую и общую моторику.

Воспитывать любознательность.

Оборудование:

Картинки с изображением портета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны.

Воздушный шарик.

Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур.

Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.

Рисунки созвездий.

Картон с прорезанным кругом, краска желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.

Ход занятия:

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить лелательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ) . На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.

Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. (Показ портрета Юрия Гагарина).

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики - праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.

Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полет на космическом корабле, поможем инопланетянам, понаблюдаем за созвездиями.

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.

Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.

Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.

А таперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Построй ракету»

Детям предлагается образец и набор геометрических фигур. Из которых нужно сложить ракету.

Динамическая пауза «Космонавты высаживаются на планеты»

На полу разложены обручи разного размера и величины. Дети делятся на две команды «Восток» и «Молния» и выполняют команды:

Члены экипажа космического корабля «Восток», постройтесь друг за другом.

Члены экипажа космического корабля «Молния», встаньте в круг.

Команда космического корабля «Восток» высадилась на большую желтую планету.

Команда космического корабля «Молния» высадилась на две маленькие синие планеты.

Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.

Только наша планета Земля

Во всем пригодна для жилья.

Ведь Земля - планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Но, может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды. На далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных планетах, мы называем «инопланетяне». Вот сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помоши: нужно помочь им найти свои космические корабли.

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

Взгляните на лист и ответьте мне, дети:

Кто на какой летает ракете?

На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

Стих про созвездия

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Дидактическая игра «Дай название созвездиям»

Ребята, астрономы - ученые, которые наблюдают и изучают звезды обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия.

Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. Как можно назвать его?

Когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки. Ответы детей) . Звезды и луну.

Луна - это спутник нашей планеты Земля.

Только солнце спать ложится,

Луне на месте не сидится.

Ночью по небу гуляет,

Тускло землю освещает.

Сейчас наша ракета отправится на Луну. Там мы нарисуем лунный портрет. Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Солнце»

(Две соединенные перекресно друг с другом ладони с разведенными в сторны пальцами)

«Ракета»

(Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запясьтя на столе)

«Луноход»

(Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок")

Рисование губкой «Луна»

Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазвая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры.

А мы живем с вами на планете... Земля.

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратиться

Под крышу дома своего!

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Космическое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему«Космическое путешествие"

Автор : Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок» г. Серпухов МО
Описание : Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект может быть полезен,как воспитателям, так и педагогам дополнительного образования, педагогам ведущим кружковую работу.
Цель : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи : Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.
Уточнить представления о планетах, созвездиях.
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивать мелкую моторику и глазомер; Развивать детское творчество
Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
Предварительная работа :
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н. Носов «Незнайка на луне», (главы из сказки, П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»), В. Бороздин «Первый в космосе».Дидактические игры:«Будущие космонавты»,«Звезды и планеты».Строительная игра«Космодром».
Вводная часть :
Звучит песня о космонавтах.
Воспитатель :
-Кто догадается, почему я включила эту песню.
Дети : 12 апреля праздник день космонавтики.
Воспитатель :
-А почему именно 12 апреля?
Дети :
-В этот день впервые человек полетел в космос.
Воспитатель :
-Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
Дети :Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель :
Дети, с портрета на нас смотрит улыбчивый, смелый летчик – космонавт, герой Советского Союза полковник Юрий Алексеевич Гагарин.
А здесь он одет по – другому, в ту одежду, в которой он находился в полете. Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Костюм – скафандр очень прочный, защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди.
Воспитатель :
Я знаю, что Витя знает стихотворение об этом замечательном человеке.
Чтение стихотворения.
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
На руках весь мир его носил.
Сын Земли и звезд.
Нежен был и прост.
Воспитатель :
А как вы понимаете в этом стихотворении строки, что Юрия Гагарина весь мир носил на руках?
Дети : (ответы детей) После возвращения на землю, он объехал весь мир, встречался с жителями разных стран.
Воспитатель :
-Как вы думаете, почему его называли сыном Земли и звезд.
Дети :
Он первый человек, который полетел в космос, увидел нашу землю и звезды.

Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают название планет и описывают их внешний вид, рассказывают, что они знают о космосе, космических кораблях, космонавтах.
Если дети затрудняются с ответами, педагог задаёт наводящие вопросы или рассказывает сам.
Загадки о космосе :
Сверкая огромным хвостом в темноте
несётся среди ярких звёзд в пустоте
она не звезда, не планета,
загадка вселенной
… (комета)
Освещает ночью путь,
звёздам не даёт заснуть,
пусть все спят, ей не до сна,
в небе светит нам
… (луна)
Планета голубая,
любимая, родная,
она твоя, она моя,
а называется
… (Земля)
На корабле воздушном
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер
Несёмся на
… (ракете)
Воспитатель :
-Каким должен быть человек, чтобы стать космонавтом? (ответы детей)
-Что он для этого должен делать? (тренироваться)
Вход в деятельность
Воспитатель предлагает детям провести «Космическую тренировку» и
Предлагает поиграть в игру «Ракета»
Ждут нас быстрые ракеты, для полетов на планеты.
(дети поднимают руки вверх, ладошка к ладошке, изображают ракету)
На какую захотим на такую полетим.
(Дети делают выпад вправо, правую руку ко лбу – смотрим и выбираем планеты, то же влево)
Но в игре один секрет
(дети грозят пальцем ,
Опоздавшим места нет!
(Руки скрестно )
под музыку дети бегают по группе, по окончании музыки детям нужно встать в обруч - ракету, кто не успел – выбыл. (играть 3 раза )
Организационный момент
- Ребята, мы продолжаем наше космическое путешествие, я приглашаю вас посетить космическую лабораторию. В лабораторию можно пройти, имея пропуск, для вас пропуском будут правильные ответы на вопросы. Вы готовы отвечать на вопросы?
-Как называется планета, на которой мы живём?
-Какие планеты ты знаешь?
-Как называется спутник Земли?
-Что такое кометы?
-Кто первым полетел в Космос?
-Кто был первым космонавтом Земли?
-Как фамилия первой женщины-космонавта?
-Ты хотел бы стать космонавтом?
- Почему?
-Какими качествами должен обладать космонавт?
Просмотр и беседа по презентации «Космос ».
Воспитатель :
Вы узнали, что… первую в мире ракету изобрел русский ученый – ….(Константин Эдуардович Циолковский) . Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.-Но чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых, в космос не берут,
Ведь полет - не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня - космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем!
Динамическая пауза
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
-Что еще мы можем увидеть в космосе кроме звезд, планет и солнца?
-Как по-другому можно назвать космос, то есть солнце, планеты, кометы, астероиды, метеориты?
- Правильно «вселенная».
-А на чем можно отправиться в космос?
Каждый из вас мечтает полететь к звездам, а кто построит нам средство для полета?
Давайте превратимся в конструкторов и смастерим космические аппараты.
-Для этого нам понадобятся: лист бумаги, какой формы? (квадрат), ножницы, цветная бумага и наши умелые руки.
Рассматривание образца и устные инструкции по изготовлению работы. Можно сделать несколько ракет, придумать им название и отправить их в космические дали.
-Для начала нужно сделать гармошку из квадрата.
-Отгибаем верхние уголки к линии, расположенной чуть выше середины квадрата.
«Нахлестываем» правую часть ракеты
(Дети выполняют работы .)-звучит космическая музыка
Воспитатель :
Ребята, перед тем, как мы покинем космическую лабораторию, я предлагаю
вам поиграть.
Игра с мячом «Называй-ка».
Дети выстраиваются в круг, в центре стоит педагог с мячом: воспитатель бросает мяч и каждому ребёнку предлагается назвать, что он запомнил о космосе.
А теперь я предлагаю вам слетать в космос: закрываем глаза, считаем от 10 до одного и отправляемся в полет. Включается музыка «Земля из космоса»
Давайте скажем волшебное слово «Поехали».
(Обыгрывание сделанных ракет.)
Рефлексия
-Вот и пришло время возвращаться в детский сад.
-Вам понравилось наше необычное путешествие?
-Что интересного вы узнали для себя?
-Вы узнали еще больше о космосе, вселенной и сможете своим родным и друзьям рассказать об этом.