Белорусский академический театр им купалы. Здание театра им. Янки Купалы. По мотивам поэмы н. в. гоголя "мертвые души"

Янки Купалы существует уже более сотни лет. На сегодняшний день основу репертуара составляют классические пьесы. Изначально в театре ставились спектакли не только драматические, но также и оперы, и балеты.

История

Один из самых популярных в Белоруссии - национальный академический театр имени Янки Купалы. История его началась в 1888 г. В этом году, 26 июня, было торжественно начато строительство здания театра. Авторами проекта были архитекторы К. Козловский и К. Введенский. Открытие театра состоялось в 1890 году. Первый спектакль, поставленный по пьесе Я. Купалы, - «Павлинка». Состоялось это событие в 1917 г. Данная постановка является визитной карточкой театра. Она входит в репертуар по сей день. Своя труппа сформировалась в 1920 г. Именно этот год принято считать датой, когда был основан национальный академический театр имени Янки Купалы. Руководил первой труппой Флориан Жданович. Работали в ней талантливейшие актёры. До 1927 года в труппу входили не только драматические артисты, но также и балет, хор и оркестр. В году 1933 был открыт оперный театр. Музыканты, хористы и танцовщики были переведены туда.

В годы войны театр был эвакуирован в Томск. Там артисты находились вплоть до Победы советского народа над фашистскими захватчиками. Вскоре театр получил имя Янки Купалы, а в 1955 г. был удостоен звания академического.

В 60-е годы в репертуаре появились новые спектакли, созданные молодыми постановщиками.

С 1973 по 2009 год пост главного режиссёра занимал Валерий Раевский.

За большой вклад в развитие белорусской культуры, за высокие достижения в области искусства театр получил статус национального в 1993 году.

С 2009 г. должность художественного руководителя труппы занимает Николай Пинигин.

В 2013 году завершилась масштабная реконструкция здания театра. Ему был возвращён внешний вид 1890 года.

Спектакли

Следующий репертуар своим зрителям предлагает Национальный академический театр имени Янки Купалы. Большая сцена:

  • «Ужин с придурком».
  • «Офис».
  • «Симон-музыкант».
  • Translations.
  • «Не мой».
  • «Чайка».
  • «Люди на болоте».
  • «Чёрная панна Несвижа».
  • «Свадьба».
  • «Ночь на Рождество».
  • «Пинская знать».
  • «Ноябрь. Андерсен».
  • «Вечер».
  • «Дон Жуан».
  • «Павлинка».
  • «Похищение Европы».
  • «Хам».
  • «Местечковое кабаре».
  • «Вторая мировая».
  • «Пан Тадеуш».

Малая сцена:

  • «ГендэльБах».
  • «Антигона».
  • «Старомодная комедия».
  • «Шабаны».
  • «Одинокий Запад».

Труппа

Национальный академический театр им. Янки Купалы - это прежде всего замечательные артисты, которые отдают всю душу любимому делу.

Актёрская труппа:


Художественный руководитель

Николай Пинигин занимает этот пост с 2009 года. В 1979 году он окончил театрально-художественный институт в Белоруссии, отделение «Режиссёр телевидения». Начинал свою карьеру Николай Пинигин на телевидении. Проработал он там недолго. В 1980 году он перешёл в Русский драмтеатр имени Максима Горького, где несколько лет прослужил актёром. Потом была режиссёрская стажировка в Малом театре Москвы. В Национальный академический театр имени Янки Купалы Н. Пинигин пришёл в 1985 году. Сначала он был режиссёром, а через двадцать с лишним лет стал художественным руководителем. Николай Пинигин является лауреатом Государственной премии Беларуси. На сегодняшний день он поставил уже более пятидесяти спектаклей в разных театрах Беларуси, а также России.

Правила посещения

Национальный академический театр имени Янки Купалы просит зрителей в обязательном порядке соблюдать следующие правила:

  • Входить можно только при наличии билета на спектакль.
  • На данном пропускном документе не должно быть никаких исправлений, иначе он будет считаться недействительным.
  • Приобретать билет следует только в кассе театра либо у уполномоченного лица.
  • Зритель с фальшивым пропускным документом на спектакль не допускается, возврат денежных средств ему не осуществляется.
  • Одежда должна быть демократичная, опрятная, чистая. В зал не допускаются зрители в спортивной, грязной или мятой одежде, мужчины в шортах, женщины в купальниках.
  • Из театра удаляются посетители, которые оскорбляют работников и окружающих, нецензурно выражаются, создают беспорядки, занимают чужие места, имеют при себе любое оружие, а также его имитацию, пропагандируют войну и терроризм.
  • Нельзя входить в зрительный зал с животными, большими сумками, продуктами питания и напитками.
  • Запрещается снимать спектакль на фото или видео.

Где находится и как добраться

У тех, кто впервые собирается на спектакль, возникает вопрос: где находится национальный академический театр имени Янки Купалы? Адрес его: улица Энгельса, дом 7. Добраться до него лучше всего на метро. Самые близкие к театру станции - «Купаловская» и «Октябрьская».

Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы - старейший театр в Белоруссии. Создан в Минске в 1920 году, под названием Белорусский государственный театр (с 1926 ‒ Белорусский 1-й государственный драматический театр).

В его состав вошли актёры, работавшие в «Первом товариществе белорусской драмы и комедии», в полупрофессиональных и любительских коллективах. В 1921‒31 театром руководил Е. А. Мирович, воспитавший поколение мастеров национальной сцены.

Первые спектакли создавались с опорой на белорусский фольклор и произведения белорусских авторов. Но с приходом Евстигнея Мировича в 1921 году театр начинает выходить за привычные репертуарные рамки: теперь ставятся пьесы не только отечественных, но и зарубежных драматургов.

1940 театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 ему присвоено имя Я. Купалы, в 1955 ‒ звание академического театра. В театре работали: В. И. Владомирский, О. В. Галина, Г. П. Глебов, Г. Ю. Григонис, Ф. П. и И. Ф. Жданович, В. Н. Крылович, Л. М. Литвинов, Б. В. Платонов, К. Н. Санников, Б. В. Эрин. В труппе (1970): народные артисты СССР П. С. Молчанов, Л. Г. Рахленко, Л. И. Ржецкая, 3. Ф. Стомма; народные артисты БССР М. С. Белинская, С. С. Бирилло, 3. И. Броварская, В. И. Дедюшко, Н. Н. Еременко, Р. Н. Кошельникова, Г. К. Макарова, В. Н. Полло, С. М. Станюта, В. П. Тарасов, И. Б.Шатилло. Главный режиссёр‒заслуженный деятель искусств РСФСР Т. А. Кондрашов, главный художник ‒ заслуженный деятель искусств БССР А. Б. Григорьянц.

Настоящий подъем театр переживает в 60-е годы двадцатого века. Эти годы открывают новый этап в его творческой судьбе - современный. Постановки В. Раевского, Б. Луценко вносят в театр дух новизны и свободы. Под руководством Валерия Раевского - в 1973 году он становится главным режиссером - театр имени Янки Купалы становится более раскрепощенным в плане свободного выражения чувств и мыслей на сценической площадке. Раевский сумел найти ту золотую середину между раскрепощенностью, новаторством, экспериментом, с одной стороны, и классической традицией -- с другой, которая сделала Купаловский театр по-настоящему уникальным.

В 1969 году произошло событие, которое произвело резонанс не только в театральной, но и в общественной жизни. Речь идет о спектакле "Что тот солдат, что этот", поставленный Раевским по пьесе Брехта. Конечно, в театре ставили и Шекспира, и Брехта, и других зарубежных драматургов, но совершенно особое место занимали - и занимают - спектакли по произведениям белорусских авторов: "Трибунал" А. Макаёнка, "Врата бессмертия" К. Крапивы, "Человек из легенды" Е. Шабана, "Последний шанс" В. Быкова, "Мудромер" Н. Матуковского и другие.


Ящик с костюмами.


В гримерной еще ​​видны следы недавнего переезда.



Актер Николай Кучиц гримируется в Харитона Куторгу.





Мастера по звуку и свету готовятся к спектаклю.










Сцена из спектакля «Пинская шляхта».

«Наша Нива» посетила недавно открытый после реконструкции Национальный академический театр имени Янки Купалы. В ходе реконструкции фасаду здания был возвращен облик начала XX века. Редактор по связям с общественностью театра Вероника Молокова провела для «НН» экскурсию по новому зданию.

«Нам до сих пор непросто ориентироваться в театре, - смеется Молокова. - В первые дни вообще было очень тяжело».

Общая площадь помещений Купаловского увеличилась в два раза, теперь же единственной проблемой для сотрудников остается невозможность попасть из одной части здания в другую напрямую - только через первый этаж.

Первое место куда мы попадаем - бывшее служебное помещение, превращенное в место для отдыха зрителей. Здесь все выдержано в стиле дореволюционного театра. Единственное, что выбивается из общего стиля, - плазменными телевизор.

«Весь театр оформлен в синих и серых тонах, - объясняет Вероника Молокова. - Таким он был изначально. Архитекторы проводили анализ стен и обнаружили остатки этой краски».

Зал Купаловского выглядит совсем непривычно - вместо рядов узких кресел появились основательные синие кресла с подлокотниками. Бельэтаж разделен на ложи по четыре места, чего раньше не было.

Мест в зале стало значительно меньше: вместо 500 их осталось 340. Самые дешевые из них на балконе, но нужно помнить, что с первого кресла последнего ряда балкона сцены не видно совсем. По словам купаловцев, «коробка зала» восстановлена именно в первоначальном виде.

Чем «купаловцы» действительно гордятся, так это техническим оборудованием сцены, где сейчас есть электрические лебедки и люки-провалы, радиоуправляемые подвижные элементы, которые можно перемещать по сцене: раньше все это приходилось делать вручную.

«Вся техника сделано в Германии, США, Австрии, - объясняет Молокова. - Полная установка всего оборудования займет еще некоторое время. Здесь пока прошли только три спектакля, затем был перерыв, - объясняет Молокова. - Многое нужно дорабатывать».

Еще один немаловажный вопрос - цены билетов на спектакли в новом здании заметно отличаются от цен на других площадках. Попасть на спектакль «купаловцев» во Дворец профсоюзов можно и за 30 000 рублей. А вот в обновленном здании самые дешевые билеты стоят по 70 тысяч. Связано ли это с приказом поставить театр на самофинансирование?

«И это, конечно же, тоже, - объясняют в бухгалтерии. - Отчасти эти деньги идут на оплату всех этих новшеств, на обслуживание нового здания. Если мы будем заниматься только театральной деятельностью, то без помощи государства не выживем». В Купаловском, кстати, работает несколько дополнительных предприятий, например, кафе и ателье.

В целом театр оставляет приятное ощущение - его нынешний дизайн напоминает старые московские площадки. Изменилась, кстати и галерея фотографий в фойе - теперь там висят фото не только действующих актеров, но и музыкантов оркестра.

Вскоре у служебного входа должен открыться ресторан для актеров и посетителей.

Все Республиканский театр белорусской драматургии Театр киноактера Национальной киностудии "Беларусьфильм" Белорусский государственный театр кукол Республиканский Дворец культуры ветеранов Республиканский Дворец культуры имени Н.Ф.Шарко Дворец культуры профсоюзов Дворец культуры и спорта железнодорожников Новый драматический театр Белорусский государственный академический музыкальный театр Дворец культуры Минского тракторного завода Драматический театр Белорусской Армии Концертный зал "Минск" Концертный зал "Минск" Малый зал Гостиница "Президент-Отель", Конгресс-холл "Минск" Центральный Дом офицеров Национальный академический драматический театр имени М.Горького Дворец спорта Дворец Республики Большой зал Дворец культуры Минского автозавода Центр Современных Искусств Зал "Премьера" ЦК ОО "БРСМ" Концертный зал "Верхний город" Дом литератора Гостиница "Планета" Банкетный зал Демонстрационный зал "Национальная школа красоты" Концерт-холл "Prime Holl" Молодежный театр эстрады Костел Святых Симеона и Елены Молодежный театр эстрады ЦЭХ Белорусский государственный молодежный театр Новый драматический театр (блэк-бокс) Дворец искусств Белорусский республиканский театр юного зрителя ЦЭХ (бывш. МЕ100) Дворец детей и молодежи "Золак" Камерный Драматический театр Зал ресторана "Прованс" Дом Москвы в Минске Гостиница "Президент-Отель", Конгресс-холл "Минск" Национальный центр правовой информации РБ Беларускі рэспубліканскі тэатр юнага гледача Cotton Hall МКРСК "Чижовка-арена" Клуб "Music Hall" Русский Детский Театр MКСК "Минск-арена" Театральное пространство Дворец культуры Минского тракторного завода (малый зал) Открытое пространство "Верх" (Конференц-зал) Концерт-холл "Prime Hall" Белорусский государственный молодежный театр, Малый зал Белорусский государственный молодежный театр, Малая сцена Палац Мастацтваў Клуб-ресторан "Мулен Руж" Дворец культуры "МАЗ" зритель на сцене в спектакле "Деменция" Креативный хаб "Корпус 8" Дворец культуры профсоюзов* Дворец культуры "МАЗ" зритель на сцене в спектакле "Кинг сайз"" Белдзяржфiлармонiя Вялiкая канцэртная зала Гостиница "Беларусь" Театральный зал Концертный зал "Атлант" Лицей БГУ Минский зоопарк "Дельфинарий "Немо" Студия "Black Beast Media" Национальный центр современных искусств Костел Святых Симеона и Елены* Мемориальный музей-мастерская З.И.Азгура Пространство "ВЕРХ" Галерея "Сталоўка XYZ" Административный комплекс "Победителей,14" Ледовый Дворец спорта Минской области Арт-пространство "ВЕРХ" Клуб "Crazy Horse" Арт-пространство "ОК 16" Арт-пространство "ВЕРХ" * Гостиница "Пекин" Музей "Замковый комплекс "Мир" Музей истории белорусского кино Рестобар "Буфет" Летний амфитеатр парка "ДРИМЛЭНД" Riviera Country Club (Уст.схема зала)ЦЕХ (бывш.МЕ100)* Дворец культуры "МАЗ" * Robinson Club Riviera Country Club * Центральный Дом офицеров Малый зал Галерея "Арт-Беларусь" Зал№2 Дом литератора* Конгресс-холл отеля "Виктория" Терраса "Двор 28/26" Клуб имени Ф.Э.Дзержинского Дворец Республики Малый зал Культурный хаб "Ок16" Белорусский государственный молодежный театр, Сцена на Машерова 33 Фарный костел Клуб "RE:PUBLIK" Театр-студия киноактера Национальной киностудии "Беларусьфильм" Дипсервис Холл (Royall Hall) Дипсервис Холл