Бедность не порок описание. Образ и характеристика любима торцова в комедии бедность не порок островского сочинение. Идея пьесы «Бедность не порок»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец .

Пелагея Егоровна , его жена .

Любовь Гордеевна , их дочь .

Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся .

Африкан Савич Коршунов , фабрикант .

Митя , приказчик Торцова .

Яша Гуслин , племянник Торцова .

Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца .

Анна Ивановна , молодая вдова .

Маша ; Лиза , подруги Любови Гордеевны .

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова .

Арина , нянька Любови Гордеевны .

Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает). «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался».

Митя . Что, Егорушка, наши дома?

Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович…» (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел – все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду…»

Митя . На кого же он сердит?

Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град».

Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали… Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними.

Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Митя (один). Эка тоска, Господи!… На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!… Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!… А тут еще… Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!…

Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это… ах!… Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота…

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!… Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!… (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Митя и Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Митя, Митенька!

Митя . Что вам угодно?

Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете.

Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с.

Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет.

Митя . Хорошо-с, зайду беспременно.

Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять… да, уедет туда, к этому, к своему-то… как его?…

Митя . К Африкану Савичу-с?

Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости Господи!

Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты… этакая напасть! Право!… Подружились ведь так, что н□-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич… да!

Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем.

Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве… и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!… Надень, говорит, чепчик!… Ведь что выдумает-то!… Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде… право… никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!… Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере.

Митя . Что говорить! Строгий человек-с.

Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни… нет да нет!… Ан вот есть!… А у него все нет… А каково же это материнскому-то сердцу!

Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну.

Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька.

Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.

На Святках. Приказчик Торцова, Митя, бедный юноша, влюблён в дочь своего хозяина, Любовь Гордеевну. Добродушная жена Торцова, Пелагея Егоровна , в честь праздника решает устроить у себя вечеринку для молодых девушек – дочери и её подруг. Она приглашает туда и парней – Митю, племянника Яшу Гуслина и их знакомого, купеческого сына Гришу Разлюляева.

Бедность не порок. Спектакль по пьесе А.Н. Островского (1969)

Перед вечеринкой Пелагея Егоровна заходит в конторскую комнату к Мите и жалуется на своего супруга. Гордей Карпыч в последнее время сдружился с богатым приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Этот разгульный любитель всего иноземного приохотил и Торцова к чужестранным нравам. Гордей Карпыч, невзирая на собственное простое происхождение, стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в европейской культурности и модах.

Когда Пелагея Егоровна уходит, в митиной комнате появляется Яша Гуслин. Митя со вздохами признаётся ему, что изнывает от страсти к Любови Гордеевне. Яша советует забыть об этом безнадёжном чувстве: богач Торцов не выдаст свою дочь за бедняка. К тому же Гордей Карпыч – человек с большим норовом. Яше, своему племяннику, он из самодурства не позволяет жениться на молодой вдове Анне Ивановне.

Приходит друг Яши и Мити – купеческий сынок Гриша Разлюляев, шутоватый повеса. Втроём они поют под игру на гитаре грустную песню в духе народной поэзии Кольцова . За этим занятием их застаёт приехавший домой Гордей Карпыч – и ругает: к чему «горланить, словно мужичьё». Разлюляева он отчитывает за то, что при богаче-отце он носит не модное европейское платье, а русский зипун.

Когда Торцов уходит, к парням заглядывают девушки: Любовь Гордеевна с подругами Машей и Лизой и вдова Анна Ивановна, в которую влюблён Яша Гуслин. Они с удовольствием слушают песни парней. Потом задорная и шаловливая Анна Ивановна уводит всех, захлопывая за собой дверь так, что Митя и Люба остаются в комнате наедине.

Митя в волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Срывающимся голосом он читает ей несколько строк стихов собственного сочинения о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Выслушав, раскрасневшаяся Люба просит лист бумаги, перо, что-то пишет и подаёт свёрнутый листок Мите с уговором прочесть только после её ухода.

Люба выскальзывает в дверь, а к Мите входит брат Гордея Карпыча, Любим Торцов . Некогда Гордею досталось от отцовского наследства торговое заведение, а Любиму – деньги и векселя. Любим поехал в Москву и сдружился там с Африканом Коршуновым – тем самым, что недавно втёрся в доверие и к Гордею. Под дурным влиянием Коршунова Любим в Москве запьянствовал и быстро промотал свой капитал. По натуре весёлый шутник, он стал ходить по городу и скоморошеством собирать копейки на вино. Потом вернулся в родной город, к брату, но тот принял его неласково и стал помогать лишь время от времени, нехотя.

Теперь Любим вновь поссорился с Гордеем и просится к Мите переночевать. Сердобольный юноша впускает его и укладывает спать, а сам разворачивает записку Любы и с замиранием сердца читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

«Бедность не порок», 2 действие – краткое содержание

Митя и Люба случайно встречаются наедине и уже открыто признаются в любви друг к другу. Они решают пойти завтра вдвоём к Гордею Карпычу, упасть ему в ноги и просить благословения на свадьбу.

Вечером в доме начинаются посиделки, устроенные Пелагеей Егоровной для парней и девушек. Собираются Любовь Гордеевна, Маша, Лиза, Анна Ивановна, Митя, Яша Гуслин и Разлюляев. На молодёжь любуются нянька Арина, сама Пелагея и две приглашённые ею знакомые старушки.

Арина обносит гостей рюмками и закусками. Парни и девушки танцуют. Начинается обычное святочное гадание на блюде: кому из девушек суждено в этом году выйти замуж.

С улицы приводят ряженых с медведем и козой. Они поют и играют, забавляя гостей. Но тут входят приехавшие Гордей Карпыч и Африкан Савич Коршунов.

Торцов очень недоволен, что жена устроила вечеринку «на мужицкий манер», с ряжеными. «Сколько раз говорил я тебе: хочешь сделать у себя вечер, позови музыкантов, чтобы было по всей форме». Гордей Карпыч спешит извиняться перед Коршуновым: «Ты, Африкан Савич, не заключай из этого про наше необразование». Гордей велит, чтобы вместо наливок с мадерой подали шемпанское , да побыстрее для ефекта зажгли свечи в гостиной, где поставлена новая небель .

Пожилой Коршунов, хихикая, лезет целоваться к молодым барышням. Потом он вертится вокруг Любы, целует ей руку и достаёт подарки для неё: серьги и перстень с бриллиантами. Люба с отвращением сторонится, но Коршунов, не смутившись, уговаривает: «Полюби те меня, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе… Хоть и стар, да не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня денег много!»

Гордей Карпыч, откупорив шампанское, громко объявляет: он сосватал Любу за Африкана Савича и хочет переехать из своего города, где «как есть одно невежество», к новому зятю, в Москву.

Пелагея Егоровна в ужасе ахает. Любовь Гордеевна подходит к отцу: «Тятенька! Я из твоей воли ни на шаг не выду. Но пожалей ты меня, не губи мою молодость!…» Однако самодур Торцов возглашает, что своего слова назад не возьмёт.

«Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание

Во всём доме Торцовых уныние. К грустно сидящей на диване Пелагее Егоровне приходит Митя: рассказать, что он решил сегодня же ночью уехать из города к матери. «Не моя, Митя, воля – нешто б я отдала за такого!» – горестно говорит Пелагея Егоровна.

Попрощаться с Митей приходит и Люба. С плачем они оба признаются Пелагее Егоровне во взаимной любви. Митя в отчаянии предлагает этой ночью тайком от Гордея увезти Любу домой к своей матери и там обвенчаться. Но Люба не решается «идти супротив отца» – и слушать потом оговоры от людей.

Митя в тоске уходит. Вместо него в комнату стучится Коршунов и просит, чтобы Пелагея Егоровна разрешила ему поговорить с Любой один на один.

Он начинает уговаривать девушку: «Молодой муж вас ценить за любовь не будет. Его и без вас всякая полюбит, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и золотом утешит...»

«А вас прежняя жена… покойная, любила?» – спрашивает Люба. Коршунов начинает раздражённо рассказывать, что жена та была к нему непочтительна, хотя он взял её из бедности и содержал на свой счёт вместе с родственниками. «Тогда и я стал с ней плох: кого я полюблю – тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй! Я словом да взглядом, пуще чем делом, доеду; я проходу… отдыху не дам человеку!»

Входит Гордей Карпыч, за которым слуга несёт шампанское на серебряном подносе. Он жалуется Коршунову, что в городке никто не может его оценить, хотя он нанял прислуживать в своём доме специально выписанного из Москвы фициянта «в нитяных перчатках». «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы всякую моду подражал. Сколько б хватило моего капиталу, а уж себя б не уронил!»

Мальчик Егорушка вдруг со смехом извещает Гордея Карпыча, что в доме появился его брат Любим – сильно пьяный, «и разные смешные штуки отпускает».

Весь дом сбегается к Любиму. Увидев вошедшего Коршунова, тот кричит: «А, приятель! Тысячу лет со днем не видались!».

Коршунов сконфужен. «Помнишь, как мы с тобой в Москве погуливали, из трактира в погребок перепархивали? – кричит ему с хохотом Любим. – А не знаешь ли ты, кто меня с сумой по миру пустил? Теперь отдай старый долг и за племянницу плати миллион триста тысяч, дешевле не отдам!».

Любим поворачивается к Гордею: «За кого ты дочь отдаёшь? Коли ты честный купец – не водись с бесчестным».

«Гони его!» – вопит Гордею Коршунов. – «Я не чисто одет, – кричит Любим, – так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, жены ревностью не замучил, как ты, изверг естества!»

Коршунов в страшной злобе поворачивается к Гордею Карпычу: «Так этакой-то у тебя порядок в доме! Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. Да в Москве над такими дураками, как ты, смеются. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь твою взял».

Самодур Гордей тут же закипает: «Да опосля этих слов я тебя знать не хочу. За моей дочерью большое приданое, её всякий возьмёт. За кого захочу, за того её и отдам!»

Он оглядывается – и случайно видит Митю. «А вот за Митьку и отдам, назло тебе! Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду!»

Коршунов в бешенстве выбегает. Митя берёт Любу за руку и подводит к отцу: «Тогда благословите нас, Гордей Карпыч. Мы любим друг друга».

Гордей спохватывается: «А ты уже и обрадовался случаю! На деньги её польстился?» – «Коли хотите вы моего счастия, тятенька, – уговаривает отца и Люба, – отдайте меня за Митю».

«Отдай Любушку за Митю, – подходит Любим. – Человек ты или зверь? Митя добрый, он и мне угол даст. Тяжело уж мне, старому, милостыню просить на морозе, а потом её пропивать. Не смотри, что Митя беден. Бедность не порок».

Гордей Карпыч со слезами обнимает Любима: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то я было свихнулся совсем». Он благословляет Митю и Любу. Видя удобный момент, Яша Гуслин подходит, держа за руку Анну Ивановну: «Благослови и нас, дядя!» Гордей на радостях даёт благословение и им.

«Ну, теперь пойдет у нас пляска, только держи шапку», – восклицает Анна Ивановна. Любим Карпыч запевает весёлую песню, все подтягивают.

См. также краткие содержания других пьес А. Островского:

Любим Торцов – яркий персонаж произведения Александра Николаевича Островского, сыгравший немаловажную роль в этом произведении и, несомненно, оставивший след в сердцах читателей.

Отец Любима был обычным крестьянином, который основал свое дело, разбогател, а потом умер, оставив наследство двум братьям. Братья поделили наследство. Брату героя Гордею досталось дело отца, а Любиму - деньги. Любим взял деньги и уехал в Москву, вел там богатый образ жизни и потратил большую часть наследства. Оставшиеся деньги он доверил своему другу Коршунову, который на поверку оказался самым обычным мошенником и обманул нашего героя. Уже немолодым Любиму пришлось вернуться в отчий дом. Но брат к этому времени разбогател, стал слишком гордым и посчитал, что Любим относится к «низшему обществу» и поэтому не достоин его благосклонности.

Однако у нашего героя сильный характер. Когда брат прогонял его со двора, Любим Карпыч ходил по другим дворам, изображая шута или скомороха. Он веселил людей, зарабатывая себе на еду, но в душе оставался человеком серьезным. Его паясничество очень сердило брата. Еще бы – так позорить славную фамилию Торцовых! А после ссоры брат выгнал его совсем, так что персонажу пришлось просить ночлега у приказчика Торцова – Мити и просить милостыню у собора с другими нищими.

Наш персонаж очень добрый и незлопамятный человек. Он злится на брата и прощает мошенника Коршунова за его подлость и обман. Любим считает себя ничтожным человеком, думает, что его жизнь проходит недостойно и все надеется «взяться за ум», найти работу, чтобы был хотя бы «свой горшок щей». Герой считает себя человеком с чистой совестью. Ему не стыдно побираться или выставлять себя на посмешище, но он никогда не пойдет на воровство. Для него богатство – не главное. Главное – быть человеком. Именно он озвучивает главную мысль пьесы – «Бедность – не порок».

Герою хочется отблагодарить Митю за добро, а еще ему небезразлична судьба других людей. Он узнает, что его племянницу Любовь Гордеевну собираются выдать замуж за того же обманщика, что присвоил себе все его деньги – Коршунова. Понимая, что, скорее всего, та же участь постигнет его брата, Любим помогает Мите, влюбленного в Любовь Гордеевну, расторгнуть свадьбу.

Таким образом, Любим помогает всем стать счастливыми: Любовь и Митя получили благословение от Гордея Торцова, Гордей сохранил свое состояние, и даже мать Любови была рада расторгнутой свадьбе с московским мошенником. Поступок героя влияет на судьбу многих людей.

Вариант 2

Любим Торцов, без всяких сомнений, ярчайший герой пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок», который сумел навсегда оставить отпечаток в отечественной литературе.

Любим Торцов - родной брат очень богатого купца Гордея Купцова. Оба брата являлись крестьянами по происхождению, но их отец, владея собственным делом, достиг материального благополучия в нём. Когда он умер, Любим и Гордей разделили оставшееся от отца наследство на равные части.

В результате нечестных действий Африкана Коршунова, с которым общался Любим, он стал нищим. Поэтому герою приходится искать способы заработать деньги. Не смотря на то, что он герой был довольно серьезным, имел высокие идеалы, а в душе и вовсе был одинок, всё же он принял решение развлекать народ в образе шута, чем унижал сам себя в глазах общественности.

Спустя некоторое время, Любим вернулся к брату. Гордей к тому времени под властью денег очень изменился и стал надменным по отношению к брату, считая его низшим звеном в обществе, поэтому с неохотой принял Любима. Любим, желая его проучить, вернулся к уже привычной ему жизни, и снова стал зарабатывать деньги увеселением людей, однажды даже присоединившись к нищим, стоящим около собора.

Этот случай стал последней каплей, после которой Гордей уже не в силах был выносить брата, и выгнал его. Новым местом жительства для Любима стало жилище Мити, приказчика Гордея, который был влюблен в племянницу - Любовь Гордеевну. Ему трудно было мириться с её грядущей свадьбой с Коршуновым.

Выяснив это, Любим взял положение дел под личный контроль и отменил свадьбу, за что ему была благодарна даже мать девушки. Любим, дав огласку произошедшей истории с воровством его старого приятеля, предостерег Гордея, которого этот приятель также мог обмануть. Из чего следует, что именно благодаря герою многие персонажи обрели счастье в своей жизни.

Через образ Любима Торцова Островский поднимает очень актуальную проблему. Далеко не всегда, если человек теряет свой статус, он теряет и нравственные черты. Казалось, что Любим зарабатывая деньги путем развлечения народа в образе шута, растерял прежние черты своего характера, но как выяснилось в его следующих поступках, он всё еще обладал добрыми помыслами.

Сочинение на тему Любим Торцов

Любим Торцов является одним из самых ярких героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Данный герой оставляет значительный след в литературе и играет важную роль в произведении.

Любим является родным братом богатого купца по имени Гордей Купцов. Сами мужчины – крестьяне по происхождению, их отец создал собственное дело и достиг успеха, а оставшееся от него наследство братья поделили поровну. Из-за общения с Африканом Коршуновым, который смог грязным путем оставить Любима нищим, герой ищет способы заработка. Он выбирает веселить людей и быть в образе шута, тем самым унижаясь в глазах окружающих. Несмотря на это, мужчина был очень серьезным и глубоким человеком, имел высокие ценности и правильное мировоззрение, а в глубине души он был одиноким.

Прожив некоторое время в образе шута, Любим возвращается к брату. На удивление, Гордей с неохотой принимает брата к себе, потому что под влиянием денег он изменился и стал гордым, считал брата низшим обществом. За это Любим желает отомстить и проучить Гордея. Он возвращается к своей уже привычной жизни и зарабатывает на жизнь развлечением людей. Однажды он даже присоединяется к нищим, стоящим около собора. После этого случая Гордей уже не мог терпеть присутствие брата рядом с собой и даже выгоняет его. Любим находит новую крышу над головой у Мити, приказчика Гордея. Тот в свою очередь влюблен в племянницу по имени Любовь Гордеевна и не может смириться с ее скорой женитьбой с Коршуновым. Узнав об этом, Любим берет ситуацию под свой контроль и отменяет брак, за что получил благодарность даже от матери девушки. Любим рассказывает всем историю о воровстве со стороны старого приятеля, который мог в будущем обдурить и Гордея, и тем самым предостерегает брата. Таким образом, благодаря герою многие персонажи обретают счастье и улучшают свою жизнь.

Через образ Любима Торцова Островский раскрывает очень важную проблему. Некоторые люди, которые низко пали, способны сохранить в себе нравственность, моральные нормы и совесть. Казалось, что Любим, развлекая народ в образе шута, потерял прежние черты своего характера. Но в его последующих поступках все еще присутствовали добрые намерения и истинные ценности.

Несколько интересных сочинений

  • Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности

    «Капитанская дочка» - по утверждению Гоголя – решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде».

  • Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича сочинение

    В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем

  • Образ и характеристика Стельковского в повести Поединок Куприна

    Александр Иванович Куприн в своей повести «Поединок» направил все внимание читателя на те проблемы, которые царят в армии во все времена. Он осмелился показать армейскую жизнь со всеми ее пороками и недостатками

  • Сочинение Зачем нужны запятые рассуждение 4, 6 класс

    Запятая – самый используемый знак препинания. Он может быть как разделительным, так и выделительным, и у него множество функций, которые можно разделить на две группы

  • Сочинение Новосибирск мой родной город

    Мне повезло родиться и расти в таком замечательном городе, как Новосибирск. Я его очень люблю всем сердцем Новосибирск расположен на юге Западной Сибири


Меню статьи:

Действие комедии Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Действие первое

Читатель оказывается в небольшой скромно убранной приказчичьей комнате. Приказчик по имени Митя меряет шагами комнату. На табуретке сидит мальчик Егорушка, дальний родственник купца – хозяина дома. Митя осведомляется у мальчика, дома ли господа. На что Егорушка, оторвавшись от книги, сообщает, что все уехали кататься, а дома лишь Гордей Карпыч – сам купец, который прибывает в прескверном настроении. Оказывается, что причиной его злости является брат, Любим Карпыч, который опозорил его при гостях своими пьяными речами, а потом ещё и стоял под церковью с нищими. Купец обвиняет брата, что тот осрамил его на весь город, и срывает свой гнев на всех окружающих. В этот момент подъезжает карета. В ней жена купца – Пелагея Егоровна, дочь – Любовь Гордеевна и гости. Егорушка бежит сообщить дядюшке о прибытии семейства.

Оставшись один, Митя сетует на свою несчастную одинокую жизнь без родни и близких. Чтоб развеять грусть, молодой человек решает взяться за работу. Но мысли его по-прежнему витают далеко. Он мечтательно вздыхает, вспоминая о некой прекрасной девушке, чьи глаза заставляют его петь песни и декламировать стихи.

В это время в его комнату входит хозяйка дома Пелагея Егоровна. Она приглашает Митю вечером в гости, говорит, что негоже ему всё время сидеть одному. Так же женщина с горечью сообщает, что Гордей Карпыч в этот вечер будет в отъезде. Ей очень не нравится новый товарищ мужа Африкан Савич. По словам купчихи, дружба с этим фабрикантом совсем помутила разум её мужа. Во-первых, он начал много пить, во-вторых, стал навязывать жене новые модные течения из Москвы и даже требовал, чтоб она носила чепчик. Купец пришёл ко мнению, что никто не ровня его семье в этом захолустном городке, а дочери своей пару и вовсе никак подобрать не мог. Митя предполагает, что Гордей Карпыч хочет выдать дочь замуж в Москву.

Их разговор прерывает появление Яши Гуслина – племянника купца Торцова. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером наверх попеть песни с девушками и просит захватить с собой гитару. После этого купчиха удаляется передохнуть.

Митя в приступе меланхолии признаётся Яше, что не на шутку влюбился в Любовь Гордеевну и поэтому не уходит со службы от жадного и склочного купца. Яша отвечает другу, что лучше ему совсем забыть про эту его любовь. Потому что никак не ровня он купеческой дочери по достатку своему. Митя вздыхает и принимается за работу.

В комнату к молодым людям входит беспечный и развесёлый парень Гриша Разлюляев – молодой купец из богатой семьи. Гриша хвастает товарищам тем, сколько у него денег звенит по карманам, а также демонстрирует новенькую гармонь. Митя пребывает в дурном настроении, но молодой купец подталкивает его в плечо, призывая не грустить. В результате все трое с гитарой и гармонью усаживаются, чтобы спеть какую-то песню.



Внезапно в комнату врывается разгневанный купец Торцов. Он кричит на молодых людей, за то, что устроили из комнаты подобие пивнушки, в которой горланят песни. Далее гнев его обращается на Митю, который дурно одет. Купец упрекает его, что тот позорит его перед гостями, заявляясь наверх в таком виде. Митя оправдывается, что он отсылает своё жалование больной старухе матери. Но это не трогает Гордея Карпыча. Он обвиняет всех троих молодых людей в том, что они не просвещённые, выглядят отвратительно и говорят также. Смерив парней презрительным взглядом, купец уходит.

После ухода хозяина дома в комнату спускаются девушки: Любовь Гордеевна, её подруги Лиза и Маша, а также молодая вдова Анна Ивановна, на которой мечтает жениться Гуслин. Молодежь обменивается шутками и колкостями, а Гуслин успевает нашептать на ухо молодой вдове о чувствах Мити к купеческой дочери. После непродолжительной беседы все молодые люди, кроме Мити собираются пойти наверх петь и танцевать. Митя говорит, что придёт позже. Выпустив всех наружу из комнаты, Анна Ивановна ловко затворяет дверь перед лицом Любови Гордеевны, оставляя их с Митей наедине.

Митя предлагает девушке стул и просит разрешения прочесть ей свои стихи, которые написал для неё. Стихи эти преисполнены любви и печали. Любовь Гордеевна слушает их задумчиво, после чего говорит, что тоже напишет ему послание, да только не в стихах. Она берёт бумагу, перо и что-то пишет. Потом она отдаёт бумагу Мите, взяв обещание, что он не будет читать записку при ней. Девушка встаёт и зовёт молодого человека ко всей компании наверх. Он с готовностью соглашается. Уходя, Любовь Гордеевна сталкивается со своим дядей Любимом Карпычем.

Любим Карпыч просит у Мити приюта, так как брат его выгнал из дому. Он признаётся парню, что все его проблемы происходят от пьянства. Далее он пускается в воспоминания о том, как промотал в Москве свою часть отцовского состояния, потом ещё долго нищенствовал и зарабатывал на улице, изображая скомороха. Со временем душа Любима Карпыча не выдержала такого образа жизни, и он явился к брату просить о помощи. Гордей Карпыч принял его, сетуя что тот будет позорить его перед высоким обществом, в котором купец теперь вращается. А потом и вовсе выгнал бедолагу из дому. Митя жалеет пьянчугу, разрешает ему переночевать у себя в конторе и даже даёт немного денег на выпивку. Выйдя из комнаты, молодой человек дрожащими руками достаёт из кармана записку Любови Гордеевны. В записке значится: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Молодой человек в смятении убегает.

Действие второе

События продолжаются в гостиной Торцовых. Любовь Гордеевна рассказывает Анне Ивановне о том, как нежно она любит Митю за его тихий сиротливый нрав. Подруга предостерегает купеческую дочь от импульсивных действий и советует ей хорошенько присмотреться к молодому человеку. Внезапно они слышат шаги на лестнице. Анна Ивановна предполагает, что это Митя и оставляет Любовь Гордеевну одну, чтоб та могла потолковать с ним наедине.

Вдова не ошиблась, это действительно был Митя. Он осведомился у Любови Гордеевны, как ему стоит понимать её записку, и не шутит ли она. Девушка ответила, что написала те слова искренне. Влюблённые обнимаются и думают, как им быть дальше.

Митя предлагает идти к Гордею Карпычу, падать ему в ноги и просить благословить их чувства. Девушка сомневается, что отец одобрит этот союз. Молодые люди слышать шаги, и девушка велит молодому человеку идти, обещая, что позже она присоединится к компании. Митя уходит. А в комнату входит няня купеческой дочери Арина.

Старая женщина упрекает свою воспитанницу, что та бродит в темноте и отправляет её к матушке. После ухода девушки в комнату входит Егорушка.

Арина велит ему звать соседских девушек песни петь. Мальчик очень рад предстоящему веселью и вприпрыжку убегает звать гостей. В комнату к Арине входит Пелагея Егоровна. Она просит няню организовать угощение для приглашённых и зовёт молодёжь в гостиную.

Веселье начинается, кроме молодых людей в гостиной присутствуют так же пожилые женщины, подруги Пелагеи Егоровны, они садятся на диван, смотрят на молодёжь и вспоминают веселье времён своей молодости. Арина накрывает на стол. Гости пьют вино и танцы с песнями становятся всё веселее. Старая нянька сообщает, что пришли ряженные, хозяйка дома велит их впустить.

Все с удовольствием смотрят представление, Арина потчует артистов. В это время Митя стоит подле Любови Гордеевны, что-то шепчет ей на ухо и целует. Это замечает Разлюляев. Он грозит рассказать обо всём купцу. Оказывается, он сам собирается свататься к девушке. Богатый молодой человек насмехается над Митей, говоря, что у него нет никаких шансов заполучить купеческую дочь в жёны.

В это время раздаётся стук в дверь. Открыв дверь, Арина видит на пороге хозяина. Тот приехал не один, а с Африканом Савичем Коршуновым. Увидев ряженных, купец приходит в ярость. Он выгоняет их вон и тихо шепчет жене, что она его опозорила перед столичным важным господином. Купец оправдывается перед другом за увиденное в гостиной и велит жене гнать всех вон. Африкан Савич напротив просит девушек остаться и попеть для них. Гордей Карпыч во всём соглашается с фабрикантом и требует подать к столу лучшего шампанского и зажечь свечи в комнате с новой мебелью для лучшего эффекта. Гостьи Пелагеи Егоровны поспешно покидают купеческий дом.

Коршунов прибывает в весёлом настроении и настаивает на том, чтоб все присутствующие девушки его расцеловали, особенно он навязчив в отношении Любови Гордеевны.

По приказу купца девушки целуют старого фабриканта.Торцов подходит к Мите и сквозь зубы спрашивает его: «Ты зачем? Разве здесь твоё место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

После этого Разлюляев, Гуслин и Митя уходят.

Коршунов сообщает Любови Годеевне, что привёз ей подарок, потому что очень её любит. Он демонстрирует собравшимся бриллиантовый перстень и серёжки. Африкан Савич намекает, что если она его и не любит, то обязательно полюбит, потому что он ещё не стар и очень богат. Девушка смущается и отдаёт ему назад украшения, силясь уйти к матери, но отец велит ей остаться. Через минуту в комнату входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами.

Коршунов и Торцов объявляют собравшимся, что сговорились о браке между Африканом Савичем и Любовью Гордеевной. Кроме всего прочего, купец собирается переехать жить в Москву. Купеческая дочь в ужасе от таких новостей, она падает в ноги отцу, умоляя не отдавать её замуж без любви. Но Торцов непреклонен. Девушка покоряется его воле. Мужчины уходят пить вино в соседнюю комнату, а Любовь Гордеевна рыдает на руках у матери в окружении подруг.

Действие третье

Автор переносит нас в кабинет хозяйки дома, плотно заставленный дорогой мебелью и посудой. Старая няня Арина сокрушается о том, как быстро отняли у них всех Любовь Годеевну. Женщина признает, что вовсе не такой судьбы хотела она для своей воспитанницы, а мечтала для неё о принце заморском. Пелагея Егоровна отправляет няню хлопотать по хозяйству, сама без сил опускается на диван.

К ней входит Анна Ивановна. Купчиха просит её послужить мужчинам при подаче чая. В это время к ним присоединяется Митя. Молодой человек очень печален. Со слезами на глазах он благодарит хозяйку за теплое к себе отношение и сообщает, что уезжает к матери и, скорее всего, навсегда. Женщина удивлена его решением, но принимает его спокойно. Митя просит возможности проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна отправляется звать девушку. Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе, свалившееся ей на голову. Митя горячо поддерживает опасения женщины по поводу будущего счастья её дочери. Молодой человек не в силах сдержать слёзы, он признаётся купчихе в чувствах к Любови Гордеевне. В этот момент появляется и сама девушка. Митя прощается с ней. Мать позволяет им поцеловаться на прощание, после чего они оба плачут. Митя предлагает девушке бежать с ним к его матери и тайно обвенчаться. Ни Пелагея Егоровна, ни Любовь Гордеевна на это не соглашаются. Девушка говорит, что не пойдёт замуж без отцовского благословения и должна покориться его воле. После этого несчастный влюбленный раскланивается и уходит.

Купчиха жалеет дочь, сокрушаясь об уготованной ей участи. Их разговор прерывает Коршунов. Он просит женщину оставить его с невестой наедине. После того, как мать уходит, Африкан Савич долго описывает девушке перспективы совместной жизни, то сколько подарков она будет получать в Москве. Приводит доводы, почему выгоднее любить старого мужа, чем молодого.

К ним присоединяется Гордей Карпыч. Купец усаживается и начинает вслух мечтать о том какую модную изысканную жизнь он будет вести в столице, то и дело требуя подтверждения у Коршунова, что именно для такой жизни он и создан. Фабрикант ему с готовностью поддакивает. В это время входит Егорушка и, едва сдерживая смех, сообщает что в доме дебоширит Любим Карпыч. Торцов поспешно удаляется усмирять брата.

К жениху с невестой присоединяются Лиза, Маша и Разлюляев. Все они в ужасе от выходок Любима Карпыча. В скором времени появляется и сам Любим. Он начинает обвинять Коршунова в том, что тот способствовал его разорению во времена жизни в Москве и требует выкуп за племянницу в миллион триста тысяч рублей. Африкана Савича сильно забавляет вся эта ситуация. В гостиной появляется Гордей Карпыч и силится выгнать брата. Коршунов просит не гнать его, в надежде ещё посмеяться над пьяницей. Но Любим начинает обвинять его в бесчестье и грязных делишках, а так же том, что прежнюю свою жену фабрикант до смерти уморил своей ревностью. Он молит брата не отдавать дочь за Африкана Савича. Эти речи действуют на нервы Коршунову, он требует выгнать Любима Карпыча. Перед уходом пьяница бросает ещё несколько колкостей с сторону Коршунова.

Африкан Савич приходит в бешенство от такого обращения и при всех гостях заявляет, что теперь купцу придётся кланяться ему, чтоб он взял Любовь Гордеевну в жёны. Купец отвечает, что кланяться он никому не собирается и отдаст дочь за кого захочет. Коршунов посмеивается и уверяет, что Торцов завтра же прибежит просить у него прощения. Купец приходит в бешенство. В это момент входит Митя. Торцов обращает взгляд на молодого человека и говорит, что выдаст дочь за него. Коршунов по-прежнему не верит Гордею Карпычу и с высокомерным видом удаляется.

Пелагея Егоровна переспрашивает у мужа, что тот имел ввиду. Мужчина, по-прежнему в бешенстве от поведения фабриканта, выкрикивает, что она всё правильно слышала, и, на зло Коршунову, он завтра же выдаст дочь за Митю. Все собравшиеся не на шутку удивлены. Молодой человек берёт за руку Любовь Гордеевну и ведёт её к отцу. Он просит отдать её замуж за него не от злости, а по любви взаимной. Такое поведение парня тоже возмущает вспыльчивого купца. Он кричит, что Митя совсем забыл, с кем разговаривает, и что дочь купеческая ему никак не ровня. В это время в толпу гостей, которые наблюдают всю эту сцену, протискивается Любим Карпыч.
Купец не хочет слышать доводов Мити, тогда уговаривать его на брак берутся дочь с женой. К ним из толпы присоединяется Любим Карпыч. Купец возмущён, что брат его всё ещё находится в доме. Любим заявляет, что именно его поведение вывело на чистую воду Коршунова и уберегло Любашу от несчастья в браке. В продолжение своей пламенной речи, пьяница становится на колени и умоляет брата выдать дочь за Митю. Он надеется, что добрый молодой человек и ему, беспутному, не даст замёрзнуть на морозе: «Брат! И моя слеза до неба дойдёт! Что он беден-то! Эх кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

Эти слова трогают сердце купца. Он помогает ему встать и благодарит за то, что вправил ему мозги. Далее купец обнимает Любашу и Митю, благословляя их на брак. К купцу подбегает Гуслин и спрашивает, можно ли теперь и ему жениться на Анне Ивановне. На что Гордей Карпыч немедля отвечает согласием. Мужчина призывает всех просить, кто что хочет, потому что теперь он другой человек.
Разлюляев подходит к Мите, хлопает его по плечу и от души поздравляет с предстоящей женитьбой.

Счастливая Пелагея Егоровна просит собравшихся девушек спеть весёлую песню. Инициативу берёт на себя Любим Карпыч, и все поют:

«У нас дело сделано…
По рукам у нас ударено,
Быть сговору-девишнику,
Быть девичьему вечеру».