Бажов короткие рассказы. Павел бажов. Отображение исторических событий в сказах П. Бажова

Сказки Бажова. БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879–1950), русский писатель, впервые выполнил литературную обработку уральских сказов. В сборник вошли наиболее популярные и любимые детьми
Родился
Бажов П. П. 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве – в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889–1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893–1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.
До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП(б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 – в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников»-приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант – и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, – говорит, – что ты книзу глядел, – на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.

Если открыть большой сундук советской литературы, то в глаза сразу бросаются драгоценные камушки книги красивых уральских сказаний. Автор этих бессмертных сказок, которые навсегда вошли в сокровищницу русской и советской прозы — Павел Петрович Бажов .

Что известно об этом гениальном писателе? Истинно народный фольклорист, публицист, активный участник революционного движения, прошел сложный путь от сына простого рабочего до лауреата Сталинской премии. Библиографы пишут, что Павел Петрович считал себя абсолютно счастливым человеком, потому что выполнил свою земную миссию и заронил зерно добра в душу каждого советского ребенка, читавшего его сказки

Интересные факты из биографии П.П.Бажова

Самый известный русский фольклорист родился в январе 1879 года. Родители парня были из разных социальных сословий: отец – мастер (золотые руки!) на Сысертском заводе, а мать Августа Стефановна – потомственная кружевница из благородного польского семейства.

Интересный факт №1 . Исконная фамилия семьи – Бажевы, что созвучно со словом «бажить», «ворожить». Со школьной скамьи у Павла Петровича было оригинальное прозвище Колдунков, которое со временем он использовал как звучный псевдоним.

Юный Бажов получил образование в 3-летней мужской школе, затем благодаря помощи любимого педагога попал в Екатеринбургское духовное училище, а в 14 лет поступил в Пермскую духовную семинарию.

Интересный факт №2 . Однажды юный Павел взял в библиотеке томик сказок Пушкина. Библиотекарь в шутку наказала мальчику выучить все стихи наизусть. Бажов-младший воспринял задание всерьез и за несколько дней на зубок выучил всю толстую книжку.

Бедность не позволила Павлу Петровичу продолжить образование и молодой человек занялся преподавательской деятельностью. Будущий гениальный писатель с воодушевлением доносил красоту русского языка до учениц женской гимназии.

Интересный факт №3 . В учебном заведении, где работал Бажов, было правило — повязывать красивые ленточки на пиджаки любимых учителей. У Павла Петровича не осталось места на лацканах сюртука для значков от благодарных учениц. А одна из самых преданных почитательниц в последствие стала супругой советского писателя П.П.Бажова.

Творчество уральского фольклориста

Будущий знаменитый писатель по молодости всерьез увлекся революционным движением. Вступление в РКП(б) помогло молодому человеку сделать карьеру в издательском деле и на поприще советской журналистики. В течение 15 лет, когда у Павла Петровича выпадала возможность путешествовать, он возвращался в родные пенаты и близко общался с местным рабочим населением.

В период с 1923-1929 годы Бажовым было написано более 40 знаменитых сказок. Первая книга писателя «Уральские были» не получила широкой известности. А вот второй сборник уральских сказов под названием «Малахитовая шкатулка» (1939 года) принес автору всесоюзную славу и признание со стороны партии и правительства.

На заметку читателям! В смутные 30-е годы 20 века Павел Бажов чудом избежал репрессий. Его коллеги по издательскому делу попадали под статьи, а начинающий писатель отделался исключением из партии.

Несмотря на все жизненные невзгоды, гениальный фольклорист продолжал творить. Он подарил советским гражданам и всей мировой общественности целую плеяду неповторимых героев. Каждый школьник в великой стране СССР знал самобытных персонажей Бажова, которые имели реальных уральских прототипов:

— Сказка «Каменный цветок» — одно из самых известных сказов публициста. В повествовании рассказывается о Даниле мастере, который попал в плен к Хозяйке Медной горы. Такое герой действительно существовал в реальности, и звали его Данила Зверев. Он прославился на весь Урал, а потом и на всю Россию как горных дел мастер с истинным талантом художника.

— Дед Слышко (уральский рабочий Василий Хмелинин) – рассказчик из Малахитовой шкатулки. Колоритный персонаж полюбился писателю еще в ранней юности, и много интересных историй автор записал со слов этого мудрого душевного старичка.

— В сказании «Ермаковы лебеди» встречается казачий атаман Ермак. Этот герой один из самых почитаемых людей на Урале. Он расширил территории России на восток, завоевал Сибирь и навсегда вошел в историю как собиратель русских земель.

В своих авторских сказах Бажов часто упоминает простых людей, для которых тяжелый труд в суровых природных условиях – родная и привычная реальность. Несмотря на все трудности, которые выпадают на долю героев сказов, они остаются добрыми, светлыми и любящими свое дело людьми. Они не перестают верить и надеяться на счастье, а природа щедро одаривает уральских мастеров золотом и драгоценными самоцветами.

Все сказки Бажова на одной страничке

С легкой руки талантливого писателя в советской литературе появился жанр – уральский сказ. Это устное повествование, увековеченное автором в детской книге. В сказаниях звучит добрый голос умелого рассказчика, который вещает самобытным народным говорком. А пересказ насыщен колоритными местными выражениями, народными пословицами и поговорками.

Для тех, кто еще не знаком с творчеством знаменитого фольклориста Павла Петровича Бажова, представлена сверкающая россыпь его уральских сказаний. Детям и взрослым рекомендуются к прочтению эти замечательные истории:

Хозяйка Медной горы – сказ о мистическом персонаже, который являлся горным рабочим в виде прекрасной девы или большой ящерицы в золотой короне. Мастера, изучающие непостижимую красоту камня, попадали под влияние Медной красавицы и терялись в глубоких пещерах старых уральских приисков.

Синюшкин колодец – это сказка о бабке Синюшке, двоюродной сестре Бабы-Яги. Там, где она обживалась, находили полные колодцы драгоценных камней.

Серебряное копытце – душевный сказ о молодом козленке, который выбивал копытцем разноцветные каменья. Встреча с неуловимым духом леса приносила людям богатство и простое человеческое счастье.

Голубая змейка – рассказ о волшебной змее, указывающей на залежи самородного золота. Тот, кому посчастливится увидеть в лесу извивающегося полоза, непременно найдет тайную золотую жилу.

Огневушка-поскакушка – дивная сказка о Золотой Бабе. Она появляется вблизи новых горных разработок и заводит веселый танец на богатых золотоносных приисках.

Кошачьи уши – увлекательное повествование о земляной кошке. Это мистическое животное появляется в виде опасного серного газа над горными месторождениями Урала.

Великий Полоз - сказ о духе, охраняющем золотые запасы. Колоритный образ взят писателем из народных суеверий местных жителей, древних родов хантов и манси. Образ хранителя золотых рудников и сегодня встречается в уральских легендах, в приметах рабочих горняков и добытчиков драгоценной руды.

Самые популярные сказки Бажова входят в золотой фонд развивающей детской литературы. Сказы, написанные крупным шрифтом и с яркими иллюстрациями, легко воспринимаются детворой любого возраста. Родителям рекомендуется читать малышам детские книжки на ночь, а преподавателям школ и детских садов полезно включать сказки Бажова в программу внеклассного чтения.

Сказки для детей 3 лет, 4 лет, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет… для детей детского сада разного возраста, учеников школы и их родителей, учителей и воспитателей. Приятного Вам чтения!

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.

Просмотр полного списка сказок

Биография Бажова Павла Петровича

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 — 3 декабря 1950)– знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Биография

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.

Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.

Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.

Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться.

Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.

Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.

Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.

Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.

В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.

Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.

В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.

Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось семеро детей.

Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.

Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.

В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.

С 1930 г. — в Свердловском книжном издательстве.

В 1937 году Бажова исключили из партии (через год - восстановили). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» — своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Сказы

Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы.

Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.

Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» –это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.

Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.

Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.

Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.

Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов - не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей.

Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.

Сказы Бажова - пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).

Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки — цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

Сказы Павла Петровича – пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного слова, Бажов избегал злоупотребления местными речениями и псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение самого писателя).

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом-обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистиым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.

Сказы, записанные и обработанные Бажовым - изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» - старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко - рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления - «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.

Урал

Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала — этой колыбели русской металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах.

В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был весьма своеобразным. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, Урал характеризовался значительно более низкими заработками мастеровых. Здесь существовала дополнительная зависимость рабочих от предприятия. Бесплатное пользование землей заводчики представляли как компенсацию пониженной зарплаты.

Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками».

Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.

Архетипичность образов

Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Великий Полоз - ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.

Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге.

Огневушка-Поскакушка — танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).

Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. Учился в заводской школе, где был одним из лучших учеников класса. После окончания духовного училища в Екатеринбурге, поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу в 1899 году, стал работать учителем русского языка.

Стоит кратко отметить, что женой Павла Бажова стала его ученица Валентина Иваницкая. В браке у них родилось четверо детей.

Начало творческого пути

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография Павла Бажова известна как фольклориста.

Первая книга с Уральскими очерками под названием «Уральские были» была опубликована в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азовка»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными.

Главное произведение писателя

Выход книги Бажова «Малахитовая шкатулка»(1939) во многом определил судьбу писателя. Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.

В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество.

Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Смерть и наследие

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР.