Базаров перед лицом смерти читать эпизод. "Испытание смертью". Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода смерти. Отношение к окружающим

Тема: Анализ эпизода «Смерть Базарова» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Цели: Обучающие 1. Выявить специфику эпизода как объекта анализа на материале 27 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2. Подготовить учащихся к сочинению по анализу эпизода: обозначение места эпизода с точки зрения объёмно- прагматического мнения и идейно- композиционного единства. 3. Формировать умения характеризовать содержательную сторону эпизода, используя т.н. пересказ- анализ. 4. Формировать навыка анализа художественных средств (диалог, двойной эпитет), через которые с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир героя. Развивающие: 1. Развитие творческих и литературных способностей, умения логически мыслить, сопоставлять и делать выводы. Воспитательные: Оборудование: текст романа «Отцы и дети», схема анализа- эпизода, опорная таблица лексики и синтаксических конструкций для творческих работ учащихся, опорная таблица «Сюжетные и внесюжетные элементы», опора для резюме, иллюстрация, выполненная самостоятельно ученицей данного класса, компьютерная презентация. Содержание урока соответствует программе 10 класса и календарно- тематическому планированию, которое предусматривает 2 часа на обучение анализу эпизода как итоговую работу, позволяющую подвести детей к ответу на вопрос: почему Тургенев завершает роман сценой смерти главного героя. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры - но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как не скорбит перед замкнутою дверью: «Впусти меня! - Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!» Федор Тютчев. «Наш век» Ход урока. 1. Постановка проблемной ситуации: В системе уроков по данному роману этой работе отводится два часа, которые должны стать итоговыми. Оба урока будут построены вокруг 2 суждений литературных критиков: 1) «Умереть так, как умер Базаров- всё равно, что сделать великий подвиг» (Д.И. Писарев, 1862г.). 2) «Базаров побеждён не лицами, не случайностями жизни, но самою идеей этой жизни». (Н.Н. Стахов. И.С. Тургенев «Отцы и дети». 1862 г.) Думаю, вы обратили внимание, что обе статьи написаны сразу после опубликования романа, практически одновременно; обратили внимание и на то, что оба литературных критика давали диаметрально противоположную оценку финальной сцене романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Неизбежно возникает вопрос: смерть Базарова - это сила или слабость героя? Неизбежно, что пытаясь сегодня ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя, мы вновь и вновь возвращаемся к истории творческого замысла Тургенева и к неоднозначности оценки образа Базарова - как современниками Тургенева, так и исследователями творчества Тургенева в 20- 21 веке. Поэтому дома к следующему уроку предлагаю рассмотреть точку зрения Ф.М. Достоевского, оценку Д.И. Писарева и общечеловеческое значение романа в книге Г. Фридлендера в статье «К спорам об «Отцах и детях», рассмотреть, как идея жизни восторжествовала в смерти Базарова. Наша с вами совместная сегодня задача: 1, Выявить значение эпизода для осмысления общей идеи романа; 2. Выяснить и мотивировать связи данной части произведения с другими (с точки зрения тематического и композиционного единства); 3. Подготовиться к сочинению по анализу эпизода (пользуясь памяткой, по которой мы сегодня будем работать), во-первых, потому что анализ эпизода - один из жанров школьных сочинений, который активно внедряется в школьную практику, во-вторых, позволяет вам проявить свои творческие и литературные способности, умение мыслить и анализировать. 4. Эта тема представляется мне достаточно трудной, поэтому одна из наших задач - выявить специфику эпизода как объекта анализа. 2. Актуализация знаний, умений, навыков а) Определение понятия «эпизод». В «Словаре лексических трудностей русского языка», изданном в 1994 году слово «эпизод» определяется как «сцена, отрывок, фрагмент какого- либо художественного произведения, обладающий относительной самостоятельностью и законченностью». - Необходимо выяснить, как вы понимаете, что такое « относительная самостоятельность и законченность»? б) Реализация индивидуального домашнего задания (примерное сообщение ученика). Исходя из лексического значения слова «относительный»: 1. относящийся к чему-либо, связанный с чем-либо, 2. устанавливаемый в сравнении, в сопоставлении, оцениваемый в зависимости от каких- либо условий, явлений; относительная самостоятельность эпизода означает, что эпизод может рассматриваться в «некотором отрыве от произведения», но при этом, являясь неотъемлемой частью целого текста, вплетён в художественную ткань произведения и незримыми, бесчисленными нитями связан как с предшествующим, так и последующим содержанием. в) Необходимо вспомнить роль эпизода в тексте. Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какойлибо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении. Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте (работа с опорй, подготовленной учеником). Роль эпизода в тексте 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события. г) Эпизод как часть сюжета. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов. Сюжетные элементы Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Падение действия Развязка Эпилог Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор. Внесюжетные элементы 1. Описание: пейзаж, портрет, интерьер 2. Авторские отступления. 3. Вставные эпизоды. Учитель: Сейчас прозвучал тезис о множественных незримых связях эпизода, которые по-иному можно назвать подтекстовой информацией. 3. Начиная работу над анализом эпизода необходимо: 1.обозначить его место с точки зрения объёмно- прагматического членения произведения. Что это значит? (в какой главе, части, в каком действии находится данный эпизод). 2.выявить связи эпизода с основной идеей и проблематикой. 3. проанализировать средства художественной выразительности, которые использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (групповая работа по плану анализа эпизода, представление группового продукта исследования). 1-ая группа. Характеристика места эпизода «Смерть Базарова». Заключительный эпизод «Смерть Базарова» находится в последней 27 главе романа, он показывает нам не просто то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось им; то, то было продиктовано не его симпатиями, как мы знаем из истории возникновения и развития творческого замысла, а в результате обобщающей силы художника. Этот эпизод позволяет нам проследить заключительное преломление взглядов Базарова. В конце романа автор заставил произнести героя фразу «Я нужен России… нет видно не нужен. Сапожник нужен, портной нужен. Да и кто нужен?». Такой пессимистический финал показывает, что Тургенев не верил в перспективность деятельности Базарова (как мы знаем - по личным причинам), но он не иронизирует над поверженным, ибо тургеневский герой обнаруживает лишь отдельные черты, присущие революционерам- демократам того времени: отрицание старых принципов, критика барства и аристократизма либералов- дворян, стремление «рассчитать будущее». Базаров - лишь предтеча будущих революционеров. Поэтому автор не иронизирует над ним, а, напротив, жалеет его, сочувствует ему, вызывает у читателя симпатию к трагической судьбе своего героя. 2-ая группа. Связи эпизода с основной идеей и проблематикой романа.. Автор показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми основными героями: Кирсановым, Одинцовой, своими родителями, отчасти с народом. Везде выяснилось объективное превосходство Базарова над основными героями. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться 2-ой цикл: странствия героя. Базаров сначала попадает к Кирсановым, затем к Одинцовой и ещё раз к родителям. - Как вы думаете, для чего это делал автор? Автор показывает, что 2-ой круг странствий Базаров совершает уже изменившимся Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию. Ни в Марьине, ни в Никольском не узнаем мы прежнего Базарова; затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцена смерти Базарова вспыхнет ярким пламенем его тревожная, но любящая жизнь душа, чтобы угаснуть навек. Учитель: Итак, возникает очень интересный вопрос: смерть Базарова - случайность или собственное роковое решение? 2) если это собственное решение - то, что это слабость его или сила? Для выяснения, что нового даёт нам данный эпизод в понимании взглядов Базарова на жизнь, искусство, природу, мы попытаемся исследовать, какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героя. (Смотрите пункт 3 в плане анализа эпизода) 3-я группа. Различные исследователи творчества Тургенева (П.Г. Пустовойт, И.А. Фогельсон) отмечают, что для характеристики литературных героев автор предпочитает диалог, потому что в социально-психологическом романе (а именно так определил жанр романа сам Тургенев) диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с различных точек зрения; наконец, в диалоге раскрывается, обнаруживается характер героев. Например, обратимся к тексту: однажды мужичок соседней деревни привёз Василию Ивановичу своего брата, больного тифом. Три дня спустя Базаров спросил у отца, нет ли у него адского камня: нужно «ранку» прижечь. В этом слове «ранку», в самом внешне беззаботном тоне Базарова ярко проявляется его забота об отце, «вновь обретённая» человечность, которые теоретически герой отвергал ранее. «Это бы раньше надо делать, а теперь по-настоящему и адский камень не нужен»,- произносит Базаров. И у читателя возникает вопрос: а почему раньше он не удосужился прижечь ранку? ведь разве он сам не врач?! Продолжим анализ диалога. Василий Иванович, давший ему слово не беспокоиться, на третий день за обедом не выдержал. «Отчего ты не ешь? <… > Простудился, должно быть?» - Что становится совершенно очевидно читателю из этого диалога? (Что заражение стало неминуемым и смерть неотвратима) На следующий день он говорит отцу (выразительное чтение фрагмента) «Старина…. Дело моё дрянное. Я заражён, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». - Обратите внимание на двойной эпитет «сиплый и медленный голос», который характеризует предмет с различных сторон: состояние больного - «дело дрянь»; при этом читателю бросается в глаза подчёркнутая лаконичность фраз Базарова. Показательно в этом отношении продолжение диалога с отцом «Все признаки заражения, ты сам знаешь»… (Следует вновь обратить внимание учащихся на двойной эпитет: зловещие красные пятна, которые подтверждают только что им сказанное; на характеристику глаголов речи: сурово и отчётливо повторил Базаров) - Читая диалог дальше, отмечаем нарочитое использование автором латинских терминов. Неслучайно в разговоре с отцом Базаров прибегает к латинским терминам, почему? (Пиэмия (греч.)- заражение крови, для Базарова медицинские термины - необходимая принадлежность языка научного, языка естественника - медика. Это характерная особенность языка Базарова). Учитель. При этом Базаров пытается убедить своего отца, что всё произошедшее с ним - это случайность: «Я не ожидал, что так скоро умру, это случайность, по правде сказать, неприятная». «Случайность», - сказал Базаров отцу, и едва ли не все пишущие о Базарове повторили: случайность, Базаров умер случайно. -Один из исследователей творчества Тургенева пишет: «Базаров умер вследствие случайности. Это случайность была преднамеренно придумана автором, который осознал невозможность описывать мощность общественного деятеля в то время». (М.В. Авдеев. Наше общество в героях и героинях литературы). какого мнения придерживаетесь вы? Ответы учеников: - Я думаю, что Базаров лишь пытается утешить отца, тем более что следом он произносит: «Вы оба с матерью теперь должны воспользоваться тем, что в вас религия сильна» . А дальше Базаров - атеист неизменно верен себе: « Вот вам случай поставить его на пробу». - Да, верно. Но Тургенев неизменно теперь наделяет своего героя непривычной для читателя теплотой, чуткостью, заботой, удалив неуместное теперь фиглярство. Учитель. Показателен в этом отношении диалог с доктором (чтение «сила-то, сила…) Не случайно ведь Базаров говорит об отрицании? Почему? - Что видим мы за этим «удивительным борщом» матери, про который говорит прежде не склонный к сентиментам Базаров? (Базаров стал человечнее и добрее) Учитель. Общеизвестно, что материалом высших человеческих ценностей, по Тургеневу, было отношение к женщине, способность к истинной любви. В 25 главе романа встреча Базарова и Одинцовой подводит итог их взаимоотношениям. (реализация индивидуального домашнего задания - чтение наизусть фрагмента « Анна Сергеевна пожелала повидаться с Базаровым….Ей все-таки было неловко с Базаровым, хотя и сама себя уверила, что всё позабыто») Правда, автор не очень верит словам своих героев, именно поэтому в 27 главе он пишет: «лихорадка работы соскочила с него и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка, стремительная и твёрдая, изменилась». И всё-таки они опять встречаются, хотя и при трагических для Базарова обстоятельствах. Как бы ни храбрился Базаров прежде, как бы ни обвинял себя, что «рассыропился при виде этой женщины, он - скрывающий своё смущение под маской иронии и развязности, он - высказывающий своё презрение ко всему романтическому, в конце концов, попав в плен отрицаемой им ранее любви, накануне смерти просит отца известить Одинцову: «Евгений, мол, Базаров кланяться велел и велел сказать, что умирает». Сколько бы Базаров ни пытался сопротивляться своим чувствам, тем не менее его слова накануне смерти, обращённые к Одинцовой, - это последний романтический аккорд героя. И мы видим, Тургенев выполнил свой замысел: он заставил отступить героя перед любовью, перед презираемой им романтикой. 4. Анализ прощального диалога Базарова и Одинцовой (фронтальная беседа): 1) Роль художественных средств в диалоге Базарова и Одинцовой. - В момент последней встречи в глаза бросается использование излюбленных Тургеневым двойных эпитетов: «воспалённое и мертвенное лицо Базарова», «устремлённые на неё мутные его глаза», всё это вызвало у неё «холодный и томительный испуг» - эти эпитеты показывают нам своеобразие психологического анализа в романе: они позволяют автору показать не только внешнюю, но и внутреннюю стороны изображаемого предмета. Базаров обращается к Одинцовой: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится…» - чтение). Особенно знаменательны последние слова Базарова: «Я нужен России… нет не нужен…» Почему возникает столь странный образный ряд: сапожник, портной, мясник. Почему они, а не базаровы нужны России? Обращаем внимание на последние слова Базарова: «Теперь темнота…» (едва ли можно сомневаться, что Тургенев хотел напомнить читателям последние слова Гамлета, чуть не ставшего самоубийцей: «Дальнейшее молчание…». Гамлета удержала неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался… Гамлета от дьявольского соблазна помогла удержать молитва, Базаров же атеист: ему хорошо известно, что «лопух расти будет». «О жизни бесконечной» - это последняя фраза романа. «Жизнь бесконечная» примиряет спорящих. Теперь уже нет смысла противопоставлять отцов и детей, либералов и демократов. И союз «и», выступающий на определенном этапе, как противительный, вновь становится соединительным. Человек не должен быть исключительным, не должен бунтовать против жизни. Не смириться, а примириться со всем, что послано тебе, прожить, честно выполняя свое дело, - вот предназначение человека. По мысли Тургенева, природа, для которой равны и человек, и самое мелкое насекомое, не прощает гордыни, попытки отрицания законов жизни. - Скажите, сколько раз в этом отрывке употребляется имя? С чем же это связано? Ответ. Один- единственный раз употребляется имя. А потом лишь слова, указывающие на родственные отношения: муж, жена, родители, сын. И это говорит о том, семья и есть главное в жизни человека, а в ней - любовь родительская, любовь сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной. 5. Подведение итогов. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. (реализация индивидуальных домашних заданий- см. приложения к уроку). Наше занятие было посвящено исследованию эпизода смерти Базарова, наши наблюдения над текстом я предлагаю обобщить в виде реконструкции (моделирования) так называемых смысловых мостиков между основными героями, которые помогут мотивировать связи данного эпизода с другими. 1) Линия Базаров и Аркадий с точки зрения тематического единства. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнёс «есть, Аркадий, есть…») - всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив «произнёс спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актёрства и самообладания Базарова, хотя за эти «есть, есть другие слова» - многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться Базаров себе самому и которые с такой очевидностью показала нам сцена его смерти. 2) Линия Базаров и родители. Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в разрыве с Аркадием, но и в его общении с родителями, т.к. он не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Но вряд ли при этом можно говорить о бесчувственности Базарова. Сдержанное восклицание Базарова, даже, несмотря на внешнюю черствость Базарова в отношениях с родителями, оно звучит как возглас сыновней любви. А на прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий.» . Базаров, попытавшийся разорвать связь поколений был наказан. Может, не так ясно и отчетливо приводит эту мысль Тургенев, но она здесь есть. По-настоящему культурного интеллигентного человека у нас, в России, отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Базаров же к этим «пепелищам», «гробам» испытывает скуку. 3) Линия Базаров - Одинцова. Если проследить эволюцию главного героя по каноническому тексту и рукописи, то в результате сопоставления можно заметить, что Тургенев большое значение придавал взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. Целью этого «перепахивания» было желание художника показать столкновение «временных» идеалов с «вечными законами» неумолимой жизни, непостижимыми и «вечными» тайнами любви и ненависти. Слов («И мать приласкайте …), обращённых к Одинцовой, не было в рукописи, они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда писатель стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению Тургенева). Базаров в в любви и смерти значительно выше Одинцовой: он её превосходит глубиной и серьёзностью своего чувства. В своё время он признаётся Одинцовой: «Я люблю вас глупо и безумно…». В ответ слышит: «Вы меня не поняли, - прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Когда она приезжает проститься с Базаровым, она ловит себя на мысли: « не то бы она чувствовала, если бы его любила». Всё это заставляет задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь, жалость? 4) Линия Базаров и природа, Базаров и искусство, Базаров - человек. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. («Природа пустяки…»). Конечно, во - многом он заблуждается. А вот в 21 главе он говорит Аркадию: «Узенькое место, которое я занимаю под стогом сена, - до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня, и часть времени, которую мне удастся прожить так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… В этом атоме, в математической точке кровь обращается, мозг работает. Чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры: грешное бунтующее сердце перед вечностью, перед «великим спокойствием равнодушной природы»). Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал. Он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви… Слово учителя. Завершая наш урок - исследование, вижу множество вопросов, стоящих перед вами. Но в том и великая ценность классических произведений русской литературы - вечные вопросы, ответы, на которые каждый находит сам. Завершая разговор о смерти Базарова, давайте подытожим: можно ли назвать смерть Базарова подвигом? И какова роль этой сцены в романе? Вернемся к высказываниям Стахова и Писарева и попытаемся аргументировать свою точку зрения. 9 ответы учеников). - Я думаю, что пред лицом смерти слабыми оказались опоры поддерживающие барскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой. И тут на помощь пришли к герою силы, когда-то им отрицаемые, но хранимые на дне его души. Именно их мобилизует герой на борьбу со смертью, и они восстанавливают цельность и стойкость его духа в последнем испытании. - Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», умирая, думает он не о себе, а о своих родителях. Почти по-пушкински романтично прощается он со своей возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца им познанной. - Я думаю, что ответом на вопрос могут служить слова Ф.М. Достоевского «Глядя на картину романа…». Другими словами, торжествует Всепобеждающая любовь, которая победила смерть. Поэтому в эпилоге цветы на могиле Базарова призывают нас к «жизни бесконечной», к вере во всесилие святой преданной любви. Я думаю, что Базаров бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Итоговое слово педагога: Итак, подводя итоги, хочу напомнить, что Базаров - во - многом не тургеневская фигура: Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционно- демократической программы 60-х годов. С другой стороны, вот о чём свидетельствует письмо Тургенева от 11 декабря 1961 по поводу смерти Добролюбова: «Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений: человек был даровитый, молодой… Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Смерть Базарова также представлялась Тургеневу «напрасно потраченной, обречённой». Хотя и в этот момент проявились сила воли и мужество главного героя романа. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, остался верен себе и своим убеждениям. При этом привлекает он нас не только героизмом, но и человечностью поведения. Неслучайно роман заканчивается: «Какое бы странное бунтующее сердце…», эти строки говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной». Словно ещё раз Тургенев подчёркивает мысль о том, что ничто не может быть действенно против вечности духа. Все «материальное» скроется в могиле, а храм равнодушной к человеческим страстям и бедам природы - вечен. 6) Я предлагаю подвести итоги в виде «своеобразного резюме», ответив на вопрос «Как в смерти Базарова восторжествовала правда жизни?», используя в качестве опоры следующие начальные синтаксические конструкции: 1) Смерть Базарова, с авторской точки зрения, закономерна; на это есть несколько причин: 2) Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: 3) Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к герою: Приложение 1. Моделирование смысловых мостиков между основными героями. Родители «А ты, Василий Иваныч, тоже, кажется, нюнишь?.. будь стоиком, философом, что ли!» «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров 1.«Эге! Как он поседел, однако, бедняга!» 2.Люблю, Аркадий...» Комментарий ученика. Сдержанное восклицание Базарова «Эге! Как он поседел, однако, бедняга!», даже несмотря на внешнюю грубость и черствость Базарова в обращении с родителями звучит как возглас сыновьей любви. На прямой вопрос непонятливого Аркадия без обиняков и фиглярства отвечает: «Люблю, Аркадий...». Этих слов («И мать приласкайте. Ведь таких, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать»), обращенных к Одинцовой, не было в рукописи; они были дописаны Тургеневым при подготовке романа к отдельному изданию, когда автор стремился «перепахать героя» (по его собственному выражению). Аркадий: "Ты на века прощаешься со мной, Евгений?- печально пробормотал Аркадий,- У тебя нет для меня других слов?" Базаров: "Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только не я скажу, потому что это романтизм,- это значит: рассыропиться". Комментарий ученика. Проще всего даётся Базарову расставание с Аркадием, хотя, если проследить изменения замысла по традиционному тексту и рукописи сцена прощания имела бы более сильный вид (Базаров должен был слегка отвернуться и не без некоторого волнения произнести « есть, Аркадий, есть...»)- всё это свидетельствовало о волнении Базарова, но затем Тургенев убрал, оставив, «произнес спокойно», автор многократно будет подчёркивать отсутствие актерства и самообладания Базарова, хотя за этим «есть, есть другие слова»многое стоит: те глубокие внутренние перемены, в которых боится признаться, он сам себе и которые очевидно показала нам сцена его смерти. Базаров «Я люблю вас глупо и безумно» Одинцова 1. « Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете» 2. «Вы меня не поняли,прошептала она с торопливым испугом» 3. «Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы его любила». Комментарий ученика. Базаров в любви и в смерти значительно выше Одинцовой: он ее превосходит глубиной и серьезностью своего чувства. В свое время он признается Одинцовой: « Я люблю вас глупо и безумно». В ответ слышит: « Вы меня не поняли,- прошептала она с торопливым испугом». Чего же испугалась Одинцова? Быть может, нарушенного спокойствия: «Этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Приезжая проститься с Базаровым, она думает о том, что она « не то бы почувствовала, если бы его любила». Все это заставляет нас задуматься: что же было со стороны Одинцовой - прощание, любовь или жалость? Базаров Природа. Искусство. Человек. «Природа не храм, и человек в ней -работник». «Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою берёзой...». « Узенькое местечко, которое я занимаю до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня.... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Комментарий ученика. Базаров- представитель нового поколения. Тургенев наделил его своеобразным отношением к искусству, природе, человеку. Он ничего не принимает на веру, всё хочет проверить опытным путём. Для него не существует признанных авторитетов, поэзию и искусство он отвергает, как бесполезные обществу занятия. Евгений Васильевич, одним словом - нигилист. Врач по образованию, он отвергает любую романтику и лирику, говоря, что любой химик важнее литератора и музыканта. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемой частью жизни. Всё красивое, достойное восхищения для Базарова лишь «вздор». Евгений Васильевич заявляет: «Природа не храм, и человек в ней - работник». Однако, живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают нас, что это не так. Природа - храм, и только природа может приносить человеку счастье. Базаров считает себя проповедником нигилизма, однако в дальнейшем оказывается, что это только маска. По-особому Базаров относится и к людям: «...Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». По мнению Базарова, все люди похожи друг на друга: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других...». А вот в 21 главе Евгений Васильевич говорит Аркадию: «...Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела нет до меня... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочется тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» Нельзя в этой сцене не уловить частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев исполняет эпилог романа, передавая это чувство с помощью развёрнутой метафоры «грешное, бунтующее сердце перед вечностью, перед великим спокойствием «равнодушной» природы». Читая последние главы романа, как будто чувствуем обречённость героя, неизбежность его гибели. Тургенев не мог показать, как живёт и действует его герой, и показал, как он умирает. Весь пафос романа заключается в этом. Базаров - сильная и яркая личность, но он не идеал, он не может быть путеводной звездой для юности, потому что нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. Приложение 2. Опора для резюме. Смерть Базарова закономерна, с авторской точки зрения; на это есть несколько причин: Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчетливо выражают отношения автора к герою: Приложение 3. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Синтаксические конструкции Этическая лекси Каждая деталь убеждает в том, что. . . Доставляет страдания. . . Наше представление будет односторонним, если... Трагическая судьба героя Не сразу открывается подлинный смысл жизни Базарова Объективное превосходство Базарова С одной стороны......... , он..... с другой стороны. . . « Вновь обретенная человечность» Совершенно очевидно, что. . . Удалив ненужное фиглярство Бросается в глаза. . . . Высшие человеческие ценности Смело смотрит в глаза. . . Всесильная Любовь Романтический аккорд героя Приложение 4. Опорная лексика, лексические обороты для творческих работ Общественно-политическая Литературоведческая мышление социально-психологически мировоззрение сюжетная динамика актуальные политические проблемы подтекстовая информация общественный деятель диалог вульгарный материализм двойные эпитеты материалистические взгляды лаконичность фраз общественное благо психологический анализ нравственные позиции творческий замысел общая идея романа

Смерть Базарова


Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его "шутом гороховым", чувствуют его внутреннее презрение к ним. Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: "...Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет - ну, а дальше?"

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление - дело напрасное. Главное теперь - умереть достойно. А это значит - не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: "Все равно: вилять хвостом не стану", - произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут. Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: "Эдакая сила у Евгения!" Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: "Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!" Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя. "Обломаю дел много" - эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: "славная", "такая красивая", "великодушная", "молодая, свежая, чистая". Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому "романтизму", который раньше привел бы его в негодование. И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет".

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм - все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти. Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о "собственном ничтожестве". Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, "умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг". И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конспект урока по литературе

Тема урока "Испытание смертью". Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода смерти.

Цель урока: раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи: литература роман тургенев

  • 1. Обучающие:
  • 1. Систематизация изученного материала.
  • 2. Развивающие:
  • 1. Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.
  • 2. Систематизация знаний по теории литературы.
  • 3. Воспитательные:
  • 1. Воспитание любви к родному слову.
  • 2. Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

Оборудование: текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).

Ход урока

  • 1. Оргмомент. Приветствие.Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока.
  • 2. Слова учителя:

Каким запомнили вы главного героя тургеневского романа? (Учащиеся называют характеристики главного героя и записывают их в тетрадях).Образованный,Свято верит в нигилизм,Твердых убеждений, Внутренний стержень, Кремень,У бедителен в споре, Неоспоримые, неопровержимые аргументы, Брутальный, Небрежность в одежде, Материальная сторона его не беспокоит, Стремится быть ближе к народу,Сам себя воспитал,«Чудесный малый, такой простой»,Загадочный и т.д.

Учитель: Каков же Он, Базаров? С одной стороны, твердый и непримиримый, отрицающий все и вся нигилист. С другой стороны, - «рассыропившийся» романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством - любовью. Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Базаров в любви - способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.Индивидуализм Базарова - исключительность - романтизм

Учитель: Как изменилось мнение читателя о Базарове?

Ученики: Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель: Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг».

Учитель: Что объединяет эти высказывания?

Ученики: Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)

Учитель: Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Средства выразительности

Их роль в тексте

Распростертое бессильное тело

Физическая слабость Базарова, который не привык, чтобы его видели слабым. Судьба вынесла свой приговор. Базаров слаб перед лицом смерти.

Великодушная!

Он любит Анну Сергеевну искренне, по-настоящему.

Эпитеты, градация.

Молодая, свежая, чистая…

Она - жизнь. Именно Одинцовой он поручает заботу о своих родителях.

Сравнение

Обломаю дел много… Ведь я гигант!

Сила не только физическая, но прежде всего сила духа.

Метафоры

Старая шутка смерть…

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время - сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель: Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене - обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель: Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: «Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, - признаюсь, я не вытерпел, заплакал».

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4. Выводы. Подведение итогов. Домашнее задание.

О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова - не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

Мишель Монтень: «Если бы я был сочинителем книг, я составил бы сборник с описанием различных смертей, снабдив его комментариями. Кто учит людей умирать, то учит их жить».

В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Домашнее задание: составить сообщение по биографии и творчеству Ф.И.Тютчева.

Испытание смертью. Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, - многозначительно оговаривается автор, - но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям». В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик - «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача - отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?» Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» - Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли. Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

«У каждого человека есть своя судьба! - размышлял писатель. - Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>. Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора. Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

В «Рудине» проницательный Лежнев заметил, какой кумир всего вернее «действует на молодежь»: «Ей выводы подавай, итоги, хоть неверные, да итоги! <…> Попытайтесь сказать молодежи, что вы не можете дать ей полной истины, потому что сами не владеете ею <…>, молодежь вас и слушать не станет…>. Надобно, чтобы вы сами <…> верили, что обладаете истиной…» А Базаров уже - не верит. Он попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь». И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

Остается - работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную - забывает прижечь порез на пальце. Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг», - заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», - заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься - пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, - рассказывает Тургенев, - когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее. Стоит напомнить, что подобное сравнение приходит на уста Рудину на пороге гибели: «…Уже все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль...» У Тургенева трагически оборванная жизнь уподобляется лампаде, как в старинном стихотворении:

Пылал полуночной лампадой Перед святынею добра.

Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Уподобляя его Рудину, Тургенев вспоминает общего их литературного «предка», такого же самоотверженного скитальца Дон-Кихота. В своей речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) автор перечисляет «родовые черты» Дон-Кихотов: «Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи, и потому обвеян ее сиянием», «Он весь живет вне себя, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам». Легко заметить, что эти качества составляют основу базаровского характера. По самому крупному, «донкихотовскому» счету его жизнь прожита недаром. Пусть Дон-Кихоты кажутся смешными. Именно такого склада люди, по мысли писателя, двигают человечество вперед: «Если их не станет, пусть закроется навсегда книга истории: в ней нечего будет читать».

План работы над анализом эпизода литературного произведения. 1.Установить границы эпизода 2.Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. 3.Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. 4.Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. 5.Проследить логику развития авторской мысли. 6.Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. 7.Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла 8.Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.


О чем надо помнить!!! 1.Главная опасность- замена анализа пересказом 2.Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. 3.Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. 4.В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.


Идейный замысел романа «Отцы и дети» В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель». И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен». В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».


Пишем сочинение… Установить границы эпизодаЭпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый, возвышенный, любящий. Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким(отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа (он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)


Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом. При вскрытии Базаров порезался В тот же день Базарову становится плохо, оба (и отец,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.


Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»


Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет. Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться. А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.


Композиция эпизода: Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика. Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.


Проследить логику развития авторской мысли. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает. «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.


Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью (« вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.


Вывод Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»


Изобразительно-выразительные средства языка Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты. Антитеза - противопоставление. Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор. Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.