Базаров и Аркадий. Тема дружбы. Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим Дружба евгения базарова и аркадия

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Роман "Отцы и дети" явился результатом размышлений И.С. Тургенева о поисках героя времени. В этот переломный для страны момент каждый из писателей хотел создать такой образ, какой представил бы человека будущего. Тургенев не смог найти в современном обществе личность, которая бы воплотила в себе все его ожидания.

Образ главного героя и его взгляды

Базаров, взгляды на жизнь которого до сих пор остаются интересным объектом изучения, является центральным персонажем романа. Он нигилист, то есть человек, который не признает никаких авторитетов. Он подвергает сомнению и осмеянию все, что утвердилось в обществе как достойное уважения и почитания. Нигилизм определяет поведение и отношение Базарова к окружающим. Понять, каков герой Тургенева, можно только тогда, когда будут рассмотрены основные сюжетные линии в романе. Главное, на что следует обратить внимание, - между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, а также отношения Базарова с Анной Одинцовой, Аркадием Кирсановым и своими родителями.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

В столкновении двух этих персонажей проявляется внешний конфликт в романе. Павел Петрович - представитель старшего поколения. Все в его поведении раздражает Евгения. С самого момента их встречи они испытывают друг к другу антипатию, герои ведут диалоги-споры, в которых как нельзя более ярко проявляет себя Базаров. Цитаты, которые он произносит относительно природы, искусства, семьи, можно использовать как отдельные средства его характеристики. Если Павел Петрович с трепетом относится к искусству, то Базаров отрицает его ценность. Для представителей старшего поколения природа - это место, где можно отдохнуть и телом, и душой, ощутить внутри себя гармонию и умиротворение, ее нужно ценить, она достойна полотен художников. Для нигилистов же природа "не храм, а мастерская". Более всего такие, как Базаров, ценят науку, в частности, достижения немецких материалистов.

Базаров и Аркадий Кирсанов

Отношение Базарова к окружающим характеризует его в целом как человека добродушного. Безусловно, тех людей, к которым он испытывает антипатию, он не щадит. Поэтому даже может показаться, что он слишком заносчив и высокомерен. Но к Аркадию он всегда относился с теплотой. Базаров видел, что тот никогда не станет нигилистом. Ведь они с Аркадием слишком разные. Кирсанову-младшему хочется иметь семью, спокойствие, домашний уют... Он восхищен умом Базарова, силой его характера, но сам он таким никогда не будет. Базаров ведет себя не очень благородно, когда Аркадий гостит в доме его родителей. Он оскорбляет Павла Петровича и Николая Петровича, называя их напыщенными аристократишками. Подобное поведение снижает образ главного героя.

Базаров и Анна Одинцова

Героиня, которая становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя. Это очень красивая и умная женщина, она покоряет всех некоторой холодностью и величавостью. И вот Евгений, уверенный в том, что между людьми невозможны взаимные привязанности, влюбляется. Его смогла покорить какая-то "баба", как называет Одинцову сначала сам Базаров. Взгляды его рассыпаются вдребезги. Однако героям не суждено быть вместе. Базаров не в силах признать власть Одинцовой над собой. Он влюблен, страдает, его признание в любви больше похоже на обвинение: "Вы добились своего". В свою очередь, Анна тоже не готова поступиться своим спокойствием, она готова отказаться от любви, лишь бы просто не волноваться. Жизнь Базарова нельзя назвать счастливой, ведь он сначала был убежден в том, что любви нет, а потом, когда полюбил по-настоящему, отношения не сложились.

Отношения с родителями

Родители Базарова - очень добрые и душевные люди. Они в своем талантливом сыне. Базаров, взгляды которого не допускают нежности, слишком холоден к ним. Отец старается быть ненавязчивым, стесняется изливать свои чувства при сыне, всячески успокаивает жену, говоря ей, что она докучает сыну чрезмерной опекой и заботой. Боясь, что Евгений снова покинет их дом, они всячески стараются ему угодить.

Отношение к псевдонигилистам

Есть в романе два персонажа, отношение Базарова к которым презрительное. Это псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров, взгляды которого якобы импонируют этим героям, является для них кумиром. Сами же они не представляют собой ничего. Они выставляют напоказ свои нигилистические принципы, на самом же деле не придерживаются их. Эти герои выкрикивают лозунги, не понимая при этом их значения. Евгений презирает их, всячески демонстрирует свое пренебрежение. В диалогах с Ситниковым он явно гораздо выше. Отношение Базарова к окружающим его псевдонигилистам возвышает образ главного героя, но низводит статус самого нигилистического движения.

Итак, то, как Базаров относится к людям, позволяет лучше разобраться в его образе. Он холоден в общении, иногда высокомерен, но все же он добрый молодой человек. Нельзя сказать, что плохое. Определяющими в них являются взгляды героя на жизнь и взаимодействие людей. Конечно, самое главное его достоинство - честность и ум.

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.

Едва только вышел в свет роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», как шквал критики посыпался на его автора. Дело в том, что писатель поддержал на тот момент очень интересную волну в развитии русской литературы, начатую ещё А.С. Пушкиным, и создал своего «героя времени». И, как и большинство таких персонажей, представителями чьей плеяды являются и Евгений Онегин, и Григорий Печорин , и Обломов, и даже неслучайно безымянный главный герой современного романа Сергея Минаева «Духless: повесть о ненастоящем человеке», он остался недопонятым читателем и, разумеется, критикой.

Чуть позже литературоведы назовут это литературное явление термином «лишний человек» - это герой, которому не находится места в окружающих его реалиях.

Итак, читатель и критика резко противоположно приняла роман вместе с его главным героем - студентом медицинского факультета Евгением Базаровым . Сам И.С. Тургенев из Парижа писал своему приятелю, Ф.М. Достоевскому, в письме от 4 мая 1862 года, что он крайне разочарован тем, что «Отцы и дети» оказались никем не понятыми, за исключением вышеупомянутого Достоевского и Боткина: «никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо - а все толкуют: «зачем он так дурен?» или «зачем он так хорош?».

Тургенева обвиняли в непонимании русской культуры, жизни, ссылаясь на то, что в России писатель жил крайне недолгими периодами, а больше в Европе. Однако именно в этом и оказалось главное достижение Ивана Сергеевича! Благодаря его своеобразной «отдалённости» от жизни родины он смог так тонко уловить все происходящие в ней изменения, со стороны взглянуть на то, что «замыленный» русский глаз и уставший русский ум уже не видели, не замечали. Через несколько лет после выхода романа такие вот Базаровы окажутся явлением повсеместным.

Тургенев оказался намного более прозорливым, чем передовые люди государства. Он предсказал колоссальное общественное явление и объяснил, что оно абсолютно несовершенно.

Интересно трактуется выдвинутая в заглавии основная проблема: отцы и дети. Кажется, речь должна идти о противостоянии двух поколений - и поначалу кажется, будто это действительно так. На стороне «детей» оказываются Евгений Базаров и его близкий друг, Аркадий Кирсанов. Позже может показаться, будто к этому же поколению относятся и Катя, и Анна Сергеевна.

Однако если разобраться, то выяснится, что конфликт гораздо глубже - это конфликт общественных течений, мироощущений, воззрений и даже в какой-то степени конфликт социального неравенства. В какой-то момент оказывается, что «дети» в романе представлены одним лишь Базаровым - он один против целого мира. Одной из наиболее ярких сюжетных линий, позволяющих как можно глубже разобраться в авторской задумке «Отцов и детей», является линия дружбы Аркадия и Евгения - и вопрос, можно ли эти отношения назвать дружбой.

Почти с первых страниц романа, сразу же после появления двух студентов-приятелей, становится ясно, что Аркадий воспринимает своего друга как… наставника, как кумира, идола. Он буквально «заглядывает в рот» Базарову, покорённый его смелостью, нетривиальностью взглядов.

Евгений выглядит передовым человеком своего времени, что очень привлекает домашнего и мягкого Аркадия, впервые столкнувшегося с такой «необычностью» человека.

Базаров же относится к своему товарищу покровительственно; он действительно старается научить его всему, что интересует его, тем самым парадоксально нарушая нигилистический принцип не принимать на веру ни один авторитет, каким бы уважением он не пользовался. Аркадий доверяет Базарову, откровенничает с ним, ловит каждое его слово. Неслучайно Тургенев, говоря об их взаимоотношениях, указывает на небольшую деталь: в спорах с Базаровым Аркадий всегда выходил проигравшим, хоть и говорил куда больше, чем его наставник. Невольно вспоминается крохотная заметка из журнала Печорина, в котором тот так пишет о докторе Вернере: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…». К сожалению, в этом тандеме вторые роли были отданы Кирсанову-младшему.

Путём проб и ошибок этот юный и невинный цветочек, тянущийся ко всему новому, будто к солнцу, всё же находит именно свой жизненный путь. Дома, в привычной ему атмосфере, он видит и подмечает всю ущербность базаровского мировоззрения. Аркадий неспособен презирать людей, особенно родных, он чуток и нежен, влюбчив и искренен. Базаров, запирая собственное пылкое сердце в клетке всеотрицания, слаб; он более всего боится признаться в том, что его антигуманистическая теория, как и у Раскольникова, претерпевает поражение, она оказывается бессмысленной, нежизнеспособной.

Стоит отметить интересную деталь: дом Одинцовой, где зарождается чувство Базарова к хозяйке дома, выкрашен в жёлтый цвет. Таким же красили стены психиатрических лечебниц. Эта тончайшая параллель, почти не замеченная читателем, является очень интересным символом: полюбив Одинцову, Евгений начинает чувствовать болезненный разрыв с собственной идеологией, который выливается в нервное расстройство.

Аркадий же, будто в противовес бывшему приятелю, напротив, счастлив в своей любви к Кате. Его история заканчивается как нельзя лучше – он создаёт семью с любимой женщиной. Именно в этом эпизоде происходит окончательный разрыв между ним и Базаровым. Пожалуй, как и Печорин, Базаров не был способен на истинную дружбу, а потому его отношения с Аркадием нельзя считать ничем, кроме приятельства и в какой-то степени сотрудничества. Евгений был слишком жёсткой, сложной, многогранной личностью. Он не имел сил относиться как к равному к любому, кто был в своих убеждениях, по своему духу хоть сколько-нибудь слабее, чем он сам. В романе не встречается никто столь же сильный, за исключением… Павла Петровича! Но и с ним Базаров не может сойтись, поскольку запирает своё отчаянное сердце, не позволяя чувствам вырваться на свободу.

По задумке Тургенева Базаров, как и все одиночки, сурово наказан судьбой: он погибает, поняв, что «не нужен России». Действительно, этот передовой человек, максималистичный в своих убеждениях, слишком обогнал действительность и оказался выброшен за борт жизни. Павел Петрович, ещё один одиночка, наказан не меньше: он вынужден покинуть родное имение. Счастливыми оказываются лишь те, кто не тянет лямку жизни в одиночку: Одинцова с новым мужем, Катя с Аркадием, Кирсанов-старший и Фенечка.

Иван Сергеевич Тургенев удивительно точно и жёстко демонстрирует бесплодность и бесперспективность нигилизма как общественного явления. Недаром писатель заканчивает свой роман такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Проблема дружбы и любви в романе "Отцы и дети".

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» вызвал в обществе большой резонанс. Ведь в этом произведении затрагиваются очень важные проблемы, как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. «Я пытался представить конфликт двух поколений» - писал Тургенев о замысле своего романа. И каждый читатель по своему оценивает, удалось ли это сделать писателю или нет. Лично я считаю, что конфликт между отцами и детьми выражен очень ярко. Ни для кого не секрет, как глубоко в сердце ранил спор между главным героем романа, Евгением Базаровым, и дядей Аркадия.

Стоит отметить, что Тургенев - скрытый, но в то же время истинный психолог. Автор не просто изображает внутренний мир каждого героя, он проникает в их глубь, пытаясь осознать и продемонстрировать нам, причины их поступков и поведения.

Ни для кого не секрет, что роман в первую очередь несет в себе проблему взаимоотношения поколений, перед нашим взором сталкиваются мировоззрения “отцов” и “детей”. С самых первых строк после прибытия Базарова в Марьино мы видим, что он не такой, как те жители, что были там. Он отличается и от своего друга Аркадия и от его родителей. В чем эти отличая, спросите вы? В первую очередь в понимании жизни, целях. не случайно произошел конфликт между Евгением и дядей Аркадия.

Итак, два друга - Аркадий и Евгений у них много общего, но еще больше отличий. Так, если Базаров презирает многих людей, то его друг напротив, более дружелюбен и миролюбив. «Ты, нежная душа, размазня», — говорит Базаров, когда осознает, что Аркадий уже не может быть его последователем.

Стоит отметить, что наблюдается различие в литературных предпочтениях героев. К примеру, мы видим, что Базаров категорически отказывается принимать поэзию такого русского поэта, как Александра Сергеевича Пушкина, при этом он не может аргументировать свою позицию. Аркадий выступает в данном случае полной противоположностью своему товарищу.

Также большое отличие между друзьями наблюдается как во внешности, так и в поведении. В то время, когда Аркадий очень аккуратен и опрятен в своем образе, Базаров - небрежен, ведь он не считает нужным следить за такими мелочами, что проявляется в речи, манерах и поведении главного героя. Он не любит, например, "красивую" фразу. "О, приятель мой, Аркадий Николаевич, говорит он своему юному поклоннику, об одном прошу, не говори так красиво!". Поэтому можно сделать вывод: Базаров - олицетворение простого человека, который стремиться познать этот мир.

В заключении хочу сказать,ч то не смотря на многочисленные различия между героями, их все же нельзя назвать друзьями. Я считаю, что у Евгения вообще нет друзей, ведь не каждому под силу вытерпеть нелегкий нрав этого человека. Аркадий и главный герой - приятели, но не более того. Я считаю, что дружбы не может быть без взаимопонимания, именно поэтому дружбы между героями не может быть.