Бах Иоганн Себастьян. Биография композитора. Биографии, истории, факты, фотографии Творчество баха относится к эпохе

Иога́нн Себастья́н Бах (нем. Johann Sebastian Bach; 31 марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах - 28 июля 1750 [н. ст.], Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) - немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог.

Бах - автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы). Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов - признанные шедевры мировой музыкальной классики. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла расцвета.

Детство

Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов - Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

Арнштадт и Мюльхаузен (1703-1708)

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи.

В августе 1703 года Бах занял пост органиста церкви Св. Бонифация в Арнштадте. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл 50 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше.

Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Веймар (1708-1717)

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность - в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной книжечкой» - сборником органных хоральных прелюдий, возможно, для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.

Кётен (1717-1723)

Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости».

Дворец и сады в Кётене, гравюра из книги «Topographia» Маттеуса Мериана, 1650 год

В конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь - сам будучи музыкантом - ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими.

Среди прочего, в Кётене Бах сочинил сюиты для оркестра, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, а также три сонаты и три партиты для скрипки соло. Также в этот период были написаны «Хорошо темперированный клавир» (первый том цикла) и «Бранденбургские концерты».

Соната для скрипки соль минор (BWV 1001), рукопись Баха

7 июля 1720 года, во время того, как Бах с князем находился за границей в Карлсбаде, внезапно в 35-летнем возрасте умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. О её похоронах И. С. Бах узнал по возвращении в Кётен. Свои чувства в связи со смертью жены он фактически выразил в музыкальной форме в чаконе из партиты ре минор для скрипки соло, ставшей в последующем одним из наиболее узнаваемых его произведений.

В следующем 1721 году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой двадцатилетней высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года, и в последующем у них родилось 13 детей (из которых 7 умерли в детском возрасте).

Лейпциг (1723-1750)

В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение концертов в двух главных церквях Лейпцига, Св. Фомы и Св. Николая. Должность Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни, однако ему было позволено нанимать помощника, делавшего эту работу за него, поэтому преподаванием латыни занимался Пецольд за 50 талеров в год. Бах получил должность «музыкального руководителя» (нем. Musikdirektor) всех церквей города: в его обязанности входил подбор исполнителей, наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения. Во время работы в Лейпциге композитор неоднократно вступал в конфликты с городской администрацией.

Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат (два из них, по всей вероятности, были утеряны). Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты, которые читались в лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течение всего года; многие (такие как «Wachet auf! Ruft uns die Stimme» или «Nun komm, der Heiden Heiland» ) основываются на традиционных церковных песнопениях - лютеранских хоралах.

Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся мальчиков, а теноров и басов - не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.

Сочиняя кантаты бо́льшую часть 1720-х годов, Бах собрал обширный репертуар для исполнения в главных церквях Лейпцига. Со временем ему захотелось сочинять и исполнять больше светской музыки. В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum ) - светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. В то время во многих крупных немецких городах одарённые и активные студенты университетов создавали подобные ансамбли. Такие объединения играли всё бо́льшую роль в общественной музыкальной жизни; их часто возглавляли известные профессиональные музыканты. В течение почти всего года Музыкальная коллегия дважды в неделю устраивала двухчасовые концерты в кофейне Циммермана, располагавшейся недалеко от рыночной площади. Владелец кофейни предоставил музыкантам большой зал и приобрёл несколько инструментов. Многие из светских произведений Баха, датированных 1730-1750-ми годами, были сочинены именно для исполнения в кофейне Циммермана. К числу таких произведений принадлежат, например, «Кофейная кантата» и, возможно, клавирные пьесы из сборников «Clavier-Übung» , а также многие концерты для виолончели и клавесина.

В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор (остальные части Мессы были написаны много позже). Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти (по современным исследованиям - до 1741 г.). При жизни он ни разу не издавался. Цикл состоит из 18 сложных фуг и канонов, основанных на одной простой теме. В этом цикле Бах использовал весь свой богатейший опыт написания полифонических произведений. После смерти Баха «Искусство фуги» было опубликовано его сыновьями, вместе с хоральной прелюдией BWV 668, которую часто ошибочно называют последней работой Баха - в действительности она существует как минимум в двух версиях и представляет собой переработку более ранней прелюдии на ту же мелодию, BWV 641.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

Могила Иоганна Себастьяна Баха в церкви Святого Фомы, Лейпциг, Германия. 9 августа 2011 года.

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что в 50 км от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться - в 1719 и 1729 годах. Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

Композитора похоронили вблизи церкви Св. Иоанна (нем. Johanniskirche), одной из двух церквей, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ по расширению церкви, где и были перезахоронены в 1900 году. После разрушения этой церкви во время Второй мировой войны прах был перенесён 28 июля 1949 года в церковь Св. Фомы. В 1950 году, который был назван годом И. С. Баха, над местом его захоронения была установлена бронзовая надгробная плита.

Баховедение

Первым описанием жизни и творчества Баха стала работа, выпущенная в 1802 году Иоганном Форкелем. Составленная Форкелем биография Баха основана на некрологе и рассказах сыновей и друзей Баха. В середине XIX века интерес широкой публики к музыке Баха возрос, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Заслуженный пропагандист произведений Баха Роберт Франц опубликовал несколько книг о творчестве композитора. Следующим капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году. В начале XX века опубликовал книгу немецкий органист и исследователь Альберт Швейцер. В этом произведении, кроме биографии Баха, описания и анализа его произведений, много внимания уделяется описанию эпохи, в которую он работал, а также богословским вопросам, связанным с его музыкой. Эти книги были наиболее авторитетными до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Баха, местами вступавшие в противоречие с традиционными представлениями. Так, например, было установлено, что Бах написал некоторые кантаты в 1724-1725 годах (раньше считалось, что это произошло в 1740-е), были найдены неизвестные произведения, а некоторые приписываемые ранее Баху оказались написанными не им. Были установлены некоторые факты его биографии. Во второй половине XX века было написано много работ на эту тему - например, книги Кристофа Вольфа. Также существует работа, называемая мистификацией XX столетия, «Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах», написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы композитора.

Творчество

Бах написал более тысячи музыкальных произведений в практически всех известных на тот момент жанрах. Бах не работал лишь в жанре оперы.

Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis - каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями своих произведений.

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха - Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. Со многими из них Бах был знаком лично.

При жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалия, так и в более строгих формах - хоральной прелюдии и фуги. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни. На композитора оказала влияние как музыка северогерманских композиторов (Георг Бём, с которым Бах встретился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южногерманских композиторов. Помимо того, Бах копировал сочинения французских и итальянских композиторов, чтобы лучше понять их технику; позже он переложил несколько скрипичных концертов Вивальди для органа. В течение наиболее плодотворного для органной музыки периода (1708-1714) Иоганн Себастьян не только написал много пар прелюдий, токкат и фуг, но и «Органную книжечку» («Orgelbüchlein») - сборник из 46 прелюдий, в котором демонстрировались различные методы и техники инструментальной обработки протестантских хоралов. После отъезда из Веймара Бах стал меньше писать для органа; тем не менее, после Веймара были написаны многие известные произведения, в том числе, 6 трио-сонат, третья часть сборника «Clavier-Übung» и 18 Лейпцигских хоралов. Всю жизнь Бах не только сочинял музыку для органа, но и занимался консультированием при постройке инструментов, проводил экспертизу новых органов и хорошо ориентировался в особенностях их настройки.

Клавирное творчество

Бах также написал множество произведений для клавесина, многие из которых можно было исполнять и на клавикорде. Многие из этих творений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. Наиболее известны:

  • «Хорошо темперированный клавир» в двух томах, написанных в 1722 и 1744 годах, - сборник, в каждом томе которого содержится по 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую употребительную тональность. Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю. «Хорошо темперированный клавир» заложил основу цикла частей, звучащих во всех тональностях. Также является уникальным примером «цикла в цикле» - каждая прелюдия и фуга тематически и образно сцеплены друг с другом и образуют единый цикл, который всегда исполняется вместе.
  • 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций - небольшие произведения, расположенные в порядке увеличения ключевых знаков. Предназначались (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных инструментах.
  • Английские сюиты и Французские сюиты. Каждый сборник содержит по 6 сюит, построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют.
  • Первая и вторая части сборника «Clavier-Übung» (букв. «упражнения для клавира»). В первую часть (1731) вошли шесть партит, во вторую (1735) - Увертюра во французском стиле (BWV 831) и Итальянский концерт (BWV 971).
  • Гольдберг-вариации (опубликованы в 1741 как четвёртая часть «Clavier-Übung») - мелодия с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложное и необычное строение. Вариации строятся скорее на тональном плане темы, чем на самой мелодии.

Оркестровая и камерная музыка

Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло - 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007-1012, и партиту для флейты соло, BWV 1013, - многие считают одними из самых глубоких творений композитора. Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба, сопровождаемых лишь генерал-басом, а также большое количество канонов и ричеркаров, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее значимые примеры таких произведений - циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение».

Бах написал множество произведений для оркестра и солирующих с ним инструментов. Одни из самых известных - «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Эти шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для 2 скрипок ре минор BWV 1043, так называемый «тройной» ля-минорный концерт (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и basso continuo) BWV 1044 и концерты для клавиров и камерного оркестра: семь для одного клавира (BWV 1052-1058), три - для двух (BWV 1060-1062), два - для трёх (BWV 1063 и 1064) и один - ля минорный BWV 1065 - для четырёх клавесинов. В наше время эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано, поэтому их иногда называют «фортепианными» концертами Баха, но не стоит забывать, что во времена Баха фортепиано не было. Кроме концертов, Бах сочинил четыре оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), отдельные части которых в наше время широко популярны, особенно последняя часть Второй сюиты (так называемая «Шутка» - излишне дословный перевод жанра Скерцо ) и II часть Третьей сюиты («Ария»).

Почтовая марка ФРГ, посвящённая И. С. Баху, 1961, 20 пфеннигов (Скотт 829)

Вокальные произведения

  • Кантаты. В течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви Св. Фомы руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано более 300 кантат на духовную тематику, из которых около 200 дошли до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке. Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые - для хора; некоторые требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые - всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную часть в виде cantus firmus. Среди популярных церковных кантат «Christ lag in Todesbanden» (BWV 4), «Ein’ feste Burg» (BWV 80), «Wachet auf, ruft uns die Stimme» (BWV 140) и «Herz und Mund und Tat und Leben» (BWV 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди популярных светских кантат - «Кофейная» (BWV 211) и «Крестьянская» (BWV 212).
  • Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) - произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечернях в Страстную пятницу в церквях Св. Фомы и Св. Николая. Страсти по Матфею (наряду с Мессой h-moll) - наиболее масштабное сочинение Баха.
  • Оратории и магнификат. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) - цикл из 6 кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года. Пасхальная оратория (1734-1736) и Магнификат (1730; первая редакция 1723) представляют собой скорее обширные и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская оратория или пассионы.
  • Мессы. Наиболее известная и значимая месса Баха - месса си минор (закончена в 1749 году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса никогда не исполнялась целиком при жизни Баха - впервые это произошло только в XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в который входили только Kyrie и Gloria ), а также из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, Бах написал 4 короткие двухчастные мессы (Kyrie и Gloria ), а также отдельные части (Sanctus и Kyrie ).

Другие вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Особенности исполнения баховских произведений

Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающих аутентичное исполнение (или «исторически ориентированное исполнение»), то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха, и исполняющих Баха на современных инструментах. Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Брамса, и даже наиболее масштабные его произведения - такие, как месса си минор и пассионы, не предполагают исполнение большими коллективами. Кроме того, в некоторых камерных произведениях Баха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодня известны очень разные версии исполнения одних и тех же произведений. В органных произведениях Бах почти никогда не указывал регистровку и смену мануалов. Из струнных клавишных инструментов Бах предпочитал клавикорд; сейчас же чаще для исполнения его музыки употребляются клавесин или фортепиано. Бах встречался с И.Г. Зильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внеся вклад в создание современного фортепиано. Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил некоторые органные произведения для фортепиано (хоралы и другие). Очень важной вехой в пианистической и музыковедческой практике является его популярная редакция «Хорошо темперированного клавира» - возможно, самая используемая ныне редакция этого произведения.

В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них - широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлоса 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты - такие, как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное Баху попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Судьба музыки Баха

Вопреки распространённому мифу, Бах после смерти не был забыт. Правда, это касалось произведений для клавира: его сочинения исполнялись и издавались, использовались в дидактических целях. В церкви продолжали звучать произведения Баха для органа, в постоянном обиходе были органные гармонизации хоралов. Кантатно-ораториальные сочинения Баха звучали редко (хотя ноты бережно сохранялись в церкви св. Фомы), как правило, по инициативе Карла Филиппа Эммануила Баха.

В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее.

Однако многие крупные композиторы, например Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна Баха. Их воспитывали на произведениях Баха с самого детства. Однажды при посещении Школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов (BWV 225) и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их.

Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»). Влияние Баха можно отметить как на уровне идей, выбора жанров, так и в некоторых полифонических фрагментах бетховенских произведений.

В 1800 году Карлом Фридрихом Цельтером была организована Берлинская певческая академия (нем.) (Singakademie ), основной целью которой была именно пропаганда баховского певческого наследия. Биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя его музыку. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями (в 1814 и 1815 годах в городе Бад-Берка были исполнены некоторые его клавирные и хоровые сочинения), в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой».

Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею 11 марта 1829 году в Берлине, организованного Феликсом Мендельсоном, учеником Цельтера. Исполнение приобрело мощный общественный резонанс. Событием стали даже репетиции, которые проводил Мендельсон - их посетило множество любителей музыки. Представление имело такой успех, что концерт был повторён в день рождения Баха. «Страсти по Матфею» прозвучали также в других городах - во Франкфурте, Дрездене, Кёнигсберге. Гегель , посетивший концерт, позже назвал Баха «великим, истинным протестантом, сильным и, так сказать, эрудированным гением, которого мы только недавно вновь научились ценить в полной мере». В последующие годы продолжилась работа Мендельсона по популяризации музыки Баха и рост известности композитора.

В 1850 году было основано Баховское общество, целью которого являлись сбор, изучение и распространение произведений Баха. В последующие полвека этим обществом была проведена значительная работа по составлению и публикации корпуса произведений композитора.

В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов .

В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Некоторые композиторы выражали своё почтение Баху, включая в темы своих произведений мотив BACH (си-бемоль - ля - до - си в немецкой буквенной нотации). Например, Лист написал прелюдию и фугу на тему BACH, а Шуман написал 6 фуг на ту же тему. Из творчества современных композиторов на эту же тему можно назвать «Вариации на тему BACH» Романа Леденёва. Стоит особо отметить, что эту же тему нередко использовал и сам Бах, например, в XIV контрапункте из «Искусства фуги».

Композиторы нередко использовали темы из произведений Баха. К примеру, в сонате для виолончели Ре мажор Брамса в финале использованы музыкальные цитаты из «Искусства фуги».

Многие композиторы успешно использовали разработанные Бахом жанры. Например, бетховенские вариации на тему Диабелли, прототипом которых являются «Гольдберг-вариации». «Хорошо темперированный клавир» явился родоначальником жанра цикла частей, написанных во всех тональностях. Примеров такого жанра множество, например 24 прелюдии и фуги Шостаковича, два цикла из 24 этюдов Шопена, отчасти Ludus tonalis Пауля Хиндемита.

Хоральная прелюдия «Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ» (BWV 639) из Органной книжечки Баха в исполнении Леонида Ройзмана звучит в фильме Андрея Тарковского «Солярис» (1972).

Музыка Баха в числе лучших творений человечества записана на золотой диск «Вояджера».

По версии The New York Times Иоганн Себастьян Бах возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов.

Монументы Баху в Германии

Памятник И. С. Баху у церкви Св. Фомы в Лейпциге.

  • Памятник в Лейпциге, воздвигнутый 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Феликса Мендельсона по чертежам Эдуарда Бендемана, Эрнста Ритшеля и Юлиуса Гюбнера.
  • Бронзовая статуя на площади Frauenplan в Эйзенахе, спроектированная Адольфом фон Донндорфом, установлена 28 сентября 1884 года. Сначала стояла на Рыночной площади возле церкви Св. Георгия; 4 апреля 1938 года была перенесена на Frauenplan с укороченным пьедесталом.
  • Памятник на площади Баха в Кётене, воздвигнут 21 марта 1885 года. Скульптор - Генрих Польман
  • Бронзовая статуя работы Карла Зеффнера с южной стороны церкви Св. Фомы в Лейпциге - 17 мая 1908 года.
  • Бюст работы Фрица Бена в монументе «Вальхалла» под Регенсбургом, 1916 год.
  • Статуя работы Пауля Бирра при входе в церковь Св. Георгия в Эйзенахе, установлена 6 апреля 1939 года.
  • Памятник арх. Бруно Эйермана в Веймаре, впервые установленный в 1950 году, затем на два года убранный и вновь открытый в 1995 году на площади Демократии.
  • Рельеф в Кётене(1952 год). Скульптор - Роберт Пропф.
  • Памятник около рынка Арнштадта, воздвигнут 21 марта 1985 года. Автор -Бернд Гёбель
  • Деревянная стела работы Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Св. Власия в Мюльхаузене - 17 августа 2001 года.
  • Памятник в Ансбахе, спроектированный Юргеном Гёртцем, установлен в июле 2003 года.

Фильмы о И. С. Бахе

  • Бах: Борьба за свободу (1995, реж. С. Гиллард, художественный)
  • Иоганн Бах и Анна Магдалена («Il etait une fois Jean-Sebastien Bach») (2003, реж. Jean-Louis Guillermou, художественный)
  • Иоганн Себастьян Бах (серия «Знаменитые композиторы», документальный)
  • Иоганн Себастьян Бах (серия «Немецкие композиторы», документальный)
  • Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество , в двух частях (телеканал «Культура», Ю. Нагибин, документальный)
  • Конкурс продолжается (1971, реж. Н. Хробко, телеспектакль)
  • Меня зовут Бах (2003, реж. Dominique de Rivaz, художественный)
  • Молчание перед Бахом (2007, реж. Пере Портабелья, художественный)
  • Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе (1980, реж. В. Викас, художественный)
  • Возможная встреча (1992, реж. В. Долгачев, С. Сатыренко, телеспектакль по одноименной пьесе; в ролях: О. Ефремов, И. Смоктуновский, С. Любшин)
  • Ужин в четыре руки (1999, реж. М. Козаков, телевизионный художественный; в роли Баха - Евгений Стеблов).
  • Хроника Анны Магдалены Бах (1968, реж. Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб, художественный, Г. Леонхардт)
  • Bach Cello Suite #6: Six Gestures (1997, реж. Патриция Розема, художественный)
  • Friedemann Bach (1941, реж. Трауготт Мюллер, Густаф Грюндгенс, художественный)
  • Антон Иванович сердится (1941, реж. Александр Ивановский, художественный)
  • Great Composers (BBC TV series) - Жизнь и творчество И. С. Баха, документальный (англ.), в 8 частях: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8
  • Иоганн Себастьян Бах («Johann Sebastian Bach») (1985, реж. Лотар Беллаг, телесериал, в заглавной роли Ульрих Тайн) (нем.)
  • Johann Sebastian Bach - Der liebe Gott der Musik (серия «Die Geschichte Mitteldeutschlands», сезон 6, серия 3, реж. Lew Hohmann, документальный) (нем.)
  • The Cantor of St Thomas’s (1984, реж. Colin Nears, художественный) (англ.)
  • The Joy of Bach (1980, документальный) (англ.)

Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами в Германии. Начальное музыкальное образование (игра на скрипке и клавесине) Иоганн Себастьян получил под руководством отца - придворного музыканта.

В 1695 году после смерти отца (мать умерла ранее) мальчик был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.

В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. В эти же годы он написал свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира.

В 1708-1717 годах Иоганн Себастьян Бах служил придворным музыкантом у герцога Веймарского в Веймаре. В этот период он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. Композитор написал музыку для клавира, более 20 духовных кантат.

В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В Кетене начата "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", включающая наряду с пьесами разных авторов пять из шести "Французских сюит". В эти же годы создавались "Маленькие прелюдии и фугетты. Английские сюиты, Хроматическая фантазия и фуга" и другие клавирные сочинения. В этот период композитор написал ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом.

В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" (вокально-драматическое произведение, основанное на евангельских текстах) в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

В том же году Бах получил должность кантора (регента и учителя) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви.

В 1736 году Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора.

В этот период композитор достиг вершин мастерства, создавая великолепные образцы в разных жанрах, - духовную музыку: кантаты (сохранилось около 200), "Магнификат" (1723), мессы, в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор (1733), "Страсти по Матфею" (1729); десятки светских кантат (среди них — комические "Кофейная" и "Крестьянская"); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних - "Ария с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение "Искусство фуги" (1749-1750) - 14 фуг и четыре канона на одну тему.

Иоганн Себастьян Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.

Последние месяцы своей жизни он провел в затемненной комнате, где сочинил последний хорал "Пред престолом Твоим предстою", продиктовав его своему зятю - органисту Альтниколю.

28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге. Он был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна. После разрушения церкви от бомбежек во время Второй мировой войны, его прах был сохранен и перезахоронен в 1949 году в алтаре церкви Святого Фомы.

При жизни Иоганн Себастьян Бах пользовался известностью, но после смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству Баха возник лишь в конце 1820-х годов, в 1829 году композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине было организовано исполнение "Страстей по Матфею". В 1850 году было создано Баховское общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора - за полвека было издано 46 томов.

При посредничестве Мендельсона-Бартольди в 1842 году в Лейпциге был воздвигнут первый памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви Святого Фомы.

В 1907 году был открыт музей Баха в Эйзенахе, где родился композитор, в 1985 году - в Лейпциге, где он скончался.

Иоганн Себастьян Бах был дважды женат. В 1707 году он сочетался браком со своей кузиной Марией Барбарой Бах. После ее смерти в 1720 году, в 1721 году композитор женился на Анне Магдалене Вилькен. У Баха было 20 детей, но только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами - Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), Иоганн Кристоф Бах (1732-1795).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

С 19 века и вплоть до наших дней не утихает интерес к произведениям Иоганна Себастьяна Баха. Творчество непревзойденного гения поражает своими масштабами. известен во всем мире. Его имя знают не только профессионалы и любители музыки, но и слушатели, которые не проявляют особого интереса к "серьезному" искусству. С одной стороны, творчество Баха является неким итогом. Композитор опирался на опыт предшественников. Он отлично знал хоровую полифонию эпохи Возрождения, немецкую органную музыку, особенности итальянского скрипичного стиля. Он тщательно знакомился с новым материалом, разрабатывал и обобщал накопленный опыт. С другой стороны, Бах был непревзойденным новатором, который сумел открыть новые перспективы для развития мировой музыкальной культуры. Творчество Иоганна Баха оказало сильнейшее воздействие на его последователей: Брамса, Бетховена, Вагнера, Глинки, Танеева, Онеггера, Шостаковича и многих других великих композиторов.

Творческое наследие Баха

Он создал свыше 1000 произведений. Жанры, к которым он обращался, были самые разнообразные. Более того, встречаются такие сочинения, масштабы которых являлись исключительными для того времени. Творчество Баха можно условно разделить на четыре основные жанровые группы:

  • Органная музыка.
  • Вокально-инструментальная.
  • Музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других).
  • Музыка для инструментальных ансамблей.

Произведения каждой из вышеуказанных групп относятся к определенному периоду. В Веймаре были сочинены самые выдающиеся органные композиции. Кетенский период знаменует собой появление огромного количества клавирных и оркестровых произведений. В Лейпциге же написано большинство вокально-инструментальных.

Иоганн Себастьян Бах. Биография и творчество

Родился будущий композитор в 1685 году в небольшом городе Эйзенахе, в музыкальной семье. Для всего рода это была традиционная профессия. Первым учителем музыки Иоганна был его отец. Мальчик имел отличный голос и пел в хоре. В 9 лет он оказался круглой сиротой. После смерти родителей его воспитывал Иоганн Кристоф (старший брат). В 15 лет паренек окончил Ордруфский лицей с отличием и переехал в Люнебург, где начинал петь в хоре "избранных". К 17 годам он обучился игре на разных клавесине, органе, скрипке. С 1703 года живет в разных городах: Арнштадте, Веймаре, Мюльхаузене. Жизнь и творчество Баха в этот период были полны определенных сложностей. Он постоянно меняет место жительства, что связано с нежеланием чувствовать себя зависимым от тех или иных работодателей. Служил он музыкантом (как органист или скрипач). Условия труда его также постоянно не устраивали. В это время появляются его первые композиции для клавира и органа, а также духовные кантаты.

Веймарский период

С 1708 года Бах приступает к службе в качестве придворного органиста к веймарскому герцогу. Параллельно работает в капелле камерным музыкантом. Жизнь и творчество Баха в этот период весьма плодотворны. Это годы первой композиторской зрелости. Появились самые лучшие органные произведения. Это:

  • Прелюдия и фуга c-moll, a-moll.
  • Токката C-dur.
  • Пассакалия c-moll.
  • Токката и фуга d-moll.
  • "Органная книжечка".

Одновременно Иоганн Себастьян работает над сочинениями в кантатном жанре, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов. Впервые обращается к жанру сольной скрипичной сюиты и сонаты.

Кетенский период

С 1717 года музыкант обосновался в Кетене. Здесь он занимает высокопоставленную должность руководителя камерной музыки. Он, по сути, является управляющим всей музыкальной жизни при дворе. Но его не устраивает слишком маленький городок. Бах стремится переехать в более крупный и перспективный город, чтобы дать своим детям возможность поступить в университет и получить хорошее образование. В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому здесь развивается клавирное творчество Баха. Композитор также уделяет много внимания ансамблевой музыке. Произведения, написанные в Кетене:

  • 1 том "ХТК".
  • Английские сюиты.
  • Сонаты для скрипки соло.
  • "Бранденбургские концерты" (шесть штук).

Лейпцигский период и последние годы жизни

С 1723 года маэстро живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле. Принимает активное участие в общественном кружке любителей музыки. "Коллегия" города постоянно устраивала концерты светской музыки. Какими шедеврами на тот момент пополнилось творчество Баха? Кратко стоит указать основные произведения лейпцигского периода, которые по праву можно считать лучшими. Это:

  • "Страсти по Иоанну".
  • Месса h-moll.
  • "Страсти по Матфею".
  • Около 300 кантат.
  • "Рождественская оратория".

В последние годы жизни композитор сосредотачивается на музыкальных сочинениях. Пишет:

  • 2 том "ХТК".
  • Итальянский концерт.
  • Партиты.
  • "Искусство фуги".
  • Арию с различными вариациями.
  • Органную мессу.
  • "Музыкальное приношение".

После неудачной операции Бах ослеп, но не прекращал сочинять музыку вплоть до самой смерти.

Характеристика стиля

Стиль творчества Баха формировался на основе различных музыкальных школ и жанров. Иоганн Себастьян органично вплетал в свои произведения самые лучшие созвучия. Для того чтобы понять музыкальный язык итальянских и он переписывал их сочинения. Его творения были насыщены текстами, ритмами и формами французской и итальянской музыки, северо-немецким контрапунктическим стилем, а также лютеранской литургией. Синтез разнообразных стилей и жанров гармонично сочетался с глубокой пронзительностью переживаний человека. Его музыкальная мысль выделялась особой уникальностью, универсальностью и некой космичностью. Творчество Баха относится к стилю, который прочно утвердился в музыкальном искусстве. Это классицизм эпохи высокого барокко. Для баховского музыкального стиля характерно владение необычайным мелодическим строем, где в музыке доминирует главная идея. Благодаря мастерству техники контрапункта одновременно могут взаимодействовать сразу несколько мелодий. был настоящим мастером полифонии. Ему были присущи склонность к импровизации и блестящая виртуозность.

Основные жанры

Творчество Баха включает различные традиционные жанры. Это:

  • Кантаты и оратории.
  • Пассионы и мессы.
  • Прелюдии и фуги.
  • Хоральные обработки.
  • Танцевальные сюиты и концерты.

Безусловно, перечисленные жанры он позаимствовал у своих предшественников. Однако он придал им широчайший размах. Маэстро умело обновил их новыми музыкально-выразительными средствами, обогатил чертами других жанров. Ярчайшим примером является "Хроматическая фантазия ре-минор". Произведение создано для клавира, но содержит драматическую декламацию театрального происхождения и выразительные свойства больших органных импровизаций. Несложно заметить, что творчество Баха "обошло стороной" оперу, которая, между прочим, была одним из ведущих жанров своего времени. Однако стоит обратить внимание, что многие светские кантаты композитора трудно отличить от комедийной интермедии (в это время в Италии они перерождались в оперу-буффа). Некоторые кантаты Баха, созданные в духе остроумных жанровых сценок, предвосхитили немецкий зингшпиль.

Идейное содержание и круг образов Иоганна Себастьяна Баха

Творчество композитора богато по своему образному содержанию. Из-под пера настоящего мастера выходят как предельно простые, так и чрезвычайно величественные творения. Искусство Баха содержит и простодушный юмор, и глубокую скорбь, и философское размышление, и острейший драматизм. Гениальный Иоганн Себастьян в своей музыке отобразил такие значимые стороны своей эпохи, как религиозно-философские проблемы. При помощи удивительного мира звуков он размышляет о вечных и очень важных вопросах человеческой жизни:

  • О моральном долге человека.
  • О его роли в этом мире и назначении.
  • О жизни и смерти.

Эти размышления непосредственно связаны с религиозной тематикой. И это неудивительно. Композитор практически всю свою жизнь служил при церкви, поэтому большую часть музыки для нее и написал. Вместе с этим он был верующим человеком, знал Священное писание. Его настольной книгой была Библия, написанная на двух языках (латинском и немецком). Он придерживался постов, исповедовался, соблюдал церковные праздники. За несколько дней до смерти принял причастие. Главным героем у композитора является Иисус Христос. В этом идеальном образе Бах видел воплощение лучших качеств, присущих человеку: чистоты помыслов, силы духа, верности избранному пути. Жертвенный подвиг Иисуса Христа ради спасения человечества являлся для Баха самым сокровенным. В творчестве композитора эта тема была самой важной.

Символика произведений Баха

В эпоху барокко появилась музыкальная символика. Именно через нее раскрывается сложный и удивительный мир композитора. Музыка Баха воспринималась современниками как прозрачная и понятная речь. Это происходило за счет наличия в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные эмоции и идеи. Такие звуковые формулы носят название музыкально-риторических фигур. Одни передавали аффект, другие подражали интонациям человеческой речи, третьи носили изобразительный характер. Вот некоторые из них:

  • anabasis - восхождение;
  • circulatio - вращение;
  • catabasis - нисхождение;
  • exclamatio - восклицание, восходящая секста;
  • fuga - бег;
  • passus duriusculus - хроматический ход, применяемый для выражения страдания или скорби;
  • suspiratio - вздох;
  • tirata - стрела.

Постепенно музыкально-риторические фигуры становятся своего рода "знаками" определенных понятий и чувств. Так, например, нисходящая фигура catabasis часто использовалась с целью передачи печали, грусти, скорби, смерти, положения в гроб. Постепенное восходящее движение (anabasis) употреблялось для выражения вознесения, приподнятого духа и прочих моментов. Мотивы-символы наблюдаются во всех произведениях композитора. В творчестве Баха преобладал протестантский хорал, к которому маэстро обращался в течение всей своей жизни. Он тоже имеет символическое значение. Работа с хоралом велась в самых разнообразных жанрах - кантатах, пассионах, прелюдиях. Поэтому совсем логично, что протестантский хорал является неотъемлемой частью баховского музыкального языка. Среди важных символов, встречающихся в музыке этого деятеля искусства, следует отметить устойчивые сочетания звуков, которые имеют постоянные значения. В творчестве Баха преобладал символ креста. Он состоит из четырех разнонаправленных нот. Примечательно, что если расшифровать фамилию композитора (BACH) нотами, то образуется такой же графический рисунок. B - си бемоль, A - ля, C - до, H - си. Большой вклад в разработку музыкальных символов Баха внесли такие исследователи, как Ф. Бузони, А. Швейцер, М. Юдина, Б. Яворский и другие.

"Второе рождение"

При жизни творчество Себастьяна Баха не было оценено по достоинству. Современники знали его больше как органиста, нежели композитора. О нем не было написано ни одной серьезной книги. Из огромного числа его произведений только некоторые были опубликованы. После смерти имя композитора вскоре забылось, а сохранившиеся рукописи пылились в архивах. Возможно, мы бы ничего так и не узнали об этом гениальном человеке. Но, к счастью, этого не произошло. Истинный интерес к Баху возник в 19 веке. Однажды Ф. Мендельсон обнаружил в библиотеке ноты "Страстей по Матфею", которые его очень заинтересовали. Под его управлением это произведение с успехом было исполнено в Лейпциге. Многие слушатели были восхищены музыкой еще малоизвестного автора. Можно сказать, что это было вторым рождением Иоганна Себастьяна Баха. В 1850 году (к 100-летию со дня смерти композитора) в Лейпциге было создано Баховское общество. Цель этой организации состояла в издании всех найденных рукописей Баха в виде полного собрания сочинений. В итоге было собрано 46 томов.

Органное творчество Баха. Краткое содержание

Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в живописи. Все в них представлено преимущественно крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях наблюдается патетика музыкальных образов в свободных, импровизационных формах. Фугам присуща особая виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций.

В отличие от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше по объему и содержанию. Движение музыкального образа и его развитие протекают с усиливающейся активностью. Развертывание материала представлено в виде наслоения больших пластов музыки, но особой дискретности и разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность (непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из предыдущей с возрастающим напряжением. Так же построены и кульминационные моменты. Эмоциональный подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах является первым композитором, у кого проявились закономерности симфонического развития в крупных формах инструментальной полифонической музыки. Органное творчество Баха словно распадается на два полюса. Первый - это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии (большие музыкальные циклы). Второй - одночастные Они написаны в основном в камерном плане. В них раскрываются преимущественно лирические образы: интимно-скорбные и возвышенно-созерцательные. Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха - и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор и многие другие сочинения.

Произведения для клавира

При написании композиций Бах опирался на опыт своих предшественников. Однако и здесь он проявил себя как новатор. Клавирное творчество Баха характеризуется масштабностью, исключительной многогранностью, поиском выразительных средств. Он первым из композиторов прочувствовал универсальность этого инструмента. При сочинении своих произведений он не боялся экспериментировать и реализовывать самые смелые идеи и проекты. При написании ориентировался на всю мировую музыкальную культуру. Благодаря ему клавира значительно расширились. Он обогащает инструмент новой виртуозной техникой и меняет суть музыкальных образов.

Среди его произведений для органа особо выделяются:

  • Двухголосные и трехголосные инвенции.
  • "Английские" и "Французские" сюиты.
  • "Хроматическая фантазия и фуга".
  • "Хорошо темперированный клавир".

Таким образом, творчество Баха поражает своим размахом. Композитор широко известен во всем мире. Его произведения заставляют думать и размышлять. Слушая его композиции, невольно погружаешься в них, задумываясь над глубоким смыслом, лежащим в их основе. Жанры, к которым маэстро обращался в течение всей своей жизни, были самыми разнообразными. Это органная музыка, вокально-инструментальная, музыка для различных инструментов (скрипки, флейты, клавира и других) и для инструментальных ансамблей.

35 подборов, из них 3 в этом месяце

Биография

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания как сочинитель, но был известен как исполнитель и, особенно, как импровизатор.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - «Страсти по Матфею». Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей! - Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе великий Бетховен.

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но то был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам.

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл «синфониями»). Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - «Французских» и «Английских». В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей «Хроматической фантазией и фугой», можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый «Итальянский концерт». Позже Бах закончил второй том «Хорошо темперированного клавира», куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.

Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество, семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме презрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен. Умер Бах 28 июля 1750 года.

Он один из тех редких и прекрасных людей, кто мог записывать Божественный свет.

Александр МАЙКАПАР

Иоганн Себастьян БАХ

1685 - 1750

Главнейшие вехи жизни

И.С. Бах - немецкий композитор и клавирист, то есть исполнитель на клавишных инструментах (орган, клавесин, клавикорд).
Родился в 1685 г. в Эйзенахе. Крупнейший представитель самого большого музыкального рода. При жизни славился не столько как композитор, сколько как органист и клавесинист. Внешние обстоятельства его жизни гораздо менее разнообразны, чем у многих его коллег-современников, например у Генделя.

Дом в Эйзенахе, где родился И.С. Бах

Детские годы Бах провел в Эйзенахе. Рано лишившегося родителей мальчика (Бах осиротел к десяти годам) взял на воспитание в свою семью его старший брат Иоганн Кристоф, живший в Ордруфе. В 1700 г. Бах переезжает в Люнебург и поступает там в гимназию. К этому времени он хорошо играет на органе, клавире, скрипке, альте, выполняет обязанности помощника кантора.
В 1702 г. Бах несколько раз посещает Гамбург с целью послушать маститого Я. Рейнкена. В результате сам Рейнкен дает восторженный отзыв об игре молодого Баха на органе. В следующем году Бах заканчивает люнебургскую гимназию, весной принимает приглашение на службу в Веймаре. Он принимает участие в испытании нового органа в Арнштадте и в результате утверждается в должности органиста. В этом качестве он в 1705 г. совершает путешествие в Любек, чтобы послушать игру знаменитого органиста Дитриха Букстехуде.
В 1707 г. Бах перебирается в Мюльхаузен и становится здесь органистом Блазиускирхе (церковь Св. Власия). В этом же году он женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху семь детей, из которых выжили четверо. Двое старших сыновей - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эмануэль - впоследствии стали крупными композиторами и вошли в историю музыки как создатели своего музыкального стиля.
В 1708 г. Бах получает должность придворного органиста, камер-музыканта, а с 1714-го - придворного концертмейстера в Веймаре. В 1717–1723 гг. мы находим его придворным капельмейстером в Кётене.

Интерьер замковой церкви в Веймаре, в которой И.С. Бах исполнял свои кантаты

В 1721 г., после скоропостижной смерти Марии Барбары, Бах женится на дочери придворного музыканта в Вейсенфельде Анне Магдалене Вилькен. Она также представляет музыкальную династию, обладает красивым голосом и хорошим слухом. Помогая мужу, Анна Магдалена переписала множество его произведений. В этом браке у Баха рождается 13 детей, но выживают из них шестеро. Известным музыкантом стал один из сыновей Баха от этого брака - Иоганн Кристиан. (Ввиду многочисленности Бахов-композиторов в мировой музыкальной культуре утвердилась de facto практика называть всех Бахов по именам; когда же называется просто «Бах», мы понимаем, что речь идет об Иоганне Себастьяне.)

Двор церкви св. Фомы, где помещалась школа и жил И.С. Бах

В 1723 г. Бах получает важнейшую, как показала дальнейшая жизнь, свою должность - кантора Томаскирхе (церковь Св. Фомы) и городского музик-директора в Лейпциге. Он переезжает сюда и остается здесь до конца своей жизни. Отсюда он совершает ряд поездок, в том числе в 1747 г. в Потсдам, где играет перед королем Фридрихом II, импровизируя на заданную им тему. Вернувшись в Лейпциг, Бах разработал эту тему в ряде сложнейших полифонических пьес, напечатал их и преподнес королю. Произведение это называется «Музыкальное приношение».
Умер Бах в 1750 году.

Могила И.С. Баха в церкви св. Фомы

Масштаб гения

Бах - один из величайших представителей мировой музыкальной культуры. Он творил во всех существовавших в его время музыкальных жанрах, за исключением оперы, к которой, в сущности, близки его оратории. С точки зрения музыкального стиля, его искусство представляет собой высшую точку музыкального барокко. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями итальянской и французской музыкальных школ.
Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха - духовная кантата. Бах создал пять годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и пр. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургические принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса си минор, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка.
Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И.А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приемы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в свое время знатоков клавишных инструментов, Бах много писал для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» - первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже XVII–XVIII вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах «ХТК» Бах создал непревзойденные образцы, своего рода школу контрапунктичного мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних десяти лет жизни. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра - сонаты, сюиты, партиты, концерты - знаменует значительное расширение выразительности и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. Шесть Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.
При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей - родоначальник баховедения И.Н. Форкель (опубликовавший в 1802 г. «Очерк жизни и творчества Баха»), К.Ф. Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф. Мендельсона в 1829 г. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в XIX–XX вв. В 1850 г. в Лейпциге было образовано Баховское общество. (О плодах деятельности Общества см. нашу статью «Памятник мировой музыкальной культуры» - «Искусство» № 18 (354), 16–30 сентября 2006, с. 3).