Аюрведа: что это? Аюверда - что это такое? Методы и основы аюрведы. Аюрведа для похудения

Научиться понимать свое тело, прислушиваться к нему, правильно питаться тебе поможет аюрведа . Придерживаясь принципов аюрведы, ты не только усовершенствуешь свое тело, но и достигнешь внутренней гармонии.

Аюрведа пришла к нам из Индии и учит тому, что у каждого человека достаточно энергии, чтобы сделать себя здоровым. Этот постулат каждому открывает двери в здоровый образ жизни, ключом к которому являются изучение и понимание тела и его потребностей.

Если ты решила начать питаться по аюрведе, прежде всего тебе необходимо узнать принципы, на которых строится индийская диета.

Популярное

1. Ешь, когда голодна

Тебе нужно принимать пищу именно тогда, когда чувствуешь голод, а не ждать, когда наступит время традиционного завтрака или обеда. Больше прислушивайся к своему организму, чтобы понять его индивидуальные биологические ритмы. Ведь организм знает лучше, когда ему следует поесть. Но это отнюдь не означает, что по любому зову организма нужно бежать к холодильнику. Переедание совершенно не приветствуется.

Есть одно-единственное ограничение по времени — для завтрака. Первый раз в день, согласно аюрведе, рекомендуется есть до девяти утра.

2. Питайся« живой» пищей

Готовь исключительно из свежих продуктов. Только натуральные фрукты и овощи и желательно в сыром виде. Ведь при любой обработке продукты теряют значительную часть живительной энергии и аромата.

3. Придерживайся принципов сочетаемости продуктов

В древней Индии хорошо знали, что сочетание продуктов в пределах одного приема пищи заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно аюрведе, нужно употреблять фрукты, крахмал, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот несколько примеров того, какие продукты лучше не употреблять вместе:

  • ешь молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых;
  • фрукты ешь отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов(фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал — нет);
  • дыню лучше лучше не сочетать с другими продуктами;
  • не употребляй молоко вместе с другими белковыми продуктами(белки обладают согревающим свойством, а молоко охлаждающим).

4. Включай в рацион питания все 6 вкусов

Ты, конечно, знаешь все разновидности вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый, вяжущий и горький. Так вот, нужно позволить своему организму насладиться всей палитрой вкусов. Он будет тебе за это очень благодарен.

Для питания по аюрведе также очень важны различные пряности. Они содержат в себе много ценных веществ, полезных для организма. Но перебарщивать не стоит, иначе можно легко испортить не только блюдо, но и желудок.

5. Ешь только в хорошем настроении

От твоего настроя при приготовлении и приеме пище зависит ее правильное усвоение и твое хорошее настроение на весь день. Пища впитывает энергетику твоих мыслей, поэтому во время еды думай только о хороших вещах. А если на данный момент ты совсем не можешь отогнать от себя посторонние мысли, лучше перенести прием пищи на некоторое время: сейчас она точно не пойдет тебе на благо.

6. Не спеши во время еды

Выдели себе достаточное количество времени на прием пищи, не торопи свой организм. И это пойдет тебе только на пользу. Ведь даже из здоровой пищи, которую ты проглотишь в один момент, организм не извлечет всех питательных веществ. Поэтому постарайся сосредоточиться на самом процессе и на вкусовых качествах блюда.

7. Отдыхай от еды

Раз в неделю устраивай себе разгрузочный день — придерживайся любой диеты. Поначалу будет нелегко привыкнуть к ограничениям, но со временем у тебя появится чувство легкости и ты поймешь всю прелесть этого принципа.

8. Побудь немного вегетарианкой

Индийская диета, согласно аюрведе, строится прежде всего на принципах вегетарианства, поэтому о мясе придется на время забыть. Основу диеты составляют фрукты и овощи: фрукты в чистом виде и в салатах с заправкой из йогурта и овощные супы. Рекомендованы крупы и рис, соя, орехи, семечки, а также обезжиренные молочные продукты, такие как йогурт, творог и простокваша. Пить индийская диета советует всевозможные компоты, соки и чай с лимоном без сахара.

Индивидуальный подход в диете

Самое важное правило в кулинарии аюрведы — все диеты строго индивидуальны.

Диета составляется с учетом времени суток и сезона. Но для начала тебе нужно правильно определить свой конституциональный тип. Кстати, в чистом виде эти типы практически не встречаются: в том или ином сочетании в нас соединены все три доши — вата(ветер), питта(огонь), капха(слизь). Но тот или иной тип преобладает над остальными в большей степени.

Вата(эфир + воздух) заключает в себе идею движения, питта(огонь + вода) отвечает за энергетический обмен, капха(земля + вода) символизирует прочность и устойчивость.

Если доши идеально сбалансированы, значит, человек здоров. Преобладание одной доши над другой указывает на болезнь, излечить которую можно путем правильной диеты.

Вата(ветер)

У тебя худощавое, тонкокостное телосложение. Ты быстро говоришь, двигаешься, схватываешь все на лету, но так же быстро все и забываешь. У тебя могут быть вьющиеся волосы, сухая тонкая кожа, тонкие ногти и ресницы.

Ты тяжело переносишь холод, прохладную пищу и напитки со льдом. Твоя особенность — быстрый обмен веществ.

Если ты нашла в себе преобладающие черты ваты, то, согласно аюрведе, твой рацион питания должен состоять из гречки, риса, мяса, молочных продуктов, орехов. А от сырых овощей, соевых продуктов, кислых яблок лучше отказаться. Из специй отдай предпочтение кардамону и мускатному ореху.

Питта(огонь)

У тебя нормостеническое телосложение. Ты обладаешь взрывным характером, часто гневаешься и краснеешь. Скорее всего, у тебя тонкие светлые или рыжие волосы. Пищеварение очень интенсивное. Твое тело почти усыпано родинками. Кожа розовая, склонная к покраснениям и перегреву. Тебе некомфортно в жаркую погоду. Плохо переносишь жажду и голод.

Для твоего организма очень полезны бобовые, сельдерей, спаржа, цветная капуста, молочные продукты. А в качестве специй наиболее подходящие — кориандр, корица, мята и укроп. Необходимо исключить из рациона красное мясо, орехи, имбирь и шафран.

Капха(слизь)

Ты относишься к типу людей, предрасположенных к полноте. Причиной этого может быть неправильное питание или замедленный обмен веществ. Ты можешь очень быстро набирать вес, от которого потом достаточно сложно избавиться.

У тебя ширококостное телосложение, ты медлительна и любишь подольше поспать. Положительными сторонами твоего характера являются уравновешенность, миролюбие, уверенность в себе.

Также отличительной чертой данного типа служат густые блестящие волосы, большие глаза, чистая, плотная кожа, густые ресницы и довольно широкие плечи.

Ты прекрасно себя чувствуешь в любую погоду и при любых условиях. Ты спокойна, тебя достаточно трудно расшевелить и разозлить.

Обменные процессы в организме сильно замедленны.

Если ты заметила в себе какие-либо черты капхи, то тебе нежелательно употреблять любые сладости, исключение может составить небольшое количество меда. А также рекомендуется ограничить употребление в пищу белого риса, говядины и курицы.

Определи свой ДОША-ТИП

Вата

  • Строение тела: Высокий или низкий рост, худощавое телосложение.
  • Вес: Небольшой вес, с трудом набираешь килограммы.
  • Кожа: Сухая, тусклая.
  • Волосы: Жесткие, вьющиеся.
  • Выносливость: Плохая.
  • Характер: Энергичный, творческий.
  • Реакция на стрессовые ситуации: Склонна к тревоге и переживаниям.

Питта

  • Строение тела: Крепкое телосложение. Мышцы в тонусе.
  • Вес: Умеренный, но набрать или скинуть килограммы — не проблема.
  • Кожа: Теплая, влажная, склонная к появлению сыпи и потливости.
  • Волосы: Тонкие.
  • Выносливость: Средняя.
  • Характер: Амбициозная, организованная, смелая и волевая. Реакция на стрессовые ситуации Склонна к раздражению и злости.

Капха

  • Строение тела: Пышные формы, склонность к полноте.
  • Вес: Быстро набирашь, сбрасываешь с трудом.
  • Кожа: Плотная, жирная и холодная.
  • Волосы: Толстые, длинные, блестящие, прямые или волнистые.
  • Выносливость: Хорошая.
  • Характер: Спокойная, добрая, великодушная, последовательная и медлительная.
  • Рекция на стрессовые ситуации Быстро устаешь, неэнергичная. Тяжело довести до слез.

Главные принципы питания:

  • Основной прием пищи должен приходиться на полдень.
  • Есть необходимо в спокойной, тихой атмосфере, ни на что не отвлекаясь(не смотреть телевизор, не читать).
  • Не ешь в повышенном эмоциональном состоянии(возбуждение, злость, беспокойство, печаль).
  • Перерыв между приемами пищи должен быть не менее трех часов.
  • Медленно и тщательно пережевывай пищу.
  • Съедай ¾ порции от желаемого.
  • Не ешь холодную пищу.
  • Не пей много жидкости во время еды, особенно холодной; желательно запивать пищу горячим аюрведическим кипятком(то есть водой, кипевшей 15−20 минут).
  • Не употребляй молоко с другими продуктами, особенно с теми, которые обладают кислым или соленым вкусом. Его можно пить только кипяченым и горячим(можно с сахаром), желательно со специями(с перцем, кардамоном).
  • Используй специи для лучшего переваривания и усвоения пищи.
  • Забудь о промышленном сыре(из-за сычужного фермента), йогурте(из-за желатина), мороженом.
  • Учитывай при питании свои индивидуальные физиологические особенности, время года, погоду.
  • Не ешь кислую и соленую пищу перед сном(не следует пить даже кефир).

Ежедневная диета должна включать:

  • 40−50% хорошо приготовленного риса(басмати) или зерновых(пшеница, ячмень)
  • 15−30% хорошо проваренных бобовых(дал, мунг-дал, маш, чечевица, горох, фасоль)
  • 2−5% овощных супов
  • ½ ч. л. пикулей — солений и т. п.

Пример аюрведического обеда:

В грамотно приготовленный аювердический обед входят 6 этапов приема пищи. Считается, что такой порядок помогает восстановить баланс сил в организме. Правило здесь простое — продукты, на переваривание которых требуется больше времени, съедаются первыми.

  1. Мучное или тяжелое сладкое — например, торт, пирог или хлеб с маслом.
  2. Сырые овощи: салаты со сметаной или оливковым маслом, лимонным соком и специями.
  3. Бобовые: чечевица, фасоль или горох.
  4. Вареные, тушеные или жаренные на топленом масле овощи.
  5. Рис или другая крупа с чатни(соусом), специями и маслом.
  6. Свежие фрукты или сок, компот, чай из специй.
  7. Совершенно необязательно съедать все это изобилие в один присест. Схема может быть разбита на целый день, и тогда на завтрак мы получим привычный бутерброд с домашним сыром, салат и гороховый суп — на обед, овощи с рисом — файф-о-клок и фрукты на ужин. Можно придумать и другие комбинации.

Екатерина Козейкина
Фото Camerapress/Fotodom

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
Светлана Румянцева

Аюрведа – в переводе с индийского санскрита означает «Учение о продлении жизни человека». В ведической литературе впервые были указаны целебные свойства растений, принципы борьбы с недугами. Аюрведическая наука с древних и средневековых времён оказала большое влияние на медицину Европы и арабских стран. В Индии в 17 веке хирурги познали аюрведическую науку, обучающую ринопластике. С конца 18 века и до начала 20 века индийское учение о болезнях перестало существовать, её место заняла европейская медицина.

Российские учёные заинтересовались индийской философией о «продлении жизни» с помощью трав и косметики только к 90–м годам прошлого столетия. Современные медицинские практики изучают каноны аюрведы под предводительством CCRAS. Создано сто пятьдесят исследовательских центров, университетов, где пройдя пять лет обучения, абитуриенты отправляются в Индию для прохождения практики.

В чём заключается учение аюрведы? Главный пункт «закона о жизни» гласит: «Нарушение гармонии человека с природой ведёт к появлению заболеваний и недомоганий». Аюрведическая косметика основана на использовании натуральных растительных ингредиентах, которые борются с зашлакованностью организма, ускоряют выведение токсических веществ из кожи, внутренних органов, глаз, костей и мышц.

Как действует аюрведическая косметика на организм

Результат использования натуральной косметики из Индии – отличное самочувствие, замедление процессов увядания кожи. В аюрведических препаратах содержатся , которые успокаивают центральную нервную систему, тонизируют кожу, разглаживают морщины. К основным ингредиентам относятся травы, минеральные вещества, примеси благородных металлов. Растения выращиваются в естественных условиях, не подвергаются обработке химикатами, собираются вручную. Наличие в современных косметических препаратах консервантов, парабенов, синтетических отдушек отодвигает её на задний план. В 21 веке 70% женщин используют для продления молодости косметику аюрведы.


Что определяет качество натуральной аюрведической косметики

Живая косметика из Индии имеет свои отличительные особенности.

Натуральность

Любые косметические продукты не содержат в своём составе животных белков, синтетических масел, глицерин, пропиленгликоль. В качестве основы используются растительное масло.

Отсутствие сульфатов

В аюрведические продукты входят натуральные пенообразователи – кокосовый лауреат, мыльный орех. Если на обратной стороне упаковки в списке присутствуют препараты сульфата и соды, перед покупателем «подделка».

Нерадивые компании любят добавлять в шампуни, пилинги и скрабы химические вещества, обильно образующие пену. После мытья таким шампунем волосы становятся ломкими, тускнеют, а лицо, обработанное скрабом с сульфатами после соприкосновения с водой «стягивает», сушит, появляется раздражение, покраснение и зуд.

Отсутствие парабенов

В промышленные косметические средства производители добавляют консерванты и парабены для увеличения срока годности препарата. Натуральная косметика не содержит вредных ингредиентов. В индийских растениях уже присутствуют вещества, угнетающие рост болезнетворной микрофлоры.

Ароматизаторы

Для приятного запаха в обычную косметику добавляются отдушки, синтетические эфирные ингредиенты. В аюрведе не допустимо использовать искусственные запахи, так как аромат воздействует на тонкие тела человека, программирует организм на выздоровление. Создатели индийской косметики применяют для её отдушки натуральные эфиры, каждый из которых действует на кожу человека специфическим образом. Одну группу масел можно использовать только перед сном: эфиры расслабляют организм, расслабляют мышцы. Другая группа эфиров предназначена для утреннего использования: тонизируют кожу, наполняют организм бодростью. Третья группа масел используется в обеденное время: позволяет сконцентрироваться на текущих делах.

Цвет косметического продукта

В аюрведической косметике отсутствуют искусственные химические красители.

Комплекс растительных компонентов

Любой косметический препарат по аюрведе имеет в составе фитокомплекс из ста пятидесяти целебных трав. На Западе производители используют только семьдесят растительных сочетаний. В 21 веке с помощью новых технологий усовершенствовалась «доставка живительных молекул» растений в гиподерму – первый слой кожи, вследствие чего эффект от применения препаратов проявляется быстро и долго сохраняется.

Аюрведическая косметика борется за возвращение молодости организму, подчёркивает естественную красоту, замедляет увядание кожи. Препараты не вызывают привыкание, не содержат гормоны. Рецепты для производства косметических средств по уходу за кожей созданы по древним индийским писаниям.

Как создают аюрведическую косметику: главные принципы

Индийские косметические препараты воздействуют не только на физическую оболочку человека, но и тонкие тела. Гармония с природой – главный принцип аюрведистики. Индийское учение гласит: «Если энергетические каналы человека зашлакованы, бесполезно лечить тело и физическую оболочку».

Составляющие компоненты собираются по основным правилам, которые нарушать нельзя:

Растения собираются с учётом лунного цикла.
Травы собираются и подвергаются обработке в определённый временной отрезок: для успокоения – в вечернее время; для бодрости духа – в утренние часы.
Существует «мужская» и «женская» косметика, соответственно, травы должны собираться с учётом полов. Для женщин травы берутся женской рукой; для мужской – мужчинами.
При сборе трав обращается внимание на возраст человека, который рвёт растение.
Растения в фитокомплексе должны дополнять друг друга, усиливать эффект основного компонента.

Обработка лекарственных трав по аюрведе

Чтобы косметика приносила эффект, травы собираются в определённое время, мужчиной или женщиной, которые перед работой долгое время постятся, посещают храм. Плантации с лекарственными травами находятся за городом, вдали от загазованных улиц.

Перед тем, как сорвать растение, работник просит прощения у природы за это, разговаривает травой, объясняет, для чего она будет сорвана. Таким способом сохраняют энергетический потенциал, взаимосвязь с космосом.

Растения обрабатываются четырьмя способами:

Выжимание
Дробление
Настой разной температуры
Отвар

Самым сильным по действию считается свежевыжатый сок из растения. Выжимки экстракта обладают мощной энергией космоса.

Виды натуральной индийской косметики

Аюрведический крем

Крема на основе целебных компонентов работают по разным принципам: одни восстанавливают и питают кожу, другие – лечат дерматологические заболевания, устраняют визуальные дефекты кожных покровов. Крема аюрведы успешно борются с аллергическими высыпаниями, угрями, псориазом. В составе косметических средств присутствуют компоненты, обладающие противозудным эффектом. После применения крема кожные покровы приобретают здоровый блеск, мягкость и шелковистость.

Масла аюрведы

Индийские растения содержат в себе полезные эфиры, способные за короткий срок благотворно воздействовать на кожу, волосы, ногти. В составе масел содержатся витамины, питательные и увлажняющие вещества, полезные для сухой кожи лица и головы. Эфиры активно борются с послеродовыми растяжками, себореей, расслоением ногтевой пластины, осечёнными кончиками волос. Аюрведическая индийская практика предполагает . После нескольких посещений массажного кабинета кожа избавляется от зашлакованности, разравнивается, приобретает свежий вид.

Уход за волосами

Неблагоприятные факторы внешней среды отрицательно сказываются на волосах. Локоны становятся ломкими, хрупкими, тусклыми. Промышленная косметика для волос не справляется с проблемами, наличие в ней консервантов и других вредных химических соединений лишь на некоторое время даёт положительный результат, а в некоторых случаях, усугубляет положение. Аюрведические шампуни растительного происхождения гипоаллергенны, подходят для всех типов волос. После применения волосы обретают новую жизнь: , происходит , структура волоса утолщается, осечённые кончики «запаиваются».

Гигиена зубов и дёсен

Применение аюрведических зубных паст, порошков и зубных палочек для чистки зубов благотворно влияет на состояние зубной эмали. Натуральные ингредиенты косметических средств для гигиены полости рта безопасны для детей любого возраста. Пасты обладают бактерицидным действием, успокаивают слизистые оболочки дёсен, укрепляют зубы, борются с пародонтозом. После применения косметических средств дыхание становится свежим, изо рта приятно пахнет.

Целебная сила аюрведических масел

Масло зрелого миндаля

Масло добывают холодной прессовкой семян миндаля. Эфир бывает сладким и горьким. Горький миндаль содержит ядовитое вещество цианистый водород, поэтому после холодного отжима оно подвергается ректификации. Масло схоже с сиропом, имеет песочный оттенок, сладкий запах с долей терпкости.

Производят промышленные крема, моющие средства, туалетную воду. Применяют в качестве самостоятельного препарата для массажей, дополнительного компонента в масках, кремах для чувствительной и сухой кожи лица. Обладает увлажняющим эффектом. В лечебных целях применяется при запорах в качестве слабительного средства.

Масло из лепестков роз

Для производства розового масла используются два вида цветов: Rosa centifolia и Rosa damascena. Эфир из лепестков роз обладает противовоспалительным, жаропонижающим действием. Применяется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, головных болях. Добавляется в косметические средства для отдушки, как самостоятельное средство против повышенной потливости ног. успокаивает нервную систему, снимает усталость после длительного физического напряжения.

Кунжутное масло

Масло тёмно-шоколадного цвета с приятным запахом добывают после холодного отжима кунжутных семян. применяется как увлажняющее средство для увядающей кожи, для защиты лица и тела от ультрафиолетового излучения. Входит в состав косметики по уходу за тонкими ослабленными волосами. Перед применением рекомендуется разогреть эфирное масло до температуры 300С (во время массажа).

Масло из шиповника

Содержит жирные кислоты «Омега – 3, 6, 9». Кислота регулирует выработку холестерина в организме, обладает противоопухолевым действием. Рекомендуется применять женщинам во время беременности для укрепления хрящевых тканей плода. В составе находятся производные витамина группы «А», увлажняющие кожные покровы. Рекомендуется применять женщинам после сорока лет при пигментации неясной этиологии, увядающей коже, дерматитах, кожных заболеваниях (псориаз, экзема), после долгого пребывания на солнце.

18 января 2014, 16:28

Аюрведа – это наука о естественной жизни, дающая знания о поддержании здоровья и лечении болезней. Специалист-консультант по Аюрведе Татьяна Папшева предлагает начать наше с вами совместное изучение древнеиндийской медицинской науки со знакомства с самыми ее азами.

В нижеследующей статье мы рассмотрим:

  1. Определение Аюрведы.
  2. Происхождение аюрведической науки и святые писания, в которых она излагается.
  3. Цели человеческой жизни, согласно Аюрведе.
  4. Уровни здоровья.
  5. Базовые принципы Аюрведы.

Аюрведический врач никогда не признает пациента полностью здоровым, если тот не светится счастьем и удовлетворенностью от жизни. Официальная медицина разделяет понятия «физическое здоровье» и эмоциональное, психическое. Причем, слишком далеко друг от друга.

Что такое Аюрведа, откуда «взялись» ее знания

Вот определение Аюрведы, приведенное в одном из ведических канонов – «Чарака-самхите» (ЧС):

«Науку, описывающую полезную и бесполезную, счастливую и несчастную жизнь, меры пользы и вреда для жизни, а также описывающую и саму жизнь, называют Аюрведой».

Аюрведа не является теорией, принадлежащей какому-то одному древнему ученому. Это объемная частью ведических знаний, которые записаны в авторитетных источниках. Возраст их оценивается в пять тысяч лет, хотя на деле они не имеют возраста и являются частью этого мира.

Если придерживаться ведической точки зрения о создании мира Творцом, то про Веды можно сказать, что они «инструкция по использованию Мира», которую Творец приложил к «изделию». Следовательно, Аюрведа как наука о жизни получена напрямую от самого Творца, ее знания являются предельно точными.

Один из главных принципов ведического знания — «место–время–обстоятельства». Это значит, что знания, использованные с учетом этих категорий, будут гарантированно работать и приносить пользу независимо от страны и эпохи их применения.

История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текста, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по теме — «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита».

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения и специи морскими и сухопутными торговыми путями везли в страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни.

Здоровый человек — тот, чье чувство счастья постоянно и постепенно увеличивается

Аюрведические знания проникали в Грецию. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством местных целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию современной пластической хирургии. И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства. Интересный факт, подтверждающий авторитетность знаний Аюрведы: современная ассоциация хирургов США носит имя «Сушруты» — автора одного из канонов Аюрведы «Сушрута самхита».

В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри-Ланка, Непал. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) признает ее традиционной медицинской системой наряду с тибетской и китайской медициной.

Аюрведа, как наука о жизни даёт определение Жизни и то, для чего нужна жизнь.

«Жизнь – это соединение тела, органов чувств и органов действия, ума и души».

Для чего нам здоровье? Оно нужно, чтобы осуществить полноценную жизнь. Цели полноценной жизни также определяются в Аюрведе. В «Аштанга Хридаям Самхите» (АХС) написано:

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения четырех целей: своего предназначения, материального благополучия, удовлетворения потребностей чувств и освобождения от невежества, — должен с глубокой верой обратиться к учению Аюрведы».

Цели человеческой жизни и уровни здоровья

Согласно Аюрведе, цели человеческой жизни выходят за пределы чисто материальных интересов.

Здоровье — фундамент для достижения всех 4-х целей. Каждая следующая опирается на предыдущую и не достижима без нее. Как справедливо утверждение, что здоровье необходимо для достижения указанных целей, так справедливо и обратное утверждение, что, следуя пути достижения этих целей, человек обретает здоровье.

Уровни здоровья, определяемые в Аюрведе, согласуются с целями жизни. Определяется 4 уровня здоровья:

  • Арогья — отсутствие физических страданий. Первый уровень здоровья подразумевает, что человек не имеет телесных недугов, болей, воспалений и т.п., хорошо чувствует себя соматически. Это базовый уровень, основа для следующих.
  • Сукхам — мирское счастье, удовлетворение от социальной деятельности. Подразумевает удовольствие, которое человек получает от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, гармоничные взаимоотношения на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан с реализацией первой цели жизни – своего предназначения, или .
  • Свастха — понимание собственной природы. Человек должен осознать, что материальная и духовная природа отличны друг от друга. Материальность – наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется Душой. Она подразумевает индивидуальность.
    Материальные воплощения временны, но Душа – вечна. Свастха – есть понимание своей природы внутренней и внешней, материальной и духовной, осознание смысла жизни и временности всего происходящего. Все это дает возможность адекватно реагировать на любые события, дает психическое и эмоциональное благополучие, уравновешенность в эмоциональной сфере. Свастха тесно связано с четвертой целью жизни – освобождением от невежества.
  • Ананда — счастье, радость, благополучие. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Духовная радость и благоденствие подразумевают, что человек постоянно испытывает чувство счастья, удовлетворенности, что бы ни происходило. Более того, это чувства постоянно и постепенно увеличиваются.

Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом.

Вкусные аюрведические лекарства — специи

Современная трактовка здоровья от ВОЗ очень близка к аюрведическому его пониманию, однако второе отличается наличием четкого определения целей человеческой жизни . Без цели нет движения, наличие же цели также дает человеку возможность быть здоровым. Аюрведический врач, общаясь с пациентом, обращает внимание на все четыре аспекта здоровья и помогает достичь успеха в каждом из них. В противном случае здоровье будет не полным.

Базовые принципы Аюрведы

Аюрведа провозглашает следующие основные подходы и принципы.

  1. Учет духовного и материального аспектов бытия, личностный подход к природе человека, а значит и лечению. Каждый из нас обладает индивидуальностью. Реализация уникального таланта — одной из главных задач нашей жизни и целей Аюрведы.
  2. Холистичность, или целостность. Организм рассматривается не как сумма органов и систем, а как целое, где существует четкая взаимосвязь между тканями, органами и системами.
  3. Психосоматический подход. Наш эмоциональный статус оказывает влияние на состояние тела, на весь организм, болезнь является следствием изменений нашей психики. Мы пытаемся уйти от наших проблем. Но осознать их, понять причину – значит наполовину победить болезнь.
  4. Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.
  5. — Персональный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. В этом отношении нам помогает знание о типах конституции. Теория «Тридоша» – знание о психофизиологическом строении организма, основанное на концепции телесных и умственных свойств.
  6. — приоритет профилактики над лечением, акцент на образе жизни.
    а) Ахара – «то, что проникает в нас» — питание
    б) Вихара – распорядок, режим дня, недели, месяца, жизни
    в) Аушадха – «лекарство, несущее свет (исцеление)». Но даже очень хорошее лекарство, если не используются первые два компонента, не излечивает или воздействует малоэффективно.
  7. Натуропатический подход, когда для лечения или профилактики болезней используются средства естественного, природного, натурального происхождения – травы, минералы, продукты животного происхождения, солнце, воздух, вода и т.д. Причем, Аюрведа лечит противоположным – аллопатически, в отличие от лечения подобным – гомеопатии.
  8. Диагностика заболеваний на ранних стадиях. То, что современная официальная медицина считает собственно заболеванием, в Аюрведе является уже пятой стадией его проявления.

Обо всем этом вы сможете прочитать в наших следующих обучающих материалах по Аюрведе на сайте сайт. Наши обновления по этой теме будут выходить отныне каждый понедельник — такие же статьи для самостоятельного изучения основ древней индийской медицины, а также наши отзывы о различных аюрведических препаратах с подробными комментариями об их применении.
Подписывайтесь на обновления сайта в форме ниже этой статьи, чтобы не пропустить!

by Записки Дикой Хозяйки

Аюрведа – индийская медицина, включающая в себя науку, философию и религию. Практикуют её более 5000 лет. Санскрит трактует «аюрведа», как «наука/знания о жизни».

Это единственная система нетрадиционной (альтернативной) медицины, которую признают многие специалисты-медики и учёные разных стран. Аюрведические советы помогут сохранить крепость тела и здоровье души.

Эта наука затрагивает 8 разделов медицины :

  • Гинекологию
  • Педиатрию
  • Офтальмологию
  • Акушерство
  • Геронтологию
  • Отоларингологию (ухо / горло / нос)
  • Хирургию
  • Лекарственные препараты

Любую из вышеперечисленных дисциплин рассматривают согласно теории о пяти элементах (воздуха, эфира, огня, земли и воды); теории тридоша (3 составляющих тела); семи дхату (тканей тела); трёх триад жизни (тела, ума, духовного сознания); семи дхату (тканей тела).

Диагностика по Аюрведе

Специалисты данного учения – веды, прежде чем начать лечение, с максимальной точностью ставят диагноз. Диагностируют больного по пульсу (веды различают около 600 его колебаний), языку, лицу, глазам, губам, ногтям.

Врачи-аюрведы 10 лет учатся распознавать безошибочно пульс пациента.

Стадии болезни

Индийская медицина Аюрведа подразделяет все болезни на 6 стадий развития. Первые три стадии легко излечимые, следующая (четвёртая) – излечимая, пятая – трудноизлечимая, шестая – неизлечимая.

Начальный этап болезни отображает нарушения в работе «тонкого тела», которое разрушается вследствие пережитых негативных эмоций, проявлений низменных чувств. Как правило, люди не замечают начальные признаки заболевания, редко обращаясь к врачу.

Не сумев приостановить заболевание на начальной стадии (психофизиологической, эфирной), оно переходит к третьей (нейроэндокринной) стадии, не приостановив его на которой, перейдет в эндо-токсическую, опасную стадию.

Нарушения в равновесии гормонального фона, предвещает сбои в работе межклеточных и пищевых ферментов. Согласно Аюрведе, такие нарушения в работе организма являются естественным следствием кармы (греховных деяний прошлой или текущей жизни), а также может быть и приобретённым. Данная наука толкует, что гордыня делает слабой печень, лицемерие – почки, а эгоцентризм – сердце. Подавленный гнев изменяет флору желчного пузыря, желчного протока, вызывает воспаления желудка, а также тонкой кишки. Страх и беспокойство изменяют флору толстого кишечника.

Лечение

Процедура очищения организма производится только натуральными продуктами – лекарственными травами и растениями, маслами, специями.

Боли в спине лечат компрессами из тёплого масла, смешанного с ведической пастой из лекарственных трав, называемой «кативасти».

Незаменимую роль в излечении от телесных и психологических недугов играет знаменитый мармический массаж, выполняемый в 4 руки. Для массажа используют подобранные специально для пациента масла.

Мармы (тайные точки) – все энергетические центры тела человека.

1. Просыпаться до восхода солнца.

2. Опорожнять мочевой пузырь и кишечник сразу после пробуждения.

3. Купаться ежедневно.

4. Медитации, мантры.

5. 12 упражнений йоги-пранаямы (дыхательные техники, выполнять ежедневно).

6. Завтракать до 8 утра.

7. После еды – 15-минутная прогулка.

8. Есть молча.

9. Массировать десны, используя кунжутное масло (каждый день).

10. Постничать 1 раз / в неделю (уменьшает токсины).

11. Засыпать до 22.00.

1. 1 ч. ложка свежего имбиря (тёртого) + щепотка соли – способствуют хорошему аппетиту.

2. 1 стакан сырого молока (тёплого) + имбирь. Напиток, выпитый до сна, успокаивает умственную деятельность и питает тело.

3. Никогда не переедать.

4. Нельзя пить воду прямо перед / после приёма пищи.

5. Затянувшийся пост может навредить здоровью.

6. Чрезмерное потребление воды приводит к ожирению.

7. Чрезмерное потребление холодных напитков приводит к увеличению желчи.

8. Воду лучше хранить в медных сосудах. Такая вода благодатно действует на селезёнку и печень.

9. Сон после приёма пищи - путь к ожирению.