Аукционный дом Сотбис (Sotheby's). Крупнейшие аукционы Европы: где и когда В святая святых искусства

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.

Основателем Сотбис был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 году в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 году Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал. В течение столетия Бейкер и его преемники специализировались исключительно на книгах и были организаторами торгов всех известных библиотек, включая библиотеки князя Талейрана, герцогов Йоркского и Букингемского и библиотеку Наполеона, которую император брал с собой в ссылку на остров Святой Елены.
В 1778 году дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С 1778 года фирма стала именоваться Сотбис. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.
Сохранялось негласное соглашение, по которому мебель и живопись отсылались к Кристис, уступавшему все книги Сотбис. Оно было нарушено в 1913 году продажей "Мужского портрета" Франса Хальса, проданного за хорошую для того времени цену в 9000 фунтов стерлингов. А в 1917 году состоялась большая продажа, впервые включавшая картины наряду с мебелью и гравюрами. В 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.
Сотбис был закрытым "клубом", где работу могли получить только аристократы. К началу 80-х годов ХХ века Сотби практически обанкротился. В 1983 году Сотбис был продан американскому предпринимателю А. Альфреду Таубману - владельцу крупной сети магазинов. Сегодня Сотбис - это более 100 офисов во всем мире, в том числе и филиал в Москве. В 2000 году Сотбис стал первым международным аукционом предметов искусства, проводящим торги в Интернете. Среди наиболее любопытных лотов, проданных в Сети, - первый оттиск Декларации независимости (более $8 млн.).

Christie"s

Аукционный дом Кристис был основан 5 декабря 1766 года в Лондоне антикваром Джеймсом Кристи. В настоящее время Кристис является самым крупным аукционным домом в мире. 1800 сотрудников, 116 отделений аукционного дома в 42 странах; наиболее крупное отделение расположено в Нью-Йорке.
Ежегодно Кристис проводит более 1000 аукционов с оборотом более 2 млрд. долларов. Главный офис аукционного дома расположен на Кинг-стрит в престижном районе Сент-Джеймс, в 100 метрах от Сент-Джеймского дворца – действующей резиденции членов королевской семьи. В частности, во дворце Сент-Джеймс живет наследник престола принц Чарльз. В 1975 году открылся дополнительный офис в Южном Кенсингтоне.

Drotheum auction house

300 years after its foundation, the Dorotheum, established in 1707, is the largest auction house in Central Europe, the largest in the German-speaking area, as well as one of the leading auctioneers worldwide.

The Dorotheum hosts about 600 auctions a year, and more than 100 specialists attend to over 40 departments.

Tradition, our specialists’ expertise and market experience, personal service, a broad selection, and international outlook – this is what our clients appreciate about the Dorotheum.

Founded more than 300 years ago, the Dorotheum continues today on its successful course and is enjoying an increase in turnover. Building on its list of international contacts is one of the main focuses of its activities. Some of its most important international offices are in Brussels, Düsseldorf, Munich, Rome and Milan.

Gildings Auctioneers

Online sale catalogues & information. Fine Art, Furniture, Glass, Ceramics, Collectables, Military, Pottery, Jewellery, Toys, Rugs, Carpets, Silver Plate.Office in: Leicester - United Kingdom

Karl & Faber Kunstauktionen

Founded in 1923, the traditional international auction house specialises in Old Masters, 19th Century, Modern and Contemporary art, namely paintings, watercolours, drawings, prints and sculpture.Office in: Munich - Germany

Bali Auction House, Bali Muzayede

Bali Muzayede, Auction House in Turkey. 19th Oriental paintings, Turkish painting, 19th century antique furniture and objects, including silver and ottoman antiques.Office in:Istanbul - Turkey

Troostwijk Auctions and Valuations

Since 1930, Troostwijk Auctions is the leading firm for concluding successful industrial sales by either private treaty, tender or public (online) auction all over Europe. Office in: Amsterdam - The Netherlands - Europe

Auctions House Ruetten

Auctions and sales. Antique & reproduction furniture collectables, paintings prints, silver, porcelain (Meissen etc), ceramics, glasses, fine Carbets, jewellery, fine art.Forstinning - Munich - Germany

«Сотбис» - один из старейших аукционных домов, который вместе с «Кристис» занимает 90% рынка продаж антиквариата и предметов искусства в мире. Основа в 1744 г. в Лондоне книготорговцем Сэмюэлем Бейкером как закрытый клуб для аристократов.

За свою более чем 250-летнюю историю Sotheby’s отточил до совершенства искусство аукциона, постоянно модернизируя этот процесс. Современные инновации, такие так трансляция торгов и прием ставок онлайн, позволяют участвовать в аукционах из любой точки мира.

Исторические факты свидетельствуют, что аукционы (от лат. auctio – продажа с публичных торгов) существовали еще в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне и в Древнем Риме.

С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в XIII веке во Франции. Появление аукционов современного типа связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. История аукционного дома Sotheby’s начинается 11 марта 1744 года, когда открылся аукционный дом Бейкера. Основателем Sotheby’s был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 г. в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 г. Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал.

В 1778 г. дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С этого года фирма стала именоваться Sotheby’s. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.

В XIX веке Sotheby’s зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана и многие другие. В 1909 г. владельцами «Сотбис» стали член Парламента Монтегю Барлоу, а также предприниматели Феликс Варр и Джефри Хобсон. В этот период «Сотбис» начал торговать не только книгами, но и картинами.

Расширение приоритетов

После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. Постепенно торги Sotheby’s стали превращаться в масштабные культурные события, чему способствовали не только качественный уровень предлагаемых лотов, элитный список клиентов, но и место проведения аукционов.

В 1917 г. фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона. В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет (богиня с головой львицы), ставшая своеобразной эмблемой аукциона.

В 1936 г. пост директора Sotheby’s занял Питер Уилсон, с которым связана самая яркая эпоха в истории аукциона. Опередив своих конкурентов, он раньше других оценил перспективу зарубежного арт-рынка. Его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты.

Именно тогда, во второй половине 1940-х, наметился значительный рост прибыли фирмы, определившийся стабильностью послевоенной экономики. С 1946 г. до конца 50-х годов объем продаж увеличился с 1,5 до 6 млн. фунтов стерлингов. Выходом фирмы на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения «Сотбис» в Нью-Йорке.

Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессиониста Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на то время сумму для продаж живописи. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и интригующими неожиданностями, а новости международных аукционов вышли на первые полосы мировых изданий.

Покоряя Америку

Неуемная энергия Уилсона способствовала быстрому международному развитию «Сотбис». Он создал большую сеть отделений по всему миру, расширяющаяся и по сей день. Филиалы в те годы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

В Нью-Йорке «Сотбис» приобрел в 1964 г. самую большую американскую антикварную фирму Парк-Бернет и после успешного слияния компаний здесь удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю антикварного бизнеса и определивших новый уровень цен на живопись. Развитие бизнеса в США было связано не только с мировыми амбициями, но и с тем, что налоги на продажу старинных полотен в этой стране гораздо ниже английских.

Однако в начале 80 гг. «Сотбис» почти обанкротился, и сам стал объектом поглощения бруклинскими изготовителями ковровых покрытий, а в 1983 г. контрольный пакет акций выкупил американец Альфред Таубман, владелец международной сети супермоллов Taubman Centers. Под его руководством в 80-е годы товарооборот фирмы начал расти, а торги регулярно демонстрировали положительную динамику цен.

В 1985-1986 гг. свыше 80 произведений искусства было продано по цене более одного миллиона долларов. Подобных результатов не имела ни одна аукционная фирма в мире. В 1987 г. рост прибыли «Сотбис» составил 85% от прошлого года, объем продаж впервые превысил миллиард долларов. Сенсациями 1990 г. стали продажи коллекции Греты Гарбо ($20,9 млн.), пейзажа Джона Констебла «Плотина» (10,78 млн. фунтов стерлингов) и манускрипт XIII века «Бестиарий герцога Нортумберлендского» (2,97 млн. фунтов стерлингов). Объем продаж «Сотбис» в 1990 г. составлял уже $2,4 млрд.

Экономический кризис вследствие войны в Персидском заливе существенно повлиял на мировой бизнес, в том числе и на аукционный. С конца 1991 г. началось снижение годового оборота «Сотбис». Особенно пошатнулся уровень цен на современное искусство и работы импрессионистов. Тем не менее, с 1993 г. наступила стабилизация рынка. В 2000 г. Таубман ушел с поста главы «Сотбис», его сменил Уильям Рупрехт, ранее занимавший должность директора американского отделения. Он и сегодня является президентом и генеральным директором «Сотбис».

Штаб-квартиры «Сотбис» находятся в Нью-Йорке и в Лондоне. В начале 2000 гг. обе они расширили свои площади. В дополнение к дому на Нью-Бонд-стрит появился офис в Кингстоне, историческом пригороде Лондона. Главный американский офис на Йорк-авеню подвергся реконструкции и вырос на шесть этажей. Была построена роскошная галерея, обошедшаяся в $130 млн. и заслужившая в прессе оценку одного из самых значительных выставочных залов Нью-Йорка.

Русский след

Яркой вехой в истории «Сотбис» стало создание Русского отделения. Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке активизировался к середине 70-х годов. В 1974 г. «Сотбис» решился на первый аукцион искусства России круга Дягилева в Нью-Йорке, регулярными торги стали с 1984 г.

Пиком коммерческого интереса к русскому искусству стал 1989 г. Его результаты оказались ошеломляющими. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Время расцвета этих торгов связано с именами блестящих знатоков русского искусства и экспертов «Сотбис» – Джона Стюарта и Ивана Самарина, а также специалиста по восточно-европейскому рынку Питера Баткина. Именно они определяли до 1996 г. уровень и качество русских аукционов. Кстати, «Сотбис» стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века. Наиболее заметной стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют.

Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. На аукционе в Нью-Йорке в 2010 г. коллекция была продана почти за $2 млн. и в настоящее время находится в мировом турне. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Каноны «Сотбис»

Sotheby’s функционирует по английскому типу проведения торгов. Английский аукцион (или восходящий) основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену.

Второй тип аукционов – голландский или нисходящий начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Благодаря службе BidNow клиенты могут следить за всеми аукционами «Сотбис» и принимать участие в торгах в режиме реального времени в интернете из любой точки земного шара. Все аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, при этом участвовать в торгах не обязательно – можно быть просто зрителем.

Большинство аукционов проводятся в дневное время, некоторые – вечером, и для их посещения требуется билет. За неделю до начала торгов лоты выставляются в залах аукционного дома. Их можно увидеть и в каталоге, который появляется примерно за месяц до события. Одним из определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет так называемый провенанс картины (от англ. provenance – происхождение, источник).

Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов. Для участия в аукционе желающие совершить покупку должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он делает покупку по телефону или заранее оставляет письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. hammer price – цена после удара молотка) меньше, чем реальная стоимость покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги. Комиссионные «Сотбис» долгое время взимались только с продавца, однако теперь услуги аукциона оплачивает и покупатель. Они составляют 12-25%, в зависимости от аукционной цены лота – чем она выше, тем процент меньше.

Рекорды Sotheby’s

С 1988 г. аукционы «Сотбис» открывают доступ к результатам своих торгов. Тот факт, что их деятельность стала общественным достоянием, не только повысил доверие к ним со стороны коллекционеров во всем мире, но и позволил сделать каждые торги грандиозным событием, куда приглашаются самые известные личности со всех стран мира.

Это дало возможность влиять на конъюнктуру рынка и диктовать тенденции в мире искусства. Ведь ничто так не свидетельствует о ценности работы, как сумма, которую за нее заплатили. Так, самой дорогой картиной стала работа Пабло Пикассо «Мальчик с голубой трубкой» (1905 г.) $104,2 млн., проданная в 2004 г. Самой дорогостоящей скульптурой был «Шагающий человек» Альберто Джакометти (1961 г.), проданный в 2010 г. за $103,7 млн. А самым дорогим драгоценным камнем стал розовый бриллиант 24,78 карата «Розовый граф», проданный в 2010 г. за $46,2 млн.

Помимо ценовых рекордов, существует огромное число необычных и эксклюзивных проданных лотов. К примеру, космическая капсула «Восток 3KA-2», ушедшая с молотка за $2,8 млн. Этот аукцион состоялся в апреле 2011 г., в день 50-летия первого полета человека в космос. Капсула «Восток» сейчас экспонируется в музее России.

Еще один пример – лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне «Один день из Жизни», проданный в 2010 г. за $1,2 млн. Став крупнейшим игроком на рынке произведений искусства, аукционный дом не отказался от своего традиционного бизнеса, торговли книжными раритетами. Самая дорогая книга была продана за $12,4 млн. в 1983 г. Это Евангелие Генриха Льва, монарха XII века из династии Вельфов, герцога Саксонии и Баварии.

Sotheby’s XXI века

В настоящее время аукционный дом располагает широкой сетью отделений (90 филиалов в 40 странах по всему миру) и каждый год организует 250 аукционов в более, чем 70 направлениях (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги, рукописи, эстампы, керамика, драгоценности, мебель, музыкальные инструменты, фотографии, часы, вино и пр.).

«Сотбис» проводит торги в десяти залах: в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Милане, Женеве, Амстердаме, Цюрихе, Торонто, Гонконге и Дохе (Катар). Ежегодно на аукционы выставляются более 250 тыс. лотов. «Сотбис» не только проводит аукционы, но и совершает частные сделки с коллекционерами антиквариата и музеями.

Помимо этого, «Сотбис» занимается оценкой имущества (результаты которой признаются налоговыми органами и страховыми фирмами в стране клиента), продажей элитной недвижимости по всему миру, а также поддерживает деятельность Института искусств. Институт искусств «Сотбис» обучает студентов в Европе, США и Гонконге. Здесь готовят будущих искусствоведов, кураторов выставок, арт-дилеров – специалистов по изобразительному и декоративному искусству Запада и Востока. Институт также проводит курсы повышения квалификации для уже состоявшихся профессионалов.

В московском центре ГАРАЖ завершилась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988»

Единственный настоящий заморский аукцион «Русский авангард и современное советское искусство», проведенный в России, интересен сегодня и как коммерческий, и как социальный эксперимент. Как искусство оценивалось 30 лет назад и сегодня? Кого взяли в будущее? Как время скорректировало ранги и цены?

«Сотбис» 1988 года стал не только смелым коммерческим, но в первую очередь архисложным дипломатическим мероприятием. Видано ли дело: пресловутая «гадит англичанка» вдруг приглашает и привозит своих мистеров-твистеров покупать искусство еще вчера враждебной «Верхней Вольты с ракетами». Перестройка, гласность, пьянящий воздух свободы, внезапно объявленная обстановка доверия… да еще и возможность легально купить и вывезти первый русский авангард. Насчет вывоза даже было получено особое распоряжение властей - вопрос решался на высшем уровне.

Аукцион породил много ожиданий. Со стороны он казался волшебным входным билетом в мировой арт-рынок и вообще раздал немало авансов. В предисловии к каталогу торгов за подписью председателя «Сотбиса» Достопочтенного графа Гаури есть такие слова: «Сотбис гордится тем, что проводит первый международный аукцион художественных произведений в Советском Союзе. Мы уверены, что он не будет последним, так как для развития культурных связей нет ничего лучшего, как свободный обмен идеями и произведениями искусства между молодыми художниками, коллекционерами и студентами факультетов изобразительных искусств всех стран мира».

Уверены они... «Сны, милорд, я видел сны, они чисты как слезы». Прошло 30 лет, но ни один зарубежный аукцион так и не пришел в Россию.

Да и не придет в обозримом будущем.

За три десятка лет тот первый и пока последний московский «Сотбис» успел обрасти множеством легенд. О делах красивых и не очень. «Не очень» - так как сходу началась весьма советская по духу возня людей, испорченных квартирным вопросом: кого брать на торги, а кого не брать, кто свои, а кто по блату. Художникам срочно выдавали продуктовый дефицит, чтобы не было стыдно перед иностранцами. С деньгами (по договору художникам обещали деньги: валюту и рубли по курсу) тоже, говорят, не все красиво получилось. Откуда известно? О чем-то мне рассказывали сами свидетели тех событий. О чем-то можно прочитать в книгах участника тех торгов художника Гриши Брускина. К слову, могу смело посоветовать его «Прошедшее время несовершенного вида» или любую другую книгу: написано талантливо и метко, читается на одном дыхании. В общем, было или не было, но в эту возню вполне верится: все очень в духе поздних советских времен.

Но легенды легендами, а реальную фактуру все же можно реконструировать с высокой долей достоверности по каталогу торгов, по протоколам и другим показанным на выставке документам. Итак, вот, что тогда произошло:

1. В аукционный каталог «Сотбис» 7 июля 1988 года были включены 34 художника: Гриша Брускин, Сергей Волков, Александр Древин, Евгений Дыбский, Юрий Дышленко, Илья Глазунов, Вадим Захаров, Илья Кабаков, Светлана Копыстянская, Игорь Копыстянский, Дмитрий Краснопевцев, Белла Левикова, Малле Лейс, Татьяна Назаренко, Ирина Нахова, Владимир Немухин, Наталья Нестерова, Аркадий Петров, Дмитрий Плавинский, Леонид Пурыгин, Александр Родченко, Александр Ситников, Анатолий Слепышев, Варвара Степанова, Илья Табенкин, Лев Табенкин, Наталья Удальцова, Николай Филатов, Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг, Сергей Шутов, Гия Эдзгверадзе, Мария Эндер, Владимир Янкилевский. Из 34 художников фамилии четыре сегодня не на слуху, а все остальные регулярно продаются на мировых и российских аукционах. Так что в этом вопросе - браво, «Сотбис»!

2. Всего выставили 120 лотов. Из них 8 работ (больше всех) выставил художник Вадим Захаров, далее шли Александр Родченко (7 работ), Гриша Брускин, Светлана и Игорь Копыстянские (по 6 у каждого). Вообще у большинства авторов в каталог вошло 2–4 работы. Проще перечислить тех, у кого было всего по одной картине или рисунку: Мария Эндер, Татьяна Назаренко, Дмитрий Плавинский и Владимир Янкилевский.

3. Особо ценный русский авангард был почему-то «на разогреве»: его продавали в первом стринге, с 1 по 18 лот. В блоке русского авангарда были представлены работы Надежды Удальцовой, Александра Древина, Александра Родченко, Варвары Степановой и Марии Эндер.

4. Самым дорогим произведением на торгах стал абстрактный холст «Линия» 1922 года кисти Александра Родченко: за него заплатили £330 000, то есть $564 300.

5. Самая доступная работа на тех торгах стоила £2 200, или $3 762. За эту одинаковую сумму ушло сразу несколько работ: три полутораметровых холста Юрия Дышленко, большая картина Беллы Левиковой и два полотна Ильи Табенкина.

6. Покупать могли только иностранцы, за валюту. Советским художникам и наследникам авангардистов причиталось 60 % от суммы реализации (остальное - организаторам), из коих 10 % в валюте, а остальное в рублях по переводному курсу.

7. Элтон Джон купил лоты 51 и 56 - картины Светланы и Игоря Копыстянских. Каждую за £44 000 ($75 240). Лот 57 (Копыстянский) купил по информации автора Дэвид Боуи, за £24 200 ($41 382). Также в протоколе рукой вписано, что начальник «Сотбиса» Альфред Таубман купил картину Ильи Кабакова «Ответы экспериментальной группы» за £22 000 ($37 620).

8. Общий объем продаж, согласно протоколу, составил £2 085 000 (включая комиссию 10 %). Доля ухода по лотам, по моим подсчетам, составила 94 %. В других источниках встречается цифра 98 %. Но, согласно протоколу, из 120 лотов (последний лот имел номер 119, но там были 4 и 4A) непроданными остались 7.

9. Русский авангард официально и публично был продан иностранцам с разрешением на вывоз. Работы художников русского авангарда поступили на торги не из музейных фондов, а из частных собраний семей и наследников.

10. Фактически с первым ударом молотка Симона де Пури в сфере искусства в СССР наступил рынок. После этого в течение нескольких лет многие участники московского «Сотбиса» перебрались на Запад. Некоторые навсегда. Московский аукцион «Сотбис» стал последним крупным событием 1988 года, которым фактически заканчивается хронология подпольного и неофициального искусства в известном справочнике «Другое искусство». И с этим сложно не согласиться: то, что открыто продают в Совинцентре, подпольем уже не назовешь.

Вспомним отдельные картины и рисунки с тех исторических торгов.

Комментарий : Работа Родченко «Клоун. Сцена в цирке» - одна из немногих, которую можно было живьем посмотреть на выставке в «Гараже». Она была предоставлена московскими коллекционерами Мариной и Борисом Молчановыми. О ней известно, что 26 апреля 2006 года она была перепродана нынешнему владельцу на Sotheby’s в Нью-Йорке за $528 000, то есть в 10 раз дороже, чем была куплена 18 годами ранее в СССР. «Клоун» интересен, в частности, тем, что это одна из первых картин (а может, и первая), которую Родченко сделал в 1935 году после долгого периода отказа от живописи. Перед этим он не брался за кисти 14 лет, считая, что не живопись, а только фотография соответствовала задачам времени. В настоящий момент ценовой ориентир для работы такого класса составляет уже порядка $ 1 200 000.

Комментарий : Авангардные орнаменты, узоры и концепты Варвары Степановой в последние годы особенно востребованы российскими дизайнерами. Ее стилистику - узнаваемые ромбы - взяли на вооружение при оформлении метро , при разработке стиля формы олимпийской сборной России для игр в Рио в 2016 году и даже при создании всего фирменного стиля празднования 870-летия Москвы . Для гуаши, проданной на «Сотбис» в 1988-м, можно назвать не только ценовой ориентир сегодняшнего дня, но и недавнюю аукционную цену: этот рисунок для ткани в конце 2016-го . Сегодня эта гуашь стоила бы, скорее, $55 000–60 000. Примерно в 7 раз дороже, чем 30 лет назад. Это немного дороговато - «в чистом виде», без всей этой истории такие гуаши стоят дешевле. Но за счет провенанса - по этому рисунку «Сотбис» специально заказал ткань и из нее - шейные платки для гостей того исторического аукциона - такая цена вполне оправдана.

Комментарий : Конструктивистская «Линия» Родченко, которую, по сообщению New York Times, купил лондонский дилер Дэвид Джуда (David Juda), стала самой дорогой картиной торгов - $564 300 в пересчете с фунтов. Сегодня произведение такого класса стоило бы на мировом аукционном рынке в 5-6 раз дороже - порядка $3 000 000, а может, и больше. Действующий аукционный рекорд для Родченко составляет $4 500 000 - столько в 2016-м отдали за другую его конструктивистскую композицию .

Первый русский авангард в тот июльский день 1988 года был распродан подчистую. Ничего удивительного. Обычно цены были в 1,5-2 раза выше эстимейтов. С тех пор ряд вещей уже не раз перепродавался новым владельцам. И судя по ценам повторных продаж типовая доходность инвестиций, сделанных 30 лет назад, составила 17–20 % годовых. Это по простому проценту, без учета инфляции, но все равно неплохо.

Современное искусство и «второй русский авангард» (шестидесятники) тоже разошелся на ура. Но тут, в отличие от ситуации Родченко, Степановой или Эндер, покупателям требовалось гораздо больше знаний и визионерства. Не было никаких гарантий, что все художники каталога займут высокие места в истории искусства. Так и вышло. По ситуации 2018 года очевидно, что за какие-то работы сильно переплатили, а какие-то, наоборот, были куплены за небольшие деньги. Впрочем все равно покупка на первоклассном аукционе дает на порядок больше спокойствия коллекционерам, чем эмоциональные покупки с рынка на свой страх и риск не пойми по каким ценам. Несмотря на внешнее давление, в целом устроители аукциона - составители каталога провели качественный отбор, сильно снизив риски покупателей. Да, работ, которые на отрезке в 30 лет подорожали в 5-6 раз (с темпами русского авангарда), среди них гораздо меньше. И несмотря на отдельные удачные примеры, эмпирическое правило о более высоких рисках инвестиций в современное искусство, чем в то, которое уже прошло проверку временем, в целом работает.

Комментарий : Исполинская трехметровая работа, составленная из 32 холстов, стала самым дорогим лотом того аукциона в стринге современного искусства. «Фундаментальному лексикону» Гриши Брускина успех был практически обеспечен: его фото украшало обложку аукционного каталога. Но почти 17-кратного роста цены относительно эстимейта в $24 000 не мог предугадать никто. Работа очень эффектная и концептуальная - про всю нашу жизнь. Ее можно было увидеть на выставке в Москве. Предположить ее аукционную стоимость сегодня - сложная задача. В 2000 году на «Кристис» сопоставимый по классу четырехметровый холст «Логии I» был продан за $424 000. Это аукционный рекорд, но за 18 лет много воды утекло. Думаю, что сегодня «Фундаментальный лексикон» стоил бы минимум вдвое дороже - за счет художественного качества, а также провенанса и своего мемориального значения. Всего же 30 лет назад на «Сотбисе» продали 6 картин Брускина (все, которые выставлялись на торги). По одной из вещей - лоту 21 - можно сделать более точную ценовую привязку: в тот раз он был продан за $26 334, а в 2017-м работа сопоставимого класса из той же серии ушла на «Сотбисе» за $150 000. Рост в 5,7 раза за 30 лет. Вскоре после московского «Сотбиса» художник Гриша Брускин уехал в Америку. Через некоторое время с ним заключила контракт влиятельная галерея «Мальборо», которая в то время была номером один по Фрэнсису Бэкону и другим первым именам.

Комментарий : В воспоминаниях о тех событиях то и дело звучит: «навязали», «спустили сверху» и тому подобное. Молодое поколение художников сильно не жаловало Илью Сергеевича. Его работы действительно смотрятся экзотично среди произведений вчерашний неофициальных или полуофициальных художников. Но картины на аукцион выставили хорошие, по крайней мере три из четырех. Самой дорогой из них стал полутораметровый холст «Иван Грозный» 1974 года, опубликованный в одной из монографий о Глазунове. Это жесткое натуралистичное историческое повествование, совсем не для дома. Но вместе с тем это абсолютный Глазунов, в своей сильнейшей поре, самого ценного периода. Нынешний его аукционный рекорд, близкий к $100 000, сегодня принадлежит другой работе такого же класса - «Русскому Икару» 1973 года. Но надо понимать, что это именно рекорд, исключение. А обычно масла Глазунова сегодня продаются в диапазоне $10 000–25 000. Конечно, с учетом аукционной истории и размера «Иван Грозный» стоил бы дороже обычной вещи. Но не в 10 раз. Скорее, те же $50 000–60 000 - может, чуть дороже.

Комментарий : Картины самого дорогого из ныне живущих русских художников на историческом «Сотбисе» ушли выше эстимейтов, но без ажиотажа. Например, самые что ни на есть показательные и ценные «Ответы экспериментальной группы» были проданы примерно вдвое выше эстимейта, но все же за относительно скромные $37 500. Но прошло время, и сегодня Кабаков считается одним из главных, даже просто главным по значению русским художником послевоенного неофициального искусства. Западными искусствоведами написаны монографии, сняты фильмы, художник представлен в ведущих музеях мира. Удивительно, что среди аукционного топ-5 у Кабакова почти все работы выполнены на фигуративной основе, включая «Жука» Вячеслава Кантора за 5,8 миллиона долларов. Не принимают коллекционеры в свои собрания таблицы и тексты. Ближайшая референсная продажа для «Ответов экспериментальной группы» состоялась на Phillips два года назад: трехметровую таблицу концепт «Собакин» продали за $660 000. Дорого. Но «Ответы» по всем статьям лучше и значительнее «Собакина». Так что аукционная цена на них сегодня может составлять, скорее, от $1 000 000 - в 26 раз больше, чем 30 лет назад. Если так, то эта вещь Кабакова стала одной самых выгодных покупок тех торгов.