Аукцион Сотбис — «книжное» начало. Russian Auctions - Русские Аукционы Предаукционные выставки Сотбис и Кристис

На выставке представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и художниками-участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволяет посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день. Также на выставке экспонируются некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова. Последняя работа была приобретена Альфредом Таубманом — в то время председателем совета директоров Sotheby’s — и подарена советскому Министерству культуры как первое произведение для будущего музея современного искусства СССР.

Аукцион «Сотбис» ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи перестройки, которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.

Однако рекордные цены, установленные на аукционе и заставшие советский и западный арт-мир врасплох, не выдержали распада Советского Союза и рухнули вместе с ним. Вместе с тем «Русский “Сотбис”» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом. Со временем торги обрели мифический ореол, о котором писатель Эндрю Соломон сказал: «…об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники чего только не ставили аукционному дому в заслугу: он-де открыл одно направление, изобрел другое, положил конец третьему».

Московские торги «Сотбис» также освещаются в книге « » (англоязычное издание — ), опубликованной Музеем «Гараж» в 2016 году. Это издание, сосредоточенное на 15 групповых выставках и других крупных проектах, привлекших внимание международной публики к российским художникам или познакомивших российскую публику со звездами западного искусства, предлагает читателям уникальный взгляд на рождение глобального арт-мира. Книгу можно приобрести в книжном магазине Музея, англоязычное издание также доступно на сайтах

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.

Искусство и деньги веками были в центре человеческого внимания. Жанры и направления менялись, но интерес к таинству создания великих полотен и их заоблачным ценам неизменно велик. Как формируется стоимость лота на аукционе? Кто определяет, что “Швейная машинка с зонтами в сюрреалистическом пейзаже” Сальвадора Дали сегодня продается за 2 млн. евро, а “Соборная площадь. Милан” современного художника Герхарда Рихтера уходит с молотка за 51 миллион? Лучший способ окунуться в мир больших денег и произведений искусства – отправиться на аукционы и получить информацию из первых рук.

Аукционный дом «Сотбис» (Sotheby’s) – один старейших. С момента его основания в Лондоне в 1744 география и степень влияния этих торгов на мировой рынок значительно изменились. Сегодня его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, а филиалы разбросаны по всему миру, включая Париж, Цюрих и Торонто. Ежегодный оборот дома достигает нескольких миллиардов долларов. Аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, даже если вы не участвуете в торгах. Большинство торгов проводятся в дневное время, однако некоторые начинаются и вечером, и тогда для посещения вам понадобится билет.

Обычно аукционы проходят четыре раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке. Посещение такого мероприятия – особый и ни с чем несравнимый опыт. Здесь можно увидеть произведения любимых художников и скульпторов, которых не найти в музейных коллекциях или собраниях галерей. В окружении лучших специалистов из мира торгов вы становитесь свидетелем таинств покупки и продажи предметов из нескольких десятков категорий: от античного искусства до картин современных художников.

Сегодня «Сотбис» признается профессионалами лидером именно в категории «Современное искусство», основные продажи предметов которого проходят ежегодно в мае и ноябре в Нью-Йорке и в феврале и июне в Лондоне.

Кристис

Еще один титан в мире аукционного дела и главный конкурент «Сотбиса» – «Кристис» (Christie’s), основное место дислокации которого также успело поменяться с Лондона на Нью-Йорк. Деятельность обоих вместе составляет около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

«Кристис» осуществляет более шестисот продаж в год, то есть в среднем две продажи в день. Торги проходят по 80 категориям: изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель и предметы интерьера и многое другое. Одно из наиболее перспективных направлений развития «Кристис» – постоянно действующий Русский отдел и престижные «Русские торги» (Russian Sales).

Русский отдел каждый год проводит торги в апреле в Нью-Йорке и в ноябре в Лондоне, каждый раз устанавливая все новые и новые рекорды продаж. Последние торги в Лондоне, например, принесли 16,9 миллионов фунтов. Как и «Сотбис», этот аукционный дом устанавливает минимальную цену на торгах, которая постепенно увеличивается, и лот уходит к покупателю, назначившему самую высокую цену.

Предаукционные выставки Сотбис и Кристис

Увидеть произведения искусства, которые будут проданы на двух крупнейших аукционах за миллионы, можно, посетив выставки, организуемые аукционными домами до торгов. Для увеличения числа посетителей их устраивают не только в главных помещениях «Кристис» (Рокфеллер Плаза) и «Сотбис» (Йорк-авеню), но и привозят в крупнейшие мировые столицы: Москву, Токио, Лондон и Париж. Изюминка таких выставок – в выбранном организаторами помещении. Оно всегда сочетает в себе историческую ценность для жителей той или иной страны и одновременно достаточно надежно и безопасно для хранения дорогостоящих лотов.

Бонхамс

Вслед за двумя лидерами продаж объектов мирового культурного наследия эксперты обычно называют аукционный дом «Бонхамс» (Bonhams). Третий по величине аукцион в мире проводит продажи по 70 категориям, включая живопись и машины, музыкальные инструменты и предметы интерьера. Bonhams разместил свои филиалы в США, Австралии, ЮАР и Гонконге. Столь широкая география распространения позволяет этому аукционному дому проводить в год более 700 торгов по всему миру. Аукционы проводятся в разных городах в зависимости от специфики лотов и той категории, которая выставляется на продажу.

Доротеум

В немецкоговорящих странах лидерство принадлежит венскому аукционному дому «Доротеум» (Dorotheum). Более 300 лет существования делают его старейшим из главных аукционов мира. Штаб-квартира этого дома никуда не переезжала и по-прежнему расположена в Вене. Единственное изменение в рамках глобализации мирового рынка искусства – новые представительства в некоторых австрийских городах, например, в Зальцбурге, а также в других точках Европы, например, в Праге и Милане. Ежегодно «Доротеум» проводит около 600 аукционов, большая часть из которых – ежедневные «аукционы без каталога» во дворце Доротеум в австрийской столице. Однако самая важная часть продаж – серия четырех главных торгов в рамках аукционных недель. Именно во время них проводятся аукционы редких произведений изобразительного искусства – от работ старых мастеров до стиля модерн и современного искусства.

Еще одна особенность этого дома – собственный ювелирный магазин «Доротеума», который на сегодняшний день является крупнейшим в Австрии.

«Сотбис» - один из старейших аукционных домов, который вместе с «Кристис» занимает 90% рынка продаж антиквариата и предметов искусства в мире. Основа в 1744 г. в Лондоне книготорговцем Сэмюэлем Бейкером как закрытый клуб для аристократов.

За свою более чем 250-летнюю историю Sotheby’s отточил до совершенства искусство аукциона, постоянно модернизируя этот процесс. Современные инновации, такие так трансляция торгов и прием ставок онлайн, позволяют участвовать в аукционах из любой точки мира.

Исторические факты свидетельствуют, что аукционы (от лат. auctio – продажа с публичных торгов) существовали еще в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне и в Древнем Риме.

С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в XIII веке во Франции. Появление аукционов современного типа связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. История аукционного дома Sotheby’s начинается 11 марта 1744 года, когда открылся аукционный дом Бейкера. Основателем Sotheby’s был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 г. в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 г. Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал.

В 1778 г. дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С этого года фирма стала именоваться Sotheby’s. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.

В XIX веке Sotheby’s зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана и многие другие. В 1909 г. владельцами «Сотбис» стали член Парламента Монтегю Барлоу, а также предприниматели Феликс Варр и Джефри Хобсон. В этот период «Сотбис» начал торговать не только книгами, но и картинами.

Расширение приоритетов

После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. Постепенно торги Sotheby’s стали превращаться в масштабные культурные события, чему способствовали не только качественный уровень предлагаемых лотов, элитный список клиентов, но и место проведения аукционов.

В 1917 г. фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона. В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет (богиня с головой львицы), ставшая своеобразной эмблемой аукциона.

В 1936 г. пост директора Sotheby’s занял Питер Уилсон, с которым связана самая яркая эпоха в истории аукциона. Опередив своих конкурентов, он раньше других оценил перспективу зарубежного арт-рынка. Его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты.

Именно тогда, во второй половине 1940-х, наметился значительный рост прибыли фирмы, определившийся стабильностью послевоенной экономики. С 1946 г. до конца 50-х годов объем продаж увеличился с 1,5 до 6 млн. фунтов стерлингов. Выходом фирмы на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения «Сотбис» в Нью-Йорке.

Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессиониста Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на то время сумму для продаж живописи. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и интригующими неожиданностями, а новости международных аукционов вышли на первые полосы мировых изданий.

Покоряя Америку

Неуемная энергия Уилсона способствовала быстрому международному развитию «Сотбис». Он создал большую сеть отделений по всему миру, расширяющаяся и по сей день. Филиалы в те годы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

В Нью-Йорке «Сотбис» приобрел в 1964 г. самую большую американскую антикварную фирму Парк-Бернет и после успешного слияния компаний здесь удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю антикварного бизнеса и определивших новый уровень цен на живопись. Развитие бизнеса в США было связано не только с мировыми амбициями, но и с тем, что налоги на продажу старинных полотен в этой стране гораздо ниже английских.

Однако в начале 80 гг. «Сотбис» почти обанкротился, и сам стал объектом поглощения бруклинскими изготовителями ковровых покрытий, а в 1983 г. контрольный пакет акций выкупил американец Альфред Таубман, владелец международной сети супермоллов Taubman Centers. Под его руководством в 80-е годы товарооборот фирмы начал расти, а торги регулярно демонстрировали положительную динамику цен.

В 1985-1986 гг. свыше 80 произведений искусства было продано по цене более одного миллиона долларов. Подобных результатов не имела ни одна аукционная фирма в мире. В 1987 г. рост прибыли «Сотбис» составил 85% от прошлого года, объем продаж впервые превысил миллиард долларов. Сенсациями 1990 г. стали продажи коллекции Греты Гарбо ($20,9 млн.), пейзажа Джона Констебла «Плотина» (10,78 млн. фунтов стерлингов) и манускрипт XIII века «Бестиарий герцога Нортумберлендского» (2,97 млн. фунтов стерлингов). Объем продаж «Сотбис» в 1990 г. составлял уже $2,4 млрд.

Экономический кризис вследствие войны в Персидском заливе существенно повлиял на мировой бизнес, в том числе и на аукционный. С конца 1991 г. началось снижение годового оборота «Сотбис». Особенно пошатнулся уровень цен на современное искусство и работы импрессионистов. Тем не менее, с 1993 г. наступила стабилизация рынка. В 2000 г. Таубман ушел с поста главы «Сотбис», его сменил Уильям Рупрехт, ранее занимавший должность директора американского отделения. Он и сегодня является президентом и генеральным директором «Сотбис».

Штаб-квартиры «Сотбис» находятся в Нью-Йорке и в Лондоне. В начале 2000 гг. обе они расширили свои площади. В дополнение к дому на Нью-Бонд-стрит появился офис в Кингстоне, историческом пригороде Лондона. Главный американский офис на Йорк-авеню подвергся реконструкции и вырос на шесть этажей. Была построена роскошная галерея, обошедшаяся в $130 млн. и заслужившая в прессе оценку одного из самых значительных выставочных залов Нью-Йорка.

Русский след

Яркой вехой в истории «Сотбис» стало создание Русского отделения. Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке активизировался к середине 70-х годов. В 1974 г. «Сотбис» решился на первый аукцион искусства России круга Дягилева в Нью-Йорке, регулярными торги стали с 1984 г.

Пиком коммерческого интереса к русскому искусству стал 1989 г. Его результаты оказались ошеломляющими. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Время расцвета этих торгов связано с именами блестящих знатоков русского искусства и экспертов «Сотбис» – Джона Стюарта и Ивана Самарина, а также специалиста по восточно-европейскому рынку Питера Баткина. Именно они определяли до 1996 г. уровень и качество русских аукционов. Кстати, «Сотбис» стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века. Наиболее заметной стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют.

Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. На аукционе в Нью-Йорке в 2010 г. коллекция была продана почти за $2 млн. и в настоящее время находится в мировом турне. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Каноны «Сотбис»

Sotheby’s функционирует по английскому типу проведения торгов. Английский аукцион (или восходящий) основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену.

Второй тип аукционов – голландский или нисходящий начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Благодаря службе BidNow клиенты могут следить за всеми аукционами «Сотбис» и принимать участие в торгах в режиме реального времени в интернете из любой точки земного шара. Все аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, при этом участвовать в торгах не обязательно – можно быть просто зрителем.

Большинство аукционов проводятся в дневное время, некоторые – вечером, и для их посещения требуется билет. За неделю до начала торгов лоты выставляются в залах аукционного дома. Их можно увидеть и в каталоге, который появляется примерно за месяц до события. Одним из определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет так называемый провенанс картины (от англ. provenance – происхождение, источник).

Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов. Для участия в аукционе желающие совершить покупку должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он делает покупку по телефону или заранее оставляет письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. hammer price – цена после удара молотка) меньше, чем реальная стоимость покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги. Комиссионные «Сотбис» долгое время взимались только с продавца, однако теперь услуги аукциона оплачивает и покупатель. Они составляют 12-25%, в зависимости от аукционной цены лота – чем она выше, тем процент меньше.

Рекорды Sotheby’s

С 1988 г. аукционы «Сотбис» открывают доступ к результатам своих торгов. Тот факт, что их деятельность стала общественным достоянием, не только повысил доверие к ним со стороны коллекционеров во всем мире, но и позволил сделать каждые торги грандиозным событием, куда приглашаются самые известные личности со всех стран мира.

Это дало возможность влиять на конъюнктуру рынка и диктовать тенденции в мире искусства. Ведь ничто так не свидетельствует о ценности работы, как сумма, которую за нее заплатили. Так, самой дорогой картиной стала работа Пабло Пикассо «Мальчик с голубой трубкой» (1905 г.) $104,2 млн., проданная в 2004 г. Самой дорогостоящей скульптурой был «Шагающий человек» Альберто Джакометти (1961 г.), проданный в 2010 г. за $103,7 млн. А самым дорогим драгоценным камнем стал розовый бриллиант 24,78 карата «Розовый граф», проданный в 2010 г. за $46,2 млн.

Помимо ценовых рекордов, существует огромное число необычных и эксклюзивных проданных лотов. К примеру, космическая капсула «Восток 3KA-2», ушедшая с молотка за $2,8 млн. Этот аукцион состоялся в апреле 2011 г., в день 50-летия первого полета человека в космос. Капсула «Восток» сейчас экспонируется в музее России.

Еще один пример – лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне «Один день из Жизни», проданный в 2010 г. за $1,2 млн. Став крупнейшим игроком на рынке произведений искусства, аукционный дом не отказался от своего традиционного бизнеса, торговли книжными раритетами. Самая дорогая книга была продана за $12,4 млн. в 1983 г. Это Евангелие Генриха Льва, монарха XII века из династии Вельфов, герцога Саксонии и Баварии.

Sotheby’s XXI века

В настоящее время аукционный дом располагает широкой сетью отделений (90 филиалов в 40 странах по всему миру) и каждый год организует 250 аукционов в более, чем 70 направлениях (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги, рукописи, эстампы, керамика, драгоценности, мебель, музыкальные инструменты, фотографии, часы, вино и пр.).

«Сотбис» проводит торги в десяти залах: в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Милане, Женеве, Амстердаме, Цюрихе, Торонто, Гонконге и Дохе (Катар). Ежегодно на аукционы выставляются более 250 тыс. лотов. «Сотбис» не только проводит аукционы, но и совершает частные сделки с коллекционерами антиквариата и музеями.

Помимо этого, «Сотбис» занимается оценкой имущества (результаты которой признаются налоговыми органами и страховыми фирмами в стране клиента), продажей элитной недвижимости по всему миру, а также поддерживает деятельность Института искусств. Институт искусств «Сотбис» обучает студентов в Европе, США и Гонконге. Здесь готовят будущих искусствоведов, кураторов выставок, арт-дилеров – специалистов по изобразительному и декоративному искусству Запада и Востока. Институт также проводит курсы повышения квалификации для уже состоявшихся профессионалов.

История Sotheby’s. Часть 1.

Первые упоминания об аукционах мы находим в древневавилонских источниках, относящихся к V веку до нашей эры.

В те давние времена «с молотка», как бы мы сказали сейчас, хорошо расходились молодые невесты. Аукцион был известен в античном Риме, там возникло и само это слово. С распадом Римской империи такой вид торговли на несколько веков исчез, но затем возродился в Средневековой Европе. Возникновение аукционов современного типа исторически связано с королевством Нидерланды. Но по части влиятельности и оборота денежных средств первенство принадлежит Англии. Именно эта страна стала родиной крупнейших аукционных домов - а первым из них была фирма, известная нам теперь как «Сотбис».

В наши дни «Сотбис» проводит аукционы по всему миру: в странах Европы, Америки, Азии и Африки. Филиалы «Сотбис» работают в сорока странах. Годовой финансовый оборот фирмы давно перешагнул за отметку в миллиард долларов. «Сотбис» - аукцион произведений искусства и предметов антиквариата . Он продает как шедевры древности, так и современные работы, выставляет лоты в семидесяти категориях коллекционирования. Приобретение антиквариата на торгах «Сотбис» считается признаком респектабельности. Авторитет аукционного дома служит гарантией перспективного вложения капитала. На счету «Сотбис» мировые рекорды продаж: лоты, ушедшие за десятки миллионов долларов. А началась история «Сотбис» 11 марта 1744 г., когда сэр Сэмюель Бейкер , лондонский книготорговец, устроил продажу «нескольких сотен редких и ценных книг» из собрания некоего безвременно почившего сэра Джона Стэнли – и успешно выручил с этого 800 фунтов стерлингов.

Аукцион Сотбис - «книжное» начало

Книга была не только источником знаний, но и предметом престижа для английского джентльмена эпохи Просвещения. Книги были модны. Аристократы стремились обзавестись обширными библиотеками. Но поскольку судьба превратна, а жизнь человеческая не вечна, книжные собрания нередко продавались - когда владелец попадал в трудные финансовые обстоятельства, или же наследниками, после его кончины. На книжных аукционах предприимчивый Бэйкер заработал хороший капитал. Он первым в Англии - а значит, и во всем мире - начал печатать букинистические каталоги с фиксированными ценами. В 1754 г. Сэмюель Бейкер первым открыл в Лондоне постоянно действующий аукционный зал. История сохранила имя его партнера, сэра Джорджа Ли, снискавшего известность своим талантом ведения торгов. Компания Бейкера была закрытым великосветским клубом: чумазых «кокни» туда не пускали, чистота аристократической крови соблюдалась как среди клиентов, так и среди аукционистов.

Хотя заслуга Бейкера как основателя фирмы неоспорима, свое знаменитое название аукцион получила не от него. Сотби – фамилия племянника сэра Бейкера сэра Джона, который начал работать вместе с дядей спустя двадцать лет после первого книжного аукциона. Когда Бейкер умер, сэр Джон Сотби получил часть фирмы в наследство, и с 1778 г. она носит нынешнее свое имя. В XIX веке «Сотбис» зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана, французского политика и агента нескольких мировых разведок и многие другие.

История Sotheby’s. Часть 2.

Пока политику аукционного дома определяло семейство Сотби, фирма упорно держалась букинистического рынка. С момента первого аукциона Сэмюеля Бейкера в марте 1744 г. диапазон предметов продажи был лишь немного расширен - за счет гравюр, медалей и старинных монет. Однако успешное ведение бизнеса требовало гибкости и понимания тенденций времени.

С развитием печатного дела книга перестала быть элитарным товаром. Покупательская аудитория книжной продукции демократизировалась. Спрос на раритетные библиотеки упал – даже в старой доброй Англии с ее консервативными традициями. После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. К тому же времени относится и переезд с улицы Веллингтона, где фирма размещался долгие десятилетия, в элегантную и респектабельную резиденцию на Нью-Бонд-стрит. Обретение такого нового лица оказалось, быть может, не менее важным, чем изменение профиля продаж аукциона . Нью-Бонд – небольшая, но оживленная улица Лондона, место уютных кафе, небольших ресторанов, элитных магазинов. Белый трехэтажный дом под номером 34/35 сразу привлекает внимание прохожего. Над арочным входом – довольно неожиданно - египетскаяСехмет (повелительница войн, болезней и палящего солнца, грозная и, если верить мифам, кровожадная богиня) – фрагмент древней статуи. Над богиней – флаг со строгим, лаконичным логотипом Sotheby’s.

В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре . Здесь великий иллюстратор работал над альбомом, посвященным Лондону. Возможно, прошлое дома, его связь с историей искусства, сыграли свою роль. В аукционные залы на Нью-Бонд потянулись новые богатые клиенты, теперь уже собиратели живописи и дорогого антиквариата . В этом доме и поныне размещается лондонская штаб-квартира «Сотбис» - а богиня с головой львицы стала ее своеобразной эмблемой. Следующая глава в истории «Сотбис» связана с именем сэра Питера Уилсона и его деятельностью на посту генерального директора (с 1936 г.). Стараниями Уилсона аукционный дом перевел внимание со «старых мастеров» (отражавших свечные блики в полутемных галереях фамильных замков) на живопись импрессионистов и модернистов.

Будем объективны: выбор сэра Питера нельзя назвать сверхоригинальным. Творчество художников-новаторов (избравших своей столицей Париж) было в центре внимания общественности уже на протяжении полувека. Именно эти картины становились поводом для споров, скандалов, обвинений и восторгов. Именно их авторы, дерзкие ниспровергатели канонов, спустя каких-нибудь десять-пятнадцать лет превращались в респектабельных классиков нового искусства - а их живопись оказывались вовсе не «мазней» и стоила уже немалых денег. Культурный феномен модернизма и его коммерческий потенциал был виден продавцам картин еще до Уилсона и без Уилсона. Французские «маршаны» (у которых когда-то отоваривались и наши Морозов со Щукиным), представили миру самых значительных импрессионистов, кубистов, фовистов, сюрреалистов. Но деятельная энергия главы «Сотбис», его умение превращать картины современников в баснословно дорогие лоты, стремление организовать дело с международным размахом – всё это имело историческое значение, послужило не только процветанию фирмы, но и созданию мирового рынка живописи как такового. Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессионистов Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана.

Состав участников аукциона тоже был международным. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на тот момент сумму для продаж живописи. За Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете») американский миллионер и потомственный коллекционер Пол Меллон выложил 220 тыс. фунтов, что в пять раз превысило предыдущую аукционную цену мальчика. Интерес состоятельной публики к новому искусству был надежно закреплен. В 50-х годах объем продаж «Сотбис» вырос с 1,5 млн. фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля картинами стала серьезным бизнесом - со своей спецификой и интригующими неожиданностями. Сенсационные новости международных аукционов вышли на первые полосы газет.