Астраханский зритель впервые увидит постановку балета "Андрей Рублёв"

28 мая на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета «Андрей Рублев». Думаю, сказано и написано о постановке будет ещё много, причем профессиональными критиками и деятелями культуры, но все же позволю себе высказать своё совсем не профессиональное мнение одного из простых зрителей, ради которых, верю, и создавался этот балет.

Современный балет — очень разнообразное и часто провокационное по сути явление: искусство, где языком танца, т.е. движением тела, автор пытается донести до зрителя тот или иной образ или идею. Современное искусство для адекватного восприятия зрителем должно быть, конечно, ярким, в каком-то смысле клиповым: помимо музыки и хореографии, это всегда игра цвета и света.

То, что мы увидели на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета, представляет собой удивительно тонкое сочетание современной русской симфонической и хоровой музыки, современной хореографии, технических возможностей света и иконографичной гармонии цвета костюмов и декораций. И все это было призвано через призму личности преподобного Андрея Рублёва показать нам историю многострадального русского народа, показать духовную борьбу и выбор, творческий поиск и вдохновение, показать святость.

Очень непростые темы, но, мне кажется, это получилось, и получилось, прежде всего, благодаря целомудренному отношению к этим темам автора и всего коллектива. Каждая сцена — это штрих, но именно настолько тонкий, чтобы показать нам лишь образ, отражение всех этих важных и востребованных сегодня нашим обществом тем. Не больше и не меньше, ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы заставить современного человека подумать о том, в чем основы нашей русской культуры, в чем основа русского национального характера, что такое монашество, творческая и духовная борьба.

Некоторые сцены оставляют ощущение недосказанности, хочется развития и глубины, но именно эта недосказанность оставляет нам простор для размышления и делает спектакль лаконичным. В этом смысле он похож на икону: не показывает реальность, а лишь намекает на нее.

Хочется, конечно, отметить написанную специально для балета музыку, особенно её хоровую часть, созданную на стыке русского народного и богослужебного пения.

Поражают костюмы героев. Художники проделали колоссальную работу, проникнувшись эпохой. Пастельный колорит костюмов и декораций подчеркивает отсутствие всякого намека на страстность.

Конечно, игра главных героев, образ Андрея Рублёва, образ Юродивого, образ Ручья, массовые сцены — все прочувствовано и пронесено через сердце.

Безусловно, всё это результат большого труда, прежде всего, главного, на мой взгляд, автора — Константина Уральского. Я благодарен ему за столь бережное отношение к важным для нас темам и эпохе. Благодарен за желание услышать голос Церкви и внимательно отнестись к Её преданию.

Уверен, что спектакль богат дидактическим материалом и создает замечательную иллюстрацию средневековой Руси, времени, которое мы называем «золотым веком русской святости».

Если вы спросите меня, стоит ли идти на балет «Андрей Рублев», я отвечу: стоит, если для вас это не просто имя далекого исторического персонажа; стоит, если для вас важна история русского народа; стоит, если вы хотите попытаться понять, что такое монашество и какова его роль в истории России; стоит, если вам знакомы муки творчества; стоит, если вы хотите увидеть современный спектакль, который поднимает вопрос внутренней духовной жизни и говорит об этом современным языком и образами; стоит, в конце концов, потому, что это сделано на площадке главного культурного центра нашего региона, силами замечательных, горящих своим делом людей, молодой талантливой балетной труппой, сделано честно, без малейшего намека на халтуру и эпатаж, сделано с любовью и вдохновенно.

Антоний (Азизов), епископ Ахтубинский и Енотаевский

28 мая новый балет будет представлен на суд зрителей Астраханским театром оперы и балета. Никогда ранее балет не была показан ни на одной сцене мира и появится он впервые на астраханской сцене в год 655-летия величайшего иконописца.

Проект направлен на приобщение населения к истории Руси, патриотическое воспитание детей и молодёжи, а также усиление туристической привлекательности региона. Уже сегодня балет «Андрей Рублев» можно назвать премьерой мирового значения. Наш корреспондент побывал на встрече епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония с коллективом Астраханского государственного театра опера и балета.

В зале - полная тишина. Артисты ловят каждое слово духовного пастыря. Сюда они пришли за знаниями о той эпохе, которая породила великого игумена земли русской - преподобного Сергия Радонежского и множество его учеников и последователей. Среди них - гениальный иконописец Андрей Рублёв с его " Троицей". Перед солистами Астраханского театра оперы и балета владыка Антоний, как книгу, разворачивает картину Руси начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ... Монахи называют этот период " золотым веком" русской святости - в такой кризисный переломный момент для нашей страны миру явились удивительные подвижники духа. Передать ту атмосферу, необыкновенные характеры требуется особое мастерство, считает епископ Ахтубинский и Енотаевский.

«Очень важно, когда мы берёмся за такой исторический контекст, подойти к нему с осторожностью, я бы сказал, с целомудрием. Очень важно, чтобы искусство, в данном случае - балет, послужил именно этим мостом, который бы соединил историю, культуру и наше время. Должно получиться нечто такое, что заставит нас посмотреть в небо», - говорит епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний.

Идея создания балета " Андрей Рублёв" пришла к художественному руководителю балета Константину Уральскому лет десять назад. Однако потребовалось время, чтобы она созрела в душе, а неясные образы приобрели четкие очертания. Благо рядом - коллектив единомышленников. И ничего, что пока в далёком Чикаго театральный художник Никита Ткачук. Зато воплощаются в жизнь задуманные друзьями декорации. Задник сцены - в интерьере храма - будет выглядеть, как заштукатуренная стена с фресками Рублёва, переходящими вверх, в облака, в иную, небесную ипостась. Деревянные мобильные модули, напоминающие скаты русских теремов или изб.

«Очень точное попадание именно в эпоху русского государства, Руси того времени. У нас на сцене течёт настоящий ручей. Один из образов спектакля - это ручей, в котором отражаются небеса, ручей, который несёт свои потоки по земле, несёт жизнь. С водой многое связано в русской культуре и христианстве. Течет вода - артисты с ней взаимодействуют и заходят в ручей, умываются из ручья», - рассказывает художественный руководитель балета, главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета Константин Уральский.

Репетиции, короткая передышка - и вновь на сцену. Движения и музыка - появляется рисунок танца. Тема средневековой Руси, суровой и аскетичной, проходит через всю оркестровую партитуру. Исполнитель главной роли Антон Пестехин себя не жалеет. Для того, чтобы войти в образ, признаётся солист балета, он даже ездил в Москву в Третьяковку, где долго стоял у рублёвской " Троицы".

«Самое сложное - это, конечно, передать его одухотворенность, его творческий поиск. В принципе, искусство мы передаем эмоциями, в основном, пластикой. Тут ещё сложнее. Даже нужны не эмоции, а вот показать, что этот человек был одарённым. Смог этим воспользоваться и создать прекрасные произведения. Вот это, конечно, тяжело и получится - не получится, ещё неизвестно», - говорит солист балета, исполнитель роли Андрея Рублёва Антон Пестехин.

Три ангела вокруг стола - Мир, Согласие, Любовь - вот к чему подводил современников Андрей Рублёв. И ни в ту, ни в нашу эпоху нет призыва более важного, более созвучного времени. А вот труд целого коллектива в создании мирового шедевра оценит зритель.

Астраханский театр оперы и балета представил зрителям мировую хореографическую премьеру «Андрей Рублёв», ставшую своего рода «Знаком качества» творчества единомышленников.

Это касается музыки (композитор, профессор Московской консерватории Валерий Кикта , музыкальный руководитель и дирижер Валерий Воронин ), режиссуры (автор идеи, либретто и хореографии, хореограф-постановщик Константин Уральский ), оформления спектакля (художник-постановщик Никита Ткачук , художник по костюмам Елена Нецветаева-Долгалёва , художник по свету Алексей Перевалов ).

Спектакль продолжил традицию синтеза музыки и хорового пения внутри балетного жанра, начатую с середины XX века западноевропейскими и отечественными композиторами. В каждом действии хор исполняет четыре номера (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств РФ Галина Дунчева , хормейстер-постановщик Ольга Шабанова ), усиливая глубинный смысл происходящего на сцене.

Отмечу техническую оснащенность солистов, исполнителей главных образов балета: Андрей Рублёв (Алексей Любимов, Антон Пестехин ), Юродивый (Александр Зверев, Максим Мельников ), Ручей (молодые пары: Мария Стец – Всеволод Табачук, София Дудоладова – Артур Альмухаметов ), специализирующихся на современной хореографии, а не на чистой балетной классике, и, конечно, оркестрантов-инструменталистов.

Достойна уважения решимость Константина Уральского , дерзнувшего на сценическое воплощение образа гения русской живописи через то, что вечно – Добро, Жертвенность, Любовь.

Время жизни и творчества иконописца – последняя треть XIV – первая треть XV веков – предопределило стилистику (особенности выразительных средств), звуковой колорит эпохи, цветовую символику явлений и предметов (небесный солнечный луч, лазурь Ручья жизни, серо-коричневый зловещий облик орды, белая одежда девушек, ангелов – символ чистоты, непорочности, целомудрия в видениях Андрея; красный цвет пожара; проекция иконописного сюжета на занавес в глубине сцены…), обрядовых сцен народного быта – масленица, сны Андрея (предсмертный, просветлённый), эпитафия на смерть Художника. Хореография, музыка, световое оформление вызывают массу ассоциативных смыслов.

Начну с музыки. После премьеры (первого дня показа балета) в Малом зале консерватории состоялась встреча композитора Валерия Кикты с педагогами и студентами вуза. В ходе беседы выяснились приоритетные темы его творчества: история Руси, трагическая судьба угнетенного народа, борьба с захватчиками русской земли; роль личности (балет «Данко», «Владимир Креститель», «Пушкин… Натали… Дантес», «Дубровский», «Андрей Рублёв»). Отсюда разнообразие жанров в творчестве композитора: «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (памяти великого певчего Ивана Козловского); оратория «Княжна Ольга», хоровые сочинения: «Святой Днепр», «Свет молчаливых звезд», «Хвала мастеру», «Возвращение Святой Цецилии»; симфония «Фрески Софии Киевской», инструментальные концерты, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества, концертные духовные сочинения на поэтические тексты А.Пушкина, Т.Шевченко, В.Татаринова, великой княгини О.Романовой («Великопостная молитва», «Христос-Спаситель, помоги», «Ночь роняет звезды», «Проходят дни, проходят ночи» и другие).

Музыка в балете «Андрей Рублёв» «договаривает», «допевает», «расставляет» нужные акценты в драматургически важных местах сюжета. В основе интонационных сфер – духовно-песенной и мрачно-зловещей – лежит принцип многообразного сопоставления микроэлементов, контрастных по ладовой и тембровой окраске. Наличие же мелких деталей, рассеянных по партитуре, в конечном счете приводит к выстраиванию из них законченных смысловых линий. Так возникла лейттема Андрея Рублёва, которая определяется общей христианской этикой кротости, смирения, любви к ближнему: «смирение – это высшая ступень из тридцати трёх духовных добродетелей» – Иоанн Лествичник, преподобный (Лестница, восходящая в небо. – М.: Артос-Медиа, 2009).

Тем же путем возникли образы средневековой Руси («Эпиграф. Русь средневековая», №1; Средневековая Русь», №2); монголо-татарской Орды, обагрившей Ручей кровью («Грядет орда», «После орды», «Плач»).

Впечатлениями от балета были навеяны вопросы, включающие функции и средства выразительности хоровых и инструментальных номеров. Мнения всех, отвечающих за хор театра (в первую очередь самого композитора, главного хормейстера Галины Дунчевой , хормейстеров Ольги Шабановой, Светланы Раздрогиной ) совпали. Воссоздать звуковой колорит средневековья возможно только через линейный принцип организации хоровой ткани: знаменный распев в условиях неомодальности; непараллельный органум как качественное различие двух линий; изоритмический принцип композиции, освоенный в XIV веке, то есть через эстетику стиля эпохи, что и использовал Валерий Кикта .

Средневековые образы ярко, выпукло воплощены в «Эпиграфе», «Монологе Андрея», «Светлом распеве», «Омраченном распеве», «Не рыдай мене, Мати», «Эпитафии на смерть Художника».

Публика блаженствовала от пиршества для ушей: профессиональное мастерство (чистота интонирования, ансамблевая слитность, красота интервальных сочетаний, прозрачность звучащей материи) приобщало к мировой гармонии, к духовной сфере высокой музыки. В создании яркого балетно-хорового спектакля огромная роль отведена симфоническому оркестру. Номер «Грядёт Орда» потребовал смены колорита декораций, одежды на тёмную палитру красок. Партитура изобилует тембро-ритмическими комбинациями с участием ударных инструментов. Господство динамического и фактурного crescendo подкреплено выдержанным ostinato, ударами и «трелями» большого барабана, введением литавр, использованием низкого регистра, мощным «голосом» тяжелой меди, тембро-гармонией (диатонические и хроматические кластеры оркестра), виртуозными glissandi в хоровых партиях.