Артист оркестра должностная инструкция. Квалификационные характеристики артистов театров Перечень квалификационных характеристик артистического персонала концертных организаций; музыкальных и танцевальных коллективов

8 - 17 разряды

Должностные обязанности. В соответствии с требованиями дирижера исполняет оркестровые партии своего инструмента на стационаре, на гастролях и выездах. Обладает развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читает с листа. Постоянно повышает свой технический уровень и музыкальную культуру исполнения. Привлекается в случае необходимости к выступлению на сцене в спектакле.

Должен знать: историю и основные достижения отечественной музыкальной культуры; классический и современный российский и зарубежный репертуар музыкальных театров; текущий репертуар театра; музыкальную литературу для своего инструмента; комплекс музыкально - теоретических предметов; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

Высшее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 5 лет:

ведущий концертмейстер, руководитель группы инструментов

14 - 17 разряды - в театре оперы и балета;

артист оркестра высшей категории

12 - 13 разряды - в театре оперы и балета;

11 - 12 разряды - в драматических театрах, ТЮЗе, театре кукол.

Отличные музыкальные данные, высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения, обширные знания в области репертуара музыкальных театров; большой опыт работы в оркестре, исполнение сольных партий по своей группе.

К высшей категории относятся: концертмейстеры и заместители концертмейстеров первых скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов; вторые пульты указанных групп инструментов; первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы; первая арфа, бас - тромбон, туба, литавры.

Высшее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 3 лет или среднее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 5 лет:

артист оркестра первой категории

10 - 11 разряды - в театре оперы и балета;

9 - 10 разряды - в театрах драматических театрах, ТЮЗе, театре кукол.

Отличные музыкальные данные, достаточно высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения.

К первой категории относятся: третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей, вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов, вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, второй фагот, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон, мелкие ударные инструменты, вторая арфа, рояль - челеста.

Высшее музыкальное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее музыкальное образование и стаж работы в оркестре не менее 3 лет:

артист оркестра второй категории

8 - 9 разряды - в театре оперы и балета;

8 разряд - в драматических театрах, ТЮЗе, театре кукол.

Ко второй категории относятся остальные артисты оркестра, обладающие профессиональной подготовкой, в том числе молодые специалисты - выпускники музыкальных учебных заведений, овладевшие навыками оркестрового исполнения в процессе учебы.

Инструкция:

Используя информацию данной статьи и методику создания должностной инструкции , разработайте должностную инструкцию. Для оценки Вашей работы, создайте тему на форуме . Мы всегда поможем и оценим.

Психология труда оркестрового музыканта скупо освещена в литературе. Предлагаемая статья предназначена молодым музыкантам, готовящимся к работе в симфоническом оркестре, и студентам дирижёрского факультета. Однако проблемы, затронутые в этих заметках, интересны не только студенческой молодёжи, но всем, кто любит симфоническую музыку.
В статье речь идёт не об особенностях одного конкретного оркестрового коллекти-ва, а о типичных радостях и огорчениях, которые, по мнению автора, испытывают все оркестровые музыканты мира.
Для большинства артистов оркестра коллективная творческая работа смысл жизни и источник огромной радости. Однако труд оркестранта имеет ряд особенностей, которые нравятся далеко не всем музыкантам, но с которыми приходится мириться, так как они неизбежны. Впрочем, негативные стороны оркестровой работы не могут заслонить любовь музыканта к творчеству.
К сожалению, не все дирижеры нуждаются в ярком, образном мышлении музыкантов, играющих тутти. Некоторые из них превыше всего ценят не индивидуальный творческий почерк оркестранта, а точную, надежную, «безаварийную» игру и творче-ское послушание. Ратуя на словах за артистическую неповторимость личности каждого музыканта, они на деле легко обходятся без этого «сервиса».
Многие музыканты, играющие в группе, жалуются, что индивидуальный творческий почерк требуется от них лишь один раз – во время конкурса на замещение вакантного места в оркестре. Эти оркестранты, безусловно, лукавят. На самом деле они понимают, что в оркестровом исполнительстве ценится творческое своеобразие каждого музыканта, в том числе и тех, кто играет в группе.
Замысел дирижёра, как бы он ни был тщательно обдуман в домашней обстановке, – всего лишь почва, на которой в ходе работы с оркестром происходит шлифовка деталей (подчас очень важных). Каждый музыкант вносит вклад в окончательный (озвученный) вариант дирижёрских намерений.
Предлагаемая оркестром интерпретация произведения – плод усилий многих людей, а самая ответственная роль в её создании отведена дирижёру.
Дирижёрские слуховые представления, возникающие до встречи с оркестром, не-возможно реализовать в реальном звучании с абсолютной точностью. Уже первая репе-тиция вносит что-то неожиданное.
Дирижёры не любят говорить, что на их трактовку исполняемого произведения влияют оркестровые музыканты. Если же они признаются в этом, то делают вид, будто сами решают, с какими предложениями оркестра согласиться, а какие отвергнуть. Так, например, К. П. Кондрашин в книге «Мир дирижёра» пишет: «Если же предложенное оркестром отличается от того, что вы себе нафантазировали, и вы с этим миритесь вы уже не хозяин интерпретации. Вам надо заставить оркестр играть в тех тем-брах, которые вы себе представляли» .
На мой взгляд, выражение «хозяин интерпретации» здесь использовано неудачно. Ни один дирижёр мира не может быть единоличным «хозяином интерпретации», потому что исполнительская манера оркестрового коллектива накладывает печать на всё, что он делает. В процессе творческого общения маэстро с оркестром «нафантазированный» замысел меняется в деталях независимо от его воли.
Традиции, в которых воспитан оркестровый коллектив, оказывают не меньшее влияние на художественный результат, нежели дирижёрский замысел, выношенный маэстро дома. Это особенно заметно, когда гастролирующий дирижёр исполняет, к примеру, музыку Джорджа Гершвина то в России, то в Сан-Франциско. Как бы ни на-стаивал русский дирижёр на своей исполнительской концепции «Порги и Бесс», негритянские музыканты сыграют по-своему. А в случае успеха маэстро делает вид, будто он добился именно того, чего хотел.
Стать единоличным «хозяином интерпретации» можно лишь в том случае, если иг-раешь один, например, при исполнении фортепианных пьес или сонат. Дирижёр оркестра, каким бы авторитетом он ни пользовался, как бы послушен ему ни был оркестр, не вправе так себя называть.
Студентам, обучающимся на факультетах симфонического дирижирования, нельзя забывать, что, хотя дирижёру отведена руководящая роль в создании интерпретации произведения, он всё же не единственный её автор.
Иногда случается, что артисты оркестра, руководимые талантливым организатором, сплачиваются на некоторое время в монолитный коллектив единомышленников. Но невозможно представить себе оркестр, в котором все музыканты на каждой репетиции, на каждом концерте мыслят и чувствуют одинаково.
Если группа оркестра имеет свой творческий почерк, то она выступает как коллективный солист. Задача не только в том, чтобы играть вместе, но и в том, чтобы творить свободно, раскрепощённо, как это делают хорошие солисты, творить, не опасаясь выпасть из ансамбля, и не выпадая из него. Когда оркестрант озабочен лишь тем, как бы не выскочить, не выделиться из общего звучания, вся группа звучит плоско, неинтересно.
Порой приходится слышать суждение, будто оркестровый музыкант, играющий в группе, не интерпретирует музыку, а только исполняет её. Однако один из постулатов музыковедения гласит – исполнять музыку, не интерпретируя ее, невозможно.
Музыку нельзя объяснить ни жестом, ни руками. Даже очень опытному дирижёру удаётся передать руками лишь самый общий абрис своих музыкальных представлений. Относительность дирижёрского жеста и ограниченные возможности словесного языка обязывают оркестровых музыкантов к сотворческой инициативе, требуют от них конкретизации и углубления замысла дирижёра. Оставаясь в пределах дирижёрской трак-товки произведения, талантливые оркестранты предлагают дополнительные краски и детали, обогащая дирижёрский замысел своей особой исполнительской манерой и индивидуальным тембром.
Множественность прочтений дирижёрского замысла не приводит к разнобою в игре музыкантов, а образует коллективную интерпретацию, где решающее слово принадлежит дирижёру.
Особый разговор о солисте оркестра.
Творческая индивидуальность солиста оркестра, конечно же, очень высоко ценится. Но лишь в том случае, если она не выходит за рамки слуховых представлений маэстро. В любом оркестре солисту приходится постоянно усмирять свои творческие желания, чтобы не нарушать целостность художественной интерпретации, предлагаемой дирижером.
Солист оркестра интерпретирует не только сочинение, но и дирижерскую трактовку. Можно скрупулезно точно выполнять все тончайшие предписания дирижерской руки и, тем не менее, каждый раз реализовывать требования дирижера чуточку иначе. Наиболее высокие художественные результаты достигаются в тех случаях, когда все это происходит неосознанно, без целенаправленных усилий, незаметно для самого исполнителя.
Большое впечатление производят слова дирижёра Геннадия Рождественского о такой целенаправленной передаче мыслей в оркестр, «чтобы они могли быть увеличены в геометрической прогрессии музыкантами и в «озвученном» виде переданы в публику» . Но разве возможно «увеличить мысли дирижёра», не внеся в них нечто своё, не наполнив их своим личным отношением?
Благоприятный для работы оркестрового коллектива психологический микроклимат возможен лишь там, где дирижёр, требуя художественного единства, не подавляет исполнительскую индивидуальность оркестранта, а опирается на неё, используя в интересах общего дела.
Случается, что прочтение солистом оркестра музыкальной фразы так вдохновляет дирижёра, что ему кажется, будто он сам инициатор этого прочтения. Услышав в исполнении солиста оркестра интересное построение музыкальной фразы, он через некоторое время требует именно такого исполнения, причём требование преподносится им как его личная находка. Получается, что дирижёр учит музыканта тому, чему научился от него. Вероятно, в этом нет ничего плохого. Сотворчество талантливого дирижёра с хорошим оркестровым музыкантом обогащает обоих, позволяет полнее раскрыть индивидуальное дарование и того, и другого.
Ощущение творческой свободы и кажущейся независимости от дирижёра особенно необходимо солисту оркестра, исполняющему развёрнутую фразу rubato il tempo. Неко-торые дирижёры, демонстрируя мануальную технику, «поясняют» руками каждую ноту, каждый нюанс. Иногда они это делают по амбициозным соображениям: им хочется соз-дать видимость, будто все творческие удачи и находки исходят только от них, дирижёров, и ни от кого другого.
На концерте, казалось бы, всё делается правильно: выполняется всё, что было огово-рено на репетициях, и дирижёр, и солист оркестра одинаково чувствуют музыкальную фразу, а между тем исполнение не впечатляет. Причина кроется в том, что интимный характер музыки нельзя донести под диктовку. Успех достигается лишь в том случае, если дирижёр в момент tempo rubato контролирует лишь узловые моменты исполнения и дирижирует так, будто ему ничего не известно о ритмической свободе солиста внутри такта. При этом допускаемые солистом ритмические отклонения внутри такта не должны искажать темп, диктуемый дирижёром.
Великий Моцарт писал отцу: «Многие не могут понять, как в Adagio правая рука играет tempo rubato, а левая не знает об этом ничего. У других же левая рука следует за правой» . Иногда дирижёр и солист оркестра должны действовать, как руки Моцарта: согласованно, в строгом ансамбле, но как бы независимо друг от друга.
Опираясь на собственный многолетний опыт работы в оркестре, я сделал вывод: чем лучше дирижёр, тем охотнее и чаще он доверяет мастерству солиста оркестра; чем лучше музыкант, тем с большим уважением он относится к труду дирижёра и тем внимательнее к его художественному замыслу.
Хуже всего, когда гастролирующий дирижёр идёт на первую встречу с незнакомым ему коллективом с уже сложившейся психологической установкой: показать своё превосходство, «утереть нос».
Встречаются дирижёры, которые заранее обдумывают, какое замечание, в каком месте и каким тоном они сделают исполнителю. Заготовленные реплики они произносят, как творческое кредо, независимо от того, как сыграет артист оркестра.
В среде музыкантов известна шуточка:
Подслеповатый дирижёр на первой же репетиции раздражённо кричит:
– Третий тромбон, не играйте так громко, Вы же не паровоз!
– Маэстро! Партию третьего тромбона никто не играет. Музыкант болен. Придёт завтра.
– Ну так скажите ему, когда он придёт, что в этом месте он играет слишком громко!
Мечта многих дирижёров – услышать от музыканта признание: «До встречи с Ва-ми я думал, что хорошо знаю музыку, которую мы играли сегодня, но после Вашей репетиции мне стало ясно, что это не так. Вы открыли мне новые стороны в творчестве композитора». Как бы ни был лицемерен музыкант, его слова, скорее всего, будут приняты за чистую монету. Ведь в глубине души дирижёр думает так же.
Ошибка солиста оркестра дорого обходится коллективу. Неточные темпы, неудачно расставленные кульминации, искажение формы сочинения всё это отмечается не каждым слушателем, но кикс валторниста слышат все находящиеся в зале: и знатоки оркестрового искусства, и те, кто попал на концерт случайно. Людям, не слишком искушённым в музыке, кажется, будто именно валторнист повинен в том, что выступле-ние оркестра не оставило большого впечатления, и, комментируя концерт, они вспоминают только этот кикс.
Нагнетаемый некоторыми дирижёрами страх перед случайной ошибкой сковывает образное мышление музыканта, мешает ему «развернуться» в полную силу. Дирижёр Оскар Данон говорил: «Когда вы, стоя на горной вершине, любуетесь величественным пей-зажем, кучка навоза под вашими ногами не портит зрелища, но в безотрадной местно-сти, где глазу, как говорится, негде остановиться, эта кучка поневоле станет центром вашего внимания. Случайные ошибки не портят впечатления, если оркестру и дирижёру удалось глубоко раскрыть музыкальные образы произведения» (из личного дневника автора).
Данон, безусловно, прав. При неудачной дирижёрской «режиссуре» случайная ошибка духовика или кикс (непроизвольный срыв звука) обретают особое значение – кажется, что именно эта погрешность загубила творческие устремления оркестра и ди-рижёра. После концерта дирижёр гневно бранит духовика, допустившего погрешность, но он легко прощает ошибку музыканта, если исполнение в целом удалось, если он доволен своей собственной работой. В этом случае кикс духовика – незначительная случайность.
Любой дирижер, и выдающийся и посредственный, ожидает, что его художествен-ные находки неизменно вызовут у музыкантов, по крайней мере, интерес, если не восторг. Но надо обладать распахнутой, открытой для новых впечатлений восприимчиво-стью, чтобы моментально «заражаться» чужой мыслью, чужим чувством. Есть музыканты, которые не утратили этой способности до старости, остальным приходится лишь послушно выполнять дирижерские указания.
Каким бы опытом и мастерством ни обладал музыкант, ему всё равно придется выслушивать на репетиции вежливые и не очень вежливые пожелания, настойчивые предложения, а порой язвительные замечания или раздраженные окрики. Иногда это надоедает. Но такова неизбежная особенность профессии оркестранта. Другой методи-ки репетиционной работы нет. И чем ответственнее исполняемая партия, тем больше дирижерских требований к оркестранту. Музыканту надо к этому привыкнуть.
Работа оркестрового музыканта не состоит из одних только художественных достижений. Бывают и жестокие неудачи. Оркестранту, подобно боксеру, необходимо научиться «держать удар». Как бы ни было больно после исполнительской ошибки, как бы ни было обидно после язвительной дирижёрской реплики, надо все же найти в себе силы, чтобы сосредоточиться на творческих задачах. Какими бы прекрасными душевными качествами ни обладал дирижёр, он не поможет музыканту и не утешит его в минуту неудачи. Солист оркестра работает в большом коллективе, но он всегда одинок. Надо самому проанализировать причины оплошности, чтобы не наступать на одни и те же грабли. Многие оркестранты помнят и переживают творческие ошибки, совершённые ими много лет назад, и никакие дирижёрские укоры, даже самые обидные, не могут сравниться с той болью, которую они долгие годы носят в своём сердце.
Дирижёры сменяют друг друга и у каждого свой стиль репетиционной работы. Не-которые настойчиво, и в то же время спокойно, добиваются поставленной цели, другие вносят в работу излишнюю нервозность. Оркестровому музыканту необходимо гибко адаптироваться к любому методу руководства и в любых ситуациях, как бы ни была накалена психологическая атмосфера, полностью использовать все свои творческие возможности, играть свою партия с полной отдачей.
На священный подиум поднимаются не только посланцы богов. Если к оркестру при-шёл дирижер, у которого не созрел творческий замысел, репетиционный процесс сводится к тому, что один человек в течение многих часов неустанно указывает на недостатки дру-гих людей. Создается видимость полезной деятельности, но на самом деле пользы от таких тоскливых репетиций никакой. В этих случаях от музыканта требуется большая выдержка и терпение.
Как бы ни старался маэстро ровно относиться ко всем артистам оркестра, ошибки одного человека раздражают больше, а ошибки другого – меньше. От этого никуда не деться, такое происходит во всех творческих коллективах мира. Если хороший музыкант чем-то раздражает хорошего дирижёра, то оба несут потери. В этом случае музыканту необходимо самому понять, какие черты его характера мешают совместной работе, и постараться освободиться от этих черт. Конечно, не легко определить, а ещё труднее устранить в себе человеческие качества, мешающие коллективному творчеству. Нужно быть человеком удобным в общении – простым, понятным, исполнительным, без амбиций. Если музыкант знает об исполняемом произведении больше дирижёра, ему не следует это подчёркивать. В тех случаях, когда дирижёр промахивается, музыканту не следует ни словом, ни мимикой, ни жестом показывать, что он это заметил. Маэстро сам исправит свою ошибку.
Трудно живётся в оркестре людям ревнивым к чужим успехам, обидчивым, легко ранимым, мнительным, тем, кто не умеет подчиняться. Если верно, что «в игре артиста отражается его личность, его психика» если верно, что «слабые стороны человеческого характера становятся слабыми сторонами творческой индивидуальности» , то придётся признать, что человеческий характер оркестранта определяет многие особенности его исполнительского таланта.
Резистентность некоторых музыкантов, болезненно реагирующих на любое заме-чание дирижёра, можно объяснить различными причинами: зазнайство, плохое воспи-тание, разочарование в профессии … От таких музыкантов приходится избавляться. Но в тех коллективах, где дирижёр умеет увлечь интересной трактовкой произведения, где замечания не обязательно облекаются в форму упрёка, где репетиция не сводится к констатации очевидных ошибок, там даже самое ожесточённое упрямство не находит повода для своего выражения.
И ещё одна негативная сторона оркестровой работы. Для музыканта оркестра не существует понятия «продвижение по службе». Став концертмейстером группы, полу-чив почетное звание, он обнаруживает, что достиг высшей точки в своей карьере и те-перь, сколько бы лет ни трудился, ему суждено изо дня в день садиться все за тот же привычный пульт, выполнять все те же привычные обязанности. Хороший музыкант, любящий свою работу, всё это делает с удовольствием.
Трудности и огорчения не могут омрачить радость от причастности к высокому искусству. Исполнять музыку великих композиторов, творчески общаться с выдающимися музыкантами мира, активно участвовать в празднике концертного выступления это счастье!
Основную задачу оркестрового музыканта можно коротко выразить так: сохраняя индивидуальность исполнительского почерка, стараться по мере возможности предельно точно реализовать замысел автора и дирижёра.
Работа с талантливым дирижером, интересной личностью не бывает принуждением. Подчинение ему не лишает артиста оркестра творческой свободы. В этом случае дирижер предстает перед оркестрантом не диктатором, а авторитетным партнером по ансамблю. Совместная работа с ним очень почетна и поучительна. Те светлые дни, ко-гда и дирижёр, и оркестр реализуют интересную интерпретацию сочинения, когда му-зыкантам хочется играть так, как дирижирует маэстро, а дирижеру хочется дирижиро-вать так, как играет оркестр, запоминаются на долгие годы.
Выпускники музыкальных вузов, собирающиеся работать в симфоническом коллективе, должны знать все тонкости избранной ими профессии и, если трудности их не пугают, если искусство оркестровой игры доставляет им радость, надо смело вступать в ряды замечательного братства, именуемого оркестр. Удачи и счастья тебе, оркестрант! Твоя профессия прекрасна!

Работа артист симфонического оркестра вакансии артист симфонического оркестра в Москве. Вакансия артист симфонического оркестра от прямого работодателя в Москве объявления о работе артист симфонического оркестра Москва, вакансии кадровых агентств в Москве, ищу работу артист симфонического оркестра через агентства по подбору персонала и от прямых работодателей, вакансии артист симфонического оркестра с опытом работы и без опыта работы. Сайт объявлений о подработке и работе авито Москва работа вакансии артист симфонического оркестра от прямых работодателей.

Работа в Москве артист симфонического оркестра

Сайт работа авито Москва работа свежие вакансии артист симфонического оркестра. На нашем сайте можно найти высокооплачиваемую работу артист симфонического оркестра. Ищите работу артист симфонического оркестра в Москве, просматривайте вакансии на нашем сайте работы - агрегаторе вакансий в Москве.

Авито вакансии Москва

Работа артист симфонического оркестра на сайте в Москве, вакансии артист симфонического оркестра от прямых работодателей Москва. Вакансии в Москве без опыта работы и высокооплачиваемые с опытом работы. Вакансии артист симфонического оркестра для женщин.

33.7

Для друзей!

Справка

Слово оркестр (orchestra) пришло к нам из Древней Греции. Тогда оркестром называли площадь перед сценой, где во время постановки трагедий находился хор. С развитием в Европе инструментального искусства пришло новое значение этого слова. Оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, которые совместно исполняли одно и то же произведение. В состав ансамбля входили артисты с разными музыкальными инструментами, то есть состав не был постоянным. Оркестр был прерогативой богатых людей. От его вкуса и материального благополучия зависело и число музыкантов. Сегодня существуют разные виды оркестра. Симфонический оркестр считается самым полным из них. Бывают также духовые, эстрадные оркестры, коллективы русских народных инструментов и т.д. Артист - главное исполняющее лицо такого оркестра.

Востребованность профессии

Очень востребована

В настоящее время, профессия Артиста оркестра (ансамбля) считается очень востребованной на рынке труда. Многие фирмы и многие предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах в этой области, потому как отрасль развивается быстро, а специалисты еще только получают образование.

Вся статистика

Описание деятельности

Артист оркестра играет на каком-либо музыкальном инструменте или на нескольких. Оркестры могут быть прикреплены к театрам, филармониям, учебным заведениям и другим организациям или действовать сами по себе, от этого во многом зависит ежедневная деятельность артистов оркестра. В основном - это репетиции и выступления (спектакли). Театральные оркестры играют важную роль в передаче замысла композитора и режиссёра зрителям постановки, и репетируют также совместно с актёрами.
Коммерческие оркестры, работающие в шоу-бизнесе, много гастролируют, участвуют в концертах, фестивалях и конкурсах. Театральные оркестры также ездят на гастроли, но, как правило, с коллективом театра.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве:

Уникальность профессии

Редкая профессия

Представители профессии Артиста оркестра (ансамбля) действительно редки в наше время. Не каждый решится стать Артистом оркестра (ансамбля) . На специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, поэтому профессия Артиста оркестра (ансамбля) вправе называться редкой профессией.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Артиста оркестра (ансамбля) обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Артистом оркестра (ансамбля) (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Артистом оркестра (ансамбля) .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Основные трудовые обязанности артиста оркестра - это работа на репетициях и выступлениях (спектаклях), следование требованиям . К выступлению артист должен уверенно знать свои партии. Иногда ему приходится играть на нескольких инструментах в одном произведении.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Артиста оркестра (ансамбля) - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Артиста оркестра (ансамбля) важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Для музыканта возможен карьерный рост с артиста оперы первой и второй категории до специалиста с высшим квалификационным разрядом (17 разряд). и заместители концертмейстеров первых и вторых скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов; первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы; первая арфа, специалист игры на тубе и литаврах - это музыканты высшей категории. Кроме государственных учреждений специалисты этой области могут работать в крупных частных организациях, шоу-программах, также организовать собственный бизнес, выступать сольно или в составе ансамбля (группы).

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Артиста оркестра

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность артиста оркестра [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Компания).

1.2. Артист оркестра назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Артист оркестра относится к категории специалистов и подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже].

1.4. На должность артиста оркестра назначается лицо, соответствующее требованиям к квалификации:

Артист оркестра — ведущий мастер сцены (ведущий концертмейстер, руководитель группы инструментов):

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 5 лет в должности артиста оркестра высшей категории;
  • выдающиеся музыкальные данные;
  • обширные знания в области репертуара музыкальных театров и большой опыт работы в оркестре, а также исполнения сольных партий по соответствующей группе инструментов.

Артист оркестра высшей категории (концертмейстеры и заместители концертмейстеров первых скрипок, вторых скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов; вторые пульты указанных групп инструментов; первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы; первая арфа, бас-тромбон, туба, литавры):

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 3 лет в должности артиста оркестра первой категории;
  • отличные музыкальные данные;
  • высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения;
  • необходимые знания в области репертуара музыкальных театров и большой опыт работы в оркестре, а также исполнения сольных партий по соответствующей группе инструментов.

Артист оркестра первой категории (третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей, вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов, вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, второй фагот, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон, мелкие ударные инструменты, вторая арфа, рояль-челеста):

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 5 лет в должности артиста оркестра второй категории;
  • отличные музыкальные данные;
  • высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения.

Артист оркестра второй категории:

  • высшее профессиональное образование (музыкальное) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы не менее 3 лет по специальности, соответствующей профилю образования.

1.5. В практической деятельности артист оркестра должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6. Артист оркестра должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра;
  • историю и основные достижения музыкального театра, музыкальной культуры;
  • классический и современный российский и зарубежный репертуар музыкальных театров;
  • текущий репертуар театра;
  • музыкальную литературу для соответствующего музыкального инструмента;
  • комплекс музыкально-теоретических предметов;
  • методы самостоятельной работы над музыкальной партией;
  • основы организации театрального дела, трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.7. В период временного отсутствия артиста оркестра его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Артист оркестра обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. В соответствии с требованиями дирижера разучивает и исполняет оркестровые партии соответствующего музыкального инструмента в спектаклях (концертах) театра на стационаре, на гастролях и выездах.

2.2. Обладает развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читает ноты с листа.

2.3. Постоянно повышает свой технический уровень и музыкальную культуру исполнения.

2.4. В случае необходимости привлекается к исполнению оркестровых или сольных партий на сцене в спектакле.

В случае служебной необходимости артист оркестра может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, по решению непосредственного руководителя, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Артист оркестра имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вступать во взаимоотношения как с внутренними подразделениями Компании, так и с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в его компетенцию.

3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Артист оркестра несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков организации или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы артиста оркестра осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы артиста оркестра является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы артиста оркестра определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.