Аркадий в произведении отцы и дети. "Отцы и дети": действующие лица. "Отцы и дети": главные действующие лица и их описание. Сколько действующих лиц в произведении "Отцы и дети" Тургенева? Николай Петрович Кирсанов


Аркадий Николаевич Кирсанов – молодой дворянин, ученик и приятель Базарова. Это типичный представитель молодого поколения, в отличие от Базарова, стоящий намного ближе к «среднему» его уровню. Конечно, Аркадий увлечен новейшим учением, молодым людям свойственно увлекаться, но этот интерес у него очень поверхностный. Аркадия в «нигилизме» привлекает независимость от авторитетов и традиций, право на дерзость и самоуверенность, а также полное ощущение свободы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Эти возможности, как правило, имеют большую ценность для каждого молодого человека. Герой не пытается задуматься над самой сутью «нигилизма», обычные свойства юности далеки от «нигилистических» идей и принципов. Аркадий – простой, бесхитростный, добродушный юноша, который очень привязан к ценностям и образу жизни дворянства.

Под влиянием Базарова Аркадий поначалу скрывает свои настоящие качества и усердно стремится подражать кумиру (Базарову). Он подавляет свою сердечную привязанность к поэзии традиционного дворянского быта и отвергает ценности «своей» культуры. Из-за этого между Аркадием и его отцом возникает настоящий конфликт поколений. Впрочем, конфликт этот оказывается не таким уж глубоким. Проходит время, сын набирается жизненного опыта, и различия между ним и отцом постепенно сглаживаются. Аркадий утрачивает былую нетерпимость и уже готов идти на определенные компромиссы с жизнью. Полюбив Одинцову, он прекрасно осознает безнадежность этого чувства и находит свое семейное счастье, женившись на Кате, сестре Одинцовой.

Тургенев считал главным свойством людей «золотой середины» умение ладить с окружающей действительностью, вступать с ней в компромиссы и примиряться с некоторыми обстоятельствами. Так же, как и Аркадий, Базаров тоже был страстно влюблен в Одинцову, но его страсть была огромной и мучительной, приносящей неимоверные страдания. Готовность Аркадия легко примириться с безнадежностью своей любви поначалу выглядит комично радом с неудержимой базаровской страстью. Но именно способность Аркадия ладить с реальностью открыла для него прекрасную возможность тихого семейного благополучия в процветающем имении.

Обновлено: 2012-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети», скорее, можно отнести к уходящему прошлому, чем к новому поколению. Он ученик Базарова, но его «нигилизм» более упрощенной формы.

Как автор показывает в романе образ Аркадия Кирсанова

Аркадий – это, своего рода, промежуточное звено между старым и новым. Его жизненная позиция сформировалась под влиянием двух факторов: эпоха и возраст. Его увлечения идеями нигилизма поверхностны. Он не такой, просто, желание свободы, независимость от веками сложившихся традиций кажутся ему привлекательными ценностями. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.

По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек. По дороге в имение на него нахлынула лавина чувств, при виде знакомого с детства пейзажа, грязных оборванных мужиков, разрушившиеся деревенские дома. Он полон желания исправить все это, но как воплотить желания в действительность, герой не представляет. Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения. Для убежденного нигилиста – это признак слабости.

Что могло связывать Кирсанова Аркадия и Базарова

В образе Аркадия Базаров нашел человека, который им восхищался, впитывал все его убеждения и поступки. Видя такую податливость, Базаров принимается перевоспитывать друга, делать его своим последователем. Но, довольно быстро, Евгений понимает, что это неосуществимо и Аркадий Кирсанов, внешность которого мягкая и неуверенная, перевоспитанию не поддается. Устои и принципы перетягивают его на свою сторону.

С первых страниц романа читатель видит, как Аркадий подчиняется своему другу. Влияние Базарова очень велико и характеристика Аркадия Кирсанова в первых главах полностью это подтверждает.

Но пожив среди привычной обстановки и родных людей, молодой человек начинает понимать, что находится под влиянием сильной личности и живет не совсем так, как ему хочется. Постепенно, он становится самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Его восторженные суждения о нигилизме оказались для него чуждыми. В течение всего романа Аркадий копирует своего друга, старается быть на него похожим. Однако, выдержать до конца свою роль, он не сумел.

Иначе говоря, Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети» никогда не был нигилистом. Да и сам Базаров ему, наверняка, не сильно нравился. Просто увлекающийся молодой человек не совсем ясно понимал свою цель в жизни, а Базаров воспользовался его мягкостью и внушил идеи, которые были ему совсем чужды.

Тест по произведению

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Цитаты

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения» .

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» .

«Личность вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится» . Павел Петрович .

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить» .

«Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не замечает - скоро ли, тихо ли оно проходит» . Автор

Композиция. Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же - нигилист. Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы.

Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений - человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил.

У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову. Именно в словах , обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..

» Аркадий по натуре добр . Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет. «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить? » Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее.

По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..

Ты робеешь, мало на себя надеешься... » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами. Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он - лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки». Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия - следствие художественной одаренности его натуры - поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой. Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях. Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией.

Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова. На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог. По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «...для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.

В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится». Таким образом , Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, - его мнимый ученик и последователь. Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее. Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, - вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой...

Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне... гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам... » По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова. При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки. Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ».

Но уже вечером того же дня, «разговаривая... с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов - лучший из учеников Базарова. Другие «последователи» Евгения - Евдокия Кукшина - изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку. Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного. Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно - отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде.

Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова. Обижает , но милостиво позволяет оставаться рядом. Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники - недалекие, но послушные исполнители. Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

Отношение Аркадия и родителей. ("Отцы и дети") и получил лучший ответ

Ответ от Наталья[гуру]
Аркадий принадлежит к поколению шес­тидесятых. Его отношения с отцом – образец идеальных взаимоотношений двух поколений, старшего и младшего, в одной семье. Его отец, Николай Петрович Кирсанов, принадлежит к числу тех «хороших представителей дворянства, кото­рые по своей психологии и складу характера ближе к народу. Добрый, просто­душный, он свободен от всякого высокомерия или чувства дворянской спеси. В юности он женился на дочери мелкого городского чиновника и от души восхи­щался тем, что она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук» . Сам он окончил университет и питал к наукам большое почтение. Потом поселился с же­ной и сыном в деревне, ездил на охоту, занимался хозяйством, любил и поэзию, и музыку. После смерти жены Николай Петрович полюбил Фенечку и она была с ним счастлива. Уже одно это говорит о простоте и непосредственности его на­туры. Но он дворянин, помещик, и в этом качестве он старается быть прогрессив­ным и полезным. Николай Петрович окрылен приближением реформы, не дожи­даясь ее осуществления, он отпустил на волю дворовых, размежевался с крестья­нами и завел «ферму» . Он пытается ввести у себя передовые методы земледелия, покупает кое-какие машины, обдумывает возможности рационального содержа­ния скота и т. д. Но у него мало что получается. «Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович, – самому драться невозможно, посылать за стано­вым не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь» . В ус­ловиях существования поместного землевладения невозможна идиллия, о которой мечтает добрый Николай Петрович.
Аркадий понимает своего отца, он благодарен ему за то, что он тепло и при­ветливо встречает Базарова и хочет сблизиться с ним, как с другом своего сына, разделяет с ним его тревоги и боль по поводу безуспешных преобразований в хо­зяйстве, подробно расспрашивает о делах в имении и в усадьбе. Он тянется к сво­ему отцу, старается быть с ним честным и искренним, не способен с ним разгова­ривать резко и грубо, хотя постоянно чувствует какую-то неловкость из-за таких теплых отношений с отцом перед своим другом Базаровым. В начале романа Ар­кадий находится под влиянием Базарова. Увлеченный его идеями, Аркадий был горд считать себя его учеником и единомышленником, во всем подражал ему. Он стеснялся показаться перед ним чувствительным и нежным, зная, что Базаров осудит его за это. В связи с этим с первого дня приезда домой сына отец мог за­метить скованность Аркадия, его напряженность и неуверенность. Обнаружива­ется некоторая натянутость в отношениях отца и сына, отдельные поступки и слова Аркадия вызывают у отца и дяди непонимание, недоумение, но терпимость и мудрость отца, разумный совет и снисхождение способны сдерживать порывы неопытной юности.
Несмотря на молодость, на стремление к свободе и независимости, Аркадий Кирсанов умеет вести себя с отцом как достойный сын с достойным отцом.

Ответ от Елена Одинцова [гуру]
Аркадий понимает своего отца, он благодарен ему за то, что он тепло и приветливо встречает Базарова и хочет сблизиться с ним, как с другом своего сына, разделяет с ним его тревоги и боль по поводу безуспешных преобразований в хозяйстве, подробно расспрашивает о делах в имении и в усадьбе. Он тянется к своему отцу, старается быть с ним честным и искренним, не способен с ним разговаривать резко и грубо, хотя постоянно чувствует какую-то неловкость из-за таких теплых отношений с отцом перед своим другом Базаровым. В начале романа Аркадий находится под влиянием Базарова. Увлеченный его идеями, Аркадий был горд считать себя его учеником и единомышленником, во всем подражал ему. Он стеснялся показаться перед ним чувствительным и нежным, зная, что Базаров осудит его за это. В связи с этим с первого дня приезда домой сына отец мог заметить скованность Аркадия, его напряженность и неуверенность. Обнаруживается некоторая натянутость в отношениях отца и сына, отдельные поступки и слова Аркадия вызывают у отца и дяди непонимание, недоумение, но терпимость и мудрость отца, разумный совет и снисхождение способны сдерживать порывы неопытной юности.
Несмотря на молодость, на стремление к свободе и независимости, Аркадий Кирсанов умеет вести себя с отцом как достойный сын с достойным отцом