Аргонавт всегда возвращается. Непостижимый Джорджо де Кирико: прозрения художника

“Полуденная меланхолия” (1913) - картина с таким романтическим названием открывает выставку, заставляя с первых минут уловить суть метафизической живописи. Зеленоватая пара артишоков на переднем плане, выглядящие как морские ежи или гигантский репей, своей обыденностью спорят с поделенной надвое светотенью таинственной площади, кирпичной кладкой стены и дымящей трубой. О чем эта картина - пытается понять каждый посетитель.

Уяснив смысл метода де Кирико, он уйдет с выставки, раскрыв для себя новаторский метод художника. По пути метафизики де Кирико шел долго. С 1910 по 1978 год. Изначально на формирование его взглядов большое влияние оказал Фридрих Ницше. “Я единственный художник на свете, который по-настоящему понял Ницше”, - заявляет мастер в документальном фильме, который покажут на выставке.

Ему оказалась очень близка идея “вечного возращения” на круги своя событий и явлений жизни в ее непрерывном течении. Именно поэтому метафизическая живопись смотрит внутрь подсознания. Де Кирико писал: “У всякой вещи есть две стороны: обычная, то, что мы видим почти всегда…и другая, призрачная или метафизическая, которую дано увидеть лишь редким людям в минуты прозрения…

Впервые такое прозрение пришло к художнику в 1911 году, когда он стоял на площади Санта-Кроче во Флоренции. Любуясь монументом и базиликой, его вдруг посетило странное чувство поразительной новизны увиденного. После этого эпизода и родилась первая метафизическая картина “Загадка осеннего полдня” (1910). Далее художник ищет собственный язык для выражения этих подспудных метафизических идей. На его ранних полотнах привычное кажется призрачным, предметы вступают в парадоксальные связи и рушат понятия, перспективу, заявляя миру о своей сути. Мы видим множество пустынных площадей, одинокие статуи, безликие манекены, комнаты, заставленные предметами.

Этот важный и наиболее известный период творчества де Кирико на выставке представлен скудно: кроме “Полуденной меланхолии” из французского Центра Жоржа Помпиду - это буквально пара портретов и рисунков. По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, это связано с тем, что нью-йоркский Museum of Modern Art, владеющий полотнами того периода, не участвует в подобном музейном обмене.

Богатство и многообразие экспонатов выставки

Однако последующие творческие эксперименты де Кирико можно увидеть достаточно широко. Это и подражание старым мастерам - Рубенсу и Ватто, вылившееся в целую череду автопортретов, и большое количество изображений с манекенами, и полотна с отсылом в античную мифологию.

Холсты, графика, скульптурные работы и театральные костюмы для дягилевских “Русских сезонов” - все это долгожданное богатство объединено названием выставки “Метафизические прозрения” и дает понимание художественного метода живописца, погружая в разные этапы творческого пути, начиная с программной метафизики 1910 годов, до неоклассики 1930-40 годов и поздней неометафизики.

Фото: Татьяна Золочевская

“Хронологически творчество де Кирико представлено периодом с 1910 до 1970 годов и разделено на несколько тематических разделов” , - говорит куратор выставки Татьяна Горячева.

Названия разделов звучат так: ведение, история и миф, диалог со старыми мастерами, автопортреты и вечное возращение. Эти темы и раскрывают сполна смысл полотен.

Большинство экспонатов прибыли из Италии, их предоставил Фонд Джорджо и Изы де Кирико (второй супруги мастера). Среди прочих - крупнейший арт-дилер Давид Нахмад, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето (Италия), Центр Жоржа Помпиду (Франция), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия) и другие.

Эта выставка, которую мы готовили полтора года - первая выставка де Кирико в России. До этого был проект 1929 года, где было показано всего три работы художника. Одно из произведений было куплено и хранилось в ГМИИ им. Пушкина, который сейчас любезно предоставил нам эту работу ”, - рассказала Зельфира Трегулова.

Неудивительно, что такому событию предоставлена потрясающая выставочная площадка. Новая Третьяковка (так называют теперь здание на Крымском Валу) выделила 2 этажа под эту внушительную итальянскую коллекцию. При входе посетители попадают на просторный балкон, справа на светло-серых стенах висят картины, а слева, бросив взгляд вниз, можно увидеть другой зал, расположенный на уровне первого этажа. Отсюда хорошо видны изящные белые полуарки, изнутри выкрашенные в разные цвета, в которых представлена графика.

В конце балкона, если свернуть направо, попадаешь в довольно вместительное вытянутое помещение. Здесь темные, почти черные стены контрастируют со светлой плиткой пола, и на этом фоне особенно эффектно выглядят расположенные по двум сторонам картины и стоящие по центру и в торце театральные костюмы в стеклянных витринах.

Личность художника, русские жены и балет

Любопытно, что Джорджо де Кирико себя ценил очень высоко. В одном из интервью 1978 года он называет себя “лучшим художником XX столетия”. В повседневной жизни он был склонен к театральным эффектам. Его первая жена Раиса Гуревич рассказывала, как на пути из Франции в Монте-Карло де Кирико специально оделся в доспехи воина, чтобы подняться на холм-место сражения галлов и римлян, и в таком виде преклонить колена в память о героях.

Обе жены художника - русские. С первой, упомянутой Раисой, они познакомились в 1925 году в римском театре, для которого он делал эскизы декораций и театральных костюмов. Раиса была прима-балериной. Потом они поженились и жили в Париже.

Фото: Татьяна Золочевская

В 1931 году они расстались, и он женился на Изабелле Паксзвер, у нее тоже были русские корни. Он прожил с ней всю оставшуюся жизнь и очень любил ее. На многих полотнах его муза предстает то в образе богини, то героини. Она организует выставки и после смерти супруга создает Фонд художественного и литературного наследия, завещая ему не только работы, но и прекрасный дом на площади Испании, где они прожили 30 лет. В этом доме теперь и располагается Фонд.

Куратор Фонда Джорджо и Изы де Кирико - Виктория Ноэль Джонсон поясняет, почему на выставке представлены театральные костюмы. Это никак не связано с первой женой-балериной: “Мы подумали, что для первой выставки де Кирико в России было бы важно показать связь художника именно с русским искусством, русским балетом. И в этом разделе мы представляем выполненные по эскизам де Кирико прекрасные костюмы к дягилевскому балету “Бал” из коллекции британского Музея Виктории и Альберта.

Эти костюмы ручной работы, а на их изнанке вышиты имена танцовщиков. Они не стирались с 30-х годов, на них можно увидеть пятна пота, которые символически демонстрируют крепкую связь художника с Россией.

Что дал Джорджо де Кирико миру живописи

Задолго до Сальвадора Дали, Джорджо де Кирико осознал и привнес важность подсознательного в мир живописи. Но его считают лишь “отцом” сюрреализма, некоейно отмечали некую осязаемую остановку времени и пространства на его полотнах. предтечей. “Они не очень поняли концепцию метафизики, но отдали должное ее визуальному выражению, в частности способности делать осязаемую остановку времени и пространства, которая так очевидна на картинах де Кирико ”, - объясняет Виктория Ноэль Джонсон. Он оказал огромнейшее влияние на творчество Магритта и Дали, вплоть до Казимира Малевича. Очень многие современные художники имеют параллели в своем творчестве с де Кирико.

Фото: Татьяна Золочевская

Искусствоведы ставят его в один ряд с Пикассо. “Но если Пикассо олицетворяет суровость отца, то де Кирико - нежность матери ,” - пояснила на открытии выставки ее куратор с русской стороны, искусствовед Татьяна Горячева.

Известно, что именно Пикассо и Аполлинер открыли в 1930 годы де Кирико, увидев его работы в парижском Осеннем салоне. “Они оба являются несущими опорами искусства XX века. Пикассо вообще был одним из немногочисленных художников, кого де Кирико уважал и ценил. И Пикассо отвечал ему тем же ”, - рассказывает Виктория Ноэль Джонсон.

На выставке есть картины, раскрывающие это взаимовлияние. “Речь о двух картинах из серии “Римские женщины” - одна из московского Пушкинского музея, другую представил Музей Роверетто - на которых в тесном, почти клаустофобическом пространстве изображены огромные женские фигуры ”, - продолжает куратор Фонда. Моделью для них выступила первая супруга Раиса.

Фото: Татьяна Золочевская

Считается, что повлиял де Кирико и на творчество Энди Уорхолла. В 1950-60 годы Джорджо копирует сам себя, создавая несколько версий одной и той же картины. Виктория Ноэль Джонсон поясняет: “Это относится к таким хрестоматийным сериям, как “Разрушение муз” или “Площади Италии”. Возможности таких авторских копий моментально оценил Уорхолл ”.

В заключение хочется сказать, что эта грандиозная выставка при всем многообразии ценных экспонатов лишь приоткрывает зрителю весь Гений Джорджо де Кирико. Пытливые умы смогут до краев наполниться живительным знанием о метафизической живописи, а неискушенный зритель получит глубокое эстетическое впечатление от общего обзора экспозиции. Закончу словами самого мастера: ”Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное” .

Джорджо де Кирико. «Орфей — уставший трубадур». 1970. Холст, масло. Фото: Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

Как рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, экспозицию готовили полтора года и это первая в России персональная выставка де Кирико такого масштаба. На Крымском Валу покажут творчество художника начиная с середины 1910-х годов и заканчивая 1970-ми. Архитектором выставки выступил автор экспозиционного решения «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» Сергей Чобан.

Предваряя вопрос о том, почему Третьяковская галерея показывает европейское искусство, Зельфира Трегулова пояснила, что, «когда в 1892 году Павел Михайлович Третьяков передавал в дар Москве Третьяковскую галерею, современное ему русское искусство было представлено в контексте западноевропейского, которое собирал его брат Сергей Михайлович Третьяков... Братья Третьяковы не отрывали русского искусства от европейского контекста, с которым оно всегда было тесно связано. Мы же стремились открыть искусство, которое в Москве и России не знают, и при этом показать очень важного для XX века художника».

Джорджо де Кирико. «Автопортрет в черном свитере». 1957. Картон, масло. Фото: Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

Строиться выставка будет не хронологически, а вокруг разделов, представляющих различные аспекты творчества Джорджо де Кирико, рассказала куратор экспозиции, ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Горячева. В первом зрителей познакомят с понятием метафизической живописи, основателем которой был художник. Здесь соберут работы разных периодов, дающие представление о его любимых сюжетах: это и площади, и метафизические натюрморты, и безликие манекены, один из которых вынесен на афишу выставки. Второй раздел — «История и миф» — отразит свойственный де Кирико интерес к античной мифологии, проявлявшийся на всем его творческом пути. Еще одна часть выставки будет посвящена времени, когда де Кирико ненадолго оставил метафизическую живопись и увлекся старыми мастерами, чем заслужил проклятия сюрреалистов, воспринявших такой шаг как предательство. В этот раздел войдут в числе прочего его автопортреты, в которых он обращался к классической живописи, цитируя ее элементы. Будет и раздел, рассказывающий о работе художника в театре, экспонаты привезут из Италии и из британского Музея Виктории и Альберта. Здесь можно будет увидеть его костюмы к последней постановке балета «Бал» в антрепризе Сергея Дягилева 1929 года. Отдельная глава выставки, «Вечное возвращение», посвящена влиянию философских концепций на художника, который всю жизнь был увлечен Фридрихом Ницше, в частности его идеей вечного возвращения и цикличности времени. И еще один раздел, «Неометафизика», покажет позднее творчество де Кирико, в котором тот цитирует собственные ранние работы и, обращаясь к старым сюжетам, перерабатывает их, дополняя новыми деталями.

Живопись, графику, скульптуру, театральные костюмы, архивные материалы и фотографии на выставку предоставили Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду, Музей Виктории и Альберта, две работы дал ГМИИ им. А.С.Пушкина, а еще около 20 приедут из швейцарской частной коллекции.

Несколько картин де Кирико прибыли из Национальной галереи современного искусства в Риме, которой Третьяковская галерея, в свою очередь, даст произведения авангардистов для осенней выставки с участием других музеев. «Осенью этого года на волне интереса к России, связанного со 100-летием октябрьских событий 1917 года, мы планируем развернуть там выставку, на которой представим довольно большое количество работ из своего собрания», — рассказала Зельфира Трегулова на пресс-конференции.

Билеты на «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» будут продавался онлайн и в кассах музея, причем дополнительная касса откроется в ГУМе. Старт продаж намечен на 31 марта. Посетители смогут приобрести билет только на выставку де Кирико, отдельный билет на выставку «Оттепель: лицом к будущему» и основную экспозицию музея или третий вариант, общий для двух выставок и основной экспозиции.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка "Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения". Куратор римского фонда Джорджо и Изы де Кирико Виктория Ноэль Джонсон объяснила "Огоньку", о каких прозрениях идет речь


Де Кирико цитировать такое же удовольствие, как и разглядывать его пустынные замершие картины. "В тени человека, идущего под солнцем, больше тайны, чем во всех настоящих, бывших и будущих религиях",— писал он. А вот еще: "Искусство — это роковой сачок, захватывающий на лету те странные явления, которые вырываются, подобно большим таинственным бабочкам, из повседневной жизни".

Загадочный мир, погруженный не то в сон, не то волшебное оцепенение, бытие предметов, освещенных каким-то холодным внеземным светом, сновидческие символы и зашифрованные призраки — это все де Кирико. Увидев его картины один раз, их уже не забыть и не отделаться от чувства, что есть что-то, что нужно понять. Не зря де Кирико "двигали" Пикассо и Аполлинер, а Дали и Магритт сразу угадали в его работах нужную им оптику, которую сделали своей.

В России де Кирико почти не знают. В ГМИИ им. Пушкина есть две его картины, и это все. Поэтому выставка Джорджо де Кирико в Третьяковке может стать открытием метафизического гения российским зрителем.

— Московская публика в последние годы избалована художественными выставками, в том числе и великих итальянцев. Как вы убедите ее идти на практически не известного ей де Кирико?

— Джорджо де Кирико — один из основополагающих и важных художников XX века. Многие искусствоведы ставят его в один ряд с Пикассо. Изобретенный им сто лет назад метафизический художественный метод открыл дверь современному искусству, дал новый взгляд многочисленным художникам, на которых творчество де Кирико оказало огромное влияние. И мы очень рады, что благодаря нашему совместному с Третьяковской галереей проекту российская публика сможет убедиться, какое влияние оказал де Кирико не только на западное модернистское и современное искусство, но и на русских художников. У многих из них (Малевич, рекомендовавший своим ученикам изучать де Кирико, а также Дейнека, Шевченко, Ермолаев и другие.— "О" ) имеются явные параллели с его творчеством.

— Вы привезли очень обширную ретроспективу художника, практически не выставлявшегося в России. Хотели разом наверстать упущенное?

— Идея открывшейся в Третьяковской галерее выставки принадлежит Джанни Меркурио, ее куратору с итальянской стороны, и его российской коллеге Татьяне Горячевой. Первоначально думали показать творчество де Кирико сквозь призму его отношений с постмодернизм. Но в процессе работы концепция выставки развивалась и стала более обширной.

Экспозиция действительно очень масштабная. И хотя она охватывает все 70 лет творчества художника, выставка не является ретроспективой в традиционном смысле. Скорее она призвана продемонстрировать абсолютно уникальный творческий метод художника.

— Что это значит — "метафизические произведения"? И при чем тут заявленное в названии выставки "прозрение"?

— Как писал сам де Кирико, метафизический метод состоит в том, чтобы увидеть мир как в детстве, когда любой предмет — это открытие, прозрение. Это был новый взгляд на мир, и именно этот взгляд делает произведения де Кирико уникальными.

В течение жизни он меняет стили и краски, техники, сюжеты, но его художественный метод — увидеть необычное в обыденном — остается неизменным все годы творчества. С того момента, когда в 1910-м во Флоренции де Кирико открылось это художественное видение (по словам самого художника, он увидел площадь перед собором Santa Croce такой, какой она должна быть в идеальном платоновском мире, что он и запечатлел в своей первой картине "Загадка осеннего полдня".— "О" ), и до 1978-го, когда художник скончался, он оставался метафизиком.

В 1940-1960-е он занимался фигуративной живописью, барокко, у него много картин, вдохновленных великими художниками прошлых веков. И все равно ведущей нитью его творчества и тогда была метафизика.

— Вы сказали о влиянии де Кирико на наших художников. Но, как мы знаем, с Россией художника связывали и другие узы...

— Это так. Де Кирико был дважды женат, и оба раза на русских. Его первая жена Раиса Гуревич была балериной. Они познакомились в 1925 году в римском театре, для которого художник делал эскизы декораций и театральных костюмов, а Раиса была в нем прима-балериной. Впоследствии они поженились и жили в Париже.

— Почти как Пикассо и Ольга Хохлова. Об этой романтической истории рассказывает раздел выставки под названием "Бал"?

— Не совсем. Раиса танцевала в римском театре, не в антрепризе Дягилева, поставившего "Бал". Но мы подумали, что для первой выставки де Кирико в России было бы важно показать связь художника именно с русским искусством, с русским балетом. И в этом разделе мы представляем выполненные по эскизам де Кирико прекрасные костюмы к дягилевскому балету "Бал" из коллекции британского Музея Виктории и Альберта. Костюмы ручной работы, и на их изнанке вышиты имена танцовщиков, для которых они были предназначены. Интересная деталь — эти вещи с 30-х годов ни разу не стирались, на них даже можно увидеть пятна от пота, можно сказать, что они демонстрируют связь де Кирико с Россией, которая была очень крепка.

— Чего не скажешь о его первом браке...

— Да, в 1931 году Раиса Гуревич и Джорджо де Кирико расстались, и он женился на Изабелле Паксзвер, у которой тоже были русские корни. Изабелла осталась с художником до конца его дней и была для него очень важна. Муза — мы видим ее на многих полотнах де Кирико, где она предстает то в образе богини, то героини. Помощница — она занимается организацией выставок и прочей административной деятельностью. Хранительница — после смерти Джорджо де Кирико Изабелла создала фонд художественного и литературного наследия художника, и этому фонду она завещала все, в том числе и прекрасный дом на площади Испании, где они вместе прожили 30 лет. В этом доме сейчас располагается наш фонд, который носит имя Джорджо и Изы де Кирико.

— Чем занимается фонд?

— Фонд существует с 1986 года, его задача — охрана и исследование художественного наследия художника. В собственности фонда более 500 работ де Кирико — картины, рисунки, акварели, скульптуры, театральные костюмы, обширное литературное наследие.

Часть коллекции — примерно 50 полотен — выставлена в доме-музее, в который переоборудована квартира на площади Испании. Известно, что художник, который много путешествовал и жил в разных городах и странах, своим настоящим домом считал именно эту квартиру. Он любил говорить, что она расположена "в центре центра мира". Кроме парадных комнат мы показываем посетителям и очень интимную часть дома — спальни Джорджо и Изабеллы, а также мастерскую художника. Кроме того, фонд занимается выставочной деятельностью, издает альманах "Метафизика", где публикуются статьи, исследующие творчество де Кирико.

— И все же не все экспонаты выставки прибыли в Москву из вашего фонда...

— Наша коллекция начинается с 1930-х годов. Более ранние картины, относящиеся к первому метафизическому периоду 1910-х годов, хранятся в зарубежных музеях, в основном американских — де Кирико, как и многие художники, в молодости продавал свои произведения.

Помимо нашего фонда экспонаты для выставки предоставили Музей нового и современного искусства Тренто и Роверетто (Италия), Центр Жоржа Помпиду (Франция), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия).

— Вы поставили де Кирико в один ряд с Пикассо.

—Да, оба они являются несущими опорами искусства XX века. Известно, что именно Пикассо и Аполлинер открыли в 1930-е годы де Кирико, увидев его произведения в парижском Осеннем салоне. Пикассо вообще был одним из немногочисленных художников, кого де Кирико уважал и ценил. И Пикассо отвечал ему тем же. Кто из них на кого влиял, сказать трудно. Но на выставке есть полотна, в которых явно угадывается параллель с Пикассо. Речь о двух картинах из серии "Римские женщины" — одна из московского Пушкинского музея, другую предоставил Музей Роверетто,— на которых в тесном, почти клаустофобическом пространстве изображены огромные женские фигуры. Кстати, моделью для них выступала Раиса, первая жена художника

— А Дали и сюрреализм, отцом которого де Кирико официально признан?

— Что касается сюрреалистов и Дали, близость де Кирико с ними была очень короткой, и после разрыва в 1926 году между ними не было никаких контактов. Они практически не сотрудничали творчески. Тем не менее — и это общепризнано — де Кирико является "отцом" сюрреалистов, и они были под видимым его влиянием.

Они не очень поняли концепцию метафизики, но отдали должное ее визуальному выражению, в частности способности делать осязаемой остановку времени и пространства, которая так очевидна на картинах де Кирико.

— Кого из современных художников можно считать наследниками де Кирико?

— Де Кирико был уникален. Он не оставил ни школы, ни движения, если не считать того, что сюрреализм тут же подхватил и сделал своим его взгляд на мир. Но немало современных артистов находились под его явным влиянием. Например, отмечают влияние де Кирико на Энди Уорхола. В 1950-1960-е годы де Кирико был увлечен созданием очень похожих друг на друга версий. Он практически копировал сам себя. Это относится к таким хрестоматийным сериям, как "Разрушение муз" или "Площади Италии". Возможности таких авторских копий моментально оценил Уорхол.

Или, например, Синди Шерман (американская художница, работающая в технике постановочных фотографий, известна серией исторических автопортретов, где она предстает в образах, запечатленных на картинах великими художниками.— "О" ). Ее эксперименты явно навеяны серией автопортретов де Кирико 1940-1950-х годов, на которых художник брал сюжеты картин великих мастеров, как, например, Рубенс, и давал изображенным на них фигурам собственное лицо. Московская публика увидит эти портреты.

Де Кирико была очень близка концепция вечного возвращения, которую он почерпнул у Ницше и которая оказала на него в юности большое влияние. Он был согласен с великим философом, что время имеет циклическую замкнутость и что XVII и XVIII века могут сосуществовать на полотне с веком XX. Вот почему он считает возможным разделить с великими мастерами единое пространство. Метафизический взгляд предполагает, что время и пространство могут быть остановлены.

— В общем, картины де Кирико требуют объяснения.

— Да, и потому к выставке мы решили опубликовать большую подборку текстов де Кирико, которые выходят на русском впервые. Это важно, потому что мы, искусствоведы, даем много пояснений его творчества, но голос самого артиста лучше всех других объяснит его произведения. Де Кирико художник фундаментальный, которого еще открывать и открывать.

Беседовала Елена Пушкарская, Рим

Вслед за ностальгическим проектом «Оттепель» Третьяковская галерея готовит новый выставочный хит. В России впервые открывается ретроспектива Джорджо де Кирико - родоначальника метафизической живописи.

Загадочный мир, созданный де Кирико, традиционно привлекает зрителя. На протяжении всей жизни художник обращался к традициям Античности, классическому старому искусству, был увлечен философией Ницше. Кроме того, де Кирико был большим поклонником театрального искусства - зрители московской выставки смогут впервые увидеть костюмы, выполненные им для балета Сергея Дягилева «Бал» 1929 года.

«Орфей – уставший трубадур». 1970. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.

Театральность - едва ли не главная отличительная черта искусства де Кирико. Безвоздушные пейзажи, в которых, кажется, время застыло навечно, полуденный зной, пустынные улицы с обломками древних памятников и античных масок - его живопись часто называют «иллюстрациями снов» - настолько тонко и порой иронично он «работает» с подсознанием. Позже этот «прием» будет заимствован сюрреалистами и станет основным в их творчестве.

«Внутренняя метафизика с головой Меркурия». 1969. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

Выставку итальянского авангардиста готовили полтора года. Основным партнером Третьяковки выступил фонд наследников итальянского авангардиста - Джорджо и Изы де Кирико. Зрители увидят более 100 произведений живописи, графики и скульптуры, привезенных из Швейцарии, Франции и Великобритании.

«Автопортрет в черном свитере». 1957. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.

При жизни де Кирико был известен как крайне самовлюбленный человек, без стеснения называющий себя лучшим художником ХХ века. По словам кураторов, его обращение к традициям Тициана, Рембрандта и Рубенса свидетельствует о том, насколько велико было его желание поставить себя в один ряд с великими мастерами прошлого. Эгоцентризм де Кирико нашел отражение и в экспозиции - представлено несколько автопортретов художника, выполненных в различных манерах.

В Третьяковской галерее открылась первая российская выставка Джорджо де Кирико — одного из главных итальянских сюрреалистов, известного своей метафизической живописью. Buro 24/7 рассказывает, что надо знать о художнике, прежде чем посетить выставку.

Метафизика и раннее творчество

Род де Кирико происходит из Греции. После смерти отца будущий художник вместе с семьей переезжает в Мюнхен, где продолжает учебу в Академии изящных искусств. В мюнхенские годы он находится под влиянием работ Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра и Отто Вейнингера. Их идеи формируют его мировоззрение, которое он сам назовет «метафизикой» — по одному из главных разделов философии, который рассматривает вопросы первоначального бытия. Свое название метафизическая живопись получит не раньше 1917 года, когда де Кирико познакомится с художником Карло Каррой, чьи поиски формального языка были во многом близки мастеру.

Автопортрет в черном свитере. Джорджо де Кирико. 1957

Тем не менее к «метафизике» можно отнести все работы де Кирико 1910-х годов — пустынные пейзажи, где на фоне городской архитектуры с выразительными тенями появляются одинокие персонажи, или натюрморты с классическими бюстами, фруктами и мячами. Как следует из воспоминаний самого художника, первое метафизическое прозрение возникло у него на площади Санта Кроче во Флоренции. «Мне вдруг показалось, будто все окружающее я вижу впервые», — писал он потом в мемуарах. Этот эпизод лег в основу и первой метафизической картины — «Загадка осеннего полдня» (1910).

Еще один важный фактор влияния в творчестве де Кирико — работы немецких символистов, Макса Клингера и Арнольда Беклина, с которым поначалу сравнивают и самого де Кирико. Живописные и философские влияния этого времени проявятся всего несколькими годами позже, во время пребывания художника в Париже. Вслед за Мюнхеном де Кирико переезжает в Милан и Флоренцию, а после войны наконец добирается до Парижа, где в 1910-е годы состоялась карьера де Кирико и других мастеров эпохи — Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Константина Бранкузи и многих других. Хотя творчество де Кирико не имеет к ним непосредственного отношения, Париж как художественная среда сыграл важную роль и в его становлении.

«Меланхолия и тайна улицы». Джорджо де Кирико. 1914

Еще одним художником, повлиявшим на формирование метафизической живописи, стал младший брат де Кирико — Альберто Савинио. Вместе с ним де Кирико издавал журнал «Пластические ценности», а также опубликовал ряд теоретических работ, в которых были определены фундаментальные принципы метафизической живописи. Среди них — прозрачность и ирония, ставшие впоследствии главной характеристикой поэтичных и мечтательных полотен метафизиков.

Первая часть экспозиции посвящена периоду 1910-х и метафизике как главному методу де Кирико. Работы 1920-30-х годов, в которых художник переосмысливает античность и Старых мастеров, являют собой логическое продолжение первого этапа. Между ними зритель попадает в мир балетов Дягилева, в создании костюмов для которых де Кирико принимал непосредственное участие.

Костюмы к Дягилевским балетам и возвращение к вечным темам

Если в начале пути костюмы и декорации для Дягилева создавали преимущественно участники группы «Мир Искусства» — Лев Бакст, Валентин Серов и Александр Бенуа, то в Париже над этим работают Андре Дерен и Пабло Пикассо. Последний создает и сценографию балета «Пульчинелла» в 1920 году. В 1931-м, после смерти Дягилева, эта постановка вернулась на сцену в декорациях де Кирико. Кроме того, художник занимался костюмами для последнего проекта Дягилева «Бал» (1929), а также для «Протея», поставленного труппой Русского балета Монте-Карло в театре Ковент-Гарден.

«Песнь любви ». Джорджо де Кирико. 1914

Рубеж 1920-30-х в творчестве де Кирико отмечен не только работой в театре, но и интересом к историческим и мифическим сюжетам. В эти же годы он начинает работать над упомянутым журналом «Пластические ценности», возрождавшим на своих страницах идеалы классической живописи. На полотнах де Кирико появляются такие исторические сюжеты, как Троянская война и битва при Фермопилах, а фрагменты акведуков, колонн и храмов складываются в единые фигуры «Археологов». Эти мотивы служат отсылками к профессии его жены Раисы Гуревич-Крат. В те же годы де Кирико часто обращается к искусству Старых мастеров: среди его полотен легко узнать прототипы Ватто, Тициана, Буше, Фрагонара, Каналетто и Рубенса.

Отдельные разделы выставки представляют скульптура и графика художника — терракотовые фигуры в бронзе и эскизы все тех же манекенов, а также подготовительные наброски к живописным произведениям. Цикл из ста работ, представленных на выставке, завершается понятием «Неометафизика» — так называют поздний период творчества с 1968 по 1976 год. В это время художник создавал копии уже существующих работ, перерабатывая их в новом стиле, куда более сложносочиненном. Яркий пример этому — «Внутренняя метафизика мастерской», где вроде бы знакомые полотна художника изображены внутри новой картины.

« Внутренняя метафизика мастерской ». Джорджо де Кирико. 1969

Наиболее существенным образом де Кирико повлиял на живопись сюрреалистов, чье объединение возникло спустя десять лет после появления художников-метафизиков. Без творчества де Кирико сложно представить работы Сальвадора Дали или Рене Магритта, а сам Андре Бретон был так заворожен картиной «Мозг ребенка», что вышел из автобуса, когда увидел ее в витрине.

Хотя с Россией де Кирико связывают только его работы для балетов Дягилева, куратор Татьяна Горячева проводит параллели между итальянским художником и супрематистом Малевичем, и мечтательным Дейнекой, и кубистами Шевченко и Рождественским. Лучше всего это можно понять, только увидев своими глазами.