Андрей васильев шансон. Андрей васильев

Родился 10 декабря 1956 года в Москве. Отец - Неклюдов Вениамин Исаевич (1904 - 1957) - Народный артист России, Председатель Восточно-Сибирского отделения ВТО, ведущий актер Красноярского театра драмы им. Пушкина. Мать - Васильева Людмила Ивановна, (1919г. рожд.) - журналист, театральный критик, вместе с другими студентами ГИТИСа в 1942 году ушла на фронт, служила санинструктором роты автоматчиков, спасала раненых, при форсировании Днепра была тяжело ранена (спасла металлическая пудреница, лежавшая в нагрудном кармане гимнастерки, пуля не дошла до сердца) после госпиталя вернулась в институт и окончила ГИТИС с красным дипломом. Отец Андрея умер, когда сыну было всего четыре месяца. Смерть произошла во время спектакля, в тот самый момент, когда по роли умирал герой пьесы...

Детство Андрея прошло в районе Кутузовского проспекта, именно там он занимается в театральном кружке при доме пионеров, затем переходит в Театр Юных Москвичей московского городского Дворца пионеров, где уже играет в нескольких спектаклях. Начальное музыкальное образование Васильев параллельно получает в детском хоре института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР, которым руководил в те годы Народный артист СССР, профессор В.Г. Соколов. Свою самостоятельную трудовую деятельность Андрей Васильев начинает после окончания 9 класса. Он поступает в Центральный детский театр на должность электроосветителя и продолжает получать среднее образование в школе рабочей молодежи. В 1974 году переходит в "Росконцерт". Именно здесь состоялось его "крещение" на профессиональной сцене в качестве артиста. На гастролях в Махачкале Андрей заменяет заболевшего конферансье, с успехом проводит концерт и получает приглашение на работу во вновь созданный ВИА Дагестанской Государственной филармонии. Через четыре месяца собрание коллектива доверяет Васильеву художественное руководство... Несколько лет работы на периферии не прошли зря, - Андрей обретает уверенность, начинает сочинять репризы и небольшие монологи, здесь в ансамбле пригодилось и музыкальное образование, это была неплохая школа, обучающая сочетанию разных жанров, что очень важно для эстрадного артиста.

В 1978 году Васильев переходит работать по специальности в московский коллектив. Знаменитый композитор и дирижер Анатолий Кролл приглашает его в эстрадный оркестр "Современник". Этот прославленный коллектив был, в те годы, "стартовой площадкой" для многих ныне популярных музыкантов и певцов. Достаточно назвать Ю.Антонова, С, Рязанову, Л. Серебренникова, В. Токарева, Л. Долину... Кстати, Васильев поступает на новую работу в один день с Долиной, этот день положил начало их долгой дружбе, творческой и человеческой... Оркестр "Современник" дает молодому артисту не только право выступать на лучших концертных площадках страны, но и направляет его учиться во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства при "Росконцерте". За два года учебы Андрей приобретает крепкий репертуар, и окончательно "легализируется" в качестве профессионального артиста эстрады. Ему присваивается 2 категория артиста разговорного жанра. Все чаще Андрея начинают приглашать в различные "сборные" концерты, постепенно он занимает на эстраде 80-х годов свою нишу. Ему доверяют вести концертные программы в Театре эстрады, в Государственном Центральном концертном зале "Россия", на огромных площадках спорткомплексов "Лужники" и "Олимпийский". Васильев, один из немногих московских конферансье, которому доверено выходить на "главную" сцену Советского Союза, на сцену Кремлевского Дворца съездов. Здесь, в КДС, Андрей в течении нескольких лет был постоянным ведущим эстрадных концертов. На этой же сцене он создал немало образов, как драматический артист, ежегодно принимая участие в новогодних представлениях для детей. От "юноши с БАМа", сказочного волка и т.п. ролей, Васильев переходит к исполнению главной роли - Деда Мороза, сначала дублируя во втором составе Р.С. Филлипова, а позже играет самостоятельно. И, безусловно, все эти годы, огромная гастрольная деятельность... Всесоюзные фестивали искусств "Утро Родины" на Сахалине, "Огни магистрали" для строителей БАМа, "Тюменский меридиан" - география этих мероприятий была огромна, от Калининграда до Камчатки... И, учитывая, что подобные программы, как правило, проводились на гигантских стадионах, нетрудно представить масштабы аудитории... Васильев продолжает работать в "Росконцерте", в отделе фестивалей и спецмероприятий и, одновременно сотрудничает с творческими коллективами концертной организации. Практически со всеми "звездами" нашей эстрады, со всеми известными группами и ансамблями, довелось выступать Андрею... Алла Пугачева и София Ротару, Лариса Долина и Ирина Аллегрова, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко (в составе его коллектива Васильев был более 5 лет), ансамбли "Самоцветы" и "Пламя", группа "Машина времени" вот далеко не полный перечень знаменитостей, с которыми Васильев выходил на сцену... В 1983 году жюри 7 Всесоюзного конкурса артистов эстрады, удостаивает артиста звания Лауреата.

В 1985 году еще один диплом - Лауреата Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, В 1984 году Васильев поступает в ГИТИС им. Луначарского (позже институт становится Академией театрального искусства) на отделение режиссуры массовых мероприятий. За пять лет учебы на курсе Народного артиста России В.А. Шалевича, Андрей приобретает новые знания и овладевает профессией режиссера и драматурга. В качестве дипломной работы он пишет сценарий и осуществляет постановку эстрадного спектакля "Здравствуйте, я ваша Катя!" для молодой и очень популярной певицы Кати Семеновой. В это же время в театре Льва Лещенко выходит эстрадное ревю "Что-нибудь для души...", в постановке Васильева. На артиста обращает внимание Центральное телевидение, где слово "конферансье", в те годы, считалось почти запретным. Васильев пишет сценарии для передач "Шире круг" и "Вас приглашает кафе "Саквояж", вместе с Катей Семеновой и Вячеславом Малежиком ведет эти передачи.

И на телевидении и на эстраде, публику всегда поражала способность артиста моментально сочинять стихи на заданные зрителями рифмы. Очень редкий жанр - игра "Буриме", становиться "визитной карточкой артиста. Васильев был первым московским конферансье, который имел свои "сольные" выступления - эстрадные спектакли "Ностальгия по настоящему" и "В гостях у конферансье". Они с успехом проходили, как, на московской сцене, так и в других городах. Артист не только смешил зрителя, он беседовал с ним о самых насущных, самых серьезных проблемах того времени, которые волновали всех. Он не боялся говорить со сцены смело, остро, нелицеприятно... Не имея всенародной известности и популярности, Андрей, тем не менее, обрел своего зрителя, который тепло встречал его во всех уголках, тогда огромной страны... А сама страна менялась... И в тех городах, где еще недавно "звезды" эстрады выступали по нескольку дней на одной площадке, пустели афишные тумбы... Нищие, безработные, "бомжи", люди месяцами не получающие зарплату - им было не до концертов... Практически ушли в небытие сборные программы. Тогда Андрей принимает решение работать за границей. Он не меняет московскую прописку, не меняет гражданства, он уходит работать в крупную туристическую фирму, фрахтующую большой океанский лайнер. И там, в круизных рейсах, он вновь встречается со зрителями, ведя в концертном зале теплохода сборные программы, и выступая со своими сольными концертами. Здесь, кстати, впервые появляется эстрадный спектакль "Песни моих дворов", состоящий исключительно из "хитов" прошлых лет... Васильев играет этот спектакль, не претендуя на звание профессионального певца, Это, скорее, актерское изложение песен, но оно очень доверительно и искренне. США, Бразилия, Аргентина, Индия, Гонконг, Сингапур, Карибы, Африка, вся Европа - самые длинные гастроли в жизни Андрея Васильева...

Он вернулся в Москву только через пять лет... Он снова столичный артист. Ему присвоено звание "Заслуженный артист России". С легкой руки Ларисы Долиной многие коллеги называют Андрея "лучшим конферансье" страны. А сам Васильев снова в поиске. Работы на эстрадной сцене, по понятным причинам, стало намного меньше, чем раньше, а дома сидеть артисту не с руки... В 2001 году, Васильев приходит в московский театр "У Никитских ворот" под руководством Заслуженного деятеля искусств России Марка Розовского. Художественный руководитель коллектива сумел увидеть в эстрадном артисте, задатки драматического... Андрей играет в спектаклях театра прекрасные роли: Максима Григорьевича в пьесе по прозе В. Высоцкого "Роман о девочках", Гундосого в мюзикле "Гамбринус" по мотивам повести А. Куприна, Лысого в спектакле "Песни нашего двора", Боба Фосса в мюзикле "Кабаре или Боб Фосс живет в Москве", готовит роль Гаева в "Вишневом саде" А. Чехова.

В конце 2002 года на сцене театра состоялась премьера музыкального спектакля "И опять во дворе", который стал бенефисом артиста. Голос Андрея часто можно услышать в эфире радио "Шансон", где звучат не только песни записанные Васильевым, но различные "джинглы", частушки... Готовится к выходу в свет пятый альбом артиста. Слова для некоторых песен Васильев теперь пишет сам. Его "Баллада про рыжего пса" и "Песни нашего двора" полюбились слушателям и зрителям.

Впереди у Андрея было много творческих планов и замыслов...

Андрей Васильев и его гитара прощаются с осенью. Фото Николая Милешкина

В клубе «Стихотворный бегемот», что в малаховской библиотеке «над оврагом», состоялась негромкая, но яркая творческая встреча с Андреем Васильевым.

Андрей читал стихи и прозу, пел песни на свои стихи: и собственные, и написанные другими композиторами. Очевидно, что автора занимает вопрос о личных взаимоотношениях с литературой. И если попытаться привести к общему знаменателю все сказанное и прочитанное на встрече, то станет ясно - Андрей Васильев всегда говорит не столько о себе, сколько о литературе с его – пусть скромным – участием.

Вот фрагмент стихотворения «Прощаясь с осенью»: «Впадая в спячку, летний дом/ Пошевельнется, дверью хлопнув,/ И, погремев пустым ведром,/ Сомкнет зашторенные окна –/ И в этой внутренней тиши,/ В остывшей строгой полутеми/ Почти не слышно, как спешит/ Всепроникающее время...» Видно, как, следуя за этими строками, читатель незаметно и естественно становится собеседником и наблюдателем. Это при его непосредственном участии автор с тщательностью, присущей точным наукам, в деталях фиксирует отсвет и отзвук происходящего, и все вокруг наполняется ощутимыми и почти зримыми следами неумолимого течения времени: «Где можно тихо, без сует,/ Раскрыть нетронутые книги –/ А в них заведомый ответ,/ Что совершенства не достигнуть...»

Андрей Васильев – разносторонне развитый человек, и его система координат многомерна. «По пути к литературе» он сначала окончил музыкальную школу по классу балалайки, затем освоил гитару и между делом – мандолину. Так увлечение музыкой привело Андрея к сочинению собственных инструментальных произведений. А через несколько лет им был сделан шаг сначала к сочинению текстов песен, а затем и к написанию «настоящих» стихов.

Ритмическая основа стихотворений Андрея Васильева, помноженная на сердечный ритм и частоту дыхания, часто побуждает читателя к своей собственной иллюзии: ему невольно слышится несложная, но гармоничная мелодия. Он читает дальше, и мелодия становится громче и яснее. Читатель, ставший ранее наблюдателем и собеседником, здесь уже почти соавтор Васильева-композитора.

Вернемся к стихотворению «Прощаясь с осенью», которое заканчивается словами: «День будет короток, как миг,/ И солнце будет заходящим,/ Когда скользнет по шторе блик/ Напоминанием о счастье». Именно так – «Напоминание о счастье» – называется поэтический сборник Васильева. Как много сокрыто и зашифровано в этих словах. Разгадать все, конечно, невозможно. Но определенно – в тот вечер автор нам о счастье напомнил. О том счастье, которое у каждого из нас было... Вот только помним ли мы о нем?

Васильев Андрей Александрович. [Россия, Московская область, Москва] (род. 20.03.1958)

Уроженец г. Северодвинска Архангельской обл. Закончил ДМШ по специальности "балалайка". Гитару осваивал с 13 летнего возраста. Подбирал на слух сначала советскую эстраду, а потом и Битлз. Играл в школьном ВИА и тогда же начал сочинять музыку, к которым придумывал тексты, представляющие собой не совсем правильные комбинации английских слов. Те музыкальные замыслы были, впрочем, неплохими, и один из них уже дождался русских стихов.

В 1975 г. поступил на Химический факультет МГУ, активно участвовал в художественной самодеятельности и агитбригадах, отдавая предпочтение балалаечной инструментальной музыке (были даже эпизоды с Александром Сухановым и Алексеем Иващенко в качестве гитарных аккомпаниаторов). Неоднократный лауреат и дипломант смотров художественной самодеятельности МГУ. К бардовской песне относился с настороженностью, однако студенческая жизнь не позволяла не обращать внимания на этот жанр. Учился рифмовать строчки. Первую песню в жанре АП (КСП) написал в 1980 г. на стихи Ю. Мориц "На щемящей ноте" (не зная об уже существовавшей версии группы "Последний шанс"). Кумирами жанра АП в то время были Никитин-Берковский, Ю.Ким, А.Мирзаян и В.Ланцберг. К моменту окончания аспирантуры (1983), когда количество собственных песен жанра КСП не превышало 10, публичные выступления прекратились, т.к. надо было браться за ум. Впрочем, разовые вылазки на сцену с балалайкой ещё тянулись шлейфом (1984, 1985, 1987, 1989, 1993 и 1994).

К выступлениям и сочинению песен и стихов вернулся через 25 лет в 2008 году. За время перерыва кое-что создано было, но немного. С 2008 года написано более 120 стихотворений и около 60 песен на свои и чужие стихи. Нравится аккомпанировать бардам на балалайке, мандолине или бузуки. На стихи А. Васильева написали музыку Светлана Богдасарова, Елена Лойк, Галина Брусницына и Елена Осипова.

Лауреат Фестиваля им. Ю.Кукина "За туманом" (Чехия), Обнинской ноты, БардАкадемии, фестиваля "Откровение" (Вологда); дипломант 26-го и 29-го Московских городских конкурсов АП и XV-го Фестиваля АП в Коломенском (менее массовые конкурсы можно не учитывать).

Лауреат Национальной литературной премии "Поэт года", номинация "Песни", 2016 (Первая премия); дипломант Литературной премия им. Сергея Есенина "Русь моя", 2016. Выпущенные сборники стихотворений: "Напоминание о счастье" (2013) и премиальный "В баритоновом ключе" (2018).

В 2016 г. на фестивале "Песни Булата" музыкальное прочтение стихотворения Окуджавы "Над площадью базарною" принесло лауреатство Ольге Кузьмичевой-Дробышевской как исполнителю, автор же музыки при этом выступал как аккомпаниатор.

Состоит членом клуба АП "Беседы" (рук. Владимир Альер). Основная профессия — по-прежнему химик (д.х.н.).

На фестивале «За туманом» я был четыре раза подряд с 2012 по 2015 годы. Причина простая – приезжаю в Саксонию с родственным визитом, так почему бы не заехать в соседнюю Богемию? На Фестивале я принимаю вид делегата от московского клуба «Республика песни», с которым у меня самые добрые отношения.

Для незнакомых читателей нужно представиться. Андрей Васильев, 1958 г.р., по профессии химик, но в детстве закончил ДМШ по классу балалайки. Музыку начал сочинять в 9 классе для школьного ВИА, потом в студенческие и аспирантские годы в МГУ были первые опыты в авторской песне. Примерно в 25-летнем возрасте музыкальные «глупости» забросил, занялся наукой и семьей. В авторскую песню вернулся только в 2008 году к своему 50-летию, когда образовалось некоторое количество свободного времени. Таким образом, мой КСП-шный возраст
33 года.

Главная польза от фестивалей – знакомства и новые творческие идеи с последующим воплощением. Александра Соломонова я не знал совершенно, хотя знал результаты его действий по популяризации творчества Игоря Доминича – это имя было на слуху. Творчество Николая Якимова знал очень поверхностно. И вот благодаря Фестивалю я понимаю, насколько мощны и глубоки эти личности. О Валерии Чечете и тем более Викторе Галустяне представление имел, к счастью.

В 2012-2014 годы делегации от «Республики песни» были довольно крупными, и была необходимость программу делать заранее. Складывалось так, что наша Юлия Богомолова приезжала без мужа Виталия и его брата-близнеца Андрея, а ведь они втроем составляли замечательное трио «Колобок». По такому стечению обстоятельств она готовила своё выступление с чужим мужем, т.е. со мной. Моя собственная супруга, сопровождавшая меня, только приветствовала такой союз, поскольку сама не поёт и не играет на гитарах. В 2012 году я приезжал с балалайкой, в 2013 – с бузуки, в 2014 – с мандолиной. Вот и первая польза от Фестиваля – за три года у нас с Юлией скопилось номеров на целый большой концерт, что мы прошлым августом благополучно и продемонстрировали в Москве. Юлия при всём при том оказалась и крёстной мамой моей неожиданной интерпретации песни Кукина «Темиртау» (2013): от неё поступило пожелание выбрать что-то подходящее, мы смотрим сборник, попадается эта самая песня. Сразу стало ясно, что её надо исполнять только под бузуки, имитируя казахскую домбру, и петь в манере народного акына. Вступительный куплет должен бы быть по-казахски, но кто ж переведёт? Казахов под рукой нет. Интернет-переводчик даёт разные слова, из которых что-то удаётся слепить с учётом ритма и рифмы. Представляю, как должны бы казахи смеяться!

В 2012 году именно в Усти-над-Лабем были заложены основы моего сотрудничества с Михаилом Кукулевичем: у костра я ему подыграл на балалайке, и стало понятно, что его пению как раз не хватало второго щипкового инструмента высокого регистра. Дома с Михаилом Анатольевичем сотрудничество затруднено тем, что мы живём очень далеко друг от друга, и что наши расписания серьёзно не совпадают. Всё-таки такая идея теплилась ещё пару лет, и с конца 2014 года я уже несколько раз аккомпанировал Михаилу Кукулевичу, правда, на мандолине. Звук у балалайки и мандолины однотипный, однако слушатель имеет особенность смотреть, а вид балалайки может его настроить немного не та тот лад.

В том же 2012 году в «костровом» режиме аккомпанировал на балалайке Алексею Кудрявцеву и дуэту «Мы» (Алла Радзивилова и Алексей Кузин , Кемерово). Помнилось, что было как-то неплохо, но не более того. Вдруг в прошлом году нахожу видеоролик, как Алла с Алексеем поют «Брич-Муллу» Никитина с моим участием – какая-то добрая душа записала и выложила! А ведь хорошо было исполнено, чистенько и с душой. Раз в месяц с удовольствием просматриваю этот ролик.

И чтобы закончить с 2012 годом, отмечу, что в декабре во время очередного посещения Саксонии заехал в Прагу, чтобы выступить в бард-клубе. Было очень приятно, что такое разрешение было получено, и что среди слушателей оказался Николай Якимов . Ему понравились особенно мои песни «Хлебников» на стихи Владимира Попова и «Человек состоит из воды» на стихи Екатерины Бушмариновой, видимо, потому что у них были необычные гитарные партии.

В 2013 году среди разнообразных сильных впечатлений (например, Михаил Басин, Светлана и Владимир Цывкины) особенно ярким был киевский инструментальный профессиональный дуэт Ольги и Бориса Бельских (четырёхструнная домра с гитарой). Понятно, что выпускники консерватории плохо играть не умеют, а мне как выпускнику ДМШ по классу балалайки подобная музыка важна не менее чем авторское пение (извините за рифму). Один из их номеров меня просто удивил и потряс – это попурри на темы мелодий песен Кукина. Юрий Кукин, без сомнения, велик, однако его я даже и не пробовал рассматривать как мелодиста, в отличие, например, от Юлия Кима, Новеллы Матвеевой или Булата Окуджавы. Да, у ряда песен Юрия Кукина мелодии отличимые и индивидуальные (наиграйте или напойте их одноголосием без слов и гармонизации – и ведь узнаете песню, что и является успехом), однако в общей массе они не кажутся настолько блестящими, чтобы быть принятыми для чисто инструментального исполнения! И вот эти ребята из мелодий Кукина делают нечто удивительное!

В прошлом 2014 году на Фестиваль приехал «Алёша» – Алексей Волынчик , сын музыканта и композитора, отстоящий немного сбоку от жанра «правильной» авторской песни. Многогранный молодой человек, сильный эстрадный тенор, полный артистизма с харизмой на три ведра. У нас стряслась (другого слова не подобрать) чудесная джем-сессия «у кочки» – Алёша пел под гитару еврейские песни на идиш, а ему подыгрывали на кларнете живописный местный дедок (выходец из СССР) и я на мандолине. Не хватало только контрабаса. Не передать словами, как я обожаю стиль «клезмер» – и это были тридцать минут истинного счастья не только мне и нам, но и тем, кто вокруг собрался. А потом жена меня позвала ужинать. Я пошёл покорно в надежде, что этот дедок придёт назавтра и всё повторится (но я его увидел только уже в новом 2015 году без кларнета в ином амплуа фокусника). На следующий день у Алёши была короткая программа на малой сцене, и он попросил меня подыграть на мандолине. (Гамбург) и Андрей Васильев (Москва)", slideshowGroup: "230" })" title="Алексей Волынчик (Гамбург) и Андрей Васильев (Москва)">
Алексей Волынчик (Гамбург) и Андрей Васильев (Москва)" width="350" height="262" />Это были песни другого типа, все мне неизвестные, но мы как-то справились, предварительно прогнав песни за 10 минут до выхода на сцену. Впоследствии нашёлся видеоролик этого выступления – терпимо! Далее дружба с Алёшей продолжилась через интернет. Зимой натыкаюсь на его ролик, где он поёт песню на идиш «У печи сидит девушка». Песня мне так понравилась, что я запросил у него слова и подстрочный перевод с явной целью написать русские слова. Подстрочник мне показался малоинтересным, и пришлось делать куда более вольный перевод с большой долей отсебятины. Этот перевод Алёша радостно принял. И в 2015 году мы спели дуэтом мои слова по ролям.

В 2015 году я приезжать поначалу не собирался. В самом деле, сколько можно ездить, к тому же если после двух неудачных попыток конкурса неожиданно получаю в 2014 году сразу звание лауреата! Но потом испросил разрешения приехать на один день без ночёвки и без участия в конкурсе – и хорошо, что Татьяна позволила спеть ту самую акынскую «Темиртау» в концерте песен Юрия Кукина и выделила квоту в гостевом концерте. Послушали конкурсный концерт, в котором на этот раз участники пели только по одной песне. По-видимому, в условиях цейтнота это более правильное решение, хотя ясно, что оценка более адекватна по двум песням.

Заканчивая, очень хочется низко поклониться Татьяне Сизовой за её трудную организаторскую работу. Об этом писали уже многие, и уже трудно придумать на эту тему какие-то особенные слова. А дело нужное – ведь красота спасает мир. Возьмёмся за руки, друзья, и поедем за туманом!