Андрей Платонович Платонов: биография, творчество и интересные факты. Андрей платонов краткая биография Платонов андрей платонович подробная биография

Платонов (настоящая фамилия – Климентов), Андрей Платонович, писатель, драматург (1.9. 1899, Воронеж – 5.1.1951, Москва). Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 1913 работал подсобным рабочим, слесарем, литейщиком и т. п. Участвовал в Гражданской войне на стороне красных – сначала военным корреспондентом, потом рядовым стрелком в отряде ЧОНа . В 1924 закончил Воронежский политехнический институт, работал инженером в области мелиорации и специализировался по электрификации сельского хозяйства.

С 1918 регулярно появлялись его стихи и проза в местной периодике. Первый сборник стихов вышел в 1922, первый сборник рассказов – в 1927. В том же году Платонов переехал в Москву для инженерно-административной работы, но скоро оставил ее и стал заниматься только литературной деятельностью.

Андрей Платонович Платонов

Будучи уже автором многочисленных книжных и журнальных публикаций, Андрей Платонов в 1929 подвергся резкой критике за рассказ Усомнившийся Макар , что было связано в том числе с его кратковременным вхождением в группу «Перевал ». Набранный в гранках роман Платонова Чевенгур в 1929 не разрешено было печатать.

Повесть Впрок , где высказано ироническое отношение автора к принудительной коллективизации , послужила причиной почти полного запрета на творчество Платонова в 1931. Роль зачинщика в кампании против Платонова играл А. Фадеев , который и напечатал Впрок в журнале «Красная новь». После публикации повести Сталин лично отправил в этот журнал письмо, где назвал произведение Платонова «рассказом агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения» и потребовал наказать автора.

В 1933 Платонов был включен в состав группы писателей, путешествовавших по Туркменистану; факт этого включения приравнивался к частичной реабилитации. В 1934-37 иногда публиковались некоторые произведения Платонова, в том числе рассказы Фро , Бессмертие , Глиняный дом в уездном саду , повесть Река Потудань . В 1937 вышел сборник прозы, в последующие годы его публикации ограничивались литературно-критическими статьями (в том числе о Пушкине , Хемингуэе , Чапеке, Грине , Паустовском ) под псевдонимами Ф. Человеков (1937-41) и А. Фирсов (1938-40). Однако в мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон.

С октября 1942 Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда», публиковал много рассказов, вышло шесть небольших сборников его прозы. Но в отличие от многих других военных корреспондентов (Симонов , Шолохов , Гроссман и др.) он по окончании войны был награждён только медалью «За победу над Германией».

В связи с ужесточением литературной политики, наступившим после партийного постановления от 14.8.1946 , В. Ермилов выступил с уничтожающей критикой рассказа Платонова Семья Иванова (позже – под названием Возвращение ), обвиняя автора в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». Вычеркнутый из советской литературы, Платонов умер в 1951 от туберкулеза, которым он заразился от своего сына, в 1940 тяжелобольным вернувшегося из ссылки.

Если не считать публикации четырех коротких текстов Платонова после 1946, его прозаические произведения только после XX съезда партии стали снова доступны советскому читателю. С помощью жены писателя, М. А. Платоновой, были впервые опубликованы некоторые тексты, находившиеся в рукописях. Однако большинство пьес Платонова не печаталось очень долго, а его главные книги – Чевенгур , написанная в 1929/30 повесть об индустриализации и коллективизации Котлован и другие произведения появились только на Западе.

Андрей Платонов. Видеофильм

Все творчество Платонова определяет принцип безоговорочной искренности. Его ранняя проза еще близка к орнаментальному стилю, но с годами она становится сжатой и строгой. В лучших своих рассказах и повестях 1920-х годов Платонов смешивает лирическое с иронией, часто пользуется контрастами возвышенного и сниженного, героического и смешного. Город Градов (1926) – это острая и глубокая сатира на советскую бюрократию.

В 30-е годы у Платонова преобладает тема тяжелого труда железнодорожников, который изображается не по схеме и с подлинным сочувствием. В повести Джан (писавшейся в 1933-35 после поездки в Туркменистан и опубликованной только в 1964) верящий в партию идеалист терпит неудачу, пытаясь навязать коммунистическую идеологию обнищавшему народу пустыни; здесь тесно реалистическое переплетается с чудесным на фоне мыслей общечеловеческого плана.

Военные произведения Платонова сочетают патриотическое сознание с беспощадным показом жестокости, которая входит с войной в семьи людей.

В центре его прозы, пронизанной тонким психологическим чутьем, всегда находится человек. «Его фразы обладают тягучим, как при священнослужении, точно размеренным ритмом деревенских рассказчиков» (Drawicz).

См. на нашем сайте краткие содержания произведений А. Платонова:

А. Платонов (Климентов Андрей Платонович) относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества — проблема сущности жизни и предназначения человека на земле.

Основу раннего творчества писателя составляет тема взаимо-отношения человека и природы. Природа у Платонова — «пре-красный и яростный мир». Двойственность ее в том, что она беззащитна, хрупка перед человеком (рассказ «Неизвестный цветок»), но и враждебна человеку: это разгул стихий, грозя-щий человеку голодом, холодом, смертью. Смысл жизни и назначения человека на Земле Платонов и видит в установле-нии гармонии человека и природы. Человек сам часть природы, но обладающая способностью творить. Платонов убежден, что человек своим трудом одухотворяет неживую материю — маши-ны, станки, паровозы. Об этом его рассказы: «Происхождение мастера», «Сокровенный человек», «Родина электричества», «Река Потудань». Революция для Платонова — это форма одухот-ворения природы, возможность построить гармоничный и спра-ведливый мир. Представления Платонова о социализме были утопичными. Разрушение этой утопии ведет к появлению таких произведений, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море».

А. Платонов принадлежит к тем, кто услышал в революции не только музыку, но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, что справедливая идея заслоняет страдания отдельных лиц, людей. Платонов передал драматизм построения социального рая. Писатель создает анти-утопию, где светлая мечта оборачивается трагедией. Чевенгурцы понимают социализм как первобытнообщинный коммунизм, при этом еще упраздняют труд как источник неравенства. Они меч-тают построить «что-нибудь всемирно-замечательное помимо всех забот». В «Котловане» это «что-нибудь» — единое «пролетарское здание», где будет жить весь местный пролетариат. Платонов создает страшную метафору построения нового общества: чем выше хочешь построить здание, тем глубже надо рыть котлован, а на дне этого котлована — жизни людей. Общий мотив во всех трех произведениях Платонова — мотив смерти ребенка, обры-вающейся юной жизни. Он далеко не случаен и подводит к мыс-ли, идущей от Достоевского: я отказываюсь принять царство Божие, если оно построено хотя бы на одной детской слезинке. Смерть юных — сигнал о нарушении нравственных законов. Материал с сайта

В «Котловане» олицетворением будущей жизни является де-вочка Настя. Платонов показывает, что идеологическая обра-ботка убивает всякое живое чувство даже в ребенке. Настя делит весь мир не просто на хороших и плохих, а по классовому прин-ципу — на тех, кого «надо убить», и тех, кто «может жить». Прин-цип «надо плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало» принимается девочкой как естественный. В ребенке нет состра-дания ни к кому, даже к собственной матери». Ее смерть Настя воспринимает тоже по-классовому: «Мама, а отчего ты умира-ешь — оттого, что буржуйка или от смерти?» Заидеологизированность сознания ребенка — это трагедия необратимого про-цесса расчеловечивания. И то, что Настя привыкла к убийству как способу достижения «всеобщей мечты», не меньше говорит об обреченности такого социализма, чем сама смерть юного су-щества.

В 1930-е годы Платонов, признавая саму социалистическую идею, отказывался от тех форм строительства новой жизни, которые наблюдал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что отличает творчество платонова от творчестватвардовскова
  • м а шолохов жизнь и творчество кратко
  • биография и творчество платон андреевич платонов
  • статьи о творчестве платонова
  • очерк жизни и творчества платонова реферат

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов ; 16 (28) августа 1899 , Воронеж , Российская империя - 5 января 1951, Москва , СССР) - русский советский писатель и поэт, драматург, публицист, киносценарист, военный корреспондент.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ 82 Андрей Платонов Биография и творчество

    ✪ Платонов Андрей - Рассказы о любви

    ✪ 1. Андрей Платонов. Одухотворённые люди.

    ✪ 1932 Андрей Платонов - «Впрок»

    ✪ ЧЕВЕНГУР. Андрей Платонов

    Субтитры

Биография

Детство

Андрей Платонович Климентов родился 16 (по новому стилю 28) августа 1899 года в Воронеже (Ямская слобода).

Отец - Климентов Платон Фирсович (1870-1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских . Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 году он вступил в партию. Мать - Лобочихина Мария Васильевна (1874/1875 - 1928/1929) - дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей - старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 году работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 - во многих воронежских мастерских - по изделию мельничных жерновов.

Служба в РККА. Работа по специальности. Начало литературной деятельности.

Андрей Платонов. Воронеж, 1922.

В 1918 году поступает на электротехническое отделение в Воронежское техническое железнодорожное училище , окончить которое он смог лишь в 1921 году, по завершении военных действий; служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог , в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года опубликовал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт , публицист и критик . Летом 1919 года побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске . Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 года закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга - брошюра «Электрификация» , а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В 1922 году родился сын писателя Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 году Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова (Печать и революция. - 1923. - № 6). С 1923 по 1926 год работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них - в селе Рогачёвка, её потом сожгли кулаки).

Весной 1924 года участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924 года, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 года состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским , прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

С 8 декабря 1926 г. по 27 марта 1927 г. Платонов работает в Тамбове, где им созданы такие произведения, как «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов».

В 1927-1930 г. Платонов создаёт свои самые значительные произведения - повесть «Котлован» и роман «Чевенгур ». Новаторские по языку и содержанию, оба произведения изображают в фантастическом духе, утопическом духе строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не было опубликовано при жизни писателя.

Репрессии

Файл:Платонов жена и сын.jpg

Платонов, жена и сын, освободившийся из заключения.

Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь » повесть Андрея Платонова «Впрок», Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь» . Находясь в глубокой депрессии публикует произведение «Впрок», которое вызвало резкую критику Фадеева и Сталина. В редакцию журнала «Красная новь» Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения », потребовав наказать автора и издателей . Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сама была раскритикована за перегибы и распущена.

В 1934 году Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии - и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 - повесть «Река Потудань».

В это время Платонов сотрудничает с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем . Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, «течением» Лукача-Лифшица . Платонов был вклю­чён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в «течении».

В мае 1938 года был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом . Писатель заразился от сына, ухаживая за ним, и с тех пор до конца жизни болел туберкулёзом. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.

Военный корреспондент

В феврале 1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни.

Последние годы

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» (авторское название - «Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой».

В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Есть версия, что Платонов в качестве литературного негра написал за Шолохова «Они сражались за Родину» .

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза , которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. У сына, в свою очередь, уже был свой ребёнок, Платонов успел стать дедом. Похоронен на Армянском кладбище .

Память

Отзывы

Библиография

21 июня 2014 года в Рижском русском театре имени Михаила Чехова состоялась премьера спектакля «Фро», режиссёр - Руслан Кудашов.

18 ноября 2014 года состоялась премьера в Свердловском государственном академическом театре драмы спектакля «Платонов. Две истории» на основе рассказов «Фро» и «Третий сын». Режиссёр-постановщик - Дмитрий Зимин.

27 марта 2015 года состоялась премьера в Воронежском «Театре равных» спектакля «Пустодушие», поставленного по трём рассказам автора: «Юшка», «Фро» и «Пустодешие». Режиссёр-постановщик - Вадим Кривошеев.

Примечания

  1. Internet Movie Database - 1990.
  2. Платонов Андрей Платонович / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  4. Internet Speculative Fiction Database - 1995.
  5. Уточнённая дата рождения. Дата 20 августа (1 сентября) 1899 в новейших источниках названа неверной. См. [Варламов 2011: 6].
  6. История Воронежского техникума железнодорожного транспорта началась в 1878 г. Основание техникума (до 1922 года он назывался техническим железнодорожным училищем) явилось следствием бурного железнодорожного строительства в России во второй половине XIX века. Открытый обществом Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги, он с 1886 года перешел в ведение Министерства путей сообщения. http://www.vkgdt.vrn.ru/about_vkgdt.php
  7. Шубин Л. Андрей Платонов (рус.) // Вопросы литературы : журнал. - 1967. - № 6 . - С. 26-54 . - ISSN 0042-8795 .
  8. Рой Медведев . Личная библиотека «корифея всех наук» // Вестник РАН. 2001. № 3. С. 264-267
  9. Nariman Skakov. Introduction: Andrei Platonov, an Engineer of the Human Soul // Slavic Review: Journal. - 2014. - № 73:4 . - С. 719 .
  10. Огонёк: Даты недели
  11. Наталья Полтавцева. Платонов и Лукач // Новое литературное обозрение № 107 (1/2011)
  12. Строки, опалённые войной: Воспоминания. Очерки. Размышления / Авторы-составители Б. С. Бурков, В. А. Мякушков. - М.: Политиздат , 1987.
  13. См.: Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  14. Журавлёв Н.  Гений в недрах Родины. Неужели и «Они сражались за Родину» писал не Шолохов? // Новая газета . - 28.03.2005.
  15. Она была верной дочерью. На блаженную кончину Марии Андреевны Платоновой // Русское воскресение. - 25 октября 2005.
  16. // В кн.: Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. - М.: Языки славянской культуры, 1998. - С. 392-419. - ISBN 5-7859-0043-2
  17. Как читать «Котлован»? . Лекция В. Голышева
  18. Анатолий Рясов. Платонов: идеология, язык, бытие
  19. Варламов А. Н . Андрей Платонов (серия ЖЗЛ). - М.: Молодая гвардия , 2011. - ISBN 978-5-235-03411-2
  20. «Катастрофы в воздухе» Перевод А. Сумеркина . Текст печатается по изданию: Бродский И. Поклониться тени: Эссе. - СПб.: Азбука, 2001. - 320 с.
  21. pravda.ru «Ударим Платоновым по похабщине»
  22. рассказ «Неодушевлённый враг»
  23. Редкость быть человеком. Анна Наринская о собрании писем Андрея Платонова // Коммерсантъ-Weekend, 16.02.2014
  24. «Песчаная учительница»
  25. Съёмки доброго фильма «Юшка» по Платонову
  26. Александр Дзекун - биография // Кино-Театр. РУ
  27. Пресса о спектакле
  28. Информация о спектакле на сайте театра
  29. Театр «Собеседник» представляет спектакль по Андрею Платонову с песнями Булата Окуджавы // (Контрабанда, 2 декабря 2011 г.; фоторепортаж Натальи Караковской)

Советская литература отличалась большим количеством талантливых писателей, из которых значительная часть пережила серьезные взлеты и падения, когда их произведения не соответствовали официальной линии партии.

Да и сама жизнь их часто складывалась трагично.

Одним из таких прозаиков, испытавших на себе гонения, был Платонов Андрей Платонович, биография которого весьма интересна.

Краткая биография А.П. Платонова

Биография Андрея Платонова является отражением времени, в которое он жил.

Бурная и бескомпромиссная борьба за светлый мир будущего, стремление добиться правды и многочисленные рассказы, посвященные человеку труда, каким собственно, был и он сам.

Эта проза отлично принималась критиками и руководством страны, писатель имел успех и был популярен.

Однако, с течением времени, жизнь в стране так и не наладилась, а постоянные командировки Андрея Платонова, разъезжающего по стране в качестве корреспондента, помогали ему увидеть реальную ситуацию.

Эти произведения стали причиной репрессий и гонений, которые, наложившись на проблемы со здоровьем, привели к смерти писателя от туберкулеза в 52 года.

Когда и где родился Андрей Платонов

Андрей Платонов появился на свет в городе Воронеже, относившемся к Ямской слободе, в 1899 году. Его отец служил машинистом паровоза и слесарем, а мать – дочь часового мастера, после замужества родила 11 детей и занималась домашним хозяйством.

Настоящая фамилия Платонова

Фамилия писателя, полученная при рождении – Климентов, которую он посчитал не очень звучной и в качестве псевдонима взял фамилию отца.

Детство и юность писателя

Как старший ребенок в большой семье, Андрей с детства был приучен к труду и дисциплине.

С семи лет его отправили учиться в церковно-приходскую школу по соседству, где мальчик осваивал основные науки: чтение, письмо, арифметику, слово Божье.

В 10 лет он перешел на обучение в городскую школу, обучение в которой проходило в четыре класса. С 13 лет он уже сочетал учебу и работу, начав с деятельности по найму, затем помогал отцу на станции, после сменил еще множество видов профессий. При этом всегда старался научиться чему-то новому и получить знания.

Поступив в 1918 году в железнодорожный техникум, он не успел его окончить, поскольку началась гражданская война, закончившая юность писателя.

Начало творческого пути

Первыми попытками реализовать себя в творчестве были стихи, которые Платонов начал сочинять с 12 лет.

Его сборник стихов «Голубая глина» впервые был признан публикой. А уже после, во время гражданской войны, пошли серьезные произведения в прозе.

Однако, и до них писатель реализовал себя в качестве журналиста. Он пробует свои силы как обозреватель, публицист, поэт и критик. Его первые рассказы полны агрессивности и стремления переделать мир к лучшему.

Первая книга рассказов «Электрификация» наполнена юношеским максимализмом и верой в лучшее.

Реальное признание автор получил уже после переезда в Москву, где были изданы сборники «Епифанские шлюзы» и «Сокровенный человек». Первая из них была отмечена М. Горьким, который интересовался и изучал многочисленные произведения молодых писателей того времени.

В это же время Платонов пишет десятки философско-публицистических статей, раскрывающих его идеи об утопических мирах, о единстве человека и вселенной. Сам, всегда стремившийся к знаниям, он прославляет «мир мысли и торжествующей науки», веря, что она поможет человеку преобразовать мир.

В общем сумасшествии и вере во взлет «маленького человека», Андрей Платонов тоже показывал жизнь обычного человека, однако его представления были скорее описательными, без рывка к победе над угнетателями.

Он описывал то, что видел сам, или изучал по историческим документам, следуя правде жизни и начавшемуся проявляться реальному взгляду на революцию.

Расцвет творчества

Творческий всплеск Платонова начинается в Тамбове, где он работал зав. подотделом мелиорации.

Там он сталкивается с реальностью классической русской провинции, внешне тянущейся к революции, но в действительности живущей тусклой и скучной жизнью.

В это время появляется повесть «Сокровенный человек», роман «Чевенгур», социальная притча «Котлован». Затем повесть «Впрок» и рассказ «Такыр», созданный после поездки по Средней Азии.

Эти произведения характеризуют зрелого все понимающего писателя, который не только увидел многое из жизни простого человека огромной страны, но и сам пережил личные драмы и неурядицы, подтолкнувшие его на создание некоторых повестей и рассказов.

Писал Андрей Платонов и для детей. Его сказки «Волшебное кольцо», «Благодарный заяц» и другие хорошо воспринимались детской аудиторией.

Репрессии

Первые гонения на Платонова начались еще в 1929 годах, когда вышли его очерк «Че-Че-О» и рассказ «Усомнившийся Макар».

Тогда творчество писателя назвали анархо-индивидуалистическим и перестали печатать.

Потом давление немного ослабло, но после появления таких произведений, как «Впрок» и «Котлован», его окончательно перестали печатать.

Возникли проблемы и с работой. Так, попытка работы в журнале «Красная звезда» закончилась недовольством со стороны власти за рассказ «Семья Ивановых», который был призван клеветой на советский быт.

Последние годы жизни писателя и смерть

Последние годы жизни писателя проходили непросто: книги не печатались, здоровье значительно пошатнулось, а единственный сын сидел в тюрьме.

Утешением была только маленькая дочка Маша и рассказы, которые он писал для нее.

Зимой 1951 года писатель умер от туберкулеза.

Творческое наследие — знаменитые произведения и книги Андрея Платонова

Библиография Андрея Платонова составляет внушительный список романов, повестей, очерков и рассказов, многие из которых известны только узкому кругу специалистов, изучающих творчество писателя.

Но есть список произведений, получивших мировую славу и популярных по сей день:

  • «Чевенгур»;
  • «Котлован»;
  • «Джан»;
  • «В прекрасном и яростном мире»;
  • «Сокровенный человек»;
  • «Ювенильное море»;
  • «Песчаная учительница» и другие.

Участь писателя в России часто отличается нелегкой судьбой, и, чем более талантлив человек, чем сильнее он хочет показать реальный мир, тем меньше у него шансов на публикации и признание.

Андрей Платонович Платонов родился 20 июля (1 августа) 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских. В начале 20-х гг . сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов.

Учился в церковно-приходской школе, затем в горном училище. С пятнадцати лет начал работать. Ещё подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Работал в редакции газет «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», в журнале «Железный путь». Рассказы и статьи Платонова публикуются и в московских журналах «Кузница», «Красная нива». Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924). В 1921 году опубликовал стихи в сборнике воронежских поэтов. В том же году выходит первая публицистическая книга Платонова – «Электрофикация», в 1922 (в Краснодаре) – книга стихов «Голубая глубина». В 1923-1926 гг . Платонов работает мелиоратором и руководит работами по электрификации сельского хозяйства. В 1927 году переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В 1928 году появились ещё две книги Платонова – «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». С 1926 года Платонов работает над большим романом о революции «Чевенгур».

С 1928 года активно сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». Для Платонова- поэта, публициста, прозаика – характерно сложное, нередко трагически-напряженное восприятие противостояния человека и природы, человека и других людей.

Платонов был одержим идеей преобразования жизни с помощью науки и техники вплоть до воскрешения мертвых (герои «Котлована» именно в этой перспективе оценивают сохранение тела Ленина, Вощев собирает в мешок останки прежних людей с той же целью). Выступал со стихами и публицистикой в пролеткультовском духе. Но утопизм в сознании Платонова рано и парадоксально соединился с антиутопизмом. Он заявил, что люди, преобразующие жизнь, сами меняются слишком медленно и это создает почву для «социалистической трагедии».

В 1926 А. Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов», в 1929 – рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар», в 1931 – повесть «Впрок». Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру Платонова. Его почти перестают печатать. Несмотря на это писатель продолжает много работать. Пишет рассказ «Мусорный ветер», повести «Котлован», «Ювенильное море», пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1936 году Платонов начинает сотрудничать в журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» (под псевдонимами Ф. Человеков, А. Фирсов и др.). Здесь публикуются его критические статьи (в т.ч. «Пушкин – наш товарищ», «Пушкин и Горький»), рецензии и два рассказа - «Бессмертие» и «Фро». В 1937 году выходит книга «Река Потудань». В этом произведении, как и в рассказе «Мусорный ветер», сказалась склонность Платонова к натуралистическим подробностям и ирреальным ситуациям.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов в качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда» находится на фронтах Отечественной войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отдельными сборниками. В 1946 году в «Новом мире» появляется рассказ «Семья Иванова», который был объявлен В.В. Ермиловым «клеветническим». В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Андрея Платонова 5 января 1951 года осталось большое рукописное наследие.

В творчестве Платонова происходит необычное соединение трагизма и ернически сниженного изображения. Сложный синтетический художественный метод писателя обладает признаками экспрессионизма. Его произведения относят также к поставангардизму, являющемуся реакцией на авангардизм с его социальным оптимизмом и верой в безграничные возможности разума: мир Платонова бывает одновременно комичен и страшен, подчеркнуто иррационален. Платоновский стиль, особенно в конце 20-х – первой половине 30-х гг., нарочито изломан, сочетает несочетаемые в литературной речи слова и выражения, что порождает новые, как правило парадоксальные, оттенки их смысла.