Андреа верроккьо биография. Леонардо да винчи и "давид" андреа дель верроккьо. Давид – версия Верроккьо

Андреа дель Верроккьо (настоящее имя Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция - 1488, Венеция) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения.

Биография Андреа Верроккьо

Художник родился и долгое время работал во Флоренции.

Один из учителей Леонардо да Винчи.

Представитель флорентийской школы. Учился у ювелира Вероккьо (имя которого унаследовал) и др.

Реалистические традиции кватроченто сочетал с аристократической утончённостью и изысканным декоративизмом форм, характерными для художественной культуры Флоренции последней четверти XV в.

Творчество Верроккьо

Вероккьо — мастер-универсал, успешно работавший в разных жанрах и формах — ювелирное дело, скульптура, живопись, архитектура, музыка.

Он известен прежде всего как выдающийся скульптор, автор статуи Давида и конного монумента Бартоломео Коллеони, одной из жемчужин искусства Возрождения.

Только в середине 1460-х годов художник обратился к живописи.

Он открыл мастерскую, из которой выросли такие прославленные мастера, как Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Леонардо да Винчи. Мастерская Вероккьо была самой знаменитой во Флоренции того времени.

Большинство картин мастер писал на евангельские сюжеты, среди которых выделяются изображения Богоматери. Более остальных известна картина «Крещение Христа» (1472-75), выполненная при участии Леонардо да Винчи. Обилие золотых вышивок и роскошных драгоценностей в работах мастера, аккуратность отделки мелких деталей подсказывают о том, что художник вначале был ювелиром.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Работы художника

  • Крещение Христа. 1470-1478. Мастерская Верроккьо
  • Мадонна с младенцем. 1470. Мастерская Верроккьо. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
  • Конная статуя Коллеоне. Площадь Сан-Джованни э Паоло, Венеция

Библиография

  • Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. - М.: Омега, 2008. - (Художественные эпохи). - ISBN 978-5-465-01772-5.
  • Ingrid Münch: Andrea del Verrocchio. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 12, Herzberg 1997, ISBN 3-88309-068-9, Sp. 1278-1282.

собственное имя Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni) (1435 или 1436-1488), итальянский скульптор и живописец раннего Возрождения.

Родился во Флоренции. Учился у ювелира Верроккьо. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области - украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.

Дж Вазари в своем труде "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев" писал: " ... Андреа никогда не оставался праздным и всегда занимался какой-нибудь живописной или скульптурной работой, иногда же одну работу перемежал с другой, дабы одно и то же не так ему надоедало, как это случается со многими. ...написал кое-что и между прочими алтарный образ для монахинь св. Доминика во Флоренции, который, как ему показалось, вышел у него очень удачно, почему вскоре после этого он написал в церкви Санти Сальви другой для братьев Валломброзы, на котором изобразил крещение Христа Иоанном."

Большинство картин Верроккьо представляют собой изображения Мадонны с Младенцем. Обилие золотых вышивок, кистей и роскошных драгоценностей в костюмах персонажей его работ напоминает о первоначальном ремесле художника. Приведу здесь три из известных репродукций картин Вероккьо с изображением Мадонн. Это картины "Мадонна", "Мадонна с младенцем" и "Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом".

Мадонна, Около 1470-1475, Нью-Йорк, Музей Метрополитен

Мадонна с младенцем

Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом

Из живописных произведений Вероккьо Дж. Вазари приводит еще три картины. Это "Товия и ангел", "Святая Моника" и последнюю работу художника "Крещение Христа".

Товия и ангел, 1470-1475

Святая Моника

Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Хотя Верроккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил ему нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о том, что появился новый гений.

Крещение Христа - The Baptism of Christ_Галлерея Уфици, Флоренция, Италия, 1473-75

Верроккьо, согласно изложению Вазари, был ошеломлен, так как воочию столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе Леонардо — он сделал это также с помощью изображения заднего фона «Крещения», в котором туманная, таинственная глубина предвосхищает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной».

В 1463-1470 Верроккьо участвовал в создании предметов церковной утвари для флорентийского собора: он выполнил драгоценные облачения (не сохранились), бронзовый канделябр и позолоченный шар, венчающий фонарь купола (Шар, помещенный в 1478 г. на куполе собора, был сбит молнией и заменен другим в 1602 г. ).

В 1465 Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи; мастеру удалось уловить и воплотить в жизнь желание герцога увековечить свое имя. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи.

В 1463-1487 Верроккьо выполнил скульптурную группу Уверение Фомы (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.

Эта группа является одним из самых совершенных произведений мастера. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица. Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. Вместе с тем ему свойственны большая мягкость и округлость форм, усиливающие очарование юности.

Знаток итальянского искусства С.О. Андросов отмечает:" Статуи отлиты и прочеканены с исключительной тонкостью. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировки, волос, обнаженного тела. Замечательно переданы, например, кисти рук с напряженно пульсирующими жилами и тонкими трепетными пальцами. Большое внимание Вероккьо также уделяет чисто декоративным эффектам в обработке бронзы, любуясь мерцанием металла, игрой огней... происходящей от света, падающего на скульптуру."

В 1469 мастер начал работу над гробницей Пьеро и Джованни Медичи.

Гробница Джованни и Пьетро Медичи, 1467-1483

По заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475, создал бронзовую статую Давида (1476, Флоренция, Национальный музей) и скульптурную композицию Мальчик с дельфином для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

Путто с дельфином

В его композиции "Мальчик с дельфином" (Путто с дельфином) проявляется потрясающий эффект движения: ноги, голова, крылья и дельфин - все это имеет как будто собственные оси вращения, и создается впечатление, что фигура повернется на пятке, как только зритель кинет на нее взгляд.

С копией (?) этой скульптуры связана одна интересная, но горестная история http://www.day.kiev.ua/43562/ . Приведу здесь небольшой отрывок их указанной статьи "... бронзовая скульптура мальчика с дельфином, украшавшая фонтан в парке, напрочь исчезла. Была поднята по тревоге даже милиция, и вовремя, так как бесценную статую «Путто с дельфином» (символическое изображение Афродиты) нашли… в пункте приема металлолома, куда ее сдали всего за… 24 гривни. Правда, у дельфина уже не было хвоста, а у мальчика — одного крыла. Скульптура принадлежит одному из известнейших итальянских скульпторов Андреа дель Верроккио (1435—1488 гг.), в мастерской которого во Флоренции вместе со многими известными художниками учился Леонардо да Винчи. В 1550 году известный искусствовед эпохи Возрождения Джорджо Вазари назвал «Путто с дельфином» среди пяти лучших работ мастера, именно она принесла ему признание и славу. Скульптуру заказал Пьетро Медичи для виллы Кореджи. Фигурка, найденная в Старом Роздоле, отлита из формы оригинала. Авторская ли это копия, пока неизвестно, но, по мнению специалистов, можно с уверенностью говорить, что это единственный повтор, выполненный непосредственно из формы мастера. Безусловно, работая над этим произведением, скульптор, живший в XV ст., обратился к традициям эллинской пластики. " Вот фотография найденной на свалке скульптуры

Остановлюсь более подробно на бронзовой статуе Давида.

Давид, 1473 г.

Существует предание, которое любят пересказывать современные искусствоведы, что Верроккьо подарил своему Давиду лицо молодого Леонардо. Но это предание столь романтично, что ему вряд ли можно верить.

Образ героя-победителя, столь любимый во флорентийском ренессансе, получил свое развитие в этой скульптуре. Если «Давид» Донателло был самоуглублен и погружен в размышления, то герой Вероккьо как бы позирует перез зрителем, любуясь собой и излучая радость. Покой и плавность очертаний сменяются беспокойством и детализацией. Статуя рассчитана на круговой обход («Давид» Донателло лучше всего читался во фронтальной плоскости) и продолжает свойственную Ренессансу линию отделения скульптуры от стены.

В 1470-1480-х годах мастерская Верроккьо становится крупнейшим художественным центром Флоренции. Там работали не только помощники Верроккьо - Рафаэлло Боттичини и Лоренцо ди Креди, но и более опытные мастера, среди которых были Пьетро Перуджино, Лука Синьорелли, Франческо ди Симоне.

Около 1482 художник уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.

Конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони, 1479 г., Бронза, Пьяцца Санти Джованни э Паоло, Венеция

Создание памятника, после проведения предварительного конкурса , в котором по легенде принимали участие Верроккьо, Бартоломео Беллано из Падуи и Алессандро Леопарди из Венеции, было поручено Верроккьо. Для великого итальянского скульптора, учителя Микеланджело, конный памятник кондотьеру стал последней и самой значительной скульптурой, которую и сегодня можно увидеть в Венеции . Верроккьо работал над статуей около 10 лет, но так и не увидел свое произведение на пьедестале. Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Окончание работы над памятником Коллеони, согласно последней воле Верроккьо, должно было быть возложено на Лоренцо ди Креди, однако венецианский Сенат поручил завершить памятникизвестному литейщику Алессандро Леопарди. Летом 1492 года обе фигуры - лошади и всадника - были отлиты им, а 19 ноября 1495 года памятник уже стоял на своем месте, на площади Сан Джованни э Паоло.Не смотря на то, что Леопарди поставил на сбруе лошади Коллеони свою подпись, флорентийские авторы, писавшие об искусстве в первой половине XVI века, отмечают, что Верроккьо был автором глиняной модели памятника, который из-за смерти не смог довести до конца.

Всадник и конь у Верроккьо являются одним организмом, концентрирующим и направляющим вперед свою совместную энергию. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли - воли всадника. Привстав в стременах, он кажется огромным и управляет конем не только волевым, но и физическим усилием. Лицо Коллеони в какой-то степени портретно, но над портретными чертами в монументе преобладает собирательный образ, созданный Верроккьо. Перед нами - вождь, полководец, способный повелевать, принимать ответственные и жестокие решения, убивать врагов. И прежде всего - побеждать. Коллеони - один из «титанов Возрождения», которых породила эпоха. . В 1504 году Помпоний Гаурикус критиковал лошадь Коллеони, потому «что она имела вид лошади с содранной кожей». В этом упреке есть доля истины. Действительно, конь Коллеони отличается очень подробной проработкой анатомии. Кажется, что Верроккьо гордится своим мастерством в лепке мускулов и сухожилий. Он полностью избегает гладких, нерасчлененных плоскостей, разделяя их складками сухожилий и мышц. Однако ошибочно было бы видеть в столь подробной трактовке анатомии лошади только браваду виртуоза, который гордится своими знаниями и умением. У Верроккьо в основе каждого предлагаемого решения лежит тонкий и глубокий расчет. Очевидно, им руководила мысль о том, что, даже поставленная на высокий постамент, лошадь окажется гораздо ближе к зрителю, чем фигура сидящего на ней всадника. Неизвестно, какой именно постамент планировал для своего памятника скульптор, поэтому можно только допускать, что он не зря придавал фигуре лошади столько внимания. Дополнительный эффект могло дать также противопоставление детально трактованного тела лошади суммарной проработке доспехов Коллеони. Конь, созданный Верроккьо, прежде всего, конкретен. Он горяч и порывист. Он не случайно составляет одно целое со своим всадником. Он соответствует своим характером и темпераментом тому Коллеони, которого изобразил Верроккьо.

Современные исследователи единодушно признают памятник Коллеони шедевром Верроккьо, ограничивая творческое участие Леопарди в его создании лишь деталями, например, проработкой орнамента на сбруе лошади. Принадлежит Алессандро Леопарди, очевидно, также постамент памятника Коллеони и выбор места для него.

Бронзовый кондотьер, воздвигнутый Верроккьо, - памятник воле, энергии, решимости, героизму человека. Скульптор прославил не только Коллеони, но создал яркий образ своего современника - человека действия, привыкшего бороться и побеждать. И может быть, есть в Коллеони что-то от самого Верроккьо, боровшегося всю жизнь с трудностями, упорно стремившегося к новым заказам и побеждавшего, мощью своего таланта, конкурентов.

Смерть Верроккьо не позволила также завершить проект фонтана, заказанный ему венгерским королем.

Конечно, приведенные здесь материалы не могут полностью отразить многообразие творчества Андреа дель Вероккьо, но таковой цели в в этом посте и не ставилось. Надеюсь я сумел хоть частично и не очень сумбурно рассказать об основных вехах его творчества. Информация о картинах Вероккьо (их описание и история создания) практически отсутствует в доступных мне материалах, поэтому прошу извинить за скудный материал.

В заключение приведу еще два рисунка художника, которые характеризуют его как великолепного графика.

Голова ангела_Около 1470, Берлин, Гравирный кабинет Голова женщины со сложной прической, 1475-1480

vakin в Итальянский скульптор и живописец Андреа Верроккьо

Андре́а дель Верро́ккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

The Baptism of Christ

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Оттого-то в это время и была столь велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Вероятно, что свою самую внушительную скульптуру, 4-метровую конную статую Бартоломео Коллеони, Верроккьо создал в соавторстве с гениальным учеником.

Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1476 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Head of a Girl (study)

The Battle of Pydna

Madonna and Child

Saint Monica

Tobias and the Angel

Madonna with Child, c. 1470, Verrocchios"s workshop. New York, Metropolitan Museum of Art

Andrea del Verrocchio with the assistance of Lorenzo de Credi, The Virgin and Child with two Angels, about 1476-8

Verrocchio, madonna del latte

Christ and Doubting Thomas

Ideal Portrait of Alexander the Great

Lorenzo de Medici

National gallery in washington d.c., andrea del verrocchio, giuliano de" medici, 1475-78

Putto with Dolphin

Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Никаких документов о создании «Давида» нет. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Но более вероятный срок исполнения - около 1462 года.

Верроккьо не мог не знать „Давида“ Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Скульптор почти повторил позу „Давида“ Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою. Эта откровенность - главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Никаких документов о создании «Давида» нет. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Но более вероятный срок исполнения - около 1462 года.
Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Андросов:
«Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.
Верроккьо не мог не знать „Давида“ Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Скульптор почти повторил позу „Давида“ Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою. Эта откровенность - главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. Созданный им образ всё же является и идеальным, и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия.стер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон, и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер - настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе - через общее движение юноши, через жест левой руки. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход, и расчёт этот претворён с большим мастерством. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы „Давид“ мог возвышаться над созерцающими его».
Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. Созданный им образ всё же является и идеальным, и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия.

Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni - Андреа ди Микеле Чони, а фамилию Вероккьо он взял у своего учителя ювелира Вероккьо) (1435, Флоренция - 1488, Венеция) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.

К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо, Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища. Верроккьо - наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.

Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он никогда не упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской Академии.

Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики. Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом.

В 1465 году Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи; мастеру удалось уловить и воплотить в жизнь желание герцога увековечить свое имя. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи - это как купить счастливый лотерейный билет.

Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо

Склеп. Могила Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо

"Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа - образец изысканного декоративизма.

Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 1469-72 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида - изящную бронзовую статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.

Юный Давид. 1473-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция

Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция

Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция

Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо - мол, сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, по той же легенде - ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.

Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и скульптурную композицию "Мальчик с дельфином" для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

Мальчик с дельфином. Около 1470 г. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция

Лоренцо Медичи. 1480 г. Андреа дель Верроккьо. Раскрашенная терракотта. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Джулиано ди Пьеро Медичи. 1475-78 гг. Андреа дель Верроккьо. Терракотта (изначально раскрашенная)

И чрезвычайно поэтического, нежного, тонкого "Женского портрета" 1475 года из флорентийского Национального музея Барджелло. Это чрезвычайно простой, без всяких претензий и преувеличений - и очень человечный портрет. Нежными, хрупкими пальцами молодая женщина прижимает к груди букетик цветов. Это придает особую женственность и душевную теплоту образу.

Женщина с букетом. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция

Женщина с букетом. Деталь. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция

И еще один портрет, в похожем стиле - очень живой, нежный, со своим характером:

Молодая женщина. 1465-66 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Frick Collection, Нью-Йорк

В 1463-1487 годах Верроккьо выполнил скульптурную группу "Уверение Фомы" (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних богослов Фома отказался сделать это, другие, же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа, Фома уверовал и произнёс "Господь мой и Бог мой!".

Уверение Фомы. 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Орсанмикеле, Флоренция

В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.

В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".

Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.

Сам воплощенный в бронзе Бартоломео Коллеоне - итальянский кондотьер. Довольно беспринципный - служил то в Милане против Венеции, то в Венеции против Милана - но это все вполне сочеталось с духом того времени. После ус-пешных завоеваний, сделанных под его предводительством, кондотьер за-вещал свое состояние Венеции с условием, что после смерти ему ус-тановят памятник на площади Сан-Марко (у венецианцев существовал зап-рет на установку памятников на главной площади города). Чтобы по-лучить немалое наследство Коллеони, умершего в 1475 г., венециан-ские власти схитрили, установив монумент полководцу - именно тот, который и создал Вероккьо - на площади перед Скуолой Сан-Марко, рядом с церковью Санти-Джованни-э-Паоло.

Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1481-1495 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Венеция

Художник скончался в Венеции в 1488 г., так и не завершив начатую статую.

Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм ("Мадонна" , около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем) и знаменитое "Крещение Христа" из галереи Уффици.

Мадонна с младенцем. 1470-е гг. Андреа дель Верроккьо. Государственные музеи, Берлин

"Крещение Христа" - самое известное живописное произведение Верроккьо. Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, то есть в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

В левой стороне картины невольно выделяется своей естественностью и непринужденностью фигура ангела, написанная не Верроккьо, а его юным учеником Леонардо да Винчи. Этот ангел, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, является творением уже другой эпохи - Высокого Возрождения, подлинно золотого века итальянского искусства.

Крещение Христа. 1472-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Масло по дереву. Галерея Уффици, Флоренция

Крещение Христа. Деталь 1472-75 гг. Андреа дель Верроккьо. Масло по дереву. Галерея Уффици, Флоренция

Довольно известно и его живописное произведение "Товий и ангел" на весьма популярный в то время сюжет.

Товий и ангел. 1470-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Темпера. Национальная галерея, Лондон

...Один праведный человек страдал от болезни глаз и готовился к смерти. Он попросил своего сына Товия сходить в Мидию и собрать ему немного денег и сын со своим верным псом отправляется в путь. Товий плохо знал дорогу и нашел себе попутчика, который согласился его сопровождать. Товию было неведомо, что попутчиком, которого ему посчастливилось встретить, был архангел Рафаил. Когда они подошли к реке Тигр, Товий решил искупаться, но неожиданно "рыба стала выскакивать из воды, словно хотела пожрать его. Затем ангел сказал ему: Бери рыбу. И юноша лег, придерживая своим телом рыбу и вытащил ее на берег". Следуя наставлениям ангела, Товий зажарил рыбу, чтобы можно было ее есть, отделив от нее сердце, печень и желчь, ибо, как сказал ангел: "…прикасаясь к сердцу и печени, если дьявол или злой дух кого-то одолевает, воскурите фимиам перед тем мужчиной или той женщиной, и тогда все успокоятся. Что же касается желчи, то помажьте ею человека с бельмом на глазу, и он будет исцелен". Поскольку Товия постоянно сопровождал ангел, его путешествие закончилось благополучно. Он собрал денег для своего отца, а, вернувшись домой, он восстановил отцу зрение.

Очень убедительный, непохожий на других святой Иероним - без обязательного льва, со странной улыбкой, удивительно живой и удивительно нездешний.

Святой Иероним. 1465 г. Андреа дель Верроккьо. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

И совершенно великолепный рисунок, набросок головы девушки. Действительно, Леонардо да Винчи многому научился у своего учителя.

Голова девушки (набросок). Андреа дель Верроккьо. Рисунок

Еще отдельно хотелось бы отметить так называемый Идеальный портрет Александра Великого - великолепный, оригинальный и чрезвычайно тонко исполненный - один из лучших образцов мастерства художника - фантазийный шлем, кричащий нагрудник, замечательно отделанные доспехи.

Идеальный портрет Александра Великого. 1480 -е. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Частная коллекция

Как уже было сказано, Верроккьо умер в Венеции в 1488 году, так и не успев отлить ее в бронзе и не завершив проект фонтана, заказанный ему венгерским королем.