Анастасия корнеева smartart. Консультанты в искусстве: основательницы Smart Art – о своей работе. Что собой представляет твой личный баланс

Российский рынок современного искусства, если сравнивать его с западным, все еще очень мал и окружен стереотипами. Мы поговорили с основательницами консалтинговой компании в области искусства Smart Art, Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой, о том, как побороть эти стереотипы, как начать собирать свою коллекцию искусства и как в этом может помочь арт-консультант.

Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева основатели консалтинговой компании Smart Art

Заниматься искусством профессионально мы начали более 10 лет назад. Но постепенно увлечение и любовь именно к современному искусству переросли в собственное дело – консалтинговую компанию , ей уже более двух лет. За это время мы провели персональные выставки Сергея Сапожникова, Дарьи Иринчеевой, Светы Шуваевой, Александры Паперно, Александры Галкиной, сделали кураторский проект FomoSapiens в рамках ярмарки Cosmoscow. Сейчас в выставочном пространстве Christie"s в Москве проходит выставка графики Алексея Булдакова. Мы сотрудничаем с главными музейными площадками страны, включая Третьяковскую галерею и Московский музей современного искусства. Наша задача – функционировать как связующее звено между коллекционерами и художниками, способствуя развитию арт-рынка.

Коллекционерам мы стараемся показать весь спектр возможностей на рынке, художникам – помогаем реализовывать их проекты с нуля.

Стереотипы в сфере искусства и как с ними бороться

Многие считают, что коллекционирование искусства – это дорогое удовольствие. А если мы говорим о современном искусстве, то оно порой представляется чем-то непонятным. Это два главных стереотипа, каждый из которых основан на преувеличении. Рынок современного искусства постоянно развивается и растет. Существуют уже признанные художники, которые достигли топовых рыночных цен, но есть много достойных имен, которые еще находятся в стадии развития. Цены на них в десятки раз ниже, что позволяет собирать работы хороших авторов даже при небольшом бюджете.

На начальном этапе коллекционирования у многих людей возникает опасение, что они не смогут отличить качественное искусство от некачественного. Если вам кажется, что собственного опыта вам не хватает, имеет смысл довериться специалистам – проконсультироваться с арт-эдвайзером, покупать только у проверенных дилеров, на авторитетных ярмарках и аукционах.

Работа консультанта и в чем она заключается

Принимая во внимание ваши интересы и цели, он советует, на какие работы стоит обратить внимание, каким образом лучше всего выстраивать коллекцию. Он также советует, чего следует избегать при покупке. Все советы консультанта носят рекомендательный характер.


С чего начать коллекционирование искусства и какими бывают коллекции

Для начала важнее всего понять, что вам нравится: конкретные авторы, темы, техники. Второй шаг – это углубленное изучение выбранного направления. Важно ходить на выставки и ярмарки, читать профильную литературу. Очень важно общение с экспертами – людьми, которые хорошо разбираются в том, что вас интересует. Перед непосредственной покупкой также имеет смысл изучить историю продаж конкретного автора, который привлек ваше внимание. Сформировав собственное представление, обладая собственным опытом и заручившись поддержкой профессионалов, можно начать покупать.

Подходы к коллекционированию бывают разными. Большинство профессионалов советуют одно – собирайте то, что нравится лично вам. Вариантов множество.

Кто-то коллекционирует графику конкретной эпохи, а кто-то, например, – картины исключительно женщин-художников.

Главным принципом Ива Сен Лорана (его коллекция в 2009 году была распродана на Christie’s за рекордную сумму более чем £300 млн) было покупать только самое лучшее из того, что он может себе позволить. Выбор за вами.


Как предугадывать перспективное искусство

Для этого необходимо держать руку на пульсе происходящего в арт-мире – регулярно посещать ярмарки и выставки, общаться с художниками и экспертами, много читать и следить за новостями. Со временем появляется опыт, насмотренность, развивается интуиция. Или можно обратиться к нам.

Выставка графики Алексея Булдакова «Дюймовочка» проходит до 19 апреля в московском пространстве Christie"s, по адресу: Романов переулок дом 2/6 строение 13.

Расскажите, как две успешные женщины, сотрудничающие с ведущими аукционными домами, решили посвятить себя консультированию в области искусства?

ЕКАТЕРИНА ВИНОКУРОВА Все просто: нам захотелось совместить наш опыт и знания с искренней любовью к современному искусству. Мы с Настей в индустрии уже десять лет. Настя открывала первый офис Christie’s в Москве и была директором инвестиционной компании. Я проработала 7 лет, а также сотрудничала с галереей Haunch of Venison. Два года назад мы расстались с нашими работодателями и решили создать проект, который будет заниматься современными русскими художниками. Мы хотели стать проводником между молодыми коллекционерами и .

АНАСТАСИЯ КАРНЕЕВА Все началось с двух простых вопросов, которые нам постоянно и близкие: «Я сделал ремонт - что мне повесить на стену в спальне?» и «Какую картину подарить на день рождения?». Мы подбирали для них работы, знакомили с галеристами, а иногда просто брали за руку и ехали с ними на вернисаж. В какой-то момент стало ясно, что эта деятельность отнимает очень много времени - на нашу помощь был спрос, и мы поняли, что в этом и есть наш потенциал.

Почему вы решили сосредоточиться на российских художниках?

Е. В. Мы живем в России, и нам интересно то, что происходит в стране. К тому же, наш художественный рынок имеет большое будущее, но он недооценен. На западе большинство состоявшихся художников представляют галереи - они их выставляют, помогают делать и попадать в частные коллекции. К сожалению, российская галерейная система развита не так хорошо, и очень многие художники не сотрудничают ни с кем на постоянной основе. Мы решили взять на себя функции этого отсутствующего звена.

А. К. Сегодня мы курируем десять художников - они отбирались по принципу разных техник и жанров. Конечно, авторов, которые нам нравятся, гораздо больше, но мы стараемся реально оценивать свои силы. В начале работы мы поставили перед собой цель - сделать персональную выставку каждому художнику. Троих художников мы уже выставили - это Сергей Сапожников, Дарья Иринчеева и Света Шуваева. Плюс - 31 октября состоялось открытие проекта Александры Галкиной в Новой Третьяковке - это первый раз, когда институция дает возможность молодому художнику на самовыражение вне залов музея. Художница специально создала тотальную в холле музея именно для этого пространства, что называется сайт специфик. А 14 ноября откроется выставка уже довольно известного в России и за рубежом автора Александры Паперно. Она называется «Любовь к себе среди руин» и пройдет в знаменитой «Руине», которая является частью Музея Архитектуры им. А. В. Щусева. «Руина» стала для Паперно центральным сюжетом, вокруг которого развивается вся выставка. Важную часть займет графическая серия из так называемых «отмененных созвездий», которые были отменены в 1922 году во время Международного астрономического союза.

Художники, с которыми вы сотрудничаете, платят вам за услуги?

Е. В. За выставочный проект, конечно, нет. Мы получаем процент с проданных работ.

А. К. Более того, мы сами иногда платим художникам - все они, как правило, испытывают трудности со стабильным заработком. Случается, что у них не хватает средств даже на то, чтобы создавать работы, и тогда мы выделяем им годовой грант или придумываем какие-то системы взаимовыгодного сотрудничества.

Давайте поговорим про другое звено этой цепи - ваших клиентов. Есть ли какой-то собирательный портрет человека, который обращается к вам за помощью? Пол, возраст, сфера деятельности?

А.К. К нам обращаются совершенно разные люди. Роднит их то, что они, как правило, много путешествуют, интересуются чужими культурами, открыты всему новому ну и в принципе интересуются искусством. Есть стереотип о том, что искусством больше увлечены женщины, но на нашей практике решение о покупке той или иной работы принимают чаще всего мужчины. Для них искусство - определенный статус. Они могут демонстрировать картину модного художника своим бизнес-партнерам или друзьям за ужином - и в том и в другом случае она помогает им производить нужное впечатление. В наше время хвастаться вещами и машинами - моветон. А искусство - это вечное.

Е. В. Мы знаем лично 90% наших покупателей. Имеем представление о круге их интересов и образе жизни. Клиентам, делающим первые шаги в коллекционировании, мы помогаем понять контекст рассматриваемых произведений, стараемся внедрить их глубже в среду современного искусства, расширить их кругозор. Выбор работы для коллекции -очень кропотливый процесс, и помимо общих знаний, каждый должен руководствоваться своим личным вкусом.

Как вы убеждаете клиентов вкладываться именно в современное искусство?

А. К. Здесь стоит четко понять, что вообще-то все искусство было когда-то современным. Мы рекомендуем приобретать работы, которые были созданы недавно, потому что клиент является их современником, а значит - может понять контекст, в который вписана та или иная идея. Можно купить полотно другой эпохи и повесить его дома, но оно не будет вам действительно настолько близко, потому что вы не жили в то время. Чтобы понять это искусство, нужно проделать не меньшую работу - прочитать про него, отрефлексировать.

Е. В. И потом не стоит забывать, что современное искусство более доступно. Даже если вы любите импрессионизм, завладеть им очень сложно - картины стоят миллионы и лучшие произведения уже находятся в музеях и частных коллекциях, а значит вам достанется работа с именем, но не одна из лучших конкретного художника. Покупая работы своего современника, вы можете внести собственный вклад в развитие художественной повестки дня.

Вы сами оцениваете произведения или обращаетесь за помощью к другим экспертам?

А. К. Мы проводим оценку сами, но обязательно прислушиваемся к мнению самих художников. Цена не берется с потолка, а складывается из многих факторов: значимости автора, его выставочной истории, спросе на его работы и так далее.

Ваши клиенты, как правило, рассматривают произведения искусства в качестве инвестиций или пищи для души?

Е. В. Исторически сложилось, что арт-рынок стабильно идет вверх и показывает хорошую доходность. Но даже те работы, которые приобретаются ради инвестиции, должны вам очень нравиться. В случае если надежды на вложение не оправдаются, у вас останется работа, которая будет радовать вам глаз.

А. К. Западный рынок современного искусства сейчас активно движется в сторону бизнеса. Много людей там относится к искусству в первую очередь как к вложению. Очень распространена практика покупки несколькими инвесторами акций на одну работу. С одной стороны, это означает, что современное искусство наконец-то признали и стали относиться к нему всерьез. Но с другой, эта ситуация плохо сказывается на самих художниках, которые стали тратить больше времени не на творчество, а на маркетинговые стратегии.

Е. В. Яркий пример - Дэмиен Херст. У него есть хорошие произведения, но в какой-то момент он, как мне кажется, стал популистом и перестал развиваться как автор. Ни для кого не секрет, что на него работает сотня ассистентов, которые физически делают его работы и поддерживают на плаву всю эту огромную машину - она просто не имеет права затонуть - иначе капитализация коллекций, в которых есть его работы, резко упадет.

А.К. В этом плане российский арт-рынок еще достаточно сырой, но художникам, которые честно работают, такая обстановка только на руку. У них есть шанс создать по-настоящему искренние произведения. Со всей ответственностью могу заявить, что авторы, с которыми мы работаем, останутся в истории искусства. Нас не интересует забег на короткую дистанцию: купил сейчас - продал через пять лет. Спекулятивные и популистские истории - это не про нас. Мы занимаемся искусством, которое несет в себе глобальную мысль.

SmartArt – консалтинговая компания в сфере искусства, основными целями которой является повышение узнаваемости российских художников через комплексные подходы к продвижению, в том числе образовательные программы, организацию выставок, например, в московском офисе компании Christie’s или Московском музее современного искусства. Компания SmartArt удостоилась чести принять на себя стратегическое управление на Венецианской биеннале.

Катя Карцева встретилась с основательницами SmartArt на открытии персональных выставок в MMOMA на Гоголевском бульваре.

Проект, занимающийся арт-консалтингом и продвижением художников – это то, чего давно ждали, в первую очередь, сами художники, но и коллекционеры тоже. В тоже время я нахожусь под впечатлением от выставки в ММОМА . Потому что, когда речь идет о продвижении на арт-рынок мне представляется живопись или скульптура, которые коллекционер более вероятно может у себя в интерьере разместить. Получается, у концептуальных проектов тоже есть коммерческий потенциал?

Екатерина Винокурова:Поскольку мы консалтинговая компания, которая работает с художниками и коллекционерами, мы даём художникам возможность воплотить свои идеи в реальность, независимо от их коммерческой составляющей. Для нас важно делать продукт, соответствующий музейному качеству, и мы сделали уже четыре выставки в музейных пространствах.

Каждый проект целостен — это работа с кураторами, издание печатной продукции. В рамках нынешнего проекта у Даши Иринчевой выпущен каталог. Анастасия решила его не делать. То есть то, чем мы занимаемся – это больше, чем галерейная деятельность. Мы делаем чуть меньше проектов, чем в среднем делает галерея, но они более целостные.

Анастасия Карнеева:У нас другие задачи и другие мотивации. Если знать наш бэкграунд, мы работали в аукционном доме Christie’s , в коммерческой организации. Нынешняя история – это не «из искусства в бизнес», а – «из бизнеса в искусство». Для нас важно, чтобы это был качественный продукт, который соответствует высокому уровню западных стандартов. Важно не просто продать, спекулируя на каких-то вопросах, связанных с Россией, социально-политической тематикой и так далее, а чтобы это было независимое, качественное искусство. И вот на этой волне любви к искусству, нашей личной, мы и пытаемся продвигать свои идеи.

Анастасия Карнеева более шести лет занималась развитием бизнеса аукционного дома Christie’s в России. В 2008 году открыла первый офис Christie’s в Москве.

Екатерина Винокурова в 2010 возглавляла направление по развитию бизнеса аукционного дома Christie’s в России и странах СНГ. В 2015 (став директором аукционного дома в России) открыла новый офис с постоянным выставочным пространством.

Фрагмент экспозиции Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». photo credit: SmartArt

Фактически, вы в SmartArt приняли на себя функцию институции?

Анастасия Карнеева:Да, но при этом мы осознаем важность коммерческой составляющей, потому что художники должны зарабатывать деньги своим трудом. Сейчас в нашей стране эти понятия не доработаны, потому что у нас нет развитого рынка, но кто-то же должен это делать. Художник – это профессия. Если художник делает какие-то проекты, он не должен задумываться о коммерции. Искусство изначально не для того, чтобы его можно было легко продать. Оно должно быть искусством от души, от художника, от идеи, от творческой мысли, а уже задача галереи взять этого художника, развивать, думать, как продать.

Екатерина Винокурова: У Дарьи Иринчевой, например, есть и живописные серии. Просто нынешняя выставка другая. А вот первая выставка «Пустое знание», которую мы камерно делали два года назад в пространстве Christie’s – это была серия, связанная с книгами, как художественными и скульптурными объектами. С теми работами, наверное, легче жить коллекционеру, чем с нынешним проектом, потому что для него потребуется определённое пространство.

То есть вы стремитесь дать художнику возможности и протекцию для реализации проектов, которые возможно имеют меньший коммерческий потенциал, но важны для него, а также ценятся экспертным сообществом и могут быть представлены в музеях?

Анастасия Карнеева: Да, наша цель, дать возможность художнику развиваться так, как он сам считает нужным. Очень часто проблема художника в том, что ему нужно зарабатывать деньги, и это в итоге начинает перевешивать творческую составляющую.

В тоже время, ведь для этих целей есть фонды, гранты, которые помогают художникам?

Екатерина Винокурова: Нам может было бы даже проще быть фондом и заниматься не коммерческой деятельностью, но поскольку коммерческой составляющей и так мало, мы решили, что функцию продвижения на арт-рынок мы на себя тоже возьмём. В целом, мы достаточно успешно продаём те выставки, которые у нас были.

Продаете конечным коллекционерам или в фонды, институции?

Анастасия Карнеева: По-разному, и тем, и тем.

Вот вы говорите про новое поколение коллекционеров. Какое оно это новое поколение?

Екатерина Винокурова: Если говорить про возраст, то он разный. У нас есть 30-летние и 50-летние коллекционеры. Это варьируется от выставки и от художника. Многие сперва обращаются с обычными запросами – декорировать офис или дом, купить подарок. Со временем интерес клиента становится более профессиональным. Важная для нас функция – образовательная. Мы с Настей много времени проводим с коллекционерами, не только на наших проектах, но и на других, чтобы создать общее понимание того, что есть сейчас в современном искусстве.

Анастасия Карнеева: Мы видим, как меняются люди. Наши ровесники, а особенно те, кто младше, более свободны в своих взглядах и воспринимают больше информации. Они открыты всему новому. И уже где-то к нашему возрасту у многих появляется возможность что-то купить. Это прекрасно, потому что за десять лет можно купить десять работ, и это будет коллекция с хорошим искусством.

Екатерина Винокурова: Основной наш критерий – это качество. И если люди приходят за советом и спрашивают: «А вот что вы думаете про этого художника?». Если нам это не близко, и мы не считаем, что это качественное искусство, то мы честно говорим об этом.

Анастасия Карнеева: Хочу дополнить, что наша компания существует три года, и все это была определенная авантюра – мы не знали к чему это все приведёт, какой спрос будет. Потому что эти художники не принадлежали ни к какой галерее и до конца было не понятно, какой интерес они вызовут. К большому удивлению, оказалось много людей, которым стало это интересно, которые нас «фоллоу», то есть следят за деятельностью SmartArt, приходят на каждую выставку. Есть даже, кто покупает на каждой выставке какую-нибудь работу. И их становится все больше. А люди, которые не покупают, но у них есть интерес, их тоже огромное количество. Мы были сами этому удивлены. Это значит, что дефицит информации и дефицит хороших проектов на рынке существует, и эта ниша востребована.

Екатерина Винокурова: Плюс входной порог на рынок современных российских художников намного ниже, чем у того искусства, с которым мы работали в Christie’s . Существует расхожее представление, что нужны десятки, сотни тысяч, чтобы заниматься коллекционированием, а это в принципе не так – современных художников многие могут себе позволить. Может не много работ сразу, но одну-две работы в год – вполне реально. Это то, что мы пытаемся донести до общественности – жить с искусством должно быть каким-то обыденным делом. И вместо того, чтобы купить четыре принта, вы купите одну работу в год, но это будет работа современного художника, который будет развиваться, а у вашей работы будет потенциал роста.

Расскажите про критерии, по которым вы выбираете художников? Это должны быть те, кто свободен, какие-то новые имена?

Анастасия Карнеева: Поскольку SmartArt не галерея, у нас не было задачи набрать художников. Все получилось от противного. Благодаря нашему опыту мы знали современных художников, которые нам нравились, которых мы собирали, покупали и за творчеством которых следили. Мы понимали, что они уже не начинающие художники, уже прошли стадию какой-то маленькой галереи, но при этом следующей ниши, чтобы какая-то галерея стала их возить на ярмарки, выставлять в западных пространствах попросту нет.

Екатерина Винокурова: Она есть, но эту нишу представляют несколько игроков, которые не могут представлять всех. У нас было несколько таких художников. И мы поняли, что нужно их объединить и начать продавать, потому что этого не делает никто, а они уже достаточно известные, сложившиеся и у них большой потенциал.

Сколько сейчас художников, с которыми вы работаете?

Екатерина Винокурова: В данный момент SmartArt продвигает десять художников , но мы ведём переговоры и с другими. Пока мы взяли немного, потому что мы должны были оценить наши силы. Хотя сейчас уже понимаем – все получается.

Вы работаете с художниками, но ведь еще вы и кураторов привлекаете, получается им вы тоже предлагаете сотрудничество?

Екатерина Винокурова: Как правило, кураторов выбирают сами художники, а мы их поддерживаем. Потому что они сами знают, кто ближе по концепции, по духу и так далее. Многие сразу говорят: «Хочу именно его». Но есть и те, кто не так близко взаимодействует с кураторами.

Как вы оцениваете достижение ваших задач, какие показатели эффективности?

Екатерина Винокурова: Во-первых, то, что мы работаем уже практически с большинством институций в Москве. Это не основная задача, но нам очень хотелось, чтобы были музейные проекты, потому что это важно для репутации, для резюме художника. И музеи откликнулись, приняли нас. Это было не просто, нам пришлось проходить выставочные комиссии, но все проходило хорошо. У нас с МMOMA уже второй проект и если с первым проектом мы пришли к ним, то сейчас они уже сами предложили стратегическое партнерство, чтобы мы делали по выставке в год. В тот раз музей купил у нас часть инсталляции Дарьи Иринчеевой. А часть инсталляции Светы Шуваевой купил музей M HKA в Антверпене . Они открыли свой летний сезон этой инсталляцией. Света ездила в Антверпен и воссоздала то, что мы делали в ММОМА . И для нее и для нас это был большой успех, что западная институция так высоко оценила нашу совместную работу. Сейчас идут переговоры о второй выставке в Третьяковской галереи с нашим художником. Проект Саши Галкиной, был первый проект, реализованный Новой Третьяковкой вне залов музея, куда впервые впустили молодого художника. Это была огромная инсталляция во время выставки Кабакова. И это была тоже наша такая маленькая победа. Во-вторых, Александра Паперно сейчас номинирована с нашим проектом на «Проект года» на Премии Кандинского. Это такой большой для нас показатель, что мы идем в правильном направлении. А Света Шуваева с проектом «Последние квартиры с видом на озеро» была номинирована на премию «Инновация» этого года, которую вручали в Нижнем Новгороде, и делала на этой премии выставочный проект, который был спродюссирован нами.

Анастасия Карнеева: Конечно, нам было важно окупить наши вложения и выйти в какую-то прибыль, потому что SmartArt — стартап, начинающая компания, которую мы придумали с нуля, и мы это тоже сделали и получаем очень хорошую прибыль в данный момент. Уже идёт какой-то рост, и мы уже можем частично вкладывать в свой бизнес. Первоначальные KPI достигнуты, и мы уже расширяем сектор своих обязанностей.

Екатерина Винокурова: Мы с Настей себе изначально поставили цель – каждому из наших художников сделать персональную выставку. Сейчас мы движемся по этой траектории – на 2020-21 год запланировано еще три выставки. А далее подумываем соединить наших художников с какими-то западными авторами в рамках групповых выставок. Есть разные варианты, к которым мы будем постепенно переходить.

Анастасия Карнеева: Конечно, мы хотим, чтобы в будущем наши проекты также проникли на международный рынок. Это вопрос исключительно времени, а также наших сил и возможностей. Чтобы это делать нужно чуть расширить свой бизнес, расширяться внутри компании, потому что нам нужно больше людей. Мы очень ответственно подходим к тому, что делаем. А если подходить к западному рынку, нужно продумывать, конечно, пять шагов вперёд, потому что репутация, трек рекорд там очень важны. Мы не имеем права на ошибку там.

А есть ли уже какие-то данные по росту цены? Для того, чтобы показать клиентам, что их художник вырос?

Анастасия Карнеева: Мы на пути к этому. У нас есть предложения от аукционных домов. Мы разговаривали и с Phillips и Sotheby’s. Многие готовы взять уже сейчас наших художников. Но поскольку, художники с которыми мы работаем – это первичный рынок, на аукционе есть определенные риски. Для художника в первую очередь. Мы честны с собой, в первую очередь, и не хотим выставить художника, чтобы самим за него биться. Нам нужно понимать, что, когда наш художник выйдет на аукцион, его по-честному кто-то купит за цену выше, чем мы его продаем. Если он продастся ниже – это будет провал. А первичный рынок на западе у нас вообще никак пока еще не освоен, поэтому мы, наверное, начнем step by step. Вот такой план.

Небольшой офис в старинном здании на Пречистенке, на белых стенах которого фотография Сергея Сапожникова, живопись Светланы Шуваевой и Александры Паперно, по соседству – скульптуры Александра Повзнера. Все это работы художников, которых представляет новая и не имеющая аналогов на российском рынке компания SmartArt. Ее создали в январе 2017 года Екатерина Винокурова и Анастасия Карнеева, именно тут будет разворачиваться их консалтинговая деятельность и, как надеются идеологи проекта, вместе с ней будет происходить и развитие российского рынка современного искусства «в контексте взаимодействия нового поколения художников и коллекционеров».

Задумывалась компания как посредник между этими двумя аудиториями, которые даже в единой области мира искусства по-прежнему далеки друг от друга. Екатерина и Анастасия «строят» новую платформу для их взаимодействия, и не только.

Правда, прежде чем основать общий бизнес, давние подруги и коллеги по работе в аукционном доме Christie’s сделали неплохую карьеру. Екатерина Винокурова, выпускница факультета политологии Колумбийского университета и магистратуры Лондонской школы экономики, начинала в должности пиар-специалиста одной из российских нефтегазовых компаний. В 2007 году она получила предложение от Гарри Блейна, директора представительства галереи Haunch of Venison, развивать ее деятельность в России. Три года Екатерина курсировала между Лондоном и Москвой, посещала все мировые события в области современного искусства, а в 2010 году возглавила направление по развитию Christie’s в России и странах СНГ. Спустя пять лет, уже в качестве директора Christie’s в России, Винокурова открывала новый офис аукционного дома с постоянным выставочным пространством.

Михаил Подгорный

Когда в 2010 году Екатерина переступила порог Christie’s, ее подруга Анастасия Карнеева трудилась там уже три года. Выпускница факультета журналистики МГУ отучилась в University College of London и осталась работать в штаб-квартире Российского экономического форума. На организаторские способности Анастасии обратили внимание в Christie’s и позвали ее в 2007-м представлять интересы аукционного дома в Москве.

Вместе Анастасия и Екатерина проработали год, значительно увеличили не только клиентскую базу, но и продажи, доказали эффективность своего дуэта. И окончательно поняли, что работать вместе профессионально так же комфортно, как и дружить. Правда, довольно скоро Анастасия из этого дуэта решила выйти ради более спокойной работы в инвестиционной компании Sapinda UK Limited в Лондоне. Впрочем, все это время Карнеева продолжала оставаться консультантом Christie’s в России и так или иначе участвовала во всех мероприятиях аукционного Дома.

Нехитрые расчеты показывают, что у бизнес-тандема Винокурова – Карнеева 20 лет опыта работы в области искусства. Востребованность последнего и подтолкнула Екатерину и Анастасию к идее создания совместной компании. «Мы обе давно увлекаемся современным искусством и последние лет семь вместе посещаем все международные арт-выставки, приобретаем что-то в личные коллекции. В какой-то момент нас начали постоянно спрашивать: что покупать? Причем за советом обращались уже не только друзья, но и незнакомые люди», – рассказывает Екатерина об обстоятельствах, которые привели к созданию SmartArt. «Мы организовывали совместные выезды на арт-ярмарки, направляли людей в конкретные галереи, ведь конъюнктуру рынка мы знали прекрасно. И стали тратить на это столько своего личного времени, что в какой-то момент поняли: это должно стать профессиональным занятием. К тому же ситуация на рынке созрела для того, чтобы такая компания появилась – аналогов ее в России нет», – вторит коллеге Анастасия.

Михаил Подгорный

SmartArt – это консалтинг-компания, которая занимается искусством последних ста лет и дает советы по широкому спектру вопросов: от простого – чем украсить стену в гостиной, до серьезного – как пополнить солидную личную коллекцию. Здесь найдут эксперта по любому периоду искусства, свяжут с любой мировой галереей, обеспечат второе мнение от сотрудников аукционных домов иди директоров музеев. Но среди всех предоставляемых услуг у SmartArt уже есть преобладающая специализация. «Основным направлением деятельности мы выбрали сотрудничество с отечественными художниками, поскольку рынок российского современного искусства недостаточно развит и они недооценены и на родине, и на Западе, – рассказывает Анастасия. – Мы можем переломить эту ситуацию, и сейчас тот самый момент, когда нужно находить новые имена и выводить их на рынок».

«Люди готовы коллекционировать современное российское искусство, но зачастую не знают, на что обратить внимание. И SmartArt – связующее звено между новым поколением художников и новым поколением коллекционеров. Последним мы рассказываем о художнике, ценообразовании, представляем варианты развития их коллекции, несем в себе еще и образовательную функцию», – продолжает Винокурова.

В нынешнем портфолио SmartArt – девять разноплановых художников (помимо выше названных это Арсений Жиляев, Александра Галкина, Дарья Иринчеева, Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина (дуэт Urban Fauna Laboratory), которых Екатерина и Анастасия подобрали по собственному вкусу и уверенности в их потенциале.

Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны

Екатерина Винокурова

сооснователь компании SmartArt

Знакомить с ними публику Анастасия и Екатерина планируют путем не только частных консультаций, но и масштабных выставок разного формата, двух-трех в год. Первая из них – выставка Сергея Сапожникова – прошла недавно в «Ударнике». Правда, проект The Drama Machine изначально был инициирован Газпромбанком и фондом «Дон» и показан на родине художника в Ростове-на-Дону, но девушки перенесли его в Москву в ином прочтении куратора Ирене Кальдерони, арт-критика из Турина. Для Сапожникова данная выставка стала в столице первой персональной за всю его карьеру и продала 90% выставленных работ. «Наше портфолио из девяти имен со временем будет расширяться. Мы рассчитываем на то, что наши художники станут пользоваться спросом, вырастут в цене и станут культурным достоянием страны. Интерес к российскому искусству растет: коллекционеры видят, что это недооцененный актив, и хотят о нем больше узнать», – объясняет Екатерина.

«Искусство – это и инвестиция времени, необходимо ждать, чтобы рынок цивилизованно вырос естественным образом, – продолжает Анастасия. – Квинтэссенция наших деловых качеств и опыта позволяет надеяться, что наша компания будет развиваться, займет четкую позицию на рынке и превратится в серьезную арт-консалтинговую структуру, подобную весомым западным аналогам»

За три года с момента открытия Smart Art провела 10 выставок молодых российских художников, став успешным стартапом на рынке современного искусства. О том, что такое Smart Art, сколько они зарабатывают на арт-рынке, Forbes Life спросил у Екатерины Винокуровой и Анастасии Карнеевой

Яна Жиляева

Фото DR

В выставочном пространстве ММоМА на Гоголевском бульваре до 17 ноября идут две выставки: Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» и Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». Оба проекта организованы при поддержке Smart Art, компании, основанной арт-консультантами, экс-топ-менеджерами российского отделения Christie"s Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой.

Что же такое Smart Art? Это все-таки не галерея?

Екатерина Винокурова

Екатерина Винокурова: Мы - консалтинговая компания в сфере искусства.

Анастасия Карнеева: Мы не галерея. В России только развивается рынок искусства и почти нет галерей, которые бы отвечали мировым критериям.То есть проблема не только в галереях или в галеристах, в художниках или в нас.

Е.В.: У нас другие правила игры.

Получается, вы сами себе придумали правила?

Е.В.: Да, мы придумали модель, которая, как мы считаем, более приемлема для нашей аудитории и для московского рынка. Мы учли опыт, полученный в аукционном доме Christie"s, когда открывали собственное дело. Мы решили создавать самостоятельные проекты на разных площадках, а не работать с одним и тем же небольшим пространством. Поэтому у нас нет своей постоянной выставочной площадки.

Анастасия Карнеева

А.К.: Мы понимали, что хотим делать полноценные проекты с куратором, каталогом, чтобы художник мог высказать свою идею на все 100 процентов. К тому же у нас много знакомых коллекционеров, наших друзей, которые стали коллекционерами, плюс, знакомых наших знакомых, которые хотели получить консультации и советы по покупке и по уже существующему собранию. А галерея все-таки, должна заниматься именно своими художниками, продавать их работы. Формат нашего бизнеса предполагает развитие карьеры художников и частных и корпоративных коллекций искусства. Для нас важны оба эти направления.

Когда вы организуете выставку, как решается вопрос оплаты работы куратора, аренды помещения, выпуска каталога?

Е.В.: Мы делаем фандрайзинг, то есть ищем спонсоров под каждый проект. Обычно к нам приходит художник с новым проектом, как сейчас, например, Сергей Сапожников. Мы вместе составляем бюджет, решаем, какого куратора пригласить, российского или иностранного.

А.К.: Мы вместе с художником выбираем пространство. Если мы решаем, что для конкретного проекта подходит Третьяковская галерея, то мы с Катей начинаем вести переговоры. Это продюсерская работа. Просто в нашей области нет такой профессии, как продюсер. Примерно так работают театральные продюсеры.

Но у театральных продюсеров все в минус, если их послушать.

Е.В.: Нет, у нас все более радужно.

А.К.: Мы ставим целью продать все. Мы хотим, чтобы наши художники зарабатывали своим трудом. Мы не хотим, чтобы им бесконечно давали гранты, кто-то помогал деньгами.

Е.В.: Да, мы хотим, чтобы искусство продавалось.

Какой у вас договор с художниками? Какой процент от продажи вы забираете себе?

А.К.: 35%.

Е.В.: В галереях это обычно 50%.

Сколько у вас художников?

Е.В.: Десять. Мы поставили перед собой цель - сделать каждому художнику персональную выставку. Но художники все разные. Некоторые, действуют более активно, как, например, Сергей Сапожников. Он сделал персональную выставку, сейчас планирует еще одну, и еще у него две задумки. А некоторых приходится «подталкивать».

А.К.: Мы верим в этих художников, в их талант, и в то, что их искусство останется в истории. Мы понимаем, что хотя это и тяжело, и не всегда приятно, в принципе, это правильный подход, который должен использовать галерист.

Какие критерии отбора? Эти художники вам самим лично нравятся?

Е.В.: Да, конечно. Это и наш субъективный выбор, и объективный критерий. Мы работаем не с начинающими художниками, а с теми, у кого уже есть определенное количество персональных проектов. Кто-то участвовал в биеннале, кто-то уже был на Манифесте. Например, Саша Паперно - серьезный художник с большим стажем. В этом году с нашим проектом «Любовь к себе среди руин» она номинирована на Премию Кандинского. Света Шуваева была номинирована на «Инновацию» с нашим проектом «Последние квартиры с видом на озеро».

А.К.: Галереи занимаются молодыми, они находят таланты. Потом, когда художники доходят до определенного уровня развития и узнаваемости, ими занимаются более крупные в международном контексте галереи. Но поскольку наш рынок находится в стадии развития, художникам особо некуда пойти. Мы пытаемся занять эту нишу.