Анализ произведения толстого девочка и грибы. Девочка и грибы (быль)

Главные героини рассказа Толстого «Девочка и грибы» — две девочки, которые возвращались из леса с грибами. По пути им пришлось переходить железную дорогу. Когда девочки уже взобрались на насыпь, послышался шум идущего поезда.

Девочка, которая была старше, тут же вернулась обратно. А девочка помладше перебежала рельсы, и оказалась по другую сторону насыпи. Тогда старшая девочка стала кричать младшей, чтобы та не ходила назад. Но младшая решила, что ее зовут назад, и она стала возвращаться. Перебираясь через рельсы, девочка рассыпала грибы. Старшая девочка крикнула, чтобы она бросила грибы, но из-за шума приближающегося поезда младшая ее не расслышала и решила, что ей велят собрать рассыпанные грибы.

Машинист свистел из всех сил, но девочка осталась на рельсах. Когда поезд прошел, и люди побежали посмотреть, что случилось с девочкой, они увидели, что та лежит лицом вниз между рельсами. Потом лежащая девочка вскочила, быстро собрала грибы и побежала к подружке.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Толстого «Девочка и грибы» заключается в том, что в минуту опасности не следует поддаваться панике, необходимо тщательно продумывать свои действия и правильно формулировать указания. Обе девочки уже были вне опасности, когда приближался поезд. Одна из них убежала вперед, другая вернулась назад. Однако старшая стала переживать за младшую, и через насыпь начала давать ей указания. Младшая поняла их неправильно и побежала назад, хотя поезд был уже близко. Если бы старшая девочка промолчала, то опасной ситуации можно было избежать.

Рассказ «Девочка и грибы» учит правильно расставлять приоритеты. Младшая девочка начала собирать рассыпанные грибы прямо перед идущим поездом, подвергая риску свою жизнь. Но жизнь человека гораздо ценнее грибов, и не следовало девочке переживать за рассыпанные грибы.

В рассказе Толстого мне понравилась младшая девочка. Хотя она и поступила неправильно, подвергнув риску свою жизнь, девочка сумела принять правильное решение в экстремальной ситуации – она легла на рельсы лицом вниз и ждала, пока пройдет поезд.

Какие пословицы подходят к рассказу «Девочка и грибы»?

Осторожность — мать мудрости.
Время и случай разум дают.
Осторожность никогда не мешает.
Панику в друзья не записывай.

Девочка и грибы

(быль)

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая – перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре:
- Не ходи назад!
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
- Брось грибы!
А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагона, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Рассказ "Девочка и грибы" Л.Н.Толстого в картинках, читать


Картинки увеличиваются

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина.

Старшая девочка побежала назад, а меньшая перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре:

Не ходи назад!

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала:

Брось грибы!, а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.сайт/библиотечка/

  • #1

    Вторая русская книга для чтения открывается еще одной былью: "Девочка и грибы". В этом рассказе маленькая девочка попала под поезд, но осталась жива, поскольку поезд проехал над ней. Некогда четырехлетний автор этих строк оказался достаточно умён, чтобы посоветоваться с родителями, прежде чем повторить столь заманчивый эксперимент. Однако, не всем так повезло как мне, кое у кого поезд оказывался проворней родителей. И когда первые малолетние читатели погибли на рельсах, Лев Толстой не бросился вслед за ними под колеса, не покончил с собой иным способом, он даже не запретил перепечатывать рассказ, обрекая на гибель все новых и новых детей. " Мне отмщенье и аз воздам", -- годится для эпиграфа, но применять его к себе Толстой не желал. Возможно, список толстовских жертв пополняется до сего дня. Как тут не вспомнить Достоевского и его фразу о единой слезе ребенка. (с)
    С. Логинов "О графах и графоманах"

  • #2

    Читая этот поучительный рассказ своим детям предупреждаешь о возможной опасности, а не толкаешь на эксперименты.

  • #3
  • #4
  • #5

    страшно

  • #6
  • #7

    поучительно

  • #8

    Гена (

развитие речи

Пересказ рассказа «Девочка и грибы» Л.Н. Толстого

Цель:

  1. продолжать учить детей связной и последовательной речи;
  2. добиваться от детей осмысленности и полного понимания текста;
  3. добиваться культуры изложения: интонационной выразительности, достаточной громкости, отчётливости произношения, обращения к слушателям.
  4. продолжать развивать артикуляционный аппарат, закрепляя правильное произношение шипящих звуков (ч, щ).
  5. позволить ребятам свободный пересказ, недословный, но с передачей основной мысли рассказа (переживания за родного человека);
  6. добиваться проявления ярко выраженной сопричастности к событиям в рассказе, откровенного переживания детей за судьбу героев произведения;
  7. углублять представление детей о семье (её членах, родственных отношениях);
  8. продолжать средствами художественной литературы духовно-нравственное развитие детей.
  9. продолжать формировать представление детей об опасных ситуациях и способах выхода из них.

Методические приёмы: беседа, вопросы; стихи; этюд драматизации (в конце занятия или после).

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация – развитие всех компонентов устной речи; развитие свободного общения.

Чтение художественной литературы - формирование интереса и потребности в чтении.

Социализация - развитие театрализованной игры, приобщение к нормам и правилам общества, в котором живёшь; развитие духовно-нравственных качеств; углубление представлений детей о семье.

Безопасность - формирование представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения и выхода из них.

Познание - расширение кругозора детей, получение новых жизненных знаний об окружающей действительности.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого; маски-подвески с изображением героев произведения (или элементы костюмов и атрибутов); изображения в корзине грибов съедобных и несъедобных.

План-схема ведения НОД.

1.Вводная беседа.

2.Чтение художественного произведения.

3.Беседа по содержанию прочитанного произведения.

4.Повторное чтение текста.

5.Пересказ детьми.

Ход занятия:

Ребята, я принесла вам сегодня несколько книг: толстых и тонких, больших и маленьких, новых и зачитанных стареньких. Книга-это сокровище, которое раскрывает много тайн, передаёт большое количество знаний, учит уму разуму. Это самая большая драгоценность. Обратите внимание- многие книги оформлены золотом- настолько они ценны и значимы.

Обратите внимание на портрет человека на доске. Знаете ли вы кто это?

- (писатель Л.Н.Толстой).

Л.Н.Толстой писал для взрослых, но он очень любил детей и писал интересные рассказы для них. Мы с вами прочитали почти многие его рассказы. Но один рассказ поразил нас больше всех. Сегодня мы его вспомним. Я прочитаю вам этот рассказ, а затем кто-то из вас его перескажет, а потом мы сделаем театральный этюд и покажем сценку из этого рассказа.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Девочка и грибы».

Вопросы по содержанию текста:

Зачем девочки- сестры пошли в лес?

Почему именно через железную дорогу девочкам нужно было переходить?

Почему меньшая (младшая) девочка решила, что ей нужно перебежать на другую сторону дороги, а не вернуться назад?

Что спасло девочку?

Переживала ли за судьбу своей сестрёнки старшая сестра?

Чем закончился поход в лес?

Повторное чтение.

Пересказ рассказа детьми.

1. Динамическая пауза «Приближается поезд».

Ребята встают со своих мест и движениями рук изображают вращение колёс,

имитируя звуки приближающегося поезда. Артикуляция звуков (ч,щ).

Показываем и объясняем артикуляцию детям. При произношении звука Ч- кончик языка соприкасается с верхними зубками, короткие прикосновения пропускают струю воздуха. При произношении звука Щ- плавная струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и нёбом.

2. Динамическая пауза «По грибы».

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли,

Наклонялись, собирали,

По дороге растеряли.

Ребята, давайте посмотрим какие же грибы принесла меньшая девочка (младшая сестра) домой. На магнитную доску крепятся съедобные и несъедобные грибы в корзине.

Опрос детей. Закрепление названий грибов.

(После этого можно сделать этюд драматизации с тремя главными действующими лицами: две сестры, машинист поезда, остальные ребята, сидящие на стульях пассажиры поезда)

Рефлексия.

Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? Что Вам больше всего понравилось?

Рассказ

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.