Анализ произведения распутина уроки французского. Анализ «Уроки французского» Распутин Тест по произведению

«Странно: почему мы… всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе… а за то, что сталось с нами после», - с этих слов начинается автобиографический рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973). Но интересно, что заставляет автора произведения испытывать подобные эмоции, и какую роль в его жизни сыграла учительница французского языка Лидия Михайловна ?

Эта молодая женщина на своем примере смогла показать герою, что в жизни, кроме голода, бедность, жестокости и несправедливости, существует еще и доброта. Узнав о том, что ее воспитанник во внеурочное время играет на деньги с другими мальчишками, она не стала выдавать ребенка директору, а постаралась выяснить причину такого поведения. Когда женщина поняла, что делает герой это лишь для того, чтобы купить себе еду, она прониклась симпатией к нему и искренне захотела помочь мальчику.

Несмотря на все препятствия, которые встретились на пути Лидии Михайловны, учительница не изменила своего решения поддержать ученика в тяжелое для него время. Женщину не остановили отказы мальчика ужинать в ее доме и та настойчивость, с которой он вернул подкинутую ей посылку. Учительница долго искала подход к ребенку, и вот, наконец, она его нашла.

Герой согласился принять помощь Лидии Михайловны лишь в виде честного материального выигрыша от азартной игры в «пристенок». Женщина верно рассудила, что пусть лучше мальчик играет с ней, чем с дворовыми ребятами, которые его постоянно избивают, но, к сожалению, директор школы не разделял ее мнения.

За свой поступок Лидия Михайловна была уволена, и ей пришлось уехать на Кубань. Но даже тогда она не забыла про своего воспитанника и продолжала заботиться о нем, посылать продукты. Таким образом, женщина смогла изменить жизнь мальчика в лучшую сторону, смогла добиться того, чтобы он не отчаялся и не бросил учебу. Но главное, она стала для этого ребенка образцом доброты и благородства.

Именно поэтому, повзрослев, Валентин Распутин решает написать рассказ, посвященный своей школьной учительнице. Сейчас, по прошествии многих лет, он уже может осознать и осмыслить то, что не понимал тогда, будучи ребенком. Лидия Михайловна показала автору правильный путь в жизни и верные нравственные ориентиры. Вероятно, именно им писатель и старался следовать в дальнейшем. Но, возможно, в силу сложности жизненных обстоятельств, у него не всегда это получалось, поэтому автор и испытывает теперь чувство вины перед учительницей.

Валентин Распутин считает необходимым рассказать о Лидии Михайловне своим читателям, потому что он надеется, что они, так же как и когда-то он сам, смогут вдохновиться примером этой женщины. Он верит, что его произведение поможет воспитать в людях доброту и нравственность, поскольку именно это он считает главной задачей литературы.

Ярина Елена Револьдовна 1 год назад

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. 8 класс

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. 8 класс

  1. Цель урока:
  2. раскрыть душевный мир героя рассказа;
  3. показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
  4. обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  5. показать неординарность учительницы;
  6. воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значения слов «урок», «нравственность»); компьютер, проектор.Методические приемы:

беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, работа в группах, демонстрация презентации, игровой момент, фрагмент кинофильма "Уроки французского". Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства.В.Г. Распутин

Ход урока:

1. Организационный момент. 2. Слово учителя.Учитель:На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня в процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: постараемся раскрыть душевное состояние главного героя, обсудим основные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе, поговорим о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, сыгравшей в жизни мальчика немаловажную роль. (Запись даты, темы урока, эпиграфа) О фактах биографии и творчества В.Г. Распутина мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями, в роли которых выступите вы сами. Я прошу выйти сюда исследователя и читателя, ребят, которым на предыдущем уроке были даны индивидуальные задания: подготовить сообщения о детстве В.Распутина, о том, какие впечатления детства нашли отражение в его произведениях, об истории создания рассказа «Уроки французского». А вы сейчас выступите в роли журналистов и зададите ребятам вопросы, подготовленные вами дома.3. Слово членам пресс-конференции (элемент ролевой игры). В ход урока включены электронно-образовательные ресурсы, в данном случае на экране демонстрируется презентация.Журналист:У меня вопрос к исследователю творчества В.Г.Распутина. Скажите, как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?Исследователь:В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.Журналист:Вопрос к читателю. Расскажите о детских годах В. Распутина.Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенном на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.Учитель:Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему? Исследователь:Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.Журналист:Вопрос читателю. Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?Читатель:Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание о детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним». Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.Учитель:Спасибо нашим участникам пресс-конференции. Вы можете занять свои места в классе. 4. Беседа по вопросам.Учитель:В предисловии к рассказу «Уроки французского» В.Г.Распутин заметил: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Сегодня мы будем учиться нравственности. Учиться у Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом повести, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своём произведении. Он надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут разобраться каждому в себе, задуматься о своём будущем. - О чём говорит название рассказа «Уроки французского»? (О школе, уроках, сверстниках) -Кому адресовано вступление? (чтение вступления учителем) (Себе, читателю, учителям) - От чьего лица ведётся повествование? Почему? (От первого лица. Автор изложил свою биографию – автобиографию) - Кто является главным героем рассказа? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет.) - Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне) - Назовите приметы тяжёлого времени. (В рассказе описано тяжёлое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, т.к. зимой деревья вымерзают.) -Как жилось мальчику в родительском доме? Найдите ответ в тексте. (с.134 «Жили мы без отца, жили совсем плохо…» 5. Работа в группах О том, насколько внимательно вы читали первую часть рассказа, нам станет известно после работы над кроссвордом. Все слова, являющиеся ответами на кроссворд, вам встретились в рассмотренном нами фрагменте рассказа. Каждая группа (ряд) получает кроссворд и заполняет его.Вопросы: 1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны. 2. Злак для выпечки хлеба. 3. Добавка к картошке жителей деревни весной. 4. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль. 5. Имя шофера. 6. Крестьянское поселение. 7. Центр административного района. 8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа. 9. Прозвище, данное герою в деревне. - Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их. («Чтобы учиться дальше…. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь » с.133; «И мать, наперекор всем несчастьям…ждут меня, голубчика, на новом месте» с.134). -Какие же это испытания? (Разлука с домом, с матерью, тоска по дому, постоянный голод, отсутствие друзей, страдания от одиночества) -Всякий ли ребёнок может выдержать такое? -Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует продукты? Найдите ответ в тексте. («Кто потаскивал – тётя Надя ли… если она услышит правду» с.135-136; Мальчик наделён чувством собственного достоинства. Он не может оскорбить подозрением другого человека.) -Найдите отрывок на с.135 «Мать, приехавшая в конце сентября…» Прочитайте его и ответьте на вопросы: легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть.) - Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю.Работа с Толковым словарём: Урок- 1. Учебный час, посвящённый какому-н. предмету. 2.Перен. Нечто поучительное, из чего сделать вывод для будущего.6.Закрепление изученного: -Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».

Почему же наш герой не уехал домой? - Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки). -Почему он всегда готовился к урокам? («Относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» с.134) - Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни» с.135) - Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока). - Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик? -Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей-то милости или подачки он не стал. Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих» (слайд № 5) -Найдите отрывок на с.141, который начинается словами: «Не в склад! – объявил Вадик». Прочитаем его по ролям. (Рассказчик, Вадик, Птаха) (до слов «…который вертелся тут же».) -Почему нашему герою пришлось «смириться»? -Записываем третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь». (слайд №6) -Продолжаем чтение по ролям дальше (до конца этой части рассказа). - Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведёт себя герой во время избиения? - Запишем четвёртый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся» (слайд №7)7. Работа в группах: - А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения. Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя. 1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой». 2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку». 3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»Ответы учащихся: 1. Вадик. 2. Тишкин. 3. Птаха.8. Продолжение беседы: -Почему после избиения наш герой вновь возвращается в компанию Вадика? -Как в школе узнали об игре на деньги? («И что случилось? – спросила она…» с.143) -Чего так боялся наш герой? («За игру на деньги у нас в два счёта могли выгнать из школы».) -Смог бы директор «выжать слезу» из него? -Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…» с.145)Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика. Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловне тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…» с.149) Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность.) А сейчас давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма «Уроки французского», снятого на киностудии «Мосфильм» в 1978 году. (Просмотр отрывка из кинофильма, эпизод «Посылка») Почему Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком у себя дома? (Учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить). Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок) Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок») Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы) Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться. - Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей). - Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (Выражение записано на доске).Слово учителя.Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. - Почему же рассказ назван «Уроки французского»? (Название «Уроки французского» говорит не только об обучении иностранному языку пятиклассника, но и о ценности нравственных уроков, преподнесённых ребёнку учительницей.) -Какой главный урок преподала учительница? -Записываем пятый урок: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей» (слайд №8)Учитель: - На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание). Доброта – вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека, и я надеюсь, что вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту. Подведение итогов. Оценка учащихся.

Д/з. ответить на вопросы

Разделы: Литература

Класс: 6

Цель урока : знакомить с приемом сравнительной характеристики – антитезой, дать характеристику литературным героям.

Задачи:

  1. образовательная : учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
  2. развивающая: развивать память, внутреннюю и монологическую речь, логическое мышление, творческие способности;
  3. воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство собственного достоинства и милосердия на примере героев художественного произведения.

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы анализировали образ главного героя из рассказа В.Г.Распутан «Уроки французского» и составили схему, которая характеризует героя. Дома вы подобрали цитаты из текста к этой схеме.

Мы выделили следующие черты характера героя(Приложение 1. Слайд 1 ):

  • стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
  • жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
  • чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).

Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером ).

III. Мотивационное введение.

Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?

Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Приложение 1. Слайд 2.) Запишем в тетради число и тему урока: «Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика».

Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).

IV. Новый материал.

Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?

Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? (Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).

Я подобрала иллюстрации художника Гальдяева к этому рассказу (Приложение 1. Слайд 3). Подходят ли они к этому эпизоду? Почему?

Давайте устно опишем учительницу и ученика.

Пояснительная записка

Направление: гуманитарное.

Обучающая: дать возможность учащимся проявить большую самостоятельность.

Развивающая: научить анализировать прочитанное; развивать интерес к .

Воспитывающая: устанавливать контакт со слушателем; уметь обосновывать свое мнение о произведении.

Данный урок проведён в классе, где обучается шестнадцать человек. Социальный статус класса средний, дети любознательные, психологически спокойные, уровень развития выше среднего.

В ходе работы над произведением, опирались на учебник: Литература 6 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. (авт – сост и др) ; под ред. .- 16-е изд.- М.: Просвещение, 2009).

Согласно учебному плану школы на уроки литературы отведено три часа в неделю.

Предложенный урок состоит из следующих этапов:

1 этап: Вступительное слово учителя; раскрытие учителем целей и задач урока;

2 этап: Аналитическая беседа. Реализация домашнего задания.

3этап: Анализ иллюстраций, « озвучивание их». (чтение по ролям отдельных эпизодов игры в « замеряшки»).

4этап: Мультимедийный просмотр.

5этап: Работа по тесту.

6этап: Обобщающее слово учителя о вечных вопросах доброты в литературе, об обращении к общечеловеческим ценностям в рассказе.

7 этап: Домашнее задание. Подготовить рассказ о герое по плану, данному в учебнике.

На уроке использованы следующие формы обучения: фронтальная и индивидуальная.

В ходе урока во время рассказа учащихся использовалось мультимедийное оборудование (просмотр кинофрагмента из фильма «Уроки французского» по одноименному рассказу В. Распутина).

Тип данного урока – урок - беседа.

В ходе урока учащиеся показали себя с лучшей стороны, были активными и выявили глубокие знания по изучаемому произведению. Во время выполнения теста легко справлялись с заданными вопросами.

Таким образом, учащиеся показали хорошее знание текста произведения В. Распутина «Уроки французского».

Методическая разработка урока литературы по теме:

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика по произведению В. Распутина « Уроки французского».

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Сообщение темы урока: Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

Сообщение цели урока: попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», « духовная память».

2. Аналитическая беседа. Реализация домашнего задания.

Сегодня у нас заключительный урок, мы будем говорить об уроках доброты и сострадания, которые преподнес нам Распутин.

Рассмотрим поведение учительницы.

Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

(Видя, что ученик в голодные послевоенные годы недоедает, учительница под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить).

Пересказ от 1-го лица прихода в гости к учительнице.

Что она поняла? (Этот мальчик милостыню не возьмёт: он должен знать, что ест свой хлеб).

Что же она делает?

Каково состояние учительницы? (Она счастлива, что наконец-то нашла возможность помочь мальчику, пусть даже обманным путём).

А как вы относитесь к такому поступку учительницы?

Каким вы видите учительницу Лидию Михайловну и директора школы Василия Андреевича?

Почему она не объяснила свой поступок директору?

Какую роль играет послесловие?

3.Анализ иллюстраций, « озвучивание их».

Какие эпизоды для иллюстрирования выбрал художник?

Какая из иллюстраций вам кажется особенно удачной?

Чтение по ролям отдельных эпизодов игры в « замеряшки».

Как вы думаете, когда мальчик понял истинный смысл игры, затеянной учительницей?

4.Просмотр отрывков кинофрагмента из фильма « Уроки французского».

Почему этот рассказ называется « Уроки французского»?

Какое значение в понимании смысла рассказа имеют посвящение и вступление к нему?

5. Самостоятельная работа. Тест по тексту.

(на каждого учащегося приготовлен текст с заданием, проверка работы после завершения)

«…Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счёте. Перед тем тоже, кажется, о чем - то спорили.

Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, - зачем мне тебя обманывать? Я веду счёт, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

- « Чика» несчитово.

Почему это несчитово?

У вас тоже была « чика».

Мы кричали, перебирая друг друга, когда до нас донёсся удивлённый, если не сказать, поражённый, но твёрдый, звенящий голос:

Лидия Михайловна!

Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич.

Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и, пригладив волосы, сказала: - Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? Объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор…

Играем в «пристёнок»,- спокойно ответила Лидия Михайловна.

Вы играете на деньги с этим?..- Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате.- Играете с учеником?1 Я правильно вас понял?

Правильно…

А1. Определить жанр произведения, из которого взят фрагмент:

а) роман; в) очерк;

б) повесть; г) рассказ.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

а) открывает повествование;

б) является развязкой сюжетного действия;

в) является кульминацией сюжета;

г) является эпилогом.

а)выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни:

б) наделяет её героическими чертами;

в) характеризует мужество героини;

г) подчёркивает сложность ситуации.

А4. Выпишите из фрагмента название игры, в которую играли Лидия Михайловна с главным героем.

А5.Укажите художественно - выразительно средство, которое помогает автору описать образ и выразить своё отношение к нему(« поражённый голос», « твёрдый, звенящий голос», « удивлённый голос»).

А6. Как ведёт себя Лидия Михайловна во время игры с мальчиком и во время беседы с директором школы?

6. Заключительное слово учителя.

Проанализировав рассказ, мы приходим к выводу о том, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала « другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик открыл для себя многое. Теперь он понял, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные щедрости. Прекрасные уроки доброты, сострадания преподнес нам В. Распутин в своём произведении « Уроки французского».

«Уроки французского» оказываются « уроками доброты» - так назвал автор свою статью, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Он говорит о « законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно ; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.

(Выставление оценок за урок, комментарий к ним.)

7. Домашнее задание. Подготовить рассказ о герое по плану, данному в учебнике

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: литература

Класс:6-б

Дата:17.03.17.

Тема: «Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать любовь и уважение к учителям.

Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

Нет человека,

который обошелся бы

без учительства.



І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель. Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

ІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Какие из предложенных пословиц могут послужить эпиг­рафом к отдельным эпизодам рассказа? Выбор обоснуйте.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

На чужой стороне и весна не красна.

Друзья познаются в беде.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Терпение и труд всё перетрут.

Не будь овцой, так и волк не съест.

Где хотенье, там и уменье.

Чужая сторона без ветра сушит, без зимы знобит.

ІІІ.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтение учителем притчи об учителе под мелодию «Одинокий пастух»

Ученик спросил учителя:

Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

И это всё? - недоумённо спросил ученик.

Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Чему нас учит эта притча?

Кто учит ученика не обижать и не таить обиды на окружающих?

Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

IV. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Ученики записывают тему в тетрадь.

Самостоятельно формулируют цель урока.

    РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. (Игра «Найди лишнее») (СЛАЙД)

Какие ассоциации вызывает у вас слово учитель? (ДОСКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

Раздражение

Достоинство

Духовность

2.Слово учителя

Вот, что писал В.Распутин после того, как был опубликован его рассказ «Уроки французского»: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать.

3.Сообщение ученицы

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

4.Обращение к эпиграфу урока:

Нет человека, который обошелся бы без учительства. (доска).

Как вы понимаете эти слова?

Не мог обойтись без учителя и наш герой.

5. Бес е да с учащимися.

- Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.

- Прочитайте сцену «Возвращение посылки». Почему маль­чик вернул ее? Какие чувства испытывает он в тот момент? А что чувствует учительница? ( стр.206 учебник )

- Почему мальчик отказывается от угощения Лидии Михай­ловны? Как это характеризует его?

- Изменилось ли у героя со временем отношение к французс­кому языку? Почему?

- Какие чувства испытывал мальчик, выигрывая у Лидии Ми­хайловны? Что, по-вашему, заставило чувствовать, его себя неловко?

- С какой целью учительница стала играть в «замеряшки»? Что выдавало ее во время игры?

- Вспомните эпизод «Появление директора».

«...Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сра­зу назвать ваш поступок... Это преступление, растление, совращение».

- Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны? А как оцениваете ее поступок вы?

- Как вы думаете, рассказала ли Лидия Михайловна директо­ру школы о том, почему она играла на деньги?

- Какие мысли и чувства вызывает у вас конец рассказа?

6. Теория литературы.

1)Запись в тетради.

Рассказ - это небольшое прозаическое произведение, в кото­ром описывается одно или несколько событий из жизни человека.

2) Задание учащимся.

Обратившись к данной формулировке- докажите, что «Уроки французского» - рассказ.

7. Проблемный вопрос

«Хотел(а) бы я учиться у такой учительницы, как Лидия Ми­хайловна?

8. Работа в парах. Составления синквейна .(СЛАЙД)

9.Работа с пословицами.

Выберите одну из предложенных пословиц об учителе, которая, по-вашему мнению, наиболее подходит к нашему рассказу.


- Груда книг не заменит хорошего учителя.

Дерево и учитель познаются по плоду.

Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя.

Родители создают тело, учителя создают душу.

Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.

Тысяча учителей – тысяча методов.
- Смышленый ученик обогатит учителя.

Ученику – удача, учителю – радость.

Учитель существует для постоянного создавания и утверждения человеческого достоинства.

Высоко дело учительства, но и трудно оно.

10. Игра в парах. «Ступеньки».

1. Название игры, в которую играли ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих посылках?

V І . ИТОГИ УРОКА

1. Обобщающая беседа.

- Только ли сила духа помогла мальчику выстоять? Учительница сыграла роль в его жизни, повлияла ли?

Забыл ли мальчик о Лидии михайловне?

Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель, которого не забудут никогда.)

2.Чтение стихотворения

Родной человек

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский

VII ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

V ІІІ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД)

Письменно ответить на вопрос:

1.≪Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?≫

2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной,на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».

Учитель благодарит детей за урок, они дарят свои рисунки.