Анализ эпизода смерти. "Испытание смертью". Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода смерти О чем попросил отца базаров перед смертью

Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»?

(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Базаров становится человечнее.)

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова - от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров - представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина - внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)

(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров - «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)

III. Слово учителя

Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «...Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» - может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил - страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ - «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» - спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить... Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую - судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою» - родители Базарова.

План работы над анализом эпизода литературного произведения. 1.Установить границы эпизода 2.Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. 3.Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. 4.Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. 5.Проследить логику развития авторской мысли. 6.Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. 7.Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла 8.Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.


О чем надо помнить!!! 1.Главная опасность- замена анализа пересказом 2.Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. 3.Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. 4.В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.


Идейный замысел романа «Отцы и дети» В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель». И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен». В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».


Пишем сочинение… Установить границы эпизодаЭпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый, возвышенный, любящий. Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким(отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа (он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)


Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом. При вскрытии Базаров порезался В тот же день Базарову становится плохо, оба (и отец,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.


Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»


Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет. Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться. А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.


Композиция эпизода: Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика. Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.


Проследить логику развития авторской мысли. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает. «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.


Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью (« вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.


Вывод Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»


Изобразительно-выразительные средства языка Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты. Антитеза - противопоставление. Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор. Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.

Урок литературы в 10 классе

«Смерть Базарова»

Цель : - проанализировать сцену смерти Базарова

Показать духовное богатство и силу духа Базарова

Ход урока :

    Орг. момент .

    Подготовленный ученик выразительно читает последний абзац романа.

Учитель: Такими печальными словами заканчивает Тургенев свой роман. И сегодня на уроке речь пойдет о последних днях жизни Базарова и его смерти.

Запись на доске темы урока : Смерть Базарова.

Эпиграф: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий

подвиг» Д. И. Писарев.

    Мы с вами говорили о том, что на протяжении всего романа автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамен во всех сферах жизни – дружбе, вражде, любви, семейных узах – и Базаров последовательно проваливается всюду.

Единственное испытание, которое он выдержал с честью, - это испытание смертью. Именно в момент смерти мы видим настоящего Базарова. (Мы рассматривали отношения Базарова с народом, с Кирсановыми, с Одинцовой, с родителями. А сейчас перед нами другой, настоящий Базаров.)

- Докажите это.

(1) Изменилось его отношение к родителям. С. 189 – о родителях.

2) Изменилось его отношение к Одинцовой. Раньше он скрывал свою любовь. А если пытался что-то сказать, то даже своим видом, поведением и взглядом пугал её. И все те нежные слова, которые он хотел и должен был сказать при жизни, он говорит сейчас. С. – 188-189 – об Одинцовой.)

Вывод 1: Итак, мы видим, что Базаров – нежный и любящий сын. Сам находясь при смерти, он утешает отца и во всем с ним соглашается. И оказывается, Базаров умеет любить искренне и преданно Именно поэтому перед смертью он хочет видеть любимую женщину и сказать ей все то, что не решался сказать раньше.

4. Учитель : В сцене смерти показана и несостоятельность теории Базарова, его нигилистических взглядов. Это осознает и сам Базаров. И в этом тоже проявляется его настоящая суть.

- Докажите это. Если раньше вы отвечали на вопрос и подтверждали свое мнение цитатой, то сейчас найдите цитаты, подтверждающие крушение теории Базарова, и прокомментируйте их. (с. – 184 – крушение отрицания смерти.)

(Помните, раньше на вопрос Павла Петровича Кирсанова: «Как, вы все отрицаете?» Базаров безапелляционно отвечает «Все!» А оказывается, что есть вещи, которые мы не в состоянии изменить, которые существуют объективно вне нас. Порядок жизни и смерти не нами заведен, и мы не можем на него повлиять).

Цитата с. – 185! У Тургенева нет ни одного лишнего слова.

(Одна фраза перечеркивает все то, о чем говорил Базаров, и все то, что он отрицает. Эти слова героя звучат как насмешка. «И вы мне верили?» Ведь на протяжении всего романа Базаров не подтверждает свои слова конкретными делами.

Удивительное дело, как человек еще верит словам.)

Вывод 2 : Вся теория Базарова рассыпалась как карточный домик. Вся бравада, споры, непримиримость и нетерпимость Базарова к некоторым людям – были всего лишь маской.

На доске – схема :

Базаров захотел изменить существующий порядок, за это он платит жизнью. Герой терпит поражение по одной и той же причине – он вторгается в порядок, проносясь, как беззаконная комета, и сгорает. Убила Базарова не царапина, а сама природа (против чего выступал и что отрицал). Он вторгся своим грубым ланцетом преобразователя в заведенный порядок жизни и смерти и пал его жертвой.

Тургенев отказывает хаосу, который несет Базаров, даже в величии, оставляя голое неустройство.

    Сцена смерти Базарова – самая сильная в романе. В ней проявились самые лучшие качества героя. Заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, используя то, о чем мы сегодня уже сказали.

Борец

Именно в схватке со смертью проявляются качества Б. как борца.

Сила духа, сила воли.

Нежность и любовь к родителям

Любовь к Одинцовой

Стойкость

Умение признавать свое поражение

Вывод 3. Мы видим эти качества Базарова. И не случайно русский критик Дмитрий Иванович Писарев сказал о смерти Базарова (обращение к эпиграфу): «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

    Возвращаемся к эпизоду смерти. Прочитаем последний абзац 27 главы. Он состоит всего из 1 предложения. (читает учитель).

«Но полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым…»

О чем это? (о том месте, где все когда-то найдут свое убежище.)

Случайно ли именно эти слова использовал Тургенев в конце 27 главы?

Чем так измучен и от чего устал Базаров?

(Притворяться? Но он не притворялся. Мы выяснили, каким мы видели Базарова, и каков он настоящий.

Устал казаться, а не быть; устал соответствовать принципам, им же придуманным.)

    Обратимся к тому абзацу, с которого мы начали наш урок. Мы не можем пройти мимо последних строк. (читает учитель)

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, говорят о вечном примирении и жизни бесконечной…»

С кем же примирила Базарова смерть?

(Со всеми, кто его окружал, но в первую очередь она примирила героя с самим собой.)

Вывод 4: «Я не ожидал, что так скоро умру…» - говорит Базаров. Но и умирая, он продолжает жить. И те, кто знал его, кто с ним общался, не скоро его забудут.

«…Базаров пришел, и явление его огромно, и ничто не может лишить его права жить!» И. С. Тургенев.

8. Я предлагаю посмотреть отрывок из уже знакомого нам фильма Авдотьи Смирновой «Отцы и дети» и подумать над вопросами, которые лежат у каждого на столе. Письменный ответ на эти вопросы и будет вашим домашним заданием.

Смерть Базарова


Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Базаров - сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров - нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни. Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина. В отличие от них, для которых отрицание - всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим. Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, - ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами - обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Базаров - романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, - стало быть, нет и наслаждения». Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова - символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим. Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, - свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее. Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Вспомним слова Базарова: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, - тогда я изменю свое мнение о самом себе". Налицо культ силы. "Волосатый", - так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия. Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров - человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так. Ну, а если это "намеренное эпатирование хорошего вкуса"? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение...

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. "Зачем я стану признавать авторитеты?"; "Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта"; он низводит высокое искусство до "искусства наживать деньги". Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: "Ты его оскорбил". Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: "Воображает себя дельным человеком!", опустился до того, чтобы поставить "свою жизнь на карту женской любви", "мы, физиологи, знаем, какие это отношения" между мужчиной и женщиной...

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: "А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?" Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде "долго делать", в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности. А ценности эти - любовь к другому человеку, заповедь "не убий" (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми. Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о "корнях", нас питающих, о Боге. Он говорит: "Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!"

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема:

Разработчик урока:

Учитель русского языка и литературы

Ивлева Л.Е.

2012 г.

Тема:

"Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
И.С. Тургенев

Цели:

  1. Подведение учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
  2. Увидеть духовное богатство и силу духа Базарова.
  3. Прояснить особенности авторской позиции по отношению к главному герою.
  4. Путем художественного анализа прийти к выводу о роли эпизода в романе.
  5. Соотнести выводы учащихся с мнением критиков.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

2. Работа с текстом .

(Проверка домашнего задания)

Подбор фраз и текста, доказывающих одиночество Базарова, его обреченность в обществе.

Первая группа.

Базаров и братья Кирсановы (разрыв по идеологическим соображениям).

Глава 10, 6 : – Вы все разрушаете “Да ведь надобно же и строить”.

– Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить.

– Я не понимаю, как можно не признавать принципов!

– В теперешнее время полезнее всего отрицание.

Вторая группа.

Базаров и Одинцова (неразделенная любовь).

Глава 26: “видно, прав Базаров, любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, эгоизм…;

Третья группа.

Кукшина и Ситников – Базаров (пошлость и ничтожество).

Глава 19: “мне нужны подобные слухи. Не богам же горшки обжигать!”

Четвертая группа.

Базаров и Аркадий (отрицание дружбы – мягкость Аркадия).

Глава 26: “Мы прощаемся навсегда, и ты сам это знаешь чувствуешь, ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.”

Пятая группа.

Базаров и родители (люди разных поколений, разного развития).

Глава 21:

“Уеду завтра. Скучно, работать хочется, а здесь нельзя.”
“Скучно ему стало с нами. Один теперь как перст, один!”

– С кем же Базаров считает себя близким? В ком находит понимание, по его мнению (с народом).

– Так ли это на самом деле?

3. Чтение творческих работ – миниатюр “Базаров и народ”.

(Индивидуальное домашнее задание)

Базаров считает, что говорит на одном языке с народом, считает себя близким с ним. “Мой дед землю пахал”. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его.

Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже призирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.

– Так почему же Тургенев обрекает его на смерть?

(Он считает его обреченным. Две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт героя. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.)

– Но Тургенев не просто констатирует смерть, он отводит эпизоду смерти особое значение. Какое? Мы будем об этом рассуждать после чтения текста.

4. Выразительное чтение эпизода.

5. Беседа. Анализ эпизода.

6. Какие качества Базарова проявились в эпизоде?

Глава 27:

  1. Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  2. Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  3. Убежденный материалист. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  4. Жалость к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  5. Сильная любовь. Способность восторгаться, любить. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.
  6. Романтизм науки. К каким средствам художественной выразительности прибегает Тургенев, чтобы показать романтизм Базарова?
    Метафоры: червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.
    Афористичность.
    Эпитеты: молодая, свежая, чистая, умирающая.
    Почему такая поэтичность в речи героя? Что можно сказать здесь о тургеневской позиции? Базаров – романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в жизни.
    А жизнь взяла свое. Тургенев видит его, не реализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.
  7. Цитирование критиков о последнем эпизоде. (Индивидуальное домашнее задание)
    “Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева, я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь более замечательное”.
    “Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг”.
    Д.И. Писарёв

Вывод:

Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть, с авторской точки зрения закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и “обречённую на гибель”.

Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров – “умница” и “герой”. Автор хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Домашнее задание.

Написать творческую работу.

I вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Базаров вдруг повернулся на диване…”

II вариант.

Анализ эпизода. Глава 27, со слов “Она взглянула на Базарова… и остановилась у двери…”

Анализ эпизода.

Алгоритм работы на уроке.

Роль эпизода смерти Базарова, анализ эпизода из романа.

Тургенева “Отцы и дети”.

Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения. Таким образом, для анализа эпизода необходимо определить его границы. Определив тему, главную мысль и озаглавив, можно начинать анализ по плану:
  1. Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)?
  2. Сжатый пересказ. Назвать первые события (завязку), главное событие (кульминацию), последнее событие (развязку) происшедшего случая, если они не были выделены учениками при переходе сюжета.
  3. Далее смотрим, как построен эпизод. Эпизод – это цельный фрагмент текста, что предполагает наличие вступления (сообщение о мести и времени действия) и заключение (последствие). Определив основную часть границами завязки, поделить её на части (можно составить план). Выяснить в какой части находится кульминация.
  4. Зададим вопрос: Какие качества характера героя проявились в эпизоде?
  5. Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?
  6. Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)?
  7. Авторская позиция. Как относится автор к герою, происходящему? Какими словами или выражениями характеризуется герой или происходящее? Какая оценка автора в них звучит?
  8. Особенности языка писателя. Можно обратить внимание на язык персонажей, язык автора или рассказчика (если он есть). Лексика, неологизмы, синтаксический строй, афористичность и другое.
  9. Какие художественные приёмы использует автор в этом эпизоде?
  10. Таким образом, выходим на проблематику эпизода, на его связь с художественным целым.

Главное внимание при работе с эпизодом следует уделять осмыслению его художественных особенностей, иными словами, предложить путь от художественных особенностей к проблематике, а не наоборот. Иными словами, при таком пути анализа ученик учит всё “вычитывать” из текста, а не иллюстрировать текстом непонятно откуда взятые (в лучшем случае со слов учителя или из учебника) положения.