Алтайская принцесса: мифы и факты. Алтайская Принцесса – история без конца

18 лет назад археологи раскопали в Горном Алтае скифскую мумию. Ее окрестили Алтайской Принцессой. Сегодня алтайский народ требует закопать мумию обратно. Чтобы прекратились землетрясения и разные бедствия.

Летом 1993 года археологами Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Полосьмак проводились раскопки на плато Укок. Высокогорное плато Уток на юге Алтая, расположенное на высоте около 3 километров над уровнем моря, издавна считается здесь сакральной территорией. Именно здесь, у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, считают коренные алтайцы, находится горний мир, "второй слой небес". Добраться сюда довольно сложно: с вертолета открывается потрясающе красивый и одновременно жуткий вид гигантских, неприступных валунов, крутых голых скал, изрезанных рекой Ак-Алахи. Пожалуй, на Алтае нет места более фантастического и неземного. Именно здесь, считается, еще во времена древних скифов, много тысячелетий назад жили существа, обладающие сверхъестественными способностями. Одним из объектов исследования, причем далеко не самым перспективным, был курган Ак-Алах-3. Исследователи не ожидали найти здесь ничего особенного, ведь могила считалась частично разоренной, причем не только частными лицами, но и военными, которые в середине 60-х годов прошлого века брали здесь материал для строительства укреплений во время конфликта с Китаем.

Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Поначалу ожидания исследователей оправдались - им удалось обнаружить разоренное захоронение позднего железного века. Когда его расчистили, выяснилось, что под первым захоронением располагалась действительно древняя могила. Что делало находку по-настоящему сенсационной - так это тот факт, что внутренняя часть захоронения оказалась заполнена льдом, который позволяет останкам сохраняться тысячелетиями. Чтобы извлечь из могилы предметы, ученые несколько дней растапливали захоронение, представлявшее собой деревянный сруб, горячей водой. Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.

В результате ученым удалось обнаружить мумию молодой женщины возрастом около 2,5 тысячи лет. Почти сразу ученые заключили, что мумия относится к так называемой пазырыкской культуре, процветавшей на территории современного горного Алтая в VI - III веках до нашей эры. Обнаружение мумий, относящихся к этой культуре, вообще говоря, не является чем-то уникальным - например, мумия вождя этого же временного промежутка, которая сейчас хранится в Эрмитаже, была обнаружена на Алтае в 1950-м году, а первые подобные находки относятся к 30-м годам прошлого века. По сути на территории плато Укок повсюду разбросаны следы пазырыкской культуры. Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. Условия в захоронении позволили сохраниться даже одежде на женщине - она была облачена в шерстяную юбку, шелковую рубашку и шубу. На руках мумии были обнаружены многочисленные татуировки, а именно на левом плече красовался сакральный знак - так называемый алтайский грифон. Возраст женщины на момент смерти составлял около 25 лет, а рост - примерно 170 сантиметров.

Кто же она такая? Местные жители утверждают, что они всегда знали о захоронении на плато Укок своей прародительницы по имени Кыдым, но не смели тревожить ее священный сон. Новосибирским генетикам удалось почти невозможное. Они выделили из ткани мумии не умерший ген и сделали вывод: принцесса не принадлежит ни к одной из известных монголоидных рас, населяющих Землю. Она не может быть прародительницей алтайцев. Внешность ее больше напоминала европейскую. Можно также утверждать, что дама лихо скакала на коне и умело стреляла из лука.

Древнегреческий историк Геродот, современник загадочной принцессы, писал о населяющих горный Алтай племенах скифов, которые могут обращаться в грифов, "стерегущих золото". Эти неведомые существа отличались высоким ростом и "неземной" внешностью. Ни тебе раскосых глаз, ни широких скул, как у китайцев или алтайцев. "Портреты" их опять же очень близки к древнекитайским описаниям "сынов неба".

Геродот пишет, что у скифов были свои "цари", во главе которых стояла "праматерь", "владычица скифов". В могилах этого периода найдено множество изображений ушастых грифонов - мифологических существ, стерегущих золото. На плато Укок их, кстати, особенно много. Но только один из них, причем самый крупный, был нанесен на человеческое тело. Таким образом, почти не остается сомнений, что принцесса с грифом на плече, выполненная в скифском зверином стиле, и была той самой Великой жрицей скифов.

То что вместе с женщиной была захоронена шестерка коней рыжей масти, украшенных непонятными металлическими предметами так же говорит об уникальности захоронения. Согласно китайской мифологии, такие кони именовались "цилинь" - небесные, способные вознести человека к заоблачным высотам. Они представляли собой помесь с грифоном и ассоциировались с образом Богини-матери, породившей весь род людской.

Стоит обратить внимание на необычное облачение скифянки. Одежда из тончайшего шелка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что-такой пояс - знак воина и посвященного. А найденная в ее руках палочка-мешалка из лиственницы - крайне важный ритуальный символ: такие палочки еще в добуддийские" времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе Принцессы Алтая, богини, которая, согласно древним поверьям, хранила тайны Сотворения Мира и бессмертия.

Великая скифянка, однако же, умерла, как обычная земная женщина. Кто со всеми почестями предал ее земле? Кому достались в "наследство" ее тайные знания? Куда, в конце концов, делось мифическое золото скифов, которое безуспешно ищут уже много веков? Была ли принцесса посланницей небес или обычной мудрой землянкой?

Принцесса раздора

Как оказалось, именно этой находке довелось запустить процесс, в котором помимо деятелей науки посильное участие приняли общественные организации, прокуратура и законодательное собрание Республики Алтай.

Дело в том, что после обнаружения мумии кто-то из ученых или журналистов (кто конкретно - сейчас установить уже не представляется возможным) заявил, что обнаружение мумии - это величайшая археологическая находка конца XX века. Вероятно, именно эти громкие слова привлекли внимание алтайской общественности, которая в порыве возмущения заявила, что ничего нового археологи им не сообщили - мол, местные жители уже давно знали про эту могилу. И мумия эта никакого отношения к пазырыкской культуре не имеет, потому что это останки великой воительницы и колдуньи Кыдым - прародительницы современных алтайцев (именно тогда с легкой руки местных журналистов мумию и окрестили принцессой Укока). А раз она предок, то ее необходимо немедленно вернуть на место и закопать.

Спустя некоторое время ученые усугубили ситуацию, проведя анализ останков, которые после раскопок перевезли в Новосибирск. Реконструкция лица и последующий анализ ДНК позволили установить, что девушка, чьи останки были обнаружены на плато Укок, принадлежала к европеоидной расе. Для самих археологов это не стало сюрпризом - они и раньше знали, что большая часть представителей той самой пазырыкской культуры была похожа на современных европейцев, благо исследования в этом направлении велись с 30-х годов прошлого века. Однако представители общественности удивились. Не растеряв, впрочем, патриотического настроя, они заявили ученым:

"...Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи "не есть ваши предки", - мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа".

Очень скоро на мумию стали ссылаться при каждом удобном случае. Например, на территории Республики Алтай начались землетрясения - это Кыдым мстит потомкам. Падеж скота - снова прародительница требует вернуть ее из Новосибирска на родину.

Разумеется, раз оказались затронуты вопросы патриотизма, политики не смогли остаться в стороне от оживленной дискуссии. Они поддержали мнение шаманов и потребовали вернуть мумию на место. А чтобы подобного впредь больше не повторялось, в 1998 году было принято решение запретить раскопки на плато Укок, объявив его "территорией покоя". Формальной силы запрет не имел, поскольку вопросы раскопок находятся в компетенции федерального правительства, однако препятствия, чинимые местными органами власти и населением, привели к тому, что раскопки фактически прекратились.

Принцесса Укока

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.

История находки

Фотография мумии принцессы Укока

Народы, обитавшие в Горном Алтае, были известны уже во второй половине VI века до н. э. о них писал Геродот и назвал их «стерегущие золото грифы» . Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая». Начало изучению «замерзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры.

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества.

Местоположение

Мумия хранится в Национальном музее имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск) в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

Общественное мнение

Этот факт вызывал недовольство определенной части алтайского народа. С их точки зрения «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы» показанный по ОРТ, характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно - Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • С. Бен-Цион
  • Населённые пункты Саратовской области

Смотреть что такое "Принцесса Укока" в других словарях:

    Укок - Долина реки Калг … Википедия

    Десять самых значительных археологических находок в мире - Розеттский камень (Rosetta stone) памятник эпиграфической культуры (196 год до н.э.). Представляет собой камень (гранодиорит) с указом египетского царя Птолемея V, написанным египетскими иероглифами, демотическим письмом (одна из форм египетского … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Археология - Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    Мумия - У этого термина существуют и другие значения, см. мумия (значения). М … Википедия

    Лоуланьская красавица - Таримские мумии мумифицированные тела европеоидов, сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла Макан близ Лоуланя, Турфана и в некоторых других областях Таримской впадины. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло… … Википедия

    Полосьмак, Наталья Викторовна - Наталья Викторовна Полосьмак Дата рождения: 12 сентября 1956(1956 09 12) (56 лет) Место рождения: Хабаровск Страна … Википедия

Вопрос этот местным жителям давно не даёт покоя. И особенно обострился в нынешнем году после сильнейшего наводнения и небывалого града. Общественность разглядела в катаклизмах мистическую подоплёку и потребовала... предать земле мумию, найденную в горах Алтая 21 год назад.

Проклятие Укока

Раскопки на плато Укок (плоскогорье на границе с Китаем и Монголией) начала в 1993 г. Наталья Полосьмак, сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. Её внимание тогда привлёк полуразрушенный курган, и чутьё не подвело археолога. В кургане обнаружилась деревянная погребальная камера, заполненная льдом. Её вскрывали несколько дней, растапливая горячей водой из кружек. И когда открыли — ахнули (см. инфографику). Судя по антуражу захоронения, покойница при жизни была знатной особой, скорее всего, жрицей. Она была облачена в головной убор с золотыми деталями, в руках держала палочку из лиственницы, а сами руки были украшены татуировкой, изображающей алтайского грифона. Бесспорно, это была сенсация. Благодаря льду мумия прекрасно сохранилась. Дальнейшие исследования показали, что женщина жила более 2500 лет назад и умерла в возрасте 25 лет.

Но тогда у учёных была иная забота: как избежать конфликтов с местным населением? Оно встало кордоном, чтобы не допустить раскопок. «Через одну маленькую девочку, жившую в деревне, было предсказание: учёные выкопают знатную жрицу, которая навлечёт на нашу землю несчастья, — рассказывает Акай Кине, филолог, зайсан (глава) алтайского рода телес . — Власти тогда дали добро на раскопки, но люди были против. Писали письма, перекрывали дорогу. В итоге учёные копали в другом месте, но предсказание, как видите, сбылось».

Алтайцы уверены, что женщина, найденная археологами, не кто иная, как Белая Госпожа, «хранительница покоя Ак-Кадын». Согласно легендам, она стоит на страже врат подземного мира и не даёт духам и прочей нечисти прорываться в наш мир, который и без того не назовёшь счастливым. Шаманы считают её прародительницей Алтая и ныне живущих там людей. А стало быть, тревожить её прах никак нельзя. Многочисленные беды, выпавшие с тех пор на долю региона, — месть Белой Госпожи, уверены они.

Начать с того, что, когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как
окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля, хотя учёные это опровергают. Затем вертолёт, на котором перевозили мумию, совершил аварийную посадку. Ну а потом пошла череда катаклизмов — лесные пожары и ураганы, землетрясения и наводнения... К примеру, Чуйское землетрясение 2003 г. Даже возросший уровень самоубийств (а по Алтаю прокатилась целая эпидемия суицидов) местные жители связывают с гневом «принцессы».

Когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Время не пришло

И вот катастрофическое наводнение 2014 г. Разрушены плотины и мосты, затоплены населённые пункты, тысячи людей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Общественность, связанная с традиционными языческими верованиями, вновь заговорила о «принцессе Укока». Вспомнили некоторые «пророчества». Так, в 2012 г. при проведении религиозного ритуала одному верующему было откровение: «принцесса» собирается пару лет отдохнуть, но на третий год напомнит о себе. Через другого она «заявила», что если её наконец не захоронят, то она сама вернётся в свой дом, причём приплывёт туда на лодке! Пошли слухи, что вода уже затопила Национальный музей в Горно-Алтайске, где хранится мумия, и добралась до его главного экспоната.

Скульптурный портрет, созданный по черепу женщины, умершей 2,5 тысячи лет назад, останки которой были найдены во время раскопок на горном плато Укок на Алтае. Фото: РИА Новости / Юрий Заритовский

«Последней каплей стал град, он был размером с куриное яйцо и побил много домов и машин, — вздыхает Акай Кине. — Тогда мы стали собирать подписи за захоронение "принцессы Укока". Сейчас их 20 тыс., это 10% населения республики! Мы не призываем закопать её насовсем. Главное — вернуть мумию на плато Укок, на место погребения. Там можно оборудовать для неё капсулу, создать необходимые условия для хранения, обеспечить учёным доступ к ней. Мы даже готовы собрать на это средства!»

Учёные, разумеется, воспринимают инициативу скептически. Называют её суеверием и предрассудками. На строительство музея, где хранится саркофаг с «принцессой», ушло 765 млн руб. — немалая сумма. И что, теперь пойти на поводу у мракобесов, вопрошают они, и лишиться уникального научного материала? Оппоненты отвечают: «Мы мракобесы? И это лишь потому, что просим не тревожить прах наших предков? Почему вы не копаете останки своей прабабушки? Для вас это аморально? Но также и для нас аморально, когда достают из земли нашу прародительницу!»

Ситуация крайне любопытная: научный подход к реальности вошёл в противоречие с мировоззрением целого народа. К чему это приведёт? Кстати, толкователи алтайского эпоса обращают внимание, что «зона влияния» Белой Госпожи распространяется далеко за пределы их региона. В пророчествах, пусть и в образной форме, говорят они, описаны события на Украине. И даже более глобальные катаклизмы, вплоть до мировой войны. А в татуировках мумии, считают шаманы, скрыта важная для человечест-ва информация. Просто время для её расшифровки ещё не пришло.

Самые известные мумии мира

«Принцесса Укока»

Где находится : Национальный музей им. Анохина (Горно-Алтайск, Россия).

История: Найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. В могиле помимо мумии лежали останки коней с сёдлами и сбруей, что говорило о высоком статусе женщины. Но позже академик В. Молодин опроверг мнение, что это «принцесса»: «Мумия принадлежит представительнице среднего социального слоя». На требования общественности захоронить мумию учёные отвечают, что это собственность Минкультуры и решение должно приниматься на федеральном уровне.

«Принцесса Укока» найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Где находится : Долина Царей (Луксор, Египет).

История: Этот фараон правил Египтом в 1332-1323 гг. до н. э. и ничем особо не выделялся. Знаменит тем, что его гробница, вскрытая в 1923 г., оказалась почти не тронутой грабителями и сохранилась до наших дней. В ней найдено много предметов и произведений искусства той эпохи.

С именем Тутанхамона связывают легенду о «проклятии фараонов». Вслед за вскрытием саркофага последовала череда несчастных случаев, приведших к гибели 22 человек, так или иначе причастных к исследованиям.

Тутанхамон. Фото: www.globallookpress.com

Где находится : Иволгинский дацан (Бурятия, Россия).

История: 15 июня 1927 г. бывший глава буддистов Восточной Сибири погрузился в состояние глубокой медитации, приказав ученикам «навестить его спустя 30 лет». Тело поместили в кедровый ящик и закопали. В 2002 г. его извлекли и не обнаружили никаких посмертных изменений и признаков разложения. Учёные объяснений феномену не нашли. Сейчас тело Итигэлова хранится в монастыре близ Улан-Удэ и служит объектом поклонения тысяч паломников. Буддисты считают, что он до сих пор жив. С его «возвращением» связывают поднятие уровня и качества жизни в Бурятии.

Хамбо-лама Итигэлов. Фото: Кадр youtube.com

Эци (Тирольский ледяной человек)

Где находится : Археологический музей Южного Тироля (Больцано, Италия).

История: Обнаружена в 1991 г. двумя немецкими туристами в Альпах. Старейшая мумия человека, найденная в Европе, её возраст — 5300 лет. Некоторые учёные считают, что при жизни Эци был колдуном: при нём найден амулет. С мумией связывают гибель 7 человек.

Эци. Фото: Commons.wikimedia.org

Ленин

Где находится : Мавзолей Ленина (Москва, Россия).

История: Основатель партии большевиков и советского государства умер в 1924 г. Его тело было решено сохранить путём бальзамирования. Историки считают, что идея принадлежала Сталину , который хотел создать новую религию для пролетариата. Но есть мнение, что в те годы многие верили: скоро учёные научатся воскрешать мёртвых и Ленина оживят. Сейчас мумию регулярно подвергают обработке. Эксперты считают, что при должном уходе она может сохраняться сколь угодно долго. Есть много мумий, забальзамированных аналогичным способом: это врач Н. Пирогов , политики Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Репродукция картины "В.И. Ленин в Мавзолее". Народный художник РCФСР Евгений Александрович Кацман. Центральный музей В.И. Ленина в Москве. Фото: РИА Новости / С. Коган

В 1993 г новосибирские археологи обнаружили на плато Укок в Кош-Агачском районе сенсационную находку — в одном из курганов с вечной мерзлотой, в ледовой «линзе», в могиле с богатым убранством, была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины, которую прозвали «Укокская принцесса». Женщина была похоронена более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати. Сенсационная находка взволновала мировую общественность — подобных находок не было с момента обнаружения царских (Улаганский район Республики Алтай) и в Алтайского края. Памятник, где нашли мумию, назвали Ак-Алаха-3. Сама мумия хранится в в столице Республики Алтай, сопроводительный инвентарь (грифоны в золотой фольге и др.) остались в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока в новосибирском Академгородке.

По поводу национальной принадлежности «принцессы Укока» споры идут до сих пор. Анализ ДНК женщины выявил ее европеоидные корни, антропологи также утверждают, что «шаманка» имела южно-европеоидные черты лица, ее одежда имеет иранское (индоевропейское, не тюркское) происхождение. Предполагают, что пазырыкцы были беглецами предположительно с юго-запада (возможно, из Передней Азии), а потомками пазырыкцев являются современные селькупы (устар. нзвание «остяки-самоеды») и кеты. С этим выводом категорически не согласна алтайская общественность. Сами алтайцы считают, что найденная женщина является прародительницей алтайского народа — легендарной «принцессой Кадын», и требуют ее возвращения на родину .

Памятник Ак-Алаха-3 находится на плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха, между дорогой, идущей от погранзаставы Ак-Алаха к стоянке Бертек и рядами колючей проволоки (пограничной системой). В 3 км к западу от этих курганов находится памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.

Памятник Ак-Алаха-3 состоит всего из двух курганов — пазырыкского (18 м в диаметре, и 0,5 м высотой) и тюркского кургана VII в.н.э. к югу от него (10 м в диаметре). Насыпи обоих курганов были варварски повреждены — сдвинуты бульдозером, засыпаны грунтом, многие камни унесены местными жителями для строительства зданий.

Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было впускное погребение знатного кара-кобинца , ограбленное в древности. Под этой могилой было обнаружено нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы — кара-кобинца и пазырыкской женщины — были сооружены примерно в одно время (примерно IV-III вв. до н.э., то есть 2300-2400 лет назад). Фактически, впускное погребение кара-кобинца спасло от грабителей захоронение «принцессы Укока».

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м, высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей, подобная той, что была найдена в Пятом Пазырыкском кургане (царском) в Улаганском районе. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей (такие же аппликации были обнаружены в Первом и Втором Пазырыкском курганах), видимо, имевшие особое магическое значение, возможно, призванные сопровождать человека в «иной» мир.

Туристка.Ру побывала в музее Новосибирского института археологии и этнографии, и оценила строительные способности пазырыкцев. Сразу впечатляет тот объем работ, который выполнен при захоронении женщины: пазырыкцам нужно было каким-то образом доставить на плоскогорье Укок огромные бревна (на плато отсутствует лес), их обтесать, выкопать в мерзлом грунте огромную яму... согласитесь, что это довольно непросто! То, как выполнен сруб (без единого гвоздя) может свидетельствовать о том, что пазырыкцы не были 100%-ными кочевниками, а умели делать и настоящие жилища из бревен. А теперь представьте себе огромную, темную от времени лодку длиной 2,7 м, выдолбленную в цельной лиственнице, накройте ее крышкой из того же дерева, — вот так выглядит колода, в которой нашли пазырыкскую женщину. Высота колоды составляет 0,68 м. Крышка колоды с двух сторон была прибита четырьмя медными гвоздиками. Вообще захоронение в лиственничной колоде может говорить об особом статусе похороненного, обычно таким образом хоронили царских особ, шаманов и детей. Например, найденный в кургане памятника Ак-Алаха-3 пазырыкский мужчина, похороненный в тот же год, не имел в погребальной камере колоды, а располагался на огромной деревянной кровати внутри сруба, что говорит о том, что его статус был ниже, чем у «принцессы». Сама форма колоды (напоминает шаманскую лодку «ротык») могла означать то, что погребенный отправляется «плыть» к предкам. Неслучаен также и выбор породы дерева, из которого изготовлена колода.

У многих народов различным видам деревьев соответствовали разные сакральные функции, из этих верований в дальнейшем сформировалось представление о «мировом древе» (древе жизни, исцеляющем древе). Некоторым деревьям приписывалось женское порождающее начало, иные народы даже «вели» свой род от дерева — так, например, нивхи «происходили» из лиственницы. Белый цвет березы воплощал сакральную чистоту. Древние считали, что захоронение в стволах, пнях может помочь человеку »возродиться», поэтому кеты хоронили своих детей в выдолбленных изнутри кедровых пнях, а селькупы умерших младенцев оборачивали берестой (сакральная чистота) и подвешивали к ветвям деревьев. В представлении селькупов лиственница связывалась с небом (крона дерева достигает небес), считалась «деревом жизни»: умерший, похороненный на лиственнице, мог заново «родиться». Интересно, что якутских шаманов также хоронили в лиственничной колоде, привязанной к ветвям большой лиственницы; буряты замуровывали умершего шамана в специально выбранную для этого «шаманскую» сосну, таким образом, дерево становилось носителем духа умершего шамана. Шаманская лодка «ротык», с помощью которой шаман на своих камланиях «отправлялся в мир иной», выполнена из кедра. Таким образом, захоронение пазырыкской женщины «в стволе» дерева (в колоде), видимо, символизирует возврат к материнскому лону и является подготовкой к дальнейшему «рождению» из него. Кроме того, возникает вопрос, а не была ли пазырыкская женщина шаманкой в своем племени? К этому вопросу мы еще вернемся.

В колоде на правом боку, головой на восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова женщины находилась на войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура. На юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены отдельно. По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). Шею «принцессы Укока» украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных, скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека - его шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.

В изголовье на небольшом блюде находились семена кориандра, некоторые были обуглены. На семена кориандра нужно обратить особое внимание, и вот почему: кориандр использовался как лекарственное растение и как благовоние; кориандр произрастал в Средиземноморье и Средней Азии, выращивался в Индии, Палестине и Египте, таким образом, на Алтае он должен был являться большой редкостью, возможно, кориандр привозили какие-то единичные торговцы или... пазырыкцы привезли его с собой с земли предков, когда мигрировали из Передней Азии! Плоды кориандра были обнаружены во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкских курганах. В любом случае, присутствие этого растения в погребении Ак-Алаха -3 неслучайно, возможно, окуривание тела в колоде связано с последующим возрождением в «ином» мире.

Несомненно, что шелковая рубаха была роскошью, изготавливалась из привозной ткани, и это, наряду с имеющимся захоронением коней и бальзамированием, свидетельствует о том, что принцесса происходила из среднезажиточных слоев своего племени, возможно, была шаманкой. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами (обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы), и была копией рубахи во Втором Пазырыкском кургане. Ученые предполагают, что происхождение рубахи скорее всего индийское, а не китайское, так как в это время китайцы давно уже использовали нити одомашненных шелкопрядов, кроме того, древнейшие китайские ткацкие станки выпускали ткани шириной до 50 см, рубаха же «принцессы Укока» скроена из ткани шириной 130 см. Рядовые и даже знатные воины-всадники, погребенные на Укоке, не имели рубах, они надевали шубы на голое тело.

Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Девушки, переходя в статус женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир. Интересно, что во всех женских пазырыкских погребениях находили пятна черного цвета под головой погребенных женщин, и не могли объяснить его происхождение. Теперь тайна раскрылась — оказывается, все пазырыкские женщины в повседневности носили подобные парики! К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Образ фантастического оленя-козерога потом встретится нам в татуировке женщины. Надо сказать, что этот образ олицетворял Солнце и Верхний мир у многих центральноазиатских народов. Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Такие птички могли быть символом будущего пополнения рода (у многих народов птицы символизируют человеческие души, а у некоторых — души нерожденных детей). Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу. Такой же колпак был найден во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока. Ученые считают, что такой сложный головной убор носила каждая пазырыкская женщина, и нельзя однозначно судить по нему о том, что «принцесса Укока» была шаманкой. Хотя вполне возможно, что в дальнейшем подобные головные уборы стали носить только шаманы и «ведьмы». ТуристкаРу была поражена красотой деревянных фигурок, а также тем, насколько изысканными и необычными были прически пазырыкских женщин. А колпак-чехол действительно напоминает шляпы ведьм, какими их обычно изображают!

Тело женщины хорошо сохранилось благодаря бальзамированию и хранению в естественном «ледяном холодильнике». Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год — весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. «Принцесса Укока» была похоронена в середине июня, перед откочевкой на летние пастбища, что подтверждается содержимым желудков захороненных с ней лошадей. Бальзамирование не было какой-то привилегией знати — бальзамировали и рядовых воинов. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Еще у нее отсутствовали два верхних резца, хотя все остальные зубы были здоровы — видимо, удаление зубов было частью какого-то магического ритуала, или свидетельствовало о ее особом статусе. Тело по всей видимости покрывалось маслом и смолами с добавлением ртути (ртуть использовали для бальзамирования древние китайцы, считалось, что ртуть и киноварь гарантируют «бессмертие»). Возможно, пазырыкцы действительно верили в то, что человек сможет заново «родиться» в том же теле, тогда становится понятно их стремление сохранить целостность тела после смерти, возможно, что у них были мифы с этим связанные. В мировой истории есть случаи, когда мумии до своего погребения могли оставаться включенными в жизнь своего рода, то есть они как бы еще продолжали «жить» в кругу своих родственников — их могли «выставлять» на праздниках, им могли оказывать знаки почитания. Возможно, что в пазырыкском обществе мумии тоже играли подобную роль в жизни племени.

Отчетливо видна синяя татуировка, полностью покрывающая обе руки женщины. Трудно представить, что высокохудожественная графика выполнена более двух тысяч лет назад — древние мастера могли бы дать фору современным художникам! Татуировка «укокской принцессы» по стилю идентична той, что украшала тело мужчины во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока, и воина в расположенном по соседству могильнике Верх-Кальджин-2, все татуировки настолько похожи, что, возможно, нанесены одним мастером. На левом плече изображено фантастическое животное — по виду это олень, но на его голове растут два вида рогов — оленя и козерога, а морда оканчивается клювом грифона (грифон — это сказочное крылатое существо, наполовину лев, наполовину орел). Непростой это образ — олень-козерог (или лошадь-козерог), и посмотрите, как часто он встречается у пазырыкцев! У индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной», «верхний» мир. Кроме того, каждый отросток оленьих рогов оканчивается стилизованной головой грифона. И даже из спины оленя «вырастает» голова грифона! Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.

Что же еще может понадобиться человеку в другом мире или в следующей жизни? Похоже, пазырыкцы со всей серьезностью подходили к этому вопросу, стремились снабдить умершего всем необходимым, все личные вещи отправлялись вместе с человеком. В погребальной камере рядом с колодой были найдены два низеньких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с налепленными на них кожаными аппликациями (обычно изображались петух, барс, грифон — видимо, имевшие охранное значение).

Стенки рогового сосуда были сшиты (!!) из рога яка, и состыковывались с круглым днищем из рога дикого горного козла (подобный сосуд найден во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкском кургане). Так как процесс его изготовления трудоемкий, а пазырыкцы хорошо умели делать посуду из дерева и глины, то скорее всего, роговой сосуд здесь имеет чисто сакральное значение - возможно, в нем находился напиток для угощения божества. Существует древнегреческая легенда о том, что вода Стикса (реки в царстве мертвых) может удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного. Дикие животные принадлежали царству богов, духов.

Деревянный сосуд имел ручку, выполненную в виде фигурок двух барсов, он не имеет аналогов в других пазырыкских захоронениях. В него была вставлена деревянная палочка-мутовка (для взбивания кумыса) с длинной ручкой из лиственницы и насадкой из березы в виде серпа. Все сосуды, как с плоским, так и с круглым дном, устанавливались в подставки-кольца, сшитые из войлока. На деревянном столике лежали лучшие куски мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который воткнут большой железный нож. Верхняя часть рукоятки ножа изображала несуществующих, фантастических животных — оскаленными головами волков с растущими на них рогами козерогов.

Мы не знаем, почему древние пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии, мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало или встречало душу в ином мире. Мы также не знаем, почему набор помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые, керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли (керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в свое время бежали пазырыкцы. Не менее символична и мутовка с насадкой в виде серпа — известно, что в алтайских легендах боги пользовались мутовкой при создании Вселенной!

Вся утварь располагалась у восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька, возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила «уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые даже имели следы починки.

За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту.

В северной части могильной ямы, на глубине 2,8 м, были захоронено шесть коней. Кожаная упряжь и украшения из кожи не сохранилась, зато сохранились многочисленные кедровые резные украшения узды: псалии, подвесные бляхи, нагривник и др.; найдены железные удила, войлочное покрытие седла с аппликациями, плетеные окрашенные шерстяные «косы» для украшения седла. Некоторые деревянные фигурки были покрыты золотой фольгой. Как и в татуировке женщины, так и в украшениях коней встречается очень много изображений львиного грифона: мастерски выполненными головками грифона оканчиваются псалии, на налобный ремень крепилось деревянное украшение в виде объемного грифона, они же в виде разноцветных аппликаций нашиты на войлочное покрытие седла. На войлочное покрытие седла пятого коня при помощи аппликации изображена целая композиция — тигр «терзает» оленя. Идентичное изображение украшает войлочный чепрак коня из Первого Пазырыкского кургана. Исследователи предполагают, что существовали кожаные «трафареты», по которым пазырыкцы разных племен воспроизводили одни и те же сюжеты.

Итак, подведем итоги. Татуировка, парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных украшениях не являлась чем-то особенным. А вот бальзамирование, сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда. Добавим к этому найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в «царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с мужчинами. Возможно, «принцесса Укока» действительно была «шаманкой» в своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно — найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем племени.

«Укокская принцесса»: Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Плато Укок (4 дня, 22000/27000 р., 4-10 чел.)
  2. Джип тур. По Южному Алтаю (12 дней, 60000 р., 3-15 чел.)
  3. Актру - плато Укок - Телецкое озеро (12 дней, 36000/45500 р., 6-15 чел.)

    Конные

  4. На плато Укок к «Принцессе Алтая» (13 дней, 34000 р., 6-12 чел.)

В последнее время Алтай накрыла волна природных катаклизмов: землетрясения, небывалое по разрушительной мощи наводнение, град размером с хорошее куриное яйцо, разбивавший стекла в домах горноалтайцев, аномальные ливни, которые идут стеной неделю кряду…

Кто-то видит во всем этом обычные проявления матушки-природы, а кто-то винит новосибирских археологов, которые в 1993 году на кургане Ак-Алаха-3 плоскогорья Укок обнаружили захоронение 25-летней женщины, лежавшей в позе новорожденного в ледяной «линзе».

Шаманы Горного Алтая поспешили назвать ее легендарной прародительницей алтайского народа принцессой Кадын, или Очы-Бала, а жители алтайцы с подачи СМИ окрестили ее принцессой Укока. Но ученые настаивают: не стоит называть таинственную незнакомку принцессой, она — обычный представитель среднего рода пазырыкского общества. Мы попытались с помощью новосибирских и бийских археологов пролить свет на эту таинственную и загадочную историю…

Раскопки принцессы Укока

Итак, в 1993 году на плато Укок высадилась экспедиция археологов из Новосибирского института археологии и этнографии под руководством доктора наук Натальи Полосьмак — ученые исследовали курган Ак-Алаха-З, который был давно разграблен и находился в полуразрушенном состоянии.

Сначала наткнулись на разоренное захоронение железного века, углубились дальше — и вот она, сенсация мирового уровня! Под «разорением» — более древнее погребение, сохранившееся в своем первоначальном виде, но заполненное изнутри льдом.

Несколько дней ученые топили лед, а когда ледяные оковы спали, то взору археологов предстали шесть коней в полной боевой выкладке и деревянная колода, в которой, подогнув к животу длинные ноги, лежала мумия молодой женщины в рубашке из китайского шелка, шерстяной юбке, шубе и в чулках-сапогах из войлока. Обритая голова, парик из конского волоса, руки и плечи испещрены татуировками — на левом плече фантасмагорический олень с клювом грифона и рогами козерога.

Ученые сразу вынесли свой первоначальный «диагноз»: судя по всему, захоронение относится к скифской Пазырыкской культуре, которая была распространена на Алтае две с половиной тысячи лет назад. Девушка совсем не знатного рода, но и не простолюдинка, может быть, хранительница сакральных знаний, принесшая себя в жертву. Мумия была доставлена в лабораторию Новосибирского института археологии и этнографии для детального изучения. Такая находка позволила бы ученым «узнать будущее, считывая прошлое».

Некоторые СМИ таинственно писали, что во время транспортировки мумии у вертолета, в котором находилась команда Натальи Полосьмак, отказали турбины — одним словом, мистический квест принцессы Укока благополучно начался.

Легенда принцессы Укока

Алтайские шаманы тоже сделали официальное заявление: археологи потревожили древнейшее захоронение прародительницы алтайского народа принцессы Кадын (Очы-Бала), и если мумию ученые не вернут на место — быть стихийным бедствиям. Кстати, вполне возможен и конец света, который, по их предсказаниям, должен произойти уже в этом году.

По преданиям, хранительница покоя Ак-Кадын (Белая Госпожа) принесла себя специально в жертву, чтобы сакрально сдерживать темные силы, которые пытаются прорваться в наш мир из низших слоев, и перемена ее мистического «места жительства» пагубно скажется на всеобщей гармонии. Принцесса Кадын стояла на страже врат подземного мира и относилась к высшей касте жриц-охранительниц.

Одним словом, шаманы забили в свои бубны, их в свою очередь поддержали уфологи и метафизики, которые высказывали туманные предположения, что принцесса Кадын — представитель внеземной цивилизации.

С отъездом принцессы Укока в Новосибирск начались мистические волнения среди алтайцев, искусно подогреваемые СМИ, шаманами, метафизиками и интеллигенцией Республики Алтай, которые поспешили объявить мумию «нашим всем».

Катаклизмы и даже исторические события (к примеру, раскопка кургана на Укоке совпала с датой правительственного кризиса — 31 июля 1993 года) выстраивались в единую логическую цепочку — принцесса Алтая сердится, ее нужно возвращать на родину. Не помогали официальные выступления ученых, которые, опираясь на генетический анализ мумии, объявили — погребенная девушка относилась к европеоидной расе и к алтайскому народу отношения не имеет.

— С моей точки зрения, это шаманство, — говорит историк, археолог и краевед из Бийска Сергей Исупов, который вместе с новосибирскими учеными занимался «жизнеописанием» принцессы Укока.

Принцесса Укока — не что иное, как удобная мифология, придуманная местными шаманами, которая нашла отклик в сердцах «золотой интеллигенции» Горного Алтая. Это девушка не может быть принцессой Кадын, хотя бы в силу своих генетических особенностей — она принадлежит к европейской расе, к скифской эпохе, об этом красноречиво говорят результаты научных изысканий, которые были проведены новосибирскими учеными. Она не может быть прародительницей алтайского народа. Понимаете, эта сенсационная находка команды Натальи Полосьмак имела огромное интернациональное значение, можно было еще очень долго изучать этот материал.

— Не стоит называть ее принцессой, — в свое время говорил академик Вячеслав Молодин. — Никакая это не принцесса, это представитель среднего слоя пазырыкского общества. Шумиха вокруг нашей находки возникает тогда, когда на Алтае происходят какие-то события: или выборы, или землетрясения, или дефицит местного бюджета. Тут же эту самую «даму» поднимают на щит: все беды происходят потому, что она в Новосибирске, а не на Алтае. Даже политические партии пытаются это использовать: мол, вы нас избирайте — а мы вернем принцессу на Алтай. Все это политиканство самого низшего пошиба. Сначала мы по этому поводу волновались, а сейчас относимся абсолютно спокойно. После изучения мумия будет возвращена на Алтай. Самое интересное, что эта мумия — далеко не первая, которая выкопана на Алтае и вывезена оттуда. В 30-е и 50-е годы при раскопках Пазырыкских курганов было найдено несколько мумий, которые хранятся в Эрмитаже. И, слава богу, никто не требует их вернуть. Причем это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества.

Общественность Республики Алтай все-таки добилась своего — в 2012 году принцесса Укока вернулась из лабораторий новосибирского института в Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске . Казалось бы, противостояние ученого мира и алтайского народа закончилось: хранительница мира Кадын вновь на родной земле, а значит, стихийные бедствия, массовые самоубийства и падеж скота должны закончиться. Но…

Захоронение принцессы Укока

Страшное наводнение, в результате которого были разрушены мосты, плотины и затоплены сотни деревень, сел и городов Алтая, вновь подняло массовое недовольство: принцесса Кадын не должна лежать в музейном саркофаге, ее нужно вернуть в родную землю — на плато Укок. Древние люди были мудрее нас и понимали, что покой жриц, охраняющих врата подземного мира, нельзя нарушать.

Сейчас в Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения. Как сообщают краевые СМИ, председатель оргкомитета Акай Кине даже собирается обратиться к новосибирским археологам за помощью в захоронении принцессы Кадын на плато.

— Ну что ж, это их решение, — говорит Сергей Юрьевич. — Они добивались того, чтобы мумию вернули в Горный Алтай — ученые пошли навстречу и свернули все свои работы, которые в будущем могли стать настоящим мировым открытием в области «кто мы и откуда мы?». Теперь они хотят ее захоронить… Я выскажу свое субъективное мнение: мы потакаем «средним» людям, наделенным вполне обывательским мышлением. Знаете, мы поднимали огромные пласты алтайской мифологии и подходили к этому вопросу с научной педантичностью — никакой связи между найденной в кургане девушкой скифской эпохи и принцессой Очы-Бала мы не нашли.

…Принцесса Укока продолжает бередить умы — и ученых, и эзотериков, и шаманов, и просто любопытных людей, жадных до такой мистической пищи для ума. Успокоится ли Белая Госпожа, которая, по легенде алтайских шаманов, обещала во второй раз не прийти, а «приплыть» в свое сакральное жилище?