Александр шилов картины. Твои глаза – это загадка.Художник Александр Шилов. Живопись и музыка

Алесандр Марсович Ш И Л О В

Родился 6 октября 1943 года в Москве.
Великая Россия испокон веков рождала таланты, которыми по праву гордится все человечество. Они вошли в историю мировой культуры. Их имена - бессмертны. Среди наших современников, творящих сегодня русскую культуру, безусловно выделяется Александр Шилов. Он - один из выдающихся художников ушедшего ХХ столетия и начала нового, живая легенда, гордость и слава России.
В 1957-1962 годах А.М. Шилов учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы, затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1968-1973). Принимал участие в выставках молодых художников. В 1976 году стал членом Союза художников СССР. Он провел многочисленные персональные выставки в лучших залах не только России, но и за ее пределами. Его картины с большим успехом экспонировались во Франции (Галерея на бульваре Распай, Париж, 1981), Западной Германии (Виллибодсен, Висбаден, 1983), Португалии (Лиссабон, Порту, 1984), Канаде (Ванкувер, Торонто, 1987), Японии (Токио, Киото, 1988), Кувейте (1990), Объединенных Арабских Эмиратах (1990), других странах.
Александр Шилов выбрал самое сложное в искусстве направление - реализм и на всю жизнь остался верен избранному пути. Впитывая все высочайшие достижения мирового художественного искусства, продолжая традиции русской реалистической живописи XVIII-XIX веков, он целеустремленно, вдохновенно шел своей дорогой, обогащая, совершенствуя собственный художественный язык. Он избежал влияния разрушительных тенденций в художественной культуре ХХ столетия, не утратил чудесных свойств своего таланта и самого дорогого инструмента художника - сердца.

















Среди большого количества его работ - пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но основной жанр творчества А.М. Шилова - портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются средоточением творчества живописца. Герои его произведений - люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Это политики и служители церкви, выдающиеся деятели науки и культуры, врачи и герои войны, рабочие и сельские труженики, старики и молодые, бизнесмены и бомжи. Среди них - портреты летчиков-космонавтов П.И. Климука (1976), В.И. Севастьянова (1976), В.А. Шаталова (1978), "Сын Родины" (Ю.А. Гагарин, 1980), "Академик Н.Н. Семенов" (1982), "В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин" (1987), "Митрополит Филарет" (1987), "Митрополит Мефодий" (1990), "Архиепископ Пимен" (1990), "Игумен Зиновий" (1991), "Кинорежиссер С. Бондарчук" (1994), "Драматург В. Розов" (1997), "Народный артист СССР Евгений Матвеев" (1997), "Портрет А. Якулова" (1997), "Портрет Тамары Козыревой" (1997), "Портрет епископа Василия (Родзянко)" (1998), "Писатель Аркадий Вайнер" (1999), "Портрет матери", "Г.Х. Попов" (1999), "После бала" (Наталья Богданова)" (2000).
Как художник-портретист Александр Шилов - своеобразный посредник между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а, проникая в тайники души, раскрывает судьбу человека, запечатлевает мгновение, в котором живет наш реальный современник. Человек интересует А. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На его полотнах много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим: "Моя бабушка" (1977), "Хозяин земли" (1979), "Зацвел багульник" (1980), "В день рождения Ариши" (1981), "Вдвоем" (1981), "Холодает" (1983), "Дед Гаврила" (1984), "Солдатские матери" (1985), "Портрет матери" (1988), "Матушка Макария" (1989), "Бомж" (1993), "Брошенный" (1998). Особая мягкость, задушевность образов делает работы А. Шилова глубоко национальными.
Все в картинах А. Шилова несет в себе глубокий смысл. В них нет ничего случайного, ради внешнего эффекта. Выражение лица человека, его поза, жест, одежда, предметы интерьера в картине, ее колорит служат созданию образа, характеристике героя, передаче его внутреннего состояния.
Никакие высокие слова не способны передать того великого мастерства, которого достиг Александр Шилов. Художник просто творит чудеса. Своей волшебной кистью он заставляет глаза говорить, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг... Его портреты живут.
Помимо работ маслом в коллекции художника представлена живопись, выполненная им в технике пастели. Это старинная техника, в которой художник пишет специальными цветными мелками, растирая их пальцами. В совершенстве овладев этой сложнейшей техникой, Александр Шилов стал непревзойденным мастером пастели. Никто со времен Ж.Э. Лиотара не достигал такого виртуозного мастерства.
Покоряет, чарует, никого не может оставить равнодушным портрет Машеньки Шиловой (1983), выполненный в этой технике. Какая же Машенька красивая! Какие у Машеньки длинные волосы! Какое у Машеньки нарядное, роскошное платье! Малышка уже сознает свою привлекательность. Гордость, радость и счастье озаряют ее умное, милое, нежное личико. Осанка Машеньки, положение головки, рук - все полно естественной грации и благородства. По-детски пухленькие ручки ласково, заботливо обнимают любимого мишку. Девочка одушевляет его, не расстается с ним ни на секунду - жалостливая, добрая, чистая душа у этого ребенка.


Детское счастье Машеньки совпало со счастьем самого художника. Нельзя не почувствовать, что картина создавалась в едином порыве любви и счастливого вдохновения. Все в ней изображено так любовно, выписано с таким великим и поразительным искусством: милое личико (блеск глаз, нежная бархатная кожа, шелковистость волос), шикарное платье (переливы атласа, роскошь кружев и лент), мохнатый мишка. По тщательности и правдоподобию только талант и любовь А. Шилова могли это сделать.
Изображение на полотнах А. Шилова "дышит" такой подлинностью, что зрители перед картинами плачут и смеются, грустят и радуются, восхищаются и ужасаются. Такие портреты - плод не одного мастерства, но сердца, ума, души художника. Так может писать лишь человек с ранимой, впечатлительной, нервной душой, собственным сердцем чувствующий боль, страдание, радость каждого героя; человек мудрый, глубоко познавший жизнь, знающий цену всему: и любви, и счастью, и горю. Так может писать лишь патриот, всей душой любящий свой народ, свой город, свою страну.
Россия для Александра Шилова прекрасна и любима. Пейзажная живопись мастера - трепетное признание Родине в любви. Его вдохновляет образ скромной, печальной, задушевной среднерусской природы: "Оттепель" (1986), "Февраль. Переделкино" (1987), "Октябрь. Николина гора" (1996). В самом обыденном он умеет увидеть красоту. Художнику интересны различные состояния природы, рождающие в душе разнообразные эмоции. Средствами пейзажа он выражает тончайшую гамму чувств: радость, тревогу, грусть, одиночество, безысходность, смятение, просветленность, надежду.
В натюрмортах художник изображает предметы, неотделимые от нашей жизни, украшающие ее: книги, комнатные и полевые цветы, изящную посуду. Среди наиболее известных такие работы, как "Дары Востока" (1980), "Фиалки" (1974), "Анютины глазки" (1982) и другие. И все же именно портрет занимает центральное место в творчестве художника.
В 1996 году Александр Максович Шилов передал в дар Отечеству коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Этот благородный поступок был по достоинству оценен общественностью, руководством страны и ее столицы. Постановлениями Государственной думы РФ от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А. Шилова.
Для размещения коллекции был выделен особняк в историческом центре Москвы рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е.Д. Тюрина. Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая 1997 года. Созданная в соответствии с высочайшими духовными потребностями зрителя, с уважением и любовью к нему, она с первых дней жизни стала необыкновенно популярной и чрезвычайно посещаемой. За 4 года существования ее посетило свыше полумиллиона человек.
Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника, что подтверждает данное им обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. 31 мая 2001 года Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А. Шилова отметила четвертую годовщину со дня открытия. К этому дню была приурочена презентация дара новых произведений А. Шилова Москве. Три новых портрета - "Профессор Е.Б. Мазо", "Милочка", "Оля", созданные в 2001 году, пополнили постоянную экспозицию Галереи, собрание которой насчитывает сегодня 695 картин.
Передавая в дар свои лучшие новые работы, А. Шилов тем самым продолжает лучшие духовные традиции русской интеллигенции, традиции меценатства и служения Отечеству.
Творчество Александра Шилова получило заслуженное признание: в 1977 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, в 1981 году - Народным художником РСФСР, в 1985 году - Народным художником СССР. В 1992 году Международный планетарный центр в Нью-Йорке присвоил одной из планет имя "Шилов". В 1997 году художник избирается членом-корреспондентом Российской академии художеств, академиком Академии социальных наук, а в 2001 году его избирают действительным членом Российской академии художеств.

С 1999 года он является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
6 сентября 1997 года за заслуги перед государством и за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства А.М. Шилов награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Но его самая дорогая, бесценная награда - любовь зрителя.
Творчеству А.М. Шилова посвящены кинофильмы "Достучаться до сердец людей" (1984), "Искусство А. Шилова" (1990), "Александр Шилов - народный художник" (1999), а также альбомы его живописи и графики.
А.М. Шилов любит классическую музыку. Его любимые русские художники - О.А. Кипренский, Д.Г. Левицкий, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В.Г. Перов, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев.
Живет и работает в Москве


.



Мне однажды довелось побывать на выставке художника Александра Шилова. Не помню точно, в каком году - 1985 или 1986 - выставка его картин проходила в Томске. Помню только огромную очередь на вход, которую мы с подругой отстояли, и наши впечатления от увиденного. Нас просто поразили портреты, представленные на выставке, особенно портреты стариков. Не навязываю никому своё мнение, просто предлагаю посмотреть немногие из его работ - те, которые мне нравятся больше всего.

"Пастух." 1975 г.

Александр Шилов родился в 1943 году в Москве, в Лиховом переулке. Жили, как и все в военные и послевоенные годы, тяжело: трое детей, мать, воспитательница в детском саду, и бабушки, которые, чтобы помочь семье, устраивались то подсобными рабочими, то на ночные дежурства. С 15 лет Александр начал работать, был и лаборантом, и грузчиком, и одно время единственным его желанием было вдоволь выспаться. Вспоминаются ему бетонный коридор на винном заводе и бесконечные ящики с бутылками. Уставал так, что пальцы не чувствовали карандаша. О том, чтобы стать художником, тогда и не думал, мучила другая мысль: неужели так всю жизнь придется грузчиком работать?

"Моя бабушка." 1977г.

Александр Максович хорошо помнит, как впервые вместе с мамой пришел в Третьяковскую галерею, увидел портреты Левицкого, Перова, Брюллова и пришел в восторг: показалось ему тогда, что в раму заключено живое существо. (А через годы один из посетителей выставки А. Шилова скажет, что «шиловских красавиц хочется выхватить из рамы и поцеловать».) С тех пор О. Кипренский, Д. Левицкий, К. Брюллов, А. Иванов, В. Перов, И. Левитан — его любимые художники и учителя в самом высоком смысле слова.

"Ожидание". 1979 г.
.

С 1957 по 1962 год он занимается в изостудии районного Дворца пионеров. Но в Московский государственный художественный институт имени В. Сурикова поступает только в 1968-м. Еще будучи студентом, Александр Шилов в 1971 году принимает участие в выставках молодых художников Москвы, с 1972-го — во всесоюзных выставках. Карьера молодого живописца складывается весьма успешно, а восхождение к вершинам мастерства и общественного признания можно считать просто стремительным. В 1976 году он принят в члены Союза художников СССР, в 1977-м ему присвоено звание лауреата премии Ленинского комсомола, в 1980-м — звание заслуженного художника РСФСР, в 1981-м — народного художника РСФСР, а в 1985 году — народного художника СССР.

"Автопортрет в шляпе". 1987 г.

Выставки в СССР и за рубежом, творческие командировки делают Александра Шилова не просто известным, а узнаваемым и любимым художником. Пожалуй, и сам Шилов умело формирует свой имидж и выстраивает стратегию успеха. Его многочисленные автопортреты и фотографии являют нам облик импозантного богемного обитателя: правильные, мужественные черты лица, волнистые волосы, небрежно отброшенные со лба, чуть отрешенный взгляд, бархатные пиджаки-халаты на портерах или узорчатые жилетки с броскими галстуками на фотографиях, где рядом с ним знаменитые современники — политики, артисты, певцы, музыканты и композиторы, ученые, перечисление имен и званий которых заняло бы не одну страницу.

"Старик." 1980 г.

А вот критики-искусствоведы к художнику относятся, мягко говоря, с прохладцей, именуя «салонным портретистом», «придворным живописцем», «умелым продюсером, начавшим карьеру с написания портрета Брежнева с лампасами», «художником конфетных коробок». Но вопреки всем мнениям и оценкам «народ на Шилова идет» уже несколько десятилетий. В 70—80-е годы прошлого века в Москве стояли многочасовые очереди на его вернисажи, настоящий триумф выпал на долю художника в Великобритании, Японии, Канаде, Франции, Испании, многих других странах, где проходили выставки и где часто удивлялись, как в эпоху процветания авангарда удалось выжить академической школе живописи.

"Сын Родины." 1980 г.

Александр Шилов ныне — живой классик советского и российского реализма, и отрицать наличие особого «шиловского стиля» не осмелится никто. Удивительно, что с изменениями политических, экономических, культурных реалий Шилов не изменил себе. Еще удивительнее, что интерес к его творчеству не угас и у рядовых ценителей живописи, и у государственных мужей. В 2001 году ему присвоено звание академика Российской академии художеств, в 2002-м Александр Максович награжден почетными грамотами Государственной думы и правительства Москвы, в 2003-м — высшей наградой Республики Беларусь — орденом Франциска Скорины, в 2004-м — орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, в 2005-м — орденом Святого Александра Невского «За труды и Отечество» I степени, в 2006 году — орденом «За профессионализм и деловую репутацию» II степени, и это не полный список признания официального.

"Непобедимый." 1980 г.

В 1996 году А. М. Шилов передал в дар стране 355 лучших живописных и графических работ. В 1997 году в соответствии с постановлениями Государственной думы РФ и правительства Москвы создана Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова. Для размещения коллекции мэр Москвы Ю. М. Лужков предоставил старинный особняк в историческом центре Москвы, рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е. Тюрина. В 2003 году построено новое здание. Сегодня в коллекции галереи уже около 800 авторских работ, открыто 18 экспозиционных залов.

"Зацвёл багульник." 1980 г.

— Галерея живет насыщенной жизнью, — рассказывает ее директор Анатолий Чистяков. — Проходят тематические и выездные выставки. Кроме того, проводятся ставшие уже традиционными субботние музыкальные вечера, множество экскурсий, благотворительных мероприятий. Запомнилась экспозиция, посвященная юбилею Победы «Они сражались за Родину», где мы показали 34 работы мастера, написанные в разные годы, состоялись вечера для ветеранов и молодежи. Коллекция ежегодно пополняется, в этом году Александр Максович передаст в фонд галереи 17 работ, из них семь живописных.

"В день рождения Ариши." 1981 г.

Вызывает уважение позиция Александра Шилова, который никому ничего не доказывает и твердо знает, что место художника — у мольберта. В отсутствии мастерства и поразительной работоспособности художника не упрекнешь. «Я работаю каждый божий день. Иначе я не вижу своего бытия», — признался в одном из интервью художник. Шилов рисует только с натуры. Очень требователен к себе и тем, с кем работает. Для создания портрета требуется примерно 15 сеансов, по 3—4 часа каждый. Это тяжелое испытание для портретируемого — сидеть в костюме, макияже, не смея шевельнуться, потому как глаз Шилова — это глаз орла, и никакие вольности не допускаются. «Модель» видит только готовую картину, и первый показ становится настоящей церемонией.

"Судьба скрипача." 1998 г.

У Шилова есть любимые лица, которые он пишет по нескольку раз. Например, скрипач Алик Якулов — типаж колоритнейший, такой цыганский Паганини. А в залах его московской галереи звучит та же музыка, что и в мастерской — Вивальди, Моцарт, Бетховен, Верди. Он действительно трудоголик, у него нет хобби, много сил и времени занимает работа в мастерской и в галерее. А вот на вопрос о том, как быстро он может написать картину, художник отвечать отказался: «Я не циркач, я работаю».

"Портрет дирижёра Альписа Жюрайтиса." 1981 г.

В адрес Александра Шилова было сказано много добрых, теплых слов восхищения и признательности за его творчество, за душевность и духовность его работ, прекрасных, величественных и очень близких, запоминающихся на долгие годы. Да, и о звездах. Александр Максович как-то сказал, что он всегда верил в свою звезду. В 1992 году Международный астрономический союз в Нью-Йорке присвоил безымянной планете название «Шилов».

"В театре." 1981 г.


"Марина" 1982 г.

"Не пишут". 1984 г.

"Дипломат из Уганды." 1984 г.

"Моя мама." 1986 г.

"Портрет дочери." 1986 г.

"Академик Н.Н. Блохин." 1988 г.

"Нана". 1989 г.

"Матушка Макария." 1989 г.


"Натан Львович Винокур." 1989 г.

"За монастырской стеной." 1991 г.

"Игумен Зиновий." 1991 г.

"Сестра милосердия." 1992 г.

"Бомж." 1993 г.


"Перед зеркалом." 1994 г.

"Брошенный." 1998 г.

"Портрет дочери Маши." 1998 г.

"Одинокая." 2007 г.

"Сонеты Петрарки." 2007 г.

"Митрополит Серафим."

"Анютины глазки." 2009 г.


"Юлия." 2009 г.


"Герой Советского Союза Е.И. Михайлова-Дёмина." 2010 г.

Мы регулярно проводим тематические выставки по согласованию с Департаментом Культуры города Москвы, – рассказал «ВМ» Александр Максович. – Предыдущая выставка была посвящена пейзажам моего творчества и проходила в нашей галерее с 30 мая по 29 июня. Из выездных экспозиций у нас сейчас проходит выставка «Они сражались за Родину!», она уже успела побывать в Брянске и Курске, далее планируется ее открытие в Орле, Туле, а также в Севастополе».

На выставке представлено 18 работ художника. Среди них как новые, написанные в 2014 году, так и созданные ранее произведения. Данная экспозиция будет представлена только в Москве.

Натюрморт – старейший жанр изобразительного искусства. Он достиг своего расцвета в XVII столетии, благодаря творчеству великих голландских и фламандских мастеров. Натюрморты Александра Шилова, продолжая традиция мастеров Нового времени, приобретают особое лирико – философское звучание.

Философский натюрморт Шилова «Рождество» (2006) не дает готовых ответов на извечные вопросы о добре и зле, но учит своего зрителя видеть и чувствовать сердцем. Интересно световое решение картины: неявное, приглушенное освещение дает особую жизнь живописным эффектам – тлеющему огоньку лампады, золоту роскошных портьер.

Особым возвышенным и светлым чувством проникнут религиозно-философский натюрморт «Богородица» (2014), в котором художник чутко передает идею всепобеждающей, вселенской материнской любви.

Глубоким философским смыслом отличается натюрморт «Любовь и меч» (2012), в котором Александр Шилов отражает свои размышления о сущности бытия. Художник говорит нам, что единственное чувство, которое вечно в этом мире – любовь. Поражает исполнительское мастерство Шилова, с которым он передает особенности материала: матовость бронзы, блеск стали, складки алой драпировки.

Живопись мастера воздушна, возвышенна, но в то же время удивительно красочна, легка, осязаема. К лучшим традициям голландских мастеров восходит натюрморт мастера «Дары востока» (1980), над которым художник работал, изображая «по нескольку ягод в день, добиваясь, чтобы они светились насквозь, как бы наполненные солнцем…».

Полотно «Анютины глазки» (1982) неоднократно экспонировалось на многочисленных персональных выставках художника, как в России, так и за рубежом. В одной из книг отзывов в этом натюрморте были написаны проникновенные строки: «Каждый цветок неповторим, смотрит в мир и улыбается». Следуя заветам старых мастеров не выставлять на суд людской сложности творческой кухни, Шилов как бы воссоздает живое творение природы.

Основанное на прекрасных традициях реалистического искусства, творчество Шилова показывает нам всю красоту и разнообразие окружающего мира. Сложнейшие образно-художественные и живописные задачи воплощает Александр Шилов в своих натюрмортах, отличающихся высшим мастерством исполнения.


Oct. 12th, 2013 | 12:26 pm
posted by: bolivar_s in

Александр Максович Шилов родился в Москве 6 октября 1943 года. Окончил изостудию Дома пионеров Тимирязевского района Москвы в 1962 году.

Русская красавица. 1992.

Поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, успешно окончил его в 1973 году, участвовал в выставках. И через три года стал членом Союза художников СССР. Проводил выставки в России и заграницей, картины Александра Шилова пользовались спросом во Франции, Западной Германии, Португалии, Канаде, Японии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и т.д. Основное направление - реализм, жанр - портрет. Человек для художника является неисчерпаемым источником вдохновения.

Лето в деревне, 1980г.

Пишет портреты знаменитых людей: «Сын Родины» (Ю.А. Гагарин); «В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»; «Академик Н.Н. Семенов»; «Архиепископ Пимен»; «Кинорежиссер С. Бондарчук»; «Драматург В. Розов»; «Народный артист СССР Евгений Матвеев»; «Портрет А. Якулова»; «Портрет Тамары Козыревой»; «Портрет епископа Василия (Родзянко)»; «Писатель Аркадий Вайнер»; «Портрет матери», «Г.Х. Попов»; «После бала» (Наталья Богданова)».
Создавая очередной портрет, Шилов вкладывает в него всю самобытность момента, передавая характер, настроение, психологическое состояние человека. Его работы как бы оживают в настоящем времени.

«Сын Родины»

Прекрасно владеет техникой пастели эпохи Ж.Э. Лиотара, в которой пишет портрет Машеньки (1983). Нельзя не отметить его любовь к России, которую он проявляет в своих пейзажах «Оттепель», «Февраль. Переделкино», «Октябрь. Николина гора». В 1996 году подарил России коллекцию живописи из 355 картин.

Машенька Шилова, 1983г.

В 1997 году Государственной думой РФ было принято решение открыть Московскую государственную картинную галерею Народного художника СССР А. Шилова, которая регулярно пополняется новыми работами художника.

Балерина Людмила Семеняка (Балет «Жизель»), 1980г.

Певица Е.В.Образцова - 1987

«Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…», 1986г.

«Где царствуют звуки» (Ю. Волченкова), 1996г.

Кинорежиссер С. Бондарчук- 1994

Портрет Николая Сличенко, 1983г.

В келье. Матушка Паисия (Пюхтицкий монастырь), 1988г.

Метрополит Филарет- 1987

Игумен Зиновий, 1991г.

Дипломат - 1982

Цветочек розмарин. 1980

Пастух, 1975г.

Виолетта с кошкой, 1980г.

Портрет Оленьки, 1981г.

Наташа. 1995

Портрет Оленьки Лезник, 1996г.

Александр Максович Шилов — художник-реалист, автор портретов в традиционном романтическом стиле. Народный художник СССР.
Родился в 1943 году в Москве. Окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Участвовал в выставках молодых художников, а в 1976 году стал членом Союза художников СССР.
В 1997 году в Москве была открыта Государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова.
С 1997 года — член-корреспондент (с 2001 года — действительный член) Российской академии художеств.
С 1999 года — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

«С огромным удовольствием и восхищением ознакомился с работами в этой прекрасной галерее. Непревзойденные портреты, безусловно, являются частью истории России и ее народа», «Рада и счастлива тому, что у нас появился такой прекрасный музей талантливого, признанного, любимого всеми мастера. Доставляет истинное удовольствие осмотр выставки, оставляет неизгладимое впечатление мастерство художника — высокое, одухотворенное, философское!» — такие восторженные слова оставляют в книге отзывов посетители галереи Александра Шилова.

Мы давно уже привыкли к тому, что в центре Москвы — напротив Кремля — располагается Государственная картинная галерея народного художника СССР, портретиста Александра Шилова. В этом году ей исполнилось 15 лет. Много это или мало? Судить посетителям, почитателям таланта живописца, и тем, кто впервые переступит ступени в высокие выставочные залы. Многие уже забыли, как создавался этот музей, с постоянно обновляющейся экспозицией. К сожалению, людей с короткой памятью и не уважающих свое прошлое, становится все больше. Таковы реалии нашей жизни. Но одновременно сохраняется интерес к реалистическому искусству, к жанру портрета. Мы встретились с основателем галереи и ярчайшим представителем этого жанра Александром Максовичем Шиловым и задали ему несколько вопросов.

Корреспондент. Александр Максович, расскажите, с чего все начиналось?

Александр Шилов. В 1996 году я обратился в Государственную думу с предложением безвозмездно подарить свои работы стране, народу, государству. На то у меня было моральное право. После каждой выставки в 80-90-х годах — а они проходили и в Манеже, и на Кузнецком мосту, и на Тверской — люди в своих отзывах и в обращениях к руководителям разных ведомств просили сделать мою выставку постоянно действующей. Выслушав мое предложение, председатель Госдумы, а тогда им был Геннадий Селезнев, поставил этот вопрос на пленарном заседании. Чем я горжусь, все фракции, хотя ни к одной из них никогда не принадлежал, проголосовали единогласно за создание государственной галереи, решив дать ей мое имя. После этого обратились в Кремль с просьбой выделить помещение в центре города. Не мне лично, как пишут недобросовестные СМИ, что является подлейшей ложью, а для галереи. Сначала предложили три зала в Кремлевском дворце, который тогда только что отреставрировали, но это помещение режимное (не каждый день открыто), да и работы мои там не поместились бы. Поэтому этот вариант отпал. Тогда правительство Москвы выделило особняк по проекту архитектора Тюрина 1830 года постройки по адресу: улица Знаменка, дом 5. Здесь был проведен небольшой косметический ремонт, и галерея открылась 31 мая 1997 года. В тот торжественный день я сказал, что буду дарить работы, которые сделаны мною не на заказ, — а это практически 95 процентов того, что пишу. Так и происходит уже 15 лет. Лучшее в моем творчестве — 15-20 живописных полотен и графику — я дарю Москве каждый год в День города.

Корр. А сколько сегодня работ хранится в собрании?

А.Ш. Коллекция составляет 935 работ живописи и графики.

Корр. У вас есть интересные портреты в технике пастели.

А.Ш. Да, это сложнейшая техника. Пальцы стираю в кровь, так как работаю по наждачной бумаге-нулевке, чтобы пастель не осыпалась…

Корр. Ваша галерея завоевала себе славу одной из самых известных концертных площадок Москвы.

А.Ш. Опять же по решению Правительства Москвы мы проводим концерты звезд классического искусства «В гостях у галереи Шилова». За эти годы у нас выступили мастера мирового масштаба — Образцова, Маторин, Соткилава, Пахмутова и другие. У нас всегда аншлаг. К тому же часто мы приглашаем на наши концерты людей, которые не могут себе позволить купить билеты.

Еще мы устраиваем бесплатные вечера для детей с ограниченными возможностями. Хочется отдать больше внимания тем, кто обделен этим с рождения. Устраиваем конкурсы рисунков, я отбираю детские работы для выставок. Надеюсь, что дети находят здесь добрый приют и чувствуют себя полноценными.

Помимо этого, проходят встречи с героями моих картин. Я сделал ряд портретов военных, разведчиков, пограничников. На такие встречи зовем ребят, которые готовятся стать защитниками Отечества. Должен сказать, что проходят эти вечера тепло и сердечно.

Корр. Ваше творческое кредо…

А.Ш. Самое главное — расти как художнику. От работы к работе стараться повышать уровень мастерства, добиваться глубины содержания. Я пишу то, что чувствую сердцем. Художник должен быть самоедом, в таком состоянии и должен работать. Самодовольны только глупцы. Если человек собой доволен, он погибает в творчестве. А для того, чтобы чувствовать недостатки, говорил Репин, нужно смотреть только на великое.

Корр. Как вы выбираете героев для портретов?

А.Ш. Я пишу портреты самых разных людей. И врачей, и артистов, монахов и монашенок, бомжей и брошенных стариков. «История в лицах», «абсолютный срез общества» — так пишут о коллекции галереи. Художник — это прежде всего состояние души. В первую очередь, я должен быть настроен к работе. К последней моей героине я трясся по нашим дорогам 9 часов на машине, но не мог без этого. Мне рассказали о ней, показали ее фотографию, и мне захотелось с ней встретиться.

Корр. Что-нибудь потрясло в последнее время?

А.Ш. Да. Вот как раз она и потрясла. Недавно вернулся из Саратовской области. В деревню ездил писать портрет удивительной женщины — Любови Ивановны Клюевой, участницы Великой Отечественной войны. Ее портрет войдет в экспозицию «Они сражались за Родину». Ей 90 лет, с 19 лет она была на фронте. Если бы вы видели ее руки! Это не женские, и не мужские руки. Они все в узлах. У этой женщины не было выходных. Всю свою жизнь работала, воспитывала шестерых детей. Мужа уже похоронила. Когда я с ней разговаривал, у меня спазм горло схватывал, слезы наворачивались. Это было какое-то душевное очищение. Любовь Ивановна интеллигентна, скромна и приятна в общении. Боже, какие у нее тонкие манеры! Когда мы с ней прощались, она мне розу подарила. Это так трогательно... Печально, что такие красивые люди уходят. Я полгода мечтал вырваться к ней. Работа, правда, шла очень тяжело. Писать в тесной избе с маленькими окошечками, где и мольберт толком не разместить, очень трудно. Но такой путь к портрету мне дорог.

Корр. Как часто ваша галерея выезжает с экспозициями в другие города?

А.Ш. Примерно раз в год. Организация выставок — дело непростое. Галерея все делает сама, за свои деньги. Недавно выставка «Они сражались за Родину» прошла в Волгограде. В экспозицию вошло более 40 моих работ. Это портреты участников Великой Отечественной войны. Здесь и простые солдаты, и священнослужители, и известные деятели культуры — Бондарчук, Этуш, Виктор Розов… Интерес был большой — два раза выставку продлевали. Приходили фронтовики, не те, кто в обозах отсиживался, а, понимаете, настоящие воины. Я, если бы у меня была такая возможность и время, обязательно написал бы их портреты. Ведь это последние свидетели страшных событий ХХ века, в их глазах — война. Молодежи было много. Вообще, наша выставка имеет огромное воспитательное значение. Скоро по приглашению Амана Тулеева мы отправимся в Кемерово. Конечно, я мечтал бы проехать с этой выставкой по всем городам-героям! Но в одиночку галерее это не поднять…

Корр. Давно ли выставлялись за границей?

А.Ш. Давно. Правда, сейчас и нет такой особой необходимости. Во-первых, есть галерея. Теперь к нам приезжают из разных уголков России и зарубежья. И простые люди оставляют отзывы, и высокие гости. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, а недавно Владимир Путин был. Все дали высокую оценку моему творчеству, чем я очень горжусь. Вот, к примеру, в Париже у меня была выставка. Много народу пришло. Запомнил отзыв Луи Арагона: «Удивительно, что при таком давлении идеологии и всяких там “измов” Вы сохранили традиции классицизма». Во-вторых, повторюсь, организовать выездную экспозицию, к тому же за рубежом, это большой риск. Вот если бы за меня кто-то сделал такую выставку, я был бы счастлив!

Корр. Как пробиваться молодым художникам, ведь реалистическое искусство сегодня не в чести? К примеру, организаторы премии им. Кандинского даже не рассматривают работы художников-реалистов?

А.Ш. Еще Чехов говорил: «Таланту помогать нужно, а бездарность сама пробьется». Хочу вас заверить, что в моей стране и за рубежом пробиваться всегда трудно, но это и есть проверка на призвание. Если человек рисует и не может без этого жить как без воздуха и если у него есть дар, то такого человека не остановить. Талант задушить невозможно. Мне тоже было нелегко, но я много работал, я и сегодня пишу каждый день по 4-5 часов. Потом, конечно, чувствую себя как выжитый лимон. Но пока не закончу портрет, не могу успокоиться, чувствую себя неполноценным, не могу быть вполне счастливым. Не ради красивого слова скажу: «Без работы я погибну».

Конечно, некоторые сегодня рисуют только для того, чтобы разбогатеть. Для этого и существует пиар. Но, к сожалению, при этом топчется критерий мастерства. Уровень мастерства, я считаю, специально опускается до положения риз. И это происходит во всех областях. В литературе, живописи, музыке… Все намеренно смешивается. Теперь каждый гений, каждый умеет петь, рисовать и т.д.

Корр. Можно ли изменить такую ситуацию?

А.Ш. Да, конечно. Должна быть государственная программа. Искусству надо обучать с детского сада, для того, чтобы развивать души людей. Высокое искусство насыщает мыслями, чувствами.

Помню, как мама привела меня первый раз в Третьяковку. Я был потрясен. Портреты кисти Левицкого, Боровиковского, Брюллова — это что-то божественное. Меня все время преследовал вопрос: «Неужели человек может написать портрет так, что я вижу лицо реального человека, с которым можно поговорить?». Я наслаждался тем, как это сделано. Мастерство, доведенное до совершенства! Меня удивляло, что я не вижу кухни художника, и в своем творчестве я тоже стремлюсь, чтобы ее не было видно.

Но возвращаясь к теме воспитания, повторюсь: должна быть государственная программа. Если ребенок научится рисовать и будет видеть перед собой шедевры, он никогда в дальнейшем не заинтересуется дешевыми и пошлыми подделками. Посмотрите, как рисовали до революции в дворянских семьях, в семьях военных. Музыкой много и серьезно занимались. Грибоедов какой вальс сочинил — чудо! А если люди не будут соприкасаться с искусством, очищаться, расти, они быстро превратятся в стадо. Ну а пастух всегда найдется.

Корр. А если вам предложат создать некую программу воспитания? Согласитесь?

А.Ш. Да, с удовольствием этим буду заниматься.

Корр. Вы часто бываете в провинциальных картинных галереях?

А.Ш. Да. Вот недавно был в том же Саратове. Галерея в ужасном состоянии. Хотя есть полотна Шишкина, Поленова… Кто это должен поддерживать? Наверное, министерство культуры. Вспомним историю. За тем, как расписывал Сикстинскую капеллу Микеланджело, следил престарелый папа римский. Российские императоры постоянно посещали Академию художеств, интересовались, что происходит в русском искусстве. Ведь по состоянию художественных ценностей, по достижениям в искусстве определяется уровень развития страны.

Корр. Какие музеи предпочитаете посещать за рубежом?

А.Ш. Люблю Италию, люблю восхитительный музей Лувр. Конечно, все шло из Италии. Неслучайно наших пансионеров — выпускников-медалистов русской Академии художеств — посылали в Италию за государственный счет. И Кипренский, и Брюллов, и Иванов, и многие другие выдающиеся художники повышали свое мастерство там.

Корр. У вас есть ученики?

А.Ш. Нет. Во-первых, нужно иметь время, а у меня его нет. Во-вторых, нужно иметь терпение, я им тоже не обладаю. Видимо, это не мое призвание. Я — художник. Я много сил отдаю своей работе. Вот всех приглашаю на выставку «Они сражались за Родину». Считаю, что людям, которые воевали, положили свою жизнь на алтарь Отечества, должно воздаваться намного больше, чем это делается сейчас. Хочу, чтобы через эти портреты меня услышали. Выставка очень благотворно действует на зрителя, заставляет о многом задуматься, вспомнить понятия честности, чести и порядочности... Хочу, чтобы укоренилось чувство гордости за наших людей, за наше искусство.

Корр. Какие качества цените в женщинах, в мужчинах?

А.Ш. Какие бы отношения ни были, в женщине я ценю преданность, пусть даже слепую. Любые отношения должны на том держаться. Женщина должна быть любящей, заботливой, женственной. Раньше в деревнях считали, если женщина мужчину любит, она его бережет. Мужчина же обязан заботиться о женщине, сохраняя достоинство. Но вообще, по большому счету, я люблю людей с тонким душевным устройством. Ведь я все-таки художник.

Беседу вела Оксана Липина.