Александр Порфирьевич Бородин. Богатырская тема в творчестве композитора. Презентация на тему "А.П. Бородин" Опера « Князь Игорь»

А в 1859 году Александр Бородин был послан изучать химию в немецкий город Гейдельберг в лабораторию профессора Эмиля Эрленмейера. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у друзей и предавались своему любимому занятию - музыке.

В Германии Александр Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой и в 1863 году она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, Екатерина Сергеевна имела на его творчество самое благотворное влияние.

Все свое время Александр Бородин делил между научным трудом, профессурой, музыкой и общественной деятельностью и всему этому он отдавался с одинаковым увлечением и любовью. В 1862 году, вернувшись в Россию, Бородин был назначен профессором по кафедре химии в медико-хирургической академии, а с 1863 года профессором кафедры химии Лесной академии. С 1864 года - он ординарный профессор. С 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Александр Порфирьевич Бородин 1833 - 1887 «Музыка – моя забава, химия – мое дело» А.П. Бородин

2 слайд

Описание слайда:

Детские годы Царское Село – 12 ноября 1833 г Незаконнорожденный, отец – князь Гедианов Саша записан сыном слуги своего отца Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Детские увлечения: … фортепиано … и хими …и химия Отец – князь Гедианов В 14-летнем возрасте

3 слайд

Описание слайда:

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

4 слайд

Описание слайда:

В 17 лет Александр блестяще выдержал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Медико-хирургическую академию, здесь он проявил себя как талантливый ученый-химик. В 23 года, окончив с отличием академию, он получил назначение в госпиталь в качестве врача-ординатора, где проработал четыре года. В дальнейшем стал профессором, академиком химии и медицины, опубликовал более 40 серьезных научных работ! А.П. Бородин. Фотография. А.П. Бородин. Фотография. И.Е. Репин. Портрет А.П. Бородина.

5 слайд

Описание слайда:

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

6 слайд

Описание слайда:

Музыка была увлечением всей его жизни Бородина. Он - автор симфоний (среди них "Богатырская", "Русская"), инструментальных, вокальных и других сочинений. Им создана монументальная героическая опера "Князь Игорь", которая увидела свет год спустя после смерти Александра Порфирьевича. И.Е. Репин. Портрет А.П. Бородина.

7 слайд

Описание слайда:

В апреле 1869 года В. В. Стасов (крупнейший знаток русской истории и древней литературы) предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве». Бородин был не только создателем музыки, но и автором замечательного текста оперы. Старинное издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Титульный лист. Старинное издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Титульный лист. А.П. Бородин. Портрет. Издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Обложка. А.П. Бородин. Фотография.

8 слайд

Описание слайда:

Текст и музыка "Игоря" сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра. Издание нотной партитуры оперы "Князь Игорь". Обложка.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Александр Порфирьевич Бородин - один из наиболее выдающихся и разносторонних деятелей русской культуры девятнадцатого века. Творческое наследие великого композитора. Работа Бородина над Второй ("Богатырской") симфонией. Программный характер произведения.

    реферат , добавлен 21.04.2012

    Биография Ференца Листа - венгерского композитора, пианиста-виртуоза, педагога, дирижёра, публициста. Получение им образования, личная жизнь и творческая деятельность. Последние годы жизни композитора. Его фортепианные произведения, симфонии и сонаты.

    презентация , добавлен 14.04.2015

    Цезарь Антонович Кюи - русский композитор, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества "Могучей кучки", крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Детские и юношеские годы композитора, его творчество. Камерная музыка.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Проявление яркого таланта Людвига ван Бетховена в детские годы, начало постижения композиторской техники и создание первых музыкальных произведений. Тяжелая жизнь и формирование личности композитора, его гастрольная деятельность и творческое развитие.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Педагогическая деятельность и преподавательская работа В.Ф. Хохолкова. Его песни, вошедшие Золотой Фонд культуры Сибири. Составление Хохолковым песенной антологии композиторов Алтайского края. Исследовательская деятельность по изучению фольклора региона.

    презентация , добавлен 17.05.2016

    Изучение вокального произведения, как синтеза слова, музыки и инструментального сопровождения. Пушкинская лирика в романсах композиторов. Сравнительный анализ романсов советских композиторов на стихотворение А.С. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный".

    курсовая работа , добавлен 29.05.2010

Введение.

Данный план урока подходит для проведения открытого урока, на котором присутствуют ученики с 4 по 10 классы, но он может быть использован и для проведения урока с одним классом.

Цель: популяризация имени великого композитора, учёного-химика А. П. Бородина.

Задачи:

  1. Познакомить с музыкальным творчеством композитора, пробудить интерес к музыке и химии.
  2. Воспитывать чувство прекрасного, чувство патриотизма и гордости за отечественную историю и искусство.
  3. Развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся.

Оборудование: слайд-презентации, портреты современников А. П. Бородина, музыкальные произведения Бородина, ТСО.

Перед уроком учащимися 6–10 классов под руководство учителя готовится музыкально-литературная композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”. Ученики из класса выбирают себе персонажей оперы (князь Игорь, его жена Ярославна, половецкий хан Кончак и прочие) и получают на руки тексты соответствующих стихов и песен, которые или учат наизусть, или используют в процессе исполнения композиции.

Участвующие обязательно должны быть знакомы с сюжетом “Слова о полку Игореве” и добровольно согласиться на участие в той или иной роли. Учителю необходимо заранее подготовить каждого ученика к выступлению, ответить на все интересующие учеников вопросы по этой теме.

Выступления учеников в композиции происходят под заранее подготовленные музыкальные записи или под живое исполнение учителя на фортепиано. Также по ходу повествования показываются слайды специально заготовленной презентации, повествующей о сюжете оперы, и звучит пересказ сюжета учителем.

Ход мероприятия

Учитель музыки: Сегодня мы познакомимся с жизнью и музыкальным творчеством Александра Порфирьевича Бородина. Это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель.

По ходу урока ученикам показываются отдельные слайды презентации о Биографии Бородина (Презентация 1).

Слайды 1–4. Великий химик и композитор А. П. Бородин.

Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и музыке.

В. В. Стасов, музыкальный критик говорил о Бородине: “А. П. Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…”

Д. И. Менделеев писал о Бородине: “Первоклассный химик, которому многим обязана химия”.

Слайды 5–7. Семья и детство А. П. Бородина. Царское Село.

31 октября (12 ноября) 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик, о чём в церковной книге появилась запись: “Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа… у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр”. Но в этой записи верно лишь то, что родился мальчик по имени Александр. Настоящим отцом Саши был князь Лука Степанович Гедианов, из древнего рода Имеретинских, мать – солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. Князю было, без малого 60 лет и в Москве у него существовала законная семья. Ни на что не надеялся князь, но его полюбили. Так и прожили родители Александра невенчанными супругами более 10 лет в любви и согласии. Вот оттого их сын узаконен именем дворового человека, по метрическому свидетельству – он крепостной своего отца. Лука Степанович всегда мечтал о сыне и сожалел, что не может дать ему своего имени. Перед своей кончиной он дал вольную крепостному мальчику. В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой дом, а сыну – икону Николы Мирликийского древней работы.

Мать Саши была женщина умная, энергичная, она души не чаяла в своем сыне и не жалела средств на его обучение. В виду болезненной хилости мальчика воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей. Мать в свободное время очень любила играть на гитаре. Тогда сын присаживался у её ног и слушал, как зачарованный, чудесные звуки гитары и пение матери. Заметив это увлечение музыкой, Авдотья Константиновна пригласила учителя обучать его игре на флейте.

Музыкальная страничка: учитель исполняет на блок-флейте небольшую песенку.

Вскоре появилось желание самому писать музыку. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу “Полька Элен”, в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.

Музыкальная страничка: учитель исполняет “Польку” Бородина; учитель и ритмический оркестр 4 и 5 классов исполняют “Мазурку” Бородина. Приложение 3, Приложение 4.

Слайды 8–9. Учёба в Медико-хирургической академии.

Летом 1850 года Александр Бородин поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце ХVIII века, представляла собой самое крупное высшее учебное заведение России. А. П. Бородин даже во время учебы не оставляет музыки. Он посещает музыкальные вечера, концерты.

Слайды 10–11. Бородин – профессор медицины.

В 1856 году Бородин на “отлично” закончил Медико-хирургическую академию и начал работать во Втором сухопутном госпитале. Он стал профессором медицины.

Слайды 12–17. Бородин – талантливый химик.

К своему любимому занятию химией он смог вернуться только после сдачи экзамена на степень доктора медицины – его диссертация имела химическую направленность. В ученых кругах заговорили о Бородине как о молодом, подающем большие надежды химике. В 1859 году Бородина командировали для усовершенствования знаний по химии в немецкий город Гельдейберг.

Учитель: Какие черты характера вы угадываете в человеке, сочетавшем в себе и любовь к музыке, и интерес к науке?

Ответ учащихся: Талантливость, ум, образованность, любознательность, любовь к труду…

Учитель: Всё это так, Бородин был именно таким выдающимся человеком. Благодаря этим качествам русская интеллигенция заслужила уважение не только в России, но и во всём мире.

Слайд 18. Встреча с Прототоповой.

Музыкальная страничка: по ходу повествования учитель музыки исполняет фрагмент до-диез минорного вальса Шопена (после слов “произведения Шопена”) и фрагмент Марша Мендельсона (после слов “они поженились”).

Городу Гейдельбергу Бородин обязан тем, что встретил там свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатерину Сергеевну Прототопову – верного друга, серьезного критика его музыкальных произведений, страстную почитательницу его таланта. Вот как это произошло.

В Гейдельберге Александр Порфирьевич находит много знакомых, приобретает новых друзей. Молодые ученые собираются вместе. Так образовался гейдельбергский кружок, в который входили Менделеев, Сеченов, Боткин и другие учёные. На собраниях кружка обсуждали новые находки в области науки, литературы, музыки, устраивались музыкально-литературные вечера. На одном из таких вечеров происходит знакомство с русским писателем Тургеневым.

Однажды присутствовала на вечере недавно приехавшая специально по этому поводу пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Она играла произведения Шопена и Шумана. “Пока я играла, – вспоминала она, – Бородин был у рояля и весь превратился в слух. Он тогда ещё почти не знал Шумана, а Шопена разве только немного больше. Он себя в первый же день знакомства отрекомендовал “ярым мендельсонистом”. Вскоре они поженились.

Квартет № 2, который композитор посвятил своей жене, называют жемчужиной русской классики. Композитор первую часть квартета назвал “Ноктюрн”.

Также необыкновенно поэтичен ноктюрн Бородина из фортепианной сюиты. Его мы и послушаем в исполнении учителя музыки.

Музыкальная страничка: учитель просит ученика прочитать на фоне музыки текст: “Ноктюрн в переводе с французского – ночной. Ноктюрном называют лирические и мечтательные пьесы, навеянные образами ночи”.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены,
Ф. Тютчев.

Слайды 20–21. “Могучая кучка”.

Решающим в музыкальной биографии Бородина стал 1862 год, когда он познакомился и подружился с Милием Балакиревым и его кружком “Могучая кучка”, в которую входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Это были богатыри, которые прославили русскую музыку. Под их влиянием Бородин начал работу над 1 симфонией.

Слайды 22–23. Симфонии.

Всего Бородиным написано три симфонии и одна из них называется “Богатырская”.

Учитель: Давайте вспомним музыку этой симфонии. Посмотрите на картину Васнецова “Три богатыря” (ученикам показывается фотография картины). Послушайте начало симфонии, глядя на эту картину, и подберите слова к характеру музыки. Какая музыка?

Музыкальная страничка: звучит короткий фрагмент симфонии № 2.

Ответ учащихся : Сильная, мужественная, суровая, могучая, энергичная, смелая, богатырская…

Учитель: Молодцы. Так композитор хотел изобразить величие своей страны, крепость духа и мужество её защитников.

Находясь в Йене (Германия), Бородин посетил театр, концерт из произведений Ф. Листа, на который приехал и сам автор. Узнав по визитной карточке, что приехал Бородин Лист стремительно вышел к нему навстречу и, протягивая руку, сказал: “Вы написали превосходную симфонию”. Впоследствии Бородин описал эту встречу в своём музыкальном очерке.

Слайд 24. Бородин – лирик.

Бородин обладал даром поэта и иногда сочинял стихи.

Я спросил у свободного ветра:
“Что мне делать, чтоб быть молодым?”
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым”.
Л спросил у могучего моря:
“В чём великий завет бытия?”
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца:
“Как мне вспыхнуть светлее зари?”
Ничего не ответило солнце.
Но душа услыхала: “Гори!”

Дар поэта появился у Бородина не сразу. Он очень любил народные песни, и собирал их, будучи в деревнях. Однажды, написав небольшое произведение, он не смог найти соответствующие слова к музыке и попытался написать их сам. Таким образом, появились такие вокальные произведения, как “Морская царевна”, “Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота”, “Море” и другие.

Слайды 25–26. Песни и романсы Бородина на стихи знаменитых поэтов.

Музыкальная страничка: учитель исполняет песню-романс “Красавица-рыбачка” на слова Г. Гейне. Приложение 5

Слайды 27–30. Опера “Князь Игорь”.

В 1869 году Бородина увлекает сюжет “Слово о полку Игореве”, предложенный В. В. Стасовым. Эпос XII века “Слово о полку Игореве” описывает неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Композитор при участии Стасова создаёт либретто для новой оперы – “Князь Игорь”.

В 1887 году случается скоропостижная смерть этого замечательного учёного и талантливого композитора. Его тело хоронят в Александро-Невской лавре рядом с телом друга Бородина, композитором М. П. Мусоргским.

Работа над оперой “Князь Игорь”, затянувшаяся на 18 лет, так и не была завершена автором. После смерти Бородина его друзья, Римский-Корсаков и Глазунов закончили оперу. Опера состоит из четырёх действий с прологом. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

Учитель: сейчас вы увидите музыкально-литературную композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”, подготовленную учащимися 6–10 классов.

По ходу исполнения композиции показываются отдельные слайды презентации об опере Бородина “Князь Игорь” (Презентация 2).

Слайды 1–6. Введение.

В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Наиболее значительное произведение Бородина – опера “Князь Игорь”, являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.

Опера “Князь Игорь” развивает традиции эпической оперы Глинки “Руслан и Людмила”. Либретто оперы написал сам композитор Бородин. Источником для либретто послужил замечательный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Учитель представляет заранее подготовившихся учеников, называя их роли в композиции:

Слайд 7. Главные герои оперы: Игорь Святославович, князь северский. Баритон.

Слайд 8. Ярославна, его жена. Сопрано.

Слайд 9. Кончак, половецкий хан. Бас.

Слайд 10. Владимир Игоревич (сын князя Игоря); Кончаковна (дочь половецкого хана).

Слайд 11. Действие происходит: в прологе, в первом и четвёртом действиях – в городе Путивле, во втором и третьем действиях – в половецком стане в 1185 году.

Слайд 12. Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы.

Слайд 13. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим “Божьим знаменьем” и советуют Игорю отложить поход.

Слайд 14. Однако Игорь уверен в правоте своего дела – он идёт защищать Русь.

Слайд 15. Хор.

Под аккомпанемент учителя ученики поют хором:

Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!

Слайд 16. Один ученик исполняет мелодекламацию из трех строк, затем опять поёт хор:

С Дону великого до лукоморья
Слава звенит по степям половецким.
В землях незнаемых славу поют вам!
Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!
Князю Игорю слава, слава, слава у нас на Руси!

Ученикам показывается видео. Видеофильм можно получить у автора статьи.

Слайд 17. Действие первое. Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Слайд 18. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии Галицкого:

Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Л б не стал тужить,
Я бы знал, как жить!

Всем чинил бы я расправу.
Как пришлось бы мне по нраву.
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил. Пей, пей, пей, гуляй!

Слайд 19. Ученики (девочки и мальчик) разыгрывают сценку:

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближённых, укравших их подружку. Княгиня высказывает Галицкому своё неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

Слайд 20. Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжёлые предчувствия. С любовью думает она о своём муже, тоска и печаль сжимают ей сердце.

Слайд 21. Под аккомпанемент учителя ученица читает слова Ярославны:

Полечу кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

Слайд 22. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену.

Слайд 23. Под аккомпанемент учителя все ученики (мальчики) исполняют фрагмент хора бояр:


Тебе мы несём, княгиня.

Слайд 24.

Мужайся, княгиня, недобрые вести
Тебе мы несём, княгиня.

Слайд 25. Ученик бьёт в гонг – изображает звон колокола.

Звон набатного колокола возвещает об опасности – половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Слайд 26. Действие второе. В половецком стане томится в плену князь Игорь.

Слайд 27. Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощённой врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга – Ярославну.

Слайд 28. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии князя Игоря: Приложение 7.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить;
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Ты одна, голубка, лада.
Ты одна винить не станешь.
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.

Слайд 29. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещёный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается.

Слайд 30. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем – лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати.

Слайд 31. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии хана Кончака:

Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом.
Но ты меня не боялся, пощады не просил, князь.

Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелося быть, ты поверь мне!

Слайд 32. Но Игорь не скрывает, что, как только вырвется из плена, соберёт новую рать и снова будет воевать с половцами.

Слайды 33–34. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками – то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

Слайд 35. Ученицы вместе с учительницей исполняют хор половецких девушек-невольниц:

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом.
Негой воздух полон,
Там под говор моря,
Дремлют горы в облаках.

Слайды 37–38.

Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных.

Слайды 39–40.

Там так ярко солнце,
Сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня.
Ты туда и улетай!

Слайд 41. Действие третье. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей – для князя, княжича и себя.

Слайд 42. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: “Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей”. Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: “Вот тебе жена, Владимир!”

Показ слайдов приостанавливается.

Действие четвёртое. В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждёт от них ответа – где Игорь, что с ним? С тоскою смотрит Ярославна вокруг – на выжженные сёла, заброшенные пашни.

Ученикам показывается видео. Видеофайл можно получить у автора статьи.

Слайд 43. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнаёт Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней!

Слайды 44–46. Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря, колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть – вернулся князь! Народ величает князя Игоря.

Показ слайдов останавливается.

Учитель: дорогие ученики! Вы познакомились с оперой “Князь Игорь” великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Это одно из известнейших произведений русской культуры, эпос, повествующий об исторических событиях нашей страны, происходивших в далёком прошлом.

Б. В. Асафьев говорил: “Князь Игорь” – опера высокого гражданского звучания. Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки.

Конец плана урока.


Александр Порфирьевич Бородин от внебрачной связи 62- летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. от внебрачной связи 62- летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.


До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.




Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.


В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».


Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Автор многих трудов по органической химии. Разработал методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот. Автор многих трудов по органической химии. Разработал методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот.


А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов




Один из создателей Русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме); Русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме); Симфонической картины «В Средней Азии», Симфонической картины «В Средней Азии», Русского классического струнного квартета. Русского классического струнного квартета.