Александр михайлович герасимов после дождя. Знакомство с биографией и с историей создания картины «После дождя

Знакомство с биографией и с историей создания картины «После дождя».

Народный художник СССР вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.

видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа.

Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину.

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

4. Знакомство с картиной.

Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте рассмотрим полотно.

5.Вопросы по картине:

Что такое терраса?

Как называется картина? Почему?

У картины два названия. Какое из них более точно соответствует авторскому замыслу?

Что происходит незадолго до изображенного на картине?

По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?

Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему?

9. Обратимся к картине.

 Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.

Что находится на заднем плане картины?

Какие краски использовал художник для создания картины?

Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.-

Каким настроением пронизана картина?

А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного

после дождя?

10. Запись слов и словосочетаний на доску и в тетради.

Картина, перила, терраса, опрокинутый стакан, цветы в стеклянной вазе, лепестки, деревянный стол, скамейка, тень от перил, сарай на заднем плане, трава, блики на дощатом полу, тёплые тона, колорит, виднеется вдалеке.

11.Составление плана сочинения.

Картина Герасимова «После дождя». Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней. Сад после дождя. Мое впечатление от картины.

Перед нами картина «После дождя» . Смотря на эту картину, мы видим живописный мотив. Освежённая дождём природа, притягивает наши взгляды.

На переднем плане мы видим залитую дождём террасу с углом сада. Вода лежит целым слоем на листве, на полу террасы, на скамейках и перилах. Часть террасы освещена солнцем. Сверкая в неярком солнечном свете вода создаёт завораживающее зрелище. На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрою поверхность стола – розоватые, голубые. Тени красочные, даже многоцветны отражения на покрытых влагой досках отливают серебром.

В левой части террасы стоит на резных ножках, которые тоже отражаются в лужах. На столе в стеклянном кувшине красуется пышный букет садовых цветов умытый дождём. Тона цветов нежные и неброские. Нам кажется, что мы чувствуем их тонкий аромат, который усилился после дождя. Рядом с вазой мы видим лежащий на боку стакан, очевидно упавший от резкого порыва ветра. И ваза и стакан отражаются в мокрой поверхности стола, как в зеркале.

В природе всё благоухает свежестью. Все запахи смешались вместе. Аромат цветов и мокрой зелёной листвы. Запах залитого дождём дощатого пола и сырой земли. Все вместе они вызывают у нас восторг и ликование.

Угол дома выходит прямо в сад. Густая листва деревьев и кустарников омытая дождём блестит на солнце. Ветка сирени склонилась над скамьёй медленно роняя со своих ветвей светлые капли дождя. А дальше за деревьями очищается и светлеет небо. В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого сарая.

Я считаю что это лучшая картина. в ней очень ярко и выразительно передано состояние природы.

Картина «После дождя» – одна из лучших работ художника. Она изображает мокрую террасу и уголок сада в летний теплый день. Совсем недавно прошел сильный дождь. Он намочил все вокруг. Пол, скамейки, перила, стол, листва деревьев и трава – все сияет блеском.

У этого полотна Герасимова трудно определить жанр. Что это – натюрморт, жанровая сцена или пейзаж? В картине слились элементы разных жанров, этим она и привлекает внимание. Мы видим террасу, на которой совсем недавно были люди, может быть, читали газеты или пили чай. Дождь, внезапно нахлынувший, заставил их уйти. Но мы чувствуем их присутствие.

В центре композиции стол, на котором стоит стеклянный кувшин с цветами и стакан, перевернутый порывом ветра. Этот сюжет для типичного натюрморта написан с большим мастерством. На мокрой поверхности стола отражаются голубые и розоватые блики. Цветы в букете пышные, нежные, написаны светлыми теплыми красками: розовые, красные, белые, сиреневые. Букет несколько растрепан ветром, омыт дождем, который только усилил его аромат.

На заднем плане мы видим прекрасный пейзаж. Листва деревьев, мокрая после дождя, освещена солнцем и сверкает, как драгоценные . Все оттенки зеленого цвета, от темного, почти черного, до нежно салатового, использует художник, изображая листву и траву. Вдалеке блестит крыша сарая.

Мало кому из художников удавалось передать красоту природы после дождя с таким мастерством, как это сделал Герасимов. Это лучшая из его картин, недаром и сам художник любил ее больше других.

Сочинение по картине «После дождя» входит в школьную программу. Обычно с этим заданием сталкиваются учащиеся шестого или седьмого класса. Нежный пейзаж и освеженная после дождя терраса вызывают у зрителя самые различные эмоции.

Автор полотна

Это изображение оставил для нас Картина «После дождя», сочинение по которой вам предстоит писать, запечатлела самое обычное состояние природы.

Но прежде чем приступить к работе над самим полотном, стоит пару слов сказать о самом творце.

Александр Михайлович Герасимов получил известность в первой половине прошлого века. Мало того, что он был очень талантлив от природы, он к тому же имел профессиональное художественное образование. Помимо этого, он окончил также архитектурный факультет и всецело отдался любимому делу - творчеству.

Сам он считал себя мастером портрета, но не раз обращался и к пейзажу.

Широкую известность он получил после того, как написал портреты известных русских вождей - Ленина и Сталина.

Александр Михайлович занимал довольно крупные посты в сфере искусства и имел большое влияние. В течение жизни был награжден многими наградами.

Сюжет

После краткой биографии художника стоит приступить к анализу сюжета полотна. Сочинение-описание картины (Герасимов) «После дождя» обязательно должно включить этот пункт.

Что же необычного мы видим на этом изображении? Ответ прост: ничего особенного. Художник запечатлел зеленый сад и веранду после только что прошедшего дождя. Возможно, это терраса его собственного загородного дома. Впечатленный увиденным, художник решил немедля описать красоту и в то же время простоту природы.

Вокруг все зелено и свежо. Чувствуется даже, насколько приятен и влажен воздух после летнего ливня. Цветовая гамма также будет включена в сочинение по картине «После дождя».

Она очень насыщенная и сочная. В какой-то момент зрителю может показаться, что перед ним не картина, а качественная фотография, настолько все правдоподобно и чудесно изображено. Скамейка и пол, словно лакированные, блестят от воды. Видно, что дождь прошел совсем недавно, и влага еще не успела испариться. Вероятно, он был очень сильный, поскольку вся терраса залита водой.

Задний план

Сочинение-описание картины А.М. Герасимова «После дождя» начнем с анализа дальних объектов. Первое, что бросается в глаза, - зеленый сад. Наверное, на полотне изображен май или июнь, поскольку деревья в полном цвету. В самой гуще зеленой листвы виднеется какое-то небольшое строение. Можно предположить, что это на которой загородные жители завтракают или обедают на свежем воздухе. Или это сарай, в котором хранятся необходимые для ухода за садом инструменты. А может быть, это банька? Мы точно не знаем. Но этот объект очень удачно вписан в общую атмосферу картины.

Трава очень яркая, сочная, нежно-зеленая. По такой приятно пробежаться даже после того, как прошел дождь.

На полотне виднеется фрагмент неба. Оно еще серое, но уже начинает светлеть. Кажется, что солнечные лучи во что бы то ни стало хотят пробиться из-за туч.

Вся природа будто воспряла ото сна, разбуженная теплым ливнем.

Передний план

Что сначала должно содержать сочинение-описание картины? Герасимов «После дождя» писал, скорее всего, с натуры, настолько детально очерчены предметы первого плана.

Здесь речь пойдет о самой террасе. Возникает ощущение, что ее начисто намыли. Все блестит настолько, что в отражении пола можно увидеть перила и ножки стола. На скамье мы видим отражение солнечных лучей, что создает эффект блеска. Слева от нее столик на красивых резных ножках. Несомненно, этот предмет мебели - качественная ручная работа. Он тоже весь в бликах.

Художнику удалось настолько мастерски изобразить состояние природы после дождя, что зрителю может показаться, что он находится совсем рядом с местом событий и наблюдает за происходящим.

Сочинение по картине «После дождя» включает в себя информацию о том, что оттенки цветов на переднем плане использованы более темные, чем на заднем. Вероятно, свой мольберт Александр Михайлович расположил в центре веранды, чтобы целиком охватить прекрасный вид. Таким образом, на полотне переплетаются элементы природы и человеческого быта.

Удивительно, как художник смог передать не только красоту самого момента, но свое настроение: радостное, удивленное.

Центральные образы

Самым главным объектом этой картины является стол и то, что находится на нем.

Сочинение-описание картины «После дождя» обязательно должно отразить, насколько точно автору удалось передать момент после природной стихии. Мы видим, что стоявший на столе стакан упал. Возможно, совсем недавно кто-то пил из него воду. Но сейчас под воздействием ветра и ливня он упал. Стол залит водой, и неясно точно: разлилась ли она из стакана или же это произошло из-за дождя. Слева от стакана ваза с цветами. Красные, розовые, белые, они ярким пятном выделяются на картине. Вероятно, ливень был настолько сильным, что лепесткипионов осыпались на стол.

Разумеется, после такой стихии не присядешь на мокрую скамейку и за такой влажный стол. Но, тем не менее, нет неприятного ощущения сырости. Воздух пропитан приятной и свежей влагой. Так и хочется поглубже вдохнуть, чтобы почувствовать тот же аромат, который чувствовал в тот момент сам Герасимов. Картина «После дождя», сочинение по которой необходимо написать, передает легкое и чудное состояние природы.

Итог

Это полотно вряд ли оставит кого-то равнодушным. На данный момент оно хранится в Третьяковской галерее, поэтому всякий желающий может посмотреть его оригинал.

Кажется, что художник, увидев такую изумительную картину природы, незамедлительно схватил свой мольберт и краски, чтобы не упустить ни единой детали. Сам творец считал это произведение искусства одной из своих самых лучших работ. И с этим нельзя поспорить.

После внимательного изучения этого пейзажа вы без труда справитесь с задачей и напишете сочинение по картине «После дождя», поскольку она производит неизгладимое впечатление на каждого зрителя.

Картина Герасимова После дождя – одна из лучших работ художника.

Чтобы понять картину Герасимова После дождя (Мокрая терраса) стоит вначале вспомнить несколько исторических фактов.

В 1881 году 31 июля в городе Козлове, в купеческой семье, родился Александр Михайлович Герасимов. Один из известнейших художников своей эпохи, Герасимов в молодости серьезно увлекался импрессионизмом, но исторические процессы начала 20 века полностью изменили его взгляды.

Революция в России и последовавшее за ней строительство коммунизма сделали из художника ярого последователя нового течения – соцреализма. Надо отметить, что именно в соцреализме Герасимов полностью раскрылся как художник. Его картины считались в СССР во время сталинской эпохи каноническими.

Личный художник вождя всех народов, Герасимов написал множество картин самого Сталина, Ленина, Ворошилова. После прихода к власти Хрущева, Герасимов теряет статус личного живописца Кремля.

Однако в череде произведений художника есть не только картины вождей и полотна, прославляющие социализм.

Одна из выдающихся работ автора, картина После дождя была написана Герасимовым после того, как он покинул столицу и в поисках успокоения отправился в родной город. настолько отличается от остального творчества художника что, несомненно, заслуживает отдельного разговора.

По воспоминаниям сестры Герасимова, художник был потрясен увиденным садом . Такое состояние природы, палитру цветов, благоухание воздуха, невозможно было не запечатлеть на холсте. После дождя все вокруг преобразилось и художник немедленно потребовал у своего ассистента, Дмитрия Панина, кисти и краски. Само полотно было создано за несколько часов, с той поразительной быстротой, которая говорит о взрыве эмоций у автора.

Изменивший все вокруг , мокрая беседка, литья деревьев, все это в руках художника обрело иной смысл. Еще в годы молодости природа, дождь, ветер привлекали Герасимова своей естественно красотой и теперь все это воплотилось в картине После дождя.

К этой картине Герасимова вела вся его жизнь, пусть это не прозвучит претенциозно, но именно мокрая терраса после дождя помогла ему создать лучшее его творение. В образах картины легкость, эмоции автора, чистота помыслов. Техника исполнения предопределила художественную наполняемость.

В советской истории живописи найдется не так много произведений сопоставимых с картиной После дождя по своей красочности и исполнению.

Сам художник вспоминая свою жизнь и свои полотна, считал что — лучшее из того, что выходило из под его кисти.

Александр Михайлович Герасимов - яркий представитель соцреализма в живописи. Прославился он портретами, изображающими партийных лидеров. Но есть в его творчестве и очень лиричные работы, пейзажи, натюрморты, изображения русского быта. Благодаря им и известен сегодня «После дождя» (описание картины, история создания, выразительности) - вот тема этой статьи.

биографическая справка

Герасимов А.М. родился в семье купца из города Козлова (современный Мичуринск) Тамбовской области 12 августа 1881 года. В этом городке прошли его детство и юность, сюда он любил приезжать и тогда, когда стал известным художником.

С 1903 по 1915 год обучался в московском художественном училище, сразу после окончания которого был мобилизован на фронт, шла Первая мировая война. С 1918 по 1925 художник жил и работал в родном городе, а затем вернулся в Москву, вступил в ассоциацию художников и через несколько лет стал ее президентом.

Герасимов А.М. пережил периоды взлетов и падений, был любим художником Сталина, получил большое количество профессиональных наград и званий. А во времена Хрущева попал в немилость.

Умер художник в 1963 году, за 3 недели до своего 82 дня рождения.

Творческий путь художника

Герасимов учился у крупнейших живописцев конца XIX - начала XX веков - К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В начале творческого пути он писал преимущественно картины народного быта, изображал русскую природу с ее скромной и трогательной красотой. В этот период были созданы: «Рожь покосили» (1911), «Зной» (1912), «Букет цветов. Окно» (1914).

В советское время художник обратился к У Герасимова обнаружился талант удивительно точно схватывать характерные черты, добиваясь большого портретного сходства. Постепенно среди героев его полотен начинают преобладать люди высокопоставленные, партийные лидеры и вожди: Ленин, Сталин, Ворошилов и другие. Его картины отличаются торжественным настроением и не лишены несколько плакатного пафоса.

К середине 30-х годов XX века художник стал крупнейшим представителем соцреализма в живописи. В 1935 он уехал в родной город, чтобы отдохнуть от работы и провести время со своей семьей. Именно в Козлове написал А.М. Герасимов «После дождя» - картину, которая принесла ему славу прекрасного пейзажиста.

В годы сталинского правления Герасимов занимал ответственные руководящие посты. Возглавлял Московское отделение Союза Художников, Ассоциацию советских художников, Академию художеств СССР.

История картины «После дождя» Герасимова

Об истории создания картины рассказала в свое время сестра художника. Семья отдыхала на террасе своего дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами, каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник Герасимов - «После дождя».

Однако пейзаж, написанный так быстро и стремительно, не был случайным в творчестве художника. Еще во время обучения в училище он любил изображать мокрые предметы: дороги, растения, крыши домов. Ему удавалось передать блики света, яркие, омытые дождем краски. Возможно, многие годы шел к этому пейзажу А.М. Герасимов. «После дождя» стала итогом творческих исканий в этом направлении. Не было бы такой предыстории, не увидели бы мы описываемого полотна.

А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

Выразительные средства

Этот пейзаж (А.М. Герасимов «После дождя»), описание картины, выразительные средства, использованные художником, дают искусствоведам основание говорить о высокой живописной технике автора. Несмотря на то что картина выглядит просто и даже небрежно, в ней проявился талант мастера. Дождевая вода сделала краски более насыщенными. Деревянные поверхности не только блестят, но и отражают цвет зелени, цветов и солнца, отливают серебром и золотом.

Привлекает внимание и опрокинутый стакан на столе. Такая, казалось бы, незначительная деталь многое проясняет, делает сюжет легко читаемым. Становится понятно, что дождь начался неожиданно и стремительно, застал людей врасплох, заставил их спешно собирать со стола посуду. Только один стакан да букет садовых цветов были забыты.

Одной из своих лучших работ считал сам А.М. Герасимов - «После дождя». Описание картины, представленное в этой статье, показывает, что эта работа одна из самых значительных не только в творчестве художника, но и во всей советской живописи.

"Мокрый" эффект в картине Герасимова "После дождя".

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова "После дождя". Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди - пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена. Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) - типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж - летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось. Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности - стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений - если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева - на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать "мокрый" эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла. Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт - в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие - на среднем, совсем светлые - на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение - восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина "После дождя. Мокрая терраса" была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.