Акт о ликвидации основных средств форма ос 4. Правила и порядок составления акта на списание основных средств. Инструкция по заполнению

Списание основных средств — процедура, в ходе которой снимается с учета обозначенный объект в связи с обстоятельствами, препятствующими его дальнейшему использованию. Процесс оформляется актом списания, который имеет несколько унифицированных форм — ОС-4, ОС-4а, ОС-4б. В данной статье рассмотрен процесс заполнения акта в отношении одного объекта ОС по форме ОС-4.

С помощью бланка ОС-4 можно списать любое основное средство, кроме автотранспортного, для которого предназначен отдельный бланк ОС-4а. Форма ОС-4б применяется, когда требуется снять с учета группу однородных объектов.

Оформлением подобной бумаги занимается комиссия, список ее членов определяется приказом директора. Комиссия выбирает, какие объекты уже непригодны — морально устарели, сломались, полностью самортизированы, проводится инвентаризация основных фондов, после этого отобранные ОС списываются, что сопровождается оформлением акта.

Унифицированный бланк не обязателен, в 2017 году можно разработать свой акт с учетом своих потребностей.

Заполнять типовую форму нужно с двух сторон — содержат они три раздела. Заполненный образец акта должен содержать подписи каждого члена комиссии, участвующего в его формировании, а также главного бухгалтера, который в итоге получает форму ОС-4, проверяет заполнение, фиксируется сумму затрат, возникшую в связи со списанием и демонтажом, а также отражает стоимость делателей и узлов, оставшихся от объекта, подлежащих приходованию.

Как заполнить акт списания основных средств ОС-4

Сначала нужно на лицевой стороне бланка заполнить «шапку» и первый раздел. «Шапка» содержит общие сведения об организации, оформляющей снятие с учета, наименовании подразделения. Указывается документ, на основании которого проводится списание и оформляется акт, это может быть приказ или распоряжение. В строке ниже фиксируются данные о МОЛ, в подотчете которого числится объект.

Акт нумеруется и датируется, вносится причина списания, установленная членами комиссии. Как правило, причиной выступает поломка основного средства, ремонт которой экономически нецелесообразен. Также основная причина — полный физический износ, а также моральное устаревание.

В первом разделе бланка ОС-4 заполняется:

  • название объекта, согласно его инвентарной карточке;
  • инвентарный и заводской номера;
  • дата создания и принятия к учету;
  • число месяцев эксплуатации;
  • начальная стоимость, по которой основное средств оприходовано;
  • общая величина амортизации, начисленной на момент списания;
  • остаточная стоимость — разность двух последних показателей. Если списываемый объект полностью самортизирован, то данный показатель нулевой.

На оборотной стороне бланка акта ОС-4 два раздела: второй заполняют члены комиссии при необходимости — здесь показываются индивидуальный характеристики основных средств, содержащих драгоценные металлы и камни, третий заполняется главным бухгалтером после подписания заполненного образца членами комиссии.

Перед подписанием акта комиссия должна написать заключение о списываемом объекте и причине этого действия, а также указать список прилагаемых документов.

Далее акт сдается в бухгалтерию. Задача бухгалтера — посчитать экономический результат от процедуры списания — какие затраты понесены в связи со снятием с учета, разборкой и демонтажом, какова стоимость приходуемых деталей. Итоговый результат списания показывается в нижней части бланка ОС-4. Итог подтверждается подписью главбуха.

Приемка объекта основных средств оформляется актом приема-передачи ОС-1 — .

На сегодняшний день существует большое количество различных документов , используемых в процессе выполнения каких-либо действий на предприятиях, в организациях и компаниях. Следует отметить, что их заполнение должно быть осуществлено верно. В противном случае, в процесс проведения каких-либо проверок могут возникать проблемы.

Одним из распространенных документов является унифицированная форма ОС-4 . Необходимо отметить, что документ предназначен для того, чтобы осуществить списание основных средств, используемых на объекте, с учета. Попробуем разобраться, в каких случаях используется этот документ и как правильно составить форму. Заранее отметим, что в данном вопросе имеются определенные особенности и нюансы.

В каких случаях необходимо составлять

Следует отметить, что форма ОС-4, подразумевающая под собой акт списания , является документом первичного типа, который максимально точно отображает процесс выбытия основных средств из организации.

Отметим, что на основе данных, которые представлены в форме, могут быть осуществлены действия следующего характера :

  1. Добавление записей в карточку инвентаризации средств, которые подлежат процедуре списания.
  2. В бухгалтерском учете осуществляется формирование проводки связанной со списанием, отражением их выбытия, оприходованных МПЗ и так далее.

Для того чтобы обеспечить формирование акта, организация или предприятие имеет право использовать бланки, которые были разработаны самостоятельно. В данном случае осуществляется указание всех нужных сведений .

Более подробно это можно узнать в статье 9 ФЗ «О бухгалтерском учете». Попробуем разобраться, что именно должно присутствовать в этом документе и, как следствие, как правильно выполнять заполнение акта про списание ОС.

По большому счету, форма ОС-4 является заключением компетентной комиссии про возможность осуществить списание одного или нескольких объектов. На этом документе изначально может быть указаны данные про объект, а также сведения про события, которые поспособствовали тому, что произошло списание.

В данном случае можно привести пример описания события, повлекшего списание основных средств: «В соответствии с результатами проведенного осмотра объекта, принадлежащего ООО «МИР» и числящегося в , было определено, что объект является непригодным для дальнейшей эксплуатации в соответствии с износом. На основе этого был составлен акт списания основных средств от 01.01.17.».

Следует отметить, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации говорится о том, что использование унифицированных форм ОС-4 является необязательным. При необходимости существует возможность самостоятельно произвести разработку и утверждение формы акта на проведение процедуры.

Важные особенности

Документ данного вида должен составляться сотрудником организации или предприятия, который является ответственным за учет средств. Отметим, что форма заполняется на основе предварительно созданного приказа руководителя о списании средств, а также актов комиссии о невозможности проведения дальнейшей эксплуатации.

Стоит сказать, что акт составляется в двух копиях . В данном случае это необходимо для того, чтобы:

  1. Первый экземпляр формы ОС-4 должен быть передан в бухгалтерский отдел. На основании предоставленного документа в бухгалтерском учете будет отражено выбытие основных средств, а также их списание со счета.
  2. Второй экземпляр будет находится у лица, который выступает в роли ответственного за сохранность объектов основных средств. Документ будет являться основанием для того, чтобы произвести сдачу на склад, а также реализацию ценностей материального характера и металлолома, который остался после того, как объект был разобран.

Созданный акт должен быть подписан всеми людьми, входящими в состав комиссии . В данном случае комиссия назначается руководителем организации или предприятия. Документ должен быть утвержден директором или лицом, которое имеет право подписи руководителя. Результат отражается в инвентарной карточке основных средств .

Существующие нюансы

Документация данного вида должна состоять из трех основных разделов . В первом следует указать информацию, которая касается сведений про состояние объекта. В данном случае идет речь про:

  1. Начальную цену.
  2. Сумму, отражающую амортизацию, которая была начислена с момента .
  3. Остаточную стоимость средств.

В том случае если объект поддавался процессу переоценивания, то при составлении документа нужно указать восстановительную стоимость , связанную с итогами крайней переоценки, которая была проведена. По объектам, которые были не переоценены, следует указать их первоначальную стоимость , а также дату принятия по бухгалтерскому учету.

Во втором разделе следует предоставить короткую информацию, связанную с индивидуальными показателями основных средств. Здесь идет речь про приспособления, содержание драгоценных металлов, а также принадлежность. Помимо этого следует предоставить заключение комиссии про состояние объекта, а также возможность его эксплуатации в дальнейшем будущем.

В третьем разделе необходимо указать сведения, которые связаны с затратами, обусловленными процессом списания основных средств, а также оставшихся после процесса списания ТМЦ, являющихся пригодными к использованию.

Заключение

Форм ОС-4 должна быть заполнена на основе изданного приказа директора, руководителя или лица, их замещающего. Благодаря использованию этого документа существует возможность получить максимально подробную информацию про процесс списания основных средств с учета организации.

Отметим, что крайне важно, чтобы данный документ был заполнен верно, несмотря на то, что он далеко не всегда является необходимым для использования. Если же заполнение формы будет проведено неверно, то существует вероятность того, что при инвентаризации на предприятии или в организации будет неточности.

Для того чтобы подобная ситуация не возникла, рекомендуется подробно изучить процесс заполнения формы . Немаловажным также будет взять в штат предприятия или организации ответственного специалиста, который уже сталкивался с подобными вопросами и, соответственно, владеет навыками их решения.

Специалист, являющийся профессионалом, сможет произвести заполнение формы максимально верно. Если же идет речь про небольшое предприятие, то такого специалист можно нанять в сторонней фирме, предлагающей подобные услуги.

Как заполнить форму ОС-4 в 1С, можно узнать из данного видео.

С течением времени даже при самом бережном отношении к имуществу оно может выходить из строя, и тогда предприятию приходится его списывать согласно установленным правилам и при использовании соответствующих документов.

Это унифицированная форма списания основных средств, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ No7 от 2003 года.

Важно: в современной бухгалтерии и деловодстве применение именно унифицированных форм не обязательно, благодаря чему предприятие ориентируясь на образец вправе разработать внутренний документ.

Данная форма применима для списания с баланса любых имущественных объектов пришедших в негодность или устаревших нерентабельных моделей, кроме автотранспорта.

Акт заполняется после полного установления о непригодности оборудования и на его основании фиксируется запись в инвентарную карточку о ликвидационном процессе.

Списание основных средств означает исключение суммы стоимости объекта с бухгалтерского баланса.

Ликвидация объекта – это не только его списывание, но и прекращение начисления амортизационных сумм. Акт же является основой для исключения из баланса ликвидированного объекта.

Кстати, ликвидировать имущество не обязательно, однако при его хранении оно будет учитываться в балансе предприятия, тогда объект будет иметь статус существующего и эксплуатируемого.

В каком порядке проводится списание ОС и подготовка необходимой документации – смотрите тут:

Кто обязан составлять документ

Перед заполнением данного акта и проведением мероприятия ликвидации формируется комиссия, в которую должны включиться ответственные лица, бухгалтер, независимые эксперты.

Они должны установить:

  • Причину износа оборудования, особенно если он преждевременен;
  • Ответственных лиц за поломку оборудования, тем более если это непредвиденная ситуация;
  • Целесообразность ремонта на основании изучения технической документации и выводов экспертов;
  • Доступность использования какой-то его части или отдельных деталей;
  • Если восстановление невозможно, обязаны составить акт осмотра с определенными выводами о ликвидации объекта;
  • На основании данного документа составляется этой же комиссией акт списания.

Важно: подписывают документ все члены комиссии и бухгалтер, а утверждается руководителем или уполномоченным лицом.

Что содержит унифицированная форма

Унифицированная форма складывается из 3 разделов и титула.

  1. Титульный отдел является носителем:
  • Реквизитов предприятия и наименования;
  • В нем указывается дата списания и номер документа;
  • Подразделение в котором произошло списание;
  • Ответственное лицо;
  • Основание для списания.
  1. В 1 разделе идет полное описание состояния объекта на момент списания:
  • Технические и индивидуальные данные;
  • Первоначальная стоимость и на момент списания;
  • Период эксплуатации;
  • Суммы ежемесячной амортизации. вы прочтете, что такое амортизация основных средств простыми словами;
  • Восстановительная стоимость.

Все сведения берутся из бухгалтерского баланса и приемочных актов.

  1. Во 2-м разделе идет краткая характеристика объекта также на основании приемочных документов, наличие в нем драгметаллов и прочих ценных составляющих.

В этом же разделе указываются выводы комиссии о целесообразности его восстановления.

  1. 3-й раздел является носителем информации о затратах, необходимых для списания и о наличие ТМЦ, которые останутся при демонтаже объекта и возможности их применения.

Важно: если из строя выбыло сразу несколько объектов их списание доступно оформить единым документом.


Образец заполнения формы ОС-4.

Отличия между формами ОС-3 и ОС-4

Уже ясно, что форма ОС-4 используется для списания основных средств в случае их непригодности и ликвидации.

Заполняется этот документ после полного обследования объекта и получения надлежащих выводов экспертов, что он восстановлению не подлежит.

Форма ОС-3 заполняется в результате приема оборудования после капитального ремонта, реконструкции, восстановления, то есть она является приемочным документом основных средств при поступлении их обратно на предприятие после ремонтных работ.

Также в отличие от формы ОС-4 данная форма располагает только 2-я отделами.

Правила составления акта списания ОС

Акт списания заполняется ответственным за ОС сотрудником.

Формируется акт в 2-х экземплярах:

  • Первый необходим для бухгалтерии с целью отражения выбытия имущества из оборота;
  • Второй хранится у материально-ответственного лица и является основанием для передачи имущества на склад.

Разделы бланка размещены в виде таблиц на 2-х листах:

  • Шапка документа или титульный раздел содержит все необходимые реквизиты и сведения о лицах, составляющих документ, а также утверждение руководителя;
  • 1 раздел складывается из 9 граф таблицы, 7 графа в данном разделе заполняется только в случае проводимых ранее восстановительных работ;
  • 2 раздел заполняется только в том случае, если объект содержит драгметаллы и драгоценные камни;
  • 3 раздел является носителем информации о затратах на демонтаж оборудования – строка «Итого» содержит полную стоимость затрат за минусом стоимости возможных в дальнейшем использовании деталей и выводится итоговая стоимость списанного объекта.

Важно: заполнение акта происходит только в случае ликвидации объекта, если он перешел в безвозмездное пользование другому предприятию или был продан заполняются другие формы выбытия ОС.


Пример заполнения акта списания ОС.

Как избежать ошибок

Весь процесс списания основных средств должен выполняться по четко отлаженным этапам, которые полностью соответствуют требованию законодательства.

Заполнение форм бухгалтерского учета – это сложная работа, которая должна проводиться в четком соответствии с принятым регламентом и правилами, установленными нормативными документами. Правильная процедура списания основных средств позволит избежать ошибок в ведении финансов.

Существующие виды форм учета средств

Ведение бухгалтерской отчетности подразумевает правильное и грамотное заполнение большого количества разнообразных документов, среди которых отдельное место занимает заполнение форм учета основных средств организации. Согласно Постановлению Государственного комитета статистики РФ от 21.01.2003 года, были введены в действие новые формы по ведению учета ОС, которые носят характер обязательных для применения всеми юридическими лицами вне зависимости от формы собственности. Исключение составляют лишь бюджетные и кредитные организации. Предыдущие формы были упразднены.

Появление нового регламента заполнения привело к увеличению количества форм учета. Если раньше их насчитывалось всего 8, то теперь число бумаг, которые требуется составлять бухгалтеру для учета основных активов предприятия, равняется 14.

Формы, предполагающие учет основных активов предприятия или организации включают в себя следующие виды:

  • документы, которые требуется заполнить по факту прихода средств. Они имеют «маркировку» ОС и номерное обозначение 1, 1а, 1б и 3;
  • документы, которые заполняются при внутреннем перемещении основных активов предприятия. Они имеют буквенное-цифровое обозначение ОС-2;
  • следующие формы, обязательные для заполнения применяются при процедуре списания активов. Их обозначение имеет следующий вид – ОС-4, ОС-4а, ОС-4б;
  • последний вид – это формы учета наличия и движения. Они обозначаются цифрой 6 и включают в себя 6а, 6б.

Также при ведении бухгалтерии требуется заполнение документов, в которых прослеживается движение оборудования, предназначенного для монтажа. В число данных форм входят:

  • формы ОС-14 и ОС-15, которые приняты для обозначения процедуры приемки или передачи оборудования;
  • форма ОС-16, используемая для учета оборудования с выявленными дефектами.

Что такое форма ОС-4 и для чего она нужна

Может возникнуть ситуация, когда оборудование или объекты, относящиеся к основным активам организации, приходят в негодность, и требуется их списание в соответствии с принятыми формами, чтобы сохранялась целостность бухгалтерского баланса. В этом случае применяется форма под номером ОС-4 и ее разновидности.

Обстоятельствами, предполагающими списание ОС предприятия или организации, принято считать:

  • осуществление продажи активов;
  • моральное устаревание или физический износ оборудования, относящегося к основным средствам, препятствующее дальнейшей эксплуатации;
  • проведение ликвидации после аварии или чрезвычайного происшествия;
  • активы, относящиеся к ОС, были инвестированы в уставной капитал иного предприятия или компании;
  • после проведения процедуры инвентаризации обнаружена недостача или порча объекта;
  • ОС были переданы в дар или участвовали в обмене;
  • в ходе проведение реконструкции была произведена модернизация или переоборудование основных средтств.

При необходимости списания автотранспортного средства документ оформляется в соответствии с формой ОС-4а, при этом обязательным для предоставления в бухгалтерию является не только акт вывода средств, но также подтверждение из органов Государственной автомобильной инспекции о снятии данного транспортного средства с учета.

Для прочих групп основных средств используется всего две разновидности –ОС-4 и ОС-4б. При этом первый вариант применяется при выводе из эксплуатации только одного объекта, относящегося к основным средствам, а вторая форма может применяться при необходимости одновременного списания нескольких активов.

Акт о списании ОС заполняется в двух экземплярах лицами из числа комиссии организации, которые специально уполномочены на это. Готовый документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден руководителем или директором организации, либо лицом, действующим на основании доверенности.

Комиссия при составлении акта осмотра для целей списания должна указывать в нем ряд важных моментов:

  • причины, по которым происходит ликвидация имущества;
  • оценка технического состояния после первичного осмотра;
  • имеется ли возможность осуществить восстановление объекта;
  • выявление списка лиц, которые могут быть виновны в преждевременном износе ОС;
  • существует ли возможность применить в дальнейшей эксплуатации отдельные узлы или детали выводящегося из оборота объекта.

Составление подобного документа является обоснованным и законным основанием для сдачи объекта ОС на складское хранение или для дальнейшей реализации актива, который может оставаться после списания. Чаще всего к подобному случаю относится наличие металлолома или иных материальных ценностей.

Первый экземпляр подписанного документа обязательно сдается в бухгалтерию. На основании предоставленного документа в бухгалтерском учете будет отражаться выбитие основных средств с последующим их списанием со счета 01.

Второй должен оставаться у лица, назначенного ответственным за сохранность объектов при их хранении на складе или ином другом месте временного размещения.

Также следует отразить данные результатов проведенного списания в инвентарной карточке объекта.

Особенности заполнения

Сам акт списания состоит из трех разделов, каждый из которых отражает информацию об определенных характеристиках актива, подлежащего списанию.

Раздел 1 включает в себя информацию об объекте на момент его вывода из эксплуатации, в частности в нем содержится:

  • восстановительная стоимость;
  • величина амортизации, которая была начислена с начала эксплуатации объекта;
  • остаточная стоимость.

При переоценке объекта ОС в соответствующей графе следует указывать остаточную стоимость, полученную в результате переоценки. В случаях, когда переоценка не проводилась, то прописывается начальная стоимость актива при постановке его на баланс.

Раздел 2 включает в себя краткие технические и индивидуальные характеристики объекта, например, имеющиеся в его составе драгоценные металлы, особые приспособления, необходимые для нормальной работы, специальные принадлежности. Также в данном разделе приводится комиссионное заключение относительно состояния объекта и возможности или невозможности его последующего использования;

Раздел 3 должен включать в себя затраты, понесенные в связи со списание ОС (демонтаж, разборка, вывоз с территории) и перечисление имеющихся после списания ТМЦ, которые могут быть пригодны к дальнейшему использованию или последующей реализации. Информация для заполнения данного раздела также берется из актов, составленных по форме ОС-1, Ос-1а и ОС-1б.

Инструкция по заполнению

  • Первым делом требуется заполнить титульную часть, где указываются полное наименование организации или предприятия, структурное подразделение, являющееся местом нахождения списываемого объекта;
  • Далее ставится дата, когда происходит списание актива;
  • Следующим шагом станет указание номера и даты приказа, являющимся основанием для проведения процедуры;
  • В строке «причины списания» требуется четко сформулировать, почему объект попадает под акт вывода из обращения. Причинами могут стать поломка, физический износ, моральное устаревание или иное;
  • Далее следует начинать заполнять таблицу. Все сведения об объекте должны быть указаны на день непосредственного списания. Основную информацию можно взять из инвентаризационной карточки. В графе 7 следует указать восстановительную стоимость объекта, а графа 9 служит для описания остаточной. Ее можно определить как разницу между начальной ценой и амортизацией, которая была начислена к моменту списания;
  • Во второй таблице следует прописывать особенности выводимого актива. В частности, необходимо указать наличие или отсутствие драгоценных металлов;
  • После заполнения обеих таблиц составляется заключение, в котором приведены причины, повлекшие списание ОС. После этого каждый член комиссии расписывается в составленном акте;
  • Третья таблица должна заполняться работником бухгалтерии. В ней подсчитывается финансовый результат, полученный в ходе проведения процедуры списания. Общая сумма включает в себя также затраты на демонтаж или разбор объекта и полученные средство от его реализации;

Только после заполнения всех таблиц форму акта утверждает руководитель или директор организации.

Вконтакте

С течением времени любые изделия начинают изнашиваться, выходят из строя, имущества устаревает. Это также касается основных средств, которые есть на балансе любой организации. Как правильно снять их с учета, и какие документы для этого нужны? Мы расскажем, как грамотно составит акт о списании основных средств и предложим образец его заполнения.

В каких случаях необходим акт о списании ОС?

Данный документ принято использовать в случае необходимости снятия с учета основных средств, к которым относят:

  • Продажа активов предприятия.
  • Невозможность дальнейшего применения из-за физического либо морального износа ОС.
  • После ликвидации компании из-за аварий или ЧП.
  • При инвестировании ОС в уставной капитал других организаций.
  • При обнаружении порчи или нехватки определённых объектов.
  • Компания передала основные средства в пользование другой компании.

Чаще всего ОС списывают из-за их непригодности, если имущество невозможно отремонтировать или восстановить. В таких случаях необходимо оформить акт о списании ОС (форма ОС-4, 2 экземпляра). В составлении документа принимают участие все члены комиссии, которые назначаются руководителем компании. Один экземпляр документа передается в бухгалтерию для проведения списания, второй экземпляр передается у материально-ответственного лица.

Если от основных средств остались запчасти или механизмы, пригодные для эксплуатации, то ответственные лица также могут составить специальный акт для их передачи на склад для последующей эксплуатации на предприятии.

Какие формы документа существуют?

Давайте рассмотрим несколько самых распространенных случаев, когда не обойтись без составления акта.

Например, имущество вышло из строя до даты окончания срока использования. Обычно это случается при нарушениях правил применения техники, которые прописаны в инструкциях и руководству. Назначенная директором компании комиссия должна сначала установить виновных лиц, составив документ об осмотре ОС с заключением. Затем заполняется унифицированный бланк на списание ОС в форме ОС-4. В нем должна быть изложена такая информация, как:

  1. Из-за чего оборудование было ликвидировано.
  2. Техническое состояние имущества после проверки.
  3. Есть ли возможность провести ремонт для восстановления характеристик.
  4. Список виновных лиц, из-за которых техника вышла из строя.
  5. Есть ли возможность изъять работоспособные механизмы для их дальнейшей эксплуатации.

Важно отметить – в акте обязательно должны быть четко прописаны все доводы о необходимости списания имущества и оборудования.

Если основные средства пришли в негодность не из-за виновности лиц, то нужно составить дефектный акт для подтверждения невозможности дальнейшей эксплуатации оборудования. В документе обязательно должен быть список с обнаруженными изъянами – их количество, размеры, характеристики. В последующем на основе данного документа должны быть разработаны рекомендации, где будут указаны определенные механизмы и детали, которые можно будет использовать. Все пришедшие в негодность изделия списываются по форме ОС-4.

Если имущество организации стало ненужным и морально устарело, то его списывают по приказу руководства компании. В данном случае также составляется акт о списании основных средств, осматривать объект при этом не следует. Главное, обосновать свою позицию в документе, например, написав, что вышел срок использования имущества и т.д.

Что говорит закон?

Как мы уже говорили, на территории РФ распространено использование бланки по форме ОС-4, форма которого утверждена постановлением правительства от 2003 года.

Документ должна составлять комиссии. При этом на всех предприятиях такую форму принято использовать для списания любого имущества, кроме автотранспортных средств – в этом случае используется другой бланк.

Если предстоит снять несколько объектов сразу, следует использоваться бланк ОС-4б. если выбывает имущество при продаже или в случае передаче иному лицу, его списывают на основании акта по форме ОС-1. Давайте подробнее рассмотрим правила заполнения данного документа.

Бланк должен оформить сотрудник, который состоит в комиссии и ответственен за учет всех основных средств в компании. Всего нужно заполнить два экземпляра. При этом у каждой организации есть возможность дополнять принятый шаблон дополнительными графами, главное, не удалять и не корректировать те реквизиты, которые утверждены Госкомстатом. Прежде чем редактировать бланк, руководитель компании должен написать соответствующий приказ, в обратном случае документ потеряет свою юридическую силу.

Данный акт состоит из трех таблиц, которые нужно заполнить – каждая табличка разработана для подробного описания конкретных действий, информации, которые связаны с применением ОС. В графы первой таблички нужно перенести данные из акта-приема передачи основных средств, по которому ОС были переданы в производство. Сюда также вписывают общие данные об объектах, сроках использования, амортизационных отчислений.

В форму второй таблицы нужно внести сведения об имуществе, которое подлежит списанию, сюда же заносят информацию о наличии в ОС драгоценных металлов. Также сюда переносят важные данные из актов ОС-1.

Информация в третью таблицу заносится на основе данных о ликвидации объектов, поскольку этот процесс всегда связан с затратами на демонтаж оборудования, его разборку. Сюда же заносят стоимость ТМЦ, которые комиссия также признала непригодными для эксплуатации на предприятии.

Один из экземпляров оправляется в бухгалтерию, а второй должен храниться у сотрудника, который ответственен за сохранность основных средств. Также по этому документу ему передаются пригодные к эксплуатации механизмы и детали, полученные во время демонтажа оборудования. Если речь идет об акте по автотранспортным средствам, то кроме данного документа нужно дополнительно предоставить справку о снятии их с учета в ГИБДД.

Акт о списании основных средств – образец заполнения

Давайте пошагово рассмотрим, как заполняется данная форма:

Титульный лист

Здесь следует указать наименование компании, отдела, где зарегистрировано имущество. Кроме того, прописывается дата списания основных средств. Затем записывается номер и дата составления приказа, на основании которого происходит списание.

В поле, где требуется описать причину, нужно четко и внятно объяснить, почему произошло списание, его причины. Например, это может быть информацию об износе – моральном либо физическом.

Первая таблица

Затем заполняют первую табличку. Все данные об основных средствах должны указывать на дату их списания – все данные нужно брать из инвентарной карточки данного объекта ОС. В случае, если какое-либо имущество подвергалось переоценке, то в седьмой графе отражают его стоимость по итогам последней проверки. По средствам, которые не были переоценены, нужно указать их первоначальную стоимость на дату поставки имущества на учет в бухгалтерии.

Данные в графе девятой отражают остаточную стоимость имущества, которые выражается разностью между их первоначальной стоимостью и стоимостью на дату списания амортизацией.

Вторая таблица

Во второй табличке следует заполнить данные о ликвидируемом ОС и о металлах, которые содержаться в них. Эту часть должны оформить члены комиссии. После окончания члены комиссии пишут свое заключение, где подробно описывают причины списания объектов. Также каждый представитель должен подписать документ.

Третья таблица

Данную табличку должен заполнить бухгалтер, который проводит подсчеты финансовых результатов от списания имущества. В эту сумму должны также быть включены затраты, которые пошли на демонтаж изделий.

В завершении акт о списании основных средств подписывает руководитель предприятия после ознакомления с представленной в нем информацией.

Пример акта на списание ОС

Таким образом, данный акт представляет своеобразное заключение комиссии о возможности списания объектов предприятия. Давайте подробно рассмотрим как верно его оформлять.

В результате осмотра склада инвентаря, который принадлежит компании ООО «Системс-Плюс», и числящегося на его учете ОС, была выявлена непригодность некоторых объектов по причине их физического износа и составлен акт на списание под номером 3 от 23.04.2017 года. По приказу директора компании «Системс-Плюс» А. В. Маслакова от 24.04.2017 под номером 23 было принято решение о демонтаже сооружения.

Сведения из инвентарной карточки:

  • Сотрудник, который отвечает за сохранность – инженер А.П. Ивановский (учётный номер – 000162).
  • Инвентарный номер – 0002316СК.
  • Дата постройки – 24.04.2006 г.
  • Срок полезного использования – 154 месяца.
  • Фактический срок использования – 104 месяца.
  • Период эксплуатации составил 132 месяца.
  • Первоначальная стоимость имущества составляет 500 740 рублей.
  • Сумма списанной амортизации – 450 000 рублей

Демонтаж сооружения был произведен работниками компании, труды которых оплачивались согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 24.04.2017 года. Затраты на оплату труда специалистов составили 12 тысяч рублей (включая страховые выплаты). Сооружение было демонтировано за сутки.

После демонтажа остались доски (100 шт., рыночная цена – 150 рублей за штуку), которые были переданы для хозяйственных нужд предприятия. Материалы для укрепление сооружения (склада) были оставлены для последующей продажи – 10 штук по 1500 рублей ща экземпляр.