Афоризмы и изречения овидия назона

Публий Овидий Назон, (43 г. до н.э. - ок. 18 г. н.э.), поэт

Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т. е. Одиссея), желающего увидеть дым отечественных очагов.

Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем.

Все изменяется, ничто не исчезает.

Пользуйся юностью; жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые.

Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их.

Бог в нас самих.

Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.
Мгновения вечно сменяют друг друга.

Каждый в пределах своей пусть остается судьбы.

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

О деле суди по исходу.

Трудитесь, пока позволяют силы и годы.

Или не берись, или доводи до конца.

Сказано - сделано.

Результат оправдывает действие.

Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы.

Какие кто сознает за собой деяния, такие надежды или страхи и порождает это в глубине его сердца.

И у врага дозволено учиться.

Опыт - самый лучший наставник.

Верь опыту.

К неизвестному нет влечения.

Позволь мне остаться в своем заблуждении.

Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура, - ты должен физическую красоту соединить с даром ума. Красота - ненадежное преимущество: чем больше стараешься ты, тем сильнее блекнет она, само время заставляет ее увядать. Не всегда цветут фиалки и фиолетовые лилии; на цветочном стебле розы, когда на ней опадут лепестки, остаются одни шипы. И у тебя, красавец, скоро покажутся седые волосы, придут в свое время и бороздящие тебе лицо морщины. Старайся образовать ум - нечто прочное - и сделать из него помощника красоте: только ум остается с нами до могилы!

Несчастных прежде всего оставляет разум.

Средний путь - самый безопасный.

Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.

Молодые римляне, прошу вас, изучайте ораторское искусство, но не исключительно для защиты испуганных подсудимых! Как сдается народу серьезный судья или Сенат, состоящий из лучших членов общества, так и сдается девушка, побежденная твоим ораторским талантом. Скрывай, однако, свои силы, не выставляй напоказ своего красноречия! Отнюдь не употребляй изысканных фраз и выражений!

Первое слово всегда тревожит вам слух и вниманье.

Вечно и всюду молчать - небольшая в этом заслуга. Но грешно говорить то, о чем должно молчать.

Словами подобает скрашивать зло.

Молчи, мой язык, говорить больше не о чем.

Слезам присуща подчас сила слова.
В легком деле кто угодно сможет блистать красноречием.

Посулами всякий может быть богат.

Говорливая молва, которая любит прибавить к правде ложь, растет с каждой самой маленькой ложью.

Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего.

Всякая надежда, основанная на заслуге, законна.

Пусть не хватает сил, но желание все же похвально.

Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой.

Положить конец войнам.

Пусть воюют другие.

То, что упало, топтать - подлого труса почин.

Храброму вся земля - родина.

Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на нескольких птиц. Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ - быть может, из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвятить заботе о привлечении большого числа поклонников. Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить.

Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.

Пока ты счастлив, у тебя множество друзей; когда времена омрачаются, ты останешься один.

Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.

Трудно верить, между тем женщины берут уроки даже смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа чуть чуть приоткрывать низ верхних зубов… Смех должен быть, если можно так выразиться, легким и чем то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь, трясутся; можно думать, что они плачут. У третьих смех какой то хриплый, отвратительный. Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова.

Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю - стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам.

Мы, мужчины, ненавидим переходящую всякую меру спесь - верьте человеку опытному! - и часто, даже не сказав с женщиной ни слова, начинаем ненавидеть ее за один ее взгляд.

Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится. Она или привлекает, или отталкивает от себя незнакомых мужчин. Одна женщина движется грациозно, распустив платье по ветру и гордо ступая. Другая… разгуливает сама не своя, огромными шагами.

Чего не сможет искусство? - Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят!

Вино располагает к нежностям и разжигает. От выпитого в большом количестве неразбавленного вина бегут, исчезая, заботы. Тогда на сцену является смех, тогда и бедняк собирается с духом, тогда проходят грусть, заботы и морщины на лбу, тогда намерения становятся искренними - что так редко в наш век, вино уничтожает всякую искусственность. Здесь красавицы часто пленяли сердца молодых людей, и любовь в вине оказывалась огнем в огне.

Будь уверен прежде всего, что овладеть можно любою женщиной, - и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Скорей перестанут петь птицы, летом стрекотать кузнечики, скорей аркадская собака пустится бежать от зайца, чем ответит отказом женщина на вкрадчивые предложения молодого человека! Согласится даже та, о согласии которой ты не мог бы и думать.

У женщин разные характеры, а на тысячу разных сердец нужно действовать и тысячею разных средств… Сколько на свете разных физиономий, столько и характеров… Одних рыб ловят острогою, других - удочкой, третьи попадаются в натянутую для них сеть. Так и ты не должен применять одного и того же средства для обольщения женщин всех возрастов. Если ты покажешься образованным невежде или нахалом жеманной, она, бедняжка, тотчас перестанет доверять себе. Оттого то женщина, боящаяся отдаться честному, падает иногда в грязные объятия мерзавца.

Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки.

Часто прикидывающийся влюбленным влюбляется не на шутку и, начав с притворства, кончает серьезно. Тем снисходительнее должны вы, женщины, относиться к разыгрывающим из себя влюбленных - прежний мнимый любовник превратится в настоящего.

Страдания, неразлучные с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.

Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от ее красоты. Будет она в красном платье, хвали красное платье, будет она в платье из легкой материи, говори, что оно идет к ней. Если на ней золотые украшения, скажи, что лично тебе она дороже золота; если она вздумает надеть костюм из зимней материи, похвали ее, что она надела костюм - из зимней материи. Подойдет она в одной рубашке, кричи: «Ты жжешь меня!…» - и умоляющим голосом проси ее не простудиться. Если ее волосы искусно расчесаны на две косы, восторгайся, что они расчесаны на две косы; если эти волосы завиты, хвали завивку. Восхищайся и ее руками, в танцах, и голосом, когда она поет; если же она перестанет, заяви сожаление, что она рано кончила.… Смотри только не покажись притворным на словах и не наноси смертельного удара выражению своих чувств - своею физиономией: тайная хитрость полезна, но, если ее разгадают, она заставляет краснеть и заслуженно лишает доверия навсегда.

Кто может скрыть любовь?

При ухаживании помогают и слезы - слезами ты размягчишь хоть алмаз! По возможности, старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки. Если не будет слез - не всегда же они являются вовремя, - намочи кончики пальцев и приложи к глазам.

Без размолвок недолго длится любовь.

Какой умный человек не примешает к нежностям поцелуев? Пусть красавица откажется подарить тебе поцелуй - срывай их, если тебе отказываются дать их! Быть может, сперва она начнет упираться и скажет: «Бессовестный». Но, и упираясь, она захочет быть побежденной! Берегись только бесцеремонно срывать поцелуи с ее нежных губок и давать повод жаловаться на грубость! Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, - если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний?
Ночь любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь - робость.

Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.

Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.

Безобразное явление - старческая любовь.

Ночь, да еще вино не позволяют судить о красоте… Ночь скрывает недостатки и не дает составить понятия ни о каких отрицательных сторонах; эти часы любую женщину делают красавицей.

Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты.

Любовь травами не лечится.

Всякий влюбленный - солдат, и есть у Купидона свой (военный) лагерь.

Ты был бы уступчив и снисходителен к мольбам, если бы прежде пылал любовью к кому либо.

Время исцеляет любовную тоску.

Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?

Сколько на небе звезд, столько и девушек в Риме.

Влюбленный всегда готов поверить в реальность того, чего он опасается.

Смелому помогают и Венера и счастливый случай.

Там, где нет опасности, наслаждение менее приятно.

Запретный плод сладок.

Страж жены - добродетель. Добродетельная только та, которую не принуждает страх, а кто верна из боязни, совсем не верна.

Та, которая не согрешает потому, что это не дозволено, та согрешает.

Занятия налагают отпечаток на характер.

Груз становится легким, когда несешь его с покорностью.

Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям.

Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного.

Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.

Как хрупкий лед проходит гнев, если переждать.

Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.

Есть некоторое наслаждение и в слезах.

Мы плохо верим тому, чему неприятно поверить.

Остерегайтесь чьи либо пороки приписывать всему миру.

Мелочи прельщают легкомысленных.

На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.

Зависть терзает и сама терзается.

Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится.

Почести приносят доходы.

Сберечь приобретенное - не меньшее искусство, чем его приобрести.

Бедный повержен везде.

Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело,
Как портится в озере без движения вода.
Больная душа не выносит ничего тягостного.

Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах,
Когда болезнь укоренилась от долгого промедления.

Не всегда во власти врача исцелить больного.

Подчас болезнь оказывается сильнее медицины.

Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов.

Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.

Все может ослабить время, но не мою печаль.

Капля долбит камень, изнашивается от употребления кольцо.

Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.

Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось.

Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем,
Дни убегают, и нам их невозможно сдержать.

Всепожирающее время.

Молодость быстро летит: лови уходящее время.
День миновавший всегда лучше, чем нынешний день.

Искусства смягчают нравы.

Делать из ручья большую реку.

Денис Иванович Фонвизин , писатель, создатель жанра русской бытовой комедии родился (3) 14 апреля 1744 (или 1745) года в Москве, в дворянской семье

Цитаты из комедии "Недоросль" Фонвизина

"...Не хочу учиться, хочу жениться..." ( Митрофанушка )

"...Суженого конем не объедешь, душенька!.." ( Скотинин )

"...Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением..." ( Милон )


"...По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день. ( Еремеевна о своей трудной жизни)


"...Прямое достоинство в человеке есть душа…" (Правдин)

"...Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся..." ( Цыфиркин о том, что не стоит вечно повторять пройденное, надо учить и новый материал)

"...таких на свете миллионы, миллионы. Как ему не выбрать себе компанию?.." ( Вральман о Митрофане)

"...Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!.." ( Софья )

"...Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью..." (Софья)

"...Как наружность нас ослепляет!..." (Софья)

"...Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет..." ( госпожа Простакова / русская пословица)


Цитаты и афоризмы Стародума


"...Начинаются чины – перестает искренность..." (Стародум)

"...Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного..." (Стародум)

"...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы..." (Стародум)

"... [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. (Стародум)

"...чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается..."(Стародум)

"...гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану..." (Стародум)

"...лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней..." (Стародум)

"...для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении..." (Стародум)


"...Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь..." (Стародум)

"...Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство..." (Стародум)


"...Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою..." (Стародум)

"...Наличные деньги – не наличные достоинства..." (Стародум)

"...Золотой болван – все болван..." (Стародум)

"...душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам..." (Стародум)

"...Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать..." (Стародум)

"...Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет..." (Стародум)

"...совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает..." (Стародум)

"...не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного..." (Стародум)

"...без знатных дел знатное состояние ничто..." (Стародум)

"...Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает..." (Стародум)


"...Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек..." (Стародум)

"...наглость в женщине есть вывеска порочного поведения..." (Стародум)

"...добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может..." (Стародум)

"...не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность..." (Стародум)

"...Надобно,мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны..." (Стародум)

"...Таков человек, мой друг! Час на час не приходит..." (Стародум)

"...В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь..." (Стародум)

"...Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости..." (Стародум)

"...Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет..." (Стародум)

"...я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие..." (Стародум)

"...наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу..." (Стародум)

"...Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом..." (Стародум)

Осуждение

Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения (преп. Макарий).

При взгляде на К. вам живо представляются страсти других. Но кто может испытать внутренние движения сер-дец их? Многое, кажущееся нам греховным действием, по благому намерению, приемлется от Бога добрым делом, а иное — и в образе добродетели представляющееся, по злому произволению, у Бога отвержено. Оставим дела их на суд Божий, а мы попечемся о себе, и дабы, чрез строгое суж-дение о других, не быть подобным видевшему сучец в оце брата своего, а в себе бревна не видевшему. Нельзя, чтобы не было болезни в сердце их о том, что вы видите в делах их худого, а посему, по глаголу старца: «ты видишь других паде-ния, но не видишь их покаяния», можно и вам то же сказать (преп. Макарий).

Получивши же помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это также сеть вражия, закликающая в высокоумие и все плоды добро-детели отъемлющая (преп. Макарий).

Советую тебе не иметь ни на кого худых подозрений; каждый «своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14, 4). И никто не будет за дела другого наказан или награжден: «кийждо бо свое бремя понесет» (Гал.6, 5). Отцы святые учат не верить даже глазам своим: ибо кто еще страстями пленен и не освобожден от них, тому враг чрез них что угодно ему, то и представляет; верь тому только помыслу, который благое только свидетельствует о ближнем. А всего лучше, если бы нам с тобою научиться видеть свои только недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от напа-дения вражия, ибо неложны слова Господа: «не судите, да не судими будете!» (Мф. 7, 1) (преп. Макарий).

Видящий пред собою лежащего своего мертвеца о нем и плачет и не обращает внимания на чужих мертвецов. Сей пример говорю о зазрении ближних, дабы обращать внимание на свои немощи и остерегаться мыслить о се-бе: «несмъ, якоже прочии человецы...» (Лк. 18, 11). А за это и страсти не только сильнее борют, но и одолевают, а все того ради — да смиримся (преп. Макарий).

Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь (преп. Амвросий).

Берегитесь и от зазора и осуждения; за неисправления и проступки ближних вы не дадите ответа, а за свои долж-ны дать, а паче за осуждение. У кого же нет страстей и немощей душевных и кто не побеждается оными? У одно-го — одни, у другого — другие, одни больше, другие мень-ше, и мы часто видим сучец в оке ближнего, а бревно в своем не видим (преп. Макарий).

Не доверяй также и тому помыслу, который при скор-бях, наносимых тебе, научает не себя обвинять, а сожалеть о причинивших оные, как о виновных: что они покоря-ются врагу и т. п. Это тоже вражий помысл, тайно влеку-щий чрез самооправдание к самомнению; гораздо полезнее быть оглаголышком себя в первословии, то есть обвинять себя самого, как подавшего чем-либо повод к оскорбле-нию себя, обвинять себя, как достойного оскорблений, в недостатке терпения, смирения, снисхождения и любви, чем всячески можно с помощью Божиею уступить или вовсе погасить вражду к себе во оскорбляющем нас брате. При-том же надобно помнить, что сие делается и не без попу-щения Божия, а всяко по грехам нашим ко вразумлению и смирению (преп. Макарий).

По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спасться, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо «служащий олтарю со олтарем делятся» (1 Кор. 9, 13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оста-вить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить свя-щенника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь! (преп. Макарий).

Особенно не осуждайте других, ибо одно это хода-тайствует нам всякое осуждение пред Богом (преп. Мака-рий).

Попадаются на всякий день <твои> слова: «празд-нословлю и осуждаю». Мы знаем, как тяжко это, а особо осуждение, а все не оставляешь своего навыка. И о всяком праздном слове дадим Богу ответ, то что речем о осужде-нии? (преп. Макарий).

Зазрение рождается у тебя... от гордости фарисей-ской; ты видишь сучец в глазе ближнем, а свое око бревном завалено. Свои поползновения и падения могут отвратить сего беса; читай у святого Лествичника о гордости и сми-рении, о неосуждении ближних, также у Аввы Дорофея о сем же; то, может быть, и внедрится в память твою то, что за зазрение ближних бываем оставляемы Богом и падаем в те же или еще и лютейшие пороки, дабы познали свою немощь и смирились (преп. Макарий).

Скажу еще несколько слов о осуждении; как оно важ-но и законопреступно, это все мы знаем, но удержаться от сего не стараемся и как будто по благословной вине <причине> отверзаем уста свои на оное, а когда бы приобучали себя к отсечению волей своих и в удержании слова, хотя с болезнью понуждая на оное себя, то пришли бы в навык сего, так как теперь находимся в навыке неудер-жания к осуждению... (преп. Макарий).

Не должно иметь при сообществе и сообращении вред-ных суждений и осуждений ближних, не входить ни в какие порядки и устройства, не касающиеся до вас, и не допускать, как в чувственную храмину, так и в сердечную умную, вносить сор чуждых немощей и погрешностей, а стараться видеть всех как Ангелов, невзирая на то, хотя бы кто и порицал вас за это, в этом случае лучше человека опечалить, нежели Бога. Когда будете так поступать, то изба-витесь от многообразных сплетен, могущих вас запутать... В суждении о чужих делах «будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10, 16), о чем просите от Господа помо-щи; считайте всех яко Ангелов, а себя вменяйте последнейшими всех, и на это надобно себя понудить (преп. Макарий).

Вы помните, что праведный Лот и среди Содома сохра-нил праведность свою. Так должно разуметь и о святителе...ском, что его святая душа шумом празднующих не была увлечена, а мы с вами, и в кабинетном затворе своем сидя, чего-чего не передумаем! Благоискусные из всего извлека-ют пользу, а мы? Да не возглаголют уста мои! (преп. Антоний).

А насчет вопрошения вашего о несоблюдении устава церковного, то готовый ответ прочтите о сем в книге жизнеописания молдавского старца Паисия... где на подобное вопрошение было старцем сказано: «умолкни, Господа ради, умолкни; кто тя постави судию, т.е. надзирателя и чинохранителя?» (преп. Антоний).

Старинная пословица гласит: в монастырь со своим ус-тавом не ходят, а посему и вы, за ложку постного масла, чувствование любви к отцу И. не угашайте (преп. Антоний).

Он <диавол> глаза неискусных послушников при доб-родетелях начальниковых ослепляет, так что они ничего доб-рого в них не видят, а при недостатках и погрешностях их светлыми делает, так что никакая порошинка не укроется. Посему, о добрая мати, блюди сердце твое от немирствия и осуждения, да не удалится от тебя благодать Божия. Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: «положи, Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия» (Пс. 140, 3—4). Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Гос-поди, даруй мне зрети моя прегрешения! (преп. Антоний).

В наших мужеских монастырях у братии весь ропот, и вся скорбь, и все негодование — против настоятеля, и лю-бимые у братии разговоры только судить и осуждать настоя-теля, и говорить иногда о нем то, чего вовсе и нет. Думаю я, — тот же нечистый дух обеспокоивает и живущих в обителях женских, и то же самое заставляет о настоя-тельницах мыслить и говорить, что и у нас. Ты же, смирен-ная мати, аще хощеши дни свои видети благи, то удержи язык свой от сего зла и устне твои, еже не глаголати лести. Посему от осуждения госпожи Игуменьи своей, как от блуда, отскочи, да не осквернится душа твоя, или прямее, как от огня отбегни. И какою ее желаете иметь к себе, такою и вы оказывайте себя к ней, и после такой перемены вы увидите в душе своей свет Христов (преп. Антоний).

Келейную твою жаль. Молись о ней усерднее, чтобы Сам Господь наставил ее на путь добра и истины. А когда будет передавать тебе сплетни, каждый раз замечай: «А помнишь, ты обещалась мне сплетни не передавать? Ведь за одно осуждение ближних могут погибнуть души наши». Пусть если она и от твоих замечаний и похворает несколько, — это не беда, для души ее полезно (преп. Иосиф).

Грех осуждения или какой еще другой — против власти Богом поставленной — есть грех сугубый. Святой апостол Павел в Послании к Тимофею, как главе и начальнику многих духовных овец и их пастырей, советует ему не при-нимать обвинений на иереев, а значит, и вообще на стар-ших, не иначе как при двух или троих свидетелях. А ты не начальник и, значит, тем паче не смеешь рассуждать о действиях своего непосредственного начальства. Начальни-ца за свои грехи и грехи ей подвластных даст ответ, но если эти подвластные, вместо молитвы за свою мать к Богу о ниспослании ей силы и разума к продолжению столь труд-ного послушания, начнут ей противиться и осуждать ее, то вся тяжесть грехов ляжет на них. Вспомни казнь Корея и Дафана и их сонмища, о чем упоминается и в псалмах святого пророка Давида. И теперь ждет уже не развержение земли и не огонь небесный противников власти, а пропасть ада и его вечное пламя. Не к лицу монахам бунтовать, их добродетель и благородие состоит в смире-нии, молчании, кротости, покорности и терпении всех зол и бед до гроба. Удаляйся, ради Бога, ото всех тех, кои восстают на власть, хотя бы ты и своими глазами видела началь-ницу грешащую, но не осуди, а покрой молчанием, и Гос-подь покроет множество твоих грехов. Мир ти. Послушай мой совет, даемый тебе по Бозе (преп. Иосиф).

Боишься, чтобы во дно адово не погрузиться, — старайся больше, вот и не погрузишься, как бы много у тебя ни было грехов. А если будешь осуждать других, да еще старших, то и без других грехов пойдешь во дно адово. Начальницу не осуждай, это хуже всего. Что бы она ни делала, как бы ни поступала, — она сама даст за это ответ, а ваша обязан-ность беспрекословно слушаться ее. За это-то и находят вся злая на осуждающих (преп. Иосиф).

И ведай, пред Богом кающийся грешник любезнее, чем самомнящийся праведник. И потому берегись осуждать! (преп. Анатолий).

Как только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй мне зрети мои согрешения и не осуждати брата моего» (преп. Нектарий).

Хорошо, что стараешься не осуждать ближнего и не гордиться: если будешь внимать себе, то Господь со време-нем поможет тебе, и получишь вечное спасение (преп. Анатолий).

Просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношений. Просто: не судите и не судимы будете. Молю Господа, чтобы Он даровал тебе эту добродетель. (Хотя сам я ее и не имею.) (преп. Анатолий).

Никого нельзя осуждать, даже самого отчаянного греш-ника (преп. Никон).

Никогда никого не осуждайте. Каждого, кто бы он ни был, встречайте с добрым чувством, с надеждой найти в нем одно хорошее, видя пред собою образ Божий (преп. Никон).

Господь видит сердце человеков. А люди в суждениях своих всегда могут ошибаться, и тогда суждения эти бывают плодом простого празднословия (преп. Никон).

Надо твердо помнить этот закон духовной жизни: чем кого осудишь или смутишься чем-нибудь у другого человека, то тебя это же самое постигнет, ты сделаешь сам то, в чем осудил другого, или будешь страдать этим самым недостатком (преп. Никон).

Ты с сопутствовавшей тебе монахиней скорбела на матушку Игуменью за то, что она без внимания оставляет таких людей, которые прежде благодетельствовали монас-тырю и с которыми она в течение многих лет имела обще-ние, но от которых не ожидает более для обители пользы, которые, однако, могут влиять на других словом. Не твое дело судить действия игуменьи. Она над тобою приняла суд, а не ты над нею (преп. Иларион).

Искушение это попустилось тебе не иначе как за осуж-дение твое противящихся игуменье, за что пришлось и са-мой впасть в противление начальству, тех вина противле-ние, положим, еще дельнее была, а твоя совершенно из пустяков. Жалею я, что своим устроением привела ты и Матушку в изменение к себе, как сама пишешь ты: «за-мечаешь ее изменение», не знаю, в состоянии ли будешь ты поправить свои ошибки, разве только долгим временем и то не без труда?! (преп. Иларион).

Пожалей и не осудишь (преп. Анатолий).

Судить и осуждать берегись, особенно старших. Это ху-же всего и ведет к нерасчерпаемой путанице. Безмолвство-вать в своей келье и значит не осуждать и не праздносло-вить (преп. Амвросий).

«Нужно смиряться, — сказал <преп. Амвросий>, — раздражение и осуждение происходят от гордости». Нарисовал <старец> цепочку колечками и указал, что грехи, подобно цепочке, связываются один с другим и происходят один от другого (преп. Амвросий).

Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других. Привел <старец> поразительный пример: «разбойник тридцать лет раз-бойничал и, покаявшись, вошел в рай. А апостол Иуда находился всегда при Господе Учителе, и под конец предал Его» (преп. Амвросий).

Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению (преп. Амвро-сий).

Ревность у тебя не по разуму; оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждо-го человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить (преп. Амвросий).

А у них <сестер>, может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). А милости-то у тебя и мало — почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону челове-ка и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими (преп. Амвросий).

Как будешь кого осуждать, то скажи себе: «лицемере, изми первее бервно из очесе твоего» (Мф. 7, 5). Бревно в глазу — это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше (преп. Амвросий).

Везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долго-терпению, и неосуждению других. Ежели дозволявшии или присвояющии себе право судить находили недостатки и не-правильности в Самом Господе, источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином и хуже того (Мф. 27, 63; Ин. 8, 48), то какого заключения не сделают от-носительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди Апостола, глаголющего: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4, 5) (преп. Амвросий).

.. «.Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблаз-на» (Пс. 118, 165). Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь никого не судить и не осуж-дать. Каждый бо от своих дел прославится или постыдит-ся на Страшном Суде Божием. Судить других нам и право не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправиль-но. И еще в Ветхом Завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной своей души. Об этом и следует нам более всего заботиться (преп. Амвросий).

На тебя нехорошо влияют резкие слова таких лиц, которые, по твоему мнению, говорить бы должны иначе. Святой Иоанн Лествичник пишет, что Господь промыслительно иногда оставляет и в духовных людях некоторые недостатки, чтобы чрез это приводить их к смирению (преп. Амвросий).

Ежели святым людям повелевает пророк Давид, глаго-ля: «бойтеся Господа, вси святии Его» (Пс. 33, 10), то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать за-поведи Божии, и прежде всего относительно суждения и осуждения, которое жизнь христианина обращает в лице-мерие, по сказанному в Евангелии: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7, 5). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность назы-вается ревностью не по разуму и ревностью буиею. Не без причины Апостол возражает, глаголя: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Ср.: Рим. 14, 4). Кольми паче суждение неуместно относительно предметов средних, как, например, относительно построек, малы ли они, или велики. Впоследствии видно будет, что они ока-жутся очень пригодными, хотя теперь и кажутся нам небла-говременными (преп. Амвросий).

Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: «а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием». Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь ска-зал: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде — белое чер-ным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю (преп. Амвросий).

Некоторые греху осуждения подвергаются от привыч-ки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частью подвергаемся мы греху сему от самомне-ния и возношения; несмотря на великую свою неиспра-вимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией... (преп. Амв-росий).

Даю четки сии с тем, чтобы приемлющий их человек сознавал свои недостатки и немощи и видел бы свои грехи, но никак не позволял себе замечать немощи и недостатки других, кольми паче старших, и всячески остерегался бы судить или унижать кого-либо, но дела и поступки других предоставлял бы Промыслу и суду Божию и собственной воле каждого. Как другие люди не отдадут пред Богом ответа за наши грехи и неисправности, равно и с нас не взыщет Бог за чужие недостатки и немощи, хотя бы и старших, если не будем вмешиваться в это и судить или уничижать, в противном же случае подвергаем себя суду Божию. Глаголет бо Господь во Евангелии: «в тоже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2), и паки: «не осуждай-те, да не осуждена будете» (Лк. 6, 37) (преп. Амвросий).

Сам Господь глаголет во Святом Евангелии: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф. 19,17). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза...» (Мф. 7, 5) (преп. Амвросий).

Разумевать, по слову Аввы Дорофея, что у иного есть такое тайное добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни. Человек может видеть только видимое, Господь же зрит самые глубины сердечные. Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: «он хоть и согрешил, но сумеет покаяться, а если ты согре-шишь, то покаяться не сумеешь». И таким разумением по-ставил себя ниже грешащего. Вот как древние святые отцы умудрялись смиряться и удерживать себя от сужде-ния и осуждения (преп. Амвросий).

Не спешить судить и осуждать, потому что видимые нами люди внутри не всегда таковы, какими кажутся снару-жи. Нередко человек начнет говорить по обычной немощи человеческой и, не окончивши еще разговора, уже начинает сознавать, что он говорит не то, что следует, а, пришедши в келью, горько раскаивается в сказанном или сделанном. — Преподобный Марк Подвижник пишет: «От дел и словес, и помышлений праведник един, а от покаяния праведницы быша мнози» (преп. Амвросий).

Заповедь Евангельскую имеем — не спешить судить, нездраво рассуждать и неправо осуждать (преп. Амвросий).

Пишешь, что трудно работать, и келья сыра, и голова болит. Вот за это-то ты и была бы причислена к лику мучениц, а за осуждение, и укорение, и ропот лишаешь награды в жизни загробной (преп. Иосиф).

Положение живущих близ монастырей бывает не толь-ко неполезно, но часто и вредно. Находясь вне монастыря и смотря на ошибки подвизающихся, они вместо духовной пользы навыкают только осуждать других, а за осуждение других человек и сам не избегает осуждения, если не поза-ботится вовремя покаяться. Чтобы не жить в самом монас-тыре и подвизаться наряду с другими, вы в извет представ-ляете слабость вашего желудка. Но ведь неприлично есть мясное и живущим близ монастыря, все же остальное из пищи можно употреблять, находясь и в монастыре, а сверх того тут та польза, что человек, находясь в борьбе вместе с другими, ясно может видеть свои недостатки и потому уже не может судить других, видя перед собою много лучших себя (преп. Амвросий).

Стародум. Они жалки, это правда; однако для этого добродетельный человек не перестает идти своей дорогой. Подумай ты сама, какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить.

Софья. Да скажите ж мне, пожалуйста, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен?

Стародум. Поверь мне, всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

Софья. Кто же остережет человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?

Стародум. Кто остережет? Та же совесть. Ведай, что совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Софья. Так поэтому надобно, чтоб всякий порочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурно, знав, что делает. Надобно, чтоб душа его очень была низка, когда она не выше дурного дела.

Стародум. И надобно, чтоб разум его был не прямой разум, когда он полагает свое счастье не в том, в чем надобно.

Софья. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать свое счастье. Знатность, богатство…

Стародум. Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами. Мой знатный человек, конечно, счастлив. Богач мой тоже. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Софья. Как это справедливо! Как наружность нас ослепляет! Мне самой случалось видеть множество раз, как завидуют тому, кто у двора ищет и значит…

Стародум. А того не знают, что у двора всякая тварь что-нибудь да значит и чего-нибудь да ищет; того не знают, что у двора все придворные и у всех придворные. Нет, тут завидовать нечему: без знатных дел знатное состояние ничто.

Софья. Конечно, дядюшка! И такой знатный никого счастливым не сделает, кроме себя одного.

Стародум. Как! А разве тот счастлив, кто счастлив один? Знай, что, как бы он знатен ни был, душа его прямого удовольствия не вкушает. Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одною боязнию: рано или поздно сверзиться. Скажи ж, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Софья. Вижу, какая разница казаться счастливым и быть действительно. Да мне это непонятно, дядюшка, как можно человеку все помнить одного себя? Неужели не рассуждают, чем один обязан другому? Где ж ум, которым так величаются?

Стародум. Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много, и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек.

Софья. Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с моим внутренним чувством, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую и достоинство честного человека и его должность.

Стародум. Должность! А, мой друг! Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают! Всечасное употребление этого слова так нас с ним ознакомило, что, выговоря его, человек ничего уже не мыслит, ничего не чувствует, когда, если б люди понимали его важность, никто не мог бы вымолвить его без душевного почтения. Подумай, что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим. Если б так должность исполняли, как об ней твердят, всякое состояние людей оставалось бы при своем любочестии и было б совершенно счастливо. Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство, можно сказать, погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю.

Софья. Возможно ль так себя унизить?

Стародум. Друг мой! Что сказал я о дворянине, распространим теперь вообще на человека. У каждого свои должности. Посмотрим, как они исполняются, каковы, например, большею частию мужья нынешнего света, не забудем, каковы и жены. О мой сердечный друг! Теперь мне все твое внимание потребно. Возьмем в пример несчастный дом, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности; где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели. Вместо искреннего и снисходительного друга, жена видит в муже своем грубого и развращенного тирана. С другой стороны, вместо кротости, чистосердечия, свойств жены добродетельной, муж видит в душе своей жены одну своенравную наглость, а наглость в женщине есть вывеска порочного поведения. Оба стали друг другу в несносную тягость. Оба ни во что уже ставят доброе имя, потому что у обоих оно потеряно. Можно ль быть ужаснее их состояния? Дом брошен. Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его. Имение растощается: оно сделалось ничье, когда хозяин его сам не свой. Дети, несчастные их дети, при жизни отца и матери уже осиротели. Отец, не имея почтения к жене своей, едва смеет их обнять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствованиям человеческого сердца. Невинные младенцы лишены также и горячности матери. Она, недостойная иметь детей, уклоняется их ласки, видя в них или причины беспокойств своих, или упрек своего развращения. И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет? В минуты, когда мысль их обращается на их состояние, какому аду должно быть в душах и мужа и жены!

Публикации раздела Литература

Недоросль. 10 фактов из жизни Митрофанушки

«Не хочу учиться, а хочу жениться» - жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки вот уже третье столетие не теряет актуальности. Первая в истории русской драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила и массу ярких образов, и полезных афоризмов. Узнаем 10 фактов из жизни Митрофанушки вместе с Натальей Летниковой.

Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились в Европе . На протяжении полутора лет литератор, будучи во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны. При написании «Недоросля» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.

Говорящие фамилии - лучшие авторские характеристики . В набросках главного героя звали Иванушка, но к выходу комедии в свет - уже Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» - госпожи Простаковой. Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин - герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.

«Недоросль». Помещица Простакова чинит суд и расправу. С гравюры Н.И. Калиты. 1958

Иллюстрация комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

История недорослей в России . Так в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом. Недоросль - необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный молодой человек, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.

Самая репертуарная пьеса ХVIII века русской сцены . За год до премьеры автор испытывал произведение на домашних чтениях. Поставить пьесу намеревались и в Петербурге, и в Москве. Московская цензура рисковать не стала. Премьера прошла в 1782 году в Вольном российском театре Петербурга. «Недоросль» пережил множество любительских постановок. В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл Гоголь .

Автор, он же режиссер . Работал над постановкой, распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российского театра актер» - Иван Дмитриевский. Самый знаменитый актер ХVIII века исполнил роль Стародума и стал главным магнитом для публики. Роль Правдина сыграл яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.

«Умри, Денис, лучше не напишешь» - фраза, приписанная Григорию Потёмкину, стала настоящим историческим анекдотом. По театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину якобы подошел князь Потёмкин с этой фразой. По другой версии - лестный отзыв принадлежит Державину . «Драматический словарь» того времени сообщал: «Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков».

«Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Госпожа Простакова, Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин. «Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Смехом казнить пороки . Главную свою задачу своего времени комедия выполнила сполна. «Слишком верные списки с натуры», - говорил о персонажах «Недоросля» Белинский; «Всё взято живьем с природы», - вторил коллеге Гоголь; первой народной комедией называли «Недоросля» декабристы. «Единственный памятник народной сатиры», - называл произведение «русского Мольера» Пушкин .

От бытовой комедии к сатирическому журналу . В 1783 году вышло первое печатное издание «Недоросля», а спустя пять лет Денис Фонвизин пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Стародум» - по имени самого рассудительного героя комедии. Журнал запретила императрица Екатерина II.

«Недоросль» в любимцах и у современных режиссеров . История о Митрофанушке - в репертуаре самого северного театра в мире - Норильского заполярного , а также Рязанского и Нижегородского тюзов. С музыкой Дмитрия Шостаковича и русскими народными мелодиями комедию представляет Детская филармония Петербурга. А в 2015 году «Недоросль» стал еще и мюзиклом - с легкой руки композитора Александра Журбина.

30-летний юбилей Митрофанушки в Малом театре . Современная версия «Недоросля» на этой сцене начинает отсчет с 1986 года. Сыграно более 700 спектаклей. «Надоело ужасно, - вспоминал Афанасий Кочетков, игравший Стародума, - но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я понял… что им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления…»