Адаты. Гражданское право. Ф.А. Гантамирова. Адаты чеченцев и ингушей

Чеченские адаты были собраны и выпущены в сборнике «Адаты кавказских горцев» в 1882 г. Материалы, легшие в основу сборника, были извлечены из горских словесных судов и записаны сразу после завоевания Чечни. К моменту их издания они были дополнены советом старшин отдельных районов края. Все адаты были разделены на наибства, соответствующие делению Чечни после завоевания Россией – Ичкерия (Ножай-Юртовский и Веденский р-ны), Надтеречье, Качкалык, Аух (чеченцы-аккинцы), Карабулаки и т.д. Многие адаты идентичны для всех областей Чечни, а потому, чтобы не обременять читателя повторами, здесь представлены, главным образом, адаты Ичкерии. Эти адаты более жестки, не испытали влияния российской власти и главное – влияния княжеских адатов Надтеречья. Вполне можно полагать, что именно они являются наиболее древними законами чеченского общества.

1. КАЛЫМ

Калым и подарок жениха составляют неприкосновенную собственность замужней женщины. Без ее согласия муж не имеет права им распоряжаться.

а) Калым составляет 100–120 руб. серебром (20–24 коровы) за девственницу; за вдову или разведенную – в 2 раза меньше;

б) если женитьба произошла без согласия родителей невесты – штраф: 100 руб. серебром (20 коров) и конь со всем убором.

2. СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

а) За прелюбодеяние с чужой женой виновник должен заплатить мужу, если он его не убивает на месте, штраф в размере 80 голов рогатого скота; если же муж убивает виновника, то обязан заплатить его родственникам штраф, как за убийство;

б) за прелюбодеяние с замужней женщиной или засватанной девушкой виновник выплачивает штраф: 80 голов крупного рогатого скота при условии, что на штраф согласны родственники женского пола потерпевшей стороны;

в) если родственницы девушки не согласны, то виновник, если женат, посылает в их распоряжение свою жену, а если не женат – сестру или мать;

г) за прелюбодеяние с незасватанной девушкой уличенный обязан заплатить ее родителям штраф в 18 голов крупного рогатого скота.

В Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, а также у акинцев виновный в прелюбодеянии с замужней женщиной преследовался как за убийство. Женщине же отрезались нос и губы. Однако муж обязан был уплатить ее родственникам штраф за нанесенное увечье.

3. БЛУД

а) За блуд мужчина обязан жениться на женщине, с которой у него была связь;

б) еще до заключения брака, если мужчина согласен на него, он обязан дать ее ближайшим родственникам выкуп, положенный женщине при разводе – гебенгак;

в) если мужчина не захотел жениться, то гебенгак остается в распоряжение женщины;

г) если у них есть общий ребенок, то он отдается на попечение отца;

д) кроме того, мужчина дает родственникам женщины трехлетнего быка.

4. ОСКОРБЛЕНИЕ

За оскорбление словесное, с поношением чести, потерпевшая сторона имеет право ответить тем же.

5. БЕСЧЕСТИЕ

а) за бесчестие, нанесенное девушке или вдове вне дома, т. е. обнять, поцеловать, дотронуться, даже случайно, снять платок, виновный обязан: в присутствии почетных людей принести свои извинения ее родственникам и заплатить им удовлетворение, дав трехлетнего быка, одного-двух баранов и кусок холста или ситца;

б) за бесчестие девушке или вдове, нанесенное в доме, также приносятся извинения и дается удовлетворение в виде двух быков, двух баранов и двух кусков ситца или холста;

в) если кто, преследуя спасающегося, вбежит в чужой двор, то обязан в присутствии почетных людей принести свои извинения хозяевам двора;

г) за отрезание хвоста у чужой лошади виновный платит истцу 25 руб. серебром (5 коров), приносит извинения в присутствии почетных людей, причем, приводит с собой быка в подарок потерпевшему;

д) за убийство чужой собаки во дворе хозяина или у его ворот виновник отвечал как за убийство человека. Если убийство собаки случилось вдали от ее двора, виновник платит ее хозяину: за овчарку – трехлетнего быка, барана и кусок холста; за дворовую – одного барана и кусок холста.

е) снятие или сбивание шапки с чужой головы решается, как при убийстве;

ж) поругание предков, или одного из них, решается, как при убийстве.

6. УМЫКАНИЕ

а) если девушка или вдова увезена без согласия ее родных и она не согласна выйти замуж за похитителя, виновный обязан вернуть ее. Ее родным делается честь – платится 20 руб. серебром, один баран и ситец. Кроме того, если девушка переночевала хоть одну ночь у похитителя, ее родным платится калым и гебенгак;

б) если девушка или вдова пожелает выйти замуж за похитителя, и ее родные согласны, то она выходит за него замуж, но при этом увезший ее возвращает девушку до свадьбы в дом ее родных, дает родным девушки или вдовы гебенгак, а также 20 руб. серебром, одного барана и ситец;

в) если девушка засватана, то штраф дается не ее родителям, а ее жениху.

7. ДОЛГ

а) Дела о долгах рассматриваются по шариату;

б) если есть расписка, подлинность которой несомненна, то дело рассматривается по адату;

в) если в деле указаны проценты, то шариатский суд их не рассматривает, а считает законной только сумму долга;

г) дела по процентам рассматривает только адат, причем нужны свидетели и письменные обязательства;

д) если должник умер, долг должен быть уплачен за счет имения покойного, до раздела его родственниками;

е) если заимодавец объявился после раздела имения покойного, то долг оплачивают все наследники имения по мужской линии; для этого заимодавец должен предоставить долговую расписку, засвидетельствованную двумя свидетелями и скрепленную кадием.

ВОТАЛЛА

а) В случае неуплаты долга или штрафа под барабанный бой собиралось все общество и забирало у должника соответствующую часть имущества;

б) если человек при этом разорялся, то ему давали пасти общественное стадо, при этом половина приплода оставалась собственностью пастуха.

8. ИМЕНА РОДНЫХ

Сноха не имела права называть свою фамилию, имена мужа, свекра, свекрови, деверя, золовки. В случае нарушения этого запрета она изгонялась из семьи своего мужа.

9. КЛЕВЕТА

Клевета, бездоказательно возведенная на кого-либо, оплачивается виновником потерпевшей стороне в размере платы за убийство, особенно если эта клевета касается чести девушки или женщины.

Чеченцы издревле славятся своими обычаями. Адаты («обычай» - араб.,) чеченцев - неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения. Многие из них перечислены в Моральном кодексе. Но есть также неписанные законы, которые по сегодняшний день являются важными для любого представителя этого народа.

Истоки этих красивых обычаев - в древней истории чеченцев. Сыздавна повелось так, что огромное значение в чеченском обществе имеет гостеприимство. В народной культуре, в пословицах, поговорках и сказках часто за основу берется эта тема. Причиной тому стал старый уклад жизни. В горной местности, в опасных для жизни условиях, люди приглашали к себе домой путника, давали ему хлеб и ночлег. Так было принято в любой чеченской семье. Знакомый или незнакомый, если человек нуждался в крыше над головой, он получал ее. При этом у гостя не расспрашивали о причине и цели его приезда, пока он сам не скажет. Через три дня после приезда гость терял этот статус и должен был либо покинуть дом, либо принимать участие в его непосредственной жизни, в хозяйственных работах.

Очень интересным обычаем для многих других народностей является обычай подарка гостю. Если гостю понравился какой-либо предмет в доме, то хозяин тут же должен предложить ему его, подарить. Однако находились люди, которые впоследствии осуждали гостя за выманивание предметов, он мог прослыть человеком «рабского этикета».

Есть также несколько правил, касающихся гостеприимства. Хозяин дома, принимая гостей, должен занять место, ближайшее к дверям, тем самым показывая, что он самый незначительный человек в доме. Также немаловажно, что хозяин за столом должен есть до тех пор, пока едят его гости. Прерывание трапезы первым считалось грубым нарушением этикета.

Если в дом приходят гости, которые не являются близкими родственниками или соседями, то женщины не должны их обслуживать. Этим могут заниматься взрослые сыновья, молодые родственники или соседские юноши.

Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Женщина, являющаяся матерью достойных сыновей, имеет право принимать равноправное участие в совете мужчин.

Вообще в чеченском обществе особо строго соблюдаются все традиции, которые касаются женщин. Например, когда в дом входит посторонняя женщина,все мужчины должны встать. Если женщина приехала в гости, то в отношении нее все церемонии и приличия соблюдаются с особенной тщательностью.

Если вместе идут мужчина и женщина, женщина должна идти на шаг позади мужчины. Объясняется этот обычай тем, что в древние времена мужчина должен был первым встретить опасность.

Если идут вместе двое мужчин, то младший должен идти слева и на полшага позади. Объясняется это тем, что младший должен прикрыть левую, незащищенную сторону старшего.

Если идут вместе трое мужчин, то старший идет посередине, а младшие по бокам, чуть поотстав.

Мужчина при посторонних людях ни в коем случае не должен брать на руки своего ребенка или ласкать его словами или прикосновениями. То же самое относится и к матери. Если маленький ребенок заплакал или закапризничал, мать должна унести или увести его в другую комнату. Нельзя допускать, чтобы дети мешали гостю или гостям беседовать с хозяином дома, если сами гости настоятельно не попросят привести детей.

Младший не должен пересекать дорогу старшему, а должен остановиться и пропустить его, почтительно поздоровавшись. Женщина должна пропускать мужчину.

Считается крайней бестактностью, если младший перебьет старшего или затеет разговор со старшим без его просьбы или разрешения.

Любой совершеннолетний мужчина имеет право пресечь, даже с применением оружия, похищение девушки. Если при этом прольется кровь, то родственники девушки обязаны принять вражду на себя, освободив заступника от преследования кровниками.

Невестка должна накормить мужа, лишь накормив предварительно его родителей, если они все живут в одном доме или в близком соседстве.

Не допускаются браки, если парень и девушка находятся по отношению друг к другу хотя бы в семиюродном родстве. Даже при более отдаленном родстве такие браки осуждаются, но не считаются злостным нарушением традиций.

В старину в знак уважения к своему селению мужчина садился на коня только за границей селения, а до этого шел, ведя коня на поводу.

Считалось дурным тоном обижаться на шутку. Однако и шутки не должны были содержать в себе явных оскорблений.

Считалось позором и малодушием обнажить оружие на обидчика и не нанести удара. Поэтому чеченцы только в самых крайних случаях брались за оружие.

Конный всегда первым здоровался с пешим, а спускающийся вниз по склону горы - с тем, кто идет наверх.

Мужчина никогда не говорит«моя жена», он выражается эвфемизмами: «та, что в доме», «мать этих детей» и т.п. Также и женщина не говорит «мой муж», обходясь эвфемизмами.

В 63 года у мужчин наступает возраст, называемый «возраст развязывания пояса», то есть считалось, что с этой поры он может выходить на улицу без кинжала, и на нем не лежит воинская обязанность.

При равных условиях мужчина должен оказывать большее почтение своим дядям со стороны матери, чем дядям со стороны отца.

Дяди со стороны матери при достижении племянником совершеннолетия (15 лет) дарили ему верхового коня, а дяди со стороны отца - оружие.

Нищим надо подавать в любом случае, даже если ты подозреваешь, что они мошенники, а не люди, нуждающиеся в поддержке.

Нельзя приманивать животных пустой ладонью: обмануть бессловесную живность или маленького ребенка - презренный поступок.

Клятвенный друг, даже если он представитель другого тейпа, имеет право выступить при кровной мести на стороне побратима.

Если любая девушка обратится к юноше или мужчине со словами «стань мне братом», они должны решить любые ее проблемы, даже с риском для жизни.

Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах.

Если отец обнаруживает, что его сын закурил, то он через мать предупреждает его о недопустимости курения, а сам немедленно бросает курить.

Найденную вещь или деньги нужно при свидетелях отдать сельскому мулле, чтобы он нашел того, кто потерял их.

Если дети поссорились или устроили драку, то родители должны в первую очередь отругать своих детей, не разбирая, кто из них прав или виноват.

Прикоснуться к папахе мужчины считается тяжким оскорблением, оно приравнивается к пощечине.

Перебить говорящего - проявление неуважения к нему. В крайних случаях, когда обстоятельства того требуют, нужно сказать говорящему: «Не забудь свое слово».

По материалам этнографа Хасиева С.-М.

Адатом (в переводе с арабского это означает «обычай») называется свод законов и традиций у мусульманских народов. В отличие от законов шариата эти нормы возникли еще в доисламский период. Следование нормам адата широко распространено у чеченцев.

Как возникли адаты

Шариатские суды занимаются в основном делами гражданскими – имущественными, земельными и наследственными спорами - уголовные же часто находятся в ведении родовых старейшин.

В древности адаты регулировали жизнь общины и брачно-семейные отношения в условиях родоплеменного строя. На территории Чечни к началу XIX столетия каждый союз тейпов (родовых кланов) – тукхум - имел собственный адат. В 1882 году адаты вайнахских народов были задокументированы и изданы на русском языке. По сообщению швейцарской газеты Le Temps, с точки зрения европейца, чеченский адат «стоит в республике выше Конституции».

Семейные обязанности

Адат определяет, прежде всего, правила поведения в семье и обществе. Так, у чеченцев принято заботиться о родителях. Как правило, престарелые родители живут вместе с одним из сыновей.

Выкуп за невесту

Согласно адатам определялся, например, размер калыма за невесту. Парень мог украсть девушку без ее согласия, но при этом должен был спросить, есть ли человек, за которого она хотела бы выйти замуж. Если ответ был утвердительным, похититель должен был передать невесту тому человеку. Если девушка была не согласна выходить замуж, ее возвращали в родной дом, а ее родным платили штраф в виде денег, скотины и ситца.

Если же она хоть одну ночь провела в доме похитителя, то платились уже настоящий калым и гебенгак – отступные, которые давались при разводе. Впрочем, если даже девушка соглашалась на брак, все равно приходилось платить. Если она была просватана за другого, выкуп платился уже не ее родителям, а жениху.

Наказание за прелюбодеяние

Подробно оговаривались в адатах и действия в случае прелюбодеяния, совершенного с чужой женой. Например, прелюбодей должен был заплатить мужу штраф в размере 80 голов рогатого скота. Если же муж убивал любовника своей жены, то обязан был заплатить его родственникам штраф за убийство.

Если прелюбодеяние совершалось с девушкой, которую уже просватали за другого, то виновник должен был заплатить штраф ее родным, а в случае их несогласия – послать в их распоряжение свою жену или родственницу. За прелюбодеяние с девушкой, которая еще не просватана, тоже платился штраф, только в меньшем количестве.

Если прелюбодеяние происходило между свободными мужчиной и женщиной, мужчина обязан был жениться на этой женщине. При этом еще до заключения брака он был обязан заплатить родне невесты гебенгак. Если мужчина отказывался жениться, то гебенгак оставался женщине. Если у пары был общий ребенок, то он оставался на попечении отца.

Наказание за оскорбление

За словесное оскорбление, задевающее честь оскорбленного, согласно адатам человек имел право ответить тем же. За бесчестие, нанесенное мужчиной девушке или вдове (например, если он дотрагивался до нее, снимал с нее платок, пусть даже случайно), виновник обязан был принести извинения и заплатить штраф в виде быков, баранов, а также кусков ситца и холста.

Имущество и долги

Наказывалась штрафами и порча чужого имущества (например, отрезание хвоста у лошади). За долги у должника в счет уплаты забирали часть имущества. А если кто-то убивал собаку в чужом дворе, то отвечал за это как за убийство человека.

Кровная месть

К адату восходит и традиция кровной мести (в чеченском языке она зовется «чир»). Поводом к ней чаще всего становится убийство. Если оно непредумышленное, то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают.

Сроков давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше. По правилам, оно может произойти не ранее чем через год после объявления чира. Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Что стало с адатом

Адат практиковался у народов Кавказа и Средней Азии вплоть до начала 1930-х годов, когда он был официально запрещен и заменен на гражданской законодательство. Но в Чечне после смерти Сталина адат вновь стал действовать в подпольном режиме.

Адатом (в переводе с арабского это означает «обычай») называется свод законов и традиций у мусульманских народов. В отличие от законов шариата эти нормы возникли еще в доисламский период. Следование нормам адата широко распространено у чеченцев.

Как возникли адаты

Шариатские суды занимаются в основном делами гражданскими – имущественными, земельными и наследственными спорами - уголовные же часто находятся в ведении родовых старейшин.

В древности адаты регулировали жизнь общины и брачно-семейные отношения в условиях родоплеменного строя. На территории Чечни к началу XIX столетия каждый союз тейпов (родовых кланов) – тукхум - имел собственный адат. В 1882 году адаты вайнахских народов были задокументированы и изданы на русском языке. По сообщению швейцарской газеты Le Temps, с точки зрения европейца, чеченский адат «стоит в республике выше Конституции».

Семейные обязанности

Адат определяет, прежде всего, правила поведения в семье и обществе. Так, у чеченцев принято заботиться о родителях. Как правило, престарелые родители живут вместе с одним из сыновей.

Выкуп за невесту

Согласно адатам определялся, например, размер калыма за невесту. Парень мог украсть девушку без ее согласия, но при этом должен был спросить, есть ли человек, за которого она хотела бы выйти замуж. Если ответ был утвердительным, похититель должен был передать невесту тому человеку. Если девушка была не согласна выходить замуж, ее возвращали в родной дом, а ее родным платили штраф в виде денег, скотины и ситца. Если же она хоть одну ночь провела в доме похитителя, то платились уже настоящий калым и гебенгак – отступные, которые давались при разводе. Впрочем, если даже девушка соглашалась на брак, все равно приходилось платить. Если она была просватана за другого, выкуп платился уже не ее родителям, а жениху.

Наказание за прелюбодеяние

Подробно оговаривались в адатах и действия в случае прелюбодеяния, совершенного с чужой женой. Например, прелюбодей должен был заплатить мужу штраф в размере 80 голов рогатого скота. Если же муж убивал любовника своей жены, то обязан был заплатить его родственникам штраф за убийство. Если прелюбодеяние совершалось с девушкой, которую уже просватали за другого, то виновник должен был заплатить штраф ее родным, а в случае их несогласия – послать в их распоряжение свою жену или родственницу. За прелюбодеяние с девушкой, которая еще не просватана, тоже платился штраф, только в меньшем количестве.

Если прелюбодеяние происходило между свободными мужчиной и женщиной, мужчина обязан был жениться на этой женщине. При этом еще до заключения брака он был обязан заплатить родне невесты гебенгак. Если мужчина отказывался жениться, то гебенгак оставался женщине. Если у пары был общий ребенок, то он оставался на попечении отца.

Наказание за оскорбление

За словесное оскорбление, задевающее честь оскорбленного, согласно адатам человек имел право ответить тем же. За бесчестие, нанесенное мужчиной девушке или вдове (например, если он дотрагивался до нее, снимал с нее платок, пусть даже случайно), виновник обязан был принести извинения и заплатить штраф в виде быков, баранов, а также кусков ситца и холста.

Имущество и долги

Наказывалась штрафами и порча чужого имущества (например, отрезание хвоста у лошади). За долги у должника в счет уплаты забирали часть имущества. А если кто-то убивал собаку в чужом дворе, то отвечал за это как за убийство человека.

Кровная месть

К адату восходит и традиция кровной мести (в чеченском языке она зовется «чир»). Поводом к ней чаще всего становится убийство. Если оно непредумышленное, то виновника обычно тут же прощают, но при этом он должен заплатить выкуп семье жертвы или взять на содержание детей потерпевшего. Женщин, стариков, детей или слабоумных по обычаю кровной мести не убивают.

Сроков давности кровная месть не имеет. Если человек, которого обвинили в преступлении, умирает, то убить могут его братьев, сыновей, внуков или других родственников мужского пола. Поэтому считается, что чем быстрее наступит примирение, тем лучше. По правилам, оно может произойти не ранее чем через год после объявления чира. Все это время те, кому объявлена кровная месть, должны находиться в изгнании, скрываться.

Что стало с адатом

Адат практиковался у народов Кавказа и Средней Азии вплоть до начала 1930-х годов, когда он был официально запрещен и заменен на гражданской законодательство. Но в Чечне после смерти Сталина адат вновь стал действовать в подпольном режиме.

Адат - от арабского «обычай» - обычное право у мусульман в отличие от духовного права - шариата. Нормы адата складывались в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и др.) Адат регулировал жизнь общины и брачно-семейные отношения. Этот свод этических норм, традиций и правил поведения - с глубокой древности был одной из специфических форм организации общественной жизни в Чечне.

О роли адата в жизни современной Чечни рассказал чеченский ученый-этнограф Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры «Даймехкан аз» («Голос Отчизны»). С-М. Хасиев пишет:«Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими (ламкерстами). Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек (разбойник, народный заступник) Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Знаменитый абрек спросил, что случилось. «У меня отобрали младенца», - ответила женщина. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли в полах черкески ребенка. Абрек долго просил миром вернуть ребенка матери, заклинал богом, родителями, предками, но безрезультатно. А когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За это Зелимхан убил их. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на подростка, не достигшего совершеннолетия, на женщину, на старика пенсионного возраста. Они даже в круг мести не входят. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести даже женщину убить.

Другой пример связан с народной традицией. Речь идет о конокраде, который погиб, упав с украденного коня. Горско-языческие нравы предписывают владельцу коня быть ответственным за эту смерть. Но настоящие адаты подчеркивают прямую вину самого погибшего: человек посягнул на чужое, и поэтому его родичи обязаны не только вернуть коня, но и сделать его владельцу подарок в знак извинения.

Примеры из общественно-бытового уклада. Адаты обязывают человека отвечать за порядок в местности, где он живет. Один центр его жизни - дом (очаг), другой - общественный центр поселения (майдан, площадь). Если на площади происходит, например, драка, то компенсация за ущерб (материальный или физический) будет взиматься тем бомльшая, чем дальше от места драки расположен очаг участника беспорядков. Адаты предусматривают также не одинаковую компенсацию за одинаковую рану на правой и на левой стороне тела.

По требованиям адата, молодой человек, умыкнувший девушку без ее согласия, обязан спросить, есть ли у нее парень, за которого она хотела бы выйти замуж. Если они отвечает, что есть, то похититель посылает тому человеку весть: я взял тебе невесту. Таким образом, он становился посредником, другом жениха. Иногда между враждовавшими семьями через такой поступок достигалось примирение, устанавливались родственные связи.

В чеченском обществе сейчас есть люди, которые соблюдают нормы традиционного адата, есть и те, кто следует горско-языческим нравам. Таким присущи воровство, кичливость, нахрапистость, стремление использовать силу. Они могут украсть девушку, надругаться над ней, убить».

С-М. Хасиев считает, что сейчас в Чечне надо всемерно популяризировать традиционные адаты, строго подчеркивая их отличие от горско-языческих нравов. Это - путь к восстановлению нравственно-этических норм в обществе.