А зори здесь тихие главная героиня. Борис Васильев - А зори здесь тихие…. «А зори здесь тихие»: описание сюжета

характеристика героев "а зори здесь тихие"

  1. Федот Васков

    Федот Васков уже был на Финской войне, а теперь защищает тыл советских войск. Он комендант разъезда, к которому после длительных просьб прислать непьющих и не гулящих бойцов, прислали совсем юных девушек, едва переступивших школьный порог.
    Васков единственный выживший из всего своего отряда, однако он потерял руку, занеся инфекцию в полученную рану.

    В книге нет прямых указаний на то, что Васков служит в ПВО. Зенитчиц на объект прислали для защиты от авианалтов. Во время Зимней войны Васков был разведчиком.
    Женя Комелькова

    Очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались е красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата.
    Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность; но и героизму хватило места именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили, а затем расстреляли е в упор.

    В фильме роль Комельковой исполнила актриса Ольга Остроумова.
    Рита Осянина

    Рита Муштакова первой из класса вышла замуж за лейтенанта Осянина, от которого родила сына Альберта. Муж Риты погиб во время контратаки 23 июня 1941 года.
    Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о е сыне.
    Лиза Бричкина

    Лиза Бричкина простая деревенская девушка, испытывающая давление со стороны отца. В то же время к ним в дом приходит охотник-путешественник, в которого Лиза влюбляется. Но не испытывая взаимных чувств к Лизе, а видя при этом, в каких условиях растет девушка, он предлагает ей приехать в столицу и поступить в техникум. Но стать студенткой Лизе так и не удалось началась война.
    Лиза утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова, к которому она питала любовные чувства.
    Галя Четвертак
    Галина Четвертак представляет себя Марион Диксон (кадр из фильма Ростоцкого)

    Галя выросла в детском доме. Там же она и получила свое прозвище за низкий рост.
    Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та, не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую нелепую смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла в перестрелке.
    Соня Гурвич

    Соня Гурвич девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало) .
    Соня — вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

  2. Женя рыжеволосая красивая девушка. Она отличается артистичностью и необыкновенным обаянием. Ею восхищаются подруги. Однако важными качествами ее характера являются сила и бесстрашие. На войне ею также движет желание мести. Характеристики героев произведения А зори здесь тихие связаны с их судьбами. Каждый из персонажей человек со своей печальной историей. У большинства девушек родителей отняла война. Но судьба Жени особенно трагична, потому как ее мать, сестру и брата немцы расстреляли у нее на глазах. Из девушек она погибает последней. Уводя за собой немцев, она вдруг задумывается о том, как глупо умирать в восемнадцать лет Немцы расстреляли ее в упор, а потом долго всматривались в красивое гордое лицо.
    20:45:58
    Федот Васков Старшина прошел Финскую войну. Он был женат, имел ребенка. Но к началу Отечественной войны стал человеком абсолютно одиноким. Жена ушла. Малолетний сын умер. И не было на всем свете человека, который тосковал бы по Васкову, дожидался бы его с фронта и надеялся на то, что он выживет в этой войне. Но он выжил.
    Рита Осянина Она казалась старше других девушек. Рита была единственной матерью из взвода зенитчиц, погибших в те дни в Карельских лесах. Она производит впечатление более серьезного и рассудительного человека по сравнению с другими девушками. После тяжелого ранения Рита выстрелила себе в висок, тем самым спасая жизнь старшине. Характеристика героев повести А зори здесь тихие описание характеров и краткая предыстория довоенных лет. В отличие от своих подруг Осянина успела выйти замуж и даже родить сына. Муж погиб в самом начале войны. А сына воспитать ей не дала война.
    Лиза Бричкина девушка из Сибири, которая воспитывалась без матери и, как любая молодая женщина, мечтала о любви. Поэтому при встрече с немолодым офицером Васковым в ней пробуждается чувство. О нем старшина никогда не узнает. Выполняя его задание, Лиза тонет в болоте.
    Галина Четвертак бывшая воспитанница детского дома. Она никого не теряла во время войны, потому как на всем свете у нее не было ни одной родной души. Но ей так хотелось быть любимой и иметь семью, что она с самозабвением предавалась мечтам. Рита погибла первой. И когда пуля ее настигла, выкрикнула Мама слово, которым она не называла ни одну женщину при жизни. Когда-то у Сони Гурвич были родители, братья и сестры. В войну все члены большой еврейской семьи погибли. Соня осталась одна. Эта девушка отличалась от других утонченностью и образованностью. Погибла Гурвич, когда возвращалась за кисетом, забытым старшиной.
  3. "А зори здесь тихие" — это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита — пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина — нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она — самая бесстрашная, мужественная, она — мать. Женя Комелькова — белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич — это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. Лиза Бричкина всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты… о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.
  4. В общем ничего особенного

Повесть «А зори здесь тихие», краткое содержание которой приведено далее в статье, рассказывает о событиях, происходящих во время Великой Отечественной Войны.

Произведение посвящено героическому подвигу зенитчиц, неожиданно оказавшихся в окружении немцев.

О повести «А зори здесь тихие»

Впервые повесть была опубликована в 1969 году, ее одобрил редактор журнала «Юность».

Поводом к написанию произведения стал реальный эпизод военного времени.

Небольшая группа выздоравливающих после ранений солдат из 7 человек воспрепятствовала подрыву немцами Кировской железной дороги.

В результате операции в живых остался лишь один командир, который впоследствии по окончании войны получил медаль «За боевые заслуги».

Эпизод трагический, однако, в реалиях военного времени это событие теряется среди ужасов страшной войны. Тогда автор вспомнил о 300 тысячах женщин, несших фронтовые тяготы наряду с бойцами мужского пола.

И сюжет повести построился на трагических судьбах девушек-зенитчиц, которые погибают в ходе разведывательной операции.

Кто автор книги «А зори здесь тихие»

Произведение написано Борисом Васильевым в повествовательном жанре.

Когда началась Великая Отечественная Война, он едва закончил 9-й класс.

Борис Львович воевал под Смоленском, получил контузию, и потому знал о фронтовой жизни не понаслышке.

Литературным трудом он увлекся в 50-е годы, занимался написанием пьес и сценариев. За прозаические повести писатель взялся лишь спустя 10 лет.

Главные герои повести «А зори здесь тихие»

Васков Федот Евграфыч

Старшина, в командование которого поступили зенитчицы, занимал комендантское положение на 171-м железнодорожном разъезде.

Ему 32 года, но девушки дали ему прозвище «старик» за несговорчивый характер.

До войны был обычным мужиком из деревни, имел 4 класса образования, в 14 лет вынужден был стать единственным кормильцем в семье.

Сын Васкова, которого он отсудил у бывшей жены после развода, умер до начала войны.

Гурвич Соня

Простая стеснительная девушка из большой семьи, родилась и выросла в Минске. Ее отец работал участковым врачом.

До войны она успела проучиться год в МГУ на переводчика, бегло говорила по-немецки. Первой любовью Сони был студент-очкарик, занимавшийся в библиотеке за соседним столом, с которым они робко общались.

Когда началась война, в связи с избытком переводчиков на фронте, Соня попала в школу для зенитчиков, а потом в отряд Федота Васкова.

Девушка очень любила стихи, заветной мечтой ее было снова повидать своих многочисленных домочадцев. В ходе разведывательной операции Соню убил немец двумя ударами ножа в грудь.

Бричкина Елизавета

Деревенская девушка, дочь лесника. С 14 лет вынуждена была оставить учебу и ухаживать за неизлечимо больной матерью.

Мечтала поступить в техникум, поэтому после смерти мамы, следуя совету одного из отцовских друзей, собиралась переехать в столицу. Но ее планам не суждено было сбыться, их скорректировала война — Лиза отправилась на фронт.

Хмурый сержант Васков сразу вызвал в девушке большую симпатию. Во время вылазки на разведку Лиза была отправлена через болото за подмогой, но слишком торопилась и утонула. Спустя некоторое время, ее юбку на болоте найдет Васков, тогда он поймет, что остался без подмоги.

Комелькова Евгения

Веселая и красивая рыжеволосая девушка. Немцы расстреляли всех членов ее семьи, беспощадная расправа произошла прямо на Жениных глазах.

Уберегла девушку от гибели ее соседка. Горя желанием отомстить за гибель родных, Женя подалась в зенитчицы.

Привлекательная внешность девушки и задорный характер сделали ее объектом ухаживаний полковника Лужина, поэтому начальство, чтобы прервать роман, перенаправило Женю в женский отряд, так она попала под командование Васкова.

В разведке Женя дважды проявила бесстрашие и героизм. Она спасла своего командира, когда он боролся с немцем. А затем, подставив себя под пули, увела немцев от места, где спрятались старшина и ее раненая подруга Рита.

Четвертак Галина

Очень молодая и восприимчивая девушка, отличалась низким ростом и привычкой сочинять истории и небылицы.

Выросла в детском доме и даже не имела своей фамилии. Из-за ее маленького роста престарелый завхоз, который относился к Гале по-дружески, придумал ей фамилию Четвертак.

До призыва девушка почти успела закончить 3 курса библиотечного техникума. Во время разведывательной операции Галя не смогла справиться со страхом и выскочила из прикрытия, попав под немецкие пули.

Осянина Маргарита

Старшее лицо по взводу, Рита отличалась серьезностью, была весьма сдержана и редко улыбалась. В девичестве она носила фамилию Муштакова.

В самом начале войны погиб ее муж, лейтенант Осянин. Желая отомстить за гибель родного человека, Рита отправилась на фронт.

Своего единственного сына Альберта она отдала на воспитание матери. Гибель Риты стала последней из пятерых девушек в разведке. Она застрелилась, понимая, что смертельно ранена и является непосильной обузой для своего командира Васкова.

Перед смертью она просила старшину позаботиться об Альберте. И тот сдержал данное обещание.

Другие персонажи «А зори здесь тихие»

Кирьянова

Была старшим боевым товарищем Риты, промкомвзвода. До службы на границе участвовала в Финской войне. Кирьянова вместе с Ритой, Женей Комельковой и Галей Четвертак были перенаправлены на 171-й разъезд.

Зная о тайных вылазках Риты к своему сыну и матери во время службы у Васкова, она не выдала давнюю сослуживицу, заступившись за нее в то утро, когда девушка встретила немцев в лесу.

Краткий пересказ повести «А зори здесь тихие»

События повествования приведены в сильном сокращении. Диалоги и описательные моменты опущены.

Глава 1

Действие происходило в тылу. На недействующем железнодорожном разъезде под номером 171 осталось всего несколько уцелевших домов. Бомбежек уже не было, но для предосторожности командованием были здесь оставлены зенитные установки.

По сравнению с другими частями фронта, на разъезде был курорт, солдаты злоупотребляли спиртным и заигрывали с местными жительницами.

Еженедельные рапорты коменданта разъезда старшины Васкова Федота Евграфыча на зенитчиков приводили к регулярной смене состава, однако картина снова и снова повторялась. Наконец, проанализировав сложившуюся ситуацию, командование направило под руководство старшины команду девушек-зенитчиц.

Проблем с выпивкой и разгулом у нового состава не было, однако для Федота Евграфыча было непривычным командование женским задиристым и обученным составом, так как сам он имел всего 4 класса образования.

Глава 2

Гибель мужа сделала Маргариту Осянину суровым и замкнутым в себе человеком. С момента утраты любимого, в ее сердце горело желание отомстить, потому она осталась служить на границе близ тех мест, где погиб Осянин.

На замену погибшей подносчице прислали Комелькову Евгению – озорную рыжую красавицу. Она тоже пострадала от фашистов – ей своими глазами пришлось видеть расстрел немцами всех членов семьи. Две непохожих девушки подружились и сердце Риты стало оттаивать от пережитого горя, благодаря веселому и открытому нраву Жени.

Две девушки приняли в свой кружок стеснительную Галю Четвертак. Когда Рита узнает о том, что можно перевестись на 171-й разъезд, она сразу соглашается, так как совсем рядом живут ее сын и мать.

Все трое зенитчиц поступают под командование Васкова и Рита с помощью своих подруг предпринимает регулярные ночные вылазки к родным.

Глава 3

Возвращаясь под утро после одной из своих тайных вылазок, Рита столкнулась в лесу с двумя немецкими солдатами. Они были вооружены и несли в мешках что-то тяжелое.

Рита немедленно сообщила об этом Васкову, который догадался, что это диверсанты, целью которых является подрыв стратегически важного железнодорожного узла.

Старшина предал важную информацию командованию по телефону и получил приказ прочесать лес. Он решил пройти к озеру Вопь коротким путем наперерез немцам.

На разведку Федот Евграфыч взял с собой пятерых девушек во главе с Ритой. Это были Бричкина Елизавета, Комелькова Евгения, Галина Четвертак и Соня Гурвич в качестве переводчика.

Перед отправкой бойцов пришлось научить правильно обуваться, чтобы не стереть ноги, а также заставить вычистить винтовки. Условным сигналом опасности было кряканье селезня.

Глава 4

Кратчайший путь к лесному озеру шел через топкое болото. Почти полдня команде пришлось идти по пояс в холодной болотной жиже. Галя Четвертак потеряла сапог и портянку, и часть пути по болоту ей пришлось идти с босой ногой.

Добравшись до берега, вся команда смогла отдохнуть, выстирать грязные вещи и перекусить. Для продолжения похода Васков смастерил для Гали чуню из бересты. До нужной точки добрались только к вечеру, здесь нужно было устроить засаду.

Глава 5

Планируя встречу с двумя фашистскими солдатами, Васков сильно не беспокоился и надеялся, что захватить их в плен удастся с передовой позиции, которую он разместил среди камней. Однако, при непредвиденном случае, старшина предусмотрел возможность отступления.

Ночь прошла спокойно, только боец Четвертак сильно заболела, шагая босиком по болоту. На утро немцы потянулись к Синюхиной гряде между озерами, вражеский отряд состоял из шестнадцати человек.

Глава 6

Поняв, что просчитался, и что большой немецкий отряд ему не остановить, Васков отправил Елизавету Бричкину за подмогой. Он выбрал именно Лизу потому, что она выросла на природе и очень хорошо ориентировалась в лесу.

Чтобы задержать фашистов, команда решила изобразить шумную деятельность лесорубов. Они разожгли костры, Васков подрубил деревья, девушки аукались и весело перекликались. Когда немецкий отряд был в 10 метрах от них, Женька выбежала прямо к реке, чтобы, купаясь, отвлечь внимание вражеских разведчиков.

Их план сработал, немцы пошли в обход, и команде удалось выиграть целые сутки времени.

Глава 7

Лиза очень спешила за подмогой. Не выполнив указания старшины о перевале на островке посередине болота, она, уставшая и замерзшая, продолжила путь.

Почти дойдя до конца болота, Лиза задумалась и сильно испугалась большого пузыря, вспучившегося прямо перед ней в мертвой тишине топи.

Инстинктивно девушка рванулась в сторону и потеряла опору под ногами. Шест, на который пыталась опереться Лиза, сломался. Последнее, что она увидела перед смертью – это лучи всходившего солнца.

Глава 8

Старшина точно не знал о траектории движения немцев, потому решил отправиться на разведку вместе с Ритой. Они обнаружили привал, 12 фашистов отдыхали возле костра и сушили белье. Где были другие четверо, установить не удалось.

Васков принимает решение о смене места дислокации, а потому направляет Риту за девушками и заодно просит принести его именной кисет. Но в суматохе кисет забыли на старом месте, и Соня Гурвич, не дождавшись разрешения командира, побежала за дорогой вещью.

Через короткое время старшина услышал едва различимый крик. Как бывалый боец, он догадался, что этот крик означает. Вместе с Женей они отправились по направлению звука и нашли тело Сони, убитой двумя ударами ножа в грудь.

Глава 9

Оставив Соню, старшина с Женей оправились в погоню за фашистами, чтобы они не успели донести о происшествии своим. Ярость помогает старшине четко продумать план действий.

Одного из немцев Васков убил быстро, справиться со вторым ему помогла Женя, оглушив фрица прикладом по голове. Эта была первая рукопашная схватка для девушки, которую она очень тяжело перенесла.

В кармане одного из фрицев Васков нашел свой кисет. Вся команда зенитчиц во главе со старшиной собралась возле Сони. Тело сослуживицы достойно похоронили.

Глава 10

Пробираясь сквозь лес, команда Васкова неожиданно напоролась на немцев. В доли секунды старшина выбросил вперед гранату, затрещали пулеметные очереди. Не зная сил противника, фашисты приняли решение отступать.

Во время короткого боя Галя Четвертак не смогла перебороть страх и не участвовала в стрельбе. За такое поведение девушки хотели осудить ее на комсомольском собрании, однако, командир заступился за растерявшуюся зенитчицу.

Несмотря на сильную усталость, недоумевая о причинах задержки подмоги, старшина отправляется на разведку, взяв с собой Галину в воспитательных целях.

Глава 11

Галя была очень сильно испугана происходившими реальными событиями. Фантазерка и сочинительница, она часто погружалась в вымышленный мир, а потому картина реальной войны выбила ее из колеи.

Васков и Четвертак вскоре обнаружили два тела немецких солдат. По всем признакам, раненые в перестрелке бойцы были добиты своими же товарищами. Недалеко от этого места продолжали разведку оставшиеся 12 фрицев, двое из которых подошли уже совсем близко к Федоту и Гале.

Старшина надежно спрятал Галину за кустами и сам укрылся в камнях, однако девушка не справилась со своими чувствами и с криком выскочила из укрытия прямо под автоматную очередь немцев. Васков стал уводить немцев от оставшихся своих бойцов и добежал до болота, на котором и укрылся.

В ходе погони он был ранен в руку. Когда рассвело, старшина разглядел вдали Лизину юбку, тогда он понял, что теперь не может рассчитывать на подмогу.

Глава 12

Находясь под гнетом тяжелых мыслей, старшина отправился на поиски немцев. Пытаясь понять ход мыслей противника и исследуя следы, он набрел на Легонтов скит. Из укрытия он наблюдал, как группа фашистов из 12 человек прятали в старой избе взрывчатку.

Для охраны диверсанты оставили двоих солдат, один из которых был ранен. Васкову удалось обезвредить здорового охранника и завладеть его оружием.

Старшина с Ритой и Женей встретились на берегу реки, в том месте, где они изображали лесорубов. Пройдя через страшные испытания, они начали относиться друг к другу по-братски. После привала они стали готовиться к последнему бою.

Глава 13

Команда Васкова держала оборону берега так, как будто за ними была вся Родина-Мать. Но силы были неравны, и немцам все-таки удалось переправиться на их берег. Риту тяжело ранило при взрыве гранаты.

Чтобы спасти старшину и раненую подругу, Женя, отстреливаясь, убегала все дальше в лес, уводя за собой диверсантов. Девушку ранило в бок слепым выстрелом врага, но она даже не подумала, чтобы спрятаться и переждать.

Уже лежа в траве, Женя палила до тех пор, пока немцы не застрелили ее в упор.

Глава 14

Федот Евграфыч, перебинтовав Риту и завалив ее еловыми лапами, хотел отправиться на поиски Жени и вещей. Для спокойствия он решил оставить ей наган с двумя патронами.

Рита понимала, что смертельно ранена, она боялась лишь того, что ее сын останется сиротой. Поэтому попросила старшину позаботиться об Альберте, рассказав, что именно от него и от своей матери она возвращалась в то утро, когда столкнулась с немецкими солдатами.

Васков дал такое обещание, но не успел отойти от Риты на несколько шагов, как девушка выстрелила себе в висок.

Старшина похоронил Риту, а затем нашел и похоронил Женю. Раненая рука сильно ныла, все тело горело от боли и напряжения, но Васков решил отправиться в скит, чтобы убить хотя бы еще одного немца. Ему удалось нейтрализовать часового, в скиту спали пятеро фрицев, одного из которых он пристрелил сразу.

Заставив их связать друг друга, едва живой, он повел их в плен. Только тогда, когда Васков увидел русских солдат, он позволил себе потерять сознание.

Эпилог

Спустя некоторое время после войны, в письме своему товарищу, один турист описывает удивительные тихие места в районе двух озер. В тексте он также упоминает одного старика без руки, который приезжал сюда вместе с сыном Альбертом Федотычем, капитаном-ракетчиком.

Впоследствии этот турист вместе со своими новыми товарищами установили мраморную плиту с именами на могиле девушек-зенитчиц.

Заключение

Пронзительная повесть о женском героизме во времена Великой Отечественной Войны оставляет в сердцах неизгладимый след. Автор неоднократно подчеркивает в своем повествовании о противоестественности участия женщин в военных действиях по своей природе, и вина в этом лежит на том, кто развязал войну.

В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий снял по повести фильм. Он посвятил его той медсестре, которая унесла его с поля боя, избавив его от неминуемой смерти.

Первая публикация повести состоялась в августовском номере журнала «Юность » за год .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    По словам автора, повесть основана на действительно произошедшем эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги , не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. В живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги» . «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось - пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё - повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал» .

    Сюжет

    Федот Васков - комендант 171-го разъезда в карельской глуши. Расчёты зенитных установок разъезда, попадая в тихую обстановку, начинают маяться от безделья и пьянствовать. В ответ на просьбы Васкова «прислать непьющих» командование посылает туда два отделения девушек-зенитчиц. Одна из них замечает в лесу двух немецких диверсантов. Васков понимает, что они планируют просочиться лесами к стратегическим объектам и решает их перехватить. Он собирает группу из пяти зенитчиц и, чтобы опередить диверсантов, ведёт отряд одному ему известной дорогой через топи к скалам Синюхиной гряды. Однако оказывается, что вражеский отряд насчитывает 16 человек. Васков понимает, что в лоб эту силу не остановить, и, послав за помощью одну из девушек - тайно влюблённую в него Лизу Бричкину, которая погибает, утонув в болоте, принимает решение преследовать врага. Применяя различные хитрости, он вступает в ряд неравных боестолкновений, в которых погибают четыре остававшиеся с ним девушки - задорная красавица Женя Комелькова, интеллигентная Соня Гурвич, детдомовка Галя Четвертак и серьезная Рита Осянина. Ему всё же удаётся захватить оставшихся в живых диверсантов в плен, он ведёт их к советским позициям и на пути встречает своих.

    Персонажи

    Васков

    Федот Евграфович Васков - комендант небольшого военного подразделения - разъезда №171. Васкову 32 года. Звание Васкова - старшина. Он храбрый, ответственный и надёжный боец. Васков - добрый и простой человек. При этом он требовательный и строгий начальник. Васков старается, чтобы все было по уставу.

    Маргарита Осянина

    Маргарита Осянина - младший сержант, командир отделения. У нее в подчинении находится несколько девушек-зенитчиц. Маргарите 20 лет. Она серьёзная, спокойная и рассудительная девушка. Маргарита - молодая вдова. Муж Маргариты погиб на войне. У неё есть маленький сын и больная мама. Когда Маргарита погибает, Васков берёт сына Риты к себе и воспитывает его.

    Евгения Комелькова

    Евгения Комелькова - рядовой боец. Евгении 19 лет. Она дочь офицера. Вся семья Евгении погибает на войне, но сама Евгения спасается. Евгения - красивая, высокая рыжеволосая девушка; смелая, озорная и весёлая. При этом Евгения - надёжный и храбрый боец. Евгения героически погибает при перестрелке с немцами.

    Елизавета Бричкина

    Елизавета Бричкина - рядовой боец, девушка из простой семьи. Её отец - лесник. Елизавета с 14 лет ухаживает за больной мамой, которая умирает спустя 5 лет. Елизавета сама ведёт хозяйство и помогает отцу. Елизавета собирается учиться в техникуме, но начинается война. Вместо техникума Елизавета вынуждена копать окопы. Елизавета - трудолюбивая, терпеливая девушка. Елизавета тонет в болоте, выполняя боевое задание.

    Софья Гурвич

    Софья Гурвич - рядовой боец. Софья - студентка Московского Университета, учится на «отлично». Она много читает, любит стихи и театр. По национальности Софья - еврейка. Её отец служит участковым врачом в Минске. У Софьи большая и дружная семья. Софья - тихая и незаметная, но исполнительная девушка. На фронте Софья служит переводчиком, а затем - зенитчицей. Погибает от ножа разведывательной группы немецких диверсантов

    Галина Четвертак

    Галина Четвертак - самая младшая из пяти главных героинь. Галина - сирота, «подкидыш». Она выросла в детдоме. До войны она учится в библиотечном техникуме. На войну Галина идёт ради романтики, но война оказывается для неё непосильным испытанием. Галя всё время врет и сочиняет небылицы. Ей нравится жить в придуманном мире. Галя отличается маленьким ростом. Была застрелена в бою, запаниковав и пытаясь убежать от немцев.

    Экранизации

    Театральные постановки

    • «А зори здесь тихие...» - спектакль Московского Театра на Таганке , режиссёр - Юрий Любимов (СССР, 1971).
    • «А зори здесь тихие…» - опера Кирилла Молчанова (СССР, 1973).
    • Оренбургского драматического театра им. М. Горького , постановка Рифката Исрафилова (Россия, 2006) .
    • «А зори здесь тихие» - спектакль Волжского драматического театра, режиссёр - Александр Гришин (Россия, 2007) .
    • «Зори здесь тихие» - спектакль Санкт-Петербургского театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова, режиссёр - Полина Неведомская, художник Анна Маркус (Россия, 2011).
    • «А зори здесь тихие…» - спектакль Борисоглебского драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (Россия, 2012).
    • «А зори здесь тихие…» - спектакль Санкт-Петербургской школы-студии «Народные артисты», режиссёры - Василий Реутов и Светлана Ваганова. В ролях: Виталий Годы, Елена Ащеркина, Юлианна Турчина, Ольга Толкунова, Юлия Ягодкина, Мария Педько, Александра Ламерт, Анна Яшина, Екатерина Яблокова, Юлия Кузнецова, Николай Некипелов, Лидия Спижарская, Мария Слобожанина (Россия, 2012).
    • «А зори здесь тихие…» - спектакль театральной студии «Страна чудес».
    • «А зори здесь тихие…» - музыкальная драма, Северский Музыкальный Театр, композитор - А. Кротов (Новосибирск), либретто - Н. Кротова (Новосибирск), режиссёр - К. Торская (Иркутск), балетмейстер - Д. Устюжанин (Санкт-Петербург), художник - Д. Тарасова (Санкт-Петербург) (Россия, 2015).
    • «А зори здесь тихие…» - спектакль театра «Азарт» (Заринск).
    • «А зори здесь тихие…» - опера на китайском языке, композитор Тан Цзяньпин, премьера состоялась в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине 5 ноября 2015 года .
    • «А зори здесь тихие...» - композиция Алапаевского Образцового Детского Музыкального Театра «БАРАБАШКА», режиссёр - К. И. Мишарина.
    • «А зори здесь тихие...» - спектакль московского театра «Театральный особнякъ» , режиссер Алексей Васюков (Россия, 2016).

    Разделы: Литература , Внеклассная работа

    Цель игры: воспитывать патриотизм и гордость за тех, кто погиб в годы войны в разных уголках страны, учить читать внимательно, уметь давать чёткий ответ на вопрос, обращать внимание на детали и учиться их соотносить с героем, отбирать материал в соответствие с образом, прививать интерес к чтению.

    1 конкурс “Семья”

    1. Где семья Федота Васкова? – Жена изменила с полковым ветеринаром, а сын умер.

    2. Где семья Риты Осяниной? – Муж погиб на второй день войны, сын находился у матери.

    3. Где семья Евгении Комельковой? – Маму, сестру, братишку расстреляли из пулемёта.

    4. Где семья Гали Четвертак? - У неё никого нет, она из детдома.

    5. Где семья Сони Гурвич?- В Минске остались, пока Соня училась в Москве.

    6. Где семья Лизы Бричкиной?- Мама умерла от болезни, отец лесник

    2 конкурс “Портреты”

    1. “Она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами”. – Женька.

    2. “Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бёдрах – не поймёшь, где шире”. – Лиза.

    3. “Остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное личико”. – Соня.

    4. “Худущая, востроносая, косички из пакли”. – Галя.

    5. “Потому что сил уже не было, совсем не было сил – только боль. Во всём теле…” - Федот Евграфыч.

    6. “Наискось прошёл осколок, живот разворотив. Сквозь чёрную кровь вздрагивали сизые внутренности”. - Рита.

    3 конкурс “Поступки”

    1. Что заметила особенного по пути за немцем Лиза? – С кустов роса сбита слева от дороги.

    2. Что преподавал сорок минут Васков тем, кто отправлялся вслед за немцами? – Как портянки наматывать.

    3. Что случилось во время перехода болота с Галей Четвертак? - Потеряла сапог в болотной трясине.

    4. Что делала утром в лесу Рита Осянина, когда увидела немцев? – Возвращалась на разъезд после встречи с сыном в городе.

    5. Любимый поэт Сони Гурвич? – А. Блок.

    6. Что сделала Женька на реке, когда надо было отвлечь немцев от избранного ими пути? – Начала купаться в холодной проточной воде?

    4 конкурс “Смерть”

    1. Как умерла Лиза Бричкина? – Утонула в болоте.

    2. Как погибла Соня Гурвич? – Побежала за кисетом Васкова и напоролась на немцев.

    3. Как умерла Галя Четвертак? – Выскочила сама на немцев, так как очень их боялась.

    4. Какая хитрость помогла избежать смерти безоружному Васкову? – У него в руках была граната, которая не могла взорваться.

    5. Как погибла Женька? – Она отводила немцев, и пуля случайно в неё попала.

    6. Как погибла Рита Осянина? – Её смертельно ранили в живот во время боя, а потом она застрелилась.

    5 конкурс “Мечты”

    1. О чём мечтала Лиза Бричкина, когда постоялец прислал ей записку? – Уехать учиться в город.

    2. Маму какой профессии хотела иметь Галя Четвертак? – Медицинский работник.

    3. О чём думала перед смертью Рита Осянина? – О будущем маленького сына после войны, который остался с больной мамой.

    4. Во что всегда верила Женька? – Ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно.

    5. Кем должна была стать Соня Гурвич после окончания университета? – Переводчиком.

    6. Что мечтал сделать Васков с пленными немцами? – “Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня!”

    6 конкурс “Особинка.

    1. Как называл Альберт, сын Осяниной, Федота Евграфыча?– Тятей.

    2. Где училась Галя Четвертак до войны? – В библиотечном техникуме на повышенную стипендию.

    3. Почему у Сони Гурвич сильно топали сапоги? – Они были на два размера больше.

    4. Чем примечательно было места, где в засаде сидела Лиза? - Наломала лапнику елового, устелила ложбинку меж камней, шинелью прикрыла.

    5. На кого охотились в мирное время Женька и её отец? – На кабанов.

    6. Сколько раз в неделю Рита бегала в город к сыну?- Две-три ночи в неделю.

    7 конкурс “Истоки подвига”

    1. Как погиб муж Риты Осяниной? - Командир-пограничник погиб на второй день войны в утренней контратаке.

    2. Как Лиза Бричкина оказалась в армии? – Попала на оборонные работы. Рыла окопы и противотанковые укрепления, попадала в окружения, выбивалась и снова рыла. Оказалась за Валдаем и прилепилась к зенитной части.

    3. Как в зенитчицах оказалась Соня Гурвич? – Ушла добровольцев, сидела в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц нет, вот её и определили.

    4. Как оказалась на фронте Галя Четвертак? – Её не взяли на фронт со всей группой, тогда она упорно штурмовала военкомат, беззастенчиво врала, что подполковник запутался и в порядке исключения направил её в зенитчицы.

    5. Кто был отцом Женьки? – Красный командир.

    6. Почему Федот Евграфыч остался старшим сыном и единственным мужчиной и взвалил на себя все тяготы семьи? – Отца заломал медведь.

    Многих талантливых писателей тема Великой Отечественной войны волновала ещё не один десяток лет после окончания ужаса, который им довелось пережить. Одной из самых волнующих книг о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», по которой был снят одноименный фильм. Она повествует о не успевшем состояться,невосполнимом и утраченном поколении, унесенном войной. Картина потрясает до глубины души даже самого стойкого зрителя.

    Фильм «А зори здесь тихие» был снят в 1972 году режиссером Станиславом Ростоцким. Она возвращает зрителя к суровым и трагическим временам войны. Лирической трагедией называют жанр фильма. И это очень точно. Женщина на войне - солдат, но она и мать, и жена, и любимая.

    В фильме снимались: Андрей Мартынов, Ирина Долганова, Елена Драпеко, Екатерина Маркова, Ольга Остроумова, Ирина Шевчук, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Нина Емельянова, Алексей Чернов
    Режиссер: Станислав Ростоцкий
    Сценаристы: Станислав Ростоцкий, Борис Васильев
    Оператор: Вячеслав Шумский
    Композитор: Кирилл Молчанов
    Художник: Сергей Серебреников
    Премьера фильма состоялась: 04 ноября 1972г

    Сам Ростоцкий родился в 1922 году и о горестях войны знает не понаслышке. Участие в Великой Отечественной оставило навсегда отпечаток в его душе, что он и отразил в своей картине. На его счету немало легендарных фильмов, таких как «Белый Бим Черное Ухо», «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове» и т.д. Он сам прошел войну, и ему спасла жизнь женщина, медсестра, вытащив его, раненого, с поля боя. Она пронесла раненого солдата несколько километров на руках. Отдавая дань уважения своей спасительнице, Ростоцкий снял картину о женщинах на войне. В 2001 году режиссера не стало. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище, не дожив всего год до тридцатилетнего юбилея своего фильма.

    Тема фильма: «Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ! Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам – то…». Идея фильма: « А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом».
    Ростоцкий был для актрис как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы они проходили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох - ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.

    Режиссеру удалось создать слаженный актёрский ансамбль, состоявший в основном из дебютантов, и довольно подробно раскрыть характеры главных героев. Особенно яркой и драматичной получилась сцена гибели героини Ольги Остроумовой, в последние минуты жизни напевавшей куплеты старинного романса… Запомнился и Андрей Мартынов в роли «девчачьего командира» старшины Васкова.

    Справа озеро, слева озеро, на перешейке глухой лес, в лесу - шестнадцать гитлеровских диверсантов, и должен старшина Васков задержать их силами пяти девушек-зенитчиц, вооружённых трехлинеечками.
    Васков ставит задачу: «Товарищи бойцы! Противник, вооружённый до зубов, движется в нашем направлении. Соседей нет у нас ни справа, ни слева, и помощи ждать нам неоткуда, поэтому приказываю: всем бойцам и себе лично: держать фронт! Держать! Даже когда сил не будет, все равно держать. На этой стороне немцам земли нету! Потому что за спиной у нас Россия… Родина, значит, проще говоря».
    В киногруппе было много фронтовиков, поэтому перед утверждением актрис на роль был устроен кастинг с голосованием за каждую девушку.
    Пять девушек-зенитчиц, пошедшие за Васковым в лес, - это пять точных портретов эпохи.

    Железная Рита Осянина (И. Шевчук), вдова молодого командира.После выхода фильма актеры объездили с ним весь мир. Обилие заграничных вояжей вызвало повышенный интерес к актрисам у госбезопасности.
    - Был момент сразу после выхода фильма, когда меня, 20-летнюю, вербовало КГБ, - рассказывает Ирина Шевчук. - Мне пообещали златые горы, намекнули, что надо как-то квартиру получить и т.д. Я честно ответила: не считаю, что родине грозит беда. И в случае чего - как-нибудь сама определюсь, кого найти и кому что сказать.

    Дерзкая красавица Женя Комелькова (О. Остроумова) - из «комсоставской» семьи. До Ольги Остроумовой на роль Жени Камельковой пробовались много актрис. Но Ростоцкий остановил свой выбор именно на ней. Примечательно, что Остроумова была единственной для кого «А зори здесь тихие…» не были дебютом. До этого она уже успела сняться в фильме «Доживём до понедельника» у того же режиссера.
    Актрису Ольгу Остроумову, сыгравшую Женьку Камелькову, едва не сняли с роли - проблемы возникли с гримом.

    Меня выкрасили в рыжий цвет и сделали химию, - рассказывает Ольга Остроумова. - Все завивалось мелким бесом, что мне страшно не идет. Первые кадры получились нелепые. На режиссера Ростоцкого стало давить начальство, требовали снять меня с роли. На что Станислав Иосифович ответил: «Перестаньте ее гримировать и оставьте в покое». И меня оставили в покое на неделю – я подзагорела, химия начала сходить, и как-то все само собой исправилось.
    Несмотря на жесткий съемочный график и требовательность режиссера, молодость брала свое, и юные актрисы и работники съемочной группы устраивали веселые сборища и танцы, затягивавшиеся порой до 3 часов утра.

    Два часа оставалось на сон, а потом – снова на съемки, - рассказывает художник фильма Евгений Штапенко. - Мы встречали рассвет, места там удивительной красоты.

    Молчаливая лесникова дочка Лиза Бричкина (Е. Драпеко); А Елену Драпеко с роли Лизы Бричкиной… сняли. На время.

    В сценарии Лиза Бричкина – румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, - смеется Елена Драпеко. - А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего немножко. Я занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка? Когда отсмотрели первый съемочный материал, меня отстранили от роли.

    Но потом жена Ростоцкого Нина Меньшикова, увидев отснятый материал на студии Горького, позвонила Ростоцкому в Петрозаводск и сказала, что он не прав. Ростоцкий еще раз посмотрел материал, собрал съемочную группу, и они решили меня оставить в роли. Мне вытравили брови, нарисовали штук 200 рыжих веснушек. И попросили поменять говор.

    Тихая Соня Гурвич (И. Долганова), отличница университета с томиком Блока в солдатском мешке;
    Жесткий режим съемок и крайне реалистичный грим в сценах смерти стали причиной обмороков на съемках. Первым тяжелым моментом оказалась сцена гибели Сони Гурвич (ее сыграла актриса Ирина Долганова).

    Ростоцкий заставил нас поверить в реальность смерти, – рассказывает Екатерина Маркова (Галя Четвертак). - Когда Иру Долганову начали гримировать, нас увели, чтобы мы не видели этого процесса. Потом мы пошли к месту съемок - расщелине, где должна была лежать Соня Гурвич. И увидели то, от чего было в обморок упасть: совершенно не живое лицо, белое с желтизной, и страшные круги под глазами. А там уже камера стоит, снимает нашу первую реакцию. И сцена, когда мы находим Соню, получилась в фильме очень реалистичной, просто один в один.

    Когда мою грудь в сцене смерти Сони намазали бычьей кровью и на меня стали слетаться мухи, то у Ольги Остроумовой и Екатерины Марковой стало плохо с сердцем, - говорит Ирина Долганова. - На съемочную площадку пришлось вызывать «скорую».

    Детдомовка Галя Четвертак (Е. Маркова).- Меня в этом фильме чуть взаправду на тот свет не отправили, – вспоминает Екатерина Маркова, исполнительница роли Галки Четвертак. – Помните сцену, когда я, испугавшись, выбегаю из кустов с криком «Мама!» и получаю выстрелы в спину? Ростоцкий решил снять крупный план спины – так, чтобы были видны дырочки от пули и кровь. Для этого изготовили тонкую доску, просверлили ее, «смонтировали» пузыречки искусственной крови и закрепили мне на спину. В момент выстрела электрическую цепь должно было замкнуть, гимнастерка должна была прорваться изнутри и хлынуть «кровь». Но пиротехники просчитались. «Выстрел» оказался куда мощней, чем планировалось. Мою гимнастерку разорвало в клочья! От увечья меня спасла лишь доска.

    Задача будет выполнена дорогой ценой. В живых останется только старшина Васков. «Дело происходит в сорок втором году, - говорил писатель Борис Васильев, - а я немцев образца сорок второго хорошо знаю, мои основные стычки с ними происходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метр восемьдесят минимум, отлично вооружённые, знающие все приёмы ближнего боя. От них не увернёшься. И когда я столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обречены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой неправдой.

    Там может выжить только Васков. Который в родных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь вырос. Они не могут выиграть у этой страны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны».
    Натурные съёмки начались в мае 1971 года в Карелии. Съёмочная группа жила в петрозаводской гостинице «Северная». Только в ней не было перебоев с горячей водой.
    Ростоцкий придирчиво отбирал актрис на роли девушек-зенитчиц. Перед режиссёром за три месяца подготовительного периода прошли несколько сотен вчерашних выпускниц и действующих студенток творческих вузов.

    Екатерина Маркова полюбилась зрителям в качестве Гали Четвертак. Мало кто знает, что эта актриса в настоящее время успешно работает над созданием детективных романов.
    Соню Гурвич великолепно сыграла Ирина Долганова, которой мэр Нижнего Новгорода, восхищеннный её работой, подарил «Волгу».
    На роль Лизы Бричкиной утвердили Елену Драпеко.
    Елена Драпеко училась в Ленинградском институте театра, когда помощники Ростоцкого обратили на неё внимание. Елену утвердили на роль Лизы Бричкиной, той, что погибает первой, погибает страшной, отчаянной смертью - тонет в болоте, идя с донесением в часть.Съёмки на болоте были трудными и с технической точки зрения. Кинокамеры установили на плотах, с них и снимали.
    «Играла фактически себя, - говорит Драпеко. - Хотя, конечно, пришлось поработать, потому что я ни в какой деревне не жила, а была девочкой из вполне интеллигентной семьи, на скрипочке играла. Но „корни“ у меня с Лизой Бричкиной совпали: по папиной линии предки были хохлы, они из крестьян, так что в генах это, видимо, присутствует».В какой-то момент у нее возникли неприятности с Ростоцким, и он даже хотел уволить ее с картины. В конце концов, конфликт был улажен. В реальной жизни Драпеко была, по признанию влюбленного в нее Федота (Андрея Мартынова), ослепительным «наливным яблочком», красавицей, дочерью офицера, а ей выпало играть рыжую деревенскую Лизу.

    При каждой съемке на лицо актрисы накладывался грим, который «высвечивал» скулы и «проявлял» веснушки. И хотя сама актриса полагала, что у нее достаточно героический характер, в кадре ей приходилось быть очень романтичной. Зато сегодня боец Бричкина-Драпеко заседает в Госдуме
    Когда Лиза тонула в болоте, зрители плакали. А как снимали эту трагическую сцену?

    Играла я эпизод гибели в болоте без дублера. Сначала Ростоцкий попробовал что-то снять издали, не со мной. Получилось то, что мы называем «липой». Зритель просто не поверил бы нам. Решили снимать «вживую», в настоящем болоте, чтобы стало страшно. Заложили динамит, рванули, образовали воронку. В эту воронку стеклась жидкая грязь, которую на Севере называют дрыгвой. Вот в эту воронку я и прыгала. У нас с режиссером была договоренность, что когда я с криком «А-а-а!..» ухожу под воду, то сижу там, пока хватит воздуха в легких. Потом должна была показать руки из воды, и меня вытаскивали.

    Второй дубль. Я скрылась под дрыгвой. Объем моих легких оказался достаточно большим. Да еще я понимала, что болото должно сомкнуться надо мной, устояться, затихнуть… Я с каждым движением все углубляла и углубляла дно своими сапожищами. И когда я подняла руки вверх, их с площадки не увидели. Меня полностью, как говорят, «с ручками» скрыло болото. На съемочной площадке начали беспокоиться. Один из помощников оператора, который считал затраченные метры пленки и время, заметил, что я должна бы уже как-то проявить себя, да что-то долго не появляюсь.

    Он закричал: «Похоже, что мы и в самом деле ее утопили!..» На болото набросали деревянные щиты, по этим щитам ребята доползли до воронки, нашли меня и вытащили, как репку из грядки. В Карелии ведь вечная мерзлота. Болото-то оно болото, но вода только на двадцать сантиметров прогревалась, а потом начиналась ледяная крошка. Ощущение, я вам скажу, не из приятных. Каждый раз, после очередного дубля, меня мыли и сушили. Из холода - да под горячую воду. Немного отдыха, и - новый дубль. Теперь, насколько я знаю, из Петрозаводска экскурсионным автобусом возят туристов на болото, где тонула Лиза Бричкина. Правда, таких болот почему-то уже несколько…

    Актриса Ирина Шевчук вспоминала: «А у меня была очень сложная сцена, где я умираю. Перед съёмкой я наслушалась врачей о том, как ведут себя люди при ранении в живот. И так вошла в роль, что после первого же дубля потеряла сознание!» Актриса настолько реально ощущала предсмертные муки героини, что после съемок ее приходилось «оживлять».Так Ирина Шевчук стала известна благодаря роли Риты Осяниной. Сегодня Шевчук является директором Открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок»

    5 октября группа вернулась в Москву. Однако к съёмкам в павильоне приступили только через полторы недели: Мартынов, Остроумова и Маркова с театром ТЮЗ отправились на гастроли в Болгарию.

    Когда все зенитчицы оказались в сборе, приступили к съёмкам эпизода в бане. Пять часов Ростоцкий уговаривал девчат сняться обнажёнными, но они отказывались, так как были воспитаны в строгости.

    Мы очень сомневались в этой сцене и изо всех сил пытались отказаться: берите дублерш, снимайте их в банном пару, а мы не будем голыми сниматься! - рассказывает Ольга Остроумова. Ростоцкий убеждал, что это очень нужно для фильма: «Вы же всё время в сапожищах, в гимнастёрках, с ружьями наперевес, и зрители забудут о том, что вы женщины, красивые, нежные, будущие мамы… Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род». …Споров больше не было. За идею мы пошли.
    На киностудии подбирали женскую операторскую бригаду, искали осветителей-женщин, и условие было одно: на съёмочной площадке из мужчин только режиссёр Ростоцкий и оператор Шумский - и то за плёнкой, огораживающей баню.Но, как все помнят, в Советском Союзе секса не было, поэтому киномеханики на местах частенько вырезали эти знаменитые кадры.

    Вспоминает Елена Драпеко:

    Собрание по поводу этой сцены длилось четыре часа. Нас уговорили. Был выстроен павильон под названием «Баня», введен специальный режим съемок, поскольку мы поставили условие: ни одного мужчины во время этой сцены на студии не должно быть. Более целомудренной процедуры и представить невозможно. Исключение было сделано только для режиссера Ростоцкого и оператора Шумского. Обоим было по пятьдесят - для нас древние старики. К тому же они были закрыты пленкой, в которой были вырезаны две дырочки: для одного глаза режиссера и для объектива камеры. Репетировали мы в купальниках.

    Девушки репетировали все в купальниках, и лишь на съёмку разделись. Все эти мочалки, шайки, пар… Потом купальники сняли. Мотор. Камера. Начали. А за павильоном была специальная установка, которая должна была нам поддавать пар, чтобы действительно все было похоже на настоящую баню. И около этой установки оказался некий дядя Вася, «не обговоренный», который должен был следить за ее работой. Он стоял за фанерной перегородкой, и поэтому мы его на репетиции не видели. Но, когда запустили камеру, пошел пар, вдруг раздался дикий вой, как от фугасной бомбы: «У-у-у!..» Грохот! Рев! И в павильон влетает этот дядя Вася в ватнике и в сапогах, а мы голые на полках, намыленные…И произошло это потому, что дядя Вася «загляделся в кадр»… Никогда он столько голых женщин не видел.
    Сцену всё-таки отсняли. На экране в ней солировала - шестнадцать секунд! - Ольга Остроумова.
    С банным эпизодом потом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять.

    В «Зорях…» была и другая сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте. Режиссёру пришлось её убрать.
    На роль старшины Васкова режиссёр хотел пригласить известного исполнителя. Рассматривалась кандидатура Георгия Юматова. Потом появился молодой артист столичного Театра юного зрителя Андрей Мартынов. Его и утвердили на роль.

    Вначале режиссер сомневался в выборе актера, но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены. Для съемок Мартынов даже отрастил усы. С режиссером они условились, что у Васкова в фильме будет своеобразный говорок - местный диалект, а поскольку Андрей родом из Иваново, ему было достаточно просто говорить на окающем языке. Роль старшины Васкова в фильме «А зори здесь тихие…» стала для него звездным дебютом - 26-летний актер сыграл немолодого старшину удивительно естественно.

    Андрей Мартынов открыл в своём старшине Васкове замечательную человеческую глубину. «Но если бы вы видели, как начиналась с ним работа над „Зорями…“, - говорил Ростоцкий. - Мартынов ничего не мог. Он при такой „мужиковатой“ внешности крайне женственен. Он не умел ни бегать, ни стрелять, ни рубить дрова, ни грести, - ничего.

    То есть необходимых по фильму физических действий он совершать не мог. Из-за этого он ничего не мог и играть. Но работал, научился кое-чему. И в какой-то момент я почувствовал, что дело пошло».
    Когда старшина истошным криком: «Лягайт!!!» обезоруживал немцев, в отечественных кинозалах не раз вспыхивали аплодисменты…
    Писатель Борис Васильев приезжал на съёмки всего один раз. И остался очень недоволен. Сказал, что является поклонником спектакля Любимова, а вот с концепцией фильма не согласен.

    Горячий спор у Ростоцкого с Васильевым вызвала сцена смерти Риты Осяниной. В книге Васков говорит: «Что ж я скажу вашим детям, когда они спросят - за что вы наших мам погубили?» И Рита отвечала: «Мы не за Беломоро-Балтийский канал имени товарища Сталина воевали, а мы за Родину воевали». Так вот, Ростоцкий наотрез отказался вставлять эту фразу в фильм, потому что это взгляд из сегодняшнего дня: «Какой ты, Боря, смелый, батюшки мои, вдруг, значит, про это сказал. Но Рита Осянина, доброволка, комсомолка 42-го года. Ей даже в голову не могло такое прийти». Борис Васильев возражал. На том и разошлись…

    Ростоцкого очень задели слова писателя Астафьева, заявившего, что в кино нет правды о войне, героини, когда их убивают пулями в живот, поют романс «Он говорил мне: будь ты моею». Это, понятно, о Жене Комельковой. «Но ведь это же передёрнуто, - возмущался режиссёр. - Никто её не убивает в этот момент пулями в живот, её ранят в ногу и она, превозмогая боль, вовсе не поёт, а выкрикивает слова романса, который тогда, после „Бесприданницы“ был у всех на устах, и увлекает за собой в лес немцев. Это вполне в характере бесшабашной героической Женьки. Очень обидно читать такое».
    Ростоцкий сам фронтовик, потерял на фронте ногу. Когда он картину монтирован, он плакал, потому что ему было девочек жалко.

    Председатель Госкино Алексей Владимирович Романов заявил Ростоцкому: «Неужели вы думаете, что мы когда-нибудь выпустим этот фильм на экран?» Режиссёр растерялся, не знал, в чём его обвиняют. Три месяца картина лежала без движения. Потом выяснилось, что необходимо внести поправки. И вдруг в один прекрасный день что-то переменилось, и оказалось, что «Зори…» вполне достойны широкого экрана.
    Более того, картину отправили на Венецианский фестиваль. Этот праздник кино запомнился актрисам на всю жизнь.

    На предварительном просмотре для журналистов Ростоцкий пережил ужасные минуты. До этого был показан двухсерийный турецкий фильм, зрители уже осатанели, а тут им ещё показывают какой-то двухсерийный фильм про девочек в гимнастёрках. Хохотали всё время. Через двадцать минут, по признанию Ростоцкого, ему захотелось взять автомат Калашникова и всех перестрелять. Расстроенного режиссёра вывели из зала под руки.

    На следующий день был просмотр в 11 часов вечера. «Зори…» длятся 3 часа 12 минут. «Я прекрасно понимал, что картина провалится: две с половиной тысячи людей, смокинговый фестиваль, картина идёт на русском языке с итальянскими субтитрами, перевода нет, - делился своими впечатлениями Станислав Ростоцкий. - Я шёл в своём смокинге, который второй раз в жизни надел, и меня держали под руки, потому что я просто падал. Я решил, что буду считать, сколько людей уйдёт с картины. Но как-то не уходили. А потом вдруг в одном месте раздались аплодисменты. Самые дорогие для меня. Потому что это были аплодисменты не мне, не актёрам, не сценарному мастерству… Вот этот враждебный зал в Италии, он вдруг стал сочувствовать девочке Жене Комельковой и её действию. Это было самое главное для меня».

    В 1974 году фильм «А зори здесь тихие…» был номинирован на премию «Оскар», но уступил главный приз картине Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Тем не менее «Зори…» закупили по всему миру.Актёры, приезжая куда-нибудь за границу, иногда видели себя, говорящих на иностранном языке.

    «Я был совершенно ошарашен, когда услышал себя на китайском языке, - смеётся Андрей Мартынов. - Мне рассказали, что в Китае фильм посмотрели более миллиарда человек. Сам Дэн Сяопин назвал „А зори здесь тихие…“ истинно китайской картиной».

    Первый показ фильма за рубежом в Венеции и Сорренто произвел настоящий фурор. В кинотеатре «Россия» очередь стояла в течение месяца. Картина стала лауреатом нескольких международных кинофестивалей, а американской академией киноискусства она была признана одной из пяти лучших мировых картин года. Фильм получил приз на Венецианском фестивале, а через год после выхода на экран был номинирован на «Оскара».

    После просмотра «А зори здесь тихие…» создается, казалось бы, вполне отчетливое представление о войне, но нам не понять все муки фашистского ада, весь драматизм войны, ее жестокость, бессмысленные смерти, боль разлученных матерей с их детьми, братьев с сестрами, жен с мужьями.
    Этот фильм стал дебютом в кино для всех исполнительниц главных ролей, за исключением Ольги Остроумовой. Он пользовался большим успехом в прокате, в 1973 году стал лидером советского проката, собрав 66 миллионов зрителей.

    Фильм «А зори здесь тихие» получил высокую оценку и критиков и в государственных инстанциях. Он был удостоен Государственной премии СССР (1975, сценарист Б. Васильев, режиссер С. Ростоцкий, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов), премии Ленинского комсомола (1974, режиссер С. Ростоцкий, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов), первой премии Всесоюзного кинофестиваля 1973 года в Алма-Ате, памятного приза Венецианского кинофестиваля 1972 года, был номинирован на премию «Оскар» в категории «лучший иноязычный фильм» (1972), был признан лучшим фильмом 1972 года по опросу журнала «Советский экран».