А платонов неизвестный цветок анализ. Платонов, анализ произведения неизвестный цветок, план. «Неизвестный цветок» Платонов

Андрей Платонов творил в богатую крупными историческими событиями эпоху. Перед его глазами прошли Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны, он был очевидцем индустриализации и коллективизации в советской стране. Судьбы государства вершили взбудораженные людские массы, соответственно, и искусство ставило перед собой глобальные задачи отображения массовых движений, внимание к человеческой душе, как в XIX веке – веке личности, в ХХ веке было не актуально. Платонов стал одним из немногих писателей, кто утверждал мысль о ценности человека, личности, индивидуальности (неслучайно одним из его псевдонимов был Человеков). Важнейшей составляющей такой гуманистической концепции писатель считал ответственность человека за все живое. Животные и растения – равноправные герои его произведений и добрые друзья человеку.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» посвящена, на первый взгляд, совершенно неприметной истории жизни маленького цветка, который осенью умирает, как это и должно быть в природе. Но Платонов умеет увидеть большую мудрость в малопримечательной ситуации. Писатель размышляет о том, как надо жить, чтобы маленькая жизнь неизвестного цветка оказалась достойной былью философской сказки. Читая «Неизвестный цветок», мы словно оказываемся в мире доброго волшебства, где дедушка-сеятель ветер творит свои чудеса и из одного семечка появляется на свете маленький цветок. Таким чудом является все в жизни, но всему есть объяснение, неслучайно автор детально описывает, как рождается новое на земле: «Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти». Сложно выживать на земле маленькому неизвестному цветку, но превыше всего в нас стремление жить. Терпение преодолеет любые трудности: «…пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья». Такими очевидными, на первый взгляд, истинами пронизана вся сказка. Всем нам известно, что если постоянно трудиться, то можно достичь почти невозможного, что настоящее счастье заключается в возможности дарить свою любовь другим, что смысл жизни в том, чтобы заботиться о своих близких. Однако в суете мы так часто забываем об этом, что сказку Платонова взрослым читать не менее полезно, чем детям. Мы учимся у цветка его завидной настойчивости и умению ценить каждое мгновение: «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину».

Наградой за упорство становится то, что «в середине лета цветок распустил венчик вверху… Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды». В поэтике Платонова свет является символом любви и тепла, расцвета человечности в человеке. Цветок дарит миру, который был так жесток к нему, свой свет и свой прекрасный запах. Умение не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце сегодня уникально. В современной жизни мы редко ценим кого-либо за то, что он просто родился на свет и имеет живую душу. Важнее кажется способность создавать и приобретать материальные блага, а не просто жить с «обнаженным сердцем», сострадающим и сопереживающим. Платонов утверждает, что каждый человек появляется не зря, он нужен другим, без него «народ неполный» (это основная идея рассказа «Юшка»).

Заключительная часть «Неизвестного цветка» о том, что смысл всякой жизни в ее продолжении и после смерти, назначение всего живого на земле – «из смерти работать жизнь». Благодаря стараниям детей, через год пустырь превратился в заросшую травами и цветами поляну. Пионеры помогли цветку оставить потомство на земле и тем продлили его жизнь. Сын неизвестного цветка чувствует в Даше родное существо, как ей кажется, и тянется к ней, несмотря на то, что судьба его на фоне счастливых братьев выглядит несправедливой. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне». Но и он «зовет … к себе безмолвным голосом своего благоухания», он готов дарить свою любовь людям и поэтому прекрасен.

(2 votes, average: 5.00 out of 5)

Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века в Воронеже. По его словам, жизнь его была лишена периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.

Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий – он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором. Но настоящее призвание его – и публицистика.

Произведения Платонова отличаются глубиной, реализмом, граничащим со сказочностью, но от этого не теряющим своего смысла. Массовому читателю неизвестны многие его произведения потому, что ему «посчастливилось» творить в советские времена, когда за каждым словом цензура старалась найти антисоветские крамольные мысли, а труды Платонова как раз и были теми витиеватыми и двусмысленными, которые запрещались к печати. В 1946 году писатель был вычеркнут из списка литераторов за рассказ о изломанной судьбе солдата.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» - о сюжете

Сюжет этого произведения Платонова разворачивается вокруг маленького беззащитного семени растения, которое старается выжить и дать всходы на заброшенном пустыре, на безжизненной глинистой почве. И, несмотря на то, что у него нет никаких шансов, он все же борется, ищет пути к спасению там, где их и быть-то не должно.

И наградой за его труды и стремление к жизни ему становится маленькая девочка, которой также одиноко и неуютно в этом мире. С ее помощью растение обретает возможность не только выжить, но и превратиться в цветок, дать жизнь своим детям-семянкам.

И эта сказка-быль Платонова наполнена скрытым смыслом, за простым, на первый взгляд, сюжетом сокрыто таинство выживания, которое заключается в характере каждого человека, но не всем удается эти качества раскрыть и взрастить в себе.

»Неизвестный цветок» - история создания произведения

В последние годы своей жизни, уже будучи больным туберкулезом, Андрей Платонович много писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики. Однако в «Неизвестном цветке» фантастика сведена к минимуму, а главный акцент сделан на подтексте, на том, что каждый из читателей увидит в произведении, что поставит для себя в качестве главной мысли и значения.

Эта сказка-быль была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. В сказке Платонов поднимал извечные риторические вопросы – как жить, для чего жить,

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша - пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли... стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он... превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок... не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре. Развитие действия – описание роста, выживания и формирования растения. Кульминация – встреча с девочкой Дашей и ее работа по облагораживанию пустыря. Развязка – на пустыре растет потомок неизвестного цветка, ставший еще красивее, чем его отец.

В иносказательной манере в сказке повествуется о необходимости преодоления жизненных трудностей. Если почва, на которой взрастает то или иное существо, становится благородной, это вовсе не означает, что улучшится жизнь этого существа. Даша, придя через год на удобренный пустырь, не обнаружила цветка – он погиб. Но его потомок растет в тех же трудных условиях, на камнях. Отец передал ему жизненную силу и умение преодолевать трудности. Следствием этого стало внешнее совершенствование нового цветка.

Появление, выживание и формирование неизвестного цветка на пустыре. На пустырь случайно забрела девочка Даша и познакомилась с цветком. Девочка привела с собой пионеров, чтобы благоустроить пустырь. Через год Даша снова приехала в лагерь и пришла проведать цветок. Вместо пустыря было ухоженное место. Встреча с потомком цветка.



  1. Это рассказ о маленьком цветке, о котором никто не знал на земле, потому что он рос один на пустыре. Коровы и козы не ходили туда,...
  2. Андрей Платонов творил в богатую крупными историческими событиями эпоху. Перед его глазами прошли Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны, он был очевидцем...
  3. Дарья Викторовна Астафьева – модель, обладательница титула “Playmate of the Month” журнала “Playboy”, певица. Родилась Даша 4 августа 1985 года в украинском городе Орджоникидзе, Днепропетровская...
  4. А. Н. Толстой Хождение по мукам Книга первая. Сестры Начало 1914 г. Петербург, “замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и...
  5. Книга первая. Сестры Начало 1914 г. Петербург, “замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго – предсмертного гимна...
  6. Андрей Платонович Климентов (Платонов) родился 1 сентября в Воронеже. Как старший в многодетной семье, начинает работать: помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонтных мастерских....
  7. 1. Почему цветок является видоизмененным, побегом? Цветок – это укороченный, видоизмененный и ограниченный в росте побег, приспособленный к половому размножению растений. Впервые определение цветка как...
  8. А. С. Пушкин своим творчеством оказал огромное влияние на духовное развитие всего народа и каждого отдельно взятого человека. О чем бы ни писал поэт, его...
  9. В. М. Гаршин Красный цветок Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и...
  10. Природа, величественная и суровая, трепетная и грустная – живая, была открыта мне именно Н. А. Заболоцким. Она восхищает меня, производит такое яркое впечатление, что мне...
  11. Действие происходит в течении нескольких январских дней 1947 года в городке Олинджер, штат Пенсильвания Первая глава Роман начинается со слов “Колдуэлл отвернулся, и в тот...
  12. 1. Какое строение имеет цветок? Цветок – орган семенного размножения. В цветке различают следующие части: 1) околоцветник; 2) тычинки; 3) пестик. Если околоцветник состоит...

У одного их самых трогательных, на мой взгляд, произведений Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» нет определенного жанра, сам автор определил жанр своего произведения как «сказка-быль», это связано с тем, что в нем очень тесно переплетаются, правда и вымысел.

Это трогательная история о маленьком, одиноком цветке, жившем на пустыре. Вся жизнь этого цветка это тяжелая борьба за выживание. Еще, будучи маленьким семечком, он пророс, оказавшись в ямке между камнем и глиной, питаясь лишь росой и пылью. Но, несмотря на все лишения, неизвестный цветок был не похож на другие цветы, «одна жилка синяя, другая красная», своими лепестками он был похож на яркую звезду.

Дальше читатель знакомится со вторым персонажем этой сказки-были ̶ девочкой Дашей, отдыхающей недалеко от пустыря в пионерском лагере. Когда она идет на станцию, чтобы отправить письмо своей маме, с пустыря она слышит нежный цветочный аромат. И следуя за запахом, она находит Неизвестный цветок, так происходит их знакомство. Даша очень скучала по своим родным и так же, как и цветок, чувствовала себя одинокой. Поэтому в Неизвестном цветке она нашла родственную душу. Она приходила к нему каждый день, и они разговаривали, цветок сказал, что не знает своего имени, потому что некому его здесь звать, ведь здесь совершенно пусто.

Девочка, тронутая этим маленьким, но очень стойким цветком, сделала все, чтобы условия его существования были для него благоприятны. Она рассказала о своем новом друге пионерам из отряда, и совместными усилиями они сделали почву пустыря плодородной, чтобы на следующий год там выросли новые цветы. После четырехдневной работы пионеры смогли удобрить весь пустырь и совершенно забыли об этом цветке, только Даша перед отъездом пришла проститься с маленьким цветком-тружеником.

На следующее лето Даша вновь поехала в тот же пионерский лагерь, где в прошлом году познакомилась с Неизвестным цветком. И она первым делом побежала на пустырь. А пустыря больше не было: повсюду росли зеленые травы и цвели разнообразные пестрые цветы, благоухающие как тот самый цветок, летали разноцветные бабочки и весело порхали птицы. Из необитаемого, одинокого это место превратилось в прекрасный дом для многих живых существ. И все это благодаря стойкости и трудолюбию маленького цветка и отзывчивости и доброте Даши. Но, к сожалению девочки, Неизвестного цветка среди всего этого разнообразия красок не было, но был его сын. Но пионерка нашла другой цветок, он был похож на своего предшественника. Этот цветок вырос из камня, а если точнее, то между двух очень близко расположенных камней. Он был прекраснее прошлого цветка, и он был также трудолюбив и терпелив, как и его отец.

Таким образом, автор старается донести до читателей, что при должном желании, терпении и трудолюбии можно преодолеть любые преграды, даже те, что на первый взгляд кажутся непреодолимыми. Также автор уделяет внимание доброму поступку девочки, что наталкивает читателя на мысль, что вторым важным принципом счастливой жизни является милосердие и отзывчивость.

Анализ 2

Произведение, в виде незатейливой истории про цветок, выросший на пустыре, говорит о важной мировоззренческой проблеме – роли собственных усилий в формировании человека.

Автор пишет, что цветок, выросший на самой бесплодной земле о, оказался самым красивым и жизнеспособным. В рассказ, чрезвычайно бедном событиями, он вводит пионерку девочку Дашу. Это абсолютно положительный образ. Она любит природу, хочет заботиться о тех, которому приходится трудно. В частности, Даша приводит пионеров на пустырь, и они удобряют его. Девочка ставила перед собой цель облегчить жизнь цветам, помочь им стать еще лучше, но она заметила, что из потомков первого прекрасного цветка только один стал тоже красивым – выросший опять в неудобном месте, где приходилось бороться за существование. Остальные, получившие подкормку и, поставленные в более комфортные условия существования, деградировали, стали менее красивыми.

Платонов сознательно сливает два понятия: красоту и жизнестойкость. Действительно, исследования в области психологии показывают, что нам подсознательно нравится все сильное и способное преодолевать трудности. Здесь писатель стремился выразить свой протест против изнеженности и лени, которые дает комфортное и беззаботное существование, позволяющее людям не проявлять свои задатки и таланты и вести унылую, жалкую и безынтересную жизнь.

Автор не дает своего глубокого анализа действительно важной философской и этической проблемы, которую он поставил в данном произведении. Он показывает результат жизни растений, в образе которых он демонстрирует свое понимание людей и общества, в целом. Однако следует заметить, что подобное восхваление силы и воли к жизни, развития через преодоления трудностей, может вести и к отрицательным последствиям. В рассказе, фактически, читателя подталкивают и к еще одному выводу: забота, сострадание и милосердие – вредны для самих слабых. Подобные воззрения удобны, так как очень помогают облегчить жизнь, отказавшись от моральных и нравственных обязательств. Именно подобными примерами всегда подпитывались эгоизм, жестокость и равнодушие.

Однако, в целом, можно заключить, что основная идея произведения верна. Действительно, именно преодоление трудностей двигает вперед прогресс и делает человека личностью. Рассказ учит бороться и двигаться вперед, что вряд ли можно отрицать.

Несколько интересных сочинений

  • Влияние родителей на становление личности ребенка Итоговое сочинение

    Человек родился. Каждый человек на самом деле частичка своих родителей, ведь это они его создатели. Часто мы берём от родителей всё самое лучшее, но бывает, что и всё самое худшее тоже сидит в нас именно от родителей

  • Художественные особенности рассказов Чехова

    Художественная особенность рассказов Чехова состоит в том, что он с невероятной точностью и добрым юмором описал жизнь своих современников.

  • Сочинение Образ Князя Тугоуховского в комедии Горе от ума Грибоедова

    Князю Тугоуховскому отведена второстепенная роль в комедии Грибоедова под названием «Горе от ума». Он один из первых прибывает на бал, который проводился в доме Фамусовых.

  • Сочинение по картине Левитана Лесное озеро (описание)

    Эта картина, как и много других работ художника говорит об истинной любви к своей Родине.

  • Спешите делать добрые делаКаждый человек в своей жизни сталкивается с добротой по отношению к себе или другим. Доброта - это то, что делает наше общество гуманнее и сострадательнее в стремлении дарить радость окружающим людям, проявлять искренние чувства.