А. Н. Радищев. Беседа о том, что есть сын отечества. Отечества достойные сыны

Радищев «Беседа о том, что есть сын отечества».

Это революционно-публицистическая статья (1789), напечатанная в журнале ʼʼБеседующий гражданинʼʼ. Рассуждая о том, кто должна быть удостоен звания истинного сына Отечества, Радищев выдвигает основное условие: им должна быть только ʼʼсущество свободноеʼʼ. Отсюда он отказывает находящемуся в крепостной зависимости крестьянину в данном звании, отказывает с великой жалостью. Но сколь гневно звучит его обличение в адрес угнетателœей, тех помещиков-крепостников, ʼʼмучителœейʼʼ и ʼʼпритеснителœейʼʼ, которые себя привыкли почитать сынами Отечества. В статье перед нами проходит целый ряд сатирических портретов злых, ничтожных, легкомысленных помещиков. Но кто же достоин быть истинным сыном Отечества? И Радищев отвечает, что истинным патриотом должна быть человек, исполненный чести, благородства, способный всœем пожертвовать для блага народа, и если понужнобится, в случае если он будет знать, что ʼʼсмерть его принœесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизньюʼʼ. Это одно из сильнейших политических выступлений Радищева-революционера, требующего свободу народу.

Ода ʼʼВольностьʼʼ

Впервые теория народной революции получает публицистическое и художественное воплощение в написанной Радищевым в 1781-1783 гᴦ. оде ʼʼВольностьʼʼ, отрывки из которой были включены в ʼʼПутешествиеʼʼ.

Судьбы родины и народа в центре внимания автора, передового человека, способного сопоставить факты и события исторические с современностью и прийти к обобщающим философским выводам о закономерности возникновения революции в России, народ которой способен ответить насилием на насилие. Ода ʼʼВольностьʼʼ - произведение огромной поэтической и ораторской страстности, свидетельствующее о зрелости революционного мировоззрения Радищева. ʼʼПрорицатель вольностиʼʼ доказывает, ʼʼчто человек во всœем от рождения свободенʼʼ. Начиная с апофеоза вольности, которая осознается как ʼʼбесценный дар человекаʼʼ, ʼʼисточник всœех великих делʼʼ, поэт рассуждает далее над тем, что этому мешает. В отличие от просветителœей 18 в. Радищев, говоря о свободе, имеет в виду не только естественное, но и социальное равенство, которого нужно добиваться путем борьбы за права народа. Страстно обличает он рабство и деспотизм, законы, установленные самодержавной властью, которые являются ʼʼпрепоной свободеʼʼ. Он разоблачает опасный для народа союз царской власти и Церкви, выступая против монархии как таковой.

Монархию следует заменить демократическим строем, основанным на социальном равенстве и свободе. В ʼʼцарстве свободыʼʼ земля будет принадлежать тем, кто обрабатывает ее.

Вера в будущую победу народной революции одушевляет поэта͵ она зиждется и на изучении опыта своей страны (крестьянское восстание под предводительством Пугачева), и на примерах, взятых из английской и американских революций. Исторические события, исторические имена деятелœей революции Кромвеля, Вашингтона бывают поучительны для других народов. Воссоздавая противоречивый образ Кромвеля, Радищев отдает ему должное за то, что ʼʼ…Научил ты в род и роды, как могут мстить себе народы: ты Карла на суде казнилʼʼ.

Ода заканчивается описанием ʼʼизбраннейшего дняʼʼ, когда победит революция и обновит ʼʼотечество драгоеʼʼ. Пафос оды – вера в победу народной революции, хотя исторически мыслящий Радищев понимает, что ʼʼне приспе еще годинаʼʼ. Философское, публицистическое содержание оды находит соответствующие стилистические формы выражения. Традиционный жанр оды наполняется революционный патетикой, а употребление славянизмов, придающих торжественное звучание выражаемым идеям, лишь подчеркивает единство художественной формы и содержания. Успех оды был огромен.

Тема революции в ʼʼПутешествии из Петербурга в Москвуʼʼ Радищева. (напеч. В 1790ᴦ.)

Радищев начал писать ʼʼПутешествиеʼʼ с середины 80-х гᴦ. Нет спокойного повествователя, погруженного в мир собственных чувств и переживаний, а есть человек, гражданин, революционер, исполненный сочувствия к бесправным и негодования к угнетателям. Тема революции звучит во многих главах ʼʼПутешествияʼʼ. Картины бесчеловечного отношения к народу, сознание социальной несправедливости вызывают у Радищева страстные призывы к свержению власти крепостников. Так как большая часть людей в самодержавном государстве ʼʼуподоблена тягловому скотуʼʼ, униженному, то беспрестанно оскорбляемый человек, ʼʼвлекомый чувствованием сохранности своей, принуждается на отражение оскорбленияʼʼ (ʼʼЧудовоʼʼ).

Жесткость и алчность помещика-ʼʼкровопийцыʼʼ, о деяниях которого рассказано в главе ʼʼВышний Волочокʼʼ, вызывает гнев путешественника, призывающего народ ответить на насилие насилием.

Все, что видит путешественник на своем пути: дорожные встречи, наблюдения над жизнью разных сословий, заставляет его глубоко сочувствовать угнетенному народу и наполняет чувством непримиримой вражды к угнетателям, сознанием крайне важно сти революционной борьбы за освобождение народа, борьбы самого народа. Революция возникает как неизбежный результат угнетения.

Открытый призыв к восстанию звучит и в главе ʼʼГородняʼʼ, где идет исполненный драматизма рассказ о рекрутском наборе, о незаконной продаже в рекруты людей только потому, что их помещику ʼʼзанужнобилися деньги на новую каретуʼʼ.

Радищев верит, что настанет время, когда выйдут из народа новые люди и свобода придет не сверху – ʼʼот великих отченниковʼʼ, а снизу – ʼʼот самой тяжести порабощенияʼʼ, но он понимает, что ʼʼвремя еще не приспелоʼʼ. Историзм мышления подсказывал ему, что революция в России свершится, но для этого нужно время. Русская действительность, особенности русского национального характера – залог неизбежности революции.

В способности народа к возмущению убеждает Радищева и опыт пугачевского восстания. При этом писатель-революционер понимает, что стихийный характер восстания не может привести к коренным изменениям русской действительности, к победе народа. В этом отношении сложной и вызывающей споры является глава ʼʼХотиловʼʼ, в которой дается Радищевым оценка пугачевского восстания и предлагается возможный проект будущих преобразований путем реформ.

Основа ʼʼПутешествияʼʼ - призыв к революции, но Радищев знал, что победа возможна лишь через десятилетия, и в связи с этим вполне возможны поиски им решения самого больного вопроса – освобождения крестьян другими путями, один из которых – проект как попытка облегчить участь народа хотя бы на ближайшее время.

Радищев «Беседа о том, что есть сын отечества». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Радищев «Беседа о том, что есть сын отечества»." 2017, 2018.

/ / / Кого называют «сынами Отечества»?

У каждого человека есть уголок земли, который он считает Родиной. Родина у меня ассоциируется с многодетной заботливой матерью-героиней. Тем не менее, далеко не всех людей можно считать настоящими детьми родного края. Возникает закономерный вопрос: «Кого же называют «сынами Отечества»?

Я думаю, что этого высокого звания достойны только те, кто по-настоящему любят Родину, готовы жертвовать собой ради него. Сыновья Отечества – настоящие патриоты, которые подтверждают свою любовь к родному уголку не громкими лозунгами, пустыми фразами, а конкретными поступками. Такие люди скорее отдадут свою жизнь, чем предадут Родину.

Настоящих сыновей Родины всегда уважали. Такое отношение отобразилось в литературе. Примеры героев из произведений русских классиков помогут ответить на поставленный вопрос. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой воспроизвел события первой половины XIX века. Эта эпоха известна всему миру походами Наполеона. Французский полководец достаточно быстро захватил часть Западной Европы. Военные действия вскоре вплотную приблизились к русским землям.

В первой битве с французами русские потерпели поражение. Казалось бы, война проиграна, единственное, что остается – сдаться и отдать свои земли в руки захватчикам. Враг был уверен в своей победе. Но случилось настоящее «чудо». М. Кутузов поднял боевой дух солдат, наполнил их силами для борьбы.

Великого полководца можно считать настоящим сыном Отечества. Он сделал все, чтобы спасти родные земли. Сынами Отечества я бы назвал и других героев этого произведения: Андрея Болконского, самоотверженно сражавшегося на поле боя, Пьера Безухова, который остался в Москве, чтобы убить Наполеона, Наташу, пожертвовавшую подвой, чтобы помочь ранеными.

Герои из романа-эпопеи Л.Н. Толстого – доказательство того, что сыновьями Отечества являются люди, готовые жертвовать своей жизнью, какими-то материальными ценностями, а иногда и личным счастьем ради Родины и земляков.

Василий Теркин из одноименной поэмы А.Т. Твардовского – тоже яркий пример человека, которого уверенно можно назвать сыном Отечества. Это советский солдат, воюющий за освобождение родного края. Теркин в любой момент готов совершить любой подвиг, лишь бы приблизить победу. Он, ни минуточки не сомневаясь, берется переплыть реку, покрытую льдом, чтобы передать указания солдатам на другом берегу. Таких поступков во благо Родины Василий Теркин совершил немало. Думал ли он в такие минуты о славе, орденах, наконец, о своей жизни? Думаю, нет. Солдату просто было страшно представить, что его родные земли топчет сапог врага.

Василий Теркин – еще один пример истинного патриота, сына Отечества. Как и герои «Войны и мира», советский солдат готов пойти на смерть ради Родины.

Можно сделать вывод, что «сыны Отечества» – те, кто воспринимают Родину, как свою мать, а поэтому готовы ради нее на самоотверженные поступки.

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества. Под игом рабства находящие­ся не достойны украшаться сим именем.

Поудержись, чувствительное сердце, не произноси суда твое­го на таковые изречения!?..

Кому не известно, что имя сына Отечества принадлежит че­ловеку, а не зверю или скоту, или другому бессловесному животному? Известно, что человек существо свободное, по­скольку одарен умом, разумом и свободною волею, что сво­бода состоит в избрании лучшего, что это лучшее познает он и избирает посредством разума и стремится всегда к прекрасному, высокому. Бее это обретает он в последовании естественным и (Божественным) законам и извлеченным (из них) гражданским и общежительным 14 .

Но здесь не касается рассуждение о тех злосчастнейших, которых коварство или насилие лишили сего величественно­го преимущества человека 15 , которые без принуждения и страха (неспособны к чувствованию), которые уподоблены тяглому скоту, не имеющие надежды освободиться от своего ига. Хотя и случается иногда, что жестокая печаль возжига­ет слабый свет их разума и заставляет проклинать бедствен­ное свое состояние и искать оному конца. Не о тех здесь речь, кои походят на человека одним только видом, угнете­ны, унижены, презренны, о которых не спрашивают, что они достойного человечества сделали, какие похвальные де­ла оставили? Не о них здесь речь. Они не суть члены госу­дарства, они не человеки, не что иное, как движимые мучи­телем машины, тяглый скот!



Человек, человек потребен для ношения имени сына Отече­ства! Но где он? Где сей украшенный достойно сим величе­ственным именем?

Вертопрах, облетающий с полудня (тогда начинает он день свой) весь город для бессмысленнейшего пустоглаголания, для обольщения целомудрия, соделавший голову свою муч­ным магазином, брови вместилищем сажи, щеки коробками белил и сурика... Его распутная жизнь, знаменуемая смрадом из уст и всего тела, задушается целою аптекою благовонных опрыскиваний. - Не сей ли есть сын Отечества? Или тот, поднимающий величавым образом на твердь небес­ную свой взор, попирающий ногами своими всех, раздираю-

14 Речь идет о нормах гражданского права и нормах общежития, которые долж­ны быть основаны, по мнению Радищева, на естественном праве.

115 Быть свободными, быть сынами Отечества.

щий тех, кто осмеливается произносить слова: человечество, свобода, покой 16 , честность, святость, собственность (выделено мной. - А.А.) и другие сим подобные? ...Сей ли есть сын Отечества?

Или тот, простирающий объятия свои к захвату богатств и владений целого Отечества своего, а ежели бы можно было, и целого света, который восхищается радостью, ежели от­крывается ему случай к новому приобретению, пусть то за­плачено будет реками крови собратий его, пусть они умира­ют с голоду, все сие для него не значит ничего. Не сему ли принадлежит имя сына Отечества?

Или не тот ли сидящий за столом, (для) услаждения вкуса и брюха (которого стараются) несколько человек, дабы по пресыщении мог он быть перевален в постель?.. Глас разума, глас законов, начертанных в природе и сердце человеческом, не согласен наименовать (этих) людей сынами Отечества!

<...> Нет ни одного из смертных, толико отверженного от природы, который бы не имел вложенной в сердце каждого человека пружины, устремляющей его к люблению чести. Всяк желает быть уважаем, всяк устремляется к дальнейше­му своему совершенствованию, знаменитости и славе, как бы ни силился ласкатель Александра Македонского, Аристотель, доказать противное, утверждая, что сама природа располо­жила уже род смертных так, что большая часть оных долж­на непременно быть в рабском состоянии, и следовательно, не чувствовать, что есть Честь, а другая в господственном, потому что немногие имеют благородные чувствования. Не спорно, что гораздо знатнейшая часть рода смертных по­гружена в мрачность рабства, но не оправдывайте себя, притеснители, злодеи человечества, что сии ужасные узы есть порядок, (установленный природой). О, если бы вы проникли цепь всей природы, нашли бы, что любовь, а не насилие содержит толь прекрасный в мире порядок и под­чиненность. Везде и во всяком человеке рождается оная пламенная любовь к снисканию Чести и похвалы у других. Сын Отечества, таким образом, Честолюбив. Истинный человек есть исполнитель всех предустановленных для блаженства его законов, он свято повинуется оным. С благоговением подчиняется он всему тому, чего порядок, благоустройство и спасение общее требуют. Словом, он бла­гонравен 1 . <...>

Третий же отличительный знак сына Отечества, когда он благороден. Благороден же тот, кто учинил себя знаменитым мудрыми и человеколюбивыми поступками, кто сияет в об-

16 Покой - здесь: мир, благоденствие.

ществе разумом и добродетелью. Тот есть прямо благороден, сердце которого не может не трепетать при едином имени Отечества... 17

Но сколь ни славны для всякого благомыслящего сердца сии качества, без надлежащего воспитания и просвещения нау­ками и знаниями наилучшая способность человека превра­щается в самые вреднейшие побуждения и стремления и на­водняет целые государства злочестиями, раздорами и неуст­ройством. Поэтому нужно, чтобы (желающий стать сыном Отечества) приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, применился бы к упражнению в истории и философии, (научающим) человека истинным его обязанно­стям, а для очищения вкуса возлюбил бы рассмотрение ве­ликих художников, музыки, архитектуры.

<...> Боепитание, на сих правилах основанное, введено богомудрыми монархами, и просвещенная Европа с изумлением видит успехи оного, восходящие к предположенной цели ис­полинскими шагами!

Многие задаются вопросом: «Что же есть сын Отечества?» Но впервые начал беседу об этом А.Н. Радищев, в который сказал, что «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)». И с этим высказыванием я абсолютно согласна. Потому что не каждый готов защитить свое Отечество в нужное время, и поэтому он не достоин такого звания, как «сын Отечества».

По-моему, сын Отечества - это тот, который готов всегда постоять за свою Родину, защитить ее в трудный момент, оберегать и всегда любить ее. И я могу назвать таких людей без капли сомнения: сыновья Отечества - это в первую очередь те, кто воевал за свою страну. Это герои Великой Отечественной войны. Эти люди готовы были отдать свою жизнь за Родину, защищали ее и не отдали в руки врагу ни под каким предлогом. Они любили ее, как маму и не давали в обиду. Вот это настоящие сыны Отечества.

В принципе, не имеет большого значения, в какой стране ты родился, главное, в какой стране ты вырос, как и за что ты ее полюбил. Хочу привести в пример ребенка-сироту. Если его взяли чужие родители к себе в дом и считают своим дитем, то и ребенок в свою очередь полюбит их и будет считать своими родителями, ведь именно они воспитывали его, любили всем сердцем как своего, вкладывали в него свое терпение и доброту. И он их называет мамой и папой. Так же и с Родиной. Твоя Родина та, что воспитала тебя, вселила в твое сердце патриотизм и веру; та, которую ты полюбил, как свое Отечество.


А.Н. Радищев говорил, что честь, благонравие и благородство зажигают внутри человека любовь к Родине, что побуждает к совершению больших подвигов ради нее. Благодаря этим качествам у людей просыпается патриотизм, который, в свою очередь, поможет им в любых испытаниях, подброшенных судьбой.

Но самое главное - это по-настоящему любить свою страну и верить в нее. Как известно, большинство людей выбирают то, что выгоднее или лучше лично для них. Я считаю это неправильным. Приведу в пример обычного ребенка или даже нас самих. Мы не можем выбирать себе родителей, мы рождаемся и уже любим их за подаренную жизнь. Даже если у кого-то родители богаче или достойнее в каком-то плане, мы же не можем так просто взять и уйти к другим родителям, оставив своих просто так. Вот и с Родиной - нельзя ее оставлять, нужно бороться и стараться быть лучше, нужно помогать ей во всех отношениях, и тогда, действительно, можно с гордостью назвать себя сыном Отечества!

В музее А.Н.Радищева объявлен конкурс «Что есть сын Отечества».

Положение
о конкурсе «Что есть сын Отечества»
Конкурс «Что есть сын Отечества» в 2018 году посвящён 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

1.Организаторы, партнёры конкурса, жюри.
1.1. Конкурс учреждён в 1999 году по решению ГБУК «Объединение
государственных литературно — мемориальных музеев Пензенской
области».

1.2. Организатор конкурса: музей А. Н. Радищева, филиал ГБУК
«Объединения государственных литературно – мемориальных
музеев Пензенской области».

1.3. Партнёры конкурса: отдел образования администрации Кузнецкого
района, управление образования администрации г. Кузнецка, отдел
по делам молодёжи, культуре, физкультуре и спорту Кузнецкого
района.

1.4. Состав жюри утверждает организатор конкурса.

2.Цели и задачи конкурса.

2.1. Конкурс «Что есть сын Отечества-2018» проводится в целях
популяризации творчества великого русского писателя И.С.Тургенева и активизации читательского интереса.

2.2. Задачи конкурса:
— выявление и поддержка творческого потенциала начинающих
актеров;
-нравственное воспитание молодежи.

3.Условия и порядок конкурса.

3.1. Конкурс проводится с 01.01.2018 г. по 30.11.2018 г.

3.2. К участию в конкурсе приглашаются учащиеся
общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и
учреждений дополнительного образования.

3.3. Заявки на участие в конкурсе «Что есть сын Отечества» подаются в
музей А. Н. Радищева по форме (см.приложение №1) по
электронной почте: [email protected] до 1 ноября 2018г.

4.Требования к участникам конкурса.

4.1. Конкурс объявлен в театральной номинации «Летописец душ
народных» (постановка по произведениям И.С.Тургенева).
4.2. На конкурс представляются постановки, раскрывающие смысл
произведения через художественные образы.

4.3. На конкурс представляется только одна постановка от одного
учебного учреждения.

4.4. Все конкурсные постановки будут оцениваться жюри по четырём
критериям:
— раскрытие и яркость образов персонажей литературного
произведения;
— оригинальность режиссерского решения;
— использование средств выразительности;
— музыкальное, художественное оформление спектакля.

4.5. Постановка может быть исполнена в любом жанре театрального
искусства (комедия, мим, мюзикл, драма, пародия).

4.6. Продолжительность постановки не должна превышать 10 минут.

4.7. К постановке должна обязательно прилагаться театральная
программка с указанием исполнителей в количестве не менее 3
штук по форме (см. Приложение № 2).

4.8. В постановке запрещается содержание, разжигающее расовую,
межнациональную или религиозную рознь, нарушающее законы
РФ и носящее антисоциальный характер.

442514, Пензенская область, Кузнецкий район, село Радищево,
улица Центральная, 63.

Куратор конкурса – Галкина Светлана Алексеевна (8-927-362-41-82)

5.Подведение итогов и поощрение победителей конкурса.

5.1. Все участники конкурса награждаются грамотами.

5.2. Победители, занявшие 1, 2 и 3 места награждаются дипломами и
ценными подарками.

5.4. Организаторы конкурса имеют право учреждать специальные
призы.

5.5. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.

6. Контакты

Адрес: 442514, Пензенская область, Кузнецкий район, село Радищево,
улица Центральная,63.
Электронная почта: [email protected]
Тел.: 8(841-57) 5-16-25
Куратор конкурса – Галкина Светлана Алексеевна(8-927-362-41-82).

Приложение № 1

Заявка на участие

Общее количество участников постановки ______________________
Ф.И.О. участника, возраст, класс, роль: ________________________
Название постановки, жанр исполнения ________________________

Руководитель ______________________________________________
Название организации, представляющей конкурсанта ____________
___________________________________________________________
Контактный телефон: ________________________________________

Адрес:_____________________________________________________ ___________________________________________________________