А гедике биография. Александр Фёдорович Гедике: биография. Награды и премии

Многим из ребят, обучающимся музыке, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже "Тарантеллу"?
...Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду.
Помню день, – он надолго остался у меня в памяти, – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала.
Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов: Ге-ди-ке.
Как я узнал, это был профессор Московской консерватории, известный композитор, органист и пианист.
Органные концерты Гедике давал часто. Играл он больше всего любимого им Баха.
"Музыка его, – говорил Гедике, – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".
На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.
Мне посчастливилось на протяжении двадцати пяти лет часто видеться с этим замечательным человеком. Сначала я у него учился, а затем преподавал в той же Московской консерватории.
Александр Федорович был очень разносторонний музыкант.
Прежде всего он много сочинял. Им написано несколько опер, особенно следует отметить оперу "У перевоза", рассказывающую о пугачевском восстании.
Он создал три симфонии, огромное количество пьес для рояля и других инструментов, много песен и романсов, а также произведения для различных ансамблей.
Особую известность приобрели обработки Гедике русских народных песен для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано.
В 1900 году, на международном конкурсе имени Антона Рубинштейна, Гедике получил первую премию за сочиненный им концерт для фортепиано и сонату для скрипки.
В Московской консерватории Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот называется классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре.
Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения".
Он очень много успевал сделать за день.
У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.
С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.
Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию?! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.
С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.
– Смотри, – обращался ко мне Гедике, – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других...
Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка.
Со своими любимцами он разговаривал, как с людьми. Помню один забавный случай.
Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу. Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня.
– Шарко, Шарко, перестань!
Шарко не унимается.
– Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел!
Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина".
– Шарко! Неудобно, ведь Мильман доцент!
Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату.
Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если студенты во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!" Звук "л" он не произносил, и получалось "не ба-уй!".
Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.
Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза...
После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал: "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.
Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг.
Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике".

Органист, пианист, композитор, педагог. Сверхштатный профессор II ст. (1909).

Происходил из семьи потомственных музыкантов. Сын Ф. К. Гедике и француженки родом из Нормандии Александры Федоровны (настоящее имя Жюстина-Адель-Августина) Лекампион (Le Campion). Прадед Гедике — Генрих Георг (Андрей Иванович) был преподавателем и инспектором фортепианных классов Смольного института, сочинял музыку. Дед — Карл Гёнрихович (Андреевич) — служил органистом французской католической церкви Св. Людовика, преподавал музыку в московском Сиротском институте императора Николая I.

Начальное обучение игре на фортепиано и органе Гедике прошел у отца, с 12 лет заменял его как органист в церкви Св. Людовика. В 1890-92 гг. участвовал в Детском оркестре А. А. Эрарского. В 1892 г. поступил в младшие классы Московской консерватории, к А.И. Галли, затем перешел в класс П. А. Пабста, после его смерти — в класс В.И. Сафонова (фортепиано). Гармонию и инструментовку изучал у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса, энциклопедию у Н. С Морозова, элементарную теорию музыки — у Н. Д. Кашкина. Окончил консерваторию в 1898 г. с малой золотой медалью. За сочинение Концерт-штюка для фортепиано с оркестром, Сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию как композитор и пианист на Международном конкурсе имени Антона Рубинштейна (Вена, 1890).

С 1898 г. работал учителем музыки в московском Сиротском институте императора Николая I вплоть до его закрытия в 1918, в 1898/99 учебном году преподавал также в Московском лицее памяти цесаревича Николая. С 1904 г. работал в московском Елисаветинском институте, сменив в 1906 г. на посту инспектора музыки С. В. Рахманинова. В том же году взял на себя обязанности наблюдателя по музыкальной части Сиротского института взамен ушедшего с поста А. Б. Гольденвейзера. С 1907 г. помимо уроков музыки вел методику игры на фортепиано и гармонию. С января 1907 преподавал игру на фортепиано также в Институте московского дворянства для девиц благородного звания имени Александра III, основанного в память Екатерины II. Работа в этих учебных заведениях во многом способствовала созданию Гедике обширного учебного репертуара, сочетавшего технологические и художественные достоинства.

Крупнейший представитель русской органной школы. Дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории (с 1923 г.). Для сочинений Гедике, как и для его исполнительского стиля, характерны монументальность, глубина и строгость, временами резкие контрасты. Известен как исполнитель всех органных произведений И. С. Баха. Автор многих музыкальных произведений, в том числе опер на собственное либретто («Виринея», 1913-15; «У перевоза», 1933; «Жакерия», 1933; «Макбет»; в 1944 исполнены оркестровые номера), кантат, оркестровых сочинений, в том числе для духового оркестра, для органа, для фортепиано, (Концертштюк для фортепиано с оркестром), для скрипки и виолончели, для кларнета, романсов и др., а также транскрипций и обработок русских народных песен.

В 1909 по вольному найму поступил на службу в Московскую консерватоорию, в качестве сверхштатного профессора II степени, в 1913 г. перешел на действительную службу. С 1919 г. вел камерный класс, с 1922 г. — класс органа. В 1923 г. заведовал этими кафедрами, разработал методику преподавания камерного ансамбля для консерваторий. Вел класс специального фортепиано. Среди учеников (орган, фортепиано, камерный ансамбль) — К. Аджемов, М. Брук (фортепиано), А. Васильева, И. Вейсс, Н. Выгодский, Т. Гайдамович, Г. Гродберг, С Дижур. Я. Каабак, С. Кнушевицкий, И. Козолупова, В. Мержанов, М. Мильман, С. Г. Нейгауз, Л. Ройзман, М. Ростропович, И. Рыжкин, Б. Смоляков, М. Старокадомский, Б. Тевлин, Б. Хайкин. Некоторое время преподавал игру на фортепиано в московской Народной консерватории. В 1920-50-е гг. работал в Музыкальном училище при Московской консерватории (композиция и камерный ансамбль).

Как композитор А.Ф. Гедике никак не принадлежал к «потрясателям основ», новаторам и «дерзателям», но он так благородно и спокойно шёл по путям, на которые вступила музыка до него (великолепным путям, по которым ещё следовало и можно было ходить), что многие из его лучших произведений продолжают доставлять любителю и знатоку музыки искреннее удовольствие и радость.
Г.Г. Нейгауз

Знакомство с произведениями Александра Фёдоровича Гедике для многих музыкантов сводится к изучению детских пьес из репертуара юного пианиста. Вместе с тем творческое наследие выдающегося российского музыканта - пианиста, органиста, композитора и педагога - весьма значительно: четыре оперы, три симфонии, три увертюры и поэма для симфонического оркестра, \гузыка к спектаклю, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы и скрипки), многочисленные сочинения для камерного ансамбля, фортепиано, органа, песни и романсы, транскрипции и переложения для разных инструментов. Несомненный интерес представляют органные сочинения Гедике, ведь имя его неразрывно связано с органной культурой Москвы.
А.Ф. Гедике (20.02/04.03.1877 - 09.07.1957) происходил из семьи потомственных музыкантов. Его прадед, Генрих-Георг Гедике, жил в Петербурге, работал органистом католической церкви, инспектором Института благородных девиц и директором Немецкого драматического театра". Дед композитора, Карл Андреевич, а затем отец Фёдор Карлович (Фридрих-Александр-Пауль Гедике) служили органистами Французской католической церкви Св. Людовика в Москве. Фёдор Карлович Гедике (1839 - 1916), ученик А.И. Дюбюка по фортепиано и Хардорфа по теории музыки, был профессором консерватории по классу обязательного фортепиано, работал пианистом и органистом в оркестре Большого театра. Он хорошо владел композиторской техникой, но сочинения его не получили известности.

В 1898 году А.Ф. Гедике окончил Московскую консерваторию по специальности «фортепиано». Годы учёбы прошли в замечательной атмосфере общения с профессорами консерватории - А.И. Галли, П.А. Пабстом, В.И. Сафоновым, С.И. Танеевым, Н.М. Ладухиным. Н.Д. Кашкнным,
Г.Э. Конюсом, Г.Л. Катуаром и талантливыми коллегами-соучениками - двоюродными братьями А.Ф. Гедике Н. и А. Метнерами, И. Левиным, К. Угумновым, А. Гольденвейзером, Близ. Гнесиной и другими музыкантами. Игре на органе А.Ф. Гедике учился лишь у отца, время от времени заменяя его в церкви, хотя в консерватории уже существовал органный класс.

В 1900 году Гедике участвовал в Третьем международном конкурсе имени А.Г. Рубинштейна в Вене в качестве пианиста (наряду с Н. Метнером и А. Гольденвейзером) и композитора, был удостоен первой премии по композиции и почётного диплома как исполнитель.
В XX век А.Ф. Гедике вошёл состоявшимся музыкантом. Он выступает как пианист, до начала 1900-х годов играет в церкви св. Людовика, а затем продолжает совершенствоваться как органист на органе-позитиве, приобретённом у московского мастера В.К. Арнольда. В этот период в издательстве Юргенсона публикуются его сочинения, в том числе Три хора для мужских голосов с органом.

С 1909 года Александр Фёдорович становится профессором Московской консерватории по классу специального фортепиано, а в 1920-е годы возглавляет кафедру камерного ансамбля. В дальнейшем жизнь и творчество Гедике уже неотделимы от его Alma mater, ставшей музыканту вторым домом.
В начале 20-х годов органный класс консерватории остался без преподавателя, и в 1922 году руководителем класса становится А.Ф. Гедике. С этого момента начинается эпоха становления московской органной школы и развития концертной органной практики.
Органное творчество Гедике было тесно связано с органом Большого зала консерватории, последним детищем французского мастера Аристида Кавайе-Коля6. Гедике одним из первых оценил уникальные возможности инструмента. На этом органе в возрасте 45 лет он сыграл свой первый сольный концерт, положив начало традиции регулярных органных вечеров в консерватории, работал за ним с учениками, создавая свою исполнительскую школу. Для органа фирмы «А. Cavaille-Coll» были написаны почти все органные сочинения Гедике. Александр Фёдорович был бесконечно предан инструменту, постоянно заботился о нём, способствовал его восстановлению в послевоенные годы.

Начав исполнительскую деятельность, Гедике поставил перед собой серьёзную задачу - привлечь внимание публики к органу и богатейшему органному репертуару. В Советской России такие концерты были редкостью. Власти настороженно относились к западноевропейской культуре. Представление об органе как о церковном инструменте сводило к минимуму концертное исполнительство. Поэтому органные выступления Гедике имели большое просветительское значение. Концерты нередко проходили при участии приглашённых солистов. Наряду с сочинениями И.С. Баха, Ф. Листа, С. Франка в программу входили вокальные и инструментальные произведения в сопровождении органа. А.Ф. Гедике в значительной степени способствовал расширению органного репертуара, создавая транскрипции клавирных, фортепианных и оркестровых сочинений Ф. Шопена, Р. Вагнера, Э. Грига, К. Дебюсси, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского и других композиторов. Современники Гедике единодушно отмечали высочайший профессиональный
уровень органиста, выдающиеся технические качества и совершенство владения художественными средствами романтического инструмента, поддерживали стремление расширить функции органа, сделав его достоянием не только церковной, но и светской концертной практики8.

К тому моменту, когда А.Ф. Гедике принял руководство органным классом консерватории, он уже обладал богатым педагогическим опытом9. Формируя новую ветвь концертного исполнительства, Гедике приложил колоссальные усилия для организации обучения студентов: добился постоянного ухода за инструментом, ввёл в учебную программу курс органного мастерства для изучения устройства органа, разработал программу по классу специального органа, организовал курс обязательного органа для студентов фортепианного факультета - теоретические и практические занятия, необходимые для понимания особенностей исполнения старинной клавирной музыки10.

Методика преподавания А.Ф. Гедике основывалась на стремлении к самостоятельности исполнителя и раскрытию его творческой индивидуальности, в сочетании с планомерными занятиями и кропотливой работой над малейшими техническими нюансами - от аппликатуры до регистровки. Весьма поощрялись композиторские опыты студентов. Учебный репертуар строился на сочинениях Д. Букстехуде, И.С. Баха, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, С. Франка, К. Сен-Санса, М. Регера, исполнялись также сочинения отечественных авторов - А. Глазунова, Ц. Кюи, Т. Бубека и других. Специально для учеников Гедике сделал ряд переложений и транскрипций музыки зарубежных и русских авторов XIX - начала XX веков, хорошо сочетающейся с возможностями красочного и певучего романтического органа. Большинство сольных органных сочинений А.Ф. Гедике (как и многочисленные фортепианные опусы) создавались в качестве педагогического репертуара для начинающих органистов и, помимо немалых художественных достоинств, заключают в себе энциклопедию различных видов органной техники.

Благодаря творческому, профессиональному подходу к своему делу Гедике удалось вырастить целую плеяду музыкантов-исполнителей, достойно продолживших и укрепивших традиции московской органной школы. Среди выпускников органного класса А.Ф. Гедике - И. Вейсс, Н. Выгодский, М. Старокадомский, Л. Ройзман, В. Мержанов, С. Дижур, Г. Гродберг. С именем Леонида Исааковича Ройзмана, возглавившего класс в 1957 году, связан новый этап развития отечественного органного искусства.

Историческое значение творчества А.Ф. Гедике невозможно переоценить. В стране, пережившей менее чем за полвека Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, в стране, где почти отсутствовала органная культура, а «железный занавес» на долгие годы заслонил многовековой опыт европейских исполнительских школ, Гедике создавал фундамент отечественного органного искусства, способствовал сохранению и развитию традиций Московской консерватории в классах специального фортепиано, органа и камерно-инструментального ансамбля.

Александр Фёдорович Гёдике (часто произносится Гедике ; 1877 - 1957) - русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. Народный артист РСФСР (1946).

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике многое взял из традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов, обработок русских народных песен. Особенно широко известен Гедике как автор детских пьес.

Биография

Александр Гёдике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам - Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович (по метрике - Фридрих-Александр-Пауль Гёдике), работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Двоюродным братом Гёдике был композитор Николай Карлович Метнер.

Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии, а по достижении ей 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками.

По воспоминаниям сестры, в детстве Александр Гедике был сорванцом. В 9 лет он поступил в детскую школу Зубова, в 10 лет в подготовительный класс Третьей московской гимназии. В гимназии, по собственному признанию, учился неважно. Уже в 12 лет стал часто подменять отца за органом на церковных службах. Учился играть в основном самостоятельно. Играл на фортепиано и виолончели в домашнем ансамбле, занимался переложением пьес для домашнего ансамбля. После 4-го класса оставил гимназию и перевёлся на 5-й класс консерватории, где начал заниматься в классе профессора А. И. Галли. Позднее учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции, а также у Н. С. Морозова.

По воспоминаниям Гедике, занятия в консерватории в то время были не интенсивными: например, в шестом классе - лекции по культуре и литературе - 4 часа в неделю, курс эстетики (скульптура и живопись) - 1 час в неделю, 1 час занятий по специальности, 4 часа гармонии, 2 часа хорового пения, - всего лишь двенадцать часов в неделю.

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию. Занимаясь в консерватории, написал скрипичную сонату, марш, элегию и фугу для большого оркестра, сочинял романсы и фортепианные пьесы.

После окончания консерватории начал давать частные уроки. Работал в Николаевском и Елизаветинском женских институтах.

В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор. В композиторской номинации был удостоен премии (единственной разыгрывавшейся на конкурсе) за Концертштюк для фортепиано с оркестром, скрипичную сонату и фортепьянные пьесы. Также был удостоен почётного отзыва как пианист.

Гедике женился на Екатерине Петровне Чернышёвой, тёте одной из своих частных учениц. Поселились с женой на Немецкой (ныне Бауманской) улице. Гедике купил для занятий комнатный орган и установил в своём доме.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 заведовал кафедрой камерного ансамбля. С 1920 года вёл также класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца), а в 1923 года возглавил кафедру органа и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, И. Д. Вейс. В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений. В концертах Гедике часто принимали участие С. Н. Ерёмин, Н. Г. Райский, в последующие годы Н. Л. Дорлиак.

04 марта 1877 - 09 июля 1957

русский композитор, органист, пианист, педагог, профессор Московской консерватории, основатель советской органной школы

Родился в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского, отец, Фёдор Карлович, работал там же и преподавал в Московской консерватории, двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер .

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию, где учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского , Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции. В 1900 г. участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор, и в композиторской номинации был удостоен первой премии за Концертштюк для фортепиано с оркестром.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ? заведовал кафедрой камерного ансамбля. В 1923 возглавил класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца) и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов? Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг , И. Д. Вейс . В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений. В 1947 за исполнительскую деятельность Гедике был удостоен Сталинской премии.

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике? наследник традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен (в том числе известной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»).