12 ти шаговая система избавления от алкоголизма. Программа "12 шагов"

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА "12 ШАГОВ"?

Это самая эффективная программа лечения наркомании и алкоголизма. Она включает в себя работу по преобразованию личности страдающего от зависимости человека в личность выздоравливающего от этой зависимости.

При этом человек прекращает употреблять алкоголь/наркотики и начинает вести трезвый образ жизни, в котором руководствуется вновь обретаемым здравомыслием, постоянным осознанным контактом с Богом и другими выздоравливающими.

Первоначальной целью АА было помочь алкоголикам перестать пить. Это не была универсальная программа для всех людей. Тем не менее, программа "12 шагов" может помочь людям и с другими проблемами. Возникли уже другие общества, использующие шаги и принципы А.А., например "Анонимные наркоманы", "Анонимные кокаинозависимые", "Анонимные марихуанозависимые", "Анонимные обжоры" и др. Все они развиваются как отдельные организации.

Вот цитаты из литературы различных 12-ти шаговых сообществ, подтверждающие преемственность и универсальность программы 12 Шагов..Программа "12 шагов», получила известность благодаря деятельности организованного в 1934 году в городе Айкрон, штат Огайо, США общества «Анонимных Алкоголиков». Теперь общество "Анонимных алкоголиков" - это всемирно известная организация, объединяющая мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом и надеждами и поддерживают друг друга в попытке излечиться от алкоголизма. Это общество существует на добровольных началах. По данным Т.Горского пятнадцать обширных анкетных обследований людей, посещающих собрания "Анонимных Алкоголиков", в том числе семь исследований, проведенных самим А.А. показали, что от 40 до 50 % алкоголиков, посещающих А.А., становятся его членами на длительное время.

От 60 до 68 % этих постоянных членов достигают постоянного воздержания или снижения времени запоев.На обычном собрании А.А. 35% членов имеют срок трезвости менее одного года, 35 % - от 1 до5 лет и остальные 30 % ведут трезвый образ жизни более 5 лет.«В Сообществе Анонимных Наркоманов мы следуем программе, разработанной на основе программы Анонимных Алкоголиков. Более миллиона людей выздоравливали в АА, причем большинство из них были так же безнадежно привязаны к алкоголю, как мы к наркотикам. Мы благодарны Сообществу АА за то, что оно показало нам путь к лучшей жизни» («Анонимные наркоманы») «Мы хотим высказать признательность и благодарность Анонимным Алкоголикам за то, что они поделились своей программой с нашим основателем Джимом В., который на её основе создал программу Анонимных Игроков» («Новое начало».Сообщество Анонимные Игроки). «В мае 1985 года я начал группу 12 шагов, названной Анонимные Депрессивные. Я был убежден, что депрессивный человек тоже найдет силу и душевный покой, как и те, кто открыл это на первых собраниях Анонимных Алкоголиков. Это было таким первичным проектом, когда впервые в мире депрессивные люди собирались в общую группу взаимопомощи. Я обнаружил, что люди любых возрастов, убеждений, профессий могут постепенно выбираться из тюрьмы депрессии, если они действительно будут помогать друг другу, как группа поддержки, особенно по шагам, предложенным двенадцатишаговой программой. И эта группа теперь известна, как Анонимные Депрессивные.

Я вижу, что программа 12 шагов полезно сконцентрирована вокруг предмета-депрессии, и может помочь людям выбраться из изоляции и болезненного ощущения беспомощности, и они больше не будут чувствовать себя одинокими» («Анонимные Депрессивные»). «Мы используем 12 Шагов и 12 Традиций АА, заменяя слово "алкоголь" и "алкоголик" на "еда" и "обжора". 12 Шагов ведут человека к выздоровлению, а 12 традиций обеспечивают благополучие групп АО. Жизнь согласно принципам 12 Шагов дает нам силу жить без неумеренности в еде и освобождает нас от одержимости к еде. Мы продвигаемся от проблем с едой к более здоровой и счастливой жизни» (из брошюры «Анонимные обжоры»). «Программа Ал-Анон основана на Двенадцати Шагах, заимствованных нами у Анонимных алкоголиков. Мы пробуем пользоваться этими Шагами понемногу, день за днем, применяя их к нашим жизненным ситуациям вместе с нашими призывами и используя Молитву о спокойствии.

Столь полезный обмен мнениями между членами Ал-Анон, основанный на искренней симпатии друг к другу, и ежедневное чтение литературы Ал-Анон, подготавливает нас к тому, чтобы обрести бесценный дар спокойствия» (из брошюры Ал-Анон (Сообщество родственников и друзей алкоголиков)) «Алатин это важная составляющая Ал-Анона. Он использует 12 шагов АА, за исключением Двенадцатого, где фраза "...несли смысл наших идей другим алкоголикам" по необходимости заменена на "несли смысл идей другим людям"... Применяя по отношению к самим себе 12 Шагов АА, мы наполняем добром ум, сердце и душу» (из брошюры Алатин - Сообщество подростков – родственников алкоголиков) Работа каждого из этих сообществ основывается на программе "12 шагов", служащей индивидуальным руководством на пути к освобождению от зависимости, и на "двенадцати традициях", являющихся руководящими принципами или уставными нормами организации в целом. Знание 12 шагов имеет решающее значение для всех выздоравливающих людей по двум причинам: (1) Шаги работают, если вы следуете им; (2) Программа "12 шагов" не требует больших денежных затрат и доступна почти повсеместно. Поэтому эта программа стала так популярна среди людей, желающих излечиться от химической зависимости, созависимости и других компульсивных или адциктивных нарушений.

В 1937 году в Нью-Йорке Билл Уилсон, в прошлом злоупотреблявший алкогольными напитками, вместе со своими единомышленниками организовал работу первой официальной «Группы Анонимных Алкоголиков». Группа в те времена насчитывала 40 человек. В декабре 1938 года был разработан текст программы «12 шагов», ставший основой механизма работы самой группы. С каждым годом количество участников группы лишь росло. Сама деятельность группы АА приобретала все большую популярность среди населения. В 1939 году группы анонимных алкоголиков стали появляться при психиатрических больницах США, а вскоре движение приобрело международный характер. И уже в 1995 году согласно статистике сообщество анонимных алкоголиков насчитывало более 2 миллионов членов и работало в 141 стране.

Началась история создания сообщества в городе Балтимор в 1840 году. Именно здесь было организовано так называемое Вашингтонское общество, в котором начался первый опыт алкоголиков желающих помочь другим страдающим тем же недугом. Общество, как это было свойственно в то время многим движениям за трезвость, возникавшим в разных странах, заняло сразу активную и политическую и социальную позицию. Что и объясняло, почему в общество входили даже люди, которые не имели никакого отношения к проблеме алкоголизма . И тем самым, упустив свою главную цель, общество перестало считаться группой взаимопомощи для людей больных алкоголизмом.

Другое сообщество, ставшее предвестником группы АА, стала так называемая «Оксфордская группа», бравшая свое начало с деятельности «сообщества ранних христиан», в свое время основанная пастором Фрэнком Бахманом. Что и повлияло на цели и задачи группы. Основной своей целью «Оксфордская группа» считала возрождение христианских заповедей и традиций. Деятельность группы была основана на 4 христианских абсолютах: абсолютная честность по отношению к себе и другим, абсолютная готовность к помощи ближнему, абсолютная чистота духа и стремлений, абсолютная любовь к Богу и ближнему своему.

В 1932 году у известного психоаналитика Карла Юнга проходил курс лечения некий Роланд Х. Пройдя часть курса, Роланд посчитал, что он достаточно хорошо изучил самого себя и методы сопротивления алкоголизму, и покинул своего врача. Однако он вскоре сорвался и был вынужден снова вернуться на терапию к доктору Юнгу, который сумел внушить своему пациенту мысль о том, что противостояние со своей болезнью можно выиграть только в случае духовного обновления личности. Тогда же Роланд и вступил в ряды «Оксфордской группы». Придерживаясь традиций группы, Роланд начал помогать другим людям, страдавшим от алкоголизма. В процессе деятельности он знакомится с Эдвином Т., с которым делится своими мыслями о природе алкоголизма. Так с 1932 года берет начало история возникновения общества анонимных алкоголиков.

Еще более судьбоносная встреча для создания общества АА произошла позднее в 1935 году. Когда Эдвин Т., будучи уже какое-то время «в завязке», зашел навестить своего школьного друга Билла Уилсона, который с ноября 1934 года находился в запое . Помня о том, каким безнадежным пьяницей был Эдвин, Билл не мог поверить своим глазам. Уже потом, продолжая свою деятельность, Эдвин неоднократно навещал своего старого товарища, с которым бывало вместе выпивал. Делясь своими мыслями в беседах с Биллом, Эдвин заложил у него надежду на выздоровление и дал толчок к решению лечиться.

Уже в декабре того же года Билл Уилсон обратился за помощью к доктору Силкворту, который положил его на стационарное лечение от алкоголизма для прохождения очередного, уже 4-ого для него курса, за последние 3 года. Продолжая навещать Билла в больнице, Эдвин доносил до него идеи о том, что необходимо признать свое бессилие перед алкоголем прежде, чем начать выздоравливать, что необходимо найти в себе веру в ту Высшую Силу, которая и поможет ему начать выздоравливать. Вдохновившись идеями Эдвина, выйдя из , Билл и его многострадальная жена Луис вступили в «Оксфордскую группу». Вскоре Билл в прошлом биржевой брокер нашел себе подходящую работу. Жизнь человека страдавшего от алкоголизма налаживалась.

Однажды, находясь в служебной командировке, Билл чуть было снова не сорвался и не запил. Он почувствовал, что нуждается в общении с тем кто может его понять и кому он может помочь. С помощью Генриетты Зейберлинг, членом местной «Оксфордской группы», Билл встретился с неким Бобом, страдавшим алкоголизмом. Хоть этот Боб и находился при их встрече в состоянии алкогольного опьянения , но согласился уделить Биллу 15 минут. Эта встреча стала основой решения Билла Уилсона систематизировать и упорядочить примерную программу выздоровления от алкогольной зависимости. Продлившись до 7 часов, эта беседа дала толчок написанию Биллом Уилсоном программы «12 шагов».

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание.Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ

Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ

Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ

Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ

Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям — вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь — причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ

Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ

Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ

Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ

Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы получили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12-му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Программа «12 ШАГОВ»- поистине- одно из величайших изобретений 20- го века. Это универсальная программа для лечения всех видов зависимостей, связанных с употреблением химических веществ и не только. Здесь: наркомания, алкоголизм, зависимость от лекарственных препаратов (транквилизаторы, ингибиторы, седатики), а так же различные виды пристрастий, не обусловленных употреблением химикалий. Программа творит чудеса, не доступные традиционной терапии со всем ее изобилием современного оборудования, лекарственной базой и квалифицированными кадрами. Хотя, в определенных случаях, все это довольно продуктивно сочетается с 12-шаговой программой .

Программа была создана в первой половине прошлого столетия двумя алкоголиками из США и их последователями. Через некоторое время ее переняли и наркоманы, увидев результат действия программы «12 ШАГОВ» на своих братьях по не счесть. И уже к середине 50- х годов весь мир взял на вооружение эту простую, но очень эффективную программу. Здесь можно долго и красноречиво описывать достоинства « нашей панацеи ». Но, перед тем как углубиться в принципы ее действия, будет справедливо упомянуть о главных проблемах химически зависимых людей; о концепции болезни и аспекты жизни жертв «зеленого змея», которые попадают под удар этого коварного заболевания.

ни что иное, как болезнь

— это неспособность человека переживать трудные моменты и справляться с проблемами без изменения сознания путем введения химических веществ, с целью перешагнуть через, так называемые, «негативные чувства»(страх, боль, гнев, неуверенность). У подавляющего большинства наркоманов и алкоголиков болезнь получена по наследству. Т. е. Генетически человек предрасположен к постоянному чувству дискомфорта, и всего с этим связанного, из- за недостатка «гормона счастья»(эндогенные опиаты). И этот человек всегда будет стремиться восполнить этот дефицит искусственным образом. Не имеет значения по какой причине зависимый впервые пробует наркотики или алкоголь. Важно то,что он будет делать это снова и снова потому, что ему понравиться чувство необыкновенной легкости и уверенности. И он в этом не виноват! Этот человек просто никогда не чувствовал ничего подобного, и будет снова стремиться воспроизвести это состояние. Сначала употребление будет эпизодическим, для снятия напряжения, либо для ощущения эйфории. Со временем положение вещей изменится: вырастет переносимость алкоголя/наркотика; появится чувство превосходства над теми, кто не употребляет; употребление станет системным, требующим все большие дозы. Следующей стадией будет потеря контроля над употреблением; добыча веществ и их употребление станет самоцелью. Далее сужается круг интересов (со старыми друзьями наш больной уже долгое время не общается, интересуют только те, кто тоже «балдеет»). Позже трезвое состояние становится невыносимым. Зависимый употребляет уже не для того, что бы получить удовольствие (он давно не испытывает эйфорию от приема химикалий), а, что бы облегчить физические и душевные страдания, связанные с последствиями его употребления ( , похмелье, проблемы с законом, напряженная обстановка в семье, бесконечное чувство вины и т. д.). А дальше только хуже: паранойя, безумие, попытки суицида… Но, благая весть в том, что существует лекарство. И оно действительно работает! Доказательство тому — миллионы людей, выздоравливающих во всем мире, которым помогла программа 12 шагов .

не медикаментозная программа…

Программа не медикаментозная, а духовная. Поэтому нельзя рассматривать ее как рецепт, единый для всех. К каждому выздоравливающему требуется индивидуальный подход, но принципы, практикуемые 12-ю шагами, являются обязательными к применению для всех участников оздоровительного процесса. Да, выздоровление- это процесс, а не событие. И пусть Вас не пугает следующее утверждение, но химическая зависимость- это неизлечимая болезнь. Равно так же, как и прогрессирующая и смертельная. И она накладывает отпечаток на все сферы деятельности больного ею человека: на физическое состояние, психологическое, эмоциональное; задевает духовную сторону личности (желание удовлетворять только свои потребности, равнодушие, эгоцентризм, аморальные поступки). Социальный аспект страдает не меньше: зависимого интересуют только наркотики и люди, с этим связанные; все остальные «персонажи» становятся бесполезными. И человек перестает общаться с «нормальными» людьми, за исключением тех случаев, когда дело касается его личных интересов. Так вот данная программа учит человека честно смотреть на свою жизнь, внутреннюю и внешнюю; брать на себя ответственность за свои поступки и, самое главное, не вредить ни себе ни окружающим его людям. Это примитивная формулировка, немного утрированная. Но те, кто на деле столкнулся с проблемой наркомании и алкоголизма, поймут, о чем тут речь.

12 шаговая программа

Давайте рассмотрим основные принципы нашего главного оружия в борьбе за трезвость. Это является одним из важных аспектов в 12 шаговой программе .

ПЕРВЫЙ ШАГ: Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью. Признали, что наши жизни стали неуправляемы.

Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание.Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.

ВТОРОЙ ШАГ: Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.

ТРЕТИЙ ШАГ: Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.

Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.

Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.

ПЯТЫЙ ШАГ: Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.

ШЕСТОЙ ШАГ: Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.

Готовность к действиям- вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь- причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.

СЕДЬМОЙ ШАГ: Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.

ВОСЬМОЙ ШАГ: Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.

Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.

ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому.

Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.

ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.

ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.

На протяжении всего выздоровления, выполняя шаги, с 1-го по 10-й, мы обретаем понимание Бога, как силы более могущественной, чем наша собственная. Программа «12 ШАГОВ » не религиозная, но духовная. И нам обязательно нужно улучшать свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, что бы продолжать развивать нашу духовную сущность.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.

Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы по лучили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12 -му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.

Все эти шаги прорабатываются системно, один за другим. Но по сути зависимый начинает учиться пользоваться всеми этими принципами сразу, как только приступает к выздоровлению по этой программе.

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.