Знаток "Что? " Елена Александрова: фото, биография, личная жизнь, дети. «Что? Где? Когда?»: скандалы и интриги интеллектуальной игры (46 фото) Девушки игроки что где когда

Поташев Максим – один из самых известных игроков «Что? Где? Когда?», также является ее магистром. Играет уже более 16 лет. В настоящее время совмещает игру с работой в компании производителя известного антивируса для компьютеров.

Детство Максима Поташева

Поташев Максим Оскарович родился в Москве, 20 января 1969 года. Отец – Оскар Поташев был кандидатом технических наук, а также заведующим лабораторией в Балабанове, написал много научных работ.

С самого детства Максим увлекался спортом, в частности футболом, баскетболом и биатлоном. Во всех видах спорта постоянно болел за ЦСКА. Также, уже с раннего возраста регулярно смотрел любимую всеми телепередачу «Что? Где? Когда?».

Максим Поташев об успехе

В 1991 году Поташев закончил факультет прикладной математики и управления Московского физико-технического института. Во время обучения Максим уже думал о том, что было бы интересно принять участие в знаменитой интеллектуальной игре.

Карьера Максима Поташева и начало телевизионных игр, «Что? Где? Когда?»

После окончания университета, Максима Поташева пригласили преподавать в том же заведении на кафедре прикладной экономики. Там он проработал много лет.

После карьеры, которую он создал в университете, в 1989 году Максим принял участие в отборе на знаменитое телешоу «Что? Где? Когда?». В 1990 году, не останавливаясь на достигнутом, он принял участие в игре «Брейн-ринг», которая также чем-то похожа на ту игру. Так получилось, что именно тогда игра впервые снималась для показа на телеэкранах.

Таким образом, период с 1989 по 1994 год было временем, когда Максим Поташев втянулся в мир интеллектуальных телевизионных игр. В 1994 году знаменитый эрудит также вошел в элитарный клуб игроков в «Что? Где? Когда?». После этого ни одна игра не была пропущена. Это был огромный успех, ведь в те времена из тысяч игроков по всему миру на телеэкраны попадали лишь единицы.

Позже, Максим Поташев устроился работать начальником аналитического центра известной компании «Лаборатория Касперского» по выпуску антивирусов для программных обеспечений компьютеров.

Поташев также работал в нескольких консалдинговых и маркетинговых агентствах на высоких должностях.

Увлечения Максима Поташева

С детства Максим Поташев увлекался просмотром спортивных игр, в том числе баскетбола, футбола и биатлона. Тогда же и начал болеть за любимые команды. После начатия самостоятельной и взрослой жизни пробовал делать ставки на спортивных играх. Многие восхищались разносторонними талантами известного игрока, и даже брали советы по спортивному анализу. Сам Максим утверждает, что ставок почти не делает, но любит побеждать.

Всем известно, что Максим Поташев также увлекается интеллектуальными играми, и это не только игра «Что? Где? Когда?». Например, несколько лет назад им был выигран московский турнир в игре «Своя игра». Эту игру смотрят и любят во всем мире. Как настоящий профессионал интеллектуальных шоу, Максим не упустил возможности поиграть. Однако позже он признался, что эта игра совершенно не его типажа. Он считает, что турнир был выигран совершенно случайно.

Максим Поташев является исключительно разносторонней личностью. Он имеет свое мнение на любое событие или выражение. Например, на вопрос о полезности телевизионных игр, игрок ответил также довольно своеобразно. Он считает, что телевизионные игры не приносят пользу телезрителям. Они полезны только тогда, когда человек или, в особенности, ребенок сам играет в нее. Полезны тысячи игральных клубов во всех городах страны. Тысячи детей уже выросли на интеллектуальных играх, и это никак им не навредило.

Личная жизнь Максима Поташева

Максим Поташев очень спокойный и интеллигентный человек. В жизни любые решения принимает, все хорошо обдумав. Однако это не мешает ему быть успешным в игре, где решения нужно принимать быстро и правильно. Максим Поташев считает, что интеллектуальные игры очень помогают ему в жизни, когда нужно принять быстрое и единственно правильное решение.

Свое мнение Поташев имеет и об Интернете. Совсем недавно Максим пользовался интернетом только в частности помощника в своем собственном бизнесе. Однако теперь нашел для себя очень развлекательным просто бродить по интернет ресурсам и впитывать в себя информацию, общаться с новыми людьми и просто развлекаться. Он рад, что благодаря этому может свободно общаться с друзьями, которые живут за границей.

Вручение звания магистра Максиму Поташеву,30.12.2000

Быть игроком не значит быть азартным. В этом крепко убежден известный российский игрок интеллектуальных игр.

Максим Поташев хочет быть хладнокровным. Он считает, что, только здраво мысля, холоднокровно и без паники можно благополучно выйти из ситуации любой сложности. Этим же принципом пользуется и в игре. Однако на экране хочет показаться общительным и раскованным. Это придает ему уверенности.

Интеллектуал увлекается чтением. Любит поэзию, в том числе таких великих поэтов, как Пушкин, Блок, Пастернак или Волошин. Также любит читать и прозу. В последнее время увлекается книгами в стиле фэнтези.

Главным минусом Поташев считает в себе лень. Но он активно с ней борется.

Всегда стремиться решать любые проблемы без ссор и конфликтов. Очень миролюбивый.

На толпы поклонников в Москве Поташев никогда не жаловался. Все потому, что в большом городе люди не смотрят по сторонам и не замечают игрока известного интеллектуального шоу. Он часто чувствует себя виноватым в том, что никогда не отвечает на полученные письма от фанатов. Максим считает это некрасиво и неэтично.

В окружающих больше всего ценит порядочность, ум и доброту. Это главные качества, которые должны присутствовать в человеке. Близкому человеку Максим может простить абсолютно все. Он считает, что так жить намного проще.


Семья Максима Поташева

Максим Поташев женат вторым браком. От первого брака с Еленой Александровой у него родились близнецы Роман и Андрей. Играл в одной команде «Что? Где? Когда?» вместе с супругой в 2010-2013 годах, однако был изгнан из команды, после того как бросил жену и ушел к другой женщине, которая в 2014 году родила Поташеву дочь Анну.


Максим Поташев сейчас

На данный момент Поташев ведет очень разностороннюю и активную жизнь. Он успешно совмещает работу с игрой. Максим добился таких успехов в интеллектуал-шоу «Что? Где? Когда?», что в 2012 году был приглашен для того, чтобы самому придумывать вопросы для знатоков.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

— В ноябре 1984 года на меня нашло эпистолярное вдохновение, и я написал пачку писем — друзьям по университету, родным, а в числе прочих и в . Ее тоже можно было считать в какой-то мере родной, ведь я постоянно ее смотрел. Однако товарищи и родственники на мои послания ответили, а «Что? Где? Когда?» — нет. Я ждал пару месяцев, а потом понял, что это глупо. Конечно, в программе давали объявление, что желающие стать знатоками могут прислать заявку и попробовать свои силы, но нельзя же всерьез думать, что игроков в самую крутую телепередачу страны действительно набирают по объявлению! Впрочем, через год и два месяца из «Что? Где? Когда?» пришла весточка: мол, приезжайте на отборочный тур, если не передумали. Я не передумал. 23 февраля 1986 года приехал на кастинг, а 6, 7 и 8 марта, уже став членом клуба, принимал участие в съемках. Кстати, это был последний раз, когда программу записывали, — после она стала выходить в прямом эфире.

На первых порах я был всего лишь зрителем, но чувства меня все равно переполняли. После игры команды Андрея Каморина знатоки вышли на улицу покурить, оживленно обсуждая, прав или нет был Каморин в одной ситуации. Я их слушал и мысленно соглашался с линией Александра Друзя. И один раз даже что-то сказал из-за его плеча. обернулся и посмотрел на меня с таким выражением лица, будто заговорил фонарный столб. Я готов был сквозь землю провалиться, но провал грунта редко случается в нужное время в нужном месте. У меня с детства никогда не было стремления похлопать по плечу кого-нибудь, кто старше или круче, я всегда точно чувствовал границу приличий — и на тебе. Я ругал себя, что совершил такую бестактность и вклинился в разговор незнакомых людей, наивно посчитав, что уже имею на это право, потому что тоже стал членом их клуба. Вот как можно создать на ровном месте неловкую ситуацию и потом еще рефлексировать. Первая встреча с будущим другом стала для меня уроком, который я помню до сих пор, а Друзь, разумеется, нет. Причем Сашка на самом деле человек не высокомерный. У меня есть 20 друзей, никакого отношения к селебрити не имеющих, но гораздо более высокомерных, чем тот же Друзь. Просто Саша тогда искренне удивился, что «столб» заговорил.

На тех памятных съемках я на расстоянии согнутой в локте руки видел не только знаменитых знатоков, но и главную звезду нашей эстрады — она пела в «Музыкальной паузе» «Белую панаму». Коли выпал такой шанс, я подошел к ней за автографом, и Алла Борисовна нарисовала сердечко. Я тогда не знал, что шанс пообщаться у нас еще будет, и не раз. И ладно бы на концертах и на премь­ерах, так нет — по жизни! Сажусь в самолет, лечу в Одессу, и надо же — в кресло прямо передо мной садится Пугачева. Поздоровались, хотя я вовсе не считаю, что Алла Борисовна должна помнить, кто такой Козлов. Через два дня лечу обратно, причем другой авиакомпанией. Захожу в самолет и вижу: в первом ряду Алла Борисовна. Усаживаюсь на свое место во второй ряд, а она смеется: «Ты что, меня преследуешь?» Накануне Пасхи иду в «Азбуку вкуса» за колбасой, и аккурат в это же время туда заходит Пугачева. Ну какова вероятность, идя в магазин, встретить там Примадонну?! Тут нужно решить сложную проблему: здороваться или нет. С одной стороны, кто такой я и кто такая Пугачева? Поздороваться — это все равно что сказать: «Мы с вами знакомы». С другой стороны, вдруг она меня узнала, а я мимо прошел и не поздоровался? Задачу нужно решить за полторы секунды. Понимаю, что из уст 50-летнего мужчины, вдобавок известного человека, это звучит странно.

— Вы в итоге сделали вид, что изучаете ветчину, или решились сказать Примадонне «добрый вечер»?

— Решился. Проговорили 40 минут обо всем, о чем не успели в прошлые случайные встречи. Я потом по чекам на колбасу посмотрел — на них время указывают.

А в первые годы игры в «Что? Где? Когда?» я брал автографы чуть ли не у всех звезд, выступавших в «Музыкальной паузе», пока однажды… Ох, много я о себе помню плохого. В 1987 году Советский Союз играл против Болгарии в Софии, и там пел Владимир Кузьмин. Я столкнулся с ним в туалете — и что же я сказал? «Дайте автограф!» Тут же опомнился, но на мое «ой, извините, не надо» Кузьмин ответил: «Ничего, мне не привыкать» — и расписался на пригласительном билете. Ужас! С тех пор автографы меня интересовать перестали.

— А у вас брали автограф в «неположенном» месте?

— В 2013 году весной в Израиле я плавал в море и вдруг услышал: «А можно у вас взять автограф?» Опешив, спросил: «А у вас есть ручка с бумажкой?» Смешная деталь грустной истории… В сентябре я потерял маму — у нее был рак поджелудочной, поэтому мы были готовы к такому исходу. Как только ей поставили этот диагноз, я сразу отправил ее лечиться в специализированную клинику в , снял ей квартиру на берегу моря, и, когда приезжал к ней, мы ходили плавать. Я ее привез туда и прожил с ней неделю. Потом еще раз приехал на десять дней. А через три с половиной месяца она приехала из Израиля в Москву и прожила здесь еще две недели, которые мы провели вместе. Если я не мог быть рядом, то по два раза в день ей звонил. До ее болезни мы виделись раз пять в год: я приезжал в Мариуполь на Покров — на бабушкин день рождения, 7 февраля — на мамин день рождения, ну и третий раз когда-нибудь еще. И мама приезжала в Москву на Новый год и на день рождения моей младшей сестры Гали, которая тоже живет здесь. Мой день рождения мы отмечали вместе только последние несколько лет. Я родился 25 декабря, и на эту дату всегда выпадали эфиры «Что? Где? Когда?». Я не хотел, чтобы мама меня отвлекала, и просил ее не приезжать. Я с ней был достаточно строг… Так что, если не считать детских лет, никогда в жизни так много с мамой не разговаривал, как в ее последние четыре месяца.

— Хорошо, что хотя бы напоследок успели побыть рядом…

— Конечно. Как ни странно, мне кажется, что месяцы болезни были самым счастливым временем в ее жизни. Мы с ней уехали в Израиль, когда у нее были страшные боли, но там с ними справились довольно быстро. Мама обожала воду и, когда жила в Мариуполе, каждый вечер, захватив подружек, садилась за руль и ехала на море. А в Израиле в нескольких метрах от ее квартиры было чистейшее море — не чета Азовскому. С мамой месяц жила ее ближайшая подруга Лариса, с которой они 40 лет были неразлучны. Потом ее навестила моя сестра Галя с сыном, моим племянником, их сменил мой младший брат Саша со своей девушкой Катей. То есть мы все старались ни на мгновение не оставлять ее наедине с собственными мыслями.

Когда она приехала в Москву на новое обследование, началось ухудшение. И через некоторое время нам стало ясно, что она умирает. Мама тоже, наверное, об этом догадывалась, хотя при ней слово «рак» никто ни разу не произнес — мы лечили «опухоль», «образование». А Интернетом она, к счастью, не пользовалась и про свои симптомы ничего не вычитывала. Она угасала, но за последние две недели мы дважды выбрались в ее любимые рестораны, побывали в кино, пару раз в театре. Ходили гулять по бульвару рядом с моей квартирой — он ей всегда так нравился. Мать была полуспящей: плохо реагировала на обезболивающие — они ее совсем вырубали, но она

не отказывалась от этих прогулок. Последние шесть дней мама лежала в больнице, а перед тем как лечь туда, она попросила девушку брата Катю покрасить ей волосы и сделать стрижку. Потом, хотя была совсем слабенькой, сама накрутила волосы на бигуди. Хотела лечь в клинику во всеоружии. В больнице на прикроватной тумбочке у нее непременно лежала помада, и утром она первым делом красила губы и спрашивала у медсестер: «Как я сегодня выгляжу?» За два дня до смерти мама потребовала, чтобы Катя сделала ей маникюр и накрасила ногти лаком, потому что, по ее мнению, они смотрелись уже совершенно неприлично… Она, слава Богу, уходила не тяжело — болей не было. Я к ней часов в одиннадцать вечера приехал в больницу. Она сова, для нее это всегда было детское время. Лежит в трубочках, еле разговаривает, но шепчет мне: «Я сесть хочу». Отвечаю: «Сейчас сестричку позову». Страшно же самому поднимать, могу что-нибудь задеть. И вдруг мама окрепшим голосом говорит: «Совесть надо иметь!» — «Что ты имеешь в виду?» — «Зачем в одиннадцать вечера людей беспокоить?!» У нее характер сложный и твердый был, но всегда чувствовалось это «совесть надо иметь». Мы на поминках много смеялись, потому что мама всю жизнь давала поводы для смеха, да и сама часто хохотала. У меня лежит ее загранпаспорт — она даже там улыбается. А на кладбище мы поставили фотографию, которую ее подружка Лариса сделала в Израиле. У мамы тогда еще боли до конца не прошли, но на фото она эффектная и жизнерадостная, стоит в шляпке, шарфике и делает рукой какое-то интересное движение. По­друга, наведя на нее объектив, сказала: «Ирочка, я тебя снимаю!» А мама в ответ показала ей кукиш. Потом расслабила руку, и в это мгновение фотоаппарат щелкнул.

На похороны из Киева приехал мой старый друг — игрок «Что? Где? Когда?» и известный украинский телеведущий Игорь Кондратюк. И он, и я выпиваем от силы два раза в год, но в тот день мы по-настоящему напились. Он мне тогда рассказал: «А ведь твоя мама мне еще в 1987 году посоветовала: «Держись за Андрея. Я и Андрею скажу, чтобы он за тебя держался. Вам должно быть хорошо, если вы будете вместе». Это было в субботу, а в воскресенье начались съемки «Брэйн ринга» для телеканала Звезда — Игорь, собственно, и приехал, чтобы мне на них помочь.


Обычно на «Брэйн ринге» моя правая рука — Алексей Капустин. Мне польза, а ему развлечение — не все же ему заниматься своей химией. Но за месяц до съемок стало известно, что у Капустина будет командировка в Штаты. Я заволновался: мы записываем 12 выпусков программы за два дня. Это грандиозная нагрузка для всех, особенно для ведущего. Смешно звучит, но мне правда важно, чтобы в этих экстремальных обстоятельствах мне подавал карточки с вопросами близкий человек. И еще одна интимная подробность: чтобы я на второй день съемок мог разговаривать, а не сипел, мне обязательно нужно после записи первых шести передач парить ноги, ставить горчичники — оттягивать кровь. Это тоже обычно делает Капустин (здесь надо понимать, что если Капустину понадобится, то ровно так же и я буду ставить ему компрессы и парить ноги).

Продюсер нашей программы, моя хорошая подруга Алена Карпич, тайком набрала номер Кондратюка в Киеве. Я Игорю даже не звонил, зная, что он занят на съемках. Но он ответил не раздумывая: «Я приеду». Игорь, безусловно, знает себе цену, он на Украине телезвезда номер один. Но он в то же время понимает, какую роль в его становлении сыграла телекомпания «Игра-ТВ» в целом и я в частности, — он работал у нас на «Любви с первого взгляда», на «Брэйн ринге» в 1990-е годы. И он приехал, несмотря на дикую занятость, чтобы исполнить роль подавальщика карточек, водички и платочков для промакивания лица ведущего. И ему это было в радость, равно как и мне.

— Вы с Кондратюком на «Что? Где? Когда?» познакомились?

— Да. Причем я точно знаю дату, когда начались наши отношения, потому что у нас было почти романтическое свидание. 7 или 8 марта 1986 года после съемок «Что? Где? Когда?» мы возвращались в гостиницу «Останкино», которую тогда для приезжих членов клуба бронировала молодежная редакция. Решили прогуляться и три часа ходили по мокрому снегу, разговаривали о жизни.

А с Капустиным мы встретились, когда я после окончания Донецкого университета преподавал химию в Ждановском металлургическом институте (в 1948-1989 годах Мариуполь назывался Жданов. — Прим. «ТН»). Я там проработал пару лет, когда к нам на кафедру научным сотрудником пришел сын легендарного Евгения

Александровича Капустина, бывшего ректора института. И люди шептались: «Сын самого Капустина». И все хотели с ним познакомиться. А я про себя думал: с одной стороны, кто я такой, чтобы идти знакомиться с носителем знаменитой фамилии? А с другой — ну кто он такой, чтобы я шел с ним знакомиться? Сам-то он ничего выдающегося еще не сделал. Леша сидел в своей лаборатории в одном конце коридора, я на кафедре в другом конце, и мы, хоть и сталкивались на кафедральных вечеринках, официально познакомились года через полтора — и как только это произошло, тут же начали дружить. И после моей первой игры, в 1989 году, я сразу предложил Капустину: «Давай я поговорю насчет тебя, будешь играть в моей команде». Но он категорически отказался. Долго я его уговаривал…

А потом Лешка засобирался в Москву. Там прошли его студенческие годы. Он окончил МХТИ имени Менделеева, потом учился там же в аспирантуре и докторантуре. И после столицы ему было в Мариуполе совсем тоскливо. Я переживал: Капустин уедет в Москву, и я останусь один. Школьные друзья растерялись, университетских здесь нет… В результате я уже 20 лет живу в Москве, а Капустин все еще в Мариуполе.

— Почему?

— Леша большой, серьезный ученый, величина в мире гетерогенного катализа. Но его главная мечта — во­зиться на своей даче под Мариуполем, выращивать 30 сортов винограда и заносить в компьютер, какой сорт в каком

году был посажен и сколько килограммов собрали. Еще он любит сидеть на втором этаже, на веранде с видом на море, и писать научную статью, а потом для разминки переключиться и набросать вопросы для «Брэйн ринга». Его не переставая зовут преподавать в университеты в Англию, в США. Он бы там, читая по 16 лекций, спокойно получал $150-200 тыс. в год. Но там, за океаном, нет его дачи с виноградом и прочими помидорами. Капустин строго говорит на кафедре, которой руководит: «Кто не приедет ко мне на дачу и не заберет ведро помидоров, уволю». И периодически коллектив кафедры, благо он там сейчас небольшой — человек 12, выезжает к нему на дачу. Лешка даже не требует, чтобы сотрудники, например, картошку выкапывали, подчеркивает: «Я ее сам выкопаю — только увозите». Урожаи бешеные, девать некуда, а если будет пропадать, жалко.

— А когда вы попали в круг друзей Друзей?

— Мы с Сашей начали чудесно общаться, после того как «Что? Где? Когда?» переехала в домик в Нескучном саду. С Сашкой легко дружить. Он совершенно не обидчивый, и поэтому, если мне в нем что-то не нравится, я могу ему смело это сказать в глаза, не опасаясь, что мы рассоримся на 25-м году совместной жизни. И он, когда считает, что я неправ, тоже может мне прямо сказать, что думает. Я его часто критикую за его отношение к молодым командам. Потому что для Друзя любая молодая команда — отстой, если не он ее взрастил.

— А у него какие к вам претензии?

— Он, конечно, все эти годы думает, что я попал в «Что? Где? Когда?» случайно. Я у него перевернул представление о том, каким может быть знаток и капитан. Например, Друзь сообщает: «Я новый вопрос придумал. Рассказать?» — «Ну давай». Он озвучивает вопрос, я молчу. Он: «Ну?» — «Что «ну?» — «Красивый

вопрос?» Я говорю: «Не знаю. Ответ скажи». Он заводится: «Это ты ответ скажи!» Я тоже начинаю закипать: «Да я не знаю ответа. Ты мне задай вопрос, назови ответ — и я тебе смогу сказать, красивый вопрос или нет». А Друзь не может понять, как это знаток, услышав вопрос, не включается моментально в обдумывание ответа! Сам Сашка готов бесконечно делать две вещи: рассказывать анекдоты и отвечать на вопросы. А я совершенно не комплексую из-за того, что есть вещи, которых я не знаю. Еще в свое время поразился, когда прозвучал вопрос про картину «Тайная вечеря», написанную Ге, а я в прямом эфире спокойно спросил у Кравченко и Медведковой: «А кто такой Ге?» Ворошилов решил, что я его разыгрываю, притворяюсь кретином. А я правда не думаю, что человек должен быть ходячей энциклопедией. Но Друзь считает ровно наоборот. Было дело, я гостил у него в Питере, мы ехали по набережной Фонтанки, и я спросил: «Где тут квартира, в которой умер Пушкин?» Сашка так крутанул руль, что мы чуть в реку не упали. У него был шок: его друг, знаток, забыл, что Пушкин умер в квартире на Мойке!!! Или спутал Мойку с Фонтанкой!!! Прости, Саша, что занимаюсь твоим психоанализом дистанционно. Но думаю, что у него в голове не укладывается, как это человек может не знать элементарных вещей, не отвечать на вопросы в режиме нон-стоп и при этом он — великий капитан «Что? Где? Когда?». Уверен, что другие игроки пребывают в таком же недоумении.

— Наверное, многие знатоки хотели работать в «Что? Где? Когда?», но Владимир Ворошилов позвал именно вас. Как это произошло?

— В 1988 году Владимиру Яковлевичу Ворошилову с Наталией Ивановной Стеценко пришла в голову мысль создать Международную ассоциацию клубов «Что? Где? Когда?». Я предложил провести это мероприятие в Мариуполе, собрал с рекламодателей невероятную сумму — 500 тыс. советских рублей! И в 1989 году Ворошилов пригласил меня работать в Москву. Я год отказывался. Правда, коллегам на кафедре рассказывал, что

меня, мол, Ворошилов зовет в Москву работать. На их месте я думал бы, что Козлов сильно врет. Ну не может быть такого, чтобы человека звали работать в Москву, на телевидение, в «Что? Где? Когда?», а он отказывался. Но я и тогда был очень консервативен. Преподавал в институте — в те времена это само по себе считалось круто. Кроме того, я был популярным в городе репетитором по химии и начал прекрасно зарабатывать: мои ученики отлично поступали в медицинские вузы, где химия была профильным предметом. После первых двух лет работы на ниве репетиторства я вынужден был многим отказывать, потому что физически не успевал заниматься со всеми желающими. Хотелось ведь не только зарабатывать деньги, но и успевать их тратить. Мне нравилось бывать в Москве, и я мог себе позволить ездить туда столько, сколько захочется. А в Мариуполе мама рядом, квартирка своя…

— Когда же случился переломный момент?

— В мае 1990 года затеяли первый «Брэйн ринг». Я вместе с моей коллегой по университету Аленой Безвиненко поехал потусоваться и заодно помочь съемочной группе. Когда она собралась уезжать домой, я попросил: «Аленочка, передай, пожалуйста, на работу заявление об увольнении». За десять дней, что шли съемки, я немножко отвык от дома, но умом понимал, что если уеду обратно в Мариуполь, то едва ли соглашусь вернуться. Записку руководителю и сейчас помню наизусть: «Дорогой Валерий Георгиевич, в жизни бывают обстоятельства, при которых, если не примешь решение, то потом всю жизнь будешь жалеть. Сейчас у меня такое обстоятельство. Я вас очень прошу, пожалуйста, не препятствуйте тому, чтобы я уволился». А это же 1990 год —

было не так легко перей­ти с одного места работы на другое. Но ничего, со всем справился. В Москве мне не хотелось снимать квартиру, поэтому я два года жил в гостинице «Будапешт». Гостиница стоила 2 рубля 60 копеек в сутки. За месяц набегало рублей 90 — вроде бы и недешево, но, как ни парадоксально, это было несколько выгоднее, чем снимать приличную однокомнатную квартиру в центре. К тому же одинокому мужчине жить в гостинице легко и приятно: все приберут, рубашки горничная за умеренное вознаграждение постирает, на втором этаже буфет, мало буфета — на Тверской, напротив Телеграфа, тетки запеченной курицей торгуют. Правда, были и неудобства, ведь по советским правилам человек не мог жить в гостинице дольше месяца подряд. Поэтому приходилось один месяц жить под своей фамилией, а другой под фамилией моего приятеля Димы Кошкина. Меня уже все знали и спокойно относились к тому, что я превращался из Козлова в Кошкина. Мне так замечательно жилось в «Будапеште», что, когда я купил квартиру, сделал там ремонт и обставил все мебелью, месяц не съезжал из любимого номера.

— В гостинице вам жилось чудесно, а как работалось в «Что? Где? Когда?»?

— Первые годы мы ругались с Ворошиловым ужасно. Два раза у нас были такие затяжные ссоры, что потом по полгода друг с другом вообще не разговаривали и передавали записки через сотрудников. Я регулярно писал заявления об уходе, причем из-за чего кипели страсти роковые, даже объяснить не могу. Когда смотрел сериал «Доктор Хаус», все время думал: кто им рассказал про нашу работу с Ворошиловым?! Откуда они узнали? Видимо, гении, как счастливые семьи, похожи друг на друга. Года через четыре совместной работы я сравнивал Владимира Яковлевича с другим гением — с Феллини. Кому-то в разговоре хорошо сформулировал: «Я работаю с Феллини, и какая разница, какой у него характер. Про Феллини все равно будет написана статья в энциклопедии, а я буду знать, что с ним работал». Как-то мы вы­шли из офиса на Большой Дорогомиловской погулять во дворик, и вдруг Ворошилов спросил: «А сколько тебе лет?» Отвечаю: «Тридцать». Он удивился: «А что ж я с тобой так серьезно разговариваю?» Но если он не хотел воспринимать человека всерьез или не хотел, чтобы он у него работал, тот быстро увольнялся. Так что у нас были обычные производственные споры — с поправкой на его гениальность и невыносимость. С годами мы притерлись, хотя ругались до последнего. Может быть, только на нашей последней встрече, в феврале 2001 года, он ни разу не повысил голоса — был уставшим и каким-то умиротворенным.

— Есть ли в клубе знаток, который переживает на играх сильнее, чем вы?

— Не знаю, как это можно измерить. Я же тоже по-разному переживал победы и поражения в разные моменты жизни.

— Но один раз у вас из-за поражения был микроинсульт!

— Ну, это же не потому, что я сильно переживал. Когда закончилась игра, последнее слово оказалось за Гришей Гусельниковым, которого Борис Крюк спросил, признавать ответ команды или нет. А Гриша взял и сказал, что не признавать. Игра закончилась, я встал и хорошенько наорал на Гришу. У меня высокое давление, и, видимо, когда я орал, оно подскочило сверх всякой меры, и в эту секунду один маленький сосудик не выдержал. Я же не потерял сознание, и лишь через день стало понятно, что у меня микроинсульт. Мне просто было трудно глотать. Потом врачи объяснили, что это бульбарный синдром — один из признаков инсульта в определенной части коры головного мозга. Мы уехали на дачу, я себя очень плохо чувствовал. Вызвали скорую. Врачи посчитали, что у меня гипертонический криз, сделали какой-то укол и уехали. На следующий день я притащился с дачи в Москву — надо было снимать «Культурную революцию». Но самочувствие было настолько отвратительным, что первый и последний раз пропустил съемки и остался дома. Вызвали невропатолога, а он говорит: «Батенька, давайте срочненько в больницу — у вас инсульт». Между прочим, с моим темпераментом я точно так же мог бы и в другом месте заорать. Да хотя бы во время футбола. Адреналин мог зашкалить из-за голевого момента.

— Не пытались после этого работать над характером, учиться помягче реагировать на раздражители?

— Нет. Разве что после того случая десятилетней давности как заводной два раза в день пью свои таблеточки от гипертонии. И вечером, когда смотрю телевизор, обязательно померяю давление, увижу, что у меня 120-130 на 70 или на 85, и буду счастлив. Я понял, что за артериальным давлением надо следить, потому что если микроинсульт — это так противно, то что говорить об инсульте? Я пролежал в больнице две недели. У меня, слава Богу, не отнимались ни руки, ни ноги, я не заикался, лицо не перекашивалось. Но в целом мне было ужасно плохо — даже не объяснишь почему.

Хотя у нас были люди, которые получали на «Что? Где? Когда?» и физические увечья. В начале 2000-х годов планировалась игра с «шестеркой» политиков и общественных деятелей, среди которых были Анатолий Чубайс, Ирина Хакамада, Авдотья Смирнова… Они ходили к нам в офис и тренировались до седьмого пота! Я видел на тренировках, как процесс рождения новых знаний их потрясал: мол, ты смотри, никто из нас этого не знал, а оно у нас за минуту родилось. Счастье и удивление! Но мы могли бы остаться и без руководителя всей наноотрасли… Офис у нас в подвале, и в кабинете очень низкая дверь. А Чубайс высокий. И входя, он сильно стукнулся головой. После этого я над дверью повесил знак «Стоп!».


А пару лет назад пострадал Максим Поташев. Павильон, где проходят игры, расположен в Нескучном саду. Там ничего нельзя строить, но в начале 1990-х Ворошилов получил разрешение «уйти под землю». Для нас построили подвальное помещение, где и по сей день сконцентрирована жизнь телекомпании, находится наша монтажная студия. И как-то накануне очередной игры Поташев, уже в смокинге, торопливо спускался по узкой крутой лестнице, споткнулся и сломал руку! Его сразу повезли в ближайший травмпункт. Ну кто поздним вечером в выходной день сидит в очереди в травмпунктах? В основном поддатые люди в помятой грязной одежде. А тут эффектно появляется наш Макс в белоснежной рубашке и смокинге! Я знаю об этом со слов Поташева. И живо представляю себе всю картину.

— Да, когда-то знатоки играли в свитерах, а сейчас «Что? Где? Когда?» ассоциируется с черными вечерними платьями дам и смокингами джентльменов.

— Когда мы решили играть в павиль­оне в Нескучном саду, стало понятно, что антураж этого помещения обязывает ввести определенный дресс-код. Так родилась идея одеть знатоков в клубные пиджаки. А где в 1990 году их, интересно, взять? Для начала мы с Димой Кошкиным, под чьим именем я жил в «Будапеште», поехали на какую-то ярмарку и закупили там синее сукно. К тому времени в Москву переехала моя бывшая коллега Алена Безвиненко — та самая, которая передавала на кафедру мое заявление об уходе. Она и во второй раз меня выручила. У Алены оказалась знакомая, папа которой был генерал-полковником и обслуживался в ателье КГБ на Большой Грузинской улице. А там работал великолепный закройщик! Мы к нему пришли с невероятной задачей: за месяц пошить 25 пиджаков. Играло четыре команды по шесть человек, плюс еще один пиджак про запас. Портной рыдал и причитал: «Вы ничего не понимаете! Эта задача невыполнима!»

— «Посмотрите на этот мир и посмотрите на мои пиджаки».

— Вот именно. Я с тех пор знаю, сколько времени нужно просыхать наклеенному плечу на пиджаке, чтобы оно держало форму. Но, надо мастеру отдать должное, он справился. Следующая история про пиджаки еще круче. И связана она с правилом, которое родилось на играх в Нескучном саду: проигравшая команда покидает клуб навсегда. Едва мы его придумали, возник резонный вопрос: а Друзь? Ну и Друзь навсегда. Но это же плохо для программы? Плохо. И тут мне представляется редкий случай смело заявить, что кое-что для программы придумал я. Потому что именно мне пришла в голову идея сделать «бессмертных» знатоков. Мы сидели, обсуждали проблему под названием «уход Друзя», и тут меня осенило: «Есть же Французская академия, члены которой — 40 «бессмертных» — избираются пожизненно. Вот и надо сделать «бессмертных» игроков «Что? Где? Когда?». Кто получил «Хрустальную сову», становится «бессмертным». И если его команда проигрывает, все остальные члены команды выбывают, а он остается в клубе». Идея сначала показалась странной — какие-то «бессмертные»… А потом это слово даже вошло в эфир. Затем встал вопрос: а как их выделить, этих «бессмертных»? И мы решили их одеть в красные пиджаки. Как обычно на телевидении, они были нужны еще вчера, то есть срочно — оставалось пару недель до очередной серии игр. Дима Кошкин сел обзванивать разные представительства зарубежных фирм, поставлявших одежду, и нашел одну пакистанскую фирму в «Совинцентре». Мы туда приезжаем, и я глазам своим не верю: руководитель представительства — мой бывший студент из Мариуполя! К счастью, я ему ставил пятерки, а не двойки, и поэтому шесть первых красных пиджаков из Пакистана мы получили через неделю. Забавно, что стоило нашим «бессмертным» засветиться в эфире, как где-то через полгода в такие же красные пиджаки переоделась вся братва. Но законодателями моды определенно были знатоки!

Родился: 25 декабря 1960 года в самолете, летевшем из Берлина в Москву. Но местом рождения записали г. Луганск (Украинская ССР), где жила его семья

Семья: сестра — Галина, менеджер в крупной туристической компании; брат — Александр, администратор на телевидении

Образование: окончил химфак Донецкого государственного университета

Карьера: был принят в клуб «Что? Где? Когда?» в 1986 году. Первую игру на телевидении сыграл в 1989 году, с тех пор играет только в качестве капитана команды. С 1990 года по приглашению создателя «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова работает в производящей программу телекомпании «Игра-ТВ». В начале 1990-х годов стал ее генеральным продюсером. В 1992, 1994 и 2008 годах становился обладателем приза «Хрустальная сова». С 1991 года ведет программу «Брэйн ринг». Режиссер-постановщик программ «Любовь с первого взгляда», «Культурная революция», «Жизнь прекрасна», «Брэйн ринг»

- Андрей, не бывает обидно, что телезрители воспринимают Вас иначе, чем Вы есть на самом деле?

Какая мне разница, как меня оценивают чужие люди. Вот если близкий человек считает, что я вдруг плох, тогда да. Стоит задуматься.

- Когда-то Вас заметили на конкурсе "Мариупольская красавица" и пригласили на "Брэйн-ринг".

Это были 1988 - 1989 годы. К тому времени я уже играл в "Что? Где? Когда?".

А работа в телекомпании "Игра" (известной по программам "Что? Где? Когда?", "Брэйн-ринг", "Любовь с первого взгляда", "Программа передач", "Игрушки") началась с того, что мы решили провести первый конгресс Международной ассоциации клубов (МАК) "Что? Где? Когда?" в Мариуполе, где я жил.

- Почему именно в Мариуполе?

Для подготовки столь грандиозного события очень важно иметь человека, который знает город и живет в нем.

- Но ведь, кроме Вас, много хороших знатоков из других городов. Вы были неким приближенным к Ворошилову?

Лучшие дня

За год до этого на телевидении появилась реклама, проявились мои новые, не будем говорить таланты - способности. Как менеджера. Я стал предлагать рекламу на "Что? Где? Когда?" от мариупольских предприятий. И, очевидно, этим заинтересовал Владимира Яковлевича. Но в целом все - соединение случайностей, нежели каких-то закономерностей. Ну вот как?! Парень из Мариуполя случайно пишет письмо: "Хочу стать членом клуба "Что? Где? Когда?". Через полтора года к нему приходит ответ: "Приезжайте на отборочный тур".

- Так долго?

Да, через полтора года. Сейчас, когда я вижу количество ежедневной почты, то понимаю, что как раз наоборот. По большому счету я вообще удивлен, что на мое письмо обратили внимание. Вот вам и первое совпадение.

- В письме наверняка было что-то тако-о-е?

Ничего особенного. Фотография паспортного размера и страничка текста. Я не старался чем-то подкупить телегруппу, что-то о себе нарисовать. Просто повезло. Дальше повезло, что я прошел все три отборочных тура. В конечном итоге целая цепь случайностей и совпадений привела меня в МАК "Что? Где? Когда?", после - в телекомпанию "Игра" ив 1991 году сделала ведущим "Брэйг-ринга". Опять-таки был проведен небольшой творческий конкурс, и я его выиграл.

- А на "Мариупольскую красавицу" тоже попали не случайно?

По окончании в 1982 году Донецкого университета я работал преподавателем в Мариупольском металлургическом институте, был заместителем секретаря комсомола по учебно-воспитательной работе. Такой лидер по жизни. И в какой-то период родилась идея - провести конкурс красоты. Один из первых в Союзе.

- На волне зарождавшихся московских конкурсов?

На волне желания заработать денег.

- И получилось?

Относительно, конечно. На самом деле я всегда хорошо зарабатывал. Был очень популярным, модным в городе репетитором. По химии. Когда твои девочки и мальчики стопроцентно поступают в самые престижные медицинские вузы страны и к тебе образуется очередь, то, естественно, начинаешь поднимать цены.

- Какова была "такса" ?

Двадцать рублей в час. За одно трехчасовое занятие с группой из трех человек я получал 180 рублей - при моей официальной зарплате в 105 рублей. Были пиковые месяцы, когда я зарабатывал до десяти тысяч. К тому времени все уже порядком надоело. Собственно, из института я позже ушел и принял предложение Ворошилова переехать в Москву по одной простой причине - стало скучно. Был период - это просто безобразие! - я приходил к студентам на лабораторные работы, открывал газеты и... читал.

- А что Вы делали с такими баснословными суммами?

Стал серьезно помогать маме. Получив квартиру, как молодой специалист, ремонтировал ее, обставлял. Путешествовал по стране. Брал отдохнуть за мой счет приятелей и приятельниц.

- Говорят, деньги портят человека.

Слава богу, у меня не было таких денег, которые могли бы испортить. Но тем не менее одна история имела место. В студенческие годы я работал проводником пассажирских вагонов "Ясиноватая -Москва". С рейса можно было привезти двести - триста рублей. Лето, "зайцы", все битком забито. (Боюсь, в этом интервью буду выглядеть человеком, говорящим только о деньгах. На самом деле это совершенно не так!..) Так вот, я всегда выходил на узловой станции и покупал беляши. Себе и ребятам. Естественно, ни с кого и никогда денег не брал. Ну что они там стоили -18 копеек. И вдруг в какой-то момент я поймал себя на мысли, что мне жалко... "Это ж мои два рубля! А есть будут все". Тогда я просто купил в два раза больше - "наступил" на себя. И сразу стало легко.

- Показательный случай.

Да, запомнился на всю жизнь. Смешно, конечно - все беляшами мерить, но с тех пор я понял: нужно постоянно себя контролировать. Жадность - очень страшный порок!..

- Можно так сказать, развращает не богатство - развращает нищета?

Думаю, и то и другое развращает. К счастью, я никогда не жил в нищете. Папа военный, закончил служить в чине полковника, хорошо получал, мама работала в торговле. Хотя бывало - в кармане оставались последние десять копеек. И думал: купить пирожок с горохом сейчас или потерпеть до вечера, когда еще больше кушать захочется?..

- И кто же сыграл решающую роль в Вашем воспитании?

Наверно, бабушка, Мария Никитична, народная артистка Украины. Два года назад она умерла... Родители много ездили по стране и частенько - на каникулы или просто - меня отправляли к ней в Луганск. Семейная история доносит, что в четыре года я впервые вышел на сцену. Играл у бабушки в местном драматическом театре. Но больше помню - мне уже шесть лет было, - как участвовал в праздничных сборных концертах, летом в колхозы выезжали. Я стихи читал. Был не то чтобы наш советский Робертино Лоретти, как Сережа Парамонов, по популярности, но тем не менее всегда производил впечатление на публику.

- Какие стихи? Взрослые или детские?

В большей степени, конечно, детские. "Солдат мира", потом про то, как американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму. Дальше - самодеятельность в школе, самодеятельный театр. Когда стал студентом - студенческие вечера, капустники.

- А почему тогда не поступили в театральный?

Поступил. На актерский в "Щуку".

- Сразу поступили?

Да. Это из той оперы, что пока у меня все в жизни складывалось. Сдал экзамены, уже прошел по баллам, позвонил, радостный, домой. Мои думали, что я поехал в Москву просто развеяться накануне поступления в университет. Вот тут-то они и проявили характер, связались с родственниками в Москве. На завтра в восемь утра стук в дверь, открываю - стоит тетя Катя. "Здрасьте". - "Здрасьте". И пошло-поехало. Меня заставили написать заявление об отчислении, под конвоем отвезли во Внуково и отправили в Донецк.

- И Вы так просто сдались?

А что мне надо было - забастовку устроить? Мальчишка, шестнадцать лет. Конечно, я пытался уговорить. Но меня тоже уговаривали: "Всю жизнь свою покалечишь". И я им очень благодарен. Ничего бы хорошего из моей затеи не получилось. Ну сколько людей за эти годы окончили Щукинское, Щепкинское, ГИТИС? И где они?

- Сейчас нет желания поступить? На режиссерское отделение, например, как в свое время Ворошилов?

- А вешать записки на холодильник - тоже привычка из Вашего далекого прошлого?

Сначала были таблички, появлявшиеся во время эфира "Брэйн-ринга". "Не ори!", "Улыбайся, гад!". Таблички были написаны по моей просьбе, чтобы не увлекался. Это тот контроль, который я отдавал в руки Наташи Стеценко, генерального продюсера нашей телекомпании, и Игоря Кондратюка. Сейчас как-то "эфирные" таблички заменил мой холодильник. За две недели до начала съемок он начинает пестреть указаниями: "Не учи их (игроков) жить", "Не бойся их!", "Не говори слово "замечательно". Последнее к тому же перечеркнуто. Уж больно часто оно употребляется на телевидении. "Не говори слово "как бы".

- Еще одна Ваша "Программа передач" - что для Вас значит?

На самом деле очень многое. Казалось бы, такая безделушка по утрам. Но, на мой взгляд, это гораздо большее событие, чем "Брэйн-ринг". На "Программе передач" мы наблюдаем за живыми, настоящими людьми, поставленными в экстремальные условия.

- Смотришь на Ваших героев, и кажется, что у Вас все прирожденные артисты.

О! Представляете, шел человек по улице, вдруг поднял руку, что-то сказал и оказался на сцене. Первый раз в жизни, а может, и последний. Вот где начинается интерес наблюдения за человеком. А чем занимается телевидение? Оно наблюдает. Я даже знатокам говорю: "Нет ничего интереснее, чем наблюдать за человеком с улицы, когда он читает программу передач. Столько всего происходит на его лице - нельзя оторваться! Порой я могу не смотреть "вашу минуту обсуждения" из-за плохого обсуждения, но тут еще ни разу не было, чтобы мне стало скучно".

- Складывается впечатление, что у Вас в жизни все благополучно и замечательно. Но почему-то чувствуются нотки грусти в голосе. Вы счастливый человек?

Очень счастливый (засмеялся) и чрезвычайно везучий. По крайней мере до сегодняшнего дня. Другой разговор, что в нынешней жизни светится от счастья, наверно, только кретин. Да и само умение "светиться", как это ни печально, с возрастом уходит. Больше понимаешь, что не все так безоблачно и просто. Я резко погрустнел после смерти бабушки. Начал терять близких людей... И усталость накопилась. Но даже как-то больше лень, а не усталость.

- Лень радоваться жизни?

Лень вообще. Не хочется работать, не хочется что-то делать. Уехать на год-три и ничем не заниматься. Нет, это не хандра, а нормальная человеческая лень. Хотя не исключено: если бы мы разговаривали с Вами через недельку-другую, я говорил бы совершенно иначе.

Источник информации: журнал "Лица", октябрь 1999.

мое мнение
Марина 22.04.2007 02:50:27

Здравствуйте! Я банально хочу выразить Вам свою глубокую симпатию и уважение. Мне так нравится наблюдать за Вами во время игры - Вы такой живой и Настоящий!!!Ваш интеллект и темперамент повергают меня в восторг! Вы мне очень интересны как личность,и поэтому интересуюсь(с Вашего позволения):
1 Какие книги и фильмы перевернули Вашу душу?
2 Как Вы охарактеризуете понятие "любовь"?
3 Что Вас раждражает в людях?
4 Что Вы в себе не приемлете? От чего хотелось бы избавиться и чего добавить?
Спасибо.Извините за нескромность вопросов.

Он играет в «Что? Где? Когда?» с 1986 года и за это время смог стать как настоящим символом интеллектуального клуба. Андрей рассказал о своей жизни вне игры.

Андрей Козлов.

Геннадий Авраменко

— Андрей Анатольевич, когда у человека возникает проблема, он, как правило, говорит: «Нужно обратиться к знатоку, к специалисту». В вашем случае понятие «знаток» не ограничивается конкретной областью. То есть вы специалист абсолютно по всем вопросам?
— Это общее заблуждение, что знатоки — люди, которые много знают. Знаток — прежде всего человек, который умеет много думать. Широкая публика не проводит границ между знаниями и умением думать, а это далеко не связанные, во всяком случае напрямую, вещи. Умение думать дается человеку от рождения, а знания приобретаются в течение всей жизни. Дальше начинается интересный процесс, когда новые знания способны улучшить умение человека думать. Я же в своей прошлой жизни, до 30 лет, был преподавателем. Я рано закончил университет, в 21 год, и до 30 лет работал по распределению в Ждановском металлургическом институте, который сейчас называется университетом. Я химик, а многие мои студенты-энергетики интересовались: «Зачем нам химия?» И тогда я вывел для себя формулу: чтобы поднять штангу, нужно развивать мышцы, а чтобы быть инженером, нужно развивать голову. Мышца под названием «мозг» привыкает трудиться, когда у тебя есть не только умение получать новые знания, но и умение их находить. Умение находить новые знания — это и есть умение думать. Ведь что такое минута обсуждения в «Что? Где? Когда?»? Это умение коллективно думать. И в течение этой минуты мы наблюдаем коллективный процесс думания, зарождения нового знания: от полного непонимания, о чем нас спрашивают, до нахождения ответа. Вот Владимир Яковлевич Ворошилов придумал, как это показать телезрителям.
— Если умение логически размышлять стало вашим стилем жизни, используете ли вы его вне игры?
— Я не открою большого секрета, если скажу, что думать вообще полезно. (Смеется.) Но для меня «Что? Где? Когда?» — не только умение думать. В короткий промежуток времени шесть человек должны отбросить свои амбиции, кроме одной единственной: найти правильный ответ на тот вопрос, который им задал ведущий, телезрители, а вообще — поставила жизнь. Например, хорошо известна теория Юнга о коллективном бессознательном. И я вдруг не так давно понял, что в лучших минутах, сыгранных мною в «Что? Где? Когда?», становлюсь живым свидетелем существования этого коллективного бессознательного, которое потом вербализируется. Конечно, ты после этого начинаешь ощущать себя в мире гораздо осознаннее, имея всего-навсего опыт отвечания на вопросы в «Что? Где? Когда?».
— Для того чтобы посвятить всю жизнь игре, с большой буквы, нужно быть человеком и увлеченным, и умным, и азартным, и преданным. Что для вас первостепенно из этих качеств?
— Во-первых, у меня даже язык не повернется назвать себя умным человеком. Мне хочется про себя думать, что я умный. Но я скорее выражусь так: люди говорят, что я не дурак. (Смеется.) Во-вторых, здесь очень важно, что все эти годы я слежу за тем, чтобы игра не была главной целью моей жизни. Например, в этом сезоне, который только что закончился на ТВ, я принял решение, что не буду играть. Наверное, еще и потому, чтобы немножко отодвинуть для себя эту привычку. А далее любое из этих слов: и азарт, и преданность, и интеллект — имеет не только положительную коннотацию. Все хорошо в меру, и страсти свои, в общем-то, нужно сдерживать. Нельзя все время жить на высокой ноте. Так что игра «Что? Где? Когда?» — это очень важная часть моей жизни, но делать из этого культ… Нет, это еще далеко не все.


— Отчасти поэтому вы приняли решение не играть в этом сезоне, но вы же присутствуете на каждой игре. Вы же делаете это не потому, что являетесь президентом ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», а потому, что и сами этого хотите.
— Да, недавно мои коллеги избрали меня президентом международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?». Но я же еще и магистр клуба. И, как магистр, я для себя определил некоторые обязательства. Вот в этот раз так сложилось, что мне нужно было отвезти на серьезную операцию мою тетю, маму Галю. Это мамина сестра (я потерял маму этой осенью). И я подобрал дату поездки так, чтобы отвезти маму Галю, оставить ее в больнице и сразу же уехать на игру. Это не от того, что без меня все рухнет. Просто я ощущаю за собой определенную ответственность. Вообще, находясь в клубе с 1986 года, я пропустил всего одну игру, и то — по болезни.
— Вы никогда не скрывали, что испытываете сильное нервное напряжение, когда играет ваша команда. Когда вы наблюдаете за игрой как зритель, вы волнуетесь так же?
— Я довольно часто провожу аналогию между «Что? Где? Когда?» и футболом. Бывает, играет твой любимый клуб, но игра оставляет тебя равнодушным. А иногда игра обычной футбольной команды заставляет тебя не просто болеть, а орать в какие-то моменты. Понятно, что если играет команда, в составе которой — Саша Друзь, или Макс Поташев, или Леша Блинов, или Лена Орлова, или Балаш Касумов — люди, с которыми меня связывает долгая совместная жизнь в «Что? Где? Когда?», то я прихожу на игру настроенный на боление гораздо больше, чем когда играют новички. А с новичками просто происходит: если они меня чем-то удивят в первые пять-десять минут своей игры, тогда я начинаю болеть по-настоящему. Еще более фантастический случай — когда я в глубине души начинаю болеть даже за телезрителей. (Смеется.) Если говорить про крайнюю степень, то однажды моя игра закончилась микроинсультом. А бывает, и сам не понимаешь, почему ты, простите за физиологию, даже не вспотел.
— Как получилось, что вы в свое время не просто прошли отбор, чтобы играть в клубе в качестве знатока, но и остались в нем работать как продюсер?
— Я попал в клуб в 1986 году, это было начало перестройки в Советском Союзе. Тогда Владимир Яковлевич Ворошилов и Наталия Ивановна Стеценко приняли решение создать организацию игроков, играющих в «Что? Где? Когда?» по всему миру. И я им предложил взять организационную часть этого мероприятия у себя в Жданове на себя. Мы провели фантастическую церемонию открытия, ее показали по ЦТ, и после этого конгресса Ворошилов и Стеценко стали предлагать мне переехать в Москву и работать у них по-тогдашнему — директором, по сегодняшнему — продюсером. Где-то раз в месяц Владимир Яковлевич мне звонил и говорил: «Приезжай, мы тебя ждем». В мае 1990 года, когда уже было принято решение снимать «Брэйн-ринг», я приехал им помочь в организации съемок. Это как раз были майские праздники. И, оставшись в Москве на десять дней, я так вошел в этот ритм, что мне уже не захотелось возвращаться в Мариуполь. Я понял, что если мне предложат остаться, я соглашусь. Конечно, играть мне нравится гораздо больше, чем быть продюсером. И в связи с этим у нас выработался некий кодекс. Например, если я захожу в комнату, где находятся редакторы, которые занимаются вопросами, я громко говорю: «Здесь Козлов». Так я говорю уже на протяжении 20 лет, чтобы даже случайно не услышать какой-нибудь из вопросов, который будет участвовать в игре. В мае будет 24 года, как я работаю в клубе, и если оглянуться назад, то все они пролетели как один день.

Андрей Козлов - российский телеведущий, продюсер и Магистр элитарного клуба «Что? Где? Когда? ».

Детство и юность Андрея Козлова

Андрей Анатольевич Козлов родился в самолете, летевшем из немецкого города в СССР. Уже в детстве он понял, что хочет работать на телевидении. Чтобы попасть в творческое окружение столицы, подал документы в Щукинское театральное училище, прошел все экзамены, но по просьбе родителей учиться в этом учебном заведении не стал. Окончил химический факультет Донецкого государственного университета, работал проводником два года, совмещая с учебой. Кроме того, Андрей несколько лет работал внештатным корреспонтом на местном телевидении. Жизнь Андрея Козлова протекала вне богемной элиты, после окончания университета он преподавал в Мариупольском металлургическом институте. Подрабатывал репетитором, именно эта деятельность приносила основной доход.

Карьера Андрея Козлова

Программа «Брейн-ринг », выходившая десять лет (1990-2000 годы) на центральных российских телеканалах, являлась любимым детищем Андрея Козлова . Он настолько был увлечен происходящим во время эфиров, что превращался в очень сосредоточенного и серьезного человека.

«Если я действительно становился слишком серьезным в кадре, то Игорь Кондратюк, который работал ассистентом, показывал мне табличку „Смейся, гад“, и улыбка сразу появлялась. А потом я и сам писал примерно то же для Михаила Швыдкого, когда мы только-только начинали делать «Культурную революцию».

Но программа была закрыта из-за низких рейтингов. Однако Андрей Анатольевич поддерживал свою форму и форму команд - устраивал два раза в год международные турниры. На 20-летний юбилей была возобновлена программа «Брейн-ринг » на телеканале СТС с неизменным ведущим Андреем Козловым .

«Вернувшись к телевизионной версии игры, я испытал огромное счастье. Как будто произошло невероятное, и мне удалось вернуться в молодость. У нас есть юношеская одесская команда, капитан которой впервые попал на «Брейн-ринг» трехмесячным младенцем. Его мама играла 15 лет назад: приходила с малышом, кормила его грудью, оставляла за кулисами и шла в эфир. Так что мальчик впитал дух игры с молоком матери. Неудивительно, что он теперь капитан команды».

Правила интеллектуальной игры "Брейн-ринг " не поменялись. Две команды из шести человек должны как можно скорее дать ответ на поставленные вопросы. Максимальное время для обсуждения - 20 секунд. Команда, первой ответившая правильно, получает одно очко. Каждая игра состоит из четырех боев: два отборочных и два финальных. Все бои ведутся до пяти очков. Победителем игры становится команда, которая побеждает в двух финальных боях, и выходит в финал турнира. Но игра "Брейн-ринг " вернулась на экраны в обновленном варианте. Появилась просторная, современная, яркая студия, пришли новые персонажи: Александр Белый , импровизирующий комментарии к игре в стиле рэп, а также Галина Сергеевна из «Папиных дочек », как обаятельная помощница ведущего. Но самое важное то, что передача стала поистине семейной, поскольку команды разделились на возрастные категории: взрослых и детей.

«Играют все по-настоящему, без поддавков. Взрослые сначала слегка теряются, но потом понимают, что перед ними такие же игроки, как они сами. И, если они хоть раз поддадутся, дети их просто сметут! В первом тайме так и произошло: минская детская команда разбила в пух и прах взрослых игроков из Москвы. А во втором тайме дети из Москвы заставили сильно поволноваться опытную взрослую команду из Баку. Бакинцы были близки к тому, чтобы вылететь. Так что взрослые играют с детьми по-честному. И это очень увлекательно!»

В 2017 году gif-изображение Андрея Козлова было опубликовано на американском развлекательном портале Reddit и набрало несколько миллионов просмотров.

В 2018 году «Брэйн ринг » начал выходить на телеканале НТВ в обновленном виде и составе. Козлов, по-прежнему, является ведущим второй по значимости и популярности интеллектуальной игры страны.

«Я как телезритель с огромным удовольствием наблюдаю за теми трансформациями, которые происходят на НТВ. Канал превращается в рейтинговое интеллектуальное телевидение. Это производит впечатление! Мне приятно, что мы смогли попасть в структуру нового НТВ. Самое главное изменение «Брэйн ринга» - в аудитории: мы надеемся, что сейчас у телеэкранов окажутся те люди, которые родились в год, когда «Брэйн ринг» впервые вышел в эфир. Я обещаю, что это будет захватывающее зрелище! Победит сильнейший!»

Личная жизнь Андрея Козлова

Андрей Козлов женат, супругу зовут Анна. Андрей Козлов крайне предприимчивый и дальновидный человек: он приобрел участок земли, который стал доходным:

«К своему дачному участку я прикупил соседский. 12 соток обошлись мне тогда в $8 тысяч. Сейчас он стоит около 140 тысяч, но продавать землю я не собираюсь».

Андрей Козлов обладает незаурядным интеллектом, а также взглядом на жизнь и на самого себя:

«Надо жить естественно. Знаете, со мной не соглашаются, а я уверен, что миром правит эгоизм. Если я хочу кому-то сделать что-то приятное, то ключевые слова здесь «я хочу». И только потом «приятное кому-то». Для чего я это делаю? Чтобы самому получить удовольствие. Никогда нельзя сказать про человека: он делает людям хорошее, потому что любит людей. Вранье! Он любит самого себя! Я не обычный, простой советский парень. Ни хрена подобного! Но и жить с мыслью «Я звезда, и мне все можно» нельзя. Напротив! Не можешь позволить себе многое из того, что доступно простым людям».