Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины хх века. Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины хх века Лирическая миниатюра пример

Большая часть миниатюр В. Астафьева («Хлебозары», «Лунный блик», «Хрустальный звон», «Дождик», «Марьины коренья», «Зеленые звезды» и тд.) довольно четко вписывается в традиционную структурно-жанровую модель стихотворений в прозе, созданную И. Тургеневым и развитую в первую очередь И. Буниным. Это проявляется в господстве лирического начала и соответствующего ему типа повествования от первого лица, в последовательном использовании соразмерных, небольших по объему строф. Эти миниатюры представляют собой бессюжетное, лирически свободное живописание настроений, ощущений, непосредственных впечатлений героя.

Так в миниатюре «Голос из-за моря» (3, 194)герой вспоминает как жил на юге у старого друга и слушал радио, наверное, турецкое, а может, и арабское… «Был тих голос женщины, говорившей за морем; тихая грусть доносилась до меня и была мне понятна, хотя я не знал слов чужого языка. Потом, тоже тихая, словно бы бесконечная, звучала музыка, жаловалась, ныла всю ночь… Чья-то боль становилась моей болью, и чья-то печаль - моей печалью». Завершается миниатюра коротким заключением, выводящим этот «частный» случай на иной, общечеловеческий уровень: «В такие минуты совсем явственно появляется сознание, что все люди едины в этом поднебесном мире». Подобны по построению миниатюры «Печаль веков», «Домский собор», «Раньше здесь звонил колокол», «Ужас» и др., только некоторые из них состоят из одного абзаца-строфы, как в приведенном выше примере, что подчеркивает целостность, моментальность, нечленимость образа (впечатления, воспоминания, ощущения), а в других на одной-двух страницах представлены тончайшие изменения, «переломы и переливы» душевного состояния героя (что так же подчеркивается строфикой).

К числу последних относится миниатюра «Есенина поют» (3, 294). Она особенно музыкальна, несмотря на публицистические вкрапления, тональность и ритм миниатюры задают есенинские строчки: «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…». И далее описывается восприятие героем миниатюры этих строк, которому хочется покаяться перед всем миром и «выреветь всю горечь, какая есть в сердце», а поводов для такой тоски хоть отбавляй. Нет во дворе месяца, ни единого голоса на селе не слышно, в опустевшей деревне живут две старухи - «кричи людей зимней порой - не докличешься». Герой миниатюры описывает их жизнь («двадцать шесть ей было, троих детей имела….»), встречи с их детьми («Я спросил у парня: «Сколько зарабатываешь?»…-»Помогаешь ли матери-то» - «А че ей помогать-то….»), разоренную и брошенную деревню («Лошадь вон старая, единственная на три полупустых села, без интереса ест траву. Пьяный пастух за околицей, по-черному лает заморенных телят...»). Эти публицистические по своему стилю описания постоянно прерываются взволнованными лирическими монологами героя («Тьма за окошком, пустые села и пустая земля. Слушать здесь Есенина невыносимо…»), причитаниями («Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью…») Между собой эти фрагменты связаны лишь ассоциативно («…вдвоем с матерью живут в деревне, где прежде было за сорок дворов… кричи людей зимней порой - не докличешься… «Дальний плач тальянки, голос одинокий…» отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то?»), при целостном прочтении эта миниатюра напоминает протяжную народную песню - плачь.

Довольно часто в лирических миниатюрах композиционным центром в повествовании становится пейзаж, его особая значительность и одухотворенность - отличительная черта произведений Астафьева. Каждое явление природы представляется как чудо, как что-то необыкновенное - но не по превосходству над другими, а по природе каждого, и Астафьев стремится описать каждый листик веточки, каждый колосок, каждое дуновение ветра. Так в миниатюре «Сережки» (3, 148) в мельчайших деталях описывается как «лаковая чернота сережек дрогнула, отеплилась багровым цветом, а ветви шоколадно заблестели и окропились бледными свечечными язычками набухших почек. Одна, другая треснет почка, обнажит спресованную в себе мякоть зелени и замрет, дожидая своего сроку, пропуская перед собой краткую накипь цвета - листу родиться надолго, на все лето, лист может и должен подождать». Некоторые миниатюры почти полностью представляют собой пейзажные зарисовки («Хлебозары», «Сильный колос», «Лунный блик», «Хрустальный звон»), но и в них присутствует обобщенно-философское заключение автора («И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия» - из миниатюры «Лунный блик» (3, 147).

Желание глубже постичь, по-человечески понять ее пугающие сложности и противоречия чувствуются в каждой миниатюре. Природа является действующим лицом большинства миниатюр. Астафьев соотносит природу с человеком, во многом она оказывается «чище», «благороднее» (в отличие от многих людей, птица не бросает своих птенцов), но он не отрицает ее слепоты, стихийной жестокости (лесное зверье борется за выживание, человеку, оказавшемуся один на один с тайгой, природа покажется не матерью, а мачехой). В целом, миниатюрам Астафьева присущи две особенности восприятия и изображения человека и природы: идущее от народно-поэтической традиции очеловечивание природы («Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землею колосья. И, кажется, я даже слышу, как зреют они. А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом» - из миниатюры «Хлебозары» (3, 138); и отражение природного в человеке («Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку рано или поздно приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете - неважно. Главное, что она приходит» - из миниатюры «Весенний остров» (3, 152). Поэтому, можно сделать вывод, что в лирических миниатюрах В. Астафьева природа «жива» только в присутствии человека, иначе некому оценить ее величие и красоту, но и герой не мыслим без всего, что его окружает, растворяясь в других людях, в природе, и в каждой детали повествования.

Многие критики отмечают в таких миниатюрах стирание грани между субъектом и объектом изображения, причем объектом по сути оказывается вся среда, и субъект тоже в роли объекта. (20) Такой подход к изображению человека и природы во многом определяет художественное своеобразие лирических миниатюр Астафьева, в них «лицо человека» и «лицо природы» предстают в зеркальной взаимоотраженности и взаимообусловленности, а отношения человека с природой рассматриваются как «образ брачных отношений» в едином процессе вечного сотворчества жизни (20, 46).

Литература 8 класс. Занятие от 29.01.2011
«Поэзия Фета – сама природа,
зеркально

Глядящая

Через
человеческую душу…»
(К.Д. Бальмонт)
Ребята, на сегодняшнем занятии мы рассмотрим стихотворения Фета о
природе.
Жанр, в котором Фет воссоздавал картины природы, можно назвать жанром
лирической миниатюры .
Лирическая миниатюра – это произведение малой формы, в котором
чувства, переживания господствуют над рассудочным началом. (т.е.
поэтичное, волнующее, образное произведение малой формы.)
Запишите у себя в тетрадях определение жанра лирическая миниатюра.
Восторг поэта вызывает не экзотическая природа южных стран, а простые
русские картины, которые под пером Фета приобретают особую поэтичность,
в то же время, сохраняя поразительную точность при передаче конкретных
деталей.
В конце ХІХ века во Франции – в живописи - стал популярен импрессионизм.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети ХІХ – начала ХХ
века, представители которого стремились наиболее естественно и
непредвзято запечатлевать мир в его подвижности и изменчивости, передать
свои мимолётные впечатления. Наиболее известны французские
импрессионисты Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега. Среди русских
живописцев можно назвать К.А. Коровина, И.Э. Грабаря.
Основные черты импрессионизма:
Выражение частного впечатления автора;
Отказ от объективной картины реальности;
Изображение каждого мгновения;
Отсутствие сюжета;
Замена мысли восприятием, а рассудка – инстинктом.
Запишите у себя в тетрадях определение и особенности литературного
направления импрессионизм.

Фета можно назвать одним из первых импрессионистов в поэзии: он всегда
стремился передать мгновенное впечатление от картин природы. Фет
1
отмечал: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже
самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Пейзажи в его стихотворениях выражают состояние человеческой души.
Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную
душу природы. Это счастье – чувство единства с природой:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца – символ духовного соединения с природой. Человек
глядится в природу и познает ее законы и возможности. Природа – мудрый
советчик человека и лучший его наставник.
На основе вышеизложенного проанализируйте предложенные стихотворения,
отвечая на вопросы.

«Какая ночь! Как воздух чист…»
* * *
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
1840-1892
1. Каким размером написано данное стихотворение?
2. Какая стилистическая фигура используется в первой строфе?
3. Какие слова задают ритм стихотворения?
4. В стихотворении господствует, казалось бы, противопоставление
темноты и света, но это не есть действительное противоречие. Это
соединение и взаимообогащение двух противоположных качеств.
Проиллюстрируйте данную мысль словами из стихотворения.
5. Какое ощущение создает ритмический строй стихотворения?
«Это утро, радость эта…»
2
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
1. Какой тип односоставных предложений преобладает в данном
стихотворении?
2. В какое время начинается стихотворение и когда заканчивается? Какой
временной промежуток оно охватывает?
3. Какие явления жизни впитывает в себя поэт, что он видит, слышит.
Ощущает?
4. Что поэт говорит в заключении стихотворения? Какова интонация?
5. Какое ощущение, настроение создает лирическая миниатюра «Это утро,
радость эта…»
«Какая грусть! Конец аллеи…»
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
3
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
4
1. Какая картина представлена в данном стихотворении? Какое явление
природы описано?
2. Кто пытается противостоять ветру?
3. «Опять серебряные змеи/ Через сугробы поползли…» - какой это троп?
4. Каково состояние лирического героя?
5. Как в данном контексте выглядит надежда ? («А все надежда в сердце
тлеет…) В чем она заключается? На что надеется лирический герой?
6. Каким предстает родной край в данном стихотворении? Всем ли
доступен вход в этот край?
Напишите сочинение на тему: «Основные мотивы лирики Фета о природе».
Ответы на представленные задания присылайте по электронному адресу:
[email protected]

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цели:

  1. Повторить определения понятий “миниатюра” и “сочинение-миниатюра”, обратить внимание на особенности лирической миниатюры.
  2. Вырабатывать умение анализировать тексты малого объема и создавать текст-миниатюру; развивать речь учащихся;

Эпиграф к уроку: “Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К.Г. Паустовский)

Ход урока

I. Организация класса.

П. Беседа по ранее изученному материалу.

Мы с вами уже знакомы с понятием “миниатюра”. Дайте определение этого жанра.

(Миниатюра - это сочинение небольшого объема на узкую тему, законченное по форме и содержанию.)

Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” А. Вивальди и поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

Как (при помощи чего?) композитору удается создать в вашем воображении неповторимые образы, передать эмоции и чувства? Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)?

Ш. Анализ текстов .

Прочитайте тексты и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему?

Текст № 1.

Не так давно в один из зимних вечеров я возвращался домой. Подходя к подъезду, я обратил внимание на сине-фиолетовый свет фонаря. Я поднял голову и залюбовался им. В свете фонаря я увидел большие снежные хлопья, медленно опускающиеся на землю. “Какая красота! – подумал я. – А ведь когда-то таких ламп совсем не было. И такой красоте мы обязаны открытию Павла Николаевича Яблочкова, который первым изобрел электрическую лампочку. Именно благодаря ему в наших домах теперь комфорт и уют, улицы освещены удобными фонарями, магазины украшены разноцветной иллюминацией”.

Текст № 2

Вечером одинокий фонарь освещает дорогу к подъезду и снег, лежащий вокруг. Если в сумерки подойти к окну и посмотреть вниз, то можно представить себе вместо фонаря театральный прожектор, а вместо снега – большую белую сцену. Пушистые снежинки, как балерины в сверкающих пачках, танцуя в медленном вальсе, тихо опускаются на землю.

Что объединяет эти тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему?

Чем отличаются эти тексты? В каком из них более ярко выражено чувство автора? Какой из текстов содержит то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению, отличается лиричностью?

Лирическая миниатюра – выразительное описание чего-нибудь или кого-нибудь с ярко выраженным чувством автора. Мастером лирической миниатюры был М. М. Пришвин.

IV. Анализ лирических миниатюр.

Прочитайте текст. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюре. Предайте их при чтении вслух.

Вот полянка, где я еще недавно собирал грибы. Теперь поляна вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью и даже красная рябина напудрена морозом. (М.Пришвин)

Какую картину (какой образ) вы себе представили? Опишите ее.

Что помогает так ясно увидеть эту картину? Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Проведем лингвистический эксперимент. Запишите первую часть лирической зарисовки М.М.Пришвина и попробуйте дописать ее вторую часть.

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том …

По каким признакам писатель мог догадаться о том, что ночью выпал снег? (Анализ вариантов выполнения задания.)

Ночью выпал снег, и рано утром в темноте, лежа в постели, я радостно догадался о том по скребкам дворников и в который раз уже подумал, что в крайнем случае не без удовольствия служил бы дворником. (М. Пришвин)

Сделайте вывод о том, что нужно сделать, чтобы написать лирическую миниатюру?

Обратимся к тексту еще одного мастера лирической миниатюры – А.П. Чехова. Прочитайте текст и скажите, какое настроение создается у читателя. Какие средства художественной выразительности использует автор для передачи своего эмоционального состояния?

Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья – все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. (А.П. Чехов)

V. Составление схемы “Порядок работы над сочинением-миниатюрой”.

  1. Подумайте, что вы хотите “нарисовать” словами.
  2. Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы хотите вызвать у читателей?
  3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

VI. Создание текста лирической миниатюры (работа в группах).

Перед вами – начало пейзажной зарисовки. Опираясь на разработанный нами “Порядок работы над сочинением-миниатюрой” , допишите текст.

Стояли зимние дни, хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка:…

(Анализ получившихся вариантов.)

Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?

VII. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по первой строчке (“Входишь в лес и словно в сказку попадаешь”, “Неожиданно ударил мороз…” или свой вариант.)

Литература

  1. Дейкина А.Д. Сочинения малой формы в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 1994. - № 5. – С.16-21, 34.
  2. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с.
  3. Пришвин М.М. Лесная капель: Избранное. – Краснодар: Кн. изд-во, 1983. – 213 с.

Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер","Четки","Белая стая") - почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной,многократно и, казалось бы до конца разыгранной теме.

Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов,опубликованных еще в "Аполлоне",но,к сожалению,тяжелое знамя акмеизма,под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный,оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом,то с символизмом,то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.

Выступавший на вечере Ахматовой(в Москве в 1924 году), Леонид Гроссман остроумно и справедливо говорил: "Сделалось почему - то модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на "Четках" и "Белой стае". Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов любовной элегии.К поэтессе можно было применить горестный стих Блока: ее лирика стала "достоянием доцента".Это, конечно, почетно и для всякого поэта совершенно неизбежно, но это менее всего захватывает то неповторяемое выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным читательским поколениям".

И действительно, две вышедшие в 20-х годах книги об Ахматовой,одна из которых принадлежала В.Виноградову,а другая Б.Эйхенбауму,почти не раскрывали читателю ахматовскую поэзию как явление искусства,то есть воплотившегося в слове человеческого содержания.Книга Эйхенбаума,по сравнению с работой Виноградова,конечно,давала несравненно больше возможностей составить себе представление об Ахматовой - художнике и человеке.

Важнейшей и,может быть,наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его соображение о "романности" ахматовской лирики,о том,что каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман,имеющий к тому же в своем генеалогическом древе русскую реалистическую прозу. Доказывая эту мысль,он писал в одной из своих рецензий: "Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий,можем говорить об его композиции,вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету - к тому,как разовьется этот роман".

О "романности" лирики Ахматовой интересно писал и Василий Гиппиус(1918). Он видел разгадку успеха и влияния Ахматовой(а в поэзии уже появились ее подголоски) и вместе с тем объективное значение ее любовной лирики в том,что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей в то время форме романа. И действительно, рядовой читатель может недооценить звукового и ритмического богатства таких,например,строк:"и столетие мы лелеем еле слышный шорох шагов",- но он не может не плениться своеобразием этих повестей - миниатюр, где в немногих строках рассказана драма. Такие миниатюры - рассказ о сероглазой девочке и убитом короле и рассказ о прощании у ворот(стихотворение "Сжала руки под темной вуалью..."),напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой.

Потребность в романе - потребность,очевидно,насущная. Роман стал необходимым элементом жизни,как лучший сок,извлекаемый,говоря словами Лермонтова,из каждой ее радости. В нем увековечивались сердца с неприходящими особенностями,и круговорот идей, и неуловимый фон милого быта. Ясно,что роман помогает жить. Но роман в прежних формах, роман, как плавная и многоводная река, стал встречаться все реже,стал сменяться сначала стремительными ручейками("новелла"),а там и мгновенными "гейзерами". Примеры можно найти, пожалуй,у всех поэтов: так, особенно близок ахматовской современности лермонтовский "роман" - "Ребенку",с его загадками,намеками и недомолвками. В этом роде искусства,в лирическом романе - миниатюре, в поэзии "гейзеров" Анна Ахматова достигла большого мастерства. Вот один из таких романов:

" Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся. Полулаского, полулениво Поцелуем руки коснулся. И загадочных древних ликов На меня посмотрели очи. Десять лет замираний и криков. Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты. И стало снова На душе и пусто и ясно". Смятение.

Роман кончен. Трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии, одном жесте,взгляде,слове.

Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, принципиально не завершены и подходили не столько на маленький роман в его, так сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями прежде.

" Хочешь знать, как все это было?- Три в столовой пробило, И прощаясь, держась за перила, Она словно с трудом говорила: "Это все... Ах, нет, я забыла, Я люблю вас, я вас любила Еще тогда!" "Да"." Хочешь знать, как все это было?

Возможно, именно такие стихи наблюдательный Василий Гиппиус и называл "гейзерами", поскольку в подобных стихах - фрагментах чувство действительно как бы мгновенно вырывается наружу из некоего тяжкого плена молчания, терпения, безнадежности и отчаяния.

Стихотворение "Хочешь знать, как все это было?.." написано в 1910 году, то есть еще до того, как вышла первая ахматовская книжка "Вечер"(1912), но одна из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой в нем уже выразилась в очевидной и последовательной форме. Ахматова всегда предпочитала "фрагмент" связному, последовательному и повествовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом;кроме того, как ни странно, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: ведь перед нами и впрямь как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз. Мы, таким образом, заглядываем в чужую драму как бы ненароком, словно вопреки намерениям автора, не предполагавшего нашей невольной нескромности.

Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную"запись в дневнике:

" Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. ...А я была его женой". Он любил...

Иногда такие любовные "дневниковые" записи были более распространенными, включали в себя не двух, как обычно, а трех или даже четырех лиц, а также какие-то черты интерьера или пейзажа, но внутренняя фрагментарность, похожесть на "романную страницу" неизменно сохранялась и в таких миниатюрах:

" Там тень моя осталась и тоскует, Все в той же синей комнате живет, Гостей из города за полночь ждет И образок эмалевый целует. И в доме не совсем благополучно: Огонь зажгут, а все-таки темно... Не оттого ль хозяйке новой скучно, Не оттого ль хозяин пьет вино И слышит, как за тонкою стеною Пришедший гость беседует со мною". Там тень моя осталась и тоскует...

В этом стихотворении чувствуется скорее обрывок внутреннего монолога, та текучесть и непреднамеренность душевной жизни, которую так любил в своей психологической прозе Толстой.

Особенно интересны стихи о любви, где Ахматова - что, кстати, редко у нее - переходит к "третьему лицу", то есть, казалось бы, использует чисто повествовательный жанр, предполагающий и последовательность, и даже описательность, но и в таких стихах она все же предпочитает лирическую фрагментарность, размытость и недоговоренность. Вот одно из таких стихотворений, написанное от лица мужчины:

" Подошла. Я волненья не выдал, Равнодушно глядя в окно. Села словно фарфоровый идол, В позе, выбранной ею давно. Быть веселой - привычное дело, Быть внимательной - это трудней... Или томная лень одолела После мартовских пряных ночей? Утомительный гул разговоров, Желтой люстры безжизненный зной И мельканье искусных проборов Над приподнятой легкой рукой. Улыбнулся опять собеседник И с надеждой глядит на нее... Мой счастливый богатый наследник, Ты прочти завещанье мое". Подошла. Я волненья не выдал...

Тулкина Т. В., канд. филол.наук

В русской прозе неоднократно проявлялась тенденция к минимализму, причем, под минимализмом следует понимать эстетику малого, «минимума». Одно из частных проявлений этой тенденции - расцвет малой прозы во всем многообразии её форм и вариантов. Особую популярность в современной литературе приобрел жанр прозаической миниатюры и её разновидности. В частности, лирическая миниатюра, являющаяся традиционным жанром для русской литературы. В XIX - нач. XX вв. к нему обращались И. С. Тургенев, И. Бунин, многие писатели серебряного века. В советский период развития русской литературы миниатюра, как и все прочие неканонические формы, надолго исчезает из книг и журналов и вновь появляется лишь в 60-80 гг., становясь неизменно популярной. В этот период выходят в свет многообразные сборники миниатюр: «Бухтины Вологодские» В. Белова, «Камешки на ладони» В. Солоухина, «Крупинки» В. Крупина, «Крохотки» А. Солженицына, «Трава-мурава» Ф. Абрамова, «Мгновения» Ю. Бондарева, «Затеси» В. Астафьева и др. В 90-е появляются миниатюры Г. Сапгира, К. Победина, В. Тучкова, И. Холина и многих других писателей и поэтов.

Виктор Гадаев в 1970-80 гг. в своем творчестве также обращается к малой прозе (эссе, статьи, очерки, миниатюры, литературные портреты, воспоминания), широко представленной в книге с поэтическим названием «В этот мир я пришёл», и в частности к лирической миниатюре , отличающейся лаконичностью повествования, четкостью и отточенностью сюжета, особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали. Поток сознания, внутренний монолог, условно-ассоциативное мышление свободно сосуществуют в миниатюрах. Все это автор тонко сочетает с обостренным интересом к философско-этическим, так называемым, вечным проблемам, что позволяет достигать в небольших по объему и очень лаконичных произведениях высокой степени художественных обобщений.

Лирическая миниатюра В. Гадаева представляет собой некий сплав воспоминаний и лирико-философских раздумий, ориентированных на какие-либо факты из жизни самого писателя. Они, как правило, лиричны, наполнены субъективным восприятием окружающего мира, отличаются особой искренностью, раскрывают внутренний мир человека, который обладает глубиной мысли, собственным взглядом на жизнь. Это своеобразные лирические медитации в прозе на самые разнообразные темы.

Объективный мир зачастую входит в повествование лишь как повод для переживания или как его своеобразный оттиск, так, например, в миниатюре «Радость» описывается обычный факт - рыбная ловля: «В Рудне, за селом, ловил я плетюхой рыбу. К берегу, заросшему ивняком и осокой, поставлю плетюху и мотаю ногой, шумлю. Выну её из воды, а в ней ничего нет. И это вызывает ощущение пустоты. Зато какой радостью засветится, забурлит душа, когда в плетюхе запрыгает, засеребрится бойкая плотва или затрепыхается красноперый ерш» » . Но этот факт важен для писателя, так как он созвучен с самой жизнью. Рыбная ловля сравнивается с тем, как разворачивается жизненный путь: «Вот так и жизнь. К чему стремишься – не сбывается. О чем мечтаешь – мешают преграды. И волей-неволей ощущаешь пустоту и разочарование. Зато, когда придет удача, весь ты засияешь, радость запрыгает в тебе, как серебристая плотва или красноперый ерш» . Или простая бытовая деревенская сцена - доение коровы: «что-то символическое для меня было в этой сельской картине. Что-то земное - такое знакомое и близкое. А надо мной, над мамой, коровой нависало огромное, сияющее мироздание «… Я ел молоко, как светом лакомился, и чувствовал себя легко» . В миниатюре «Медные колокола» В. Гадаев описывает старинные бубенцы, покрытые пылью колокола, хранящиеся в старом амбаре, которые рождают у автора сложные переживания, так как это свидетели жизни большой семьи, передававшиеся из поколения в поколение «..Эти колокола особенные….Они излучают свет старины, свет истории» . Вообще воспоминания, а в особенности воспоминания о детстве, занимают значительное место в лирической прозе поэта. Лирический герой пытается вспомнить, воскресить смутные образы, чувства, ощущения детской поры. Поводом, толчком для таких воспоминаний может стать знакомый с детства запах, звук, или мимолетное, внезапно повторившееся, особое настроение, или неуловимо знакомое сочетание света и тени, обстановки в доме, или жизненная ситуация, как в миниатюрах «Голос кукушки», «Мастер», «Плачет пигалица», «Ярмарка»: «Ярмарку я видел ещё с пелёнок, на руках у мамы. … Живая, яркая - виделась она мне в детстве, в юности - вошла в меня на всю жизнь. При слове «ярмарка» разноцветная лампа вспыхивает во мне. Такое слово-образ должно быть у поэта обязательно» . Таким образом сказывается отчетливо выраженное личностное, субъективное начало, субъект повествования является композиционным центром произведения, общая установка таких миниатюр - на выражение субъективного впечатления, переживания.

Во многих зарисовках у писателя возникают размышления о своей стране, народе, русской земле («Русские народные песни», «На Николу», «Чувство народа», «Идут мокшанки», «Шумит базар», «На Родине» и др.). Так, знакомые звуки русской песни вызывают у него глубокие раздумья об односельчанах: «…Что за прелесть наши русские народные песни!.. Ведь это душа народа. А душа - бессмертна» . И он стремится передать субъективное восприятие мира через простые, всем знакомые предметы и явления, заставить вглядеться в них, по-новому осознать окружающий мир. Интересны миниатюры, в которых В. Гадаев делится своими впечатлениями о тех или иных произведениях искусства. Комедия Данте, например, впечатляюще воздействует на писателя, она словно открывает ему совершенно иной мир, до боли знакомый, но в то же время новый: «она излучала утро. Неимоверно расширились мои горизонты. Сельский мир мой, ограниченный домом, палисадником, Рудней за бугром и деревушкой, синей полосой леса на горизонте, вырос, расширился до громадного мирозданья. И мысли мои приподнялись над землей, стали просторнее, шире. И сам я стал капелькой мирозданья, подернутого золотой дымкой» .

Отдельные миниатюры представляют собой философские размышления о жизни, о себе, о родине. Писатель в своих ранних миниатюрах делает попытку очертить свою гражданскую позицию, свой жизненный путь. Идеи, проводимые в произведениях, весьма значимы. В миниатюре «В этот мир я пришел» он пытается найти ответ на вопросы «Что ждёт меня? Что мне нужно в этом мире? Что я должен делать в этом мире?» . Жизнь еще только начинается, но автор твердо уверен, что «Жизнь в этом мире - не только цветы, улыбки и любовь. Это еще и грязь, слезы, ненависть, переживания и страдания. Сколько разных людей я встречал и сколько еще встречу. Я не знаю, какие события потрясут меня. Но я знаю несомненно одно, что человек приходит в этот мир делать добро» .

Несомненно, миниатюрам В. Гадаева свойственна глубокая лиричность, философичность и автобиографичность. Факт из жизни становится для писателя отправной точкой того или иного произведения. В его произведениях личное, струящееся из интимных глубин души, широко разливается в запоминающиеся строки. Он зорко подмечает и верно передаёт порой даже еле уловимые грани характера современника, замысловатые перипетии бытия. Завораживает в них реальность событий, жизненная правда, изображение истинных чувств и мыслей писателя и людей, его окружавших. На какую бы тему, и в какой бы манере В. Гадаев ни писал, в его произведениях никогда не увидишь лжи, лукавства, фальши.

Таким образом, в лирических миниатюрах В. Гадаева, в зависимости от конкретной художественной задачи субъект повествования по-разному организует пространственно-временной мир произведения. Основным стилевым приемом становится выявление нового субъекта повествования, который вносит иную атмосферу, идею, представления. Взаимодействие двух художественных миров на одном текстовом пространстве не только определяет творческую индивидуальность писателя, но и способствует выражению авторской идеи.

Литература.

1.Гадаев, В. В этот мир я пришел: Миниатюры. Эссе. Лит. портр. Воспоминания. Статьи. / В. Гадаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. – 304 с.