Юрий норштейн заставка к спокойной ночи малыши. Телеведение. Вечерняя сказка от Юрия Норштейна. Все современное вам скучно

3 253

«Каждый вечер перед сном»

Москва, Галерея на Солянке, до 19.2

Подзаголовок выставки - «Юрий Норштейн и “Спокойной ночи, малыши!”» - можно объяснить лишь тем, что она открывалась к 75‑летию великого мультипликатора и что сам Норштейн выступал в процессе работы над заставкой к детской телепрограмме как автор сценария, режиссер и художник‑аниматор. Вторым героем экспозиции оказывается художник‑постановщик Валентин Ольшванг, именно с ним Норштейн трудился над уникальным, длящимся лишь две с половиной минуты вступлением к программе «Спокойной ночи, малыши!». Менее полутора лет, начиная с 2000 года, заставка была в эфире, затем ее сняли как якобы слишком сложную для детей эры клипового сознания (к тому же авторы думали еще менять каждую неделю музыкальное сопровождение). Теперь это произведение принадлежит истории киноискусства. История оценила труд по достоинству: на одном из фестивалей в Токио критики и аниматоры включили его в список 150 самых выдающихся мультфильмов планеты.

Кадр заставки к телепрограмме «Спокойной ночи, малыши!». Художники Юрий Норштейн и Валентин Ольшванг

Сейчас в галерее на улице Забелина показывают эскизы на пленке, графические наброски персонажей и сцен, монтажные и экспозиционные листы к этой заставке, многие экспонаты происходят из личного архива Норштейна. В качестве бонуса - интерактивные объекты и site‑specific инсталляции современных художников, созданные в диалоге с поэтическим миром мультипликации; среди художников - Алена Романова, Андрей Топунов, Герман Виноградов, Роза По, Людмила Петрушевская, Иван Разумов и Дмитрий Каварга.

В рамках параллельной программы организованы детские мастер‑классы и ретроспектива шедевров советской анимации под кураторством Юрия Норштейна и историка‑киноведа Георгия Бородина.

Эти загадочные куклы

Киев, Музей Шолом‑Алейхема,
до 12.2

КОММЕНТАРИИ

Идея посвятить целую выставку двухминутной телезаставке кажется абсурдной. Но что если автор анимационной миниатюры - живой классик Юрий Норштейн, а передача, для которой она была создана, - всенародно любимая «Спокойной ночи, малыши!»?

В 1999 году Норштейн совместно с художником Валентином Ольшвангом создал вступительный и заключительный ролики для детской программы «Первого канала». В эфире они продержались только два года: родители жаловались на жутковатого зайца и хулиганистого медведя - мир Норштейна казался им слишком фантасмагоричным для безобидных сказок.

Спустя 15 лет приходится констатировать, что эта не прижившаяся на ТВ миниатюра - последняя завершенная работа 75-летнего мастера, который, даст Бог, закончит свой гоголевский «долгострой», но когда это еще будет... И именно она в формате мультимедийной экспозиции может стать ключом к волшебным мирам искусства и детства.

Рассматривая бесконечные наброски персонажей мультфильма, можно только поражаться тому, сколько нюансов, деталей, пластических находок кроется в этих двух минутах видео. Но главное, мы видим, как шаг за шагом создается удивительная атмосфера, характерная для вершинных норштейновских работ - «Ежика в тумане» и «Сказки сказок».

По существу, фильм делался «с листа» - сразу, без сценарной разработки, - комментирует Юрий Норштейн. - Запись фильма раскадровкой - более органичный для мультипликации вариант, нежели словесный, поскольку кино - пластическое искусство в движении. А где еще можно точно рассмотреть развитие действия, как не в раскадровке?

Норштейн никогда и не скрывал, что он режиссер, а не рисовальщик. Совсем иное дело - завораживающие коллажи Валентина Ольшванга по мотивам мультфильма. Они выполнены краской на прозрачном пластике, причем иногда автор использует несколько слоев подложки, добиваясь глубины живописного пространства.

Экспозиция «Каждый вечер перед сном...» разместилась на двух этажах: верхний занят материалами к «Спокойной ночи, малыши!», а на нижнем поселились инсталляции художников нового поколения. Именно эта «добавка» превращает выставку рабочих материалов в концептуальный арт-проект.

Со второго этажа на «нулевой» ведет лестница, украшенная детскими игрушками. Путь в царство Морфея, который у миллионов детей начинается со «Спокойной ночи, малыши!», завершается в темном помещении с причудливыми объектами-наваждениями. И первое, что мы видим, - инсталляцию «Сон…» Алексея Трегубова.


Перевернутая кровать парит в воздухе. В свисающей с нее простыне, видимо, спрятана прочная опора, но выглядит это действительно как чудо, возможное только во сне. Далее - конструкция из светящихся неоновых руин, из-за которых выглядывает лампа-луна. «В сказке можно покататься на луне…» - вспоминаются любимые строки, но автор Ольга Божко указывает на другой перво

Я видео склеил из этих двух файлов (для тех кто хочет увидеть в более хорошем качестве):
http://www.mediafire.com/?dymndmmlt0g
http://www.mediafire.com/?xzjzeybt4ji

Но может это еще не полная версия? На сайте Пилота говорится что должно быть 2 мин 50 сек, а тут всего 2:26.

"Полтора года я делал заставку к "Спокойной ночи, малыши!" - три минуты. А потом ее сняли с экрана."
-Юрий Норштейн

"Эта заставка Норштейна не прижилась на 1-м канале и была отторгнута за странность и медлительность, хотя длилась все те же отведенные ей две минуты пятьдесят секунд. Тихая история, случившаяся под скатертью зимним вечером, придала мимолетности ощутимую цельность. На две минуты с хвостиком мы были вместе с детьми спрятаны от суеты, укутаны большим бабушкиным платком. Но люди, привыкшие к ритму клипа, не поняли, отчего мгновение задумалось.
На основе эскизов и рисунков к “Спокойной ночи, малыши!” в позапрошлом году был выпущен календарь (к сожалению, совсем небольшим тиражом). В предисловии к нему Юрий Норштейн написал: “Без помощи взрослых дети не выживут. Мы тоже не выживем, если не будем прислушиваться к детскому лепету…"
- Дмитрий ШЕВАРОВ

Я бы такой календарь купил на 2009 год...

Еще некоторые куски статей и отзывы, которые я нашел:

"– Как ваши зрители реагировали на последнюю заставку Норштейна?

Ее заказывало ОРТ, она остается на канале. Норштейн известный художник, но он не заставочник. Нам каждый день звонят и пишут по поводу этой заставки, говорят о том, что она ужасна, что она темная, дети не хотят смотреть нашу программу. Но это было спущено сверху, заставку заказывал Константин Эрнст."
-директор программы Валентина Прасолова

"Осенью 1999 года появилась еще одна «тёмная» заставка, в которой присутствовал заяц, звенящий в колокольчик (автор - Юрий Норштейн). Заставка вызвала большое количество нареканий со стороны детей и их родителей из-за зубастого зайца "
- http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/1641733

"Кстати, параллельно Норштейн снял заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши» с нежными, как будто старинными рисунками. Но она оказалась слишком утонченной для нашего телевидения и продержалась в эфире всего месяц."
- http://www.pilot-film.com/show_article.php?aid=67

"Осенью 1999 года появилась «темная» заставка, в которой камера заглядывает под стол, и показываются беззубые зайцы-мутанты (многие дети очень боялись этой заставки; автор - Юрий Норштейн)."
- http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=2c8458f622da810d

"А к "спокойной ночи малышам" такая заставка была одно время, тоже норштейн сделал, просто вообще воплощение всех страшных снов детства. Мамы стали многие жаловаться, что дети плачут перед сном."
-77easterly77

"Уродливая заставка - зубастый заяц, сгорбленная кукла, которая пускает мыльные пузыри, но это больше похоже на курение сигареты... И это показывали детям... Да и картинка очень мрачная, хотя понятно, что тут скорее стилизация под начало ХХ века..."
-Cheriksoft

"Ну, на мой взгляд, эта заставка намного позитивней и интересней, чем эта ужасная "Спи моя радость, усни". Вот, Норштейновскую заставку помню уже по 2-3 передачам, так как "Спокуху" уже не смотрел. Но именно Норштейновская заставка мне очень сильно нравилась."
-MDKWarrior

С другой стороны, мне пришел такой отзыв от создателя страницы "Yuri Norstein on MySpace ":
"That segment is one of the best things I ever seen from Norstein and animation in general. It"s amazing."

А еще, в Лапуте в 2003 году, 140 профессионалов из области мультипликации поставили эту заставку на 81-е место в список