XIX век и русская композиторская школа. Самые известные композиторы мира Композиторы представители русской музыкальной культуры 19 века

XIX век и русская композиторская школа


Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыки сложились уже в XIX веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой — русский фольклор. Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное — получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции русской национальной музыки.

В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859 годы). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение, развитие русской культуры стало делом российского государства. В стране была создана система музыкального образования. В Петербурге (1862 год) и Москве (1866 год) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом, не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы?

Первым был Михаил Иванович Глинка (1804-1957 годы), получив классическое музыкальное образование в Европе, сумел одним из первых глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья», «Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина, а также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся русский певец Ф.И. Шаляпин. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры — «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра «Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И. Чайковского.

Творчество Петра Ильича Чайковского — самая яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом наследии композитора — шесть симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения — Первый фортепианный концерт (1875 год), концерт для скрипки (1878 год) и Вариации на тему рококо (1876 год). Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства. Одно из центральных мест в творчестве П.И. Чайковского принадлежит опере. Всего Чайковский создал десять опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878 год) и «Пиковая дама» (1890 год) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера» (1876 год), «Спящей красавицы» (1889 год) и «Щелкунчика» (1892 год) и в наши дни вызывают восхищение. Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы (всего написано более 100 романсов). Романсы композитора — маленькие драматические пьесы. Чайковский первый русский композитор, получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881 годы) — выдающийся русский композитор. Оперы «Борис Годунов» (1869 годы), «Хованщина» (1872 годы), «Сорочинская ярмарка» - стали значительным явлением в русской музыкальной культуре. Фортепьянный альбом «Картинки с выставки» стал известен всему миру. Утончённая русская мелодия «Утро над Москвой-рекой» звучит и поныне.

Александр Сергеевич Даргомыжский. (1813 — 1869 годы) К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» (1855 год) и незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869 годы). В творчестве композитора центральное место занимают романсы (свыше 100 романсов.). Самые известные — «Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи М.Ю. Лермонтова).

Милий Алексеевич Балакирев (1836 — 1910 годы) В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка». Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. В 1862 году Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В собственном композиторском творчестве М. Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке. В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 — 1887 годы). Бородин — автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний, камерно- инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь» стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завершили друзья Бородина — Римский — Корсаков и Глазунов.


Николай Андреевич Римский — Корсаков (1844 — 1908 годы). Основу творческого наследия составили оперы, многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее известны — «Псковитянка» (1872 год), «Майская ночь» (1879 год), опера — сказка «Снегурочка» (1881 год по пьесе Островского), опера — балет «Млада» (1890 год), «Ночь перед Рождеством» (1895 год по Гоголю), опера — былина «Садко» (1897 год), опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже» (1905 год). Римский — Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» (1897 год по пьесе А. Пушкина — одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере сказка «О царе Салтане» (1900 год по А. Пушкину) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Римский — Корсаков написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский — Корсаков с 1874 года руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.

А в дальнейшем А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев и другие… Это великая плеяда мировых звёзд русской композиторской школы. Их сотни самых разных. Романсы, оперы, симфонии, инструментальные концерты, балет, произведения для фортепьяно, скрипки, камерные произведения… и эту музыку знает весь мир. Есть чем гордится, есть у кого учиться. И надо продолжать этот путь. Русские композиторы и сейчас должны быть самые мелодичные и гармоничные, самые романтичные и самые утончённые в мире. Это традиция, это исторический дух русской Культуры.

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух. Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим изменилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.


Цитата М. И. Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». Цитата о М. И. Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский Михаил Иванович Глинка


Опера «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года на сцене Большого Петербургского (Каменного) театра (Мариинский театр) дано первое представление оперы М. И. Глинки. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). На первой премьере присутствовал император Николай I. Кукольник Нестор Васильевич, русский прозаик, поэт и драматург первой половины XIX века вспоминал: «Русский театр был свидетелем восторга неописанного; не только восторга, но и умиления: я сам видел, как плакали многие дамы и мужчины. Даже сам царь прослезился…». Здесь все было ново: национальный склад музыки и типов, своеобразность художественных задач, оригинальность их выполнения… Нестор Кукольник портет работы Карла Брюллова, 1836






Опера «Руслан и Людмила» по одноименной поэме А. С. Пушкина с сохранением стихов подлинника. « Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский … На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей « Руслан и Людмила », сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение ». М. Глинка Увертюра к опере « Руслан и Людмила » слушать Титульный лист издания поэмы « Руслан и Людмила ».


Работа над оперой началась в 1837 году и шла в течение пяти лет с перерывами. Глинка приступил к сочинению музыки, не имея готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обратиться к другим поэтам, в том числе любителям из числа друзей и знакомых Нестору Кукольнику, Валериану Ширкову, Николаю Маркевичу и другим. Премьера оперы состоялась 9 декабря 1842 года на сцене Большого театра в Петербурге. Опера «Руслан и Людмила»



Н. Н. Ге «Бой Руслана с головой» картина 19 в. из коллекции иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина в собрании Музея-заповедника "Михайловское"


« Литературное наследие» М. И. Глинки собрано в двух томах под редакцией В. М. Богданова- Березовского в гг. и включает письма, документы, автобиографические и творческие материалы великого русского композитора … Л итературное наследие М. И. Глинки


Полное собрание сочинений М. И. Глинки включает: Литературные произведения, написанные великим композитором, деловые бумаги, а также переписку. Издание вышло в Москве в гг. Т. 2 (Б) : Литературные произведения и переписка / подгот. тома А. С. Розанов, с. : ил., муз. произведения, порт., рис. Т. 2 (А) : Литературные произведения и переписка / сост.: А. С. Ляпунова, А. С. Розанов с. : ил. Т. 1: Литературные произведения и переписка / сост. А. С. Ляпунова с. : ил., муз. пр. - Указ.: с Нотогр.: с « Литературное наследие» М. И. Глинки




Петрушанская Е. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества. – М. : Классика – ХХI, – 445 с. : ил. Патриарх русской музыкальной культуры Михаил Глинка в довольно неожиданной ипостаси «русского европейца» именно под таким углом зрения он рассматривается в настоящей монографии, написанной старшим научным сотрудником Российского института искусствознания Еленой Петрушанской. Настоящее исследование проводилось с использованием ранее недоступных источников, хранящихся в итальянских архивах. Издание снабжено нотными примерами и уникальными иллюстрациями.


Бородин Александр Порфирьевич Цитата о А. П. Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой» В. В. Стасов


Александр Порфирьевич Бородин (), один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. А. П. Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей- музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования.


«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт- Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (), Модест Петрович Мусоргский (), Александр Порфирьевич Бородин (), Николай Андреевич Римский- Корсаков () и Цезарь Антонович Кюи (). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь» А. П. Бородина «Могучая кучка» – союз русских композиторов XIX века


Центральное место в творчестве А. П. Бородина занимает опера «Князь Игорь» (), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Опера «Князь Игорь»


Песня невольниц из оперы « Князь Игорь » Либретто оперы «Князь Игорь» было написано самим композитором в соавторстве с В. В. Стасовым на основе сюжета «Слово о полку Игореве». Чтобы оценить качество либретто, в котором необходимо и чуткое отношение к древнерусскому первоисточнику, и художественная интерпретация, и согласованность музыки слова и музыки вокально- инструментальной, достаточно вспомнить хотя бы строки хора невольниц, вместе с прекрасной мелодией: « Улетай на крыльях ветра Ты в край родной, родная песня наша, Туда, где мы тебя свободно пели, Где было так привольно нам с тобою. Там, под знойным небом, Негой воздух полон, Там под говор моря Дремлют горы в облаках; Там так ярко солнце светит, Родные горы светом заливая, В долинах пышно розы расцветают, И соловьи поют в лесах зеленых, И сладкий виноград растет. Там тебе привольней, песня, Ты туда и улетай...»






Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. Репин И. Е. Портрет А. П. Бородина – композитора и ученого


Бородин, А. П. «О музыке и музыкантах»: из писем композитора / сост. В. А. Киселев. – Москва: Госмузиздат, – 126 с. От составителя Многочисленные письма А. П. Бородина были собраны, прокомментированы и изданы в четырех томах под редакцией С. А. Дианина. По их содержанию можно представить картину богато насыщенной жизни композитора – непрестанное горение и желание помочь любому, обратившемуся к нему за помощью … В письмах А. П. Бородина часто, наряду с сугубо бытовыми сообщениями проскальзывают фразы, освещающие его музыкально-творческую деятельность. Он много общался с композиторами, исполнителями, и с таким выдающимся критиком, как В. В. Стасов, чьи оценки музыкальных произведений, всегда яркие, совершенно объективные, свидетельствуют о наличии собственного мнения, свободного от какого то ни было влияния. В представленной книге собраны высказывания А. П. Бородина в письмах о собственном творчестве, о музыкальной жизни Петербурга второй половины XIX века, о встречах с Ф. Листом и многое другое …

Слайд 2

Чайковский Петр Ильич (1840-1893)

российский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Профессор Московской консерватории (1866-78). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 мемориальный музей в Воткинске.

Слайд 3

  • Оперы: "Евгений Онегин" (1878, лирические сцены
  • новый тип оперы), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891) и др.
  • Новатор в области балета (музыка ведущий компонент балетной драматургии); "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892).
  • К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония "Манфред" (1885), увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1866-93), фантазия "Франческа да Римини" (1876), "Итальянское каприччио" (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882), романсы.
  • Слайд 4

    Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943)

    Русский композитор, пианист, дирижёр. Родился Рахманинов в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег20 марта 1873 г. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 - в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому.В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).

    Слайд 5

    В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому.В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс "В молчанье ночи тайной", 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова - одноактная опера "Алеко" (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", пост. 1893, Большой театр, Москва).

    Слайд 6

    Скрябин Александр Николаевич (1871/72-1915)

    русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать - пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки).

    Творчество русских композиторов конца 19-го - первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.


    6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 - 1915)

    Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
    Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности. В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке - как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
    Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония ("Божественная поэма"), симфоническая "Поэма экстаза", "Трагическая" и "Сатаническая" фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. "Поэма экстаза", состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в "Поэме экстаза" колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
    Ещё одним шедевром Скрябина является "Прометей" ("Поэма огня"), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
    Последняя незаконченая "Мистерия" была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.

    Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) - чтобы они... ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать... Иду сказать им, что горевать - не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."

    Цитата о А.Н.Скрябине: "Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим". Г. В. Плеханов

    А.Н.Скрябин "Прометей"

    7. Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943)

    Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом "самый русский композитор", подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.
    Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, - и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение - поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.
    В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последнии сочинения - Симфония № 3 (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

    Цитата С.В.Рахманинова:
    "Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире."
    "Самое высокое качество всякого искусства - это его искренность."
    "Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки... Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, - главная жизненная цель композитора.... По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран."

    Цитата о С.В.Рахманинове:
    "Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото - в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека." И.Гофман
    "Музыка Рахманинова - это Океан. Его волны - музыкальные - начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают... что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание." А.Кончаловский

    Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

    С.В.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

    8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

    Игорь Фёдорович Стравинский - один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал "зеркалом" музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
    Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным - серия трёх балетов: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
    В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский - космополит, вынуждено сменив несколько стран - Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода - "русский", "неоклассический", американский "серийного производства", периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому "почерку".
    Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
    Последнее высшее достижение Стравинского - "Реквием" (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
    В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта - "неповторяемость", недаром его называли "композитором тысячи одного стиля", постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета - каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

    Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе"

    Цитата о И.Ф.Стравинском: "Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного... " Д.Шостакович

    Интересный факт (байка):
    Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
    - Вы не родственник композитора? - спросил он у шофера.
    - Разве есть композитор с такой фамилией? - удивился шофер. - Впервые слышу. Впрочем, Стравинский - фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой - моя фамилия Россини...

    И.Ф.Стравинский. Сюита "Жар-птица"

    9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891-1953)

    Сергей Сергеевич Прокофьев - один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
    Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
    Страна изменилась и "свободное" творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой - он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам - острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в "формализме" и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
    Одними из ярких произведений советского периода стали оперы "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке"; балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория "На страже мира"; музыка к фильмам "Александр Невский" и "Иван Грозный"; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
    Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

    Цитата С.С.Прокофьева:
    "Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…"
    "Я - проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному"

    Цитата о С.С.Прокофьеве: "... все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин

    Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им "девятерные" шахматы - доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

    С.С.Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975)

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
    Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом - так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
    До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник - "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
    Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
    Несмотря на то, что сам Шостакович был "домашним" композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

    Цитата Д.Д.Шостаковича: "Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи."

    Д.Шостакович. Симфония №7 "Ленинградская"

    Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

    100 великих композиторов мира

    Список композиторов в хронологическом порядке

    1. Жоскен Депре (1450 –1521)
    2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
    3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
    4. Генрих Шютц (1585 –1672)
    5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
    6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
    7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
    8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
    9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
    10. Георг Гендель (1685 –1759)
    11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
    12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
    13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
    14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
    15. Антонио Сальери (1750 –1825)
    16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
    17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
    18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
    19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
    20. Николло Паганини (1782 –1840)
    21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
    22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
    23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
    24. Франц Шуберт (1797 –1828)
    25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
    26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
    27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
    28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
    29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
    30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
    31. Роберт Шуман (1810 –1856)
    32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
    33. Ференц Лист (1811 –1886)
    34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
    35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
    36. Шарль Гуно (1818 –1893)
    37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
    38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
    39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
    40. Сезар Франк (1822 –1890)
    41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
    42. Антон Брукнер (1824 –1896)
    43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
    44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
    45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
    46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
    47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
    48. Лео Делиб (1836 –1891)
    49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
    50. Жорж Бизе (1838 –1875)
    51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
    52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
    53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
    54. Жюль Массне (1842 –1912)
    55. Эдвард Григ (1843 –1907)
    56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
    57. Габриель Форе (1845 –1924)
    58. Леош Яначек (1854 –1928)
    59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
    60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
    61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
    62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
    63. Гуго Вольф (1860 –1903)
    64. Густав Малер (1860 –1911)
    65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
    66. Рихард Штраус (1864 –1949)
    67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
    68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
    69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
    70. Франц Легар (1870 –1945)
    71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
    72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
    73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
    74. Морис Равель (1875 –1937)
    75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
    76. Бела Барток (1881 –1945)
    77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
    78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
    79. Антон Веберн (1883 –1945)
    80. Имре Кальман (1882 –1953)
    81. Альбан Берг (1885 –1935)
    82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
    83. Артур Онеггер (1892 –1955)
    84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
    85. Карл Орф (1895 –1982)
    86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
    87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
    88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
    89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
    90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
    91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
    92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
    93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
    94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
    95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
    96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
    97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
    98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
    99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
    100. Стинг (род. в 1951 году)

    ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

    Самые известные композиторы мира

    Список композиторов в алфавитном порядке

    N Композитор Национальность Направление Год
    1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
    2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
    3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
    4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
    5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
    6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
    7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
    8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
    9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
    10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
    11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
    12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
    13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
    14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
    15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
    16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
    17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
    18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
    19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
    20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
    21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
    22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
    23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
    24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
    25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
    26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
    27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
    28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
    29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
    30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
    31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
    32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
    33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
    34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
    35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
    36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
    37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
    38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
    39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
    40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
    41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
    42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
    43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
    44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
    45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
    46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
    47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
    48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
    49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
    50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
    51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
    52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
    53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
    54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
    55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
    56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
    57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
    58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
    59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
    60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
    61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
    62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
    63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
    64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
    65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
    66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
    67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
    68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
    69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
    70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
    71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
    72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
    73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
    74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
    75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
    76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
    77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
    78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
    79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
    80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
    81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
    82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
    83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
    84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
    85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
    86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
    87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
    88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
    89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
    90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
    91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
    92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
    93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
    94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
    95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
    96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
    97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
    98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
    99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
    100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
    101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
    102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
    103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
    104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
    105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
    106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
    107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
    108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1