Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник". Василий кандинский и россия Выставка василия кандинского

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
Выставка проходит
«П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »




Название выставки «Василий Кандинский и Россия» не вполне убедительное. Красочность северорусского народного творчества – только один из источников вдохновения художника. Кандинский вдохновлялся также живописью импрессионистов и фовистов, музыкой Вагнера и Шенберга, поисками новой духовности Рудольфом Штайнером и новой выразительности немецкими экспрессионистами и т.д., учился у основоположника Мюнхенского сецессиона Франца фон Штука. Постичь его живопись невозможно без понимания того, что в его «внутреннем горении», напряженном творческом поиске переплавилось многое. Можно видеть в его картинах только эмоциональную красочность, идущую от фольклора, но при этом потерять их глубокий внутренний смысл. Можно пытаться искать в абстрактных фигурах исходные предметные изображения, но это все равно, что течь вспять. Можно увидеть в «Георгие Победоносце» коня, бедро и копье всадника, но важнее ощутить мажорное звучание ярких красок, символизирующих освобождение Света от власти Тьмы. Можно, наконец, вооружившись брошюрой Кандинского-теоретика «О духовном в искусстве», анализировать его работы, исходя из написанного им текста, и разложить его живопись на части. Но исполнится ли при этом его страстное желание, чтобы зритель оказался внутри картины, а не был сторонним наблюдателем? Не уверена. По какому бы одному пути не двигаться, оказываешься в тупике. Постичь живопись Кандинского – все равно, что постичь законы мироздания.
Выставка, где собраны несколько десятков работ из музеев Петербурга, Москвы, Омска, Тюмени, Владивостока, хороша тем, что дает возможность увидеть путь, по которому двигался сам художник – от конкретного впечатления к общей идее, от «импрессий» к «импровизациям» и «композициям». Видеофильм позволяет сопоставить реальный вид Мурнау, дом, где жили Кандинский и Габриэла Мюнтер, с живописными пейзажами. И те и другие вызывают схожие ощущения резкой контрастности освещенных и затененных частей. Художник усилил контрастность, введя дополнительные цветовые акценты, что не противоречит непосредственным впечатлениям. В «импровизациях» художник как музыкант соединяет разные мотивы: часть повозки, ладью, собаку, стрелков, меняет цвет, упрощает фигуры и предметы. В «Композиции VI» намек на ладью – Ноев ковчег еще можно найти. В картине, навеянной московскими впечатлениями, тройку в верхнем левом углу не смогла увидеть, как не пыталась. Кандинский соединяет различные абстрактные живописные элементы, чтобы выразить энергии и сущности мезо- и макро- масштаба: динамизм столичной жизни, разрушение старого мира и возникновение нового. Одни из картин сумеречные, другие сияющие выражают состояние духа и мира. Черные линии агрессивно вторгаются в цветовую гармонию, разрушая ее.
Кандинский казался художником вселенского масштаба. И вдруг совершенно неожиданно в живописных работах на стекле и фарфоре проявляется его изящество. Небольшие по формату картины на стекле вызывают нежные чувства. Вероятно, сказочные сюжеты с образом прекрасной дамы навеяны женитьбой 50-летнего художника на 20-летней Нине Андреевской.
Декоративный абстракционизм, уменьшенный до размеров фарфоровой чашки и блюдца, лишенный духовного пафоса, оказывается неожиданно изысканным благодаря точно выверенному соотношению цветных абстрактных элементов и белизны фарфорового круга. После выставки зашла в магазин ИФЗ посмотреть, что сейчас выпускается в абстрактном стиле. Нет, не то. Кандинский и в дизайне Кандинский.

Василий Кандинский. Синий всадник. 1903

Небольшая, по сравнению с более поздними монументальными полотнами, картина «Синий всадник» была написана Кандинским в самом начале его художественной карьеры. Можно сказать, что эта работа - одна из самых важных и знаковых не только для раннего периода творчества Кандинского, но и для всего его творческого пути.

Василий Кандинский. Пейзаж с радугой в Мурнау. 1909

16 декабря 2016 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского (1866−1944) - выдающегося художника, педагога и основоположника абстракционизма. Этой дате посвящена и особая выставка: 20 декабря 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась экспозиция, которая представила публике поистине уникальные произведения Василия Кандинского, выполненные в технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915−1920 годов.


Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

На выставке представлены работы московского периода, созданные с 1915 по 1920 годы, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях - серия абстрактных акварелей и около 27 так называемых «стекол».

В примитивистских сценках Кандинский возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908−1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи»; часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Василий Кандинский. День Всех Святых І. 1911

В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам. Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Помимо произведений Василия Кандинского, в состав экспозиции вошли семь работ супруги художника, Нины Кандинской: шесть - из собрания ГМИИ и одна - из Национального музея искусств Азербайджана, которые впервые будут показаны российской публике.

Знаменитая акварель мастера «Одному голосу» (1916) была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой, Ниной Николаевной Андреевской, в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Василий Кандинский. Святой Георгий и дракон. 1915

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи - художник пишет маслом на обороте стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции «слева направо». Старинную технику «Hinterglasmalerei» Кандинский изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского.

Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа. Будет представлен фарфор с росписью по эскизам Василия Кандинского, созданный в 1920-х годах, а также образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на художника: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.

Василий Кандинский. «Иматра». 1917. Бумага, акварель.

В 1917 году после свадьбы Василий и Нина Кандинские отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. Под впечатлением от поездки Кандинский написал акварель «Иматра», которая также будет представлена на выставке в ГМИИ им. Пушкина.

Василий Кандинский. «Дама с цветком» (1917). Стекло, масло.
Коллекция Национального музея искусств Азербайджана

Среди участников проекта - Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых, Яранский краеведческий музей, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, Национальный музей искусств Азербайджана. Для самых любознательных посетителей поготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина- Наталии Автономовой и Алексея Петухова. Также в издательстве «Искусство - XXI век» готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской.

Василий Кандинский. Эскиз к композиции «Красное с черным» (1915)
Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

Выставка «Багатели» Василия Кандинского» в ГМИИ им. Пушкина будет открыта для публики до 12 февраля 2017 года.

Василий Кандинский. Красочная жизнь. 1907

Премия Кандинского - названы лауреаты

Рассказывая о Кандинском и новой выставке его уникальных работ, устроенной в честь юбилея, будет уместно сообщить читателям и о победителях десятого, юбилейного конкурсного года Премии Кандинского, имена которых объявили 14 декабря 2016 года. Из 9 финалистов победителями в трех номинациях стали:

Новые лауреаты Премии Кандинского - Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин.

«Проект года» - Андрей Кузькин, за проект «Право на жизнь». «Молодой художник. Проект года» - Супер Таус (Таус Махачева), за видеодокументацию перформанса «Без названия-2», исполненного персонажем-супергероем. «Научная работа. История и теория современного искусства» - Виктор Мизиано, за альбом-монографию «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
Выставка проходит
«П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »