Всемирный потоп. Описание картины Ивана Айвазовского «Всемирный потоп Айвазовский потоп где ковчег

В Государственном Русском музее Санкт-Петербурга хранится в запасниках картина Айвазовского "Всемирный потоп" К сожалению, любители живописи лишены возможности увидеть ее подлинник. Возможно, виной тому, малая площадь зала, предназначенного для экспозиции произведений Айвазовского. Ведь размер этого шедевра, действительно, впечатляет 246,5 х 319,5 метра и он мог бы занять целую стену.

Этот можно сказать жуткий сюжет живописец начал писать в 1862 году, а спустя два года вновь вернулся к этой теме и создал другой вариант, который и находится в музее. Он написан маслом на холсте, есть также вариант рисунка акварелью на бумаге. Стоит особо отметить, что имея многогранный талант, Айвазовским было написано немало на библейские и исторические темы.

Картина Всемирный потоп, была проэкспонирована на выставке Академии художеств получила восторженные отзывы русской интеллигенции. На следующий год ее купил император Александр II для Эрмитажа.

Прекрасные рассказы священной книги, словно оживали под его волшебной кистью. Палитра красок умело передавала на холсте жизненность и эмоциональность. Обратите внимание, что именно перед картинами Айвазовского в музее всегда стоит кучка народа, не в силах оторваться от созерцания этих переливающихся лазурно-бирюзовых оттенков, которые незаметно перетекают от водной стихии к мрачному небу. На картине "Всемирный потоп" золотисто-желтые краски, будто написаны лишь для того, чтобы осветить иссиня-фиолетовую тьму всего остального мира, покинутого ковчегом Ноя.

Вспененная морская гладь предстает перед нашим взором. Картина показывает более злобную сущность стихии моря, чем рассказывается об этом в священных книгах и легендах. Айвазовский намеренно делает акцент на изображении моря, его прелести и жесткости, кисть мастера изображает явную победу морской стихии. От ее гигантского гребня не стоит ждать пощады. Существует четкий закон, и лишь ему подчиняется море. Он неумолим и безжалостен. И в этом тоже есть роскошь и величественность. Сила стихии быстрее человеческой мысли. Автор убедительно показывает силу природы над живыми существами. Не надо ждать от нее снисхождения, и попав в пучину – уже возврата нет.

Могущество природы всегда привлекало любопытство человечества, подобно гипнозу. Горестно-завораживающие тона и оттенки - уже своеобразное предсказание гибели и неизбежности. Контраст в произведении добавляет отчаяние людей, оставшихся один на один с катастрофой.

Однако вода очищает от греховности и беспросветный сине-фиолетовый мрак, это не конец – говорит Айвазовский. Предстающая перед нами стихия несет в себе и слабую надежду и веру, несмотря на тьму и печаль. Это дарованный Всевышним шанс очищения и получения спасения. Произведение не вызывает у зрителей пессимизма, поскольку мы уверены, что очень скоро будет найден выход из бездны в светлый мир добра. Море у художника своеобразная основа природы и истории, особенно в религиозных темах. Однако религиозную иконографию, трудно назвать большой удачей Айвазовского.

Мировосприятие Айвазовского национальными корнями тесно связывалось с культурой Армении. Арарат - символ Армении - живописец изображал более десятка раз. Его известное произведение "Сошествие Ноя с Арарата" было представлена на парижской выставке.

Потоп - вселенский катаклизм, о котором говорится во многих религиях мира. Это гигантское наводнение - кара Высшего существа (Высших существ) за греховность и непослушание. Потоп - возмездие за утрату нравственности. Бог хотел избавить Землю от людей, погрязших в безнравственности и оставить только благочестивого Ноя с семьей. Ною тогда исполнилось, согласно Библии, пятьсот лет. Он имел трех сыновей и на сооружение этого "допотопного" судна у них ушло около ста лет.

Завершив эту грандиозную деятельность Ной взошел на судно, взял по паре каждой твари, которые тогда обитали на Земле. Дверцы захлопнулись, и в тот же миг вода мощной стеной обрушились на сушу. Бедствие продлилось 40 суток и все погибли. Выжили лишь, находящиеся на борту. Вода поднялась выше гор. Через пять месяцев она потихоньку стала убывать, и в 17-й день 7-го месяца ковчег приплыл к Арарату. Прошло еще немало времени, пока стала видна суша.

Картина Айвазовского "Всемирный потоп" - довольно редкое произведение на сюжет, заимствованный из Библии. Здесь Айвазовский гениально сочетал талант, воображение и любовь к импровизации. Возможно, что никто из его современников не смог бы так великолепно изобразить масштабность катаклизма, бурю на небесах и на море, огромные волны, захлестывающие скалы, где безуспешно стараются спастись люди и животные. Все герои произведения автор объединил в группы – в центре видна фигура старика, которого окружает семья, рядом умирает женщина, неподалеку люди стоят на коленях с обращенным к небу взором. Наивны образы, которые обличают алчность, надежду избежать судьбы – это сидящие на слонах царь и жрец с золотыми сосудами и драгоценностями. Море у Айвазовского - основа природы. Его больше интересует морская стихия. а не библейский рассказ. Именно к морю, его неукротимой мощи прикованы и наши взоры.

В правой стороне картины из темноты немного выглядывает набережная города и жилые дома, ни в одном из окошек не горят ломпады, скорее всего сейчас часа три ночи, все жители спят спокойным сном, но скоро город начнет просыпаться, а за ним проснется и безмятежное море. Художник смог с помощью масляных красок на холсте передать этот короткий момент безмятежности и спокойствия морской стихии, когда все вокруг будто бы замерло в ожидании чего-то важного. Скоро наступит утро и дымка таинственности исчезнет, придет новый день, но это уже будет совсем другое повествование…

Сегодня картина Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии» находится в Таганроге в городской картинной галерее, ее размер 94 на 143 см.

Начало времен и всего сущего на планете, сотворение мира и человека, грехопадение в раю, первое убийство брата братом, всемирный потоп - размышление над этими глобальными философскими темами, описанными в Библии, неизменно давало пищу для художественного осмысления ветхозаветных событий в русской живописи. К этим ключевым для человеческого мировоззрения сюжетам обращались мастера разных школ и направлений, все они хотели донести до зрителей собственное видение образов, порожденных их воображением и перенесенных на холст. В подборке представлены картины русских художников на библейские сюжеты от сотворения мира до окончания всемирного потопа.

Сотворение мира

«И был вечер, и было утро, день один».

Во второй день Бог создал «твердь», которую назвал небом, то есть уже собственно небесный свод, «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». Так появились воды земные и воды небесные, проливающиеся на землю в виде осадков.

В третий день Бог сказал «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». Сушу Он назвал землею, а «собрание вод» - морями. «И увидел Бог, что это хорошо».

Затем Он сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле».

В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды «для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и животные. Бог благословил их и повелел им «плодиться и размножаться».

Хаос. Сотворение мира.
Иван Айвазовский. 1841. Бумага, масло. 106x75 (108x73).
Музей армянской конгрегации Мхитаристов.
Остров Св. Лазаря, Венеция

Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. И в 1840 году он уехал в Италию.

Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.

Принадлежа по вероисповеданию армянской апостольской церкви, Айвазовский создал целый ряд картин на библейские сюжеты. Картина «Хаос. Сотворение мира» Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: «Твой „Хаос“ поднял хаос в Ватикане». Родон


Сотворение мира.
Иван Айвазовский. 1864 г. Холст, масло. 196x233.

Военно-морской флот СССР и России


Сотворение мира. Хаос.
И. К. Айвазовский. 1889 г. Холст, масло, 54x76.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Айвазовский, как правило, писал свои картины без предварительных этюдов и эскизов. Но были и исключения. На эскизе к картине «Хаос» основное внимание уделено бесконечному пространству. Из невообразимой дали исходит свет, который пробивается на первый план. Согласно христианской философии, Бог - это свет. Этой идеей проникнуты многие произведения Айвазовского. В данном случае автор мастерски справился с задачей воспроизведения света. Картину подобного содержания еще в 1841 году Айвазовский подарил Папе Римскому, после того как Григорий XVI решил купить ее для своей коллекции. Н. В. Гоголь (1809-1852), высоко ценивший творчество никому не известного молодого стипендиата, писал: «Изображение „Хаоса", по общему мнению, отличается новой идеей и признано чудом искусства». Известно и другое, шутливое высказывание Гоголя: «Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял „Хаос" в Ватикане». Крымская художественная галерея


Первый день творения. Свет.
А. А. Иванов


Иллюстрация к Книге Бытия. Из цикла «Дни творения».
А. А. Иванов


Сотворение светил ночи.
К.Ф.Юон. Из цикла «Творение мира». 1908-1919. Тушь, графит, бумага. 51х66,9.


"Да будет свет".
Юон Константин Федорович. Из цикла "Творение мира". 1910 г. Гравюра на цинке, 23,6х32,9.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


"Да будет свет".
Юон Константин Федорович. Из цикла "Творение мира". 1910 г. Гравюра на цинке.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Царство растительности.
Юон Константин Федорович. 1908 г. Бумага, тушь, перо. 51х68.

http://artcyclopedia.ru/1908_carstvo_rastitelnosti_b_tush_pero_51h68_gtg-yuon_konstantin_fedorovich.htm


Царство животных.
Юон Константин Федорович. 1908 г. Бумага, тушь, перо. 48х65.
Государственная Третьяковская галерея
http://artcyclopedia.ru/1908_carstvo_zhivotnyh_b_tush_pero_48h65_gtg-yuon_konstantin_fedorovich.htm


Водное царство.
Юон Константин Федорович. 1910 г. Гравюра на цинке. 23,6х32,9.
Расположение Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Сотворение растений.

Создатель.
Витраж «Пророки».
Марк Шагал. Фрагмент.
Fraumunster, Цюрих


Роза «Сотворение мира».
Марк Шагал.
Fraumunster, Цюрих


Сотворение мира.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.


Сотворение человека (La Cr?ation de l’homme).
Марк Шагал.
Музей Шагала, Ницца


Сотворение человека.
Марк Шагал. 1956 г. Травление сухой иглой и наждачной бумагой, цветная раскраска вручную.
josefglimergallery.com


Пятый день Творения.

Владимирский собор, Киев


Бог - Творец, дни творения.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев
Роспись расположена на потолке служебного помещения, в торце левого нефа

«Так совершены небо и земля и все воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.»
Бытие (2:1-3)

Адам и Ева

Адам и Ева - «прародители», первые люди на земле.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт 1:26-28).

Во второй главе Книги Бытия приводится другая версия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла... И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (2:7–9, 15-17).

Потом Бог создал из ребра Адамова женщину, Еву, чтобы у Адама была помощница. Адам и Ева счастливо жили в Эдеме (райском саду), однако затем согрешили: поддавшись на уговоры дьявола в образе змея, съели запретный плод с древа познания, стали способными совершать как хорошие, так и дурные поступки. За это Бог изгнал их из рая, сказав Адаму: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (3:19). Еве же Бог сказал: «…умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 11–15).

По христианским представлениям, первоначально человеку было уготовано бессмертие. Об этом свидетельствуют библейские мудрецы: Соломон и Иисус, сын Сирахов: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. Сол. 2:23–24).

Согрешивший Адам уже не кажется Богу достойным великого дара бессмертия. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:22–24).

В Новом Завете Адам (букв. «земля, краснозем») олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, то есть смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Иисус Христос. На смену «ветхому Адаму» придет «новый Адам». Об этом писал святой апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор15: 21–22, 45, 47, 49).

Ева («жизнь») «прославилась» в веках неуемным любопытством, из-за которого поддалась на уговоры змея (дьявола) и съела запретный плод с древа познания добра и зла, да еще и мужа подбила на грехопадение. Сей легкомысленный поступок, с одной стороны, обрек первых людей и все человечество на всевозможные бедствия, а с другой, привел к попытке человека стать хозяином своей судьбы.

У Адама и Евы были сыновья: Авель, Каин и Сиф, который появился на свет, когда Адаму было сто тридцать лет. После рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет, «и родил он сынов и дочерей» (Быт 5:4). Путеводитель по Библии


Адам.
Рисунок детали фрески Микеланджело «Сотворение Адама»
А. А. Иванов


Завет с Адамом.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска.
Владимирский собор, Киев


Бог приводит Еву к Адаму.
А. А. Иванов

“И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку” (Быт. 2, 22).


Блаженство Рая.
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг.

Русская религиозная живопись


Ева с гранатом.
Келер-Вилианди Иван (Йохан) Петрович (1826-1899). 1881 г. Холст, масло.
Ульяновский художественный музей


Адам и Ева.
Михаил Васильевич Нестеров. 1898 г. Акварель, гуашь, бумага, 30,5x33.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербурга
Фотки-Яндекс


Адам и Ева.
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). 1898 г. Бумага на картоне, гуашь, акварель, бронза, графитный карандаш. 30 x 33 см
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4656


Адам и Ева.
Константин Юон. 1908–09 гг. Бумага на картоне, тушь, перо.
Серпуховский историко-художественный музей


Адам и Ева (Ритм).
Владимир Баранов-Россине. 1910 г. Холст, масло, 202x293,3.


Адам и Ева.
Владимир Баранов-Россине. 1912 г. Этюд 3. Бумага, масло, 47x?65,5.
Частная коллекция


Адам и Ева.
Владимир Баранов-Россине. 1912 г. Холст, масло, 155x219,7.
Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Музей Тиссена-Борнемисы - Museo Thyssen-Bornemisza


Ева.
Владимир Баранов-Россине, 1912 г.


Мужчина и женщина. Адам и Ева.
Павел Николаевич Филонов. 1912–13 г.
Выставка «Очевидец незримого»


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912 г.
Бумага, коричневые чернила, перо, графитный карандаш, 18,5x10,8 (очерчен).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Мужчина и женщина.
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло. 150,5x114,5 (авторская бумага); 155x121 (холст)
Выставка «Очевидец незримого»


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912–1913 г.
Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Мужчина и женщина.
Павел Николаевич Филонов. 1912–1913 гг.
Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге, 31x23,3.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery

Вся семантика филоновских картин реализуется в метафоре, в символе, в знаке. Причем символика его обладает большей исторической заглубленностью, нежели у символистов рубежа столетий. Рыба – христологический знак, дерево – древо жизни, барка – Ноев ковчег, мужчина и женщина – нагие Адам и Ева перед лицом мира, истории – прошлой и будущей.

Филонов часто возвращался к сюжету Адама и Евы (ср. несколько картин маслом, акварелей и рисунков тушью „Мужчина и женщина“. 1912-1913) и первозданному миру Генезиса, воскрешая в памяти при этом скорее темы изгнания порока и неотвратимости ада, а не духовной чистоты и уроков нравственности. Хотя Адам в обеих версиях „Мужчины и женщины“ все еще остается бесполым, а обе фигуры как бы пляшут от все еще невинной радости, но окружающая их среда предстает уже не как цветущий первозданный ландшафт Генезиса, а как грешный город, населенный монстрами и уродами, будто пришедшими из средневековых сошествий во ад.
Воспитанный как православный христианин, Филонов хорошо знал Святое Писание, и в работах художника встречается много его интерпретаций. Филонов написал, как минимум, сотню икон, несколько вариантов Мадонны с Младенцем и две сцены с волхвами и картину, первоначально названную „Святое семейство“, а в советское время переименованную на „Крестьянская семья“ (1914). Иными словами, будет логичным предположить, что Филонов наполнил свои две картины под названием „Мужчина и женщина“ аллюзиями на Генезис, падение и изгнание. Были ли эти работы вызваны религиозными убеждениями, глубоким жизненным опытом или знакомством с итальянскими, французскими и немецкими картинами на сюжеты из Ветхого Завета, которые он видел, путешествуя по Европе в 1912, они составляют особую и значительную часть его живописного богатства и повторяют, как и прежде, на многих рисунках и картинах Филонова, как ранних, так и поздних, тему морального падения Адамов и Ев и спровоцировавшее их яблоко. Правда, эти мотивы не всегда соответствуют истине библейского повествования, но их можно узнать также среди композиционных нагромождений, например, в „Девочке с цветком“ (1913) и, возможно, в „Формуле петроградского пролетариата“ (1920–1921). Буклет к выставке «Очевидец незримого»


Адам и Ева.
Марк Шагал. 1912 г. Холст, масло, 160,5x109.
Музей искусств, Сент-Луис, США
if-art.com


Ангел у ворот Рая.
Марк Шагал. 1956 г.
Марк Шагал


Сад Эдема (Le jardin d’Eden).
Марк Шагал. 1961 г. Холст, масло, 199x288.
Музей Марка Шагала, Ницца


Рай. Зеленый осел.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.
Марк Шагал


Грехопадение. Ева и змий.
В. М. Васнецов. 1891 г.
Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве
http://hramznameniya.ru/photo/?id=381


Искушение Евы змием.
В. М. Васнецов. 1885-1896
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев
Галерея Танаис


Грехопадение.
А. А. Иванов

Змей-искуситель соблазнил Еву вкусить плод от запретного древа, говоря, что оно сделает людей подобными богам.

“И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Быт. 3, 6).


Искушение.
И. Е. Репин. 1891 г. Бумага, пастель, уголь, графит. 29?41.
Дальневосточный художественный музей


Адам и Ева
И. Е. Репин. 30x41
Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия

Иллюстрация к Книге Бытия.
Изгнание из рая.
А. А. Иванов


Изгнание из рая.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1911 г.


Змей.
Марк Шагал. Париж, 1956 г. Литография.
Галерея современного искусства


Рай. Древо жизни
Марк Шагал. 1960 г.
Галерея современного искусства


Адам и Ева и запретный плод


Наказание Евы Богом.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография.
Марк Шагал


Адам и Ева: изгнание из Рая.
Марк Шагал. 1960 г.
Марк Шагал


Изгнание из рая.
Марк Шагал. Париж, 1956 г. Литография


Изгнание из рая (Adam et Eve chass?s du Paradis).
Марк Шагал. 1954–1967 гг.
Музей Марка Шагала, Ницца


Адам и Ева.
Юрий Анненков. 1912


Труды прародителей.
Васнецов Виктор Михайлович.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Адам и Ева с детьми под деревом.
Иванов Андрей Иванович. 1803 г. Холст, масло. 161x208.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За эту картину художник А.И. Иванов получил звание академика живописи


Изгнание из рая.
Клавдий Васильевич Лебедев

Каин и Авель

Каин и Авель - сыновья Адама и Евы. Согласно библейскому мифу, старший, Каин, возделывал землю, младший - Авель, пас стада. Кровавый дар Авеля был угоден Богу, жертва Каина отвергнута. Завидуя брату, Каин убил его.


Авель.
Антон Павлович Лосенко. 1768 г. Холст, масло 120х174.
Харьковский художественный музей, Украина


Каин.
Антон Павлович Лосенко. 1768 г.. Холст, масло. 158,5x109
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

…В этот период Лосенко много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А. П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года. Наименование «Каин» получила уже в XIX веке. Вторая картина, получившая название «Авель», находится в Харьковском музее изобразительных искусств. www.nearyou.ru


Жертвоприношение Авеля.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1910 г.

г. Овруч (Украина)


Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка.


Первое убийство.
Ф.А. Бруни. 1867


Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божия.
Викентий Иванович Бриоски. 1813. Холст, масло. 86 х 65
Ветхий Завет. Бытие, IV, 1, 9.

Вверху на обороте холста красным: № 71; слева на верхней планке подрамника синий штамп: И. А. X. / музей; на верхней планке подрамника синим карандашом: №. 71. Бриоски; на правой планке синим карандашом: Поставлено В Кладовую 1794 (?) г. 9 Сентабр.; чернилами: 3. В.; на левой планке
красным карандашом: № Картины 71; ниже графитным карандашом: ГРМ 2180; на нижней планке штамп: Г. Р. М. инв. №2180 (номер зачеркнут)
Поступила: в 1923 из АХ* Ж-3474

Написана по программе, данной в 1812. Протокол Совета ИАХ* свидетельствует, что „живописцу иностранцу Бриоски, выставлявшему уже в Академии свои работы, по желанию его, назначается программа: „представить Каина, осуждаемого Господом за братоубийство и бегущего от гнева Божия". Фигуры на картине должны быть величиной в малую натуру <...> которого и внести в число назначенных" (Петров 1865**, с. 39-40). В 1813 на годовом собрании ИАХ получил за эту картину звание академика (там же, с. 47-48).

* (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.
** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. Я. Я. Петрова. СПб, 1865, т. 2.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36688.html

Бриоски Викентий Иванович - академик исторической живописи, род. в 1786 г. во Флоренции и здесь учился в Академии у живописца Бенвенути; в 1811 г. Бриоски приехал в Петербург, где, после двухлетних занятий исторической живописью, за картину: "Каин, преследуемый гневом Божиим за братоубийство" получил звание академика. В 1817 г. Бриоски был определен в СПб. Императорский Эрмитаж для реставрирования картин, который нередко командировал его за границу для исполнения разных поручений по художественной части. Викентий Иванович Бриоски умер в 1843 г.


Убийство Каином Авеля.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1910 г.
Фреска в реконструированном А. В. Щусевым храме Василия Златоверхого (ХII век),
г. Овруч (Украина)

В октябре 1910 г. художник ездил на Украину в г. Овруч, где в реконструированном А. В. Щусевым храме ХII века расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства.

Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка.


Каин и Авель.
Марк Шагал
etnaa.mylivepage.ru


Каин и Авель.
Марк Шагал. Париж, 1960 г. Литография
http://www.affordableart101.com/images/chagall%20cain.JPG


Каин и Авель.
Клавдий Васильевич Лебедев.

Всемирный потоп

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Книга Бытия


Ветхозаветный старец Ной с сыновьями. XVIII век.
Неизвестный художник. Холст (дублирован), масло. 126х103 см.

Картина неоднократно реставрировалась.
Сюжет картины носит дидактический характер. Подобного типа произведения были особенно распространены в старообрядческой среде. В левой части полотна изображен длиннобородый старец в серой, с белильными складками, рубахе в трехчетвертном повороте. Над его головой - нимб европейского типа и надпись «Ной». На плечах старца красное и синее покрывала. Перекрещенными руками он благословляет изображенных ниже сыновей - рыжеволосого Яфета и седовласого и представительного Сима. Оба с пышными бородами и одеты в кафтаны. Из-за спины Ноя видна голова удрученного Хама, который в задумчивости опирается на правую руку.
Слева внизу целомудренно изображена сцена опьянения Ноя. Справа вверху - потоп с тонущими людьми. Еще правее видно на скале дерево, с которого спускают спеленатого младенца в руки матери. Через «пролив» на темно-коричневой горе Арарат стоит Ноев ковчег, на котором белое, базиликального типа, здание. Над ним два летящих голубка, давших знать Ною о приближающейся суше - вершине горы. Эти сцены снабжены почти не читаемыми поясняющими надписями. Но справа внизу - большая белая плакета с текстом, гласящим: «Поживе Ное при потопе лета три ста пятьдесятъ и быша все дни Ноевы леть 950 и умре».
В сюжете особо подчеркивается значение праведных детей, почитающих своих родителей. Не исключено, что акцент, сделанный автором на пышных бородах изображенных персонажей, связан с противодействием указу Петра I о бритье бород.
Характер исполнения произведения свидетельствует о прочной связи автора с иконописным искусством.
М. Красилин. МДА http://www.mpda.ru/cak/collections/88423.html


Всемирный потоп.
Иван Айвазовский. 1864 г. Холст, масло. Холст, масло. 246,5x319,5.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург
Родон

В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины «Всемирный потоп», и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины «Всемирный потоп» написан им в 1864 году.

Именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Галерея Танаис


Всемирный потоп
Верещагин Василий Петрович. Эскиз. 1869 г. Холст, масло. 53x73,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Всемирный потоп.
Федор Антонович Бруни. Роспись аттика собора.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Своеобразна техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д"Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.


Импровизация. Потоп.
В.В. Кандинский. 1913 г. Холст, масло, 95×150.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе


Ноев ковчег.
Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904). 1882 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
commons.wikimedia.org


Ноев ковчег.
Давид Давидович Бурлюк (1882-1967). 1954 г. Бумага, тушь, кисть, карандаш, 21,8x29,8.
Галерикс


Ноев ковчег (Noah"s Ark).


Ноев ковчег (L’Arche de Noé)
Марк Шагал. 1955–1956 гг. 65x50
Музей Марка Шагала, Ницца


Ной и радуга (Noé et l’arc-en-ciel).
Марк Шагал.
Музей Шагала, Ницца


Сошествие Ноя с горы Арарат.
Иван Айвазовский. 1870-е. Холст, масло
Музей Армянской патриархии, Стамбул
Родон


Сошествие Ноя с Арарата.
Иван Айвазовский. 1889 г. Холст, масло.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения

Творческая индивидуальность и мировосприятие великого мариниста своими национальными корнями уже при жизни связывали его с армянской культурой. Библейскую гору Арарат - символ Армении - Айвазовский писал не менее десяти раз. «Сошествие Ноя с Арарата» он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: «Вот наша Армения».

Впоследствии Айвазовский подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. Картиной прикрыли пролом в двери. Однажды пролом оказался заделан доской, а картина исчезла. Похитителем был Мартирос Сарьян, некогда учившийся в этой школе. В 1921 году в числе собранных им произведений армянского искусства он привез «Сошествие Ноя» в Ереван. Галерея Танаис


Сошествие Ноя с Арарата.
Иван Айвазовский. 1897 г.
Рисунок выполнен для книги «Братская помощь в Турции армянам» (составитель Г. Джаншиев)


Жертвоприношение Ноя после потопа.
Ф. А. Бруни (1799-1875). 1837–1845 г.
Масляная живопись по сухой штукатурке
Роспись аттика в северо-западной части Исаакиевского собора
http://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1126

Сюжет из Ветхого Завета. После потопа в течение пяти месяцев все на Земле было покрыто водой. Ковчег остановился на горах Араратских. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега (пробыв в нем один год) и выпустил животных для размножения на земле. В благодарность за свое спасение он построил алтарь и принес жертву Богу, и получил обещание, что впредь не будет потопа. Знаменем этого обетования стала радуга, появляющаяся на небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения.


Благодарственная жертва Ноя.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА


Ной проклинает Хама.
Ксенофонтов Иван Степанович (1817-1875). Холст, масло
Бурятский республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова

Айвазовский принадлежал в своем вероисповедании к апостольской армянской церкви. В своем творчестве он не раз создавал картины, посвященные библейским и историческим сюжетам. Художник в 1862 году, пишет сразу два варианта картины «Всемирный потоп». Впоследствии на протяжении всей своей творческой жизни, Айвазовский еще не раз обращается к этому сюжету из Библии. Пожалуй, самый лучший вариант картины «Всемирный потоп» был написан им в 1864 году. В работах Айвазовского чаще всего именно море предстает в виде универсальной основы истории и природы. Больше всего это чувствуется в сюжетах с потопом и сотворением мира.

Впрочем, многие ценители искусства этого художника утверждают, что образы библейской религиозной, а также евангельской иконографии, точно так же как и античной мифологии, навряд ли можно отнести к самым большим творческим удачам Айвазовского. Мировосприятие и творческая индивидуальность великолепного мариниста национальными корнями очень сильно связывало его с культурой армянского народа. Айвазовский не менее 10 раз писал символ Армении - библейскую гору Арарат.

Картину «Сошествие Ноя с Арарата» художник впервые выставил на Парижской выставке, а когда его французские соотечественники поинтересовались, нет ли в его работах видов Армении, он с удовольствием подвел их к полотну со словами: «Это наша Армения». Позже автор подарил эту картину одной из школ Новонахичеваня. В годы войны эта школа была отдана под казарму. В ней поочередно проживали то красные, то белые. Именно этой картиной был прикрыт пролом в двери, но однажды, пролом заколотили доской, а картина исчезла. Спасти эту картину помог Мартирос Сарьян, который раньше учился в этой школе. В Ереван картина «Сошествие Ноя» попала в 1921 году, когда он привез ее вместе с другими произведениями армянского искусства.

К картинам, в основе которых лежит исторический сюжет, относится полотно «Крещение армянского народа». Она долгое время украшала одну из армянских церквей в Феодосии и пробуждала патриотические чувства прихожан. Сюжетом этой картины стал переломный момент в истории культуры армянского народа. Ее популярности способствовало принятие христианства армянами. В начале IV века христианство было узаконено в Армении и стало государственной. Сегодня Армения является одним из древнейших христианских государств.


История знаменитой картины Ивана Айвазовского на библейскую тему «Всемирный потоп».

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.

Отвлекусь от грустных исторических воспоминаний и обращу свой взор в мир прекрасного.

Пожалуй, главным культурным событием этой зимы в нашей культурной столице стала выставка Ивана Константиновича Айвазовского в Русском музее, приуроченная к 200-летию его рождения.

Выставку должны были закрыть на днях (может уже и закрыли). Я успел побывать на ней на прошлой неделе. Мы пошли на выставку с несколькими сестрами. Глубоко убежден, что православным батюшкам на выставки надо ходить и почаще. Ходили бы прилежно в музеи, может и Исаакий нам бы давно уже передали без всяких проблем.
Верующие должны чувствовать себя в музеях как дома. Это все наше, родное. Потому что настоящее искусство всегда религиозно и славит Творца, и настоящие художники всегда были людьми религиозными, вдохновлялись верой и творили для тех, кто верит. У нерелигиозного человека просто не хватает мотивации для творчества (кроме банального самовыражения). Музеи это наша территория.
Как-то я с двумя инокинями был в Эрмитаже и какой-то типичный петербургский интеллигент, увидев нас в черных подрясниках, не сдержался: «И сюда они уже добрались! Что они тут забыли?» Я ответил: «Забыли Мадонну Литту посмотреть...» Он, судя по всему, не понял меня.

На Айвазовского я пришел, потому что давненько не видел его «Девятый вал», великую картину, оптимистическую трагедию. Все кругом погибло, кроме надежды, - вот ее смысл. Уныние как рукой снимает.
Какие-то картины классиков, которые мы по школьным учебникам знаем, периодически нужно сравнивать с оригиналом.

Если на выставку Айвазовского не прийти пораньше, можно в очереди простоять больше, чем в музее. Уже через час-полтора после открытия на улице стояла очередь, хвост которой уходил за угол.

Айвазовский - классик русской живописи, без которого ее невозможно представить, поэт моря, без которого трудно представить себе уже и сами моря, русский гений армянского происхождения, без которого невозможно представить ни русский, ни армянский народы.

Айвазовского знают все, как Пушкина. И все думают, что понимают его. Но это обманчивый эффект, как и с Пушкиным. Айвазовского надо открывать, смотреть и пересматривать, как впрочем и Пушкина надо читать и перечитывать.

Когда оказываешься среди множества полотен Айвазовского, то кажется, что ты заплыл далеко в море и вокруг одна вода. На выставке куда не посмотришь - везде Айвазовский, кругом Айвазовский, один Айвазовский, в какой-то момент представляется, что тонешь в нем, как в море. Это какой-то художественный шторм, или девятый вал...

Только когда я почувствовал в ногах тяжесть и стал искать какой-нибудь свободный стул, я понял, что устал, и мы уже на выставке больше четырех часов.

Сколько не смотришь на полотна Айвазовского, невозможно отделаться от чувства, что это искусство за гранью возможностей человека, человеку не дано так нарисовать, что это не написано, а возникло как-то само по себе. Почему-то легче признать, что эти полотна возникли сами собой, как явление природы, нежели считать, что они написаны человеческой рукой. Море Айвазовского кажется таким же подлинным, как в природе. При этом выяснилось, что Айвазовский практически никогда не писал с натуры. Она ему мешала. В лучшем случае он делал карандашные наброски, а потом в мастерской творил свои моря и океаны.

Вообще, несправедливо, что в честь Айвазовского не назвали ни одного моря. Но оно все равно существует - «море Айвазовского» - на его картинах.

Почему Айвазовский так любил море и понимал саму душу моря? Откуда это армянского русского художника? Армения - страна горная, Россия - лесная. Скорее море должно было открыть свои тайны греку или итальянцу. Конечно, можно вспомнить, что Айвазовский родился в Крыму в Феодосии, на берегу моря. Это был его мир детства, это была его стихия. Но в Крыму есть и горы, и холмы, и прекрасные поля и рощи. Видимо, здесь что-то внутреннее. В море он узнал свою душу, в море он узнал своего Творца, в море он услышал молитвы ангелов, в море он прочел Священное Писание, которое начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Последние слова я бы поставил эпиграфом ко всем полотнам художника-мариниста, в них в самом деле Дух «носится над водою». Это и есть формула Айвазовского, которого можно назвать тайнозрителем моря. Он всегда смотрел вглубь морских бездн, он как будто созерцал первые мгновенья сотворения мира. Море предстает у него универсальной основой природы.
В этом смысле Айвазовский - библейский маринист.
Не случайно он так любил воплощать библейские сюжеты, которые рисовал всю свою жизнь. Его особенно захватывают "морские сцены" и "водные" сюжеты Священного Писания. Картин на тему "Библейский Айвазовский" хватило бы на огромную выставку (если собрать со всех музеев).
На выставке в Русском музее также можно было увидеть несколько картин на библейские темы.
Айвазовского не прошел мимо и главного "морского" сюжета Библии - всемирного потопа. В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины "Всемирный потоп", и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году и находится в собрании Русского музея.

Картина Айвазовского "Всемирный потоп" - довольно редкое произведение на сюжет, заимствованный из Библии. Здесь Айвазовский гениально сочетал талант, воображение и любовь к импровизации. Возможно, что никто из его современников не смог бы так великолепно изобразить масштабность катаклизма, бурю на небесах и на море, огромные волны, захлестывающие скалы, где безуспешно стараются спастись люди и животные.

Правда, шедевр Айвазовского почему-то скрыт от любителей живописи и в обычном режиме находится запасниках. Тем более нужно оценить редкую возможность увидеть подлинник полотна на библейскую тему.

Может именно поэтому у картины на выставке больше всего толпилось людей. Остаться зрителем в единственном числе не получилось. Картина попала в собрание Русского музея, потому что ее в свое время высокого оценили два императора Александр II и Александр III. Первый из них приобрел ее на выставке в Академии художеств для Эрмитажа, а второй передал в собрание созданного им Русского музея.

Размер шедевра не малый - 246,5 х 319,5 метра и он занимает целую стену. Картина производит сильное впечатление, уже когда ее видишь целиком издали. Но еще более сильное, когда приближаешься и рассматриваешь вблизи во всех деталях. Издали видишь мощную скалистую гору, которая уходит под напором безжалостной мастерски написанной водной стихии. Говорят, что это отроги Арарата. Вблизи видишь уже другое море - море гибнущих обреченных людей. Это уже не "Девятый вал", а "стодевятый".

Еще шаг ближе и перед тобой - конкретные лица людей и море человеческих слез.

Это реквием в красках.
Потоп - страшный катаклизм, который являет гнев Божий. Водная стихия неумолима и безжалостна. Никто не может противостоять ей. Человек бессилен перед судом Божиим. Поэтому картина производит впечатление Страшного суда.

Особый акцент сделан на огромном слоне, который издает свой последний трубный глас.

Особенно в этой картине на фоне всеобщей гибели перед лицом неминуемой смерти производит глубочайшее впечатление примеры добра, как-то особенно трогает желание людей помочь друг другу, как например, эта протянутая рука помощи, которая звучит как торжество человеческой любви.

Именно этот жест и запоминается больше всего в этой картине. Может поэтому, а может по другой причине полотно не производит жуткого безысходного впечатления. Все-таки, кажется, вопреки библейскому повествованию сейчас эту стихию укротит кротко идущий по воде Христос.

Эта картина Айвазовского была мудро повешена неподалеку от его "Всемирного потопа". Казалось, Христос с одной картины спешил перейти на другую.

"Хождение Христа по водам" - был один из любимых сюжетов Айвазовского, к которому художник в течение жизни возвращался не один раз (кстати, один из вариантов этой картины Айвазовский подарил св.Иоанну Кронштадтскому).