Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957. Бред сивой кобылы

28 июля 1957 года в Москве открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Это событие, без преувеличения, произвело настоящую революцию в СССР.

Для этого спешном поряд­ке был возведен спор­тивный комплекс в Лужниках. Появились парк «Дружба» в Химках, гостиницы «Турист» и «Украина». Город основательно отремонтировали и увешали флагами. А еще заполонили его голубями, поскольку символом фестиваля стал «голубь мира» Пикассо. В Москве даже устано­вили специальные дорожные знаки «Осторожно, голуби».

Гостями фестиваля стали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Организаторы решили провезти делегатов в грузови­ках. Мол, из кузова им будет лучше видно Москву, а москви­чам — их. Решение оказалось гениальным и сразу придало особый, неформальный дух молодежному фестивалю.

Все грузовики празднично раскрасили и нарисовали на них эмблемы фестиваля. Каза­лось, что вся Москва высыпала на улицы. Вдоль дороги царило настоящее столпотворение. Близлежащие крыши домов были облеплены людьми. Всем хотелось хоть краешком глаза увидеть живых иностранцев. От наплыва любопытных про­валилась крыша Щербаковско­го универмага, находившегося на Колхозной площади.

Впрочем, и на стадионе тоже все было феерично — с торже­ственным парадом делегаций с флагами их стран и выпуском в небо огромного количества голубей.

Самые обычные молодые парни и девушки, приехав­шие из-за железного занаве­са, одним своим появлением произвели настоящую рево­люцию в умах и сердцах советских людей. Прежде всего граждан СССР поражали их свобода и раскованность. Сразу бросалась в глаза на фоне серой массы советских людей их одежда — яркая и свободная. Для СССР, где за узкие брюки или длинные во­лосы можно было вылететь из комсомола и института, это было настоящим шоком. По­сле фестиваля и в СССР у мо­лодежи стали стремительно входить в моду джинсы, май­ки, кеды и короткая стрижка «аэродром». А швейная про­мышленность в стране на­чала переходить от сталин­ских мешковатых костюмов к пошиву костюмов с узкими брюками без манжет и одно­бортными пиджаками. А глав­ное — люди стали носить бо­лее яркую одежду.

Делегаты фестиваля про­водили многочисленные ме­роприятия и концерты. Одними из наиболее популярных у «продвинутой» части совет­ской молодежи были высту­пления джазовых групп. Джаз играли несколько коллекти­вов из стран соцлагеря, а так­же итальянский диксиленд и английский квинтет Джефа Элисона. Успех этих концер­тов способствовал врастанию «буржуазной» музыки в совет­скую действительность, и по­сле фестиваля джаз попал под покровительство ВЛКСМ. При райкомах начали появляться джазовые клубы, затем стали организовываться всесоюз­ные джазовые фестивали.

Фестиваль вызвал появле­ние на телеэкранах КВН, транс­формировавшегося из специ­ально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов» ТВ-редакции «Фестивальная». Да и в целом молодежный форум 1957 года осуществил настоящий переворот в умах и настроениях советских лю­дей, обеспечив новую волну в литературе, живописи и по­литике. Он дал новый толчок хрущевской оттепели.


Вряд ли иностранцы, при­ехавшие в Москву в 1957 году на фестиваль, потом испытали еще где-либо подобный душевный прием. Обидеть их было святотатством, поэтому ни о каких проявлениях ксено­фобии или пьяной агрессии со стороны москвичей не было слышно. Говорят, что совет­ские воры в законе договори­лись ничего криминального в столице в фестивальные дни не совершать и не позволять «шалить» неорганизованному преступному элементу. Также, по слухам, перед фестивалем со всего Союза в Москву на­чали съезжаться проститутки. Но поскольку они были подучетным элементом, милиция сразу задержала нескольких известных в своей среде про­фессионалок, вывезла их за город, где обкорнала ножни­цами, и велела предупредить коллег, что с ними будет то же самое, если сунутся к ино­странцам.

Но, как оказалось, про­ститутки иностранцам и не понадобились. В Москве произошла настоящая сексуаль­ная революция. Молодые московские барышни словно сорвались с цепи пуританско­го советского воспитания и пустились во все тяжкие. Они сами совращали иностранцев, отдавая особенное предпо­чтение африканцам. То ли про­тестуя против колониальной политики империализма, то ли еще почему-то, они беззастен­чиво отдавались чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Ли­берии, только что освободив­шимся от колониального гне­та. В гостиницы и общежития к иностранцам посторонних не пускали. Поэтому по ночам в настоящие «сексодромы» превращались близлежащие парки и поля.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были органи­зованы летучие дружины на грузовиках, снабженные ос­ветительными приборами. У пойманных любительниц ночных приключений выстри­галась часть волос, делалась такая «просека», после кото­рой девице оставалось только одно — постричься наголо.

Говорят, что спустя 9 ме­сяцев после фестиваля в Мо­скве появилась новая этническая группа численностью в несколько десятков тысяч человек, названная «детьми фестиваля». Эта легенда живет и поныне, хотя милицейская статистика и пыталась опро­вергнуть сексуальную рево­люцию в СССР, ограничивая число послефестивальных де­тей сравнительно небольшой цифрой-531 ребенок.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Закрытие было 11 августа. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.

Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.

Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец».

Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались.

Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации.

Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.

Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок...

Толпы иностранцев, с утра до ночи бродивших по городу, спровоцировали всплеск активности и у фарцовщиков.

Они покупали у зарубежных гостей «зеленые» чуть дороже, чем по официальному курсу (тогда в СССР волевым порядком было установлено соотношение 4 рубля за 10 долларов), а потом продавали на черном рынке уже с 10-кратным наваром. Именно во время VI Всемирного фестиваля молодежи начали свою деятельность будущие «столпы» нелегального валютного рынка Рокотов, Файбышенко, Яковлев, громкое дело которых в 1961 году закончилось расстрельным приговором.

Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.

А весной следующего, 1958 года Москву накрыла «черная волна». В столичных роддомах один за другим появлялись темнокожие младенцы. Причину такого демографического феномена долго искать не пришлось, и потому в языке появился новый термин - «дети фестиваля».

К молодежному форуму фабрики массовыми партиями пошили женские платки, платья и юбки, украшенные эмблемой фестиваля - стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками.

Такая одежда пользовалась в те дни в СССР бешеным спросом.

В дни праздника советские «руководящие инстанции» разрешили невиданную «акцию вольнодумства». В парке Горького была устроена выставка художников-абстракционистов, в том числе знаменитого Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнил певец Владимир Трошин.
http://www.liveinternet.ru/

Эта открытка того года выпуска хранится в моей коллекции. Интересно, флаги США и Кубы на шарике расположены рядом. Кто мог предположить тогда, что через 5 лет будет Карибский кризис и мир будет накануне мировой войны, а через 58 лет эти страны восстановят дип. отношения...

Наш флаг рядом с флагом Великобритании. Я родился в августе 57-го. Интересно, что через 55 лет часть моей жизни будет связана с этой страной...

Летом 1957 года в Советском Союзе произошло поистине грандиозное, знаковое культурное событие в жизни страны. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве, произвел настоящий фурор в сознании советских людей и имел этапное значение для советской массовой культуры последующих лет. Этот фестиваль стал самым массовым и запоминающимся событием эпохи “хрущевской оттепели”. В закрытую для иностранцев страну приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Никогда раньше в Советском Союзе не проводилось культурно-массовое международное мероприятие такого масштаба. Смело можно сказать, что после этого фестиваля страна стала другой: более интегрированной и открытой миру.

К этому событию страна готовилась основательно: в честь фестиваля в Москве были построены новые гостиничные комплексы и парки, возведен спортивный комплекс в Лужниках, где и состоялась грандиозная церемония открытия фестиваля. Проспект Мира был назван так в связи с фестивалем. Именно в дни молодежного фестиваля на улицах столицы впервые появились автомобили «Волга» ГАЗ-21, фестивальная серия микроавтобусов РАФ-10 — так называемые «рафики», и незабываемые « » — новые комфортабельные городские автобусы.

Символом этого знаменательного молодежного фестиваля стал — знаменитый рисунок Пабло Пикассо. В связи с этим в Москве были выпущены тысячи птиц – голуби буквально заполонили улицы столицы. Эмблемой же фестиваля стал цветок с пятью лепестками, символизирующими пять континентов, а сердцевиной фестивального цветка был глобус с лозунгом «За мир и дружбу».

Очень много нового вошло в советскую жизнь после незабываемого молодежного форума 1957 года: в СССР появился , молодежь стала одеваться иначе — распространилась мода на джинсы и кеды, появились « », вошла в моду игра в бадминтон и многое другое. В рамках этого фестиваля зародился : один из фестивальных конкурсов, который в дальнейшем стал популярнейшей в СССР телевизионной игрой. А песня «Подмосковные вечера», исполненная на церемонии закрытия фестиваля, стала визитной карточкой Советского Союза на долгие годы.

В день открытия фестиваля, казалось, весь город вышел посмотреть на это красочное зрелище — к стадиону Лужники участники фестиваля ехали в открытых, празднично раскрашенных машинах и вдоль дорог их приветствовало невероятное количество людей. Сама церемония открытия в Лужниках была просто фееричной: на стадионе прошел грандиозный парад с флагами стран-участниц, а красивой кульминацией церемонии стал выпуск в небо огромного количества белых голубей.

Дух неформального общения и открытости царил в эти дни в Москве. Приехавшие в столицу иностранцы могли свободно посещать Кремль, парк Горького и другие достопримечательности города. Молодые люди свободно общались, дискутировали, вместе пели и слушали музыку, говорили обо всем, что их волновало. За дни фестиваля было проведено около тысячи мероприятий — концерты, спортивные состязания, встречи, дискуссии и выступления проходили очень интересно и оживленно. В те дни в Советский Союз приехали яркие и талантливые люди со всего мира, писатели и журналисты, спортсмены, музыканты и актеры. В числе молодых участников фестиваля был один из выдающихся писателей современности – Габриэль Гарсиа Маркес, который впоследствии написал очерк о своем пребывании в СССР.

Праздничное фестивальное лето 1957 года дало толчок к новому прорыву в музыке, живописи и литературе, изменило образ жизни миллионов советских людей. Фестиваль приоткрыл «железный занавес», который разделял мир, люди стали ближе и понятнее друг другу. Это было настоящее единение людей разных стран, разных цветов кожи, говорящих на разных языках. Идеи мира, дружбы и солидарности стали близки молодым людям всех континентов — и это самый важный итог этого знаменательного фестиваля.

ИСТОРИЯ ВСЕМИРНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ

В октябре — ноябре 1945 в Лондоне проходила Всемирная конференция демократической молодёжи. В ней участвовало около 600 представителей из 63 стран: молодые коммунисты, социалисты, христиане и др. 10 ноября на заключительном заседании конференции было решено создать Всемирную федерацию демократической молодёжи (ВФДМ) для содействия взаимопониманию и сотрудничеству молодёжи во всех областях экономической, политической, общественной и культурной жизни, борьбе против социального, национального и расового угнетения, за мир и безопасность народов, за права молодёжи. С тех пор 10 ноября отмечается как Всемирный день молодёжи. В августе 1946 в Праге собрался 1-й Всемирный конгресс студентов, на котором был создан Международный союз студентов (МСС), провозгласивший своей целью борьбу за мир, против фашизма, колониализма, за социальный прогресс, демократическую реформу образования, за права студентов.

Вскоре, однако, деятельность ВФДМ и МСС стала наталкиваться на противодействие вошедших в их состав консервативных, антидемократических элементов. В октябре 1946 в пригороде Парижа Монруже был созван Конгресс социалистической молодёжи, на котором был основан Международный союз молодых социалистов (МСМС); его лидеры открыто заявили о своей антикоммунистической ориентации. В 1947 в Кембридже (Великобритания) была образована Всемирная федерация либеральной и радикальной молодёжи (на основе существовавшего в 1929—40 Международного союза либеральной и демократической молодёжи)…

В условиях раскола молодёжного движения ВФДМ и МСС вели борьбу против "холодной войны" и империалистической агрессии. Они развернули всемирную кампанию солидарности молодёжи с борьбой корейского народа против вооружённой интервенции США и их союзников в 1950—53, активно поддержали антиимпериалистическую борьбу вьетнамских и алжирских патриотов. Сотни тысяч активистов молодёжных организаций собирали подписи под Стокгольмским воззванием, организовывали марши за мир, против угрозы термоядерной войны. По призыву ВФДМ и МСС прогрессивная молодёжь выступала в защиту Кубинской революции, против тройственной агрессии в Египте в 1956. Массовыми действиями отмечались ежегодно в разных странах 21 февраля (с 1949) — День международной солидарности со студентами и молодёжью, борющимися за национальную независимость, и 24 апреля (с 1957) — Международный день солидарности молодёжи в борьбе против колониализма, за мирное сосуществование.

Яркой манифестацией боевой антиимпериалистической солидарности юношей и девушек стали Всемирные фестивали молодёжи и студентов. В различных странах Европы, Азии, Африки и Америки проводились молодёжные и студенческие конференции, семинары и симпозиумы, на которых обсуждались вопросы укрепления мира, ликвидации колониальной системы, борьбы за социально-экономические и политические права молодёжи и студентов (1-я Всемирная конференция трудящейся молодёжи в Праге, 1958; Международная студенческая конференция за мир в Праге, 1958; Всемирный форум молодёжи в Москве, 1961; Международная конференция молодёжи и студентов за разоружение, мир и национальную независимость — Флоренция, 1964; Всемирный форум солидарности молодёжи и студентов в борьбе за национальную независимость и освобождение, за мир — Москва, 1964, и др.). Значительную помощь оказывали ВФДМ и МСС, союзы молодёжи социалистических стран формировавшимся в 50—60-е гг. юношеским организациям в странах Африки, арабского Востока, Юго-Восточной Азии.

Большая Советская энциклопедия

“БРЕШЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ЗАНВЕСЕ”

Бывают события, не выцветающие в эмоциональной памяти, не поддающиеся горькой и язвительной переоценке, согревающие душу в самые промозглые "окаянные" дни. Вспоминая о которых, завидуешь сам себе - неужели это было в твоей жизни?! Те, что принадлежали истории и, одновременно, навсегда определили твою частную, мало кому интересную судьбу.

50 лет назад, июльским вечером 1957 года, ощутив укол неведомого, но пронзительного шила, я выскочил из дому на Пушкинскую улицу. Через три минуты оказался на улице Горького, прозванной нашим поколением "Бродвеем", но от этого не менее советской, помпезной и чинной. В этот почти уже ночной час в ее незыблемо державной атмосфере сквозило нечто непривычное - радостная взвинченность, какое-то волнение. От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах невиданная. Пестрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, веселая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая - и до озноба, до боли родная. В тот момент я и понял, что мечты действительно сбываются, что моя послевоенная, дворовая юность совпала с юностью века. В Москву пришел всемирный фестиваль молодежи и студентов "За мир и дружбу между народами".

Жить в закрытой стране - значит воспринимать географическую карту Земли как нечто подобное карте звездного неба, сознавая, что поехать в Париж столь же несбыточно, как полететь на Марс. Это значит - смотреть на случайно встреченного на улице иностранца и впрямь как на марсианина - со смешанным чувством любопытства и страха. Это значит, что о родственниках и даже знакомых, проживающих не в конкретной стране, а в некоей обобщенной, подозрительной "загранице", надо забыть, словно о неприличном сне. И, наконец, что за берет или клетчатую рубашку тебя на улице вполне могут отлупить как стилягу, носителя чуждой идеологии, чуждых манер и нравов и просто за сходство с персонажами из журнала "Крокодил". Кстати, он был едва ли не единственным источником знакомства с зарубежной жизнью. Не считая "Иностранной кинохроники", где позволялось на несколько секунд увидеть Эйфелеву башню, нью-йоркский небоскреб или мадридскую корриду. Знаю людей, которые по пятнадцать раз смотрели каждый выпуск этого киножурнала. По сути, они в замочную скважину имели возможность заглянуть за "железный занавес".

И вот в этом самом "железном занавесе" и была проделана огромная брешь, название которой - фестиваль молодежи и студентов. Я видел это собственными глазами уже в то самое утро, что наступило после небывалого вечера. Неслыханное утро!

Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках (на всех гостей автобусов не хватало). Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море. Вся Москва, простецкая, только-только пришедшая в себя после военных карточек и очередей, еще не забывшая о борьбе с космополитизмом и низкопоклонством, кое-как приодевшаяся, едва начавшая выбираться из подвалов и коммуналок, стояла на мостовой, тротуарах, крышах домов и тянула к проезжающим гостям руки, истосковавшиеся по пожатию таких же теплых человеческих рук. Географическая карта обрела конкретное воплощение. Мир действительно оказался потрясающе разнообразен. И в этом многообразии рас, характеров, языков, обычаев, одежд, мелодий и ритмов - поразительно един в желании жить, общаться и узнавать друг друга. Теперь такие слова и намерения кажутся банальностью. Тогда, в разгар "холодной войны" они воспринимались как необычайное личное открытие. Наша страна открывала мир, приобщаясь ко всему роду человеческому. А мир открывал нашу страну... Не помню, ел ли я что-то в те дни и ложился ли спать. Я просто был счастлив. Все 14 дней, с утра и до вечера.

Однажды вечером компанию французов мы привели в гости к нашему однокласснику, в огромную московскую коммуналку, переделанную из бывших номеров. Каким-то образом весь старый двор узнал, что в квартире на втором этаже принимают молодых парижан, и народ повалил к нам с пирогами, с вареньем, естественно, с бутылками и прочими дарами простого русского сердца. Француженки ревели в голос. Между прочим происходило все это на Пушечной улице, в ста метрах от знаменитого здания, мимо которого москвичи в те годы проходили, рефлекторно опуская глаза и ускоряя шаг.

Теперь я думаю, что летом 57-го железобетонная регламентация советского бытия бесповоротно пошатнулась. Невозможно сделалось контролировать все на свете: вкусы, моду, будничные привычки, музыку в эфире. На идеях, эмоциях, на песнях и танцах фестиваля мое поколение преобразилось в течение считанных дней. Все советские вольнодумцы, все знатоки джаза и современного искусства, модники и полиглоты имеют своим происхождением лето 57-го.

Никакие последующие обострения политических отношений между Востоком и Западом, идейные проработки и гонения так и не смогли заглушить независимый дух фестиваля. А ведь задуман он был как сугубо идеологическое мероприятие: под прикрытием борьбы за мир и дружбу между народами подрывались буржуазные устои, разрывались цепи колониализма, утверждались коммунистические идеалы. Но, во-первых, борьба за мир действительно объединяла. А во-вторых, как известно, живая жизнь всегда шире и ярче идеологии. И американский борец за мир в техасских джинсах, и французский коммунист, похожий на фланера с Больших бульваров, и токарь с ФИАТа, неотличимый от всех персонажей неореализма, - безотчетно пробивали в "железном занавесе" дыры. Залатать их у сусловских идеологов не хватило сил.

Из воспоминаний писателя Анатолий Макарова

ГОЛУБИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ

Среди тех, кто непосредственно готовил фестиваль, - Владлен КРИВОШЕЕВ, ныне - ученый, кандидат экономических наук, а тогда - инструктор орготдела Московского горкома комсомола. Владлену Михайловичу была поручена самая, может быть, экзотическая задача…

В 1955 году (за два года до фестиваля) инструктора Кривошеева вызвал тогдашний первый секретарь МГК комсомола Михаил Давыдов: «С сегодняшнего дня освобождаешься от всех дел. Займешься голубями». Голубями?

В кабинете сидел еще мужчина, как выяснилось, - Иосиф Туманов (потом -

народный артист СССР, известный постановщик массовых народных зрелищ). «Важнейшая задача! - продолжал Давыдов. - Через два года нам нужны 100 тысяч голубей!» А Туманов достал что-то вроде брошюры с печатями и визами -

сценарий мероприятий фестиваля.

…В 1949 году в Париже проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Требовалась эмблема. Знаменитый Пабло Пикассо, вспомнив, очевидно, древние легенды, изобразил голубку с оливковой веточкой в клюве. Так голубь стал символом мира. Фестивали молодежи и студентов (не только наш) проходили под девизом «За мир и дружбу между народами!». Церемония открытия традиционно начиналась с торжественного прохода по стадиону делегаций стран-участниц. И традиционно же проход этот предварял взлет голубиной стаи: голуби как бы начинали весь праздник.

Но Туманову стаи было мало. По его задумке одна за другой над Лужниками (которые к фестивалю спешно строились) должны были взмыть три волны голубей - белые, за ними красные, следом сизые. Поскольку «в верхах» все уже было утверждено, Давыдов подчеркнул: «Сценарий для нас закон».

Эти три волны Кривошееву и надлежало подготовить.

И смотри, чтобы не было, как в Варшаве! - строго предупредил «первый».

Варшавский фестиваль только что закончился. Голуби там подгадили - в прямом и переносном смыслах. Поляки вынесли на центр стадиона огромный ларец, распахнули крышку, полагая, что птицы рванут в небо белым факелом. Но они не рванули, а выползли и стали бродить по стадиону, мешая движению колонн... Позор, одним словом.

Прежде всего было решено: всякие изысканные чеграши, дутыши, турманы - побоку. Ставим на обычных почтовых - они способны в нужный момент обеспечить нужный полет. Просто их за два года требуется вывести потребное количество. Кстати, сколько? Цифра 100 тысяч явно была взята с потолка, но, как ни странно, оказалась уместной. Нам ведь нужна гарантированно сильная и выносливая птица? Следовательно, если выведем 100 тысяч, то из этого количества за счет отбраковки получим к нужному сроку тысяч 40 именно таких - молодых, крепких. И срок в два года - тоже нормально. Если начать работу сейчас, то к 1957 году как раз станет на крыло третье поколение: экземпляры, гарантированно подходящие к операции.

По заводам пошли разнарядки: «Московский горком комсомола... во исполнение... просим оказать содействие...». На предприятиях возводили голубятни. Мособлисполком обязали поставлять фураж…

И все-таки они взлетели - 40 000 голубей!

Правда накануне была целая операция по свозу птиц на подмосковную птицефабрику, отсортировке - слабые в сторону! - рассадке по специально сконструированным коробкам (4000 коробок по 10 гнезд в каждой), в которых крылатые бедолаги должны были выдержать 6 часов (!), сохранив силы для полета. Потом две колонны грузовиков в сопровождении машин ГАИ двинулись в четыре утра к Москве, чтобы за 2 часа до старта быть на стадионе. А там 4000 выпускающих (участники «живого фона» на восточной трибуне) ждали сигнала... В общем, тут рассказывать можно много... Но если вы никогда не видели, как взмывают одновременно десятки тысяч голубей - причем снизу они все смотрелись белыми, и потому показалось, что в небо плеснула кипенно-снежная лава, - знайте, вы многое потеряли в жизни. Кадры кинохроники сохранили этот момент. Трибуны ахнули, зрители повскакивали с мест, аплодировали...