Вопросы детской психологии. Выготский Лев Семенович: биография, основные труды Л с выготский вопросы детской психологии

4. Выготский описывает опыты, проводившиеся Ф. Лебенштейном под руководством Г. Фолькельта, на которых последний неоднократно присутствовал.

5. См. последний параграф этой главы - «Основные теории младенческого возраста».

6. Представителем этой теории был прежде всего Н. М. Щелованов - один из ближайших учеников основоположника рефлексологии В. М. Бехтерева. Создателями рефлексологии в области младенчества были сотрудники Щелованова -

Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. И. Касаткин. По инициативе В. М. Бехтерева в начале 20-х гг. Щелованов организует специальное учреждение, в котором изучалось развитие детей от рождения до 3 лет. Здесь на основе ежедневных систематических наблюдений за развитием детей и специальных экспериментов были добыты важные материалы о ходе развития детей этого возраста. Материалы не потеряли своего значения до настоящего времени. Впоследствии учреждение разветвилось на два: одно работало в Ленинграде под руководством Фигурина в составе Ленинградского медицинского педиатрического института; другое под руководством Щелованова в Москве вошло в состав Московского педиатрического института. На основании работ, выполненных в этих учреждениях, была создана система воспитания детей раннего возраста и соответствующие руководства для воспитателей (Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. - 3-е изд. М., 1955).

7. Эту теоретическую концепцию развивал К. Бюлер (1932). Выготский неоднократно критически рассматривал теоретические взгляды Бюлера как по этому, так и по другим вопросам (т. 2).

8. Представителем этой теории является К. Коффка. Более обстоятельную критику взглядов Коффки см.: т. 1, с. 238-290.

9. Эту концепцию представляли, во-первых, фрейдисты в лице самого З. Фрейда и З. Бернфельда; во-вторых, Ж. Пиаже. Критику теории аутизма и эгоцентризма Выготским см. также т. 2, с. 20-23.

Кризис первого года жизни

1. Стенограмма лекции, прочитанной Л. С. Выготским в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1933/34 учебном году. Из архива семьи автора. Публикуется впервые. В стенограмме отражена устная речь автора. Лекции Выготского отличались особой смысловой выразительностью. Они были лишены всякой внешней эффектности, но богаты интонационно. Вместе с тем они носили характер рассуждения вслух и содержали различные гипотезы. Выготский часто излагал в лекциях то, над чем он в это время думал. Этот курс был проблемным курсом, а не систематическим изложением всех вопросов детской психологии. В лекциях освещались вопросы, которые их автор считал узловыми. В период чтения лекций под руководством Выготского Т. Е. Конникова вела исследование начального этапа развития речи. Исследование закончено после смерти руководителя (см.: Т. Е. Конникова, 1947). Некоторые примеры, приведенные в лекции, взяты из исследования Конниковой. Интересные материалы по возникновению первых слов у ребенка содержатся и в статье ученицы Выготского - Ф. И. Фрадкиной «Возникновение речи у ребенка» (1955). Важные материалы к характеристике автономной речи у близнецов, условий задержки речи на этой стадии развития и преодоления такой задержки даны в кн.: А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

2. Речь идет о персоналистической теории, развивавшейся Штерном (т. 2, с. 80-89, 484).

3. Здесь есть как будто бы противоречие. Выготский называет эту стадию развития речи автономной речью, а в лекции говорит, что этот язык не может рассматриваться как автономный. В данном случае Выготский хочет подчеркнуть, что указанная форма языка все же возникает на основе развитого языка взрослых и во взаимодействии с ними.

4. Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ) в настоящее время Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР.

5. Рау Федор Андреевич (1868-1957) - видный советский сурдопедагог и логопед. Много лет работал в Научно-исследовательском институте дефектологии.

6. См.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 29: «Там, где существует какое-либо

Выдающийся отечественный ученый Лев Семенович Выготский (1896-1934), работавший во многих областях психологии и создавший несколько оригинальных научных теорий, сделал все возможное, чтобы детская психология стала полноценной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей. Этапы становления и развития отечественной детской психологии неразрывно связаны с именем Выготского.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
    В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.
    Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.
    Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.Содержание:Методология
    Исторический смысл психологического кризисаОбщая психология
    Психология
    О поведении и реакции
    Три элемента реакции
    Реакция и рефлекс
    Наследственные и приобретенные реакции
    Наследственные, или безусловные, рефлексы
    Инстинкты
    Происхождение наследственных реакций
    Учение об условных рефлексах
    Суперрефлексы
    Сложные формы условных рефлексов
    Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека
    Законы торможения и растормаживания
    Психика и реакция
    Поведение животного и поведение человека
    Сложение реакций в поведение
    Принцип доминанты в поведении
    Конституция человека в связи с его поведением
    Инстинкты
    Происхождение инстинктов
    Соотношение инстинкта, рефлекса и разума
    Инстинкты и биогенетические законы
    Две крайности во взглядах на инстинкт
    Инстинкт как механизм воспитания
    Понятие о сублимации
    Эмоции
    Понятие об эмоциях
    Биологическая природа эмоций
    Психологическая природа эмоций
    Внимание
    Психологическая природа внимания
    Характеристика установки
    Внутренняя и внешняя установка
    Внимание и рассеянность
    Биологическое значение установки
    Внимание и привычка
    Физиологический коррелят внимания
    Работа внимания в целом
    Внимание и апперцепция
    Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций
    Понятие о пластичности вещества
    Психологическая природа памяти
    Состав процесса памяти
    Типы памяти
    Индивидуальные особенности памяти
    Пределы развития памяти
    Интерес и эмоциональная окраска
    Забывание и ошибочное запоминание
    Психологические функции памяти
    Техника памяти
    Два типа воспроизведения
    Реальность фантазии
    Функции воображения
    Мышление как особо сложная форма поведения
    Двигательная природа мыслительных процессов
    Сознательное поведение и воля
    Психология языка
    Я и Оно
    Анализ и синтез
    Темперамент и характер
    Значение терминов
    Темперамент
    Строение тела и характер
    Четыре типа темперамента
    Проблема призвания и психотехника
    Эндогенные и экзогенные черты характераО психологических системах
    Сознание как проблема психологии поведения
    Психика, сознание, бессознательное
    Мышление и речьПредисловие
    Проблема и метод исследования
    Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже
    Проблема развития речи в учении В. Штерна
    Генетические корни мышления и речи
    Экспериментальное исследование развития понятий
    Исследование развития научных понятий в детском возрасте
    Мысль и словоПсихология развития
    История развития высших психических функций.
    Проблема развития высших психических функций
    Метод исследования
    Анализ высших психических функций
    Структура высших психических функций
    Генезис высших психических функций
    Развитие устной речи
    Предыстория развития письменной речи
    Развитие арифметических операций
    Овладение вниманием
    Развитие мнемических и мнемотехнических функций
    Развитие речи и мышления
    Овладение собственным поведением
    Воспитание высших форм поведения
    Проблема культурного возраста
    Заключение. Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенкаЛекции по психологии
    Лекция первая. Восприятие и его развитие в детском возрасте
    Лекция вторая. Память и ее развитие в детском возрасте
    Лекция третья. Мышление и его развитие в детском возрасте
    Лекция четвертая. Эмоции и их развитие в детском возрасте
    Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте
    Лекция шестая. Проблема воли и его развитие в детском возрастеОрудие и знак в развитии ребенка
    Глава первая. Проблема практического интеллекта в психологии животных и психологии ребенка
    Эксперименты по практическому интеллекту ребенка
    Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального интеллекта
    Речь и практическое действие в поведении ребенка
    Развитие высших форм практической деятельности у ребенка
    Путь развития в свете фактов
    Функция социализированной и эгоцентрической речи
    Изменение функции речи в практической деятельности
    Глава вторая. Функция знаков в развитии высших психических процессов
    Развитие высших форм восприятия
    Разделение первичного единства сенсомоторных функций
    Перестройка памяти и внимания
    Произвольная структура высших психических функций
    Глава третья. Знаковые операции и организация психических процессов
    Проблема знака в формировании высших психических функций
    Социальный генезис высших психических функций
    Основные правила развития высших психических функций
    Глава четвертая. Анализ знаковых операций ребенка
    Структура знаковой операции
    Генетический анализ знаковой операции
    Дальнейшее развитие знаковых операций
    Глава пятая. Методика изучения высших психических функций
    Заключение. Проблема функциональных систем
    Употребление орудий у животного и человека
    Слово и действиеВопросы детской психологии
    Проблема возраста
    Проблема возрастной периодизации детского развития
    Структура и динамика возраста
    Проблема возраста и динамика развития
    Младенческий возраст
    Период новорожденное
    Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
    Генезис основного новообразования младенческого возраста
    Основное новообразование младенческого возраста
    Основные теории младенческого возраста
    Кризис первого года жизни
    Раннее детство
    Кризис трех лет
    Кризис семи лет

    • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
    • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

    Название: Психология.

    В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.
    Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов.
    Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

    Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становление психологии и педагогики как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя научная жизнь Л. С. Выготского была чрезвычайно коротка (например, она была в пять раз короче, чем научная жизнь Жана Пиаже), он сумел открыть для психологии такие перспективы дальнейшего движения, значение которых до конца не осознано и в наши дни. Вот почему в психологии сушествует настоятельная потребность в анализе наследия этого выдающегося мыслителя, стремление не только развить его учение, но и попытаться посмотреть на мир с его позиций. Есть разные авторы. Одни подавляют своей эрудицией, другие приводят огромное количество эмпирического материала. При чтении трудов Л. С. Выготского читатель не только знакомится с новыми идеями, но всякий раз попадает в тот интересный и интеллектуально напряженный научный мир. который начинает испытывать его. искушать на поиск решения сложных проблем, возвышать до уровня теоретика и вовлекать в диалог с автором. Не случайно Л. С. Выготского называют Моцартом в психологии. В своих работах он был предельно искренен, старался максимально полно предъявить все основания для теоретического и экспериментального изучения поставленных вопросов. Каждая его работа представляет собой завершенный самостоятельный труд и может быть прочитана как отдельная книга. Вместе с тем все его труды составляют целостную научную линию, объединенную под общим названием культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Работы Л. С. Выготского нужно читать не один и не два раза. Каждое прочтение открывает все новые, ранее не выявленные контексты и идеи. Один из его учеников - Д. Б. Эль-конин - отмечал: «...при чтении и перечитывании работ Льва Семеновича у меня всегда возникает ощущение. что чего-то я в них до конца не понимаю». В этом признании человека, который много непосредственно общался с Л. С. Выготским, можно усмотреть мысль о том. что во всех его произведениях содержится напряженность, невысказанность. готовая к порождению нового содержания. Складывается впечатление, что Л. С. Выготский владел каким-то особым даром научного анализа. Другими словами, он был не только психологом, теоретиком, практиком, но и методологом. Он мог применять и применял специальные приемы постановки и решения научных и практических вопросов.

    РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ
    ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
    РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    ПСИХОЛОГИЯ

    О поведении и реакции
    Три элемента реакции
    Реакция и рефлекс
    Наследственные и приобретенные реакции
    Наследственные, или безусловные, рефлексы
    Инстинкты
    Происхождение наследственных реакций
    Учение об условных рефлексах
    Суперрефлексы
    Сложные формы условных рефлексов
    Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека
    Законы торможения и растормаживания
    Психика и реакция
    Поведение животного и поведение человека
    Сложение реакций в поведение
    Принцип доминанты в поведении
    Конституция человека в связи с его поведением
    Инстинкты
    Происхождение инстинктов
    Соотношение инстинкта, рефлекса и разума
    Инстинкты и биогенетические законы
    Две крайности во взглядах на инстинкт
    Инстинкт как механизм воспитания
    Понятие о сублимации
    Эмоции
    Понятие об эмоциях
    Биологическая природа эмоций
    Психологическая природа эмоций
    Внимание
    Психологическая природа внимания
    Характеристика установки
    Внутренняя и внешняя установка
    Внимание и рассеянность
    Биологическое значение установки
    Внимание и привычка
    Физиологический коррелят внимания
    Работа внимания в целом
    Внимание и апперцепция
    Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций
    Понятие о пластичности вещества
    Психологическая природа памяти
    Состав процесса памяти
    Типы памяти
    Индивидуальные особенности памяти
    Пределы развития памяти
    Интерес и эмоциональная окраска
    Забывание и ошибочное запоминание
    Психологические функции памяти
    Техника памяти
    Два типа воспроизведения
    Реальность фантазии
    Функции воображения
    Мышление как особо сложная форма поведения
    Двигательная природа мыслительных процессов
    Сознательное поведение и воля
    Психология языка
    Я и Оно
    Анализ и синтез
    Темперамент и характер
    Значение терминов
    Темперамент
    Строение тела и характер
    Четыре типа темперамента
    Проблема призвания и психотехника
    Эндогенные и экзогенные черты характера
    О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
    СОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ
    ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
    МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

    Предисловие
    Глава первая. Проблема и метод исследования
    Глава вторая. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже
    Глава третья. Проблема развития речи в учении В. Штерна
    Глава четвертая. Генетические корни мышления и речи
    Глава пятая. Экспериментальное исследование развития понятий
    Глава шестая. Исследование развития научных понятий в детском возрасте
    Глава седьмая. Мысль и слово
    РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

    Глава первая. Проблема развития высших психических функций
    Глава вторая. Метод исследования
    Глава третья. Анализ высших психических функций
    Глава четвертая. Структура высших психических функций
    Глава пятая. Генезис высших психических функций
    Глава шестая. Развитие устной речи
    Глава седьмая. Предыстория развития письменной речи
    Глава восьмая. Развитие арифметических операций
    Глава девятая. Овладение вниманием
    Глава десятая. Развитие мнемических и мнемотехнических функций
    Глава одиннадцатая. Развитие речи и мышления
    Глава двенадцатая. Овладение собственным поведением
    Глава тринадцатая. Воспитание высших форм поведения
    Глава четырнадцатая. Проблема культурного возраста
    Глава пятнадцатая. Заключение. Дальнейшие пути исследования. Развитие личности и мировоззрения ребенка
    ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
    Лекция первая. Восприятие и его развитие в детском возрасте
    Лекция вторая. Память и ее развитие в детском возрасте
    Лекция третья. Мышление и его развитие в детском возрасте
    Лекция четвертая. Эмоции и их развитие в детском возрасте
    Лекция пятая. Воображение и его развитие в детском возрасте
    Лекция шестая. Проблема воли и его развитие в детском возрасте
    ОРУДИЕ И ЗНАК В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
    Глава первая. Проблема практического интеллекта в психологии животных и психологии ребенка
    Эксперименты по практическому интеллекту ребенка
    Функция речи в употреблении орудия. Проблема практического и вербального интеллекта
    Речь и практическое действие в поведении ребенка
    Развитие высших форм практической деятельности у ребенка
    Путь развития в свете фактов
    Функция социализированной и эгоцентрической речи
    Изменение функции речи в практической деятельности
    Глава вторая. Функция знаков в развитии высших психических процессов
    Развитие высших форм восприятия
    Разделение первичного единства сенсомоторных функций
    Перестройка памяти и внимания
    Произвольная структура высших психических функций
    Глава третья. Знаковые операции и организация психических процессов
    Проблема знака в формировании высших психических функций
    Социальный генезис высших психических функций
    Основные правила развития высших психических функций
    Глава четвертая. Анализ знаковых операций ребенка
    Структура знаковой операции
    Генетический анализ знаковой операции
    Дальнейшее развитие знаковых операций
    Глава пятая. Методика изучения высших психических функций
    Заключение. Проблема функциональных систем
    Употребление орудий у животного и человека
    Слово и действие
    ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Проблема возраста
    1. Проблема возрастной периодизации детского развития
    2. Структура и динамика возраста
    3. Проблема возраста и динамика развития Младенческий возраст
    1. Период новорожденное
    2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте
    3. Генезис основного новообразования младенческого возраста
    5. Основное новообразование младенческого возраста
    6. Основные теории младенческого возраста
    Кризис первого года жизни
    Раннее детство
    Кризис трех лет
    Кризис семи лет
    ЛИТЕРАТУРА