«Волшебная сила искусства. Эта волшебная сила искусства В чем волшебная сила искусства

Меня как-то поразила простая мысль: человечество шлифует и накапливает свой нравственный опыт тысячи лет, а человек должен усвоить его, чтобы стать на уровень культуры своего времени, за какие-то 15-20. А чтобы вступить в разнообразное общение с людьми, ему этот опыт или хотя бы основы его надо усвоить еще раньше - в пять-семь лет! Какое бы разнообразие жизни и деятельности ни предоставила ребенку семья, как бы ни были развиты связи детей с людьми и окружающим миром, все равно узок будет этот мир и беден будет этот опыт без соотнесения его с нравственным опытом человечества, со всем тем богатством, которое накопило оно за свою многовековую историю. Но как сравнить свой личный опыт с тем, что уже было, что есть и должно быть, что будет? Вот для этого, по-моему, и необходимо искусство, которое вооружает человека тем, что не постигнешь простым опытом жизни. Оно как Прометеев огонь, который поколения людей передают друг другу с надеждой донести его до сердца и разума каждого, кому посчастливилось родиться человеком. Донести, чтобы каждый человеком стал.
Б.П. (инициалы автора): Думаю, не надо преувеличивать роль искусства. Человека делают обстоятельства, характер его деятельности, условия его жизни. Искусству среди этих условий тоже есть место, но, во-первых, не главное, а во-вторых, не самостоятельное: оно само, как известно, неоднородно и подчинено интересам разных классов и прослоек общества. Так что красивые слова о прометеевом огне, я думаю, даже в образном плане не соответствуют действительности. Конечно, искусство многому учит, дает знание о мире, о человеке, об отношениях между людьми, но чтобы переделывать людей, делать новорожденного человеком, - это ему не под силу.
Л.А.: Это наш старый спор, в который однажды внес свою лепту и семнадцатилетний сын. Обычно на вопрос: "Для чего человеку надо научиться читать в три года?" - мы отвечали так: уже до школы ребенок многое узнает из книг. Ему становятся доступны географические карты и справочные издания, расширяется круг его интересов, развивается его фантазия, воображение. Чтение становится его потребностью и удовлетворением. Он становится безупречно грамотным без усвоения грамматики. Наконец, это экономия времени взрослых: он перестает приставать: "Почитай, почитай!" Да и на свои многочисленные почемучкины вопросы ищет ответы в книгах. А Алеша сказал то, до чего мы, к сожалению, сами не додумались, но что является необыкновенно важным результатом раннего чтения. Вот его мысль (передаю, конечно, не буквально, но за смысл ручаюсь): наша художественная литература, в особенности детская, чрезвычайно нравственна по сути своей. Рано научившись читать и читая куда больше, чем ему читали бы взрослые, ребенок незаметно для себя обязательно приобретет нравственный эталон, образец для подражания - еще до того, как сталкивается с некоторыми теневыми сторонами жизни, до того, как начнут на него сильно влиять разные условия, в том числе и неблагоприятные. Тогда он встречается с этими условиями, как бы нравственно защищенный, уже исподволь усвоивший основные представления об отношениях между людьми: о добре и зле, о смелости и трусости, о скупости и щедрости, о многом-многом еще.
Б.П.: Получается, что влияние литературы может быть сильнее, чем влияние действительности? Даже в том случае, когда они по направлению противоположны? Что-то не верится. Слишком тогда было бы просто воспитывать людей: читать сказки и "воспитательные" рассказы с утра до вечера - и все в порядке: обеспечена высоконравственная личность.
Л.А.: Не надо иронизировать по поводу этих сказок и рассказов. Влияние их на формирование личности ребенка очень велико.
В библиотеке, где я работала, и у нас среди гостей я в своей жизни встретила лишь четверых подростков, которые не читали и не любили сказок. Было ли то совпадением, не знаю, но все они были похожи своей безапелляционностью, рационалистичностью, отсутствием живого любопытства и даже чувства юмора. Все это в разной, но заметной степени. Двое из них были очень развиты, но с ними было трудно говорить, трудно ладить. Впечатление от них описать трудно; может быть, я что-то преувеличиваю или говорю неточно, но очень четко помню: мне каждого становилось жалко, потому что они были лишены какой-то внутренней доброжелательности, необходимой для налаживания контактов с людьми. Один из них производил тягостное впечатление странного, даже больного человека, хотя был абсолютно здоров и на мой вопрос: "Как ты учишься?" - снисходительно ответил: "На "пять", разумеется". - "А почему ты читаешь фантастику?" - спросила я, записывая выбранные книги. Он скривил губы: "Не всякую. Грина, например, не люблю. Какая это фантастика - выдумки все это. Фантастика - это научное предвидение, то, что на самом деле будет, а что Грин - красивая неправда, вот и все". Он смотрел на меня холодноватыми ироничными глазами, уверенный в собственной правоте. Мне нечего было сказать ему: какими словами могла я до него достучаться, если этого не смогла сделать ярчайшая человечность и доброта Грина? Как же этот "мыслитель" будет понимать людей, как жить с ними?
Виновата ли здесь нелюбовь к сказкам? Думаю, да. Для чего создано это величайшее изобретение человечества - сказки? Наверное, прежде всего для того, чтобы передать новым поколениям уже в детстве, самом нежном, самом восприимчивом возрасте, основные нравственные понятия и чувства, выработанные вековым опытом, передать не в виде голой морали, проповеди, а в прозрачно ясной по смыслу, прелестной и забавной по форме сказке, с помощью которой детям преподносится знание о сложной и противоречивой действительности.
У нас в семье все очень любят сказки. Читаем их по нескольку раз, особенно любимые, и вслух, и про себя, и играем в сказочных героев, и смотрим сказки по телевизору. Какое же это наслаждение - видеть, как даже самые маленькие сопереживают, сочувствуют героям или негодуют, возмущаются кознями их врагов - учатся понимать, что к чему.
Смотрим и читаем мы, конечно, не только сказки. Множество детских и взрослых книг перечитали мы вслух, то растягивая удовольствие на несколько вечеров, то не отрываясь часа три-четыре подряд, читая все с начала до конца.
Так мы, например, читали "Весенние перевертыши" В. Тендрякова, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева - их нельзя было разрывать на части, никак нельзя! Слушают обычно все, даже старшие, хотя содержание для них может быть давно известно.
Я как-то не выдержала (самой любопытно стало) и спросила:
- Вы ведь уже читали, а почему слушаете?
- А знаешь, мам, когда читаешь про себя, получается так быстро, что не успеваешь себе представить в деталях. Сливается все, как при езде на большой скорости. А вслух ты читаешь медленно, и все вдруг приобретает краски и звуки, оживает в воображении - успеваешь и рассмотреть и поразмышлять.
- Пешеходом-то, выходит, лучше быть? - засмеялась я, удивленная и обрадованная неожиданным открытием сына.
Мы не проводим после чтения никаких "бесед по поводу". Я совершенно не могу задавать вопросов детям с какой-либо воспитательно-дидактической целью - боюсь разрушить цельность впечатлений и чувств. Единственно, на что я отваживаюсь, так это на какие-нибудь реплики по ходу того, что читаем, иногда просто трудно от них удержаться.
Б.П.: Было время, я скептически относился к сказкам, к художественной литературе, к фильмам, спектаклям - считал их развлечением, отдыхом, в общем, делом не очень серьезным. Бывает даже, и сейчас не без досады бросаю какое-нибудь дело и иду - по приглашению ребят или мамы - посмотреть что-нибудь по телевизору. А потом говорю: "Спасибо". Действительно, очень это нужно - посидеть рядышком с малышами, прижаться друг к дружке, если страшно; вытереть слезы одним платком, если горько; прыгать и хохотать, обнимая друг друга, если радостно и хорошо.
Л.А.: Такое вот сопереживание и есть один из самых надежных способов ориентации детей в сложном мире человеческих чувств: чему радоваться, когда негодовать, кого жалеть, кем восхищаться - ведь именно этому учатся они у нас, когда мы вместе читаем, вместе смотрим, вместе слушаем что-нибудь. Заодно и собственные взгляды и чувства проверяешь - не устарели ли? Не заржавели ли? Значит, и нам, взрослым, это нужно.
И очень нужно еще одно. Я сама это поняла по-настоящему, когда стала читать ребятам книги Носова, Драгунского, Алексина, Дубова… Они считаются книгами для детей. Для меня было открытием, что эти книги прежде всего для нас, родителей! И для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к детям. Я теперь не могу представить себе, как я понимала бы своих ребят, не зная книги Януша Корчака "Когда я снова стану маленьким", или повести Ричи Достян "Тревога", посвященной людям, позабывшим свое детство, или "Беглеца" Дубова, или "Сережу" Пановой, или удивительные книги о детстве Л.Толстого, Гарина-Михайловского, Аксакова? Писатели словно пытаются достучаться к нашему взрослому сознанию и сердцу: смотрите, слушайте, поймите, оцените, любите Детство! И помогают нам понять детей, а детям понять взрослых. Вот поэтому я читаю то, что читают мои дети, могу отложить все дела в сторону и прочесть книгу, которую сын читает в третий раз подряд.
Теперь о телевизоре. Он может стать настоящим бедствием, если заменит все: книги, занятия, прогулки, семейные праздники, встречи с друзьями, игры, беседы - короче, заменит саму жизнь. И он же может быть помощником и другом, если использовать его по назначению: как информатора, как способ встречи с интересными людьми, как волшебника, который, экономя наше время, доставляет нам лучшие произведения искусства прямо на дом. Надо только знать, что у этого волшебника есть один недостаток: поскольку он обязан удовлетворить миллионы клиентов с самыми разными вкусами и потребностями (а экран-то один!), он работает без передышки сразу в четырех лицах (то есть по четырем программам) для всех разом: разбирайтесь сами, кому что нужно. И остается только определить, что именно нам надо. Для этого и существуют программы. Мы заранее отмечаем, что хотелось бы посмотреть: три-четыре передачи в неделю, а иногда одну-две, бывает - ни одной. И все. И никаких проблем.
Думаю, проблемы здесь опять-таки творим мы сами, взрослые, когда устраиваем, например, "смотрение" всего подряд.
Ведь это значит: долгое сидение, избыток впечатлений, переутомление, и для детей в первую очередь. И все-таки это, по-моему, не самый худший вариант. Страшнее не выключенный весь день телевизор. Смотрят его или не смотрят, неважно: он включен, и диктор может улыбаться и говорить сколько угодно - никому, и артист может плакать и взывать к чувствам и рассудку… пустого кресла.
Мне всегда бывает грустно видеть ребенка, с тупым видом крутящего ручку настройки и взирающего равнодушно на все, что там, на экране, мелькает. Это нелепо, бесчеловечно! Что из того, что это лишь ящик, экран - ведь на экране то, что люди делали для людей, стремясь сказать, передать, донести им что-то. Когда ребенок плачет, переживая несчастье деревянной куклы, - это нормально. А если ребенок безразлично скользит взглядом по искаженному болью лицу живого человека, здесь происходит убийство чего-то человеческого в человеке.
Б.П.: Может быть, это уж слишком - убийство? Ребенок же понимает, что это артист, что на самом деле…
Л.А.: Придется вспомнить один грустный эпизод. Наш хороший знакомый, между прочим, умный и вроде бы добрый человек, решил утешить девочек, горько плачущих из-за того, что Герасиму пришлось утопить Муму.
- Зачем? Ну зачем он это сделал, мамочка? - в отчаянии шептала мне трехлетняя дочурка, заливаясь слезами и боясь смотреть на экран. И вдруг спокойный, с улыбкой, голос:
- Ну что ты, чудачка, ведь это он не на самом деле ее топит, это же артисты. Сняли кино, а потом вытащили. Небось где-нибудь живая до сих пор бегает…
- Да? - удивилась девочка и с любопытством уставилась на экран. Я просто захлебнулась от возмущения - слов не было, а было омерзительное чувство, будто при тебе совершили подлость, а ты не воспротивилась этому. Да так оно и было, по существу, хотя, кажется, наш знакомый так и не понял, что он такое особенное сделал. Ведь добра желал, а кроме того, сказал-то, по существу, правду…
А была это ложь, а не правда! Ложь, потому что на самом-то деле Муму была утоплена, потому что несправедливость и жестокость существуют в реальной жизни, их надо ненавидеть. Конечно, лучше этому учиться в реальной жизни. Не только переживать, глядя на экран, а бороться с действительной несправедливостью, когда ее встретишь. Верно, но для того чтобы бороться против лжи, несправедливости, подлости, мерзости, надо же научиться видеть их, различать под любым обличьем. Именно этому и учит искусство, учит тянуться к высокому, светлому, какие бы странные и непривычные формы оно ни принимало, учит сопротивляться всему бесчеловечному, в какие бы маски оно ни рядилось. Надо только понимать его язык и отличать подлинное искусство от мнимого, но этому-то и надо учиться сызмальства на лучших образцах мировой и нашей, советской культуры.
С грустью сознаю, что мы упустили здесь многое: наши ребята почти не знают истории живописи, музыки, не говоря уж о скульптуре и архитектуре. Они редко бывали в театре, даже в кино мы ходим с ними нечасто. Вряд ли они назовут многих прославленных композиторов, художников, архитекторов, вспомнят их произведения. И произошло так не потому, что мы не хотели дать эти знания детям, - просто не хватило нас на это, к огромному моему сожалению. Но есть у меня одна утешительная мысль, ею я хочу хоть немного оправдаться. Она заключается вот в чем. Что важнее: узнавать на слух, кому принадлежит та или иная мелодия, или чувствовать эту мелодию сердцем, откликаться на нее всем существом? Что лучше: знать наперечет все картины Рафаэля или замереть в благоговении даже перед простой репродукцией "Сикстинской мадонны", впервые ее увидев? Наверное, хорошо, чтобы было и то и другое. Конечно, не зная, когда, кто и зачем создал произведение, не постигнешь его глубины, не прочувствуешь его по-настоящему. И все-таки от знания зависит не все, далеко не все! Когда я вижу детей, которые со скучающими лицами поют в хоре или как-то бесстрастно исполняют сложные пьесы на рояле, мне становится неловко: зачем это? Зачем умение, если душа молчит? Ведь музыка - это когда человек человеку без слов говорит о самом сложном и самом личном. А тут никаких переживаний. Нет, пусть лучше будет наоборот: не быть знатоком, но уметь чувствовать.
Мы иногда любим с ребятишками слушать тишину ночи, можем остановиться и смотреть на неповторимую прелестную игру заката, или на чудо настоящее - инеем покрытый сад, или замираем в темной комнате у пианино, слушая совсем простую мелодию, которую играет Аночка так проникновенно и нежно… По-моему, все это тоже приобщение к искусству.
Б.П.: И все же я стою на том, что человек сам должен действовать, пробовать, творить, а не просто усваивать то, что сделал кто-то. Даже в области искусства. Мне кажется важным, что в наших домашних концертах, представлениях ребята сами делают декорации, сочиняют стихи, даже пьесы и песни. Разве это тоже не приобщение к искусству?
Наши семейные праздники
Л.А.: Праздники у нас бывают, как мне иногда кажется, даже чересчур часто, потому что ко всем всенародным праздникам, которые мы очень любим и всегда отмечаем в семье, присоединяются еще внутрисемейные торжества. Иногда, устав от очередных пирогов и пирожков, которые надо напечь каждый раз человек на пятнадцать-двадцать, я в шутку напеваю: "К сожаленью, день рожденья десять раз в году." Есть, правда, и одиннадцатый, хотя он скорее первый. Это день рождения нашей семьи - не день нашей свадьбы, а день нашей встречи, потому что главное все-таки встретиться и не пройти мимо. И к этому дню мы покупаем яблоки и пирожные и каждое делим пополам, как когда-то, много лет назад, в первый день нашей встречи. Это теперь одна из наших традиций. Их у нас не очень много, но они дороги нам и живут долгое время.
Как же проходят наши семейные торжества? Иногда ребята готовят пригласительные билеты, чаще обходимся приглашениями устными: "Добро пожаловать на наш праздник." Задолго до вечера дом наполняется шумом и суетой. Сверху, из мансарды, доносятся визг и взрывы хохота - там идет примерка костюмов и последняя репетиция, иногда, правда, она же и первая; у артистов не всегда хватает терпения на несколько репетиций, они предпочитают экспромт. Получается сюрприз не только для публики, но и для себя. Внизу, на кухне, дым стоит столбом (иногда буквально) - здесь заняты приготовлением пиши уже не духовной, а вполне материальной. И поэтому тут, как правило, не до смеха, иначе что-нибудь подгорит, сбежит, ошпарит. Я едва держусь на ногах от жары, суеты, шума и переживаний.
Кажется, все готово, можно уже накрывать на стол и звать гостей. Это сделают девочки, а я пока отдохну и отвечу на вопрос, который нам иногда задают: "И зачем вы возитесь с пирогами, тестом, времени вам, что ли, не жалко? Купили бы торт или готовое что-нибудь, и никаких хлопот". Что на это сказать? Верно: хлопот никаких, но ведь и радости куда меньше! Сколько удовольствия всем от одного только запаха теста. И каждому можно потрогать, помять его в ладошках - какое оно нежное, податливое, теплое, словно живое! И можно самим вылепить из него что хочешь, и украсить как вздумается, и сделать настоящий веселый колобок, и осторожно вынуть его из печки, и отнести в подарок бабушкам, и гордо сказать: "Это я сам сделал!" Как прожить без этого?
А вот и концерт готов, артисты уже в костюмах, зрители усаживаются на креслах перед "занавесом", отделяющим "сцену" от "зрительного зала".
Все номера готовят сами ребята, они составляют программу вечера, выбирают конферансье, мальчики подготавливают световые и, разумеется, шумовые эффекты. "Занавес" раздвигается не просто так, а с помощью хитроумного устройства. Но любовь к экспромтам подводит, и без подготовки получается:
- Скорей, скорей - уже тебе надо!
- Я не могу - забыл.
- Ну ты иди.
- Нет, ты!
- Тише… тихо! - На сцену выпихивают раскрасневшегося "конферансье" и:
- Мы продолжаем наш концерт…
В программе: стихи и песни (в том числе и собственного сочинения), пьесы (только собственного сочинения), музыка (пианино), еще музыка (балалайка), акробатические номера, танцы, пантомимы, клоунада, фокусы… В некоторых номерах сочетаются чуть ли не все жанры разом.
Нередко "публика" принимает участие в выступлениях, "артисты" становятся зрителями. Смех, аплодисменты - это все настоящее. А главное - настоящее волнение перед выступлением, и старание сделать как можно лучше, и радость за другого, когда все получилось хорошо, - вот это главное.
После такого бурного начала и застолье получается бурным и веселым. Все чокаются, и по очереди произносят тосты или поздравления виновнику торжества, и пьют из больших стаканов - сколько хочешь! - лимонад. Да, дети вместе со взрослыми за столом, и вместо разноцветья винных бутылок на столе лимонад, виноградный сок или морс собственного изготовления. Мы так даже Новый год встречаем. И скучно нам не бывает. Главное - чокнуться, и посмотреть друг другу в глаза, и сказать самые добрые слова на свете…
Б.П.: Нам не верят, когда мы рассказываем, что у нас месяцами и даже, бывает, годами стоят нераспечатанные бутылки с вином, привезенные кем-нибудь из гостей, впервые попавших в наш дом. И не потому, что у нас сухой закон или чей-то запрет. Просто ни к чему оно нам, это бутылочное счастье, ни к чему, и все. Так же, как и папиросы, кстати сказать. И у наших ребят-подростков отношение к этим атрибутам мнимой мужественности определенное: ни любопытства, ни тяги, но достаточно осознанное отвращение.
Л.А.: На мой взгляд, это просто нормально. Ведь не заражает же сам себя человек туберкулезом, раком или чем-нибудь подобным. Ненормально другое: знать, что отрава, болезнь, и все-таки в себя ее силком впихивать, впихивать, до тех пор, пока она там внутри не вцепится во все печенки и не сделает из человека гнилушку.
Б.П.: И здесь у нас есть свои традиции. Ведь как в дни рождения обычно бывает: все подарки, все внимание - новорожденному, а матери, главной виновнице торжества, выпадают в этот день одни хлопоты. Мы решили, что это несправедливо, и наш именинник в свой день рождения сам преподносит маме подарок. Так повелось у нас уже давно, с тех самых пор, как первый сын был в состоянии подарить что-то сделанное им самим.
Кончается наш праздник на крылечке, иногда с фейерверками и бенгальскими огнями. Мы провожаем гостей и кричим хором с порожка:
- До сви-да-ни-я!

Сочинение

Сочинение

Волшебная сила искусства

Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов — литература встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы учимся отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.

Литература учит чувствовать, понимать, сопереживать. Ведь каждая книга заставляет нас задуматься о том, что же хотел донести автор своим произведением. Какую мысль он вложил в свое творение? Узнавая новых героев, постигая их чувства и мысли, мсы начинаем лучше разбираться в людях, окружающих нас, а главное в себе. Недаром, многие великие деятели культуры и науки в минуты душевного волнения брали в руки художественную литературу. Они находили в ней спокойствие и удовлетворение. Книги способны помочь, найти верный жизненный путь, разыскивая который мы часто путаемся.

Но это не все достоинства литературы. Благодаря ей мы узнали много нужной и полезной информации. Так, например, о походе князя Игоря было сохранено очень мало источников, а литературное произведение «Слово о полку Игореве» пролило свет на многие неизвестные факты.

Описывая быт и нравы своего века, писатель помогает нам составить картину времени.

Книга даже способна повлиять на ход реальной жизни читателя. Например, прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», многие люди, жизнь которых была сходна с судьбой героя этого произведения, воспряли духом и нашли в себе силы жить дальше.

Думаю, в этом и есть великая сила искусства литературы.

Разделы: Литература

Тема: Волшебная сила искусства.

Эпиграфы:

Высоких нот приемлю торжество,
Высоких чувств любви и вдохновенья,
Святую веру безвременья
И светлого искусства мастерство.

П.Тихонов.

Звуки скрипки всё живое,
Спящее в тебе разбудят…
Всё - в этой музыке,
Ты только улови.

А.Романов (гр. «Воскресенье»)

Цели урока:

  • Расширять и углублять читательский опыт учащихся через знакомство с художественными произведениями, осмысление их, развитие способности давать личностную оценку прочитанному и соотносить свою позицию с позицией других людей (музыкантов, художников).
  • Учить читать и воспринимать художественный текст как произведение искусства.
  • Через сопоставление влияния произведений различных видов искусства на людей учить понимать и ценить произведения искусства, ощущать на себе силу их влияния.
  • Приобщать учащихся к художественному миру писателя, вырабатывать умение целостного восприятия и анализа произведения как пути к пониманию авторского замысла.
  • Формировать положительную мотивацию изучения художественных произведений в учебном году; создать на уроке позитивный эмоционально-психологический климат.
  • Оборудование:

      1. Иллюстрации церкви Покрова на Нерли, собора Василия Блаженного, статуи Венеры Милосской…
      2. Репродукции картин русских художников: «Портрет А.П. Струйской» художника Ф.С. Рокотова
        «Джоконда» Леонардо да Винчи
      3. Мультимедиа

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Вступление к уроку.

    Литература - вид искусства, поэтому тему урока-эпиграфа ко всему курсу литературы 10 класса я решила расширить и сегодня хочу предложить вам разговор о «волшебной силе искусства».
    - Что означает слово «искусство»? Составим синонимический и ассоциативный ряды.

    (На экран выводятся предложенные учащимися синонимический, ассоциативный ряды и значения слова по словарю С.И.Ожегова
    искусство, творчество, мастерство, созидание, художественная деятельность; вдохновение, музыка, театр, скульптура, литература, красота, восторг, восхищение, образность, гармония; Искусство: 1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2.Умение, мастерство, знание дела. 3.Самое дело, требующее такого умения, мастерства.)

    Исходя из записанного, скажите, какое воздействие искусство должно оказывать на человека?

    (Искусство радует нас гармонией красоты, вызывает восторженные чувства, потрясает душу, пробуждает вдохновение.)

    В этом году нам предстоит познакомиться с произведениями И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова–Щедрина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, к творчеству которых до сих пор не угас интерес во всём мире. Известны случаи, когда иностранцы учат русский язык, чтобы прочитать в подлиннике поразившие их творения наших мастеров. А студентка Бернского университета в Швейцарии выучила язык, когда увидела на сцене зажигательные русские народные танцы. Наверное, поэтому и стоит говорить о волшебной силе искусства. Попробуем сегодня проверить это утверждение.

    III. Работа по теме урока.

    Прослушаем песню «Музыкант» А.Романова, руководителя группы «Воскресенье», в исполнении Константина Никольского. (Текст песни на каждой парте)

    Прошу отметить слова, выражения, которые затронут вас.
    («…звуки скрипки всё живое, спящее в тебя разбудят…», «…если ты ещё не слишком пьян…» «…о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви…» «…что творится, что творилось на твоёй земле, всё в этой музыке – ты только улови…» «устала скрипка» «немой футляр» «мелодия осталась».)

    Какие образы, ассоциации, мысли вызывают эти строки?

    (Талантливая музыка, проникновенный голос скрипки, сравнимый с человеческим, может пробудить дремлющие чувства, заставить задуматься не только о собственной судьбе, а обо всём, «что творится на твоей земле», сделать «соработником».
    Страшно, если скрипка устанет и замолчит, перестанет «жечь сердца людей». «Немой футляр» укоризненно будет напоминать «сосуд, в котором пустота». Но энергия голоса скрипки по закону физики исчезнуть не может, она лишь не слышна из-за шума людского, суета мешает ощутить человеку её чудесные прикосновения к струнам души.)

    Почему эти образы тревожат, врезаются в память, запоминаются?

    (Человек, самый чёрствый, неэмоциональный, создан гармоничным, значит, в душе его должен жить, теплиться огонёк Любви, который, даже тлеющий, можно постараться раздуть, чтобы вернуть теряющим лик, образ и подобие Создателя.)

    А в каких строчках песни сказано самое главное? Какие важные в жизни человека вопросы ставит автор?

    («Зачем явился ты на свет…»
    Каждый ли человек способен понимать произведения искусства?
    В чём назначение искусства и какова сила его воздействия на людей?
    Человек ответственен за то, что происходит вокруг. «Ты только улови»,- призывает автор. Улови - значит старайся услышать главное, не отгораживайся от жизни. Рядом всегда есть те, кто напомнят «…о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви…». Имя им – Мастера.)

    В чём сила таланта скрипача и как она проявляется?
    - Каково ваше отношение к музыке?
    - Что можно сказать об авторе песни?

    2. Обратимся к литературному очерку Г.И. Успенского «Выпрямила», написанному в 1885 году.

    (Произведение прочитано учащимися к уроку)

    Кто является героем произведения?

    (Героем очерка является «сельский учитель Тяпушкин, смятый «утомительной школьной работой», «массой ничтожных…ежедневных волнений и терзаний», но не лишённый проявлений жаждущей совершенства человеческой души».)

    Каково душевное состояние Тяпушкина? Каков образ его жизни?

    («Всё это продолжалось…», «потрясло меня…», «умышленное заговаривание», «ощущение какого-то беспредельного несчастья…». «Сижу в холодной…», «Поедом съесть…», «Воротившись в свой угол…», «подавлен…». «В губернском городе… я изныл душой…». «Глубоко закручинился…», «Ровно ничего ласкового…». «Рваный полушубок, самодельная кровать, соломенные подушки…», «Несчастье сверлит мозг…», «Берлога» (а не комната), «Горе моей жизни…»)

    Что придаёт ему сил, «ободряет», «оживляет»?

    (Сон, «что-то хорошее» Тяпушкин вспоминает, «как 12 лет назад в Париже в Лувре увидел Венеру Милосскую».)

    Какое впечатление произвела на него статуя богини и почему?

    («Что со мной случилось?», «в чём тайна?» Пришедший сюда «без малейшей нравственной потребности »,
    «похожий на скомканную перчатку», он вдруг почувствовал: «…выпрямило меня».)

    Какой он увидел Венеру Милосскую? Соответствует ли его представление о женской красоте красоте богини-женщины?

    (…Нет, не соответствует.)

    Почему же впечатление героя не зависело от внешнего несоответствия его идеалу?

    (Произведение искусства притягивает чем-то иным.)

    Но ведь случилось так, что он «опять позволил скомкать себя». Значит ли это, что Тяпушкин «сдался», что влияние произведения искусства оказалось кратковременным? Как бы вы ответили на этот вопрос и как отвечает автор?

    (Жизнь сложна, заставляя Тяпушкина решать ежедневные актуальные проблемы, она изгладила из памяти героя сильное эмоциональное впечатление. Но даже воспоминание о произведении искусства может изменить человека. Так меняется и мироощущение учителя, он осознаёт свою значимость, нужность людям: «…великое художественное произведение укрепляет меня в моём тогдашнем желании идти в тёмную массу народа… мне по моим силам можно и должно идти туда… Я пойду туда и буду стремиться к тому, чтобы начинающий жить человек - народ не позволил себя унизить».)

    Почему очерк называется «Выпрямила»?

    (Именно такое воздействие оказала на героя статуя. Для Тяпушкина страшно «…потерять счастье ощущать себя человеком»,и он уверен, что великое произведение искусства обладает живительной силой, которая очищающее действует на душу и наделяет энергией униженное существо, помогая ему духовно и физически совершенствоваться.)

    3. Познакомимся с небольшим по объёму произведением В.Вересаева «Состязание».

    (Учитель читает рассказ о состязании двух художников (учителя и его ученика) до эпилога, когда народ выносит своё решение, определяет победителя).

    Какой из двух картин вы отдали бы предпочтение, картине прославленного художника Дважды Венчанного или картине Единорога? Почему?

    (Работа в группах. Завершение чтения рассказа и обмен мнениями между группами.)
    .
    - Как вы думаете, почему отдали предпочтение картине Единорога? Почему ученик победил учителя в споре о красоте?

    (Учитель мучился, искал идеал женской красоты, нашёл его и, используя своё непревзойденное мастерство, создал удивительную картину. Она вызывала восторг перед неземной, необыкновенной женщиной. Рядом с этой красотой меркло всё вокруг, казалось несовершенным, низким, ничтожным. Единорог, казалось, не мог превзойти учителя в мастерстве исполнения, но его совершенно земная «Зорька» была одухотворена любовью. Ученик превзошёл учителя по силе чувств, вложенных в произведение. Его картина позволяла видеть и помнить красоту вокруг себя.)

    (Автор показал, что внешняя красота пленит, чарует, но выше красота внутренняя. Глаза влюблённого человека во всём, что его окружает, видят прелесть и великолепие. Возлюбленная всегда самая прекрасная, лучшая. И сколько бы ни прошло лет, она всегда остаётся ею, хотя меняется внешне.

    Вспоминаются слова В.Шекспира:

    Её глаза на звёзды не похожи,
    Нельзя уста кораллами назвать…
    Не знаю я, как шествуют богини,
    Но милая ступает по земле.

    Картина Единорога освещена любовью. Именно такой свет, похожий на свет яркой звезды на тёмном небосклоне, по-настоящему согревает сердца людей (вспомним старуху и старика в рассказе)

    Видимо, среди произведений искусства, сам писатель отдаёт предпочтение тем, которые несут радость, духовное раскрепощение, любовь и свет, «открывают глаза» на красоту мира.)

    Что можно сказать о взаимодействии Творца, художника и личности, познакомившись с рассказом В.Вересаева?

    (Зритель является объектом влияния художника, именно на него направлена энергетика художественного произведения, положительная или отрицательная, возвышающая душу или порабощающая её.)

    4. Теперь я предлагаю вашему вниманию стихотворение Николая Заболоцкого «Любите живопись, поэты…» и портрет А.П. Струйской кисти русского художника Ф.С.Рокотова.

    (Тексты размножены на каждую парту, на экране – портрет А.П.Струйской)

    - В чём необычность женского образа напортрете?
    - Давайте посмотрим, совпадает ли ваше впечатление с мнением поэта Н. Заболоцкого.

    (Чтение стихотворения учителем )

    Почему так различно восприятие или о чем говорит сходство восприятия вашего и поэта?

    (Работа по вопросам в группах с последующим обсуждением в классе)

    а) О каких особенностях языка живописи говорит Н.Заболоцкий?
    б) Сколь высоко оценил поэт и его лирический герой творение художника?
    в) Только ли о влиянии живописи на человеческую душу можно говорить, читая Н.Заболоцкого? Что можно сказать о поэте?
    г) Какие средства выразительности языка, какие приёмы создания образа использует поэт, чтобы передать своё восхищение?
    д) Можно ли, опираясь на эти произведения, подтвердить или опровергнуть утверждение, вынесенное в заглавие урока?

    (Н.А.Заболоцкий считает, что лишь живописи единственной дана возможность запечатлевать прекрасные мгновения на полотне, улавливать душевные изменения, находить отзыв в сердце зрителя, следовательно, мастерство живописца – волшебство, с помощью которого возможно влияние на человека. Но мы увидели и мастерство поэта, способного передать свои чувства: удивление, восхищение, очарование – от созерцания живописного полотна. Влияние любого шедевра на человеческую душу бесспорно.)

    5. В заключение я расскажу вам сказку об Охотнике.

    Как-то давным-давно, когда люди ещё одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать её стрелой из своего лука, ни один олень не позволил ему поразить себя копьём. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе, какую брань обрушат на него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

    Он вошёл в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя. Зверь на его глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога Леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, но не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в этот день убивать кого-нибудь из зверей.

    Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрёка, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок сотового мёда и протянул его охотнику.

    Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

    (Охотник заслужил свою награду за яркий рассказ. Он не солгал людям. Он поведал им одну из первых сказок. И его накормили именно за сказку. В пещере произошло великое волшебство: люди слышали слова, а перед их глазами возникли целые картины удивительных происшествий, вызвавшие испуг за Охотника. Рассказ Охотника был не просьбой о прощении и не жалобой, а поэзией.)

    IV. Подведение итогов.

    В чём же волшебная сила искусства?

    Иван Бунин в очерке поэту И.С.Никитину ответил так: «Я не знаю, кто называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчётно рвущееся из глубины сердце. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца.»

    А как бы ответили вы?

    V. Домашнее задание .

    Творческая работа по выбору учащихся:

    А) Письменная работа:

    1. В чём я вижу волшебную силу искусства?
    2. Рассказ (очерк) об испытанных вами однажды чувствах (при просмотре спектакля, фильма), впечатлениях (от увиденной картины, скульптуры, архитектурного сооружения, услышанного музыкального произведения).

    Б) Создайте своё произведение искусства (рассказ, стихи, картины, поделки, вышивка, резьба по дереву…)

    Список использованной литературы

    1. В.Г.Маранцман. Литература Учебное пособие для 9 класса средней школы (стр.6)
      Москва «Просвещение» 1992.
    2. Литература. 5 класс. Учебное пособие для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев. Авторы-составители М.Б.Ладыгин и Т.Г.Тренина. Москва Издательский дом «Дрофа» 1995.

    Немало затрачено слов, чтобы обозначить или проиллюстрировать пресловутую силу того, что мы зовём искусством, в нашем случае – литературой. Ищут корни этого влияния, перемывая технические подробности письма (что, безусловно, важно), строят теории, придумывают модели, борются школами и мнениями авторитетов, вызывают духи древних божеств и призывают в помощь новомодных экспертов… Но как это происходит – остаётся совершенно непонятным.

    Вернее, имеется наука, которая называется литературоведение, есть актуальная теория чтения, есть гипотеза о разных формах психоактивности человека пишущего, равно как и человека читающего, но до главного они как‑то не доходят. Мне кажется, если бы дошли, разрешение этой загадки, как открытие ядерной физики, в считанные годы перевернуло бы наше представление о нас самих.

    И лишь самые «странные» из теоретиков знают – сила искусства в том, что она не перелопачивает опыт человека снизу доверху, она как бы достраивает его, не конфликтуя с ним, И чудесным образом превращает этот опыт, который многие полагали едва ли нужным, а то и вовсе непригодным к использованию хламом, в новое знание, если угодно – в мудрость.

    ОКОШКО К МУДРОСТИ

    Когда я ещё только задумал написать эту книжку и рассказал о ней одному знакомому издателю, он очень удивился: «да почему ты, – спросил он, – считаешь, что писать роман – единственный выход? Пусть лучше они читают книжки, это куда проще». По‑своему он был, конечно, прав.

    Читать, разумеется, проще, легче и приятнее. Собственно, люди так и делают – они читают, находя в мире этих Скарлетт и Холмса, Фродо и Конана, Брюньона и Турбиных все значимые для них переживания, идеи, утешение и частичное решение проблем.

    Да, читал книгу, ты испытываешь то же, что и автор. Но только раз в десять – двадцать слабее!

    И признавая чтение очень мощным средством, всё‑таки давай попробуем представить, чего сможем добиться, если сами выработаем партитуру Пресловутой «медитации»? А потом самостоятельно «аранжируем» все, как в таких случаях положено? Разумеется, не упуская из виду, что делаем это в полном Соответствии с собственными, глубоко ЛИЧНЫМИ представлениями о проблеме?…

    Представил? Да, я тоже представляю с трудом, лишь в малой степени догадываясь о том эффекте, который способна оказать на автора правильно организованная и хорошо написанная книга. Я – романист, знаток текстов и людей, которые профессионально занимаются книгой, вынужден признать, что не знаю, как, почему и в какой мере это происходит. Но то, что это работает с ошеломительной силой, что иногда меняет существо автора кардинально – за это ручаюсь.

    Конечно, все чуть‑чуть сложнее, чем я тут изображаю. Роман на роман не приходится, автор автору тоже рознь. Иногда и среди писателей попадаются такие «редиски», что просто диву даёшься, а пишут по‑соловьиному – легко, звонко, убедительно, красиво! Все дело, наверное, в том, что без романов они были бы ещё хуже, творили бы злые дела или превратились бы в откровенно несчастных людей, делая несчастными родных и близких.

    В любом случае я утверждаю, что роман, само писание этой как бы совсем не обязательной монографии, служит средством изменения личности автора, привлекая редчайшее свойство психологической изменяемости, вернее, метаморфной креативности. Потому что является своего рода окошком к правде, распахнутым в себя самого. А уж как мы воспользуемся этим средством, что увидим в окошке, какую мудрость способны будем получить в результате – это, как говорится, Бог весть. На том вся жизнь построена, что каждый лишь за себя ответчик, не так ли?


    (410 слов) Что такое искусство? Это то, что вызывает трепет в душе. Оно способно тронуть даже самые черствые и окаменевшие сердца. Творчество привносит в жизни людей красоту и дает возможность соприкоснуться с ней через музыку, живопись, архитектуру, литературу… Великая сила искусства направляет нас к добру и свету, вселяя в наше сознание надежду и ощущение значимости в этом мире. Порой лишь через нее мы можем выразить всю радость или боль, отчаяние или счастье. Чтобы аргументировать свои утверждения, приведу примеры из книг.

    В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» главный герой лишился своей жены и сам едва остался в живых. Это событие выбило его из колеи обыденности. В какой-то момент он понял, насколько бессмысленно все его существование, наполненное бытом, накопительством и рутиной. Под властью этих эмоций он играет на скрипке, изливая всю свою душу и все свои печали через звуки музыки. Тут его мелодию услышал еврей по имени Ротшильд, и она не оставила его в стороне. Он пошел на зов творчества. Никогда раньше за всю свою жизнь Яков Матвеевич не чувствовал жалость к кому-либо, да еще и к человеку, который раньше вызывал у него лишь презрение. И он, когда-то жадный и эгоистичный, отдал свой инструмент Ротшильду, вместе со всей своей музыкой – невероятным творением искусства. Эта скрипка и музыка Якова подарили Ротшильду славу, признание и шанс на новую жизнь. Так, сила творчества помогла людям открыть в себе положительные стороны, найти взаимопонимание, а кому-то из них даже помогла изменить свою судьбу.

    В произведении И.С. Тургенева «Певцы» мы тоже можем найти интересный пример. Автор посвятил рассказ русскому народу и его отношению к искусству, ведь он сам знал, что такое народное творчество и русская душа. В этом произведении он показывает нам, насколько сильна может быть сила музыки, и как глубоко песня может затронуть сердца людей. Во время выступления Якова, надтреснутый голос которого был наполнен глубокой чувственностью, люди плакали, слушая его песню. Автор, пытаясь передать все свои эмоции и ощущения от услышанного и увиденного, говорил, что очень долго не мог сомкнуть глаз в ту ночь, ведь в ушах у него постоянно разливалась прекрасная песня Якова. Значит, сила искусства может воздействовать на чувства людей и управлять ими, очищая и возвышая душу.

    Искусство – оно для всех. Для грубых и черствых, для добрых и чутких, для бедных и богатых. Кем бы не являлся человек, какой бы личностью не был, великая сила творчества всегда будет побуждать его на прекрасные поступки, будет сеять в душе чувство прекрасного, воплощать настоящие чудеса. Очищающая и возвышающая энергия искусства дает нам возможность жить правильно – по законам добра и красоты.