Викторины по теме литературные авторы. Литературная викторина. II. Устное народное творчество

Мураметова Луиза Рахманкуловна

Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы. Мероприятие предназначено для проведения в рамках недели русского языка и литературы,недели Книги в 9-10 классах. Игра поможет учащимся вспомнить изученные художественные произведения и узнать много интересного и познавательного, отвечая на предложенные вопросы.

Цель : привлечь учащихся старших классов к изучению русского языка и литературы и к чтению книг при помощи познавательных вопросов.

Оборудование : проектор, компьютер, волчок, допускается расчерченная доска

Ход игры

1. Знакомство с правилами игры

Мероприятие, посвященное Неделе Книги, проведем в форме игры «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Класс разделится на команды, каждая команда выберет капитана, придумает название. Сначала играет одна команда, затем другая. Вы будете играть против команды учителей и учеников нашей школы. Первая команда знатоков садится за стол, раскручивают волчок, выбирая номер вопроса, на раздумье дается 30 секунд, затем отвечают на вопрос. Отвечает тот знаток, которого называет капитан. Если ответ верен, команда получает очко, если ответ неверен – очко получает команда учителей и учеников. Каждая команда отвечает на 10 вопросов.

1 Раунд «Разминка». Вопросы задаются каждому участнику отдельно

1. Объясните, каким образом связаны между собой слова ШАБА’Ш и СУББОТА

Шабаш – довольно, хватит;

суббота (из еврейского языка)-

отдых – день отдыха.

2. Как заканчивается название одной из пьес А.Н. Островского «Свои люди - ...»?

сочтемся»

3. О героине какого произведения идет речь :

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? Оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины.

Татьяна Ларина из «Евгения Онегина»

4. Кому Державин посвятил свою оду «Фелица»?

Екатерине Великой

5. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора. «Предки и бэби»

«Отцы и дети» Тургенева

6. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора.«Шнобель»

«Нос» Гоголя

7.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Мороз и солнце. День чудесный...»

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись…

8.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.

«Я пришел к тебе с приветом…»

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало

9. Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

«Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина

10.Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова

11.Персонаж какого произведения получил от отца следующее наставление:

«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам».

Гоголь «Мертвые души», Чичиков

12.Значение русского слова АБЕВЕГЕ мы привыкли узнавать в другом звучании. Назовите его .

«Азбука»

13. Перед вами несколько репродукций с картин русских художников (Суриков «Боярыня Морозова», Репин «Царевна Софья», Флавицкий «Княжна Тараканова»). Героине какой из картин посвящены строки, созданные В. Шаламовым ?

Перед ней склоняются иконы,

Люди – перед силой прямоты

Яростно земные бьют поклоны

И рисуют в воздухе кресты.

И над толпой порабощенной,

Далеко и сказочно видна,

Непрощающей и непрощенной

Покидает торжище она.

«Боярыня Морозова», Суриков

14. Какой композитор положил музыку на стихотворение Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…»?Кому Пушкин посвятил эти строки?

Глинки, Анне Керн

15.Замените выделенное словосочетание одним иностранным словом, равным по значению.Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом.

Свитер

16. Дайте три лексических значения слову БОКС.

1. Мужская стрижка;

2. Вид спорта;

3. Отгороженная часть помещения в лечебных учреждениях для изолированного содержания больного

17. Кем по роду занятий был Кирибеевич из «Песни про царя Ивана Васильевича…»?

Опричник

18. Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан.

Почему он так поступил?

Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали.Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит

19. Запишите одним словом 3724-летие.

трёхтысячесемисотчетырёхлетие

20. Как одной крошкой накормить досыта всю семью?

Добавить к ней букву О и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам

Раунд 2. «Кто во что горазд» (По таблице)

«В мире животных»

10. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому.

(от верблюда)

20. Именно они явились во сне гоголевскому Городничему: «…пришли, понюхали и пошли прочь…».

(две необыкновенные крысы)

30. К этому дикому животному один советский писатель приравнивает первую любовь.

Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман)

40. Главный герой этой повести Джека Лондона Бэк был сыном сенбернара и шотландской овчарки.

(«Зов предков»)

50. Древние римляне говорили: «Там лежит заяц». А что говорим мы?

(вот где собака зарыта)

«Цифра 3»

10. В живописи – триптих, а в литературе?..

(трилогия)

20. Эти три движителя так и не сдвинули с места немеханическое транспортное средство.

(Лебедь, Рак и Щука)

30. Эта сказка А.С.Пушкина начинается так: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

(«Сказка о царе Салтане»)

40. В этих японских стихотворениях всего три строки и 17 слогов.

(хокку)

50. Название трёх его романов начинается с буквы «О».

(И.А.Гончаров: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)

«Поэзия»

10. Это не только изящное животное, но и форма восточной поэзии.

(газель)

20. Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом.

(А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)

30.Он был мужем знаменитой Айседоры Дункан.

(С.А.Есенин)

40. К этому слову так и не смогли найти рифмы ни известный поэт Цветик, ни его ученик Незнайка.

(пакля)

50. В одном из его стихотворений в 1821 году впервые появилась строка: «Гений чистой красоты».

(В.А.Жуковский)

«Вам, гурманы»

10. Он не мог сделать выбор между мёдом и сгущёнкой и попросил и того, и другого.

(Винни-Пух)

20. Именно это блюдо заказал Буратино в «Харчевне трёх пескарей».

(три корочки хлеба)

30. Этот мастеровой решительно отказался от английского «горячего студинга в огне»: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть!»

(Левша)

40. Огромное количество этого лакомства съел самый старый посетитель цирка.

(эскимо съел старик Хоттабыч)

50. Именно этому была посвящена последняя книга Александра Дюма-отца.

(кулинария)

«Все цвета радуги»

10. Именно эта книга что ни год переиздаётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов.

(«Красная книга»)

20. Какого цвета были цветы, которые М.А.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером?

(жёлтого)

30. Именно это прозвище носил всем известный герой Шарля Перро. Его прототипом был маршал Франции Жиль де Рэ.

(Синяя борода)

40. Эту замечательную сказку о подземных жителях написал Антоний Погорельский.

(«Чёрная курица, или подземные жители»)

50. Эта известнейшая сказка заканчивается словами: Но волк, увы, чем кажется скромней,/ тем он всегда лукавей и страшней»

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

«Книжный мир»

10. Семь городов древности спорили за честь называться его родиной.

(Гомер)

20. «Мороз Красный нос», «Приключения капитана Врунгеля», «В окопах Сталинграда»… Что общего у таких разных произведений?

30. Так называется стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или даже целую фразу.

(акростих)

40. Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам,/ Настанет свой черёд».

(М.И.Цветаева)

50. Он издавал по 2 романа в год, а писал ещё быстрее, так что издателю после его смерти хватило работы ещё на 9 лет.

(Жюль Верн)

Раунд 3 «Игра со зрителями»

«Сказка – ложь…»

10. Эту полезнейшую штуковину можно получить за три хороших поступка.

(волшебная палочка)

20. Именно его Балда называл меньшим братом.

(заяц)

30.за ним охотились братья-близнецы в известной сказке Уайльда.

(кентервильский призрак)

50. Принц поднял туфельку с ноги Золушки. А вот была она правой или левой?

(башмак на правую ногу ничем не отличался от башмака на левую)

«Фразы»

10. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древняя христианская заповедь называется…

(золотое правило)

30. В его уста Гёте вложил слова: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

(Фауст)

40. «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Музыка Андрея петрова. А слова…

(Р.Киплинг)

50. На его кольце с наружной стороны было написано: «Всё проходит», а с внутренней – «И это тоже пройдёт».

(царь Соломон)

«Цветы»

10. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок?

(Данила-мастер)

20. Какой цветок особенно пропагандировал в своём творчестве С.Т.Аксаков?

(«Аленький цветочек»)

(Р.Брэдбери)

40. Из чего был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря Лоренцо?

(цветы лютика)

3. Подведение итогов. Награждение победителей

Перефразируя известное выражение, скажем: «Литература – это наше всё». Литература научная, художественная, документальная приобщает нас к событиям прошлого и настоящего, к русскому слову, к мыслям и чувствам человечества.

Викторина «Год литературы 2015» содержит 14 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Каковы основные задачи Года литературы?
Ответ: привлечение внимания к чтению, решение проблем книжной сферы, стимулирование интереса россиян к книгам.

2. Кто представлен на официальном логотипе Года литературы?
Ответ: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Ахматова

3. Назовите основные виды литературы?
Ответ:
Художественная литература
Документальная проза
Мемуарная литература
Научная и научно-популярная литература
Справочная литература
Учебная литература

4. Укажите три классических вопроса русской литературы:
«Кто виноват?» Герцен +
«Что делать?» Чернышевский +
«Что сделаю я для людей?», Данко, Горький
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасов +

5. Какие мероприятия запланированы на 2015 год в рамках объявленного Года литературы?
Ответ: Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь – 2015», пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

6. Кто из героев не принадлежит к типу «маленького человека» в русской литературе?
Самсон Вырин («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)
Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель» Н.В.Гоголь)
Пьер Безухов («Война и Мир» Л.Н.Толстой) +

7. Когда в русской литературе впервые появился фразеологизм «кисейная барышня»?
Ответ: впервые в литературе данный фразеологизм появился в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1861 год)

8. Кого можно причислить к когорте «герои своего времени»?
Евгений Онегин +
Евгений Базаров +
Григорий Печорин +

9. Из какого произведения фразы?

«И нечего дивиться:
Как дереву с огнём дружиться?»
Ответ: из басни И.А.Крылова «Роща и огонь»

«Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались».
Ответ: «Евгений Онегин» А.С.Пушкин

«Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет».
Ответ: «Зине» Н.А.Некрасов

10. Кто из типажей русской литературы НЕ относится к «тургеневским девушкам»?
Лиза Калитина +
Катя Одинцова +
Ольга Дымова

11. Шуточный вопрос (фразеологизмы)
Как мы говорим?

Седьмая вода на…
Сбитне
Киселе +
Морсе

А Васька слушает да…
Мурлычет
Пятится
Ест +

Вернёмся к нашим…
Баранам +
Козлам
Ослам

Вопросы по истории русской литературы

12. Кто из русских литераторов стоял у истоков сатирического направления в литературе?
А.Д.Кантемир +
В.К.Тредиаковский
М.В.Ломоносов

13. Какое направление доминировало в литературе в XVIII веке?
Символизм
Классицизм +
Футуризм

14. Какое произведение мы называем «Памятником древнерусской литературы»?
Слово о полку Игореве +
Из сказаний об Олексе Довбуше
Сказания о Прометее

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.

Литературная викторина в 3-4 классах.

I . Конкурсное задание «Разминка» (ответы дети пишут в столбик на листочках)

Угадайте, из каких сказок пришли к нам гости и как их зовут.

Иллюстрации героев сказок. (На экране)

«Приключения Чиполлино», Д. Родари.

«Малыш и Карлсон», А. Линдгрен.

«Кот в сапогах», Ш. Перро.

«Белоснежка и 7 гномов», братья Гримм

«Принцесса на горошине», Г. Андерсен.

«Русалочка», Г. Андерсен.

«Три поросенка», русская народная сказка.

«Бременские музыканты», братья Гримм

«Аленький цветочек», С. Аксаков.

«Незнайка в Солнечном городе» Н. Носов.

II. Устное народное творчество

Вспомните, что относится к устному народному творчеству? Почему оно получило такое название?

Ответы детей.

Отгадаем загадки! (на листочках пишут в столбик отгадки)

Меня бьют, колотят, Ворочают, режут, Я все терплю И всем добром плачу.

У тебя есть, У меня есть, У дуба - в поле, .У рыбы - в море.

Поле не мерено, Овцы не считаны, Пастух рогат.

(Небо, звезды, месяц.)

Глаза - на рогах,

А домик - на спине.

Что в руках не удержать?

Какую траву и слепой знает?

(Крапиву.)

III . "Сказочный конкурс"

Задание для каждой команды.(Устный ответ)

1. Герой сказки, к которому обращаются со словами: "Не гонялся бы ты за дешевизной!"

2. Герой сказки, который обращался с вопросами к объектам неживой природы.

3. Герой сказки, что жил у славного царя Додона и "стерег границы его царства".

4. Герой сказки, который произносит слова:

"Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна!.. Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!"

Ответы: 1. Поп. 2. Королевич Елисей. 3. Петушок. 4. Гвидон.

IV . Расшифруй фамилии поэтов, писателей. (у каждой команды листочки с заданиями, ответы пишут на них)

сеинен вючтет ошела шпирнив

(Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин)

V . Конкурс «Перевёртыши» (Устные ответы команд)

Назовите верное название произведения, зная его авторов.

1) Синяя бейсболка. (Ш.Перро "Красная шапочка")

2) Квадратик. (Русская народная сказка "Колобок")

3) Ручные утята. (Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди")

4) Подаренная луна. (Чуковский "Украденное солнце")

VI . Конкурс "Литературный детектив". (Устные ответы команд)

Я буду зачитывать вопросы, а вы - отвечать на них. Тематика вопросов - сказки.

1. В какой популярной сказке на главного героя три раза совершают покушение, и только на четвёртый раз он погибает? ("Колобок")

2.Как называется сказка о пользе коллективного труда? ("Репка")

3. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого они искали? (Золушку)

4. Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает ещё пятерых работников. Каких? (Бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.)

VII . "Угадай-ка". Конкурс капитанов.

Какие три желания исполнила Царевна-лягушка?

(Испекла торт, сшила рубашку, явилась на пир.)

За какие деньги Буратино продал азбуку?

(За четыре сольдо.)

Из какой это сказки, кто

(Из сказки "Свинопас" Андерсена.)

Назовите предмет, с помощью которого можно про-верить подлинность принцессы.

(Горошина.)

VIII . "Загадки-шутки" (ответы дети на листочках пишут в столбик)

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, за-знаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

(Нос.)

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрез-мерно доверчивые.

(Уши.)

Он в голове у легкомысленного человека; его сове-туют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчеза-ет; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(Ветер.)

Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет.

(Язык.)

I Х. По началу произведения определи его жанр(на листочках)

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке...

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки...

4) В некием царстве, в некием государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

5) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой...

ЦЕЛИ: повышение интереса к литературе; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.

В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.

I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова -загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы - 3 балла, со второй - 2, с третьей - 1.

Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
. ЕГО ноги кормят. (волк)

Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
. Чует ОНА, чьё мясо съела.
. Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)

И ОНА помнит, кто её кормит.
. Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
. ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)

ОНА семерых волков проведёт.
. ЕЙ хвост не для красы нужен.
. ОНА и во сне кур считает. (лиса)

Из большого осла не получится ОН.

Делать из мухи ЕГО.
. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)

И считанную ЕЁ волк съедает.
. Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)

Не мечите бисер перед НИМИ.
. ОНА грязи всегда найдёт.
. Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)

ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
. Ласточка день начинает, а ОН кончает.
. Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)

Не учи ЕЁ плавать.
. На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
. Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)

III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...

1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…» (Нет)
6. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н. (Нет)
7. Он - поэт, она - поэтика. (Нет, она - поэтесса. А поэтика - это учение поэтическом творчестве)
8. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)

IV. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)

V. СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ

Кто быстрее соберёт картинку-пазл, назовёт произведение и автора. (Можно взять любую иллюстрацию и, разрезав на части, получить пазл, а можно взять готовые (я брала пазлы "Квартет" по бесне Крылова)

Подведение итогов, награждение победителей.


Полный текст материала Литературная викторина "По страницам любимых книг" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.